Исследование «Влияние самооценки старшего школьника на его профессиональное самоопределение» icon

Исследование «Влияние самооценки старшего школьника на его профессиональное самоопределение»



НазваниеИсследование «Влияние самооценки старшего школьника на его профессиональное самоопределение»
страница1/4
Дата конвертации22.11.2012
Размер0.78 Mb.
ТипИсследование
скачать >>>
  1   2   3   4

Социальный проект – исследование

«Влияние самооценки старшего школьника

на его профессиональное самоопределение»



Содержание

Стр.

Введение

3

Глава 1. Рассмотрение проблемы влияния самооценки в старшем школьном возрасте на профессиональное самоопределение старшеклассника в психолого-педагогической литературе.

6

1.1. Возрастные особенности учащегося старшего школьного возраста.

6

1.2. Самооценка старшего школьника как психолого-педагогический феномен.


12

1.3. Деятельность педагога, направленная на профессиональное самоопределение старшеклассника.

23

Выводы по главе 1.

31

^ Глава 2. Экспериментальная работа по выявлению влияния самооценки старшеклассника на его профессиональное самоопределение.


33

2.1. Цели и задачи эксперимента. Практическая работа педагога.

33

2.2. Используемые диагностические методики.

41

2.3. Результаты эксперимента по выявлению влияния самооценки старшего школьника на его профессиональное самоопределение.

51

Выводы по главе 2.

62

Заключение.

64

Список литературы.

66



Введение.

Проблема развития самосознания является одной из ключевых в психологии. Она широко обсуждается в рамках отечественных и зарубежных психологических исследований. Изучение структуры самосознания, динамики его развития представляет большой интерес, как в теоретическом, так и в практическом плане, поскольку позволяет приблизиться к пониманию механизмов формирования личности в онтогенезе.


Интенсивное развитие нашего общества, его демократизация и гуманизация повышают требования к формированию активной, созидающей личности. Только такая личность может самостоятельно регулировать собственное поведение и деятельность, определять перспективы своего развития, пути и средства их реализации. Самооценка является важнейшим фактором формирования личности. Именно она позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяет уровень его стремлений и ценностей, характер его отношений с окружающими. Согласно закону РФ «Об образовании» содержание образования должно обеспечивать «…формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества…»[43].

Актуальность данного исследования заключается в попытке рассмотреть особенности формирования самосознания в юношеском возрасте, как важном периоде личностного и профессионального самоопределения.

Теоретической основой нашей работы по изучению влияния самооценки старших подростков на их профессиональное определение послужили исследования как отечественных авторов – Л.И.Божович [2], И.И.Чесноковой [41], А.Г.Спиркина [37], В.В.Столина [38], М.И.Лисиной [18] и др., так и зарубежных – У.Джемса [40], Э.Эриксона [40], К.Роджерса [40], Р.Бернса [1] и др.

В указанных работах рассматриваются такие вопросы как структура самосознания, динамика его развития в онтогенезе, социально-перцептивные аспекты самосознания, связанные с особенностями самооценок, с самосознанием и познанием других людей, и др.

Проблема профессионального определения в истории культуры также не нова. Еще в работах К.А. Гельвеция, И.Ф. Гербарта, Р. Оуэна, И.Г. Песталоцци закладывались моральные основы не только образования, но и профессиональной подготовки молодежи к труду. Еще больший акцент на активной, преобразовательной позиции вступающего в жизнь молодого человека делают К. Маркс и Ф. Энгельс. В работах Н. К. Крупской нашел отражение «политехнический подход в профориентации». В середине 80-х годов были сделаны попытки перейти от чисто профдиагностической к развивающей помощи самоопределяющимся подросткам. Эта идея прослеживается в работах А.А. Вайсбург [3], Е.А. Климова [9], Н.С. Пряжникова [27], Т.В. Снегиревой [36] и др.

^ База исследования - 30 учащихся 9 класса и 30 учащихся 11 класса МОУ «СОШ № 32 с углубленным изучением английского языка» г. Озерска Челябинской области в возрасте 15-17 лет.

^ Объект исследования – профессиональное самоопределение старших школьников.

Предмет исследования – взаимосвязь самооценки старшеклассника и его профессионального самоопределения.

^ В качестве гипотезы выступает предположение о том, что такие личностные образования в структуре самосознания как самооценка и самоотношение влияют на процесс формирования профессионального самосознания.

^ Задачи исследования:

1) Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования самосознания в юношеском возрасте.

2) Выявить возрастные особенности старшего школьника.

3) Рассмотреть формы и методы работы педагога по формированию профессионального определения старшего школьника.

4) Выяснить влияние самооценки в старшем школьном возрасте на выбор профессии.

Для решения поставленных задач были использованы следующие диагностические методики:

  1. Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М.Прихожан. [26].

  2. Методика исследования самоотношения Р.С.Пантилеева [33].

  3. Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф.Потемкиной [33].

  4. Методика оценки уровня притязаний В.К. Гербачевского [24].

  5. Дифференциально-диагностический опросник Е.А.Климова [33].

  6. Сочинение «Я в профессии через 10 лет».

Исследование проводилось в период 2007-2009 учебных годов на базе МОУ «СОШ № 32 с углубленным изучением английского языка» г. Озерска Челябинской области.

Этапы исследования:

1. На первом этапе (сентябрь 2007 – декабрь 2007 года) изучалась литература и исследования по нашей проблеме.

2. На втором этапе (январь 2007 года – июль 2009 года) проводился сбор информации, осуществлялось наблюдение за группой учащихся, использовались диагностические методики.

3. На третьем этапе (август – сентябрь 2009 года) обрабатывались, систематизировались и оформлялись полученные результаты.

Практическая значимость работы определяется возможностью использования полученных в исследовании данных в практической деятельности педагогов.


Глава 1. Рассмотрение проблемы влияния самооценки в старшем школьном возрасте на профессиональное самоопределение старшеклассника в психолого-педагогической литературе.

1.1. Возрастные особенности учащегося старшего школьного возраста.

Подростковый возраст имеет социально-историческую природу. Этот возраст выделяется исследователями как этап развития относительно поздно - до ХVIII в. завершение детства связывалось с половым созреванием, сразу по его окончанию следовал период вступления во взрослость. Впервые на проблемы подросткового возраста обратил внимание Ж.-Ж. Руссо, охарактеризовав его как «второе рождение» и связывая этот период жизни с ростом самосознания. Идея Ж.-Ж. Руссо была воспринята и творчески развита Г. С. Холлом, которого называют «отцом» психологии переходного возраста. Заслуга исследователя - в разработке первой психологической концепции подросткового возраста. Холл выделял в качестве основного содержания возраста кризис самосознания, с преодолением которого приходит «чувство индивидуальности». Подростковый возраст был определен им как период «бури и натиска», обусловленный разрывом между наступлением социальной и сексуальной зрелости.

Основная характеристика подросткового возраста - его противоречивость. Противоречивость находит выражение в следующих особенностях возраста:

1. Промежуточный, переходный между детством и взрослостью возраст, совмещающий характеристики того и другого возраста, определяя маргинальность личности в этот период. Включенность и в мир взрослых, и в мир детства обусловливает тревожность, эмоциональную неустойчивость, конфликтность, максимализм, застенчивость подростка. Открытие феномена «подростковой субкультуры» свидетельствует о маргинальности и переходности этого периода. Отрочество (подростничество и юность) представляют собой социокультурный феномен, продолжительность которого определяется особенностями социальной и технологической организации общества. Возрастание периода отрочества - тенденция индустриального и постиндустриального общества.

2. Гетерохронность развития отражена в несовпадении точек достижения морфофизиологической, половой, интеллектуальной и социальной зрелости; Л. С. Выготский указывал, что половое созревание начинается и завершается раньше, чем подросток достигает зрелости социокультурного развития [4].

3. Подростничество является одновременно возрастом социализации и индивидуализации (открытия и утверждения своего уникального и неповторимого Я в форме развития самосознания и это идентичности).

Противоречивость подросткового возраста обусловливает ряд проблем. Во-первых, является ли этот возраст стабильным или критическим? Перечисленные особенности возраста дают основания ряду исследователей рассматривать подростковый возраст как непрерывный кризис (Ш. Бюлер, Л. И. Божович). Другая, более обоснованная, на наш взгляд, позиция рассматривает подростковый возраст как стабильный, отделенный кризисами от других возрастов (Д. Б. Эльконин, Э. Эриксон).

Другая проблема, связанная с противоречивостью подросткового возраста, - различия в определении его хронологических границ. Ш. Бюлер определяла подростковый возраст по критерию пубертатности (полового созревания). Психологические симптомы переходного возраста появляются уже в 11-12 лет, затем следует пубертатная стадия (12-17 лет) и юность (18 – 21-23 года). Бюлер выделяла негативную и позитивную фазы подросткового возраста. Негативная

фаза продолжается с 11 до 13 лет у девочек и с 14 до 16 лет у мальчиков. В юношеском возрасте происходит относительная стабилизация характера и проявляются черты зрелости. Э. Шпрангер включал подростковый возраст в юношеский, границы которого он определял 13-19 годами у девушек, 14-22 - у юношей. Подростковая фаза (14-17 лет) характеризуется кризисом, связанным с освобождением от детской зависимости. Шпрангер также выделял в качестве основных новообразований этого возраста открытие Я, возникновение юношеской рефлексии, осознание своей индивидуальности.

Д. Б. Эльконин [4] выделяет эпоху подростничества, включающую два периода: младший подростковый возраст (12-14 лет), в котором ведущей деятельностью является интимно-личностное общение, и старший подростковый возраст или раннюю юность (15-17 лет), где учебно-профессиональная деятельность выступает в качестве ведущей. Период юности (18-21 год) традиционно рассматривается, начиная с работ Л. С. Выготского, как начальная фаза вступления во взрослость.

Р. Хевигхерст [7] считает центральной задачей развития подросткового возраста самоопределение в системе ценностей, общения и отношений между людьми. Данная задача определяет следующие направления развития:

• освоение «новой телесности», связанной с процессами полового созревания, формирование полоролевой идентичности и телесного образа Я;

• развитие абстрактного мышления;

• приобретение навыков межличностного общения с представителями своего и противоположного полов, вхождение в группу сверстников;

• становление новых отношений в семье на основе освобождения от родительской опеки, автономии и независимости (преодоление эмоциональной зависимости при сохранении потребности в психологической и материальной поддержке);

• выработка жизненной философии и системы ценностей;

• постановка задач будущего в области карьеры и образования;

• подготовка к семейной жизни.

Проблема формирования эго-идентичности в юности разрабатывалась в концепции Э. Эриксона и теории статусов идентичности Д. Марсиа, закономерности формирования эмоциональной независимости от семьи в психоанализе, формирования абстрактного мышления и формально-логических операций - в концепции Ж. Пиаже.

Формирование самосознания на основе самопознания, обусловленного развитием интеллекта и рефлексии, приводит к формированию в подростковом возрасте новой формы эгоцентризма. Д. Элкинд так характеризует подростковый эгоцентризм: феномен воображаемой аудитории и миф о собственной исключительности. Феномен воображаемой аудитории заключается в убежденности подростка, что он постоянно находится в центре внимания окружающих людей, достаточно критично к нему настроенных. Отсюда тревожность и неуверенность, обусловленные переживанием чувства «как на сцене», чрезмерная чувствительность к чужим мнениям, уязвимость, сосредоточенность на мысли, как его оценивают окружающие, демонстративное поведение «на публику». Миф о собственной исключительности состоит в убежденности подростка в уникальности внутренних переживаний, собственной неуязвимости («с другими может что-то случиться, со мной - никогда»). Подростковый эгоцентризм рождает чувство одиночества («никто меня не понимает»), саркастическое и критичное отношение к другим людям как защиту от оценок «воображаемой аудитории», высокую эмоциональную напряженность, нередко склонность к самолюбованию. Преодоление подросткового эгоцентризма связано, по мнению Ф. Райса, с развитием общения со сверстниками и формированием эго-идентичности [14].

В отечественной психологии возникновение и развитие самосознания рассматривают как центральное психологическое новообразование подросткового возраста. Л. С. Выготский считал, что самосознание подростка есть социальное сознание, перенесенное внутрь [4]. Д. Б. Эльконин в качестве центрального новообразования младшего подросткового возраста рассматривал чувство взрослости, через которое подросток сравнивает и отождествляет себя с другими, строит свои отношения и трансформирует свою деятельность [4]. Чувство взрослости - особая форма самосознания. Ее «особость» состоит в том, что самосознание выступает в аффективной форме переживания. Кроме того, это есть форма осознания своих социальных, а не индивидуальных качеств. Подростковый возраст предполагает постепенное развитие взрослости как готовности ребенка к жизни в обществе взрослых как равноценного и равноправного участника. Следует различать объективную взрослость как объективную готовность принять права и обязанности взрослого члена общества и субъективную готовность как часто неосознанное отношение к себе как к взрослому (чувство взрослости) и тенденцию взрослости. Возникновение чувства взрослости напрямую не связано с половым созреванием, а определяется тем, какое значение придает ему сам подросток.

Старший подростковый возраст характеризуется особой социальной ситуацией развития - подросток стоит на пороге взрослой жизни и общество ставит перед ним задачу самоопределения в профессиональной сфере. Ведущей деятельностью становится учебно-профессиональная как усвоение системы научных понятий в контексте предварительного профессионального самоопределения. Выбор профессии предполагает формирование намерений через фазы предварительного выбора и практического принятия решения с определением уровня квалификации и формы профессиональной подготовки. Основной целью самоопределения в старшем подростковом возрасте, по мнению Н. С. Пряжникова [28] является формирование внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего профессионального, жизненного, личного развития, готовности к рассмотрению себя во временной перспективе и способности самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности. Профессиональное самоопределение требует определенного самоограничения и критичного соотнесения собственных возможностей, интересов, способностей с возможностями и ограничениями профессии.

Самоопределение становится важнейшим новообразованием возраста, являясь выбором будущего пути, определением цели и смысла будущей жизни; формирование целостной смысловой системы «Я и общество» предполагает выбор профессии, но к нему не сводится. Личностное самоопределение имеет ценностно-смысловую природу и предполагает активное определение подростком своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей и смысла своего существования. Важными новообразованиями ранней юности являются ценностные ориентации в сфере идеологии и мировоззрения, построение жизненных планов во временной перспективе. Воля обеспечивает выбор жизненных целей в условиях конкуренции мотивов, осуществление нравственного выбора в ситуации моральных дилемм, способность прилагать усилия в достижении целей.

Важными новообразованиями когнитивной сферы являются становление формально-логического интеллекта, гипотетико-дедуктивного мышления, когнитивного стиля, дивергентного мышления, рефлексии, основанной на формальном интеллекте. Учебная деятельность приобретает черты деятельности по саморазвитию и самообразованию.


^ 1.2. Самооценка старшего школьника как психолого-педагогический феномен.

Проблеме самооценки и самосознания посвящено значительное число работ, как в отечественной, так и в зарубежной психологии. В отечественной психологии эти исследования сконцентрированы в основном вокруг трех групп вопросов:

- философско - методологические историко-культурные аспекты самосознания, связанные с личностной ответственностью, моральным выбором, моральным самосознанием (И.С.Кон [13], А.Г.Спиркин [37], А.И.Титаренко) и др; общепсихологические аспекты становления самосознания в контексте проблемы развития личности (Л.И.Божович [2], И.И.Чеснокова [41], С.Л.Рубинштейн [34]) и др.;

- социально - перцептивные аспекты становления самосознания в контексте проблемы развития личности (Л.И.Божович [2], И.И. Чеснокова [41], С.Л.Рубенштейн [34]);

- социально-перцептивные аспекты самосознания, связанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих, с самосознанием и познанием других людей (А.В.Захарова [8], А.И. Липкина [17], В.В.Столин [38]) и др.

В литературе используется множество самых разнообразных понятий: «самосознание», «Я», «Я - концепция», «представление о себе», «отношение к себе», «самооценка», «образ Я» и т.п. Авторы ряда работ пытались соотнести понятия, упорядочить терминологическое поле проблемы. (М.И.Лисина [18], В.В.Столин [38]).

Понятие «самосознание» используется, как родовое, для обозначения всей области в целом, включая, как процессуальные, так и структурные характеристики. Термины «самосознание», «представление о себе» применяются для описания когнитивной стороны самосознания, знание человека о себе. Эмоциональная сторона самосознания описывается с помощью терминов «отношение к себе» и «самооценка». «Образ Я» рассматривается, как структурное образование самосознания, своего рода «итоговый продукт» неразрывной деятельности трех его сторон – когнитивной, эмоциональной и регуляторной. 38 .

Наибольший интерес у отечественных психологов вызывает проблема возникновения самосознания, его структура и уровневая организация. И.И.Чеснокова предлагает различать два уровня самосознания по критерию тех рамок, в которых происходит соотнесение знаний о себе. На первом уровне такое соотнесение происходит в рамках сопоставления «Я» и «другого человека». Сначала некое качество воспринимается и понимается в другом человеке, а затем переносится на себя. Соответствующими внутренними приемами самосознания являются преимущественно самовосприятие и самонаблюдение. На втором уровне соотнесения знаний о себе происходит в процессе аутокоммуникации, т.е. в рамках «Я и Я». Человек оперирует уже готовыми знаниями о себе, в какой-то степени уже сформированными, полученными уже в разное время, в разных ситуациях. В качестве специфического внутреннего приема самосознания указывается самоанализ и самоосмысление. На этом втором уровне человек соотносит свое поведение с той мотивацией, которую он реализует. Оцениваются и сами мотивы с точки зрения общественных и внутренних требований. Высшего развития самосознание на втором уровне достигает при формировании жизненных планов и целей. Своей общественной ценности, собственного достоинства. 41

И.С. Кон несколько иначе формулирует уровневую концепцию образа «Я». Образ «Я» понимается, как установочная система; установки обладают тремя компонентами когнитивным, аффективным и производным от первых двух поведенческим. Нижний уровень образа «Я» составляют «неосознанные, представленные только в переживании установки, традиционно ассоциирующиеся в психологии с «самочувствием» и эмоциональным отношением к себе; выше расположены осознание и самооценка отдельных свойств и качеств; затем эти частные самооценки складываются в относительно целостный образ; и сам этот образ «Я» вписывается в общую систему ценностных ориентацией личности, связанных с осознанием его целей своей жизнедеятельности и средств, необходимых для достижения этих целей 12.

По мнению В.В.Столина самосознание осуществляется на трех уровнях: это отражение субъекта в системе его органической активности, в системе его коллективной предметной деятельности и детерминированных его отношениях и в системе его личностного развития, связанного с множественностью его деятельностей. 38 .

По мнению М.И.Лисиной образ себя имеет аффективно-когнитивный характер и состоит из эмоционального отношения человека к себе и когнитивных представлений (знаний) о себе. Она считает, что Я - образ имеет сложную архитектонику. Есть центральное, ядерное образование, в котором представлено в наиболее переработанной форме знание о себе, как субъекте, в нем рождается общая самооценка, тут она постоянно существует и функционирует; существует так же «периферия», на которую поступают самые новые и свежие сведения человека о себе, оказывающие влияние на изменение представлений о себе. 18.

С.Л.Рубенштейн считает, что «развитие самосознания проходит через ряд ступеней – от наивного неведения в отношении самого себя к все более углубленному самопознанию, соединяющемуся затем со все более определенной и иногда резко колеблющейся самооценкой». 34

Зарубежная литература по темам, имеющим отношение к психологии самосознания, чрезвычайно богата.

У.Джемс первым из психологов начал разрабатывать проблематику Я - концепции. Глобальное, личностное Я, он рассматривал, как двойственное образование, в котором соединяются Я - сознание и Я, как объект. Это две стороны одной целостности, всегда существующие одновременно. Одна из них являет собой чистый опыт (Я - сознающее), а другая – содержание этого опыта (Я, как объект). По мысли Джемса, Я, как объект,- это все то, что человек может назвать своим. В этой области Джемс выделяет четыре составляющие и располагает их в порядке значимости: духовное Я, материальное Я, социальное Я и физическое Я. 1

Интеракционная школа (Кули, Мид и др.) полагают, что человеческое «Я» изначально социально и формируется в ходе социального взаимодействия. Интеракционисты указывают на то, что самосознание и ценностная ориентация личности, как бы зеркально отражают реакции на нее окружающих людей. Под действием механизма взаимного обогащения происходит становление Я - концепции индивида. 1.

В теории Э. Эриксона проблематика Я - концепции рассматривается сквозь призму эго-идентичности, понимаемой как возникающий на биологической основе продукт определенной культуры. Формирование идентичности Я - процесс, который служит основой постоянного расширения самосознания и самопознания. Эриксон рассматривает развитие личности, её самосознания как последовательную смену стадий, имеющих свои особенности.

К.Роджерс понимает под Я - концепцией восприятие человеком самого себя, механизм, контролирующий и интегрирующий поведение индивида. К.Роджерс рассматривает самосознание с точки зрения развития у человека позитивного самовосприятия. [1].

Как мы имели возможность убедиться, во многих психологических теориях проблема самосознания является одной из центральных. Большинство исследователей проблемы самосознания считают, что самосознание – это, прежде всего процесс, с помощью которого человек познаёт себя и относится к самому себе. “Самосознание в психической деятельности личности выступает как особо сложный процесс опосредованного познания себя, развернутый во времени, связанный с движением от единичных ситуативных образов через интеграцию подобных многочисленных образов в целостное образование – в понятие своего собственного Я как субъекта, отличного от других субъектов. Многоступенчатый и сложный процесс самопознания сопряжен с разнообразными переживаниями, которые в дальнейшем также обобщаются в эмоционально-ценностное отношение личности к себе”. [41].

Самосознание – это динамическая система, которая на разных возрастных этапах имеет свои особенности.

Особенности самосознания в юношеском возрасте.

Центральный психологический процесс юношеского возраста – развитие самосознания, которое побуждает личность соизмерять все свои стремления и поступки с определенными приступами и образом собственного “Я”.[13]

Юношеское “Я” еще не определено, расплывчато, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить. Отсюда растет потребность в общении и одновременно повышается его избирательность, потребность в уединении.

Представление юноши о себе всегда соотносится с групповым образом “Мы”, то есть образом типичного сверстника своего пола, но никогда не совпадает с этим “Мы” полностью. Чем старше и более развит человек, тем больше находит он различий между собой и “усредненным” сверстником. [13].

Исключительно важной инстанцией самосознания, во многом закладываемой в ранней юности, является самоуважение. Это понятие многозначно, оно подразумевает и удовлетворенность собой, и принятие себя, и чувство собственного достоинства, и положительное отношение к себе, и согласованность своего наличного и идеального “Я”. В зависимости от того, идет ли речь о целостной самооценке себя как личности или о каких-либо отдельных исполняемых социальных ролях, различают общее и частное самоуважение. Поскольку высокое самоуважение ассоциируется с положительными, а низкое – с отрицательными эмоциями, мотив самоуважения – это “личная потребность максимизировать переживание положительных и минимизировать переживание отрицательных установок по отношению к себе”[14].

Человек с высоким самоуважением считает себя не хуже других, верит в себя и в то, что может преодолеть свои недостатки. Низкое самоуважение, напротив, предполагает устойчивое чувство неполноценности, ущербности, что оказывает крайне отрицательное воздействие на эмоциональное самочувствие и социальное поведение личности. Для юношей с пониженным самоуважением типична общая неустойчивость образов «Я» и мнений о себе. Они больше других склонны «закрываться» от окружающих, представляя им какое-то «ложное лицо», «представляемое Я».

Юноши с пониженным самоуважением особенно ранимы и чувствительны, они болезненнее других реагируют на критику, смех, порицание. Их больше всего беспокоит плохое мнение о них окружающих. Они болезненно реагируют, если у них что-то не получается в работе или, если они обнаруживают в себе какой-то недостаток. Пониженное уважение побуждает уклоняться от всякой деятельности, в которой имеется момент соревнования. Такие люди часто отказываются от достижения поставленной цели, так как не верят в собственные силы.

В юношеском возрасте в рамках становления нового уровня самосознания идет и развитие нового уровня отношения к себе. Одним из центральных моментов здесь является смена оснований, критериев для самооценки – они смещаются, говоря словами Л.С.Выготского, «извне, во внутрь», приобретая качественно иные формы, сравнительно с критериями оценки человеком других людей. Переход от частных самооценок к общей, целостной (смена оснований) создает условия для формирования в подлинном смысле слова собственного отношения к себе, достаточно автономного от отношения и оценок окружающих, частных успехов и неудач, всякого рода ситуативных влияний. Оценка отдельных качеств, сторон личности играет в таком собственном отношении к себе подчиненную роль, а ведущим оказывается некоторое общее, целостное «принятие себя», «самоуважение». Именно в юности формируется эмоционально-ценностное отношение к себе, то есть «оперативная самооценка» начинает основываться на соответствии поведения, собственных взглядов и убеждений, результатов деятельности. [4]

Самооценке отводится ведущая роль в рамках исследования проблем самосознания.

Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Самооценка характеризуется как стержень процесса самосознания, показатель индивидуального уровня его развития, интегрирующее начало и его личностный аспект, органично включенный в процесс самопознания.

Юношеский возраст характеризуется сбалансированным развитием когнитивного и эмоционального компонентов самооценки. Рост осознанного отношения к себе ведет к тому, что знания о себе начинают регулировать и вести за собой эмоции, адресующиеся собственному «Я». Складываются относительно устойчивые представления о себе, как целостной личности, отличной от других людей.

Выполняя регулятивные функции, самооценка выступает необходимым внутренним условием организации субъектом своего поведения, деятельности, отношений. Она является важнейшим фактором мобилизации человеком своих сил, реализации скрытых возможностей, творческого потенциала. [8]

Самооценка - достаточно сложное образование человеческой психики. Она возникает на основе обобщающей работы процессов самосознания, которая проходит различные этапы, и находится на разных уровнях развития в ходе становления самой личности. Поэтому самооценка постоянно изменяется, совершенствуется. Процесс установления самооценки не может быть конечным, поскольку сама личность постоянно развивается, а, следовательно, меняются и ее представления о себе и отношение к себе. Источником оценочных представлений индивида о себе является его социокультурное окружение, в том числе социальные реакции на какие-то проявления его личности, а также результаты самонаблюдения.

По мнению Бернса, есть три момента, существенных для понимания самооценки. Во-первых, важную роль в ее формировании играет сопоставление образа реального Я с образом идеального Я, т.е. с представлением о том, каким человек хотел бы быть. Это сопоставление часто фигурирует в различных психотерапевтических методиках, при этом высокая степень совпадения реального и идеального Я считается важным показателем психического здоровья. Таким образом, чем меньше разрыв между реальным представлением человека о себе и его идеальным Я, тем выше самооценка личности.

Во-вторых, важный фактор для формирования самооценки связан с интериоризацией социальных реакций на данного индивида. Иными словами, человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие.

Наконец, в-третьих, на формирование самооценки существенное влияние оказывают реальные достижения личности в самых разнообразных видах деятельности. И здесь, чем значительнее успехи личности в том или ином виде деятельности, тем выше будет и ее самооценка.

Следует особо подчеркнуть, что самооценка независимо от того, лежат ли в ее основе собственные суждения индивида о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурные нормы, всегда носит субъективный характер.

Содержание самооценки многоаспектно, так же как сложна и многоаспектна сама личность. Оно охватывает мир ее нравственных ценностей, отношений, возможностей, способностей. Единая целостная самооценка личности формируется на основе самооценок отдельных сторон ее психического мира.

Самооценка - субъективное и очень личностное образование нашей психики. Она формируется при более или менее активном участии самой личности, несет на себе отпечаток качественного своеобразия ее психического мира, поэтому самооценка не во всех своих элементах может совпадать с объективной оценкой данной личности. Ее адекватность, истинность, логичность и последовательность устанавливаются на основе реальных проявлений личности в деятельности и поведении.

В психологии различают самооценку адекватную и неадекватную. Адекватная самооценка отражает реальный взгляд личности на саму себя, ее достаточно объективную Оценку собственных способностей, свойств и качеств. Если мнение человека о себе совпадает с тем, что он в действительности собой представляет, то говорят, что у него адекватная самооценка. Неадекватная самооценка характеризует личность, чье представление о себе далеко от реального. Такой человек оценивает себя необъективно, его мнение о себе резко расходится с тем, каким его считают другие.

Неадекватная самооценка, в свою очередь, может быть как завышенной, так и заниженной. Если человек переоценивает свои возможности, результаты деятельности, личностные качества, то его самооценка является завышенной. Такой человек самоуверенно берется за работу, превышающую его реальные возможности, что при неудаче может приводить его к разочарованию и стремлению переложить ответственность за нее на обстоятельства или других людей. Если человек недооценивает себя по сравнению с тем, что он есть в действительности, то его самооценка заниженная. Такая самооценка разрушает у человека надежды на собственные успехи и хорошее отношение к нему со стороны окружающих, а реальные свои успехи и положительную оценку окружающих он воспринимает как временные и случайные. Как завышенная, так и заниженная самооценка затрудняют жизнь человека. Нелегко жить неуверенным в себе, робким; трудно жить и высокомерным. Неадекватная самооценка осложняет жизнь не только тех, кому она свойственна, но и окружающих.

Адекватная самооценка также не бывает однородной. У одних людей она высокая, у других более низкая. Повышенная самооценка характеризует человека, который не считает себя хуже других и положитёльно относится к себе как к личности. У него достаточно высокий уровень притязаний и вера в свои способности. Такой человек руководствуется своими принципами, знает себе цену, мнение окружающих не имеет для него решающего значения. Он уверен в себе, поэтому критика не вызывает у него бурной защитной реакции и воспринимается спокойно. Человек, положительно относящийся к себе, обычно более благосклонно и доверчиво относится к окружающим.

Пониженная самооценка проявляется в постоянном стремлении недооценивать собственные возможности, способности, достижения, повышенной тревожности, боязни отрицательного мнения о себе, повышенной ранимости, побуждающей человека сокращать контакты с другими людьми, В этом случае страх самораскрытия ограничивает глубину и близость общения. Люди пониженной самооценкой подчас недоверчиво и недоброжелательно относятся к другим людям.

Знать самооценку человека очень важно для установления отношений с ним, для нормального общения, в которое люди как социальные существа неизбежно включаются. Особенно важно учитывать самооценку старшего школьника. Она только формируется и поэтому в большей мере, чем у взрослого, поддается воздействию, изменению.

Многочисленные исследования неоспоримо свидетельствуют о том, что эффективное решение проблем самосознания, самоопределения, самоутверждения невозможно вне общения с окружающими людьми, без их помощи.

В юношеском возрасте отмечаются две противоположные тенденции в общении: расширение его сферы с одной стороны, и растущую индивидуализацию, обособление - с другой. Общаясь с людьми, юноши и девушки ощущают потребность в нахождении своей позиции в их среде, своего «Я». Но осмысление этой потребности и путей ее реализации, возможно при наличии потребности в уединении. [21]

В юности обостряются способности к чувствованию в состояния других лиц, способности переживать эмоционально эти состояния, как свои. Именно поэтому юность может быть столь сенситивна, столь тонка в своих проявлениях к другим людям, в идентификации с ними. Идентификация утоньшает сферу чувствования человека, делая его богаче и одновременно ранимее.[22]

Таким образом, самосознание в юношеском возрасте приобретает качественно-специфический характер. Оно связано с необходимостью оценивать качества своей личности с учетом конкретных жизненных устремлений, в связи с решением задачи профессионального самоопределения.


^ 1.3. Деятельность педагога, направленная на профессиональное самоопределение старшеклассника.

Профессионализация, как форма становления субъекта деятельности, влияет на все уровни самосознания. Профессиональное самосознание является одним из важнейших компонентов самосознания человека, как субъекта деятельности. Формирование профессионального самосознания происходит на фоне социального опыта личности с включением этого опыта в «профессиональное Я» личности.

Существует несколько подходов к пониманию профессионального самосознания. Например, Б.Д. Порыгин считает, что профессиональное самосознание – это осознание человеком своей принадлежности к некоторой профессиональной группе. В.Д. Брагина делает основной акцент в профессиональном самосознании на познании и самооценки профессиональных качеств и отношении к ним. П.А. Шавир трактует это понятие, как избирательную деятельность самосознания личности, подчиненную задачи профессионального самоопределения; осознание себя, как субъекта своей профессиональной деятельности. Подобные интерпретации термина «профессиональное самосознание» не противоречат друг другу, а скорее взаимодополняют, отражая различные аспекты этого широкого понятия. [20]

По мнению А.К. Марковой профессиональное самосознание включает:

  • осознание человеком норм, правил, моделей своей профессии, как эталонов для осознания своих качеств;

  • осознание этих качеств у других людей, сравнение себя с неким абстрактом или конкретным коллегой;

  • учет оценки себя как профессионала со стороны коллег;

  • самооценивание человеком своих отдельных сторон – понимание себя, своего профессионального поведения, а также эмоциональное отношение и оценивание себя. Профессиональное самосознание опирается здесь на профессиональную самооценку - ретроспективную, актуальную, потенциальную, идеальную;

  • положительное оценивание себя в целом, определение своих положительных качеств, перспектив, что приводит к позитивной “Я - концепции”.

У профессионала, обладающего таким уровнем самосознания, повышается уверенность в себе, удовлетворенность своей профессией, возрастает стремление к самореализации.[19]

При этом, как указывает А.К.Маркова, в процессе профессионализации меняется и профессиональное самосознание. Оно расширяется, меняются сами критерии оценивания своих профессиональных возможностей.

В большинстве исследований в качестве ведущих компонентов структуры самосознания рассматривается зависимость:

  • самосознания от ведущей деятельности предыдущего периода;

  • самосознания от возникновения рефлексии, осознания своей индивидуальности, открытия “Я”;

  • самосознания от профессионального самоопределения.

В плане исследования целостного процесса профессионального определения выделяют три направления.

Сущность первого подхода заключается в том, что профессиональное самоопределение рассматривается в узких, четко обозначенных – как существенный и неотъемлемый компонент индивидуального профессионального становления личности. Другими словами выбор профессии личностью является показателем того, что процесс профессионального самоопределения переходит в новую фазу своего развития. Как считает Т.В.Кудрявцев профессиональное становление личности проходит в своем развитии четыре стадии:

  • формирование профессиональных намерений;

  • профессиональное обучение;

  • профессиональная адаптация;

  • частичная или полная реализация личности в профессиональном труде. [15].

Второй подход к изучению профессионального взросления личности разрабатывался И.С. Коном, выделяющим в качестве одного из главных показателей морально-психологической зрелости способность трудиться ради будущего. Согласно этому подходу, важнейший аспектом становления «Я» является формирование жизненных планов личности. С одной стороны, жизненный план возникает в результате укрупнения и обобщения целей, которые ставит перед собой человек. Это своеобразная иерархия и интеграция мотивов личности, становление устойчивого ядра ее ценностных ориентаций. В процессе становления жизненных планов происходит дифференциация и конкретизация мотивов и целей, постепенно вырисовывается более или менее реальный, ориентированный на действительность план.

По утверждению автора способности, склонности и интересы присутствуют на начальной стадии профессионального выбора. Более обобщенная ценностная ориентация, как общественная – осознание социальной ценности той или иной профессии, так и личное формирование системы личных ценностей, того, что человек хочет для самого себя, складывается позднее.

Таким образом, в работах И.С. Кона придается особое значение связи между общим социальным развитием личности и ее профессиональным самоопределением.

Е.А. Климов в изучении профессионального самоопределения рассматривает этапы этого процесса, связанные с изменениями этапы этого процесса, связанные с изменениями профессионально-ориентированных отношений и индивидуально-психологических особенностей личности. Это и является основной для развития третьего подхода к проблеме выбора профессии.

По мнению Е.А. Климова, «профессиональное самоопределение, понимаемое как одно из важнейших проявлений субъекта деятельности, может рассматриваться на двух взаимосвязанных, но различимых уровнях: гностическом (в форме перестройки сознания, включая самосознание) и практическом (в форме реальных изменений социального статуса, места человека в системе межлюдских отношений)». [11].

В работах С.Н. Чистяковой профессиональное самоопределение связывается с всесторонним развитием личности и ее общественной активностью. [42].

Сам по себе выбор профессии является не только следствием, но и активизирует процесс развития личности.

В ходе освоения профессией возрастает информированность, разнообразие, полнота самохарактеристики субъекта деятельности в положительном плане и уменьшается информированность самохарактеристики в отрицательном плане. Профессиональное самоопределение рассматривается в его возрастной и индивидуальной динамике. Она выделяет, что самое ценное при выборе профессии – определить, какие из качественных сторон профессии для вас наиболее желаемые, возможные.

Е.Ю.Пряжниковой (1994г.) были выделены основные задачи профессионального самоопределения:

  • формирование общей готовности к самоопределению;

  • а для старшеклассников и выпускников школ – это помощь в конкретном выборе.

Самоопределение предполагает не только самореализацию, но и расширение своих изначальных возможностей – самотрансценденцию (по В.Франклу): «…Полноценность человеческой жизни определяется через его трансцендентность, т.е. способность выходить за рамки самого себя, а главное – в умении человека находить новые смыслы в конкретном деле и во всей своей жизни…»

Главная цель профессионального самоопределения заключается в постепенном формировании у школьника внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного), готовности рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно-значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности. 27

Все это позволяет определить сущность профессионального самоопределения как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также – нахождение смысла в самом процессе самоопределения. При творческом подходе к своей жизни сам смысл создается человеком заново. Именно в этом случае человек превращается в подлинного субъекта самоопределения.

Профессиональное самоопределение старшеклассника мы рассматриваем как двусторонний процесс развития личности в учебно-профессиональной деятельности. На школьном этапе профессионального самоопределения (выбора профессии и типа профессионального обучения) личность осознает и формулирует определенные цели и задачи. Они соотносятся с общественно выработанными требованиями и реализуются в соответствии со своими интересами, ценностями и личностными ресурсами.

Включение специалиста образования в деятельность по профессиональному самоопределению в системе работы школы содействует как поддержке процесса выбора старшими школьниками профессии в соответствии со своими возможностями, так и обеспечению должного уровня профориентационной работы. Для взрослеющей личности это означает поддержку индивидуальности, независимости и рациональности. Поддерживающие факторы некоторое время помогают компенсировать неуверенность, беспокойство, неадаптивное поведение молодого человека, не решая, однако, за него жизненных проблем. Находящийся рядом компетентный взрослый выступает условием укрепления жизненных сил молодого человека, когда тот размышляет о том, чего хочет, что может и что же он такое есть.

В связи с этим профориентационная работа рассматривается нами как система мероприятий, служащих:

• во-первых, поддержанию направленности личности и ее ценностей, целей, мотивов, субъективного отношения к различным сторонам действительности;

• во-вторых, осознанию молодым человеком уровня своей готовности к профессиональному самоопределению, сформированности личного профессионального плана;

• в-третьих, созданию условий для личностного роста, самореализации и самоосуществления.

Информационная поддержка старшеклассников отвечает их потребности в повышении осведомленности о профилях обучения и сферах профессиональной деятельности. Она дает возможность старшеклассникам соотнести свои возможности с требованиями выбранной сферы обучения и профессионального труда. На основании этого происходит расширение вероятностного приложения своих сил в соответствии с интересами и склонностями. Целью поисковой активности молодых людей является получение информации по выбираемому профилю и о том, как это можно сочетать со своим отношением к этой информации и с направленностью своей личности. Молодые люди, находящиеся на ориентировочном этапе самоопределения, добывают сведения о профессиях и о себе, осуществляют попытки самопознания. Содержанием профориентационной работы в этом случае является сообщение консультантом и совместное обсуждение со старшеклассниками информации по выбору профессии и по самопознанию.

Следует отметить, что на этом этапе от самого молодого человека запроса может и не быть. Это случаи, когда выбор как бы уже предопределен родителями или условиями социального существования. Часто такого рода «выбор» есть заблуждение или ложная предопределенность, а отсутствие иной информации может вызвать личностные и жизненные затруднения при необходимости совершать реальный выбор, В таком случае упреждающая активность педагога будет способствовать увеличению информационного поля молодого человека и тем самым изначально повышать его социализирующие возможности.

Эмоциональная поддержка старшеклассников отвечает их потребности в эмоциональном благополучии. Эта потребность возникает при соотнесении желаемого и возможного и при рассогласовании их в сфере выбора и реализации профиля обучения. В этом случае молодые люди нуждаются в эмоциональном одобрении своих ценностей и желаний. Активность самих молодых людей также направлена на утверждение своих жизненных предпочтений. Содержанием профориентационной работы становятся понимание и принятие педагогом жизненных ценностей старшеклассников. Содержанием консультационной работы становится также исследование истинных и мнимых мотивов выбора профиля обучения и сферы труда, а также анализ силы волевого компонента в достижении поставленных целей. Эмоциональная поддержка потребуется в тех случаях, когда имеются явно завышенные притязания или деформированная самооценка.

Профессионально - деятельностная поддержка старшеклассников необходима тогда, когда перед молодым человеком возникает необходимость совершить значимый для него выбор. От этого выбора зависит, в частности, что одно из равнозначных по ценности предпочтений (например, спорт, музыка или иностранный язык) предстоит оставить ради другого, не менее ценного предпочтения (например, математики). Профориентационная работа в этом случае направлена на подтверждение или опровержение выбора. В этом случае обсуждение эмоциональных переживаний или анализ силы волевой целеустремленности могут оказаться малоэффективными. Более действенным средством поддержки выбора станут организация профессиональных проб и обсуждение их результатов на предмет перспективности приложения жизненных сил по любой из альтернатив. Удачными в этом плане могут оказаться экскурсии-практикумы, проводимые в рамках предпрофильной подготовки. Следует сказать, что в системе профориентационной работы значительное место должны занимать уроки и воспитательные мероприятия за пределами школы, приближенные к производственной сфере по выбираемому и выбранному профилю. Активность самого молодого человека направлена при этом на проведение включенного наблюдения за специалистами профессиональной сферы, связанной с профильными предметами. Чем раньше придет осознание ошибочности выбора, тем меньшую плату придется за него заплатить.

Существенным условием действенности профориентационной помощи является богатый жизненный опыт педагога.

Личностно-развивающая поддержка требуется тогда, когда у старшеклассника имеется потребность переосмыслить жизненный опыт в связи с изменившимися условиями жизни. Его мотивы и цели связаны с вынужденным изменением жизненных перспектив, кардинальным пересмотром ценностных ориентаций. Действия старшеклассника одновременно направлены и на поиск необходимой информации, связанной с профессиональным самоопределением, и на удовлетворение потребности в эмоциональной поддержке, и на осуществление различных действий (в том числе разнонаправленных, хаотичных), их рефлексивное осмысление.

Мы считаем, что совместную работу педагога с молодыми людьми следует строить на познании старшеклассниками самих себя. Педагог, занимающийся вопросами профориентационной работы в школе, может содействовать формированию потребности у молодых людей в знании о себе. Тогда работа будет идти от них, а не для них, т.е. мимо них.

Таким образом, профессиональное самоопределение молодых людей зависит от их потребностей, ценностей, активности. Специалисты, знающие особенности юношеского возраста и имеющие достаточную информационную и коммуникативную подготовку, могут оказать молодежи существенную профориентационную поддержку.


Выводы по главе 1.

Старший школьный возраст – это время выбора жизненного пути. Социальная ситуация развития характеризуется в первую очередь тем, что старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Главные новообразования данного возраста – саморефлексия, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению, установка на сознательное построение собственной жизни, постепенное врастание в различные сферы жизни».

В юношеском возрасте в рамках становления нового уровня самосознания идет и развитие нового уровня отношения к себе. Именно в юности формируется эмоционально-ценностное отношение к себе, то есть «оперативная самооценка» начинает основываться на соответствии поведения, собственных взглядов и убеждений, результатов деятельности. Самооценке отводится ведущая роль в рамках исследования проблем самосознания. Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Самооценка характеризуется как стержень процесса самосознания, показатель индивидуального уровня его развития, интегрирующее начало и его личностный аспект, органично включенный в процесс самопознания.

Старший подростковый возраст характеризуется особой социальной ситуацией развития - подросток стоит на пороге взрослой жизни и общество ставит перед ним задачу самоопределения в профессиональной сфере. Ведущей деятельностью становится учебно-профессиональная как усвоение системы научных понятий в контексте предварительного профессионального самоопределения. Выбор профессии предполагает формирование намерений через фазы предварительного выбора и практического принятия решения с определением уровня квалификации и формы профессиональной подготовки.

Главная цель профессионального самоопределения заключается в постепенном формировании у школьника внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного), готовности рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно-значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности.

Все это позволяет определить сущность профессионального самоопределения как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также – нахождение смысла в самом процессе самоопределения. При творческом подходе к своей жизни сам смысл создается человеком заново. Именно в этом случае человек превращается в подлинного субъекта самоопределения.


  1   2   3   4




Похожие:

Исследование «Влияние самооценки старшего школьника на его профессиональное самоопределение» iconИсследование самооценки, ее влияние на личность и деятельность Задачи
...
Исследование «Влияние самооценки старшего школьника на его профессиональное самоопределение» iconТематика дипломных и курсовых работ на 2011/2012 учебный год по специальности "Дошкольная педагогика и психология"
Влияние стилей семейного воспитания на формирование самооценки у детей старшего дошкольного возраста
Исследование «Влияние самооценки старшего школьника на его профессиональное самоопределение» iconТема: «Влияние группы сверстников на самооценку детей младшего школьника»
Проблема возникновения и развития самооценки – одна из центральных проблем становления личности, которой посвящено много работ как...
Исследование «Влияние самооценки старшего школьника на его профессиональное самоопределение» iconН. Л. Иванова (гу-вшэ) Самоопределение личности и проблемы подготовки специалистов для современного бизнеса
Работа выполнена при поддержке индивидуального исследовательского гранта гу-вшэ 2007 г. «Социальное и профессиональное самоопределение...
Исследование «Влияние самооценки старшего школьника на его профессиональное самоопределение» iconПрофессиональное самоопределение старшеклассников

Исследование «Влияние самооценки старшего школьника на его профессиональное самоопределение» iconПрофессиональное самоопределение старшеклассников

Исследование «Влияние самооценки старшего школьника на его профессиональное самоопределение» iconПрофессиональное самоопределение российской молодёжи в 90-е годы

Исследование «Влияние самооценки старшего школьника на его профессиональное самоопределение» iconТема: профессиональное самоопределение педагогов в свете новой парадигмы образования
В данном направлении профессиональное развитие рассматривается как динамический и непрерывный процесс, детерминируемый внутренней...
Исследование «Влияние самооценки старшего школьника на его профессиональное самоопределение» iconПрограмма элективного курса «Профессиональное самоопределение и адаптация на рынке труда»
Цели: Оказать учащимся 11 класса помощь в подготовке к профессиональной деятельности, потому как профессиональный труд является основным...
Исследование «Влияние самооценки старшего школьника на его профессиональное самоопределение» iconИсследование особенностей самооценки

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы