Урок по повести Н. В. Гоголя «Шинель», которая является завершением всех повестей Гоголя icon

Урок по повести Н. В. Гоголя «Шинель», которая является завершением всех повестей Гоголя



НазваниеУрок по повести Н. В. Гоголя «Шинель», которая является завершением всех повестей Гоголя
Дата конвертации20.04.2013
Размер47.22 Kb.
ТипУрок
скачать >>>



Внеклассное чтение по повести Н.В.Гоголя «Шинель». Трагическая судьба маленького человека в повести «Шинель» (8 класс)


Фролова Ирина Михайловна, учитель русского языка и литература, ГБОУ СОШ № 139 с углубленным изучением математики, Санкт-Петербург


Цель урока: трагическая судьба маленького человека в повести Н.В.Гоголя «Шинель»


1. Начало урока

Сегодня у нас внеклассный урок по повести Н.В.Гоголя «Шинель», которая является завершением всех повестей Гоголя.


Эпиграф :

И веря; и не веря вновъ

Мечте высокого признанья,

Он проповедует любовь

Враждебным слогом отрицанъя.

Н.А.Некрасов


^ 2. Рассмотрим портрет Н.В.Гоголя и ответим на вопрос: « Чем же он так необычен?»

Теперь обратимся к портрету. Вы видите необычный портрет Гоголя, он отличается от тех портретов, которые вы: видели в своих хрестоматиях по литературе. Чем же он так необычен?


В начале 1829 г.Н.В. Гоголъ приезжает в Петербург. Вскоре фортуна

к нему была благосклонна. В 1831 г. в крупных журналах публикуется первое издание "Вечеров,..", знакомство с профессором Петербургского

университета Плетневым, через него - с Жуковским, с Пушкиным, а в Москве, где был поездом, с историком Погодиным, Аксаковым и актером Щепчиным. Это состояние удачливости, везения отразилось в венецианском портрете: молодой человек в завитых волосах и модном галстуке, с легкой улыбкой – чутъ - чутъ от Хлестакова. Но странная история случилась с этим портретом. Он исчез на несколько десятков лет. В 1860 году его узнал актер Каратыгин у издателя и библиографа Ефремова в кабинете среди портретов известных. Ефремов предполагал, что это - портрет самого Венецианова, его ввела в заблуждение подпись художника. Каратыгин сказал, что Гоголь именно таким приходил на репетицию "Ревизора".


^ 3. Рассказ о 3 циклах творчества К. В. Гоголя



Название цикла

Что в нем отражается в цикле

Авторское отношение к циклу

1 цикл «Вечера на хуторе…..»

Показана светлая жизнь, народные мечты о вольности

Благо

2 цикл « Миргород»


В нем присутствуют два лица: ослепительная картина возможного и жестокая картина сущего

Благо и зло

3 цикл «Петербургские повести

Гибель поэзии и творчества; пошлость и гнусность, задавившее высокое в русском человеке, возрождение возможно только после смерти

Зло


^ 4. Жизненные источники повести Петербург 30-40 годов. Письма Н.В.Гоголя к матери (о жизни в Петербурге)


Приложение: письмо от 30 апреля 1829 г.

письмо от 2 февраля 1830 г.

письмо от 2 апреля 1830 г.


^ 5. Возникновение сюжета повести «Шинель» (канцелярский анекдот)


Приложение: Анненков П.В. «Н.В.Гоголь в Риме….»


6. Разберемся в прочитанном (работа с текстом). Вопросы задаются учащимся заранее.


Узнав жизненные источники повести и как возник сюжет, разберемся в прочитанном:


1/ Каким образом Гоголь показывает обезличенностъ Акация Акакие­вича? В чем видит ее причину?


2/ Чем стала шинелъ в жизни Акакия Акакиевича? Почему? Проследить за изменением внешности, поведения, речи, настроения героя в то время, когда он впервые надел шинель.


3/ Какую роль в повести играет значительное лицо? Почему у него нет имени, ни фамилии? Где он служит? Как соотнести эту особенность изображения с маленькой деталью: отсутствием лица у генерала, изображенного на табакерке портного? Почему так смешно и нелепо согласуется средний род с мужским в рассказе о значительном лице: ''Одно значительное лицо недавно сделалось значительным, а до того был незначительным лицом»?


4/ Почему в бреду «сквернохульничая», Башмачкин постоянно обраща­ется к "значительному лицу» («ваше превосходительство»), а после смерти мстит не грабителям, а генералу?


5/ Гоголь пишет: ''Нужно знать, что Акакий Акакиевич объяснялся большею частью предлогами, наречиями и, наконец, такими частицами, кото­рые решителъно не имеют никакого значения». Перечитайте с этой точки зрения две сцены - разговор Башмачкина с Петровичем и разговор с генералом во время аудиенцию. Какие чувства вызывает у вас в этих сценах Башмачкин. Какова при этом его роль косноязычия?


6/ Какова роль фантастики в повести?

Писатель Б.Б.Набоков считал, что, человек, которого приняли за бесшинелъный призрак Акакия Акакиевича,- ведь это человек, укравший у него шинель. Полицейский, угодив в самый причудливый парадокс рассказа, принимает за этот призрак как раз ту персону, которая была антитезой ,- человека, укравшего шинель».

В пользу В.В. Набокова говорят такие детали: «шинель с Акакия Акакиевича снимают какие-то люди с усами, причем один из них приставил ему к самому рту кулак величиною с чиновничью голову». В конце повести коломенский булочник видит привидение с преогромными усами с и такими кулаками, «какого и у живых не найдешь».

Можно ли, по- вашему, согласиться с мнением Набокова или у вас есть другие соображения и доказательства?


7/ Исследовательская работа по сходству и различию анекдота и повести «Шинели»

Подводя итог, проведем небольшую исследовательскую работу отмети сходство и различие анекдота и «Шинели»

Анекдот

Повесть «Шинель»

1. Потеря любимой вещи тут же после приобретения

1. Потеря любимой вещи тут же после приобретения

2. Утрачен предмет роскоши

2.Утрачен предмет первой необходимости. Поэтому шинель становиться как бы действующим лицом. Недаром повесть названа «Шинель»

3. Лепажевское ружье- показатель некоторого достатка

3. А шинель? Написать ответ







4. Ружье пропадает по недосмотру владельца

4. А шинель? Написать ответ

5. В анекдоте оказался возможным благополучный конец: помогли товарищи

5. А в «Шинели»? Могут ли, в состоянии ли помочь товарищи? Написать ответ

6. Тема локальная, ограниченна, не выходит за определенные пределы, анекдот короток.

6. Тема «Шинели» - просто ли рассказ об утраченной вещи? Написать ответ



7. Домашнее задание

Написать сочинение по теме «Трагическая судьба маленького человека по повести Н.В. Гоголя «Шинель»




Похожие:

Урок по повести Н. В. Гоголя «Шинель», которая является завершением всех повестей Гоголя iconУрок литературы в 10 классе по теме «Петербургские повести Н. В. Гоголя»
Уважаемая редакция! Разрешите отправить Вам мой урок литературы в 10 классе по теме «Петербургские повести Н. В. Гоголя» (творческое...
Урок по повести Н. В. Гоголя «Шинель», которая является завершением всех повестей Гоголя iconКонспект урока по методике преподавания литературы: «По страницам Н. В. Гоголя» Урок-игра
Гоголя «Мёртвые души», и на сегодняшнем уроке, который пройдёт у нас в форме игры, мы вспомним с вами всё, о чём говорили на уроках,...
Урок по повести Н. В. Гоголя «Шинель», которая является завершением всех повестей Гоголя iconН. В. Гоголя «Вий» изучается после темы «Баллада В. А. Жуковского «Лесной царь». В начале данного урок
Урок по повести Н. В. Гоголя «Вий» изучается после темы «Баллада В. А. Жуковского «Лесной царь». В начале данного урока вернемся...
Урок по повести Н. В. Гоголя «Шинель», которая является завершением всех повестей Гоголя iconСценарий литературного вечера по творчеству Н. В. Гоголя «Горьким смехом моим посмеюся»
Н. В. Гоголя. Материал, используемый учителем, позволяет вспомнить этапы жизни и творчества писателя, помогает осознать значение...
Урок по повести Н. В. Гоголя «Шинель», которая является завершением всех повестей Гоголя iconЛитературная игра «Умники и умницы». 7 класс. По повести Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба»
«юмористическим». Из сочинений Гоголя она ознакомилась уже столько с истинным юмором, художественным воспроизведением действительности,...
Урок по повести Н. В. Гоголя «Шинель», которая является завершением всех повестей Гоголя iconФедяшина Екатерина «крылатые выражения в произведениях н. В. Гоголя»
Наша основная цель – определить степень значения произведений Н. В. Гоголя для обогащения русского языка крылатыми выражениями, а...
Урок по повести Н. В. Гоголя «Шинель», которая является завершением всех повестей Гоголя iconЛитературная игра «Умники и умницы» по повести Н. В. Гоголя «Майская ночь или утопленница». Сейчас прочел «Вечера близ Диканьки»
Литературная игра «Умники и умницы» по повести Н. В. Гоголя «Майская ночь или утопленница»
Урок по повести Н. В. Гоголя «Шинель», которая является завершением всех повестей Гоголя iconРеферат по теме: Размышления о феномене панночки (по повести Гоголя Н. В. «Вий»)
Цель моего реферата показать на примере произведения Гоголя «Вий», что анализ любого произведения может превратиться в увлекательнейшее...
Урок по повести Н. В. Гоголя «Шинель», которая является завершением всех повестей Гоголя iconН. В. Гоголя Лирический образ Руси в прозе Н. В. Гоголя. Реферат

Урок по повести Н. В. Гоголя «Шинель», которая является завершением всех повестей Гоголя iconРеферат по литературе на тему: " Мертвые и живые души" в повести Н. В. Гоголя "Мертвые души"
Я выбрал поэму Н. В. Гоголя "Мертвые души" потому, что это грандиозное произведение, в котором автор стремился показать не только...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы