Элективный курс \" Экологические проблемы при химическом загрязнении окружающей среды.\" icon

Элективный курс " Экологические проблемы при химическом загрязнении окружающей среды."



НазваниеЭлективный курс " Экологические проблемы при химическом загрязнении окружающей среды."
Дата конвертации13.03.2013
Размер217.63 Kb.
ТипЭлективный курс
скачать >>>


Элективный курс " Экологические проблемы при химическом загрязнении окружающей среды."


Пояснительная записка.

Элективный курс

предназначен для учащихся предпрофильного 9 класса и рассчитан на 17 часов.

Нарастание экологического кризиса придает особую актуальность формированию у учащихся знаний, которые являются научной основой охраны окружающей среды и сохранения здоровья людей.

Курс поможет раскрыть взаимосвязь между высоким уровнем развития химического производства и его влиянием на окружающую среду; понять, почему экология играет важную роль в современном мире, какие глобальные проблемы нависли над человечеством в результате его деятельности, познакомит с экологической ситуацией Назаровского района, п. Преображенского и со способами решения данных проблем на глобальном и локальном уровнях.

Данный курс предоставит возможность заинтересовать учащихся и в дальнейшем направить их на выбор естественно-научного профиля, позволит формировать умение работать с дополнительной литературой повысить уровень химический знаний в теоретическом аспекте и расширить кругозор учащихся.


Задачи курса:


- Помочь ученику сориентироваться в выборе профиля;

- Познакомить:

-- с основными видами и источниками загрязнения атмосферы, гидросферы, литосферы;

--с негативным влиянием всех видов загрязнений на здоровье человека;

--со способами снижения загрязненности окружающей среды;

--с состоянием окружающей среды родного поселка.

- Научить:

--практически осуществлять измерения по загрязнению окружающей среды;

--представлять результаты своей работы в виде сообщений, рефератов, слайдовых презентаций.

--пользоваться современными источниками информации;

-закрепить умения пользоваться учебной и научной литературой.


Содержание курса:


Химическая технология и экология. ( 2ч.)

Выделение экологии в самостоятельную науку. Важнейшие химические

производства России. Загрязнители окружающей среды на территории Назаровского района. Понятие о предельно допустимых концентрациях (ПДК) вредных веществ.

Энергетика и экология. (1ч.)

Энергетические ресурсы. Экологическая характеристика тепловой, атомной энергетики, гидроэнергетики и альтернативных источников энергии. Экономия энергии.

Загрязнение атмосферы.(3ч.)

Парниковый эффект, кислотные дожди, разрушение озонового слоя. Загрязнение воздуха в городах и сельской местности.

^ Практическая работа. Исследование уровня загрязнения воздуха автомобильным транспортом.

Загрязнение гидросферы.(3ч.
)

Загрязнение воды- одна из основных причин заболеваемости населения. Основные виды и источники загрязнения гидросферы.. Методы очистки сточных вод. Питьевые ресурсы.

^ Практическая работа Исследование состава и качества питьевой воды.

Практическая работа .Моделирование этапов очистки воды.

Загрязнение пищевых продуктов. (1ч.)

Норма содержания химических элементов в продуктах. Пестициды, их влияние на здоровье.

Иные виды загрязнений.(3ч)

Радиоактивное излучение. Электромагнитное и шумовое загрязнение. Стресс- болезнь цивилизации.

^ Практическая работа. Решение и составление задач на экологическую тему.

Природоохранная деятельность.(2ч)

Проблемы безотходного производства,способы снижения загрязненности окружающей среды отходами химического производства, их продукцией и бытовыми отходами.

^ Практическая работа. Исследование ежесуточного количества бытовых отходов.


Предполагаемые образовательные результаты:


По завершению элективного курса учащиеся должны:

знать:

- причины выделения экологии в самостоятельную науку;

- основные виды и источники загрязнения окружающей среды;

- способы снижения загрязненности окружающей среды продуктами химического производства и их отходами;


уметь:

- пользоваться современными источниками информации, работать с учебной и научной литературой;

-давать аргументированную оценку по экологическим вопросам в Назаровском районе;

- производить расчетную оценку количества выбросов вредных веществ в воздух от автотранспорта;

- моделировать этапы очистки воды;

- производить подсчет количества бытового мусора, выбрасываемого ежедневно среднестатистической семьей;

- решать задачи с экологическим содержанием;

а также

- определиться в выборе профиля обучения в 10-11 классе

- выполнить итоговую работу в виде реферата или слайдовой презентации по предложенным темам и осуществить ее защиту на заключительной конференции.


Примерные темы рефератов (и/или слайдовых представлений):


-Антропогенные источники загрязнения окружающей среды.

-Влияние химических факторов на смещение биосферных процессов.

-Проблемы загрязнения атмосферы.

-Проблемы загрязнения гидросферы.

-Влияние тяжелых металлов на организм человека.

-Способы очистки питьевой воды.

-Вещества мутагены и канцерогены.

-Переработка, уничтожение и захоронение промышленных и бытовых отходов.

-Материалосберегающие, энергосберегающие и безотходные технологии.

-Моя любимая планета.

-Моя малая Родина.


Тематическое планирование.


№ п/п

Тема занятий

Количество часов, в том числе:

лекции

семинары

практические задания

Химическая технология и экология ( 2 ч.)

1.


2.

Важнейшие химические производ- ства России.

Химическое загрязнение окружающей среды на территории Назаровского района.

1




1




Энергетика и экология. (1 ч.)

3.

Энергетические ресурсы.




1




Загрязнение атмосферы. ( 3ч.)

4.

5.


6.

Проблема загрязнения атмосферы.

Парниковый эффект. Кислотные дожди. Разрушение озонового слоя

Исследование уровня загрязнения воздуха автомобильным транспортом в своем населенном пункте.

0,5


1,5



1

Загрязнение гидросферы (3ч.)

7.


8.


9.

Проблемы загрязнения гидросферы.

Исследование состава и качества воды.

Моделирование этапов очистки питьевой воды





1



1


1

Загрязнение пищевых продуктов.( 1ч.)

10.

Загрязнение пищевых продуктов и здоровье человека.





1




Иные виды загрязнений.(3ч.)

11-12


13.

Радиоактивные, электромагнитные и шумовые загрязнения.

Решение и составление задач на экологическую тему.




2



1

Природоохранная деятельность (2ч)

14.


15.



Проблемы безотходного производства.

Исследование ежесуточного объема бытовых отходов.




1



1

16-17

Итоговая конференция












Практическая работа « Исследование уровня загрязнения воздуха автомобильным транспортом в п. Преображенском».


Автотранспорт является одним из основных загрязнителей атмосферы оксидами азота ( NO, NO2 ) и угарным газом (СО), содержащихся в выхлопных газах. Доля транспортного загрязнения воздуха составляет более 60% по угарному газу и более 50% по оксидам азота от общего загрязнения атмосферы этими газами.

Количество выбросов вредных веществ, поступающих от автотранспорта в атмосферу, может быть оценено расчетным методом. Исходными данными для расчета количества выбросов являются:

- количество единиц автотранспорта разных типов, проезжающих по выделенному участку автотрассы в единицу времени;

-нормы расхода топлива автотранспортом ( средние нормы расхода топлива автотранспортом приведены в табл. 1)

таблица 1

Тип автотранспорта

Средние нормы расхода топлива( л на 100 км)

Удельный расход топлива Yi (л на км)

Легковой автомобиль

11-13

0,11-0,13

Грузовой автомобиль

29-33

0,29-0,33

Автобус

41-44

0,41-0,44

Дизельный грузовой автомобиль

31-34

0,31-0,34



- значения эмпирических коэффициентов, определяющих выброс вредных веществ от 1автотранспорта в зависимости от вида горючего (приведены в табл. 2)

таблица2

Вид топлива

Значение коэффициента (К)

Угарный газ (СО)

углеводороды

Диоксид азота

Бензин

0,6

0,1

0,04

Дизельное топливо

0,1

0,03

0,04


Коэффициент К численно равен количеству вредных выбросов соответствующего компонента в литрах при сгорании в двигателе автомашины количества топлива (также в литрах), необходимого для проезда 1 км ( то есть равного удельному расходу).


Ход выполнения работы.


1.Выберите участок автотрассы вблизи школы (места жительства, отдыха) длиной 0,5-1 км, имеющий хороший обзор.

2.Измерьте шагами длину участка (l,м),предварительно определив длину своего шага.

3. Определите количество единиц автотранспорта, проходящего по участку в какой-либо период времени, например в течении 20 минут. При этом заполняйте табл. 3

таблица 3

Тип автотранспорта

Количество, шт.

Всего за 20 мин.

За 1час, Ni , шт.

Общий путь за 1 час, L , км

Легковые автомобили













Грузовые автомобили













автобусы













Дизельные грузовые автомобили














Количество единиц автотранспорта за 1 час рассчитывают, умножая на 3 количество, полученное за 20 минут.

4. Рассчитайте общий путь, пройденный выявленным количеством автомобилей каждого типа за 1 час (L, км) по формуле: Li = Ni *1, где Ni –количество автомобилей каждого

типа за 1 час;

  1. обозначение типа автотранспорта;

  1. длина участка, км.

Полученный результат занесите в таблицу 3.

5. Рассчитайте количество топлива (Qi , л) разного вида, сжигаемого при этом двигателями автомашин, по формуле: Qi = Li * Yi . Значение Yi возьмите из табл.1. Полученный результат занесите в таблицу 4.

Определите общее количество сожженного топлива каждого вида Q и занесите результат в таблицу 4.

Таблица 4.

Тип автомобиля

Ni

Qi , в том числе

Бензин

Дизельное топливо

1. легковые автомобили










2.грузовые автомобили










3. автобусы










4.дизельные грузо- вые автомобили










Всего Q












6. Рассчитайте количество выделившихся вредных веществ в литрах при нормальных условиях по каждому виду топлива и всего по таблице 5.


Таблица 5

вид топлива

Q, л

количество вредных веществ, л

угарный газ СО

углеводороды

оксид азота

NO2

Бензин













Дизельное топливо













Всего (V), л















Обработка результатов и выводы.

1.Рассчитайте:

а) массу выделившихся вредных веществ (m, г) по формуле:

m = V*М / 22,4

б) количество чистого воздуха, необходимое для разбавления выделившихся вредных веществ для обеспечения санитарно-допустимых норм загрязнения окружающей среды.

Результаты запишите в таблицу 6.

Таблица 6

Вид вредного вещества

количество, л

масса, г

количество воздуха для разбавления, м3

Значение ПДК, мг/ м3

СО













углеводороды













NO2














2. Принимая во внимание близость к автомагистрали жилых и общественных зданий, сделайте вывод об экологической обстановке в районе исследованного вами участка автомагистрали. Сравните результаты по различным участкам автодорог п. Преобра-

женского, выясните какие улицы имеют наибольшую загазованность.


Практическая работа «Исследование состава и качества питьевой воды, взятой из р. Сереж и водопроводного крана п. Преображенского»


Суточный обмен воды в организме человека составляет 2,5 л. Поэтому от ее качества сильно зависит состояние человека, его здоровье и работоспособность. Различные вещества, присутствующие в воде, придают ей запах и вкус.

В последнее время к экологическим проблемам многих населенных пунктов прибавилась проблема чистой питьевой воды. Ухудшилось ее качество, вкусовые свойства, появился специфический запах, повысилась жесткость.

Цвет воды определяется содержащимся в ней общим количеством минеральных и органических примесей и загрязнений. Обычно на цвет влияют соли железа и гуминовые кислоты, которые образуются при перегнивании растительности и окрашивают воду в желтый, желто-бурый, коричневый цвета. Зеленоватую окраску воде придают бурно размножающиеся микроскопические водоросли и животные. Это свидетельствует о перенасыщении воды питательными веществами. Единицей цветности служат особые градусы. Цвет питьевой воды не должен превышать 400 по данной шкале.


вид сверху

вид сбоку

цветность в градусах

не отмечен

не отмечен

00

не отмечен

очень слабый, желтоватый

20

очень слабый

желтоватый

400

бледно- желтый

Слабо-желтый

600

бледно- желтый

желтый

1500

бледно- желтый

интенсивно- желтый

3000


Ход работы.

^ 1. Изучение запаха воды.

Воду из-под крана (из колодца, колонки) налейте в пробирку чуть больше половины, закройте пробкой, энергично взболтайте и сразу понюхайте. Запах может отсутствовать или быть слабо ощутимым. Может ощущаться болотный, землистый, рыбный, аммиачный запахи.

По интенсивности запах может быть сильно отчетливым, слабым и очень слабым.

^ 2. Изучение прозрачности.

Мерный цилиндр со стеклянным дном наполните водой до верхней отметки, поставьте на печатный текст газеты, на который смотрите через толщу воды. В зависимости от видимости текста газеты прозрачность воды можно оценить как:

-прозрачная;

-слегка замутненная;

-мутная

-очень мутная.

^ 3. Изучение мутности воды (то есть определение взвешенных частиц).

Соберите установку для фильтрования, размешайте воду в цилиндре стеклянной палочкой и вылейте в воронку с фильтром. После полного прохождения воды через фильтр, рассмотрите, что осталось на фильтре: песок, мелкие механические частицы глины и др.

Сделайте вывод о качестве питьевой воды в вашем населенном пункте.


Практическая работа « Моделирование этапов очистки воды».


1. В лабораторный стакан емкостью 500 мл налейте 400 мл водопроводной воды и внесите в нее перечисленные ниже загрязняющие вещества:

- столовая ложка почвы;

- несколько капель или кристалликов пищевого красителя;

- около 1мл прокисшего молока или мясного бульона, содержащего бактерии.

К каким типам загрязнителей относятся названные вещества?

Присутствие в воде этих веществ заметно по ее относительной мутности. Исследуйте эффективность различных способов очистки для устранения загрязнителей.


2. Отстаивание.

Налейте 50 мл загрязненной воды в мерный цилиндр. Наблюдайте за происходящими изменениями в течение 0,5-1 ч. Какие из загрязняющих веществ можно удалить отстаиванием? Исследуйте верхний слой воды на загрязнение следующими способами:

- присутствие в воде взвесей определяется ее относительной мутностью (прозрачная вода взвесей практически не содержит);

-присутствие растворенных веществ в данном случае определяется визуально, т.к нами был использован пищевой краситель;

- присутствие бактерий проверяется с помощью стерильной проволочной петли: петлю простерилизуйте в пламени; перенисите каплю исследуемой воды из стакана в чашку Петри с заранее приготовленной питательной средой- эта среда обеспечивает рост бактерий, так что их присутствие будет заметно по появлению колоний через несколько дней.

3. Фильтрование.

Отфильтруйте с помощью воронки и фильтровальной бумаги 20-30 мл загрязненной воды в чистый лабораторный стакан. Проверьте отфильтрованную воду на загрязнение описанными выше способами.

Удаляются ли в результате фильтрования взвеси? Растворенные вещества? Бактерии?

Сравните эффективность отстаивания и фильтрования.

4. Хлорирование.

Налейте 30-40мл загрязненной воды в лабораторный стакан емкостью 100 мл. Добавьте несколько капель раствора хлорки, тщательно перемещайте и дайте отстояться в течение 10 мин. Проверьте воду на загрязнения.

Удаляются ли в результате хлорирования взвеси? Растворенные вещества? Бактерии? Почему в настоящее время особую актуальность приобретают разработки технологий обеззараживания воды без применения хлора?

5. Дистилляция.

Соберите установку для дистилляции воды. Пронаблюдайте за этим процессом.

Удаляются ли в результате дистилляции взвеси? Растворенные вещества? Бактерии? Почему дистилляцию не используют как единственный способ надежной очистки питьевой воды?


Практическая работа «Исследование ежесуточного объема бытовых объемов».


Настоящее время на каждого жителя нашей планеты приходится около 1 т мусора в год.

Если весь накапливающийся за год мусор не уничтожать и не перерабатывать , а ссыпать в одну кучу , то образовалась бы гора высотой с Эльбрус –высочайшую горную вершину

Европы.

В 1992 г. международный форум в Рио-де-Жанейро назвал утилизацию отходов одной из главных проблем человечества.


Ход работы.


В течение недели фиксируйте количество выброшенного бытового мусора в таблице:


Дни

Различные виды бумаги

металл

Синтетические упаковочные материалы

Стекло, фарфор, фаянс, глина.

Другие отходы

1

2

3

4

5

6

1 день
















2 день и т.д

















Каких отходов набирается за день больше всего?

Как вы думаете, почему во многих странах во дворе ставят, как правило, несколько мусорных баков с надписями « Пищевые отходы», «Стекло», «Пластмасса» и др.

Что вы можете предложить, чтобы отходов стало меньше?


Содержание некоторых задач на экологическую тему:


Задача 1. В стратосфере на высоте 20-30 км находится слой озона, защищающий Землю от мощного ультрафиолетового излучения Солнца. Если бы не «озоновый экран» атмосферы, то фотоны большой энергии достигли бы поверхности Земли и уничтожили бы на ней все живое. Подсчитано, что в среднем на каждого жителя нашей страны приходится по 150 моль озона. Сколько молекул и какая масса этого газа приходится в среднем на каждого жителя?

Задача 2. Растения суши Мирового океана ежегодно выделяют при фотосинтезе 320 млрд. тонн газообразного кислорода, восполняя расход этого газа в промышленности , энергетике и на транспорте. Сколько молекул кислорода ежегодно выделяет земная растительность?

Задача 3. Считается, что загрязняющие вещества не оказывают вредного влияния , если их количество в воздухе не превышает некоторого предельного значения. Так , допускается содержание в 1 куб. метре воздуха 0, 085 мг диоксида азота, 3.0 мг монооксида углерода, 0,05 мг диоксида серы, 0, 008 мг сероводорода. Вдыхание какого количества каждого из этих веществ в сутки не опасно для здоровья? Норма потребления воздуха для дыхания у взрослых мужчин 10 куб. м в сутки.


Контрольные вопросы.


-Какие наиболее важные события показали опасность развития современной цивилизации?

-Какие международные экологические организации вы знаете? Какую роль играют движение и партия «зеленых»?

-Какова роль энергии в современном обществе? Какие источники энергии использует человечество?

-В чем достоинство и недостатки энергетики на углеродсодержащем топливе, атомной и солнечной энергетики?

-Каковы пути экономии энергии?

-Каковы причины загрязнения атмосферы? К каким последствиям оно ведет?

-Какие меры должны быть приняты для сокращения загрязнения атмосферы?

-Каковы механизмы загрязнения гидросферы? Какие методы борьбы с этими загрязнениями разработаны?

-Какую систему мер охраны природы используют в разных странах?

-Каково влияние электрических, магнитных и электромагнитных полей на здоровье человека? Каковы методы ослабления этого влияния?

В чем заключается проблема безотходного производства?


^ Тестовая работа.

1. Большую часть мусора, загрязняющего Землю, составляет:

а. пластмасса б. стекло в. металл

2. Прежде, чем начать утилизацию отходов, их необходимо:

а. рассортировать б. собрать в одном месте в. Измельчить

3. Первоочередная забота при выборе места свалки?

а. защита поверхности земли и грунтовых вод б. ограждение места свалки

в. укомплектование соответствующей техникой

4. Вредные выбросы оказывают влияние:

а. только на те регионы , где появилось загрязнение;

б.на близлежащие регионы;

в. даже на территории, удаленные от места, где наблюдается загрязнение

5. Самая страшная «добавка» к воде:

а. бытовой мусор б.пестициды в. минеральные удобрения

6.Наиболее эффективный путь борьбы с нарастающим количеством отходов, попадающих в окружающую среду:

а. их захоронение б.сжигание в. повторное использование отходов

7. Первое место по суммарному объему выбросов вредных веществ в атмосферу занимает:

а. теплоэнергетика б.нефте-и газопереработка в.автотранспорт

8. Бутылка или банка из пластмассы, брошенная в лесу, пролежит без изменения

а. 10 лет б. 50 лет в. 100лет и более


Литература:



  1. Аликберова Л.Ю., Хабарова Е. И. Сведения об экологии в химических задачах. Химия в школе, 2000, №6.

  2. Артамонов В.И. Растения и чистота природной среды М. : Наука, 1986.

  3. Бурова Н.Б.Экология. Город. Здоровье.(Азбука экологической безопасности).

  4. Владышевский Д.В. Экология и мы: Учебное пособие.-Изд-во Красноярс.универ-ситета,1994.

  5. Войткевич Г.В., Вронский В.А.Основы учения о биосфере: Кн.для учителя.-М.:

Просвещение,1989.

  1. Кашапов Р.Ш.Живая оболочка Земли: Кн. для внеклассного чтения V-VIII кл.- М.:Просвещение,1984.

  2. Криксунов Е.А. и др. Экология: 9 кл.Учебник для общеобразовательн.учебн.заведе-ний-М.: Дрофа,1995.

  3. Михеев А.В.,Константинов В.М. Охрана природы: Учеб. Пособие- М. Высшая школа,1986.

  4. Программы для общеобразовательных учреждений : Химия. 8-11 кл.- Дрофа,2001.

  5. Самкова В.А. Экологический практикум «Город, в котором я живу».

  6. Семенов И.Н. и др.Химия и научно-технический прогресс: Кн. для учащихся 9-11 кл.-М.: Просвещение, 1988.

  7. Хотунцев Ю.Л. Человек, технологии, окружающая среда-М.: Устойчивый мир,2001.

  8. Чернова Н.М., Былова А.М. Экология: Учеб. Пособие для студентов биолог.спец.-М.: Просвещение,1988.

  9. Экология. Элективные курсы. 9кл./автор-составитель М.В. Высоцкая.-Волгоград Учитель 2007.










Похожие:

Элективный курс \" Экологические проблемы при химическом загрязнении окружающей среды.\" iconНовые поступления в библиотеку (апрель-май 2011г.)
Экология и охрана окружающей среды при химическом загрязнении : учеб пособие / Л. К. Садовникова, Д. С. Орлова, И. Н. Лозановская....
Элективный курс \" Экологические проблемы при химическом загрязнении окружающей среды.\" iconЭкзаменационные билеты по курсу "Охрана труда и защита окружающей среды"
Охрана окружающей среды на металлургических предприятиях и обогатительных фабриках. Экологические проблемы нпр
Элективный курс \" Экологические проблемы при химическом загрязнении окружающей среды.\" iconСписок конференций по охране окружающей среды
Международная конференция «Экологические проблемы Северных регионов и пути их решения»
Элективный курс \" Экологические проблемы при химическом загрязнении окружающей среды.\" iconАннотация дисциплины наименование дисциплины
Целью изучения дисциплины является структура биосферы; экосистемы; взаимоотношения организма и среды; глобальные проблемы окружающей...
Элективный курс \" Экологические проблемы при химическом загрязнении окружающей среды.\" iconВходной контроль знаний по дисциплине «Экологические проблемы геологии»
Влияние способа отработки месторождений на интенсивность загрязнения окружающей среды
Элективный курс \" Экологические проблемы при химическом загрязнении окружающей среды.\" iconЭкологически чистое огородничество
Систематическое нарушение питания началось у нас в 1992 году и продолжается по сей день. Главная причина заключается, по данным профессора...
Элективный курс \" Экологические проблемы при химическом загрязнении окружающей среды.\" iconЭкономические и социальные проблемы охраны окружающей среды
Мирового океана от загрязнения, охрана растительности и диких животных, экологические вопросы энергетики
Элективный курс \" Экологические проблемы при химическом загрязнении окружающей среды.\" iconЭкономические и социальные проблемы охраны окружающей среды
Мирового океана от загрязнения, охрана растительности и диких животных, экологические вопросы энергетики
Элективный курс \" Экологические проблемы при химическом загрязнении окружающей среды.\" iconЭкономические и социальные проблемы охраны окружающей среды
Мирового океана от загрязнения, охрана растительности и диких животных, экологические вопросы энергетики
Элективный курс \" Экологические проблемы при химическом загрязнении окружающей среды.\" iconЭкологические проблемы большого города и пути их разрешения
Обобщить и расширить знания учащихся по экологическим проблемам. Научить определять масштабы загрязнения окружающей среды и предвидеть...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы