Учебник для 10 кл. П. р. А. Н. Сахарова. М. 2005. Кацва Л. А., Юрганов А. Л история России 8 15 вв.: учебник для 8 кл. М. 1995 icon

Учебник для 10 кл. П. р. А. Н. Сахарова. М. 2005. Кацва Л. А., Юрганов А. Л история России 8 15 вв.: учебник для 8 кл. М. 1995



НазваниеУчебник для 10 кл. П. р. А. Н. Сахарова. М. 2005. Кацва Л. А., Юрганов А. Л история России 8 15 вв.: учебник для 8 кл. М. 1995
Дата конвертации21.04.2013
Размер445 b.
ТипУчебник
скачать >>>


Культура и быт XIV -XV вв.

  • Урок по истории России.

  • 10 класс.

  • (Учитель истории

  • Староатлашской СОШ

  • Старокулаткинского района

  • Ульяновской области

  • Муслимова Г. К. )


Цели:

  • Познакомить учащихся с основными достижениями, памятниками, образцами русской культуры XIV-XV вв.;

  • Объяснить, что создание этих памятников – великий подвиг народа;

  • Учить анализировать основные направления русской культуры XIV - XV вв.

  • Способствовать формированию бережного отношения к памятникам культуры.



Литература:

  • История России с древнейших времен до к. XVII в. Учебник для 10 кл. П.р. А. Н. Сахарова. М. 2005.

  • Кацва Л. А., Юрганов А. Л.. История России 8 – 15 вв.: учебник для 8 кл. М. 1995.

  • Методическое пособие по истории СССР 8 кл. П. р. А. А. Преображенского. М. «Просвещение» 1989.

  • История России с древнейших времен до к. XVII в. По учебнику А. Н. Сахарова. Составитель Н. С. Кочетков. Волгоград. 2004.



Основные понятия:

  • Культура – материальные и духовные достижения человечества.

  • Фольклор – устное народное творчество (былины, песни, пословицы, поговорки, сказки).

  • Архитектура – искусство строить и украшать здания.



План урока:

  • Фронтальная беседа.

  • Характерные черты эпохи.

  • Фольклор (былины, сказания, песни)

  • Литература.

  • Архитектура.

  • Живопись.

  • Быт и нравы.



Фронтальная беседа:

  • Что было нового в историческом развитии России в XIV - XV вв.?

  • Как развивалось хозяйство страны в указанный период?

  • Какие перемены происходили в политическом строе?

  • Какие земли присоединены?



Характерные черты эпохи:

  • Раздробленность (появление местных культурных центров).

  • Ордынское иго (страшный урон культурным ценностям, упадок культуры)



Фольклор

  • Устное народное творчество – былины, песни, пословицы, поговорки, сказки, заговоры, обрядовая поэзия – отразило представления русских людей о своем прошлом, окружающем мире.



Былины

  • О Владимире Красном Солнышко, в образе которого угадываются черты двух великих русских князей: Владимира Святославича и Владимира Мономаха, о богатырях земли русской, об исторических событиях.



Сказания

  • О битве на Калке , о разорении Рязани Батыем, о Евпатии Коловрате, защитнике Смоленска Меркурии, о Куликовской битве, о Дмитрии Донском и Сергии Радонежском.



Литература

  • «Житие святого Александра Невского».

  • Его герой – идеальный правитель, подобный библейским и римским героям: лицом подобен Иосифу, силой Самсону, премудростью Соломону, храбростью римского императору – Веспасиану.



Борьба за свободу против захватчиков – главная тема литературы после Батыева нашествия

  • «Повесть о Меркурии Смоленском».

  • Легендарный юноша Меркурий жертвует собой ради спасения родного города. Он убивает много врагов, отгоняет вражьи полчища от Смоленска. В конце сражения ему отсекают голову. С отсеченной головой он подходит к спасенному городу и умирает.



Литературный отклик на Куликовскую битву.

  • «Задонщина». Автор , Сафоний Рязанец, рассматривает события 1380 года как прямое продолжение борьбы Киевской Руси со степными кочевниками.

  • «Сказание о Мамаевом побоище». Автор поэтически описывает саму битву: «И ставшимся обемя войскома, крепко бьющемуся и грозно вельми; и под коньскыми ногами умирающе, от великия тесноты задыхахуся, яко не мощно бе вместитися на поле Куликове»



Задание. Расскажите об особенностях художественного отражения Куликовской битвы в литературных произведениях.



Зодчество

  • Преобладало деревянное зодчество. Возведение деревянных построек – изб и хором, часовен и церквей возобновилось после монгольского нашествия довольно быстро.



Каменное строительство , появившееся в разных городах Северо-Восточной Руси, свидетельствовало о восстановлении архитектурного мастерства.



Живопись

  • Русская живопись 14-15 вв. испытала невиданный расцвет. В искусство проникают представления о реальном человеке и ценности человеческой личности. Страдания распятого Христа, переживания Богоматери, образы святых и праведников стали средством передачи человеческих чувств. Божественное становилось понятным: в живописи раскрывались не только религиозные символы, но и психологические переживания изображенных людей.



Феофан Грек

  • Фрески Феофана изображали традиционные библейские сюжеты. Художник нарушил прежние обычаи изображения людей и ангелов. На феофановских фресках святые предстают перед зрителем полными внутреннего движения и драматизма. На их лицах читается мука, душевная неуравновешенность, сомнение, стремление к совершенству, к Богу.



Андрей Рублев

  • Новая ступень в средневековом искусстве связана с именем А. Рублева. Его называют основоположником русского Возрождения. В начале XV в. Рублев создает икону «Троица», ставшую надолго предметом восхищения и подражания.



«Троица». ^ Вопрос: «Какое впечатление производит это произведение?»

  • На иконе изображены одухотворенные фигуры трех прекрасных юных ангелов. Они олицетворяли единство трех божественных начал: Бога- Отца, Бога-Сына и Бога-Духа Святого. Икона как бы дышит умиротворенным покоем, внутренней сосредоточенностью, отрешенностью от всего суетного. Светлые тона одежд ангелов подчеркивают сдержанную торжественность в изображении тех, кто размышляет о Мире и Добре.



Быт и нравы.

  • И простолюдины, и знать жили в постройках срубного типа, топившихся по-черному. Жилище богатого человека было просторнее крестьянской избы, иногда имело 2-3 этажа. Окна в хоромах знати были слюдяными, в бедных домах – затягивались бычьим пузырем.



Пища

  • Основой пищи оставался хлеб. Из пшеничной муки выпекали калачи, пироги. Каши распространены были всевозможные: гречневая, овсяная, пшенная. Пили хлебный квас и ячменное пиво, морсы. Употребляли репу, грибы, мясо, рыбу. Сахара не было, употребляли мед. Готовили соленья и маринады.



Посуда

  • Посуда, употреблявшаяся в богатых и бедных домах, чаще всего не различалось по форме. Ложки и миски, чашки и кувшины изготовлялись с соблюдением одних тех же традиций. Но если в боярских домах они были серебряными или оловянными, то у бедноты – глиняными да деревянными.



Одежда и обувь.

  • Одежда горожан и крестьян была похожей. Основу мужского костюма составляли рубаха и порты. На голову зимой надевали шапку, летом – войлочные шляпы, горожане- колпаки. Обувались крестьяне в лапти, горожане – в кожаную обувь. Поверх рубахи носили плащи, зимой - шубы. Простолюдин носил домотканую одежду, боярин – из сукна, бархата, атласа, парчи



Закрепление

  • Определите, что было основным содержанием русской культуры XIV - XV вв.

  • Феофан Грек , Андрей Рублев – религиозные люди, их искусство носит религиозную форму, но он поднимет человека, заставляет думать, чувствовать, освобождает его мысль. Почему?



«Из всех периодов истории культуры именно 14-15 вв. являются особенно важными. Именно тогда происходит восстановление прерванного процесса созданная единого государства и возрождение культуры. В дальнейшем этот процесс, несмотря на многочисленные кризисные моменты, уже более не прерывался ,а лишь приобретал новые черты». Д. С. Лихачев.



Задание на дом:

  • Параграф 24, ответить на вопросы учебника, подготовить сообщения о шедеврах культуры XIV – XV вв.






Похожие:

Учебник для 10 кл. П. р. А. Н. Сахарова. М. 2005. Кацва Л. А., Юрганов А. Л история России 8 15 вв.: учебник для 8 кл. М. 1995 iconУчебник для вузов. М., 1998 Мучаев Ш. М., Устинов В. М. История России. Учебник для вузов. М.,1998
Гузарова Н. И., Гузаров В. Н. Традиционное общество в России (9-17 вв.): учебное пособие. Томск: Изд-во тпу, 2007
Учебник для 10 кл. П. р. А. Н. Сахарова. М. 2005. Кацва Л. А., Юрганов А. Л история России 8 15 вв.: учебник для 8 кл. М. 1995 iconУчебник для 10-11 кл. М.: Мнемозина, 2005. Указатели: Дополнительная информация. Выбираем программу
Нифантьев Э. Е. Органическая химия. 11(10) Кл. Учебник для 10-11 кл. М.: Мнемозина, 2005
Учебник для 10 кл. П. р. А. Н. Сахарова. М. 2005. Кацва Л. А., Юрганов А. Л история России 8 15 вв.: учебник для 8 кл. М. 1995 iconРабочая программа по русскому языку для 11 класса автор программы учитель русского языка и литературы Хамидуллина Т. А
Учебник: Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 классов оу. – М.: Просвещение,...
Учебник для 10 кл. П. р. А. Н. Сахарова. М. 2005. Кацва Л. А., Юрганов А. Л история России 8 15 вв.: учебник для 8 кл. М. 1995 iconУчебник для средних специальных учебных заведений. М.: Высшая школа, 1995
Кикин Д. Г., Самойленко П. И. Физика с основами астрономии. Учебник для средних специальных учебных заведений. – М.: Высшая школа,...
Учебник для 10 кл. П. р. А. Н. Сахарова. М. 2005. Кацва Л. А., Юрганов А. Л история России 8 15 вв.: учебник для 8 кл. М. 1995 iconУчебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений. Брянск: Издательство Брянского госуниверситета, 2005. 183 с
Базовый учебник: Ретивых М. В., Симоненко В. Д. Профессиональное самоопределение школьников: Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных...
Учебник для 10 кл. П. р. А. Н. Сахарова. М. 2005. Кацва Л. А., Юрганов А. Л история России 8 15 вв.: учебник для 8 кл. М. 1995 iconМарцинковская Татьяна Давидовна История детской психологии: учебник
История детской психологии: Учебник для студ пед вузов. – М.: Гуманит изд центр владос, 1998. – 272 с
Учебник для 10 кл. П. р. А. Н. Сахарова. М. 2005. Кацва Л. А., Юрганов А. Л история России 8 15 вв.: учебник для 8 кл. М. 1995 iconУчебник Лингафонный курс
Основной учебник: Португальский язык: учебник для институтов и факультетов иностранных языков (curso bбsico), М. А. Родионова, Г....
Учебник для 10 кл. П. р. А. Н. Сахарова. М. 2005. Кацва Л. А., Юрганов А. Л история России 8 15 вв.: учебник для 8 кл. М. 1995 iconУчебник для вузов Допущено учебно-методическим объединением вузов России по педагогическому образованию Министерства
Этот учебник представляет максимальные возможности для реализации этого интереса
Учебник для 10 кл. П. р. А. Н. Сахарова. М. 2005. Кацва Л. А., Юрганов А. Л история России 8 15 вв.: учебник для 8 кл. М. 1995 iconУчебник для мед вузов / С. Л. Кузнецов, Н. Н. Мушкамбаров. М.: Ооо «Медицинское информационное агентство», 2005. 600с
Гистология [Текст]: учебник / Ю. И. Афанасьев, Н. А. Юрина, Б. В. Алешин [и др.]; под ред. Ю. И. Афанасьева, Н. А. Юриной. – М.:...
Учебник для 10 кл. П. р. А. Н. Сахарова. М. 2005. Кацва Л. А., Юрганов А. Л история России 8 15 вв.: учебник для 8 кл. М. 1995 iconПисатели Восточной Сибири История природоведение учебники Математика : учебник
Математика: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд,- м.:...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы