Ф. И. Тютчева г. Краснодар мбоу сош №78. Учитель литературы: Березкина Ирина Николаевна. Урок icon

Ф. И. Тютчева г. Краснодар мбоу сош №78. Учитель литературы: Березкина Ирина Николаевна. Урок



НазваниеФ. И. Тютчева г. Краснодар мбоу сош №78. Учитель литературы: Березкина Ирина Николаевна. Урок
Ф.И. Тютчева<><><>г. Краснодар МБОУ СОШ №78.<> <> Учитель литер
Дата конвертации05.04.2013
Размер65.57 Kb.
ТипУрок
скачать >>>



Литературно – музыкальная композиция, посвященная жизни и творчеству Ф.И. Тютчева


г. Краснодар МБОУ СОШ №78.

Учитель литературы: Березкина Ирина Николаевна .

Урок разработан для учащихся 10 го класса.





«…речи, которым не суждено умереть».

И.С. Тургенев


Музыкальный эпиграф: Бах «Токката»


Ведущий: Что такое творчество? Это сложение неслагаемого, несочетаемого. Что такое творчество? Это несвязанные элементы, неожиданные повороты, особый способ мышления, способ взаимодействия с природой, способ общения с жизнью, особое восприятие красоты. Красота… Понятие серьезное и в основе своей очень сложное. Она трудна для осмысления, она трагична и всегда непредсказуема. И все же…»целый мир от красоты…»


1 чтец: Радушие и гостеприимство, ум и внимательность – все совмещалось в этом человеке. В течение целой четверти века во всех светских и литературных кругах Москвы и Петербурга чтится и славится его имя, знаменуя собою мысль, поэзию, остроумие в самом изящном соединении.

Ф.И. Тютчев…


Сценка.


^ Представитель общества любителей поэзии: Тютчев – самобытный глубокий мыслитель, своеобразный, истинный художник – поэт, носитель русского, народного самосознания.


^ Светский обыватель: Как?! Этот почти-иностранец, едва ли когда говоривший иначе как по-французски, это чистокровное порождение европеизма, без всякого на себе клейма какой – либо национальности. Тютчев, в котором все дышало прелестью высшей, всесторонней, нерусской культуры, Тютчев – один из представителей русской народности?! Можно ли, позволительно ли возводить его чуть не на ступень серьезного общественного деятеля?


^ Представитель общества любителей поэзии: Он и не деятель. Он просто явление, общественное и личное, в высшей степени замечательное и любопытное для изучения.


^ 1 чтец: С одной стороны врожденные беспечность и лень, с другой – скромность и смирение.

2 чтец: (на фоне музыки: П. Чайковский «Finale Adagio Lamentoso»)


Смирение… Именно оно лежало в основе его духа как постоянное философское сознание ограниченности человеческого разума. Личностное «Я»… Оно забывалось само собой, утопало в богатстве внутреннего мира мысли. То была жизнь сердца, со всеми ее заблуждениями, треволнениями, муками, поэзией. Жизнь, которой он отдавался без умысла и без борьбы. Жизнь, которая в итоге обращалась в источник тоски и скорби и оставляла болезненный след в его душе.


Душа моя – элизиум теней,

Теней безмолвных, светлых и прекрасных,

Ни замыслам годины буйной сей,

Ни радостям, ни горю непричастных,

Душа моя – элизиум теней,

Что общего меж жизнью и тобой?


^ 3 чтец: (музыкальный фон тот же).

Его «Я» уничтожалось и подавлялось в нем сознанием недосягаемой высоты христианского идеала. Тягостное раздвоение в его бытие вносили противоречия между нравственным идеалом и жизнью, между возвышенными запросами и ответом:


О, вещая душа моя,

О, сердце, полное тревоги,

О, как ты бьешься на пороге

Как бы двойного бытия!...


Этот крик сердечной боли невольно вырывается из груди поэта и, наконец, разрешается воплем скорби и верующего смирения:


Пускай страдальческую грудь

Волнуют страсти роковые –

Душа готова, как Мария,

К ногам Христа навек прильнуть…


2 чтец: Да, дух мыслящий, неуклонно сознающий ограниченность человеческого ума, личность, не нашедшая успокоения своей мысли, мира своей душе.

Высокие требования, предъявляемые к собственному «Я», они тревожили его душу настойчиво, властно. Пламень таланта порой жег его сердце и стремился вырваться на волю.


^ Чтение стихотворения 1.


3 чтец: «Какое удивительное сочетание силы и слабости. А вместе с тем, какое изящество всех проявлений человеческого духа! Болезненное ощущение в себе индивидуалистического начала и безоглядное предание «буйной слепоте страстей».


^ 2 чтец: Чтение стихотворения 2 «Последняя любовь»


1 чтец: (музыкальный фон: «Yesterday»

из репертуара «Beatles»


Ему было 47 лет. Ей 24. Натура живая, пылкая, впечатлительная. Он полюбил, и его любовь вызвала ответное и значительно более чистое сильное чувство со стороны девушки.


Не раз ты слышала признанье:

«не стою я любви твоей,

Пускай мое она созданье,-

Но как я беден перед ней


Да, он жил сердцем. Он любил и был любим. Она же всецело и безоглядно отдавшись своему чувству, восстановила против себя общественное мнение. Ей была уготована «жизнь отреченья, жизнь страданья»:


Таков уж свет: он там бесчеловечней,

Где человечество – искренней вина.


Удар за ударом готовила ей судьба: позже от девушки отрекся отец.

Душевные муки терзали ее душу: любимый, ради которого все было принесено в жертву, не принадлежал ей полностью. Он не порвал со своей семьей, дорожил ею.

«Последняя любовь» этого человека длилась 14 лет, до самой смерти любимой им женщины. Она сошла в могилу в возрасте 38 лет от чахотки. Но течение болезни обострили и ускорили душевные страдания.


О, как убийственно мы любим!

Как в буйной слепоте своей

Мы то всего вернее губим, что сердцу нашему милей!...


Тяжесть утраты не покидала его:


Жизнь, как подстреленная птица,

Подняться хочет – и не может…


Душа плачет по возлюбленной.


По ней, по ней судьбы не одолевшей,

Но и себя не давшей победить,

По ней, по ней, так до конца умевшей

Страдать, молиться, верить и любить.


Им был Ф.И. Тютчев. Ею Е.А. Денисьева.


4 чтец: Судьба Тютчева – судьба последнего русского романтика. Картины природы, созданные поэтом, незабываемы. Трагические раздумья о жизни и смерти, о человеке, человечестве и мироздании выступают на первый план. Мысль же поэта обретает выразительность, живую, образную плоть. Природа… Она не знает покоя, она – в борьбе, в беспрерывной смене дня и ночи, она многолика, насыщена звуками, красками, запахами.


^ Чтение стихотворения 3.

(«Как хорошо ты, море ночное!»)


Ведущий: 15 июля 1973 года Тютчева не стало. (Музыкальный фон С.В. Рахманинов, концерт №2, ч.1)


Так уж случилось, что участь талантов у нас на Руси – предмет высокого интереса и важности для истории русского просвещения, тем более, когда дело идет о таком богатстве даров, каким был наделен Тютчев. Ушел из жизни поэт, который не только не хлопотал никогда о славе, между потомками, но не дорожил ею между современниками:


В наш век стихи живут

Два-три мгновенья,

Родились утром, к вечеру умрут

О чем же хлопотать:

Рука забвенья как раз свершит свой

Корректурный труд.


К счастью, тирания времени, которую так остро ощущал поэт, оказалась не властна над его творчеством.

Сегодня Тютчев имел бы полное право сказать себе, что он «создал речи, которым не суждено умереть», а для истинного художника выше подобного сознания награды нет.


Стихотворение 1


«Молчи»

Молчи, скрывайся и таи

И чувства и мечты свои –

Пускай в душевной глубине

Встают и заходят они

Безмолвно, как звезды в ночи,-

Любуйся ими и молчи.


Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймет ли он, чем ты живешь?

Мысль изреченная есть ложь.

Взрывая, возмутишь ключи,-

Питайся ими – и молчи.


Лишь жить в себе самом умей-

Есть целый мир в душе твоей

Таинственно-волшебных дум;

Их оглушит наружный шум,

Дневные разгонят лучи,-

Внимай их ленью – и молчи!...


(1830год.)


Стихотворение 2


«Последняя любовь»


О, как на склоне наших лет

Нежней мы любим и суеверней…

Сияй, сияй прощальный свет

Любви последней, зари вечерней!


Полнеба обхватила тень,

Лишь там, на западе, бродит сиянье,-

Помедли, помедли, вечерний день,

Продлись, продлись очарованье.


Пускай скудеет в жилах кровь,

Но в сердце не скудеет нежность…

О ты, последняя любовь!

Ты блаженство и безнадежность.


Стихотворение 3.


Как хорошо ты, о море ночное,-

Здесь лучезарно, там – сизо-темно…

В лунном сиянии, словно живое,

Ходит, и дышит, и блещет оно…


На бесконечном, на вольном просторе

Блеск и движение, грохот и гром…

Тусклым сияньем облитое море,

Как хорошо ты в безлюдье ночном!


Зыбь ты великая, зыбь ты морская,

Чей это праздник так празднуешь ты?

Волны несутся, гремя и сверкая,

Чуткие звезды глядят с высоты.


В этом волнении, в этом сияние,

Весь, как во сне, я потерян стою –

О, как охотно бы в их обаянье

Всю потопил бы я душу свою…


Авторская разработка с использованием стихов Ф.И. Тютчева «Молчи», «Последняя любовь», «Как хорошо ты, о море ночное»; музыкальные фрагменты «Токката Баха», «Finale Adagio Lamentoso» П. Чайковский, «Yesterday» из репертуара группы Beatles, концерт №2, часть 1 С.В. Рахманинова.

Фотография взята с сайта www.yandex.ru




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Ф. И. Тютчева г. Краснодар мбоу сош №78. Учитель литературы: Березкина Ирина Николаевна. Урок iconУрок разработали и провели
Салькова Ирина Евгеньевна учитель изо мбоу сош №1 г. Курганинска, Матюнина Ирина Николаевна учитель русского языка и литературы мбоу...
Ф. И. Тютчева г. Краснодар мбоу сош №78. Учитель литературы: Березкина Ирина Николаевна. Урок iconУрок по литературному чтению, направленный на формирование ууд тема: Рассказы В. Осеевой для детей. «Кто хозяин?», «Просто старушка»
Учитель: Схаляхо Светлана Арамбиевна учитель начальных классов мбоу лицей№90 г. Краснодар
Ф. И. Тютчева г. Краснодар мбоу сош №78. Учитель литературы: Березкина Ирина Николаевна. Урок icon«учитель будущего»
Автор сценария и текста: Парягина Маргарита Николаевна, учитель русского языка, литературы и мхк моу сош №44 г. Читы
Ф. И. Тютчева г. Краснодар мбоу сош №78. Учитель литературы: Березкина Ирина Николаевна. Урок icon«учитель будущего»
Автор сценария и текста: Парягина Маргарита Николаевна, учитель русского языка, литературы и мхк моу сош №44 г. Читы
Ф. И. Тютчева г. Краснодар мбоу сош №78. Учитель литературы: Березкина Ирина Николаевна. Урок iconНаш лучший учитель в области икт-2012г
Мбоу «сош №119№ Учитель математики и информатики 309 Хабибуллина Лилия Ринатовна Ново-Савиновский мбоу «сош №23»
Ф. И. Тютчева г. Краснодар мбоу сош №78. Учитель литературы: Березкина Ирина Николаевна. Урок iconСанникова Ирина Ринатовна Санникова Ирина Ринатовна, учитель русского языка и литературы. Моу сош №2 с п. «Село Хурба»
Информационно-коммуникативные технологии в организации исследовательской деятельности педагога
Ф. И. Тютчева г. Краснодар мбоу сош №78. Учитель литературы: Березкина Ирина Николаевна. Урок iconМарченко Ирина Николаевна, моу сош №100 г. Волгоград, учитель физической культуры; Шлыков Василий Кимович, моу сош №100, г. Волгоград, учитель физической культуры Календарно тематическое планирование
Первичный инструктаж на рабочем месте по технике безопасности. Инструктаж по л/а. Понятие об утомлении и переутомлении. Активный...
Ф. И. Тютчева г. Краснодар мбоу сош №78. Учитель литературы: Березкина Ирина Николаевна. Урок iconМарченко Ирина Николаевна, моу сош №100 г. Волгоград, учитель физической культуры; Шлыков Василий Кимович, моу сош №100, г. Волгоград, учитель физической культуры Календарно тематическое планирование
Первичный инструктаж на рабочем месте по технике безопасности. Инструктаж по л/а. Дозирование нагрузки при занятиях бегом, прыжками...
Ф. И. Тютчева г. Краснодар мбоу сош №78. Учитель литературы: Березкина Ирина Николаевна. Урок iconПлан-конспект урока русского языка в 8 классе. Учитель русского языка и литературы мбоу «Карагайская средняя общеобразовательная школа №1» Пермского края Тетенова Нина Николаевна
Учитель русского языка и литературы мбоу «Карагайская средняя общеобразовательная школа №1» Пермского края
Ф. И. Тютчева г. Краснодар мбоу сош №78. Учитель литературы: Березкина Ирина Николаевна. Урок iconУрок литературы в 7 классе с использованием Интернет ресурсов
Панченко Инна Владиленовна, учитель русского языка и литературы моу сош №44 г. Томска
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы