Семинар для молодых специалистов: «Приемы и способы развития у школьников учебной мотивации» icon

Семинар для молодых специалистов: «Приемы и способы развития у школьников учебной мотивации»



НазваниеСеминар для молодых специалистов: «Приемы и способы развития у школьников учебной мотивации»
Дата конвертации12.03.2013
Размер129.44 Kb.
ТипСеминар
скачать >>>

Семинар для молодых специалистов:

« Приемы и способы развития у школьников учебной мотивации».


Цели:

- обсуждение методов и форм стимулирования познания учащихся на школьном уроке;

- формирование интереса педагогов к активному использованию их в работе учителя.

1. Вступительное слово.

Формирование мотивации учения без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Проблема формирования мотивации учения лежит на стыке обучения и воспитания, в поле внимания учителя оказывается не только осуществляемое школьником учение, но и происходящее в ходе учения развития личности школьника. Чтобы уметь формировать мотивацию учения, нужно знать строение мотивационной сферы учения, входящих в нее побуждений, установление новых, более зрелых, иногда противоречивых отношений между ними. Эти отдельные стороны мотивационной сферы должны стать объектом управления учителя.

Педагоги нередко сталкиваются с проблемой отсутствия у школьников желания учиться. Подобного рода трудности связаны с рядом обстоятельств : - стилем работы учителя, отсутствием индивидуального подхода к учащимся, мотивацией учения, связанной с формированием внутренней заинтересованности учащихся в учении.

Формирование мотивации учения неотрывно от изучения её учителем. Конечно, учитель не располагает временем или специальными возможностями для экспериментального изучения мотивации школьников. Но эту проблему можно решать и в естественных условиях обучения, не прерывая и не нарушая течения воспитательного процесса.

Мотивы учения – это направленность ученика на какую-либо работу.

Главной задачей учителя является воспитание мотивации учения. Дело это сложное , нельзя быстро и однозначна воспитать и перевоспитать мотивационные сферы у всех учащихся. Анализируя современную методическую литературу, можно сказать, что задача формирования мотивации вполне реальна, она подготовлена современным состоянием психологической и методической науки

Мотив – это то, ради чего осуществляется деятельность, в отличие от цели, на которую она должна быть направлена. Мотив учения – это направленность ученика на какую-либо работу. Мотивация больше мотива. Мотивация – мотив + стимул .

Существуют следующие виды мотивов:

  • Познавательные (учебная деятельность и процесс её выполнения)

  • Социальные (взаимодействие школьника с другими людьми)

  • Творческие (20-30% детей не только усваивает, но и творит).

Но наличие мотивов это мало, нужно ставить цели на отдельных этапах своей работы. А это уже включение волевых компонентов.

Большую роль в мотивации играет эмоциональный климат. Отрицательный и положительные эмоции должны непременно сменять друг друга.

Особенности эмоционального климата:

  • Положительные эмоции – атмосфера эмоционального комфорта

  • Связанные со школой в целом;

  • Хорошие отношения с учителем и учениками; «Самое трудное в воспитании – учить чувствовать. Доброта должна стать таким же обычным состоянием человека, как и мышление» (Сухомлинский)

  • Эмоции от положительного результата своего труда. «Ученик должен учиться победно!» (Шаталов);

  • От столкновения с новым учебным материалом – от эмоций любопытства до устойчивого интереса.

  • При самостоятельном добывании знаний.

Но нужно помнить, что закаливание учеников, удовлетворенность своей работой может привести к застою. Т.о. в процессе обучения должны быть и отрицательные эмоции.

  • Отрицательные эмоции.

  • неудовлетворенность – постоянные новые поиски;

  • чувство преодоления трудности.

Сухомлинский: «Если оценка балует ученик, то у него складывается легкомысленное отношение к учению». Поэтому должен быть уровень трудности, но не должно быть перегрузок. Но отрицательные эмоции не должны переходить в эмоциональные стрессы.


2.Работа со словарем.

Толкование слов лекция, семинар, беседа, дискуссия.

Лекция – с латинского языка – чтение. Лекция – систематическое устное изложение учебного материала.

Семинар – с латинского языка – рассадник. Семинар – вид групповых занятий по каким-либо проблемам. Обсуждение подготовленных заранее докладов.

^ Беседа – С латинского языка – разговор, обмен мнениями. Беседа – общедоступный доклад с участием слушателей и обмен мнениями.

Дискуссия – с латинского языка – рассмотрение, исследование.

Игра-« путь детей к познанию мира» А.М. Горький.

Обсуждение спорного вопроса.

Вопрос участникам семинара :

Какая форма организации работы с учащимися из выше приведенных Вас более всего привлекает?

В российской педагогики их принято считать формами организации познавательной активности учащихся. В зарубежной – методами обучения.

3. Работа в группах.

- Как часто обращается учитель к различным методам обучения?

- Что он думает о них?

- Какие проблемы возникают при использовании лекционной, игровой, семинарской, дискуссионной форм работы?

- Степень участия учителя в этих формах работы?

Выводы:

Лекционная форма должна учитывать необходимость обратной связи, специальных умений и навыков учащихся, потребность в активизации деятельности учеников в ходе лекции. А здесь уже помогут навыки дискуссии.

Дискуссия не может возникнуть на пустом месте, для дискуссионной формы нужно содержание, которое может быть изучено самостоятельно.

Семинар опирается на значительную долю самостоятельной работы учащихся и предполагает дискуссию в ходе семинара.

Игре предшествует длительная самостоятельная подготовка, импровизация, умение выходить из различных ситуаций.

Степень участия учителя:

- лекция выводит учителя на первый план, он ведет школьников, определяет содержание, регламентирует их деятельность;

- в семинаре учитель выступает больше как организатор;

- в игре главная роль учителя – автор сценария;

- в дискуссии учитель становится ведущим, на первый план выходят его организаторские и артистические способности.

В каждой форме чрезвычайно важным является вербальные и текстовые навыки учителя, его коммуникативно-речевые и жанрово-стилистические умения.

Не менее важны и паравербальные навыки учителя.

По мнению различных исследований известно следующее:

- суть сказанного составляет лишь 7% впечатления;

- эмоциональный фон, тембр голоса, интонации определяют 35% впечатления;

- на « язык телодвижений» приходится 58% успеха или неудачи выступления.

Предлагаем учителям поработать в группах с предложенными наработками и определить самостоятельно особенности форм организации групповых занятий.

Вы должны подумать и предложить следующие формы организации уроков:

- 1 группа –форму организации дискуссии;

- 2 группа – форму организации игры;

- 3 группа – форму организации семинара.

1. Группа Формы организации учебной дискуссии.

Дискуссия возможна тогда, когда нельзя дать однозначный ответ на вопрос или поставленную задачу. Применяется при анализе ситуаций и позволяет достичь понимания причин, которые привели к принятию важного решения в прошлом. Позволяет оценить уровень базовых знаний и степень подготовленности учащихся.

Детально анализируются все варианты решений, выписываются преимущества и недостатки каждого варианта и те проблемы, которые они могут за собой повлечь. Заполняется таблица.

^ Методика организации дискуссий.

  1. Ставится задача для обсуждения.

2) Участникам дается базовая информация по проблеме.

3 ) Учащиеся делятся на группы; работая в группах они заполняют таблицу. Результаты могут быть оформлены для демонстрации.

4) Каждая группа отчитывается. Результаты сравниваются.

2 группа. Игра.

В организации все должно быть продуманно до мелочей. Эта форма требует лаконичности этапов. Учитель должен четко представлять, какие результаты он хочет получить. Здесь важна предварительная подготовка, четкое следование всем этапам. Используется эта форма для обобщения или повторения материала, реже для изучения нового материала.

^ Методика организации игры.

1)Учитель определяет тему, оговаривает условия, разрабатывает этапы.

2) При подготовки участники должны четко знать поставленные перед ними задачи.

3) Создается определенное эмоциональное настроение. Каждый участвует , выполняет свою функцию.

4) Подведение итогов и анализ.

3 группа. Семинар.

Форма организации урока, при которой школьники самостоятельно изучают материал по различным источникам знаний, решают задачи и выполняют задания .Обязательным является коллективное обсуждение, оценка самостоятельной деятельности. Учитель является руководителем , консультантом и экспертом.

Методика организации семинара.

  1. Определение проблемы, которую выносят на обсуждение.

  2. Тема и план занятий носят проблемный характер.

  3. Учащиеся делятся на группы, взаимопомощь и поддержка.

  4. Группы отчитываются. Подводят итоги и оценивают работу.

Спасибо за работу. Надеюсь, что такая активная форма проведения семинара пойдет Вам на пользу, и в дальнейшей своей работе Вы будете использовать различные методы и приемы развития познавательной сферы учащихся.


^ РЕЙТИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИЕМОВ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УЧАЩИХСЯ


1. Продуманность и систематичность заданий для самостоятельной работы.

2. Связь нового с уже известным.

3. Вера в ребенка, проявление педагогического оптимизма.

4. Дифференцированный подход: актуализация мотивов, значимых для конкретного ученика.

5. Оценка не только результата самостоятельной работы, но вложенных усилий, проявленного упорства, оригинальности решений.

6. Развернутость оценки: не только отметка, но и указание на отдельные достижения, недостатки и пути их устранения.

7. Соответствие трудности заданий возможностям учащихся.

8. Осуществление межпредметных связей и других форм интеграции.

9. Необычно сформулированное задание.

10. Обучение умению анализировать проделанную работу.

11. Обучение приемам самостоятельной учебной деятельности.

12. Нестандартные формы уроков, игровые моменты.

13. Мыследеятельностные игры, создание ситуации дискуссии.

14. Ориентация на будущее ( что даст ученику выполнение конкретного задания , освоение программы учебного предмета в дальнейшем)

15. Работа в парах с дозированной помощью учителя.

16. Создание ситуации тайны.

17. Краткосрочный и долгосрочный прогнозы конечных результатов.

18. Предоставление возможности выбирать задание и форму его выполнения.

19. Доверие функции контроля и оценки самому учащемуся.

20. Привлечение учащихся к участию в конференциях, олимпиадах.

21. Замена известного приема новым.

22. Совместное планирование деятельности уителем и учениками

23. Применение методики подвижных групп.

24. Проведение семинаров.

25. Организация консультативной службы по предмету


Перечень приемов составлен по возрастающей. исходя из материалов ж. «Народное образование» № 9 за 2000 год. Предлагается учителям для анализа деятельности и составления собственного рейтинга применяемости .


^ МОТИВЫ ОБУЧЕНИЯ

СМЫСЛООБРАЗУЮЩИЕ СТИМУЛИРУЮЩИЕ


придают деятельности личностный эмоционально окрашенные

смысл (внешние) побудительные факторы (внешние)


^ МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Мотивация учебной деятельности как свойство личности представляет систему ее целей, потребностей, побуждающих обучаемых к активному пополнению знаний, овладению умениями и навыками. Мотивация учебной деятельности характеризуется направленностью на учение ( освоение содержания, способов, приемов обучения ), а также познавательной активностью и деятельностью. Выделяют следующие уровни развития мотивации учебной деятельности у подростков :


1 УРОВЕНЬ : характеризуется малочисленностью положительных мотивов. Они ситуативны и кратковременны. ученики вынуждены учиться , т.к. этого требуют родители и преподаватели. Познавательные интересы аморфны, мотивы самообразования отсутствуют. Как правило отсутствуют жизненные планы, связанные с общим образованием.


2 УРОВЕНЬ : подростки уже осознают важность изучения общеобразовательных предметов и развития познавательных процессов. Появляется интерес, формируется чувство ответственности, долга, однако осознанность важности очень приблизительная, преобладает ориентация на удовлетворение престижных устремлений. Изучается материал тех предметов, которые считаются важными для себя. Трудолюбие развито слабо. Возможности воспитания мотивации у этой группы подростков значительно шире.


3 УРОВЕНЬ : характерен усилием долга, познавательного интереса. Подростки начинают осознавать необходимость владения умениями учиться , с успехом могут применять предлагаемые задания и упражнения для того, чтобы развить собственные познавательные процессы и интеллект.


Уровень мотивации познавательной деятельности можно определить с помощью карты для диагностики познавательной активности подростков.


^ КАРТА ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ


ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ







ВОПРОС


ОТВЕТ


1

Как часто подросток подолгу (2-2,5часа в день ) занимается умственной деятельностью (кроме уроков в школе)?

А) часто- 5 баллов

Б) иногда – 3 балла

В) очень редко -1 балл

2

Как ведет себя подросток, когда задан вопрос на сообразительность?

А) предпочитает помучиться , но сам находит ответ-5 баллов

Б) когда как -3 балла

В) предпочитает получить готовый ответ от других – 0 баллов


3

Много ли читает школьник дополнительной литературы?

А) постоянно много- 5 баллов

Б)мало читает- 3 баллов

В) не читает совсем -0 баллов

4

Насколько эмоционально относится к интеллектуальной деятельности?

А) очень эмоционально- 5 баллов

Б) средний уровень выражения эмоций- 3 балла

В) эмоции не выражены-0 баллов

5

Часто ли подросток задает вопросы?

А) часто-5 баллов

Б) иногда -3 балла

В) не задает совсем - 0 баллов



Подсчитав средний балл, мы получим индекс познавательной активности , или индекс мотивации познавательной деятельности ( И).


3,5 И 5 высокий уровень познавательной активности


2,5 И 3,5 средний уровень познавательной активности


И 2,5 низкий уровень познавательной активности


Данная методика позволяет выявить уровень познавательной активности учащихся и планировать индивидуальную работу с ними.


^ ДИАГНОСТИКА ПРЕОБЛАДАЮЩИХ МОТИВОВ


Возможно использование методики незаконченных предложений.

Инструкция: предлагаем подростку написать начало каждого предложения и самостоятельно его закончить.


1. В свободное время я занимаюсь…

2. Все познать невозможно, но хочется знать…

3. Мне доставляет радость…

4. Я повседневно реализую свои (что?)…

5. Особенно значимые для меня ценности…

6. Мой самый устойчивый идеал…

7. Мои любимые книги…

8. Из черт характера существенны особенно (какие?)…

9. Смысл жизни для меня ( в чем?)…

10. Занятия, которые мне безразличны (какие?)…

^ ДИАГНОСТИКА МОТИВОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Для подростов 5-6 классов.

Задание: ранжируйте по степени значимости для себя 10 существительных :


книги деньги спорт учеба хлеб одежда человек искусство

развлечения одежда природа


Что будет помещено на 1,2,3 место, те ориентиры и будут преобладать в деятельности подростка.


^ ДИАГНОСТИКА ПОТРЕБНОСТЕЙ

Инструкция: в течение 5 минут на каждую букву алфавита в столбик следует написать по одному наиболее значимому для себя слову. Все написанные слова нужно отнести к определенным видам потребностей ( биологические, материальные, духовные).

Слова , относящиеся к духовным потребностям, в свою очередь можно классифицировать на соответствующие познавательным мотивам, мотивам трудовой деятельности и др.

Все слова, относящиеся к каждой группе , подсчитываются. В какой группе больше слов, те мотивы и преобладают.


Данные диагностики позволят установить , насколько подросток ориентирован именно на учебную и познавательную деятельность. От уровня мотивации познавательной деятельности подростка будет зависеть эффективность занятий по развитию интеллектуальных способностей у подростков.


^ РЕКОМЕНДАЦИИ УЧАЩИМСЯ


«КАК РАЗВИВАТЬ СВОЙ УМ»


1. Знайте: ум не сводится к памяти, скорости мышления, объему знаний. Ум включает в себя различные свойства личности.

2. Пользуйтесь любой возможностью включить свой мозг в работу.Перегрузить его почти невозможно. Ум притупляется не от износа, а в основном от неполного употребления.

3. Упорство и настойчивость могут компенсировать недостаточную продуктивность мышления. «Талант – это 99% труда»- говорил великий изобретатель Эдисон.

4. Анализируйте! Себя, других людей, поступки, ситуации, явления. Все время ставьте перед собой вопросы: почему?Как? А могло быть иначе? В чем причины? Каковы возможные последствия? И отвечайте на них, делайте выводы.

5. Относитесь самокритично к своему уму и доброжелательно к умственной деятельности других. Осознавайте границы своих знаний, своей компетенции, но не принижайте своих возможностей.

6. Одно из самых главных достоинств ума – способность сосредоточить внимание. Учитесь концентрировать свое внимание на необходимом предмете, отключаться от всего постороннего.


« КАК УСПЕШНО РЕШИТЬ ЗАДАЧУ (ПРОБЛЕМУ)»


1. Чтобы решить задачу, необходимо в первую очередь… понять ее.Кто плохо понимает, плохо отвечает.

2. Чтобы решить задачу, надо… сильно захотеть этого. Где есть желание, найдется путь. Усердие – мать удачи.

3. Очень важно в решении задачи составить план, наметить правильный ход решения. Перепробуйте все ключи в связке.Семь раз отмерь, один – отрежь С началом считается глупец, о конце думает мудрец.

4. К осуществлению плана следует присиупать своевременно, когда он созреет. Проверь, прежде чем прыгать. Испытай, потом доверяй. Мудрый превратит случай в удачу. Учтите, что желаемое мы охотно принимаем за действительное.

5. Возвращайтесь к уже решенной задаче. Вторые мысли самые лучшие. Будет просто, коль поработаешь раз по сто.

6. Итак: настойчивость, надежда, успех !




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Семинар для молодых специалистов: «Приемы и способы развития у школьников учебной мотивации» iconРазвитие у младших школьников положительной мотивации к учебной деятельности
Для современной школы проблема развития учебной мотивации в настоящее время остается актуальной. С каждым годом на фоне обострения...
Семинар для молодых специалистов: «Приемы и способы развития у школьников учебной мотивации» iconО проведении конкурса молодых специалистов
Ленинградской области 10-11 октября 2012 года на базе Центра одарённых школьников «Интеллект» проводит конкурс молодых специалистов...
Семинар для молодых специалистов: «Приемы и способы развития у школьников учебной мотивации» iconУчитель английского языка моу сош №2, г. Гвардейска
Создание условий для развития высокой мотивации учебной деятельности школьников на уроке
Семинар для молодых специалистов: «Приемы и способы развития у школьников учебной мотивации» iconПрограмма развития для молодых специалистов
Основная цель Программы – это развитие в компании талантливых выпускников и молодых специалистов на позиции функциональных экспертов...
Семинар для молодых специалистов: «Приемы и способы развития у школьников учебной мотивации» iconМастер – класс «Формы работы на уроке по повышению мотивационной среды учащихся». Цель
...
Семинар для молодых специалистов: «Приемы и способы развития у школьников учебной мотивации» iconРгтэу предлагает сотрудничество по вопросам трудоустройства студентов и молодых специалистов
Центр развития профессиональной карьеры Омского института (филиала) Российского государственного торгово-экономического университета...
Семинар для молодых специалистов: «Приемы и способы развития у школьников учебной мотивации» iconТрансформация мотивации молодых специалистов в период профессионального становления
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный...
Семинар для молодых специалистов: «Приемы и способы развития у школьников учебной мотивации» iconИнформационное письмо о проведении международного конкурса научно-исследовательских и организационных проектов молодых ученых и студентов «молодежная инновационная медицина XXI века»
Конкурс проводится с целью содействия формированию условий для развития медицинского молодежного научного творчества и пропаганды...
Семинар для молодых специалистов: «Приемы и способы развития у школьников учебной мотивации» iconПрограмма ускоренного развития компетенций молодых специалистов для работы супервайзерами и инженерами по бурению в тнк-вр 11 декабря 2009 г. Зиновий Е. Кухтяк

Семинар для молодых специалистов: «Приемы и способы развития у школьников учебной мотивации» iconСодержание Введение 3 Формы финансово-экономического контроля 4 Приемы и способы документального финансово-экономического контроля 7 Приемы и способы фактического финансово-экономического контроля 13 Список литературы 18 Введение
Контроль – (от франц. – проверка) – это процесс, обеспечивающий достижение поставленных целей.[1]
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы