Рабочая программа по предмету мир вокруг нас 3 класс Разработала: учитель квалификационной категории icon

Рабочая программа по предмету мир вокруг нас 3 класс Разработала: учитель квалификационной категории



НазваниеРабочая программа по предмету мир вокруг нас 3 класс Разработала: учитель квалификационной категории
Дата конвертации08.04.2013
Размер336.67 Kb.
ТипРабочая программа
скачать >>>


Утверждаю: Согласовано: Рассмотрено:

Директор школы №___ Зам.директора по УВР на заседании МО

__________ ________ Протокол №_____

«____»____________200 _г. «____»___________200_г. от___________200_г.


Рабочая программа

по предмету мир вокруг нас

3 класс

Разработала: учитель _______ квалификационной категории

ФИО

Стаж работы – __ лет


Новосибирск

МОУ СОШ ______

200_ год

Мир вокруг нас 3 класс

Пояснительная записка

При составлении рабочей программы, календарно – тематического планирования по предмету «Мир вокруг нас» за основу взята программа для общеобразовательных учреждений (3 класс – 68 часов – 2 часа в неделю), составленная в соответствии с учебником мир вокруг нас – 3 класс, автор программы А.А.Плешаков.

Рабочая программа ориентирована на усвоении обязательного минимума природоведческого образования, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к природоведению.

Приоритетной задачей является формирование в сознании учащихся единого, ценностно окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у детей современной экологически ориентированной картины мира, чувства уважения к своему природному и социальному окружению.

При изучении предмета мир вокруг нас продолжается формирование знаний о предметах и явлениях природы. Одновременно на доступном для учащихся уровне раскрывается сложившееся противоречие о реальных экологических проблемах, вставших перед людьми. К таким проблемам относятся: защита неживой природы и почв от загрязнения, разрушения и истощения; сохранение многообразия видов организмов и целостности их сообществ; охрана природы как необходимое условие сохранения здоровья людей. Важной задачей является преодоление утилитарного, потребительского подхода к природе, порождающего безответственное отношение к ней. Предмет мир вокруг нас способствует формированию у детей убеждения в необходимости охраны природы, как в своем крае, так и в стране, на всей планете. Учащиеся приобретают также определенные умения, позволяющие им участвовать в практической деятельности по охране природы.

Формы организации работы при изучении курса мир вокруг нас разнообразны: уроки в классе и в природе, экскурсии, полевые практикумы, домашние работы. Разнообразны также методы, приемы и средства обучения. Так, значительная роль отводится наблюдениям в природе, практическим работам, демонстрации опытов, наглядных пособий.


В основе построения программы лежат принципы единства, преемственности, вариативности, выделения понятийного ядра, деятельностного подхода, системности.

Основные разделы: «Введение»  1 час, «Как устроен мир»  7 часов, «Эта удивительная природа»  21 час, «Мы и наше здоровье»  9 часов, «Наша безопасность»  8 часов, «Чему учит экономика»  11 часов, «Путешествие по городам и странам»  12 часов.

Распределение тем программы



  1. Как устроен мир – 7 часов

Многообразие природы. Неживая природа. Живая природа. Взаимосвязи в природе.

Роль природы в жизни людей.

Человек – часть природы. Человек – разумное существо. Внутренний мир человека.

Человек, семья, общество, народ. Государство, его символика.

Отрицательное влияние хозяйственной деятельности и поведения людей на природу: загрязнение воздуха и воды, сведение лесов, уничтожение растений и животных. Животные, вымершие по вине человека. Редкие растения и животные.

Охрана природы: защита воздуха и воды от загрязнения, восстановление лесов, охрана редких растений и животных, создание заповедников; ответственность каждого человека за свое поведение в природе.


  1. ^ Эта удивительная природа – 21 час

Тела, вещества, частицы. Твердые, жидкие, газообразные тела и вещества.

Воздух. Свойства воздуха. Состав воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Источники загрязнения воздуха. Влияние загрязнений воздуха на организмы. Охрана воздуха от загрязнений.

Вода. Свойства воды. Очистка воды от примесей с помощью фильтра. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для растений, животных, человека.

Источники загрязнения воды. Влияние загрязнений воды на организмы. Охрана воды от загрязнений. Необходимость экономии воды при ее использовании.

Разрушение твердых пород под действием воды, ветра, растений, изменений температуры.

Почва. Состав почвы. Плодородие – главное свойство почвы. Образование перегноя из остатков растений, животных. Представление об образовании почвы, роли организмов в этом процессе.

Разрушение почвы под действием ветра, потоков воды в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы от разрушения.

Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Представление о получении растением из углекислого газа и воды на свету питательных веществ, выделении кислорода. Растения – источник питательных веществ и кислорода для животных и человека.

Размножение и развитие растений: представление об опылении, распространении плодов и семян, развитии растения из семени.

Разнообразие животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери или млекопитающие.

Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Роль хищников в природе. Нарушение человеком природных цепей питания и отрицательные последствия этого явления.

Размножение и развитие животных: насекомых (на примере бабочки), рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих. Забота о потомстве у животных.

Охрана растений и животных. Некоторые виды, включенные в Красную книгу нашей страны, а также другие охраняемые виды данной местности. Роль заповедников, ботанических садов, зоопарков в охране растений и животных.

«Великий круговорот жизни». Основные звенья этого круговорота: организмы-производители, организмы-потребители и организмы-разрушители.



  1. ^ Мы и наше здоровье – 9 часов

Организм человека. Органы. Их функции в организме. Системы органов. Науки о человеке: анатомия человека, физиология человека, гигиена.

Органы восприятия: глаза – орган зрения, уши – орган слуха, нос – орган обоняния, язык – орган вкуса, кожа – орган осязания. Мозг, его функции.

Кожа, ее функции. Гигиена кожи. Первая помощь при небольших повреждениях кожи (порез, ожог, ушиб, обморожение).

Скелет и мышцы человека. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для укрепления мышц.

Наше питание: продукты питания растительного и животного происхождения, органы пищеварения, использование организмом питательных веществ. Гигиена питания.

Дыхание человека. Движение крови в теле человека. Удаление из организма вредных продуктов жизнедеятельности.

Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Табак и алкоголь – враги здоровья.


  1. ^ Наша безопасность – 8 часов

Огонь, вода и газ. Меры безопасности при обращении с огнем, газом. Действия во время пожара, аварии водопровода, утечки газа. Номера телефонов срочных служб.

Меры безопасности на улице, дороге, общественном транспорте.

Дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные.

Опасные места в доме и ближайших окрестностях. Правила поведения при встрече с незнакомцем.

Меры безопасности при общении с природой. Опасные природные явления. Экологическая безопасность.


  1. ^ Чему учит экономика – 11 часов

Для чего нужна экономика. Потребности человека. Товары и услуги.

Три кита экономики: природные богатства, капитал, труд. Труд – главная потребность человека.

Полезные ископаемые, их разнообразие, значение для человека. Необходимость бережного использования полезных ископаемых при добыче, перевозке, переработке.

Растениеводство и животноводство – составные части сельского хозяйства.

Промышленность. Основные отрасли промышленности.

Деньги. Виды обмена: бартер, купля-продажа. Цена товара.

Государственный бюджет. Семейный бюджет. Доходы и расходы. Прибыль.

Экономика и экология. Промышленность и загрязнение окружающей среды. Экологические прогнозы.


  1. ^ Путешествие по городам и странам – 12 часов

Золотое кольцо России: Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Углич, Ярославль, Кострома, Суздаль, Владимир.

Наши ближайшие соседи: Норвегия, Финляндия, Прибалтийские страны, Польша, Белоруссия, Украина, Грузия, Азербайджан, Казахстан, Монголия, Китай, Северная Корея, Япония, США.

Страны Европы, их столицы. Особенности и достопримечательности.

Знаменитые места, Достопримечательности Азии, Африки, Австралии, Америки.


Календарно – тематическое и поурочное планирование




п/п


Тема

Кол-во

часов

ЗУНы

Формы

контроля

Как устроен мир


7

Многообразие природы. Неживая природа. Живая природа. Взаимосвязи в природе.

Роль природы в жизни людей.

Человек – часть природы. Человек – разумное существо. Внутренний мир человека.

Человек, семья, общество, народ. Государство, его символика.

Отрицательное влияние хозяйственной деятельности и поведения людей на природу: загрязнение воздуха и воды, сведение лесов, уничтожение растений и животных. Животные, вымершие по вине человека. Редкие растения и животные.

Охрана природы: защита воздуха и воды от загрязнения, восстановление лесов, охрана редких растений и животных, создание заповедников; ответственность каждого человека за свое поведение в природе.


Тесты: «Природа и мы»; «Природа в опасности»

1.

Введение

1

2.

Природа (с.4 -7, с. 8 з. 1-2)

1

3.

Человек (с.10-15)

1

4.

Общество (с.16-21, з.2)

1

5.

Мир глазами эколога (с.22-26)

1

6.

Природа в опасности. Охрана природы (с. 27-32)

1

7.

Проверочная работа. Повторение.

1

Эта удивительная природа


21

Тела, вещества, частицы.

Воздух. Свойства воздуха. Состав воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

Вода. Свойства воды. Очистка воды от примесей с помощью фильтра. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для растений, животных, человека.

Разрушение твердых пород под действием воды, ветра, растений, изменений температуры.

Почва. Состав почвы. Плодородие – главное свойство почвы. Образование перегноя из остатков растений, животных.

Разрушение почвы. Охрана почвы от разрушения.

Разнообразие растений. Растения – источник питательных веществ и кислорода для животных и человека.

Размножение и развитие растений.

Разнообразие животных.

Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания.

Размножение и развитие животных.

Охрана растений и животных.



Тесты и проверочные работы:

«Тела, вещества, частицы»;

«Воздух и его охрана»;

«Вода и ее свойства»;

«Берегите воду»;

«Как разрушаются камни»;

«Что такое почва»;

«Разнообразие и жизнь растений»;

«Разнообразие и жизнь животных»;

«Размножение и развитие животных»;

1/8.

Тела, вещества, частицы (с.34-38)

1

2/9.

Разнообразие веществ (с.39-43, з.2)

1

3/10.

Прозрачный невидимка (воздух) (с.44-48, з.1, 2,3)

1

4/11.

Вода (с.49-52)

1

5/12.

Превращения и круговорот воды (с.53-56)

1

6/13.

Вода – путешественница (сочинение «Путешествие капельки»)

1

7/14.

Берегите воду! (с.57-61)

1

8/15.

Как разрушаются камни (с.62-64)

1

9/16.

Что такое почва (с.65-70)

1

10/17.

Разнообразие растений (с.71-75)

1

11/18.

Солнце, растения и мы с вами (с.76-79)

1

12/19.

Размножение и развитие растений (с.80-83)

1

13/20.

Охрана растений (с.84-88)

1

14/21.

Разнообразие животных (с.89-95)

1

15/22.

Кто что ест (96-99)

1

16/23.

С кем дружит дуб (с.100-104)

1

17/24.

Размножение животных (с.105-111)

1

18/25.

Охрана животных (с.112-117)

1

19/26.

В царстве грибов (с.118-123)

1

20/27.

Великий круговорот жизни (с.124-126)

1

«Великий круговорот жизни».



«Охрана растений и животных»


21/28.

Проверочная работа. Повторение

1

Мы и наше здоровье


9

Организм человека. Органы. Их функции в организме. Системы органов.

Органы восприятия. Мозг, его функции.

Кожа, ее функции. Гигиена кожи. Первая помощь при небольших повреждениях кожи.

Скелет и мышцы человека. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для укрепления мышц.

Наше питание. Гигиена питания.

Дыхание человека. Движение крови в теле человека. Удаление из организма вредных продуктов жизнедеятельности.

Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Табак и алкоголь – враги здоровья.




Тесты и проверочные работы:

«Организм человека»;

«Кожа и опорно-двигательная система»;

«Органы пищеварения. Кровеносная система»

1/29.

Организм человека (с.128-131)

1

2/30.

Как мы воспринимаем окружающий мир (с.132-135)

1

3/31.

Надежная защита организма (с.136-139)

1

4/32.

Опора тела и движение (с.140-143)

1

5/33.

Наше питание. Пищеварительная система (с.144-147)

1

6/34.

О дыхании, о движении крови и о том, как удаляются из организма вредные вещества (с148-150)

1

7/35

Это зависит от тебя (с.151-153)

1

8/36.

Здоровый образ жизни (с.154-157)

1

9/37.

Проверочная работа. Повторение

1

Наша безопасность

8

Огонь, вода и газ. Меры безопасности при обращении с огнем, газом. Действия во время пожара, аварии водопровода, утечки газа. Номера телефонов срочных служб.

Меры безопасности на улице, дороге, общественном транспорте.

Дорожные знаки.

Опасные места в доме и ближайших окрестностях. Правила поведения при встрече с незнакомцем.

Меры безопасности при общении с природой. Опасные природные явления. Экологическая безопасность.


Тесты и проверочные работы:

«Огонь, вода и газ»;

«Правила поведения на дороге»

1/38.

Огонь, вода и газ (с. 4-7)

1

2/39.

Чтобы путь был счастливым (с.8-13)

1

3/40.

Дорожные знаки (с.14-17)

1

4/41.

Опасные места (с.18-22)

1

5/42.

О молниях, змеях, собаках и прочем (с.23-28)

1

6/43.

Экологическая безопасность (с.29-34)

1

7/44.

Экологическая безопасность (с.29-34)

1

8/45.

Проверочная работа. Повторение

1

Чему учит экономика

11

Для чего нужна экономика.

Потребности человека. Товары и услуги.

Три кита экономики: природные богатства, капитал, труд.

Полезные ископаемые

Растениеводство и животноводство – составные части сельского хозяйства.

Промышленность. Основные отрасли промышленности.

Деньги. Виды обмена: бартер, купля-продажа. Цена товара.

Государственный бюджет. Семейный бюджет. Доходы и расходы. Прибыль.

Экономика и экология. Экологические прогнозы.




Тесты и проверочные работы:

«Полезные ископаемые»;

«Растениеводство»;

«Животноводство»;

«Деньги. Бюджет»

1/46.

Для чего нужна экономика (с.36-39)

1

2/47.

Три кита экономики (с.40-47)

1

3/48.

Полезные ископаемые (с.48-52)

1

4/49.

Растениеводство (с.53-59)

1

5/50.

Животноводство (с.60-63)

1

6/51.

Какая бывает промышленность (с.64-67)

1

7/52.

Что такое деньги (с.68-72)

1

8/53.

Государственный бюджет (с.73-76)

1

9/54.

Семейный бюджет (с.77-80)

1

10/55.

Экономика и экология (с.81-86)

1

11/56.

Проверочная работа. Повторение

1

Путешествие по городам и странам


12


Золотое кольцо России: Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Углич, Ярославль, Кострома, Суздаль, Владимир.

Наши ближайшие соседи: Норвегия, Финляндия, Прибалтийские страны, Польша, Белоруссия, Украина, Грузия, Азербайджан, Казахстан, Монголия, Китай, Северная Корея, Япония, США.

Страны Европы, их столицы. Особенности и достопримечательности.

Знаменитые места, Достопримечательности Азии, Африки, Австралии, Америки.




Тесты и проверочные работы.


1/57.

Золотое кольцо России (с.88-99)

1

2/58

Золотое кольцо России (с.88-99)

1

3/59

Наши ближайшие соседи (с.100-107)

1

4/60.

Наши ближайшие соседи (с.100-107)

1

5/61.

На севере Европы (с.110-119)

1

6/62.

На севере Европы (с.110-119)

1

7/63.

Что такое Бенилюкс (с.120-126)

1

8/64.

В центре Европы (с.127-133)

1

9/65.

Путешествие по Франции и Великобритании (с.135-143)

1

10/66.

На юге Европы (с.144-150)

1

11/67.

По знаменитым местам мира (с. 151-155)

1

12/68.

Проверочная работа. Повторение

1



К концу III класса учащиеся должны знать:


  • что такое тела, вещества, частицы;

  • компоненты неживой природы: воздух, вода, полезные ископаемые. Их основные свойства;

  • компоненты живой природы: человек, растения, животные, грибы, микроорганизмы;

  • группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые, некоторые их отличительные признаки; органы растений; растениеводство как составная часть сельского хозяйства;

  • группы животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери, некоторые их отличительные признаки; животноводство как составная часть сельского хозяйства;

  • некоторые взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри неживой природы, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);

  • взаимосвязи между природой и человеком: значение природы для человека, отрицательное влияние людей на природу, охрана природы; правила поведения в природе;

  • строение тела человека, его важнейшие органы и их функции; основы личной гигиены.



Учащиеся должны уметь:


  • различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных;

  • устно описывать объекты природы;

  • объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;

  • подготовить рассказ природоведческого содержания на основе материалов учебника, а также отдельных дополнительных источников;

  • измерять температуру воздуха с помощью термометра;

  • проводить самостоятельные наблюдения в природе; выполнять простейшие опыты;

  • оперировать с моделями, указанными в программе;

  • изготовлять кормушки двух-трех конструкций для птиц, развешивать кормушки, подкармливать птиц; выполнять другую посильную работу по охране природы;

  • выполнять правила поведения в природе, обосновывать их необходимость;

  • в простейшей форме пропагандировать знания об охране природы;

  • выполнять правила личной гигиены; оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи.



Приложение


Тема: «Природа и мы»

  1. Подчеркни названия природных объектов:

ромашка линейка плитка

машина горы шкаф

глина птица облака

тетрадь дерево дом

  1. ^ К неживой природе относятся:

а) человек, животные, растения, грибы и микробы;

б) Солнце, Земля, воздух, вода, человек и все то, что сделано его руками;

в) Солнце, небо, облака, земля, камни, вода, дождь, снег.

  1. ^ К живой природе относятся:

а) человек, животные, растения, грибы и микробы;

б) Солнце, Земля, воздух, вода, человек и все то, что сделано его руками;

в) Солнце, небо, облака, земля, камни, вода, дождь, снег.

  1. ^ Живые существа отличаются от предметов неживой природы тем, что:

а) они дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают;

б) они разговаривают, бегают и прыгают, смеются и плачут, растут, умирают;

в) они передвигаются, растут, изменяют окружающую природу, умирают.

  1. ^ Животные – это:

а) птицы, рыбы, звери, ящерицы, черепахи, черви;

б) звери, насекомые, змеи, растения, грибы, микробы;

в) птицы, звери, человек, насекомые, растения, грибы.


^ Тема: Природа в опасности!

  1. Из-за чего на Земле становится меньше лесов?

а) из-за пожаров и стихийных бедствий;

б) из-за изменения климата на Земле;

в) из-за строительства городов, дорог, возделывания

полей.

  1. ^ Какой воздух и какая вода необходимы для жизни растений, животных и человека?

а) прозрачные;

б) бесцветные;

в) чистые.

  1. Отчего загрязняется вода в реках и озерах?

а) от использования воды в быту;

б) от использования воды в производстве;

в) от слива сточных вод заводов и фабрик, нечистот с ферм.

  1. ^ Что люди делают для спасения живой природы?

а) создают заповедники, ботанические сады;

б) создают бульвары и скверы;

в) создают фермы, пасеки и птицефабрики.

  1. ^ Что такое заповедники?

а) заповедники - это участки земли, где всякая приро­да неприкосновенна;

б) заповедники - это участки земли, где выращивают редкие растения со всего мира;

в) заповедники - это участки земли, где обитает боль­шое разнообразие зверей, птиц и насекомых.


^ Тема: Тела, вещества, частицы


1. Что называют телом?

а) все то, что сделано руками человека, называется телом;

б) любой предмет, любое живое существо называется "телом;

в) любое растение, насекомое, птицу или животное на­зывают телом.

^ 2. В какой строчке указаны только тела?

а) кастрюля, сковорода, чайник, кран, вода;

(б) парта, доска, стол, стул, лампа;

в) карандаш, ручка, чернила, пенал, сахар.

^ 3. В какой строчке указаны только вещества?

а) алюминий, железо, медь;

б) алюминиевая кастрюля, железная кочерга, медный таз;

(в) кусок сахара, капля росы, кристалл соли.

^ 4. В какой строчке указаны только газообразные ве­щества?

а) вода, крахмал, соль, перец;

б) кефир, ряженка, хлор, фтор;

в) азот, кислород, углекислый газ.

^ 5. В каких телах промежутки между частицами наи­большие?

а) в твердых телах;

б) в жидких телах;

(в) в газообразных телах.


Тема: Воздух и его охрана


^ 1. Какие вещества входят в состав воздуха?

а) водород, медь, цинк;

б) кислород, азот, углекислый газ;

в) хлор, фтор, йод.

2. Какой газ воздуха необходим для дыхания?

а) азот;

б) кислород;

в) углекислый газ.

^ 3. Какими свойствами обладает воздух?

а) Голубого цвета, как небо, проводит звуки, пропуска­ет солнечные лучи, не имеет запаха.

(б) Прозрачен, бесцветен, без запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается, плохо проводит тепло.

в) С ветром по воздуху проносится пыль, запах зави­сит от окружающих предметов, при резком изменении границы тепла и холода образуются ветры.

^ 4. В окнах для сохранения тепла устанавливают двой­ные рамы. Какое свойство воздуха используется?

а) при нагревании воздух расширяется;

б) при охлаждении воздух сжимается;

в) воздух плохо проводит тепло.

^ 5. Как нужно охранять воздух от загрязнения?

а) Остановить все фабрики и заводы, прекратить заго­товку древесины. Запретить пользоваться автотранс­портом. Превратить Землю в один огромный запо­ведник.

б) Фабрики и заводы должны иметь уловители пыли и вредных веществ. Транспорт необходимо сделать экологически безопасным. В городах и вокруг них соз­давать пояса садов, парков и лесов.

Тема: Вода и ее свойства


^ 1. Лед и снег- это вода ....

а) в твердом состоянии;

б) в жидком состоянии;

в) в газообразном состоянии.

2. Что происходит с водой при нагревании?

а) вода сжимается при нагревании;

б) вода расширяется при нагревании;

в) изменений с водой при нагревании не происходит.

^ 3. За счет чего зимой могут лопаться водопроводные трубы?

а) за счет того, что вода, превращаясь в лед, расши­ряется; б) за счет того, что вода, превращаясь в лед, сжимается;

в) повреждение водопроводных труб с наличием в них воды не связано.

^ 4. Ты вымыл пол в классе. Почему через некоторое время он стал сухим?

а) вода с поверхности пола испарилась;

б) вода впиталась в поверхность пола;

в) вода осталась на подошвах обуви учеников, кото­рые ходили по классу.

^ 5. Проследите движение капельки воды, выпавшей из облаков. Как она вновь окажется в облаках? (Ка­кая из цепочек превращений верна?)

а) Облако →капелька воды → поверхность океанов, морей, рек и суши →испарение воды →водяной пар→облако;

б) Облако→поверхность океанов, морей, рек и суши → капельки воды →водяной пар облако;

в) Облако →водяной пар →поверхность океанов, мо­рей, рек и суши →капелька воды →облако.


Тема: Берегите воду


^ 1. Какое из веществ ты используешь в повседневной жизни больше всего?

а) крахмал; (3) воду; в) соль.

2. Без чего невозможно вырастить урожай на полях?

а) без тракторов, комбайнов, топлива;

б) без минеральных удобрений, труда людей, пропол­ки сорняков;

в) без света, воздуха, воды.

^ 3. Какая вода нужна людям?

а)прозрачная; б)бесцветная; (в) чистая.

4. Отчего загрязняется вода в реках и озерах?

а) от использования воды в быту; (б) от слива сточных вод заводов и фабрик, нечистот с ^ ферм; в) от использования воды на производстве.

^ 5. Что используют на заводах и фабриках для очист­ки воды?

а) фильтры;

б) пластиковые трубы;

в) кислоты.


Тема: Как разрушаются камни


^ 1. Что происходит с водой при превращении ее в лед?

а) вода, превращаясь в лед, расширяется; б) вода, превращаясь в лед, сжимается; в) с водой при превращении в лед ничего не происхо­дит.

^ 2. Что происходит с камнями при нагревании?

а) камни при нагревании расширяются;

б) камни при нагревании сжимаются;

в) с камнями при нагревании ничего не происходит.

^ 3. За счет чего в скалах и в камнях образуются тре­щины?

а) за счет нагревания скал, камней в теплые солнеч­ные дни;

б) за счет остывания скал, камней по ночам;

в) за счет неравномерного расширения и сжатия скал, камней.

^ 4. Какие представители живой природы ускоряют разрушение скал?

а) животные; б) растения; в) грибы и микробы.

5. Что образуется при разрушении скал, камней?

а) песок и глина;

б) мрамор и гранит;

в) вода и газ.


Тема: Что такое почва


^ 1. К какой природе можно отнести почву?

а) к живой природе;

б) к неживой природе;

в) неживая и живая природа в почве соединяются.

2. Из чего состоит почва?

а) из микробов, корней растений, различных животных, обитающих в почве;

б) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей;

в) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей, а также микробов, корней растений и различных жи­вотных, обитающих в почве.

^ 3. Что растения получают из почвы?

а) перегной, песок, глину;

б) воздух, воду, соли;

в)остатки растений и животных.

4. Что влияет на плодородие почвы?

а) наличие в почве перегноя;

б) наличие в почве воды;

в) наличие в почве песка и глины.

^ 5. Благодаря чему перегной превращается в соли, необходимые для питания растений?

а)благодаря животным, обитающим в почве; б) благодаря воде и воздуху, содержащимся в почве; в) благодаря микробам, живущим в почве.

^ 6. Какие живые существа обитают в почве?

а) муравьи, мухи, тараканы;

б) бабочки, жуки, мыши;

в) дождевые черви, кроты, медведки.

Тема: Разнообразие и жизнь растений

^ 1. Как называется наука о растениях?

а) ботаника;

б) зоология;

в) астрономия.

2. Подчеркни названия хвойных растений одной чер­той, цветковых растений - двумя чертами.

яблоня ель смородина

сосна одуванчик можжевельник

^ 3. Что растения получают из почвы?

а) перегной, песок, глину;

б) остатки растений и животных;

в) воздух, воду, соли.

4. Какие условия требуются растению, чтобы обра­зовать сахар и крахмал?

а) наличие воды и углекислого газа;

б) наличие почвы и воздуха;

в) наличие света, воды и углекислого газа.

^ 5. Какое важное вещество образуется в листе вместе с питательными веществами?

а) азот;

б) углекислый газ;

в) кислород.

6. Впиши пропущенные слова

Корни растений дышат ..., который содержится в поч­ве. Они всасывают из почвы ... и растворенные в ней


Тема: Разнообразие и жизнь животных

^ 1. Как называется наука о животных?

а) ботаника;

б) зоология;

в) астрономия.

2. Животные - это ...

а) птицы, звери, насекомые, рыбы, ящерицы, змеи, че­репахи, лягушки, черви;

б) птицы, звери, насекомые, рыбы, ящерицы, змеи, ля­гушки, растения, грибы, микробы;

в) человек, птицы, звери, насекомые, рыбы, растения, грибы, микробы.

^ 3. Назови животное, которое относится к рыбам:

а) дельфин;

б) бегемот;

в) карп.

4. Какие из указанных животных относятся к расти­тельноядным?

а) коровы, бегемоты, жирафы;

б) волки, лисы, кабаны;

в) лоси, тюлени, киты.

^ 5. Какая из цепей питания указана правильно?

а) сосна →дятел →жук-короед;

б) слизни →капуста →жаба;

в) рожь →мышь →змеи →орлы.

6. Что будет, если в цепи питания «рожь →мышь →лисы», если люди уничтожат лис?

а) станет больше мышей, уменьшится урожай ржи;

б) станет больше мышей, увеличится урожай ржи;

в) сначала станет больше мышей, а затем уменьшится урожай ржи, что повлечет за собой уменьшение ко­личества мышей.

Тема: Размножение и развитие животных


^ 1. Кто рождает живых детенышей и выкармливает их молоком?

а) звери;

б) птицы;

в) рыбы.

2. Какое слово пропущено: икринка - … - взрослая рыба?

а) личинка;

б) малек;

в) головастик.

^ 3. Какое слово пропущено: яйцо - личинка - ... - ба­бочка?

а) куколка;

б) птенец;

в) икринка.

4. Кузнечик - насекомое. Проходит ли он в своем развитии стадию куколки?

а) у всех насекомых бывают куколки;

б) у кузнечиков нет стадии куколки;

в) из яйца у кузнечика вылупляется взрослое насеко­мое - большое и с крыльями.

^ 5. В какое время года охота и рыбная ловля бывают запрещены?

а) весной; б) осенью; в) зимой.


Тема: Охрана растений и животных


1. Многие растения ... , они применяются в медицине.

а) красивые;

б) лекарственные;

в) высокие.

^ 2. Редкие растения запрещено собирать. Под особой защитой они находятся ....

а) в Заповедниках;

б) на приусадебном участке;

в) на бульварах и скверах.

^ 3. Где выращивают редкие растения, привезенные со всего мира?

а) в парках;

б) в скверах;

в) в ботанических садах.

4. Какие животные занесены в Красную книгу?

а) тигр, морж, фламинго, орел-беркут;

б) корова, лошадь, гусь, петух;

в) свинья, овца, утка, индюк.

^ 5. Некоторые виды животных уже спасены. Назови их.

а) белка, заяц, кабан;

б) бобр, соболь, куница;

в) лось, лиса, волк.

6. Каким животным помогут люди, если будут охра­нять в лесу ели и сосны?

а) клесту, белке, дятлу;

б) рябчику, лосю, зайцу;

в) рыси, медведю, ястребу.


Тема: Организм человека


^ 1. Зачем нужно знать свой организм?

а) чтобы сохранять и укреплять здоровье;

б) чтобы человек мог мыслить, говорить, трудиться;

в) чтобы умело использовать свои возможности.

2. Как называется наука, изучающая строение тела человека?

а) физиология; б) зоология; в) анатомия.

3. ^ Организм человека состоит из органов. В какой строчке указаны только органы человека?

а) глаза, легкие, желудок, кожа;

б) сердце, головной мозг, почки, кровь;

в) печень, селезенка, уши, желчь.

^ 4. Сколько органов чувств ты знаешь?

а) 7; 6)6; в) 5.

5. Без какого органа невозможно было бы видеть, слышать, ощущать запахи и вкус?

а) без кишечника;

б) без головного мозга;

в) без селезенки.

^ 6. В какой строчке указаны слова, описывающие здорового человека?

а) сутулый, крепкий, неуклюжий, высокий;

б) горбатый, бледный, хилый, низкий;

в) стройный, сильный, ловкий, статный.


Тема: Кожа и опорно-двигательная система


^ 1. Как называется способность человека чувствовать прикосновения, боль, тепло и холод?

а) осязанием; б)обонянием; в) вкусом.

2. Какую роль играет жир, который выделяет кожа?

а) жир делает кожу мягкой и упругой;

б) жир делает кожу крепкой и сильной;

в) жир делает кожу ловкой и стройной.

^ 3. Какие предметы ухода за кожей указаны правильно?

а) зубная щетка, зубная паста, жевательная резинка;

б) мочалка, мыло, полотенце, крем;

в) гуталин, обувная щетка, клей.

^ 4. Какова роль скелета человека?

а) скелет защищает внутренние органы от поврежде­ний;

б) сокращаясь и расслабляясь, скелет приводит в

движение мышцы;

в) скелет является опорой тела.

^ 5. Назови орган, расположенный внутри черепа.

а) почки;

б) головной мозг;

в) селезенка.

6. От чего зависит осанка человека?

а) от скелета и мышц;

б) от связок и сухожилий;

в) от хрящей и костей.

Тема: Органы пищеварения. Кровеносная система


^ 1. Для чего человеку нужна пища?

а) с пищей человек получает питательные вещества;

б) с пищей человек получает необходимый для жизни кислород;

в) с пищей человек получает воду и витамины.

^ 2. Где начинается пищеварение?

а) во рту;

б) в желудке;

в) в кишечнике.

3. Благодаря чему частицы питательных веществ разносятся по всему телу?

а) благодаря крови;

б) благодаря нервным волокнам;

в) благодаря мышцам.

^ 4. Какое вещество воздуха нужно органам тела для работы?

а) кислород;

б) углекислый газ;

в) азот.

5. В каком органе происходит газообмен между воз­духом и кровью?

а) в носу; \ \

б) в бронхах;

в) в легких.

^ 6. Через какие органы происходит удаление из орга­низма углекислого газа и вредных веществ?

а) через печень, кишечник, мочевой пузырь;

б) через кожу, почки, легкие;

в) через сердце, желудок, желчный пузырь.


Тема: Огонь, вода и газ

^ 1. Соедини стрелочками номера телефонов и назва­ния срочных служб:

01 газовая служба

03 пожарная охрана

04 скорая помощь

2. Что необходим сделать прежде всего, если в доме неожиданно начался пожар, который ты не можешь потушить самостоятельно?

а) убежать;

б) закричать, позвать на помощь;

в) вызвать пожарников по телефону 01.

^ 3. Если в подъезде дым, что ты должен сделать?

а) нужно выйти и посмотреть, где и что горит;

б) закрыть дверь и заткнуть щели мокрыми тряпками;

в) не обращать внимания - ведь горит не в твоей квар­тире.

^ 4. В квартире прорвало трубу. Что ты будешь делать

прежде всего?

а) оставить все как есть до прихода родителей - это

дело взрослых;

б) завернуть специальный вентиль и позвонить роди­телям;

в) выйти из квартиры.

^ 5. Что нужно сразу сделать, если ты почувствовал в квартире запах газа?

а) открыть окно;

б) сразу из квартиры позвонить в газовую службу - 04;

в) зажечь спичку.

Тема: Правила поведения на дорогах


^ 1. Переходя улицу, необходимо быть:

а) сильным, смелым, стройным;

б) собранным, внимательным, осторожным;

в) умным, красивым, радостным.

^ 2. С какого возраста детям можно ездить на велоси­педе по автомобильным дорогам?

а) с 10 лет;

б) с 14 лет;

в) с 18 лет.

^ 3. Как выглядят запрещающие знаки?

а) знак в виде красного треугольника;

б) знак в виде красного круга;

в) знак в виде синего круга.

4. Знаки в виде красного треугольника, это ...

а) запрещающие знаки;

б) информационно-указательные знаки;

в) предупреждающие знаки.

^ 5. Дорожный знак «Кирпич» означает:

а) «движение прямо»;

б) «место остановки автобуса»;

в) «движение запрещено».

6. Какое из утверждений верное?

а) самые важные дорожные знаки - предупреждаю­щие, т.к. они всегда предупредят водителя о любой опасности;

б) самые важные знаки - знаки сервиса, ведь всегда необходимо знать, где находится автозаправочная станция или больница;

в) все дорожные знаки важны - без них невозможно безопасное движение на дорогах.


Тема: Полезные ископаемые


^ 1. Люди какой профессии отыскивают месторожде­ния полезных ископаемых в природе?

1)врачи; 2) геологи; 3)строители.

2. Какие из полезных ископаемых используются в строительстве?

1) песок, глина;

2) гранит, торф;

3) каменный уголь, поваренная соль.

^ 3. Какие из полезных ископаемых служат топливом?

1) оловянная и медная руды;

2) каменный уголь, природный газ;

3) графит, сера.

4. Какие полезные ископаемые добывают при помо­щи буровых установок?

1) мрамор, гранит;

2) природный газ, нефть;

3) золото.

^ 5. Зачем мы собираем металлолом?

1) мы сохраняем запасы руды;

2) очищаем территорию от мусора;

3) участвуем в соревновании между классами.


Тема: Растениеводство

^ 1. Укажи строчку, в которой правильно указаны ос­новные отрасли растениеводства.

а) полеводство, овцеводство, кактусоводство;

б) полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство;

в) полеводство, овощеводство, оленеводство.

^ 2. Укажи строчку, в которой правильно указаны глав­ные зерновые культуры.

а) картофель, подсолнечник, лен, земляника;

б) кабачок, патиссон, огурец, капуста;

в) овес, рожь, ячмень, пшеница.

^ 3. Укажи строчку, в которой правильно указаны пло­довые культуры.

а) капуста, картофель, лен, овес;

б) лук, чеснок, перец, апельсин;

в) яблоня, груша, черешня, малина.

^ 4. Какие ты знаешь сельскохозяйственные профес­сии?

а) ткач, газосварщик, геолог;

б) комбайнер, овощевод, хлопкороб;

в) инженер, механик, докер.

^ 5. Какое растение дает нам белый хлеб?

а) рожь;

б) овес;

в) пшеница.

6. Из семян какой культуры получают масло?

а) из семян подсолнечника;

б) из семян гречихи;

в) из семян ячменя.


Тема: Животноводство

^ 1. Что дает животноводство людям?

а) мясо, шерсть, пух, кожу;

б) фрукты, овощи, злаковые культуры;

в) хлопок, лен, кормовые травы.

2. Домашние сельскохозяйственные животные - это

а) млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые;

б) звери, птицы, земноводные, рыбы;

в) птицы, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы.

^ 3. Домашние птицы - это ...

а) фазаны, куропатки, страусы;

б) павлины, орлы, беркуты;

в) индейки, куры, гуси.

4. Пчел разводят на ...

а) ферме;

б) пасеке;

в) птицефабрике.

5. Для корма домашних животных заготавливают ...

а) картофель, зерно, тимофеевку;

б) арбузы, дыни, тыкву;

в) василек, подснежник, гиацинт.

^ 6. Какие отрасли животноводства особенно развиты в Вашем крае?

а)птицеводство;

б) рыбоводство;

в) овцеводство.

Тема: Деньги. Бюджет


1. Что такое «бартер»?

а) так называется процесс купли-продажи товара;

б) это прямой обмен одних товаров на другие;

в) это один из видов дохода?

^ 2. Что использовалось раньше в качестве денег?

а) телевизоры и чайники;

б) морские раковины, шкурки пушных зверей;

в) рисунки на бумаге.

^ 3. Из чего складывается бюджет?

а) из зарплаты и стипендии;

б) из денег;

в) из доходов и расходов.

4. Из чего складываются доходы государственного бюджета?

а) из заработной платы граждан;

б) из доходов предприятий и фирм;

в) из налогов граждан и организаций.

5. Что такое «гонорар»?

а) бюджет;

б) доход;

в) расход.

6. Выигрыш по лотерейному билету - это ...

а) доход;

б) расход;

в) не является ни доходом, ни расходом, так как не может быть запланирован.





Похожие:

Рабочая программа по предмету мир вокруг нас 3 класс Разработала: учитель квалификационной категории iconРабочая программа по литературному чтению 3 класс Разработала: учитель квалификационной категории
«Родная речь» – 3 класс, составители: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова
Рабочая программа по предмету мир вокруг нас 3 класс Разработала: учитель квалификационной категории iconРабочая программа по математике 4 класс Разработала: учитель квалификационной категории фио
Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума математического образования, позволяет работать без перегрузок...
Рабочая программа по предмету мир вокруг нас 3 класс Разработала: учитель квалификационной категории iconПрограмма учебного курса «Мир вокруг нас» 7 3 программа I класс (30 ч)
Тематическое планирование уроков, содержащих компоненты нравственно-правовой культуры. "Мир вокруг нас", А. А. Плешаков, 1 класс
Рабочая программа по предмету мир вокруг нас 3 класс Разработала: учитель квалификационной категории iconРабочая программа по учебному предмету «физика» (базовый уровень) Класс 7 Учитель высшей квалификационной категории Марковской В. А
Муниципальное общеобразовательное учреждение Стрелецкая средняя общеобразовательная школа
Рабочая программа по предмету мир вокруг нас 3 класс Разработала: учитель квалификационной категории iconРабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлено на основе требований Федерального компонента госу-дарственного стандарта общего образования 2004 года и на основе Концепции программы для начальных классов «Школа России».
Учебная программа «окружающий мир: Мир вокруг нас» составлена на основе программы Плешакова А. А. «Окружающий мир» курс «мир вокруг...
Рабочая программа по предмету мир вокруг нас 3 класс Разработала: учитель квалификационной категории iconРабочая программа по предмету биология для 10 класса (2,5 часа в неделю, 87 в год) Составитель: Лысанова Анастасия Михайловна (учитель биологии, химии 1 квалификационной категории)
Составитель: Лысанова Анастасия Михайловна (учитель биологии, химии 1 квалификационной категории)
Рабочая программа по предмету мир вокруг нас 3 класс Разработала: учитель квалификационной категории iconПлан конспект открытого урока по предмету «мир вокруг нас» («зеленый дом»), проведенного 20 марта 2007 года
Сегодня у нас не совсем обычный урок предмета «Мир вокруг нас». Вместе с гостями мы отправимся в мир Экономики и узнаем, «Что такое...
Рабочая программа по предмету мир вокруг нас 3 класс Разработала: учитель квалификационной категории iconУчебник для 1 класса «Мир вокруг нас»; рабочая тетрадь к учебнику 1 класса «Мир вокруг нас»; поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» для 1 класса
Новые понятия: части растений; разнообразный мир животных: насекомые, рыбы, птицы, звери; электричество; звёзды; созвездия; спутник;...
Рабочая программа по предмету мир вокруг нас 3 класс Разработала: учитель квалификационной категории iconТригонометрические уравнения и методы их решений. Кухаренко Алина,11 «А» класс Мозжухина Софья, 11 «А» класс Научный руководитель – учитель математики высшей квалификационной категории Еремина Л. А
Научный руководитель – учитель математики высшей квалификационной категории Еремина Л. А
Рабочая программа по предмету мир вокруг нас 3 класс Разработала: учитель квалификационной категории iconПервушина Елена Николаевна, учитель первой квалификационной категории, классный руководитель 6 класса программа воспитания культуры толерантности учащихся пояснительная записка
Заместитель директора по воспитательной работе, учитель первой квалификационной категории Хмара Юлия Анатольевна
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы