Урок по мхк на тему «Чудное мгновенье» (Образ женщины в живописи Леонардо да Винчи икт на уроках мхк. 10-й класс) icon

Урок по мхк на тему «Чудное мгновенье» (Образ женщины в живописи Леонардо да Винчи икт на уроках мхк. 10-й класс)



НазваниеУрок по мхк на тему «Чудное мгновенье» (Образ женщины в живописи Леонардо да Винчи икт на уроках мхк. 10-й класс)
Дата конвертации05.04.2013
Размер117.91 Kb.
ТипУрок
скачать >>>

Камина Светлана Владимировна

Учитель русского языка, литературы , МХК

МОУ СОШ № 91 г. Красноярска

Тел. дом. 2 - 915 – 321




Урок по МХК на тему «Чудное мгновенье»

(Образ женщины в живописи Леонардо да Винчи

ИКТ на уроках МХК. 10-й класс)

Цели и задачи урока:

1. познакомить учащихся с выдающимся творцом эпохи Возрождения Леонардо да Винчи, оставившим заметный след в истории мировой художественной культуры;

2. проанализировать созданные им шедевры в области живописи с позиций эстетической актуальности и духовно-нравственной ценности художественных образов;

3. активизировать познавательную деятельность учащихся, используя современные информационные технологии;

4. вызвать интерес к произведениям Леонардо да Винчи;

5. написать сочинение-миниатюру на одну из предложенных тем: «Чудное мгновенье» или «Какое значение имело творчество Леонардо да Винчи для искусства в целом».

Оборудование: компьютер, цифровой проектор, экран, компьютерная презентация «Образ женщины в живописи Леонардо да Винчи» (Microsoft PowerPoint). (Приложение 12)

Ход урока:

Вступительное слово учителя:

Прекрасные черты, предел моих желаний,

Глядеть бы и глядеть на этот дивный лик…

Франческо Петрарка, поэт эпохи Возрождения.Сонет CCLVII.

Сегодня наш разговор о женщине, о вечной загадке, которую

пытались и пытаются разгадать с тех пор, как существует человечество. Все ценители прекрасного - поэты, музыканты, художники стремились постичь красоту, тайну этого божественного и в то же время земного создания. До сих пор нас восхищают женские портреты, написанные художниками эпохи Возрождения: Рафаэлем, Тицианом, Боттичелли, Джорджоне, Перуджино. (Приложение 1) Сегодня мы с вами познакомимся с работами великого творца этой эпохи Леонардо да Винчи. Определим, какое значение имело его творчество для искусства в целом.

Рассказ учителя о картинах художника «Мадонна в гроте» и «Джоконда».

1) Леонардо да Винчи (1452-1519 гг.) (Приложение 2) принадлежит к тем личностям мировой истории, чья известность и чья слава не ограничиваются пределами одной страницы или одной эпохи. Гений эпохи Возрождения, человек, вместивший в себя целую вселенную: художник, скульптор, архитектор, строитель, дизайнер, прозаик, поэт, музыкант, философ, баснописец, искусствовед, учёный-естествоиспытатель, анатом, ботаник, зоолог, оптик, изобретатель, гидравлик, вело- и авиаконструктор, филолог, лингвист, сценограф, геолог, палеонтолог, гидролог, пиротехник, химик, математик, геометр, физик, астроном, гидротехник, организатор придворных феерий.
Гениальный художник эпохи Возрождения изображал в своих картинах женщин с лицами, то серьёзными, то улыбающимися, в позах, выражающих нежность, со взглядом, полным трепетного чувства и тихой умиротворённости. В жизни Леонардо да Винчи был одинок. У него не было ни семьи, ни наследников. И ни одно женское имя не стоит в истории рядом с его именем. Кроме тех имен, восхищение и преклонение перед красотой и обаянием которых было у Леонардо так чисто, что он смог отделить его от своей личности, щедро подарив всем, и так велико, что его хватило на всех жителей земли, с тех пор оно согревает душу каждому. (Приложение 3)

Всмотритесь в лица, запечатленные на полотнах этого величайшего мастера. Жизненность воплощенных им образов органично сочетается с необыкновенной возвышенностью. Правда и красота предстают здесь в том гармоничном единстве, которое не может остаться незамеченным. Перед нами лукавая чаровница, фаворитка миланского дворца Чечилия Галлерани, мадонна Литта, мадонна Бенуа, таинственная Лукреция Кривелли, Джиневра Бенчи и, конечно, Мона Лиза Джоконда.

2) Первое вполне зрелое произведение Леонардо да Винчи –

Мадонна в гроте” (1483-1494гг. Париж, Лувр) (Приложение 4) - утверждает торжество нового искусства. Перед нами изображение мадонны с младенцами Христом и Иоанном и ангелом. От фигур мадонны и ангела исходит покой, но вместе с тем они внушают и некое чувство загадочности, беспокоящей таинственности, подчёркнутое фантастическим видом самого грота и пейзажным фоном. Взгляд и улыбка, чуть озаряющая лицо ангела, исполнены глубокого и загадочного смысла. Свет и тени создают в картине некое неповторимое настроение. Наш взгляд уносится в ее глубины, в манящие просветы среди темных скал, под сенью которых нашли приют фигуры, созданные Леонардо. И тайна, леонардовская тайна, сквозит и в их лицах, и в синеватых расщелинах, и в полумраке нависших скал. А с каким изяществом, с каким проникновенным мастерством и с какой любовью расписаны ирисы, фиалки, анемоны, папоротники, всевозможные травы. По сути, это уже не просто пейзажный фон, а определённая среда, в которой взаимодействуют изображённые лица. Созданию этой среды способствует и то особое качество живописи Леонардо, которое получило название «сфумато» или «дымчатая светотень» Леонардо: воздушная дымка, обволакивающая все предметы, смягчающая контуры, образующая определённую световоздушную атмосферу.(Приложение 9)

3) Самой бесценной картиной всего человечества считают работу

Леонардо да Винчи "Мона Лиза" ("Джоконда", около 1503 г. Париж, Лувр)

(Приложение 5) Эта работа создавалась на протяжении нескольких лет, она уникальна. Вот уже пять веков как миллионы людей любуются этим шедевром мирового искусства. Пристально, чуть-чуть устало, мягко, все понимая, глядит на людей Джоконда... Не одна сотня лет прошла с тех пор, как она родилась, стала вечно живой с последним прикосновением кисти Леонардо. Мы словно видим это последнее касание. Нежное прикосновение шелковой кисти. Мастер сам не знал, конец ли это. Он чувствовал уже давно, что Джоконда живет помимо его воли. Он просто боялся расстаться с ней. Потерять часть самого себя. Столько он отдал сокровенного, самого святого, что хранил в самых глубоких тайниках души! Мона Лиза была его плотью. Частью его самого. Ведь он писал «малый мир» - Человека. И сегодня рядом с нами живая женщина из XVI века!

В портрете Моны Лизы художник воплотил возвышенный идеал женственности и обаяния. Добродетельная, в скромной одежде дама скрывает за улыбчивой маской душу трепетную, глубокую, ум острый, все постигающий. Невозможно описать словами состояние, которое придал Моне Лизе Леонардо: настолько неуловимы, зашифрованы трепетные движения её души. Мы не знаем, что будет через миг с Моной Лизой - рассмеется она или заплачет, разгневается или будет продолжать улыбаться. Улыбка слегка трогает губы женщины, но это не радостная улыбка, зовущая к счастью. Это загадочная улыбка, которая необъяснимой силой приковывает к себе, разливается по всей картине, обволакивает все тело этой женщины и ее высокий лоб, ее одеяние и лунный пейзаж, чуть пронизывает коричневатую ткань платья с золотистыми переливами и дымно - изумрудное марево неба и скал. В поразительной улыбке Джоконды, бесстрастном, словно испытующем взгляде мы видим и мудрость, и лукавство, и высокомерие, знание какой-то тайны, как бы опыт всех предыдущих тысячелетий человеческого бытия. Она не кажется нам ни красивой, ни любящей, ни милосердной. Но, взглянув на нее, мы попадаем под ее власть. Множество научных трудов посвящено этому портрету, и все же история его до конца не разгадана. Прежде всего остается загадкой, кто позировал художнику: была ли это молодая жена богатого флорентийского купца дель Джокондо или флорентийка, жившая по соседству с Леонардо да Винчи, имя которой осталось неизвестно. Возможно, образ, который мы видим на портрете, - собирательный, идеальный образ молодой женщины той эпохи. Бесспорно лишь одно – для нас она навсегда останется «Джокондой», такое имя носит портрет уже не один век.

2. Рассказы учащихся о картинах Леонардо да Винчи.

1) «Дама с горностаем» (Краков, Музей Чарторыских, 1485-1490)

(Приложение 6) «Дама с горностаем»- это бессмертная семнадцатилетняя Чечили Галлерани. Дочь XV века. Лукавая чаровница. Фаворитка миланского дворца. Нежная и мудрая, стыдливая и фривольная, предстает она перед нами. Простая и сложная. Таинственно-привлекательная. Хрупкая девушка с лёгкой улыбкой и проникновенным взглядом. Она держит на руках белого зверька, прижимая его тонкими и подвижными пальцами. Прозрачный чепчик, закреплённый под подбородком, подчёркивает нежность овала её лица. Простое ожерелье из тёмного жемчуга, окаймляя шею и спускаясь вторым овалом на грудь, где оно едва различимо на фоне квадратного выреза платья, составляет единственное украшение юной красавицы. На лице выделяются два больших внимательно смотрящих глаза, нос, прямой и точёный, маленький рот с тонкими губами чуть тронут в уголках улыбкой. С лицом почти статичным, она все же обладает магнетизмом необычайного, скрытого движения. Но что придает облику молодой дамы эту колдовскую живость? Улыбка. Знаменитая «леонардовская улыбка», которую пытались повторить ученики и последователи великого художника. Она еле тронула уголки целомудренных губ. Притаилась в чуть-чуть припухлых девичьих ямочках у рта и, подобно зарнице, ответно блеснула в темных, расширенных зрачках, прикрытых округлыми лукообразными веками. Вглядитесь пристальней в тонкие, одухотворенные черты «Дамы с горностаем», в её осанку, полную достоинства, в её строгую, но изящную одежду, и перед вами мгновенно предстанет Ренессанс с его великолепными творениями гениальных мастеров искусств. Чечилия Галлерани. Она, как маленькая планета, отразила сияние жестокого, уродливого и прекрасного, неповторимого XV века.

2) «Мадонна с цветком» («Мадонна Бенуа») (Приложение 7) Эту картину только что завершивший обучение молодой художник Леонардо да Винчи написал во Флоренции в конце семидесятых годов пятнадцатого столетия. Ее приняли с восторгом, сделали много копий, а в начале шестнадцатого века… потеряли. Через триста лет в Астрахани гастролировала труппа бродячих актеров. Один из служителей Мельпомены предложил местному поклоннику муз и богатейшему из купцов города Александру Сапожникову купить потемневшую от старости, написанную на доске картину. Сделка состоялась. Спустя много лет его внучка Мария выходила замуж. К роскошному приданому прилагалось и творение неизвестного итальянца, на которое поначалу мало кто обратил внимание. Неизвестно, что бы с ним стало, если бы мужем Марии Александровны не стал преуспевающий архитектор и будущий президент Академии Художеств Леонтий Бенуа (сын еще более прославленного зодчего) и если бы его младшим братом не был известный художник, искусствовед и организатор объединения "Мир Искусства" Александр. «Внемля настойчивым просьбам брата Леонтия и его жены, - вспоминает он, - мне пришлось задержаться в Берлине. Дело в том, что они поручили мне показать принадлежащую им картину знаменитому Боде". ( Боде – один из главных авторитетов по истории европейского искусства, директор Государственных берлинских музеев). Он отсутствовал, но в музее оказалось несколько специалистов мировой величины. Их приговор был суров: картина не является произведением Леонардо, скорее, ее написал кто-либо из его соучеников по мастерской Вероккио. Позже и сам Боде подтвердил этот вывод». Целый год пролежала "Мадонна" из дома Сапожниковых в парижской квартире Александра Николаевича, а затем была увезена им обратно в Петербург и возвращена владельцам. Однако, по прошествии восьми лет (это было уже в 1914-м), когда он пребывал в суете и хлопотах, связанных с подготовкой русской выставки в Париже, ему подали визитную карточку с именем одного из берлинских специалистов: «Профессор Моллер Вальде». «Не успел я согласиться его принять, - рассказывал Александр Бенуа, - как на меня налетела собственная его персона с криком: "Теперь я твердо убежден, ваша Мадонна - Леонардо!". Тут же, не присев, не давая мне опомниться, красный от волнения, он стал вытаскивать из огромного, туго набитого портфеля кипу фотографий тех несомненных рисунков Леонардо, которые являлись в его глазах (и на самом деле) подтверждением его уверенности в авторстве великого мастера. На предложение о продаже шедевра в музеи Берлина Бенуа ответили отказом, передав его в коллекцию Императорского Эрмитажа. Там картина находится и по сей день, известная всему миру под названием "Мадонна Бенуа".

«Мадонна с цветком», или «Мадонна Бенуа», - это небольшая картина скромного камерного плана. Леонардо да Винчи берет тему, много раз разрабатывавшуюся его предшественниками и современниками. Уже они в образе мадонны видели не олицетворение небесных сил, а поэтическое воплощение женственности и материнства. Но художники XV в. еще чего-то недоговаривали в своих произведениях, их мадонны казались скованными в движениях и чувствах, сохраняли в своем облике остатки условности. Молодой Леонардо да Винчи прежде всего ломает эту преграду. Он избирает для своей мадонны простое, не блещущее красотой лицо, подчеркнуто юное, весело смеющееся; твердо лепит фигуру, четко вырисовывающуюся на фоне полумрака комнаты, и заставляет складки одежды обрисовать строение тела. Вместе с тем, освобождаясь от обычной застылости старых картин на эту тему, Леонардо придает «Мадонне с цветком» характер жанровой сцены. Юная мать протягивает ребенку цветочек, он озабоченно тянется к нему ручками, но не может сразу схватить, и она смеется над его неловкими движениями, в то же время восхищаясь прелестью своего сына. Добиваясь впечатления жизненной реальности, Леонардо тщательно разрабатывает передачу рельефа, объемности фигур. Он отмечает множество градаций освещения: полутень, глубокую, но прозрачную тень, а там, где пелена тени сгущается более всего — на щечке, на руке ребенка,— он прерывает ее легкой полосой рефлекса, отсвета. Свет играет также на шелковом отвороте плаща, на брошке, украшающей платье матери; в пролете окна прозрачное небо создает впечатление беспредельной дали. «Мадонна с цветком» - это размышления великого мастера Леонардо да Винчи об образе матери, о её глубокой любви к сыну, переведённое им на язык живописи.

3). «Мадонна Литта» («Мадонна с Младенцем») (Около 1480-1490)

(Приложение 8)

Это необыкновенно лирический, волнующий материнский образ.

Идеальная красота! Перед нами задумчивая и серьезная молодая женщина. У нее излюбленный художником тип красоты: высокий, чистый, почти безбровый по моде того времени лоб, чуть удлиненный нос, рот с приподнятыми леонардовской улыбкой уголками губ и рыжеватые волосы. На картине изображено состояние спокойной радости, в которое погружена молодая прекрасная женщина, кормящая грудью ребенка. Как всегда у Леонардо, он не бесстрастен, но все чувства спрятаны так глубоко, что не мешают ясной гармоничности образа. Они скрываются лишь в затаенной грусти выражения лица и в не то горькой, не то таинственной скользящей полуулыбке. Удивительно написаны пушистые темно-золотистые вьющиеся волосы Младенца, не по-детски серьезен его внимательный взгляд, устремленный на зрителя. Картина написана темперой (Приложение 10), придающей звучность тонам костюма флорентийской дамы. Платье с широким вырезом, плащ на цветной подкладке, сложно скрученный прозрачный шарф, прикрывающий прическу. От церковной традиционности в этом костюме сохранились только цвета: еще в ранних византийских иконах мадонна изображалась в пурпурной тунике, синем плаще. Голова ее обязательно была прикрыта. Леонардо не нарушает этих традиций, но обращается с ними с удивительной свободой и непосредственностью. Мадонна изображена таким образом, что вся ее фигура четко вырисовывается на темном фоне стены. Это делает фигуру особенно рельефной. Освещение идет не сзади, из окон, как было бы логичнее, а откуда-то спереди и слева, мягко моделируя тела и лица.

Творческая работа

Сочинение-миниатюра «Чудное мгновенье» или «Какое значение

имело творчество Леонардо да Винчи для искусства в целом» (учащиеся делятся своими впечатлениями от встречи с шедеврами Леонардо да Винчи) – 5-7 минут. (Приложение 3) (Учащиеся могут использовать для работы записанные на доске ключевые слова и словосочетания: загадочная скользящая улыбка, полузакрытые глаза, бесконечно изящные, миловидные, трогательные и чарующие, прекрасные юные матери, воплощение идеала красоты и добра, властные своей женственностью, облагораживающие мир, смягчающие человеческие сердца, излучают свет и любовь, на которой и держится наш мир.) Чтение миниатюр (3 – 4 работы) (Приложение 11)

Вывод:

На полотнах Леонардо да Винчи мы увидели женщин, таких

разных, загадочных, достойных восхищения не только потому, что они красивы внешне, но и потому, что их внутреннее содержание, их духовный мир благотворно влияет на всё, что окружает этих прекрасных незнакомок.
Леонардо да Винчи предложил нам встречу с нашим «вчера». И мы через тьму веков волею, властью гения Леонардо вновь и вновь переносимся в Италию, во Флоренцию начала XVI века и зрим этот великий «малый мир».

Многие из произведений великого мастера остались незаконченными, тем не менее они оказали огромное влияние как на современников, так и на последующие поколения художников.

Домашнее задание:

Используя интернет-ресурсы, Большую энциклопедию Кирилла и

Мефодия, Художественную энциклопедию зарубежного классического искусства, мультимедийное учебное пособие по курсу «Мировая художественная культура», альбом «Великие итальянские художники», энциклопедию для детей «Искусство. Том 7. Часть 1» подготовьте сообщение + компьютерная презентация на темы: «Микеланджело Буонарроти — величайший гений эпохи Возрождения», «Встречи с художниками (архитекторами, скульпторами, поэтами) эпохи Возрождения», «Музыка эпохи Возрождения»).

Библиография

1.http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%CB%E5%EE%ED%E0%F0%E4%EE+%E4%E0+%C2%E8%ED%F7%E8&stype=image

2. http://smallbay.ru/vinci.html

3. http://worldleonard.h1.ru/doc/leonardo/madonna.htm

4. http://www.centre.smr.ru/win/pics/pic0056/p0056.htm

5. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2003.

6. Мультимедийное учебное пособие по курсу «Мировая художественная культура» - ЗАО «Новый Диск», 2004.

7. Рачеева Е. П. Великие итальянские художники. – М.: «ОЛМА-ПРЕСС Образование», 2004. – 144с. - (Мастера европейской живописи).

8. Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства. - Центр ПИК, 2002.

9. Энциклопедия для детей. Том 7. Искусство. Ч. 1. – 2-е изд., испр./Глав. Ред. М. Д. Аксенова. – М.: . – Аванта+, 2001. – 688 с.: ил..






Похожие:

Урок по мхк на тему «Чудное мгновенье» (Образ женщины в живописи Леонардо да Винчи икт на уроках мхк. 10-й класс) iconТворчество мастеров высокого итальянского Возрождения (Леонардо да Винчи) Подготовила студентка 1-ого курса ф-та Культуры, II группы Жикаренцева Елена. Спб 2000 г. Содержание Возрождение и Леонардо Леонардо да Винчи Некоторые приемы в живописи Леонардо да Винчи, его взгляды и убеждения "Тайная вечер

Урок по мхк на тему «Чудное мгновенье» (Образ женщины в живописи Леонардо да Винчи икт на уроках мхк. 10-й класс) iconДокументы
1. /МХК 10 класс/Пояснительная к МХК.doc
2. /МХК...

Урок по мхк на тему «Чудное мгновенье» (Образ женщины в живописи Леонардо да Винчи икт на уроках мхк. 10-й класс) iconДокументы
1. /МХК 11 класс/Пояснительная к МХК.doc
2. /МХК...

Урок по мхк на тему «Чудное мгновенье» (Образ женщины в живописи Леонардо да Винчи икт на уроках мхк. 10-й класс) iconУрок литературы и изобразительной деятельности тема : Чудесные птицы Леонардо да Винчи. (1452 1519 г.)
Воспитывать любовь к живописи, повышать интерес к зарубежной литературе через сказки Леонардо да Винчи
Урок по мхк на тему «Чудное мгновенье» (Образ женщины в живописи Леонардо да Винчи икт на уроках мхк. 10-й класс) iconДокументи
1. /МХК 10 класс/Пояснительная к МХК.doc
2. /МХК...

Урок по мхк на тему «Чудное мгновенье» (Образ женщины в живописи Леонардо да Винчи икт на уроках мхк. 10-й класс) iconДокументи
1. /МХК 11 класс/Пояснительная к МХК.doc
2. /МХК...

Урок по мхк на тему «Чудное мгновенье» (Образ женщины в живописи Леонардо да Винчи икт на уроках мхк. 10-й класс) iconЧетвертая лицейская научно- практическая конференция моу лицея №102
Николай Рерих художественные параллели автор Маточкин Евгений Палладиевич. В этом издании я узнала о картинах и о живописи Леонардо...
Урок по мхк на тему «Чудное мгновенье» (Образ женщины в живописи Леонардо да Винчи икт на уроках мхк. 10-й класс) iconРабочая программа по мхк 8 класс Статус документа Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе
Ия на базовом уровне (утверждён Приказом мо РФ №1089 от 05. 03. 2004), на основе примерной программы по мхк рекомендованной Министерством...
Урок по мхк на тему «Чудное мгновенье» (Образ женщины в живописи Леонардо да Винчи икт на уроках мхк. 10-й класс) iconСказка Жил-был один бедный человек, было у него четыре сына: три умных, а один из них и так, и сяк. И вот пришла за отцом смерть.
Переходя к примерам “золотого сечения” в живописи, нельзя не остановить своего внимания на творчестве Леонардо да Винчи. Его личность...
Урок по мхк на тему «Чудное мгновенье» (Образ женщины в живописи Леонардо да Винчи икт на уроках мхк. 10-й класс) iconДокументи
1. /МХК/Инструкция.docx
2. /МХК/МХК вопросы...

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы