«Психологические особенности социально – эмоциональной сферы современного учителя музыки» Введение. Актуальность исследования. Постановка проблемы исследования icon

«Психологические особенности социально – эмоциональной сферы современного учителя музыки» Введение. Актуальность исследования. Постановка проблемы исследования



Название«Психологические особенности социально – эмоциональной сферы современного учителя музыки» Введение. Актуальность исследования. Постановка проблемы исследования
Дата конвертации05.04.2013
Размер225.13 Kb.
ТипДокументы
скачать >>>

«Психологические особенности социально – эмоциональной сферы современного учителя музыки»


Введение.

Актуальность исследования. Постановка проблемы исследования.


Эмоциональную жизнь современного человека определяет частота и интенсивность эмоциональных нагрузок. Этому способствует ряд современных условий: стремительное изменение социальной, экономической, физической среды, повышение темпов жизни. Человек реагирует на эти особенности современного бытия.

Эмоции человека, изначально призванные мобилизовать защиту, теперь чаще подавляются, встраиваются в нынешний контекст жизни, а со временем извращаются, перестают признаваться их хозяином, тем самым могут послужить причиной разрушительных процессов в целом в психике и организме человека.

Такая большая социальная группа, как учителя, а в контексте нашего исследования – учителя музыки, безусловно, тоже подвержены всем изменениям, происходящим в окружающей среде.

При декларациях и понимании большой значимости профессии учителя в современном обществе, она никаким образом не поддерживается реально социумом.

Изменения в системе образования, смена приоритетов в образовательном процессе, финансовая незащищенность порождает у представителей данной профессии проблемы, например, социальной значимости, финансовой необустроенности, которые, несомненно, отражаются на эмоциональной сфере.

Профессиональная деятельность учителей музыки несет на себе колоссальную эмоциональную, физическую нагрузку (при сложившемся устойчивом стереотипе «легкости» этого предмета), требует от педагога особых, специфических музыкальных и творческих способностей.

Таким образом, актуальность нашего исследования определяется необходимостью осмысления сущности социально – эмоциональной проблемы, определения стратегий поведения, психологических особенностей, провоцирующих ее возникновение, у такой социальной группы, как учителя музыки.


^ Задача исследования:

Проанализировать теоретико-методологические положения, освещающие изучаемую проблему в аспекте психологии музыкального творчества и развития личности.


^ Методы исследования.

Теоретический анализ проблемы.


Теоретический анализ проблемы.


1.1. Общие представления о социально-эмоциональной проблеме.

В научной литературе понятие «социально-эмоциональные проблемы» употребляется как отечественными, так и зарубежными авторами. При этом речь идет о проблемах в области социального и эмоционального развития человека.


Многие специалисты в области психологической и педагогической помощи отмечают продуктивность комплексного мультидисциплинарного подхода, особенно на пересечении эмоциональной и социальной сфер. Необходимо проанализировать понятие «социально-эмоциональная проблема», определив его содержание, сравнить с близкими понятиями и выделить специфику, рассмотреть связи с другими областями психологии и педагогики; затем нужно определить проявления социально-эмоциональных проблем в контексте различных концепций.

Под понятием «проблема» (от греч. «задача, задание»), в психологии традиционно понимают осознание субъектом невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, средством личного знания и опыта (электронный ресурс. http:/www.slovari/yandex.ru/книги/БСЭ). Следовательно, при определении понятия «социально-эмоциональные проблемы» мы можем опираться на следующие характеристики:

1 - наличие противоречий в социальной ситуации;

2 - отсутствие стандартного способа разрешения ситуации;

3 - негативные эмоциональные переживания.

Развитие человека детерминируется рядом источников и факторов: природными задатками; сотрудничеством с другими людьми как ближайшим источником развития; социальной средой как потенциальным источником развития; противоречиями между образом жизни и возможностями человека; собственной деятельностью человека по овладению действительностью как движущей силой; собственной активностью человека по преодолению противоречий.

Каждый человек связан с окружающим миром множеством зависимостей. Главными условиями приобретения им социальной сущности являются прямые или опосредованные контакты с другими людьми, с большими и малыми общностями. По А.В.Мудрику (12, с.257), человек постоянно находится под влиянием социальных факторов 3 уровней: факторов большого социума (макросоциума) - страна, государства, этнос; мезофакторов (город, поселок, СМИ...); микрофакторов (малые группы, в которые входит личность, и с членами которых она находится в повседневном непосредственном контакте - семья, школьный класс...).

Все эти уровни воздействий на человека могут быть рассмотрены не только как факторы его развития, но и как факторы (или источники) возникновения разного рода проблем в процессе выполнения им тех или иных жизненных функций.

Социально-эмоциональное развитие предполагает приобретение социального и эмоционального опыта.

В процессе социального взаимодействия субъект постоянно вынужден преодолевать проблемные ситуации, что в большинстве случаев выводит его на новый уровень развития вследствие накопления определенного опыта решения проблем.

Таким образом, мы можем говорить о наличии социально-эмоциональной проблемы, когда:

1. имеет место проблемная социальная ситуация;

2. носитель проблемы нуждается в ее разрешении;

3. у субъекта отсутствуют устойчивые варианты поведения в данной

ситуации, эффективные способы ее разрешения;

4. проблема влечет за собой негативные эмоциональные переживания

субъекта.

Соединение «социального» и «эмоционального» в одном понятии подразумевает, таким образом, что противоречия проявляются как на социальном, так и на эмоциональном уровнях, что субъекту важно их разрешение, но оно не доступно на данном уровне возможностей, что ситуация требует выхода за рамки собственного социального опыта.

Результатом решения социально-эмоциональной проблемы будут: оптимизация эмоционального уровня, улучшение социальных отношений и появление нового опыта в решении проблем.

Существует несколько подходов, рассматривающих социально-эмоциональные проблемы. К ним относится клинико-диагностический подход с преимущественным фокусом на патологии в области эмоций. Еще французский психиатр П. Жане считал неотъемлемой характеристикой эмоций снижение уровня психического функционирования, регрессию к нижним уровням поведения, а эмоциональную регуляцию - примитивной формой регуляции поведения, характеризующейся полной энергетической разрядкой. Поскольку в центре внимания клиницистов находились вопросы диагностики и последующего лечения, то они внесли большой вклад в классификацию эмоциональных нарушений и разработку способов терапии. Так, выделяются: расстройства настроения (mood disorders), тревожные расстройства (anxiety disorders) и расстройства личности (personality). К расстройствам настроения относятся: депрессивные расстройства и биполярные расстройства; к тревожным расстройствам: паническое расстройство, специфические фобии, социальная фобия, обсессивно - компульсивное расстройство, посттравматическое стрессовое расстройство, острострессовое расстройство, расстройство общей тревоги; к расстройствам личности: параноидное, шизоидное, шизотипическое, антисоциальное, пограничное, нарциссическое, избегающее, зависимое, обсессиво - компульсивное личностные расстройства. Существуют и другие клинические подходы к классификации эмоциональных расстройств и трудностей. Выделяются психопатии и акцентуации характера (Личко, Леонгард). К эмоционально обусловленным недостаткам характера В. П. Кащенко относил:

  1. неустойчивость, противоречивость;

  2. повышенную возбудимость аффектов;

  3. сильную остроту симпатий и антипатий к людям;

  4. импульсивность поступков;

  5. исступленный гнев;

  6. пугливость и болезненные страхи (фобии);

  7. пессимизм и чрезмерную веселость;

  8. равнодушие, безучастность;

  9. нечистоплотность и педантизм (9).

Однако, клинические диагностические подходы традиционно недооценивают роль социальных факторов, тяготея к биологическим концепциям.


Психоаналитический подход к эмоциональным проблемам предполагает наличие внутреннего бессознательного конфликта между различными сторонами личности. При этом эмоции отражают направленность и степень этого конфликта. В зависимости от направления психоаналитического подхода предполагаются различные конфликтующие стороны - Ид, Эго и Суперэго, или Персоны и Архетипов и т.п. Психоанализ определял эмоции как выплескивание инстинктивной энергии, созданной бессознательным процессом, который, в свою очередь, инициирован внешним образом. Аффект осознаваем, подавляется лишь компонент влечения. Психоаналитики уделяли много внимания индивидуальному значению переживаемой эмоции, ее связи с идеями и представлениями. Основным средством для решения эмоциональных и социальных проблем психоаналитики считают осознание внутреннего содержания переживаний субъекта с помощью психоаналитика, а также корректирующий эмоциональный опыт конструктивных взаимоотношений с психоаналитиком.


Большой вклад в понимание социально-эмоциональных проблем внесли разработки понятия «фрустрация» и связанных с ней проблем К. Левиным и другими психологами. Понятие фрустрация используется в двух значениях

1- «акт блокирования или прерывания поведения, направленного на

достижение значимой цели (т.е. фрустрационная ситуация);

2- эмоциональное состояние человека, возникающее после неудачи,

неудовлетворения какой-либо сильной потребности, упреков со стороны. Последнее сопровождается возникновением сильных эмоций: враждебности, гнева, вины, досады, тревоги (11, с. 163). К фрустрационным ситуациям относят также и внутренние конфликты (конфликт равнозначных положительных эмоций, конфликт равнозначных отрицательных эмоций, конфликт положительно-отрицательных эмоций). Состояние фрустрации появляется при превышении фрустрационного порога, зависящего от повторения неудовлетворенности, силы потребности и уровня притязаний, эмоциональной возбудимости, этапа деятельности. При негативном влиянии на деятельность фрустрация приводит либо к замещающим действиям, либо к отказу от деятельности (Ильин). Вследствие состояния фрустрации может возникать фрустрационное поведение, выражающееся в интрапунитивной, экстрапунитивной или инпунитивной реакциях (классифицируемых по направлению агрессии на себя, на внешние объекты или ее устранению). Другая классификация фрустрационного поведения проведена по его внешним формам:

1- двигательное возбуждение;

2- апатия;

3- агрессия и деструкция;

4- стереотипное поведение;

5- регрессивное поведение (Ильин).

Понятие фрустрации, таким образом, помогает нам связать наличие негативных эмоций с деятельностью и мотивами личности. Что касается условий предотвращения социально-эмоциональных проблем, концепция фрустрации указывает на необходимость смягчения противоречий между мотивами личности и условиями, в которых протекает деятельность по реализации этих мотивов. Кроме того, она позволяет также диагностировать наличие социально-эмоциональных проблем по вторичным признакам изменения деятельности (регрессивное поведение и пр.)


Существенный вклад в понимание связи социальных отношений и эмоциональных проблем личности внесла гуманистическая психология с ее наиболее ярким представителем К. Роджерсом. В своей феноменологической теории личности Роджерс предпочитал исследовать внутреннюю систему координат человека, его субъективный мир, создающий основу для его действий и эмоциональных реакций (в чем он сближается с когнитивно-бихевиоральным направлением). Определяющими в его работе были Я-концепция и тенденция к самоактуализации. Социально-эмоциональные проблемы возникают из реакции на расхождение переживаний личности и его Я-концепции, что вызывает защитные реакции, сужающие когнитивные и поведенческие возможности личности. Важным вкладом К. Роджерса было исследование условий межличностных отношений, предупреждающих социально-эмоционаьные проблемы, к которым он относил искренность, эмпатию, открытость к переживанию, свободу и креативность. Важнейшим вкладом в разработку Я-концепции стало понимание роли восприятия другими данного субъекта и того, как он сам воспринимает себя и формирует свою Я-концепцию, а также влияние усвоенной Я-концепции на дальнейшее поведение субъекта. Я-концепция прямо связана с процессом социальной адаптации и дезадаптации личности. Негативная Я-концепция (слабая вера в себя, боязнь получить отказ, низкая самооценка), возникнув, приводит в дальнейшем к нарушениям поведения. Выделяют следующие виды воздействия неблагоприятной Я-концепции:

1. снижение самоуважения и как частое следствие - социальная деградация, агрессивность;

  1. стимуляция конформистских реакций в трудных ситуациях;

  2. глубокое изменение восприятия.

Теория К.Роджерса оказала огромное влияние как на теоретические исследования в психологии, так и на психологическую практику, гуманизировав методы коррекции.


В.В.Бойко рассматривал эмоции, как некий сгусток психической энергии, которая в повседневной жизни облегчает или осложняет межличностную коммуникацию. Энергетика эмоций сопутствует разным проявлениям бытия людей: рождению и смерти, здоровью и болезни, влюбленности и конфликтам, профессиональной деятельности и досугу (3). События происходят в двух неразрывно связанных измерениях: на физиологическом уровне - действие внешнего раздражителя вызывает изменения в организме и стимулирует ответную реакцию (появляются активные движения, «включаются» различные внутренние системы жизнеобеспечения); на психофизиологическом уровне - дискомфортное состояние организма, обусловленное потребностью, приводит в действие безусловный рефлекс, который устраняет потребность; в процессе и в результате ее устранения возникает эмоция (3, с. 16).


Таким образом, анализ научной литературы убеждает нас в тесной взаимосвязи социальной и эмоциональной сторон личности, в которой между этими двумя компонентами существуют как прямые, так и обратные связи, где каждая из сторон обусловливает другую, образуя общность. При этом в концепциях, доказавших свое право на существование, личность рассматривается преимущественно не как пассивный объект влияния социальных либо биологических условий, но как активный субъект своей осмысленной деятельности, формирующей свои взаимоотношения, разрешающий противоречия между социальными потребностями, особенностями группового окружения и использующий и усовершенствующий свои стратегии социального взаимодействия.


^ 1.2. Общие представления о творческих способностях.


В целом, в психологии существует как минимум три основных подхода к проблеме творческих способностей. Они могут быть сформулированы следующим образом:

1. Как таковых творческих способностей нет. Интеллектуальная одаренность выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активности личности. Главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивация, ценности, личностные черты (А. Танненбаум, А. Маслоу и др.). К числу основных черт творческой личности эти исследователи относят когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость в неопределенных и сложных ситуациях.

2. Творческая способность (креативность) является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта (Дж. Гилфорд, К. Тейлор, Я. А. Пономарев), т. е. нет творческих личностей с низким интеллектом, но есть интеллектуалы с низкой креативностью (Торранс).

3 .Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот. Творческого процесса как специфической формы психической активности нет. Эту точку зрения разделяли и разделяют практически все специалисты в области интеллекта (Д. Векслер, Г. Айзенк, и др.).
^

Особенности творческой личности.

 Многие из исследователей сводят проблему человеческих способностей к проблеме творческой личности: не существует особых творческих способностей, а есть личность, обладающая определенной мотивацией и чертами. Действительно, если интеллектуальная одаренность не влияет непосредственно на творческие успехи человека, если в ходе развития креативности формирование определенной мотивации и личностных черт предшествует творческим проявлениям, то можно сделать вывод о существовании особого типа личности - "Человека творческого".
Знания об особенностях творческой личности психология черпала в том числе из трудов литературоведов, историков науки и культуры, искусствоведов, которые так или иначе касались проблемы творческой личности.
Есть две противоположные точки зрения: талант - это максимальная степень здоровья, талант - это болезнь.
Традиционно последнюю точку зрения связывают с именем Чезаре Ломброзо. Он характеризует гениев как людей одиноких, холодных, равнодушных к семейным и общественным обязанностям. Среди них много наркоманов и пьяниц: Мюссе, Клейст, Сократ, Сенека, Гендель, По. ХХ век добавил в этот список множество имен, от Фолкнера и Есенина до Фредди Меркьюри и Александра Годунова. 

Гениальные люди всегда болезненно чувствительны, у них наблюдаются резкие спады и подъемы активности, они гиперчувствительны к социальному поощрению и наказанию. Вывод, к которому он приходит, звучит следующим образом: гений и безумие могут совмещаться в одном человеке.


 Главное отличие творческой личности представители глубинной психологии и психоанализа (здесь их позиции сходятся) видят в специфической мотивации. Остановимся лишь вкратце на позициях ряда авторов, поскольку эти взгляды изложены в многочисленных источниках.

Отличие заключается только в том, какая мотивация лежит в основе творческого поведения. З. Фрейд считал творческую активность результатом сублимации (смещения) полового влечения на другую сферу деятельности: в творческом продукте опредмечивается в социально приемлемой форме сексуальная фантазия.

А. Адлер считал творчество способом компенсации "комплекса неполноценности". Наибольшее внимание феномену творчества уделил К. Юнг, видевший в нем проявление архетипов коллективного бессознательного.
 

^ Психологи гуманистического направления (А. Маслоу) считали, что первоначальный источник творчества - мотивация личностного роста, не подчиняющаяся гомеостатическому принципу удовольствия; по Маслоу, это потребность в самоактуализации, полной и свободной реализации своих способностей и жизненных возможностей.
Ряд исследователей полагает, что для творчества необходима мотивация достижения, другие считают, что она блокирует творческий процесс. Однако большинство авторов все же убеждено в том, что наличие всякой мотивации и личностной увлеченности является главным признаком творческой личности. К этому часто добавляют такие особенности, как независимость и убежденность. Независимость, ориентация на личные ценности, а не на внешние оценки, пожалуй, может считаться главным личностным качеством творческой личности.

Творческим людям присущи следующие личностные черты:

1. независимость - личностные стандарты важнее стандартов группы;

2.неконформность оценок и суждений;

3.открытость ума - готовность поверить своим и чужим фантазиям,

восприимчивость к новому и необычному;

4. высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям,

конструктивная активность в этих ситуациях;

5. развитое эстетическое чувство, стремление к красоте.

 Часто в этом ряду упоминают особенности "Я-концепции", которая характеризуется уверенностью в своих способностях и силой характера, и смешанные черты женственности и мужественности в поведении (их отмечают не только психоаналитики, но и генетики).
Наиболее противоречивы данные о психической эмоциональной уравновешенности. Хотя гуманистические психологи настойчиво утверждают, что творческие люди характеризуются эмоциональной и социальной зрелостью, высокой адаптивностью, уравновешенностью, оптимизмом и т. п., но большинство экспериментальных результатов противоречит этому.
Аналогичные выводы о высокой тревожности и плохой адаптированности творческих людей к социальной среде приводятся в ряде других исследований: для того чтобы быть творческим, надо быть немного невротиком; следовательно, эмоциональные нарушения, искажающие "нормальное" видение мира, создают предпосылки для нового подхода к действительности.
Независимость от группы в сочетании с собственным видением мира, оригинальным "бесконтрольным" мышлением и поведением вызывает негативную реакцию социальной микросреды, как правило, ратующей за соблюдение традиций.
Сама творческая активность, связанная с изменением состояния сознания, психическим перенапряжением и истощением, вызывает нарушения психической регуляции и поведения.
    

Чертами творческой личности, согласно выводам многолетних исследований К.Тэйлора, является:

- стремление всегда быть на передовых рубежах в своей области;

- независимость и самостоятельность суждений;

- стремление «идти своей дорогой»;

- склонность к риску;

- активность;

- любознательность;

- неутомимость в поисках;

- неудовлетворенность существующими традициями и методами;

- стремление изменить существующее положение дел;

- нестандартность мышления;

- дар общения;

- остроумие;

- талант предвидения. (13)

Не менее важен и другой вывод: личностные проявления креативности распространяются на многие области человеческой активности. Как правило, творческая продуктивность в одной основной для личности области сопровождается продуктивностью в других областях.
Главное же в том, что ученые и бизнесмены в среднем лучше контролируют свое поведение и менее эмоциональны и чувствительны, чем деятели искусства.
Необходимо отметить еще одну особенность: творческую продуктивность проявляют до глубокой старости люди, сохранившие свободомыслие, независимость взглядов, т. е. качества, присущие юности. Кроме того, творческие личности сохраняют высокую критичность по отношению к своим трудам. В структуре их способностей оптимально сочетаются способность к творчеству с рефлективным интеллектом.


Таким образом, анализ литературы по этой теме показывает различные точки зрения на определение творческих способностей, и, соответственно, их признаки:

1. Как таковых творческих способностей нет. Интеллектуальная одаренность выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активности личности. Главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивация, ценности, личностные черты (А. Танненбаум, А. Маслоу и др.). К числу основных черт творческой личности эти исследователи относят когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость в неопределенных и сложных ситуациях.

2. Творческая способность (креативность) является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта (Дж. Гилфорд, К. Тейлор, Я. А. Пономарев), т. е. нет творческих личностей с низким интеллектом, но есть интеллектуалы с низкой креативностью (Торранс).

3 .Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот. Творческого процесса как специфической формы психической активности нет. Эту точку зрения разделяли и разделяют практически все специалисты в области интеллекта (Д. Векслер, Г. Айзенк, и др.).


^ 1.3. Общие представления о музыкальных способностях.


Музыкальные способности - способности, относящиеся к разряду спецальных, характеризующие степень овладения музыкальной деятельностью.

Со времени официального существования психологии как науки проблема музыкальности и музыкальных способностей не перестает терять остроты и актуальности. Что такое музыкальность? Является ли она единым свойством, не сводящимся к сумме отдельных способностей? или же состоит из множества отдельных не связанных между собой компонентов? В какой степени поддаются музыкальные способности развитию? Эти вопросы являются ключевыми для музыкальной психологии. Исследования музыкальных способностей имеют давние традиции. Классификации музыкальных способностей многочисленны и разнообразны. В основном широко изучены элементарные способности. В последнее время ощутимо возрос интерес к высшим музыкальным способностям и созданию методик их диагностики.


Одной из всеобъемлющих и дифференцированных является классификация Карла Эмиля Сишора, который выделяет 25 музыкальных способностей. Классифицирует он их следующим образом:

I. Музыкальные ощущения и восприятия.

А. Простые формы ощущений:

1. Чувство высоты звука.

2. Чувство интенсивности звука.

3. Чувство времени.

4. Чувство протяженности звука.

Б. Сложные формы восприятия:

5. Чувство ритма.

6. Чувство тембра.

7. Чувство объемности звука.

8. Чувство консонанса.


II. Музыкальное действование.

А. Простые формы ощущений:

9. Контроль высоты.

10. Контроль интенсивности.

11. Контроль времени.

Б. Сложные формы восприятия:

12. Контроль ритма.

13. Контроль тембра.

14. Контроль объемности звука.


III. Музыкальная память и музыкальное воображение.

А. Простые формы ощущений:

15. Слуховые представления.

16. Двигательные представления.

17. Творческое воображение.

Б. Сложные формы восприятия:

18. Объем памяти.

19. Способности к обучению.

IV. Музыкальный интеллект.

20. Свободные музыкальные ассоциации.

21. Способность к музыкальной рефлексии.

22. Общая умственная одаренность.


V. Музыкальное чувствование

23. Музыкальный вкус.

24. Эмоциональная реакция на музыку.

25. Способность эмоционально выражать себя в музыке. (10)

^

Структура музыкальных способностей Б.М. Теплова.


Б. М. Теплов считал главным признаком музыкальности «переживание музыки как выражение некоторого содержания».

Среди основных носителей содержания он выделил три основные музыкальные способности:

1. Ладовое чувство, т. е. способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии или чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения.

2. Способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение.

3. Музыкально - ритмическое чувство, т. е. способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его(17).

Как видно из перечисленных выше классификаций, наряду с элементарными музыкальными способностями авторы обязательно вводят в качестве особого компонента способность переживания музыки как некоторого содержания, музыкальное воображение, способность к рефлексии музыкального материала.

Феномен музыкальной одаренности представляет собой системное образование, в котором специальные задатки и способности индивидуально, неповторимо сочетаются с общими свойствами, а также с высшими индивидуально-личностными качествами музыкант.

Выдающиеся музыкальные способности обнаруживаются, как правило, очень рано. Биографическая статистика свидетельствует о том, что музыкально одаренные дети характеризуются некоторыми общими чертами. С самого раннего возраста они отличаются повышенным любопытством в отношении любых звучащих объектов, незнакомых тембров. В два-три года они хорошо различают все мелодии, часто уже к двум годам хорошо интонируют (некоторые дети начинают раньше петь, чем говорить). Узнав названия нот, интервалов, аккордов, быстро их запоминают: рано и свободно читают ноты с листа, причем воспроизведение нотного текста сразу отличается осмысленностью и выразительностью.

Одаренные дети способны с необычайной интенсивностью концентрироваться на музыкальных занятиях, исключая все другие, в том числе и общение с окружающими. Музыкально одаренные дети рано выделяются очень быстрым и прочным запоминанием музыки. У них очень рано проявляется способность подбирать на инструменте по слуху. Сравнительно легко одаренные дети овладевают двигательной техникой, зачастую на нескольких инструментах одновременно. С четырех-пяти лет у них наблюдается склонность импровизировать, фантазировать на инструменте. Вскоре после систематических занятий они пытаются сочинять и записывать свои сочинения.

Исследователи отмечают, что к девяти-десяти годам одаренные дети (в отличие от других) начинают остро чувствовать различие между прекрасным и приятным, их эстетическое чувство рано обретает художественную зрелость, определяющую дальнейшее развитие музыкального дарования.

Согласно исследованиям, наиболее общая закономерность музыкального развития такова: более простые или элементарные музыкальные способности раньше начинают развиваться и раньше стабилизируются. Более сложные развиваются позднее, но гораздо быстрее. В психологическом плане музыкальное развитие определяется скоростью прохождения трех этапов: этапа двигательно-слухового синкрезиса, этапа дифференциации психических функций и структур, соответствующих элементарным музыкальным способностям, и этапа специфического синтеза, заключающихся во все более тонких и многозначных связях между этими функциями и структурами. При этом каждый последующий этап вызревает внутри предыдущего. Однако дети с выдающимися музыкальными способностями как бы «минуют» первые два этапа, их способности обнаруживаются как бы на переходе от второго к третьему этапу или даже сразу на третьем этапе.

Таким образом, из выше перечисленного следует, что музыкальные способности :

- разделяют на элементарные и сложные, причем необходимо обязательно пройти путь в развитии от элементарных к сложным;

- включают в себя психические функции, такие как внимание, ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, требующие специфического подхода в их развитии;

- проявляются в достаточно раннем детском возрасте.


Выводы.

Таким образом, анализ научной литературы убеждает нас в тесной взаимосвязи социальной и эмоциональной сторон личности, в которой между этими двумя компонентами существуют как прямые, так и обратные связи, где каждая из сторон обусловливает другую, образуя общность. При этом в концепциях, доказавших свое право на существование, личность рассматривается преимущественно не как пассивный объект влияния социальных либо биологических условий, но как активный субъект своей осмысленной деятельности, формирующей свои взаимоотношения, разрешающий противоречия между социальными потребностями, особенностями группового окружения и использующий и усовершенствующий свои стратегии социального взаимодействия.

Исследование литературы, освещающей проблемы творческой и музыкальной способностей, творческого и музыкального процесса, свидетельствует о неоднозначном подходе к этой теме различных авторов, разных школ.

Творческий процесс, музицирование однозначно сопряжены с эмоциональным откликом на происходящее в окружающей среде и внутренними переживаниями человека.

Поэтому личность учителя музыки, безусловно, будет иметь психологические особенности социально – эмоциональной сферы .


Библиография.


  1. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс.– Л.: Музыка, 1971.- 376 с.

  2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. – Л.: 1992.

  3. Бойоко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. – М.: Мысль, 1996 . – 472 с.

  4. Грузенберг С.О. Психология творчества. – Минск, 1992.

  5. Декер – Фойгт Г.-Г. Введение в музыкотерапию. – СПб.: Питер, 2003. – 208с.: ил.

  6. Дружинин В.Н. Психология: Учебник для гуманитарных вузов.

2 –е изд. – Спб.: Питер, 2009. – 656 с.

  1. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. 2 –е изд. – Спб.: Питер, 2002. – 368 с.

  2. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – Спб.: Питер, 2001.- 752 с.

  3. Кащенко В.П. Недостатки характера у детей и подростков. Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития. - Спб.: Питер, 2001.- с. 333 – 353.

  4. Кирнарская Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. – М.: Таланты XXI век, 2004. – 496 с.

  5. Левин К. Разрешение социальных конфликтов. - СПб.: Речь, 2000.– 408 с.

  6. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. Учебное пособие для студентов. – М.: Институт практической психологии, 1997. – 365 с.

  7. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие для студентов и преподавателей. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. – 384 с.

  8. Полякова О.Б. Особенности стрессоустойчивости будущего педагога. Журнал «Мир психологии», 2008, № 4, с. 64 – 75.

  9. Пономарева Я.А. Психология творчества. Тенденция развития психологической науки. – М.: Наука, 1998.

  10. Роджерс К., Фрейберг Д. Свобода учиться. – М.: Смысл, 2002-450 с.

  11. Теплов Б.М. Избранные труды: в 2-х т. Т.I. – М.: Педагогика, 1985. – 328 с., ил.

  12. Тесты. Проверка на психологическую устойчивость / Авт. – сост. С. Шувалова. – Ростов н/ Д.: Феникс, СПб.: ООО Издательство «Северо – Запад », 2008. – 541 с., ил.

  13. Фрейд З. Остроумие и его отношение к бессознательному. Пер. Я.М.Коган, М.В.Вульф, - М.: АСТ, МН.: Харвит, 2006. – 480 с.

  14. Электронный ресурс. http:/www.emotionlabs.ru

  15. Электронный ресурс. http:/www.psyinst.ru/library

  16. Электронный ресурс. http:/www.slovari/yandex.ru/книги/БСЭ

  17. Электронный ресурс. http:/www.slovari/yandex.ru/книги/клиническая психология

  18. Дипломная работа «Психологические особенности социально – эмоциональной сферы современного учителя музыки» (фрагмент), слушатель: Синиукая Н.А. Спб АППО, кафедра психологии, Спб – 2011. – 82с.




Похожие:

«Психологические особенности социально – эмоциональной сферы современного учителя музыки» Введение. Актуальность исследования. Постановка проблемы исследования iconВведение. Актуальность темы исследования
Актуальность темы исследования. Эпистемологической основой человеческой деятельности и мирового Прогресса с точки зрения западного...
«Психологические особенности социально – эмоциональной сферы современного учителя музыки» Введение. Актуальность исследования. Постановка проблемы исследования iconОсобенности современного демографического взрыва
Особенности современного демографического взрыва в развивающихся странах наблюдается быстрый рост населения, значительно опережающий...
«Психологические особенности социально – эмоциональной сферы современного учителя музыки» Введение. Актуальность исследования. Постановка проблемы исследования iconХарактеристика исследования Основные характеристики педагогического исследования Основные характеристики педагогического исследования актуальность; объект и
Вами направления в конкретных социально-экономических условиях развития общества
«Психологические особенности социально – эмоциональной сферы современного учителя музыки» Введение. Актуальность исследования. Постановка проблемы исследования iconПротокол разделы, которые должны быть включены в Протокол Клинического Исследования Введение (краткое описание проблемы и схемы лечения) Цели исследования
Рецензия Федерального Этического Комитета (для исследования не зарегистрированных лекарственных средств)
«Психологические особенности социально – эмоциональной сферы современного учителя музыки» Введение. Актуальность исследования. Постановка проблемы исследования iconВведение. Актуальность исследования
Целью исследования является изучение и обработка данных о пищевых добавках и их свойств; о некоторых химических компонентах пищи...
«Психологические особенности социально – эмоциональной сферы современного учителя музыки» Введение. Актуальность исследования. Постановка проблемы исследования iconВведение. Актуальность исследования
Целью исследования является изучение и обработка данных о пищевых добавках и их свойств; о некоторых химических компонентах пищи...
«Психологические особенности социально – эмоциональной сферы современного учителя музыки» Введение. Актуальность исследования. Постановка проблемы исследования iconЗаявка на участие в конкурсе Ректорских грантов мгимо (У) мид россии на научные исследования 2011-2012гг
...
«Психологические особенности социально – эмоциональной сферы современного учителя музыки» Введение. Актуальность исследования. Постановка проблемы исследования iconЗаявка на участие в конкурсе Ректорских грантов мгимо (У) мид россии на научные исследования 2011-2012гг
...
«Психологические особенности социально – эмоциональной сферы современного учителя музыки» Введение. Актуальность исследования. Постановка проблемы исследования iconСоциальная организация. Основные признаки содержание
Актуальность проблемы исследования: в течение многих десятилетий организации как объект исследования постоянно привлекают к себе...
«Психологические особенности социально – эмоциональной сферы современного учителя музыки» Введение. Актуальность исследования. Постановка проблемы исследования iconКонкурс на право подать заявку от мгу на конкурс на финансирование нир шифр лота, фио руководителя Название работы
Постановка задачи, актуальность, состояние проблемы в мире. Для программы «Исследования и разработки» – наличие конкурентов, аналогичных...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы