Обобщение опыта внеурочной деятельности учебного курса «Музыка» в рамках фгос icon

Обобщение опыта внеурочной деятельности учебного курса «Музыка» в рамках фгос



НазваниеОбобщение опыта внеурочной деятельности учебного курса «Музыка» в рамках фгос
Дата конвертации10.03.2013
Размер121.02 Kb.
ТипДокументы
источник

Обобщение опыта внеурочной деятельности учебного курса «Музыка» в рамках ФГОС.

Сегодня много говорят о духовно - нравственном воспитании детей. Проблема духовности является предметом споров и рассуждений. Испытывая кризис в этой области человеческого начала, общество пытается найти пути к решению этой важной проблемы.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. «Не должно быть слепых к красоте, глухих к слову и настоящей музыке, черствых к добру, беспамятных к прошлому ,» – писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, – «а для всего этого нужны знания, нужна интеллигентность, дающаяся гуманитарными науками...».

Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории.

Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника. Наиболее гибкими и подвижными дисциплинами в освоении социокультурных компетенций школьника можно считать предметы образовательной области « Искусство»: « Искусство. ИЗО», «Искусство. Музыка». Цель преподавания предметного образовательного курса области « Искусство» — духовно-нравственное развитие ребенка посредством его приобщения к ценностям мировой художественной культуры.

Музыка - величайшая сила. Она может заставить человека любить и ненавидеть, прощать и убивать. Д.Б. Кабалевский сказал « Музыка не только доставляет нам удовольствие. Она многому учит. Она, как книга, делает нас лучше, умнее, добрее».

Отталкиваясь от этой цели, на первый план выдвигается задача воспитания личности ученика, формирования ценностных отношений средствами искусства. Потому что нравственно-эстетический опыт человечества, материализованный в художественно - образной форме, является сущностью самого искусства. Методика курса « Искусство» направлена на воспитание читателя, зрителя, слушателя, на развитие способности детей воспринимать культуру, обогащать свой духовный мир через общение с прекрасным. В реализации поставленной цели помогают задачи:

– расширять представления детей об окружающем мире посредством введения их в мир духовных понятий и представлений.

– приобщить детей к нравственным устоям мировой культуры на основе изучения примеров из жизни конкретных исторических лиц, образцов мирового и народного искусства.

–ввести детей в круг основных народных праздников и духовно-нравственного уклада жизни.

– содействовать формированию уважительного, милосердного, внимательного отношения к ближним; почтения и любви к родителям и другим людям; навыков доброжелательного и добродетельного поведения, способности к сопереживанию.

– воспитывать у детей чувство любви и уважения к Родине, своему народу, культуре, учить бережному отношению к окружающему миру.

- развивать образно-ассоциативного мышление детей, память, слух на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой художественной культуры прошлого и настоящего.

- накопление тезауруса - багажа впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний, необходимых для ориентации ребенка в сложном мире искусства.

В современных условиях значительно повышается роль музыкального воспитания во всестороннем развитии личности. Музыка призвана формировать эстетическую и духовную культуру, высокие нравственные качества. Формирование гармонично-развитой личности является важнейшей актуальной задачей в современной педагогической практике. Творческое развитие ребенка, теснейшим образом связано с искусством и, в частности, с внеклассными занятиями по музыке. Именно музыка помогает развивать различные творческие умения детей в восприятии, сочинении, исполнении, импровизации, размышлении о музыке. Внеклассные занятия по музыке как форма дополнительного образования является эффективным средством формирования гармонично развитой личности, так как:

- воздействие музыки на человека имеет ярко выраженную не только художественно-образную, но и физиологическую природу, что музыка способна оказывать влияние на развитие личности в целом;

-музыкальное воспитание способствует формированию мировоззрения, художественных взглядов и вкусов, воспитанию чувств и нравственных качеств;

- музыкальная деятельность в рамках дополнительного образования может осуществляться и во внеурочной работе. Цель такой работы заключается в предоставлении каждому ребенку возможности реализовать свои музыкальные интересы и потребности в той или иной области музыкального искусства и, тем самым способствовать развитию музыкальной культуры.

Духовно-нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. На самом деле урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок.

Внедрение Федерального государственного стандарта образования предусматривает использование системно-деятельностного подхода и личностно-ориентированных технологий обучения. На уроках искусства используются следующие методы:

– обращение к опыту учащихся;

– решение проблемных задач и ситуаций;

– организационно-деятельностные игры (ОДИ);

– проектная деятельность: исследовательские, творческие, практические работы;

– интеграция обучения.

Обязательным элементом на занятии во внеурочной деятельности является обращение к личному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме через моделирование жизненных ситуаций. Ведь опыт может быть востребован и развит самим субъектом лишь в ходе реальных отношений, переживаний, затрагивающих его личностные ценности

В педагогической практике используются следующие личностно-развивающие ситуации:

– проблемная – когда идет поиск новых знаний для решения проблемы;

– прогностическая – направлена на развитие умений предвидения последствий поступка (своего или чужого);

– конструктивная – предполагает проектирование поведения в заданных условиях;

– оценочная – направлена на формирование и развитие навыков оценки;

– аналитическая – используется для анализа верных и ошибочных действий участников;

– репродуктивная – предполагает возможность словесно или практически продемонстрировать опыт поведения.

Благодаря созданию личностно-развивающих ситуаций учащиеся изучают действительность, которая окружает их непосредственно, ежедневно, а также ту, что предстает перед ними опосредованно – в книгах, картинах, музыкальных произведениях.

В своей практике я применяю самые разнообразные методы и приемы. Нередки в моей практике интегрированные занятия, это особые занятия, т.к. учитель создает условия для раскрепощения фантазии, воображения ребенка, а это решающий фактор в воспитании.

Использование примеров интеграции дает положительные результаты: дети делают иллюстрации к музыкальным произведениям, создают художественные образы, пишут рассказы, стихи, посвященные музыкой. На занятиях используются такие формы и виды деятельности, ОДИ (организационно-деятельностные игры), игровые ситуации, изобразительная деятельность, эмоциональное восприятие музыки, коллективные творческие работы, инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера, написание детьми рассказов, стихов, синквейна по пройденному материалу, создание газет по материалам творческих заданий.

Большое значение уделяется интеграции содержания художественно-эстетического образования младших школьников. Интегрированные уроки дают учащимся более широкое и яркое представление о мире в целом и мире искусства в частности, и человеке, живущем в этом мире. Они развивают творческий потенциал учащихся, побуждают к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, коммуникативных способностей.

Принципиально значимым на уроках искусства, является способ воздействия на личность ребенка посредством восприятия художественных произведений.

Один из приемов – непосредственно эмоциональное вслушивание и видение – требует специального внимания учителя и специальной организации урока. Именно поэтому на занятиях во внеурочной деятельности широко должны использоваться информационно-коммуникативные технологии (презентации с включением изобразительного ряда – репродукции картин, фотографий художников и композиторов, виртуальные экскурсии в музеи и театры мира, просмотр учебных фильмов и фрагментов из балетов, опер, мюзиклов), которые дают возможность создания «правильной» эмоционально-эстетической атмосферы средствами разных видов искусства, «погружение» детей в эту атмосферу, глубокое сопереживание, созерцание. Такие уроки оставляют у детей ощущение праздника.

Таким образом, предметная образовательная область « Искусство»: « Искусство. ИЗО», «Искусство. Музыка», воздействует на внутренний мир учащегося, через раскрытие программного материала, и прежде всего, способствуют личностному развитию ученика, поскольку обеспечивают понимание искусства как средства общения между людьми. В нем раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка «вечные темы» искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества и другие, запечатленные в художественных образах. На основе освоения обучающимися мира искусства в сфере личностных действий формируются эстетические и ценностно смысловые ориентации учащихся, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении.

Поиски идеала Человека, нашедшие отра­жение в духовных представлениях и замечатель­ных художественно-музыкальных образах женщины-матери, за­щитников Отечества, идеалах благородного рыцарст­ва, становятся доминантой изучения. Возвышенный образ материнства и жертвенной любви к людям мы находим в произведениях, посвященных Богоматери. Работа над темой «Образ женщины-матери сквозь века», сопоставление икон с изображением Богоматери, картин Рафаэля «Сикстинская мадонна», Леонардо да Винчи «Мадонна Литта», К.С. Петрова-Водкина «Мать», «Богоматерь Умиление злых сердец», А.А. Дейнеки «Мать» помогает детям ощутить возвышенность и поэтичность образа матери, его душевную чистоту и нравственную силу, нежность и трепетность материнских чувств. Мы видим, что в произведениях мирового искусства нашли отражение поиски духовной красоты Человека. Когда на уроках говорим о чертах высоконравственного человека, приходим к выводу, что он в гармонии с собой, людьми, миром.

Темы, посвященные изучению художественных традиций народов мира, рас­крытию их внутренней сущности и характерных осо­бенностей, предполагают реализацию через урочную и внеурочные виды деятельности (проектная деятельность и театрализованные праздники). Различия между культурами разных стран, нашедшие отражение в произведениях искус­ства, обычаях, праздниках и религиозных представ­лениях о мире, составляют его содержание. Очень важно, чтобы ученик осознал свою принадлежность к национальным традициям отечественной культуры, чтобы он не без гордости ощущал себя гражданином своей страны, соотечественником великих творцов русской культуры. Национально- региональный компонент один из элементов моих занятий, т.к национальное чувство есть любовь к исторически духовному облику своего народа. Культурное наследие народов Кубани огромно и разнообразно.

Самобытна музыкальная культура кубанского народа: сохранились обычаи и традиции, музыкальные инструменты и песни. Богата и разнообразна в кубанском фольклоре песенная культура.

В то же время важно воспитывать уважение к национальным и универсальным ценностям, способность понимать и принимать свою и чужую культуру. Гордость за свою историю, свою культуру не должна приводить к попыткам принизить ценность и значимость других народов, других культур. На уроках «Искусства» дети не только узнают о многообразии культурно-исторических традиций, религий и укладов, об особенностях материальной и духовной деятельности людей разных стран, но и учатся бережно относиться к непонятной порой культуре, понимать специфические особенности искусства других народов, уважительно воспринимать человека с отличным от своего мировоззрением. Именно в этом заложены неограниченные возможности в плане понимания своего и иного «культурного поля», восприятия мира во всем его художественном разнообразии, формирования у детей и юношества гуманистических позиций по отношению к другим людям.

Искусство является могучим средством духовного возвышения человека, развивает его эстетическую культуру, учит понимать прекрасное и строить жизнь по «законам красоты». Однако влияние искусства на воспитание человека в определяющей мере зависит от его художественно-эстетического развития. Искусство приносит удовольствие и наслаждение только человеку, который имеет соответствующую подготовку и в достаточной степени эстетически образован. Задача школы - обеспечить необходимую эстетическую подготовку учащихся, ввести их в большой мир искусства, сделать его средством познания окружающей действительности, развития мышления и нравственного совершенства. Непреходящие ценности отечественной и мировой художественной культуры и искусства, воплощая вечную истину «прекрасное пробуждает доброе», как никогда нужны современной школе. Курс «Искусство» призван способствовать становлению личности школьника, формированию его духовного мира, ибо соприкосновение и знакомство с шедеврами мировой культуры помогает выработать критерии красоты и нравственных приоритетов, формирует понимание цели жизни и предназначения каждого из людей, приходящего в этот мир для добра и созидания.

Моя деятельность основывается на музыкальном развитии детей, обучающихся в общеобразовательной школе. В процессе работы я пришла к выводу, что каждый класс - это свой творческий коллектив, который требует определённого уровня отношения к музыкальным занятиям. Я бы сказала высокого профессионального уровня.

Главной целью для меня является развитие личности ребёнка, развитие его эмоциональной сферы, интеллекта, зарождение и развитие эстетических чувств, становление нравственной позиции, познание человеческой морали. Итак - развитие личности через развитие эмоциональной и интеллектуальной сферы ребёнка средствами музыкального искусства. Путь такого развития я вижу только во включении ребёнка в любую форму активной музыкальной деятельности. Пение для меня - ведущий способ активной музыкальной деятельности. Почему пение? На мой взгляд, певческая деятельность - единственный в настоящее время общедоступный способ музицирования. Петь хочет и может практически каждый ребёнок.

Для того чтобы дети захотели петь, я показываю красоту звучания певческого голоса, стараюсь сделать процесс обучения интересным.

Учитывая повышенные требования к музыкальному развитию, я определилась в направленности своей работы:

- деятельный подход к музыкальному воспитанию;

- единая направленность, цельность, последовательность и систематичность работы, комплексный характер музыкального воздействия на личность ребёнка;

- демократичность (я занимаюсь со всеми детьми на уроках и после уроков на внеурочной деятельности независимо от уровня их музыкальных способностей).

Сразу следует отметить, что каждый класс-это хоровой коллектив (25-30 чел.), и специфической проблемой в моей работе является то, что на уроках в классе поют и "непоющие" дети. Следовательно, требуется грамотная, вдумчивая и неспешная работа во время урока и внеклассных занятий. Я тесно взаимосвязываю классные и внеклассные занятия. Во-первых, использую одни формы и методы, во-вторых, дублирую музыкальный материал, что создаёт возможность достигнуть нужного результата в работе над песней.

В процессе работы на одном занятии я совмещаю разные произведения и разные этапы работы над ними. Работы самые разные: в одной песне - первое знакомство и разучивание, в другой - работа над фразой, в третьей - разучивание нового куплета, в четвёртой - работа над исполнением и т.д.

Если музыка разная и решаются различные учебные задачи, то дети меньше устают и занятие становится более продуктивным.

Зная, что при долгом сиденье за партой у детей устаёт позвоночник, я чередую пение сидя и стоя. Разучиваем сидя, а закрепляем и исполняем стоя. Так всегда и на каждом занятии. Иногда для полного "переключения" мы делаем физразминку - прыгаем, танцуем и т.д.

К каждому хоровому занятию, уроку музыки я всегда тщательно готовлюсь, подбирая необходимый материал. Тогда, на подготовленной почве могут возникнуть импровизации, новые ассоциации, которые делают атмосферу занятий творческой. Такие творческие всплески запоминаются и мне, и детям. Я дорожу этими минутами совместного напряжения душевного труда.

Результатом постоянного длительного процесса работы над развитием вокально-творческих способностей детей, является обязательная театральная постановка в каждой параллели музыкальной сказки. Постановку помогает осуществить классные руководители. Для меня в этом моменте главное дать почувствовать детям, что они не оторваны от "большого искусства", что это "большое" они могут творить сами, соответственно много трудясь и работая.

Конечно, необходимо, чтобы дети пели красивую, выразительную музыку, ведь она незаменима в эстетическом воспитании детей, формирует духовно - нравственную сферу ребят.

Думаю, что многие мои ученики запомнят наши удивительные праздники, концерты и уроки. Для многих это станет интересной страницей в школьной жизни. Я считаю, что во имя этого стоит работать. Музыка воспитывает детей, делая из них Человека. Одухотворенного человека, который, живя в мире людей, творит добро, способен чувствовать, сопереживать. Закончить хочу словами Шопенгауэра: "Для нашего счастья то, что есть в человеке, без сомнения, важнее того, что есть у человека"

Добавить документ в свой блог или на сайт



Похожие:

Обобщение опыта внеурочной деятельности учебного курса «Музыка» в рамках фгос iconСистема внеурочной деятельности в условиях реализации фгос в моу дровянинская сош модель организации внеурочной деятельности в рамках введения фгос второго поколения в начальной школе
Моу дровянинская сош с 1 сентября 2011 года приступает к реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (фгос)...

Обобщение опыта внеурочной деятельности учебного курса «Музыка» в рамках фгос iconОптимизационная модель. 19. 10. Организация внеурочной деятельности обучающихся в рамках внедрения фгос. Пояснительная записка
Нормативно-правовой и документальной основой программы внеурочной деятельности обучающихся являются Закон

Обобщение опыта внеурочной деятельности учебного курса «Музыка» в рамках фгос iconМодель организации внеурочной деятельности в рамках фгос второго поколения
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения...

Обобщение опыта внеурочной деятельности учебного курса «Музыка» в рамках фгос iconОпыт организации занятий по русскому языку
В настоящее время в рамках введения федерального государственного стандарта начального общего образования актуальным является вопрос...

Обобщение опыта внеурочной деятельности учебного курса «Музыка» в рамках фгос iconПротокол №. Положение о внеурочной деятельности
Настоящее положение мбоу лицея №10 разработано в целях создания условий для введения фгос общего образования, и развития системы...

Обобщение опыта внеурочной деятельности учебного курса «Музыка» в рамках фгос iconПрограмма внеурочной деятельности "Школа фантазёров" Вид и направление внеурочной деятельности: игровая Возраст: 7-8 лет Разработчики: Багдашина Ольга Юрьевна
В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности

Обобщение опыта внеурочной деятельности учебного курса «Музыка» в рамках фгос iconРабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению Подвижные игры. Ритмика с элементами фитнеса для учащихся 1 класса Составитель: Юрасова О. А
Фгос ноо (Приказ моинрф от 06. 10. 2009 г. №373). Обязательным компонентом фгос является внеурочная деятельность. В проекте образовательных...

Обобщение опыта внеурочной деятельности учебного курса «Музыка» в рамках фгос iconIii. Учебный план. Начальное общее образование Модель внеурочной деятельности моу «Гимназия №50»
Модель внеурочной деятельности моу «Гимназия №50» разработана на основе фгос начального общего образования, рекомендаций Министерства...

Обобщение опыта внеурочной деятельности учебного курса «Музыка» в рамках фгос iconПротокол №. Положение о социальной практике
Прохождение учащимися социальной практики может осуществляться в рамках часов внеурочной деятельности вариативной части Базисного...

Обобщение опыта внеурочной деятельности учебного курса «Музыка» в рамках фгос iconПояснительная записка Цели Обобщение и распространение инновационного опыта научно- педагогической деятельности, сетевое взаимодействие…
Цели Обобщение и распространение инновационного опыта научно- педагогической деятельности, сетевое взаимодействие…

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы