Жарова Т. Ю. учитель начальных классов icon

Жарова Т. Ю. учитель начальных классов



НазваниеЖарова Т. Ю. учитель начальных классов
Дата конвертации09.03.2013
Размер65.14 Kb.
ТипДокументы
скачать >>>


Жарова Т.Ю.

учитель начальных классов

Муниципальное общеобразовательное учреждение начальная

Общеобразовательная школа №95

г. Челябинск


Средства развития ответственного отношения к своему здоровью у младших школьников

Важное значение в развитии ребенка имеет физическое и психическое здоровье. Исследования психолога Давыдова В.В. показали, что возраст 6-7 лет – это период формирования психологических механизмов личности ребенка. Разрешением проблемы ЗОЖ детей занимаются многие учёные: медик Крячко И.А., физиологи Безруких М.М. и Аршавский И.А., психолог Амонашвили Ш.А., врач- психоневролог Ефимова С.П., гигиенист М.С.Громбах . Основным средством нормального психического развития детей (помимо здоровой нервной системы) признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая родителями, учителями, воспитателем, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка.

В практике ШПД (школы полного дня) мы используем различные средства развития ответственного отношения ребёнка к своему здоровью. Известно, что учителя начальных классов широко применяют эффективные средства оздоровления: утренняя зарядка, физкультминутки, игровые двигательные перемены.

Мы хотим проанализировать возможности менее знакомых учителям методик оздоровления в начальной школе: арттерапия, библиотерапия, психогимнастика, свободное рисование, уроки здоровья. Приведём примеры, которые помогают разнообразить повседневную жизнь учащихся.

  • Утром встречаем детей приветливой улыбкой;

  • Спокойно разговариваем;

  • Помогаем устанавливать контакты со сверстниками;

  • Стараемся увлечь интересными заданиями;

  • Учим правильно обращаться с книгами, личными вещами, общественным имуществом.

Большую роль в сохранении здоровья и долголетия имеет позитивное мышление и формируемые установки. Как мы думаем о своей жизни, так и живём. Мы вырабатываем у детей вкус к позитивному мышлению через комплекс мысленных утверждений. Вот некоторые из них:

  • Я начинаю сегодняшний день с благодарностью и радостью;

  • Каждый день приносит мне новые знания;

  • Сегодня я чувствую уверенность в себе во всех ситуациях;

  • Сегодня я отказываюсь обвинять, кого бы то ни было, включая себя.

  • Мое самоуважение растет сегодня;

  • Я знаю, что жизнь – для меня и радостно смотрю в будущее;

  • Все хорошо в моём наполненном любовью мире;

  • Я живу в полном согласии со своей душой.

Очень часто дети испытывают чувства обиды, страха, стыда, неудачи, зависти и гордости. Мы учим внутреннему прощению; необходимости осознавать, что другой человек – это объективная реальность.
За умением прощать стоит истинное великодушие, способность правильно расценивать человеческую слабость.

Для погашения гиперактивности и других негативных психоэмоциональных состояний в условиях ШПД мы используем музыкальные композиции в следующей последовательности:

Первое произведение:

  • Бах. Соната соль минор, 2.1,

  • Шопен. Соната № 3, С.4;

  • Рахманинов. 1-ый концерт, 2.1;

Второе произведение начинается с более драматических фрагментов, чтобы стимулировать переживание:

  • Шопен. Ноктюрн си-бемоль мажор, сочинение 9 № 2;

  • Шуберт. 7-ая симфония до мажор, 2.2;

  • Чайковский. «Времена года (Февраль)».

Третье произведение для снятия возникшего напряжения:

  • Лист. Ноктюрн № 3

  • Моцарт. 25 симфония

  • Шопен. Вальс № 2

Детям, эмоционально «зажатым», фрустрированным, с высокой тревожностью полезна музыка для активизации психоэмоционального фона.

Первое произведение:

  • Глазунов. Антракт из балета «Раймонда»,

  • Шопен. Фантазия - экспромт;

  • Понсе. «Эстеллита»

  • Дебюсси «Лунный свет»

Второе произведение:

  • Фибих «Поэма»

  • Чайковский. «Сладкие грезы»

  • Глюк. Мелодия из оперы «Орфей и Эвридика».

Третье произведение:

  • Сибелиус. «Грустный вальс»

  • Шуберт «Аве Мария»,

  • Вивальди. «Анугема. Классическая фантазия».

Учитывая тот факт, что часть детей находится в состоянии хронического стресса, определяющее девиантное поведение, можно с уверенностью говорить о благотворном воздействии библиотерапии, разрабатываемой в исследованиях Н.В. Сократова и др. Процесс лечения книгой начинается с выбора литературы, может включать в себя рекомендации для чтения.

Так, детям с гиперактивным поведением (эмоционально возбужденным, агрессивным) мы рекомендуем успокаивающую литературу. В то время как гипоактивным детям рекомендуем книги, стимулирующие эмоциональные переживания.

В наше время рождается очень много детей с недостатками в развитии, с психическими нарушениями, двигательной расторможенностью. Для таких детей особенно хороши средства психогимнастики.

Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений, игр), являющихся хорошим средством, направленным на развитие различных

сторон психики ребенка (как её познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). В ходе рационально-эмоционального воспитания, как и занимаясь психогимнастикой, дети изучают различные эмоции, возможность управлять ими. В психогимнастике большое место уделяется общению детей со сверстниками, что очень важно для нормального развития и формированию ответственного отношения к своему здоровью у учащихся.

Таким образом, ребёнку, прошедшему курс психогимнастики, становится проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других. У него вырабатываются положительные черты

характера: уверенность, честность, смелость, доброта. А невротические проявления: страхи, неуверенность – изживаются.

Мы даем возможность детям свободно рисовать то, что они хотят. Только при таком условии изобразительная деятельность приводит к психотерапевтическому эффекту. Рисунок помогает снимать напряжение у детей и является хорошим средством зрительной связи между воспитателем и ребенком. В рисовании ребенок может реализовать то, что не может реализовать в жизни. Свободно рисуя, ребенок может изживать страхи.

Средством формирования ответственного отношения к своему здоровью являются внеклассные формы обучения: экскурсии, валеологические проекты, игровые программы, праздники, классные часы, работа с родителями.

Особую заботу учителей, воспитателей школы составляют организация, подготовка и проведение внеклассных форм обучения. Эти формы требуют усилий в различных направлениях.

Одним из важнейших средств является и гигиеническое воспитание. Для гигиенического воспитания детей большое значение имеет внешний вид и высокая санитарная культура учителя, воспитателя, родителей. Повседневная гигиеническая культура взрослых в любой форме работы «заставит» подражать здоровым привычкам, обеспечит учащимся выработку соответствующих умений и навыков. Этому способствуют уроки здоровья.

Цель уроков здоровья – учиться быть здоровым душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

Таким образом, используя вышеперечисленные подходы к развитию ответственного отношения ребёнка к своему здоровью, мы ориентируемся в своей работе не только на усвоение ребенком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоенных ребенком знаний и представлений в его реальном поведении.

Мы учитываем, что ребенок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье. Методику работы с детьми мы строим в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг общения, оздоровительные минутки, упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и др.), необходимыми для развития навыков ребёнка.

Содержание занятий мы наполняем сказочными и игровыми сюжетами и персонажами, что позволяет сохранить специфику дошкольного возраста.

В занятия включены не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья. Ведь только тот человек действительно здоров, который живет в гармонии с собой и миром. Проведение оздоровительных пауз детьми становится возможным по мере их освоения. Дети входят в роль учителя, им предоставляется возможность испытать свои силы.

Очевидно, что к окончанию начальной школы у ребенка должны быть определенные знания и стойкие навыки по гигиене физического и умственного труда, гигиене личной жизни, питания. Формирование здорового образа жизни человека начинается с момента рождения и продолжается всю жизнь, но основы его закладываются в период детства, отрочества. Очень важно в детстве воспитать такой образ жизни, такой тип поведения человека в жизненных ситуациях, который способствовал бы сохранению и укреплению здоровья во все периоды жизни.

Представленные в работе варианты различных методик по развитию ответственного отношения ребёнка к своему здоровью могут быть использованы в практике учителей, работающих в начальной школе полного дня, поскольку повышается их ответственность за комфортность мироощущения детей.


Используемая литература:

1.Ковалько В.И. Здоровье – сберегающие технологии / В.И. Ковалько. - Москва, Вако, 2004.- 296 с.

2.Сократов Н.В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей / Н.В. Сократов, И.Н. Корнева, В.Н. Феофанов, А.В. Литвинова.- Москва, Творческий центр, 2005. – 224 с.

3.Обухова Л.А. Школа докторов природы, или 135 уроков здоровья/ Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскина - Москва, Вако, 2004.- 240с.




Похожие:

Жарова Т. Ю. учитель начальных классов iconГеоргиц Наталья Викторовна учитель английского языка Морозова Ольга Александровна учитель начальных классов Интегрированный урок
Подготовка обучающихся к активному усвоению материала. Слово учителя начальных классов
Жарова Т. Ю. учитель начальных классов iconУчитель начальных классов Учитель начальных классов
Пятилетний Коля учится читать. Из карточек с буквами он составил слово, а его щенок Кузя вильнул хвостом, и все карточки перепутались....
Жарова Т. Ю. учитель начальных классов iconВалеологический проект: "Если хочешь быть здоров", 1 класс Жарова Татьяна Юрьевна учитель начальных классов Муниципальное общеобразовательное учреждение начальная Общеобразовательная школа №95
Предполагаемый результат: повседневное соблюдение основных правил личной гигиены, формирование основ здорового образа жизни
Жарова Т. Ю. учитель начальных классов iconПрограмма для кружка «Азбука здоровья»
Кашапова Венера Ханифовна учитель начальных классов I квалификационной категории, Рахматуллина Римма Мирхатовна учитель начальных...
Жарова Т. Ю. учитель начальных классов iconМетодическая разработка Авторы: Семёнова Н. И. учитель начальных классов моу сош №5, высшая квалификационная категория; Шнырова О. В. учитель начальных классов мбоу сош с уиоп
Внеурочная работа, как одна из форм организации свободного времени учащихся (актуальность, новизна работы, её цели и задачи)
Жарова Т. Ю. учитель начальных классов iconАнализ работы мо учителей начальных классов за 2011 2012 учебный год
Руководитель мо гумерова Р. Г. учитель начальных классов первой квалификационной категории
Жарова Т. Ю. учитель начальных классов iconЗачёт, как неотъемлемая часть систематического учёта зунов учащихся в общеобразовательной школе. Гурская Т. С., учитель начальных классов мкоу «Троицкой»
Гурская Т. С., учитель начальных классов мкоу «Троицкой» сош новохопёрского района
Жарова Т. Ю. учитель начальных классов iconАртеменкова Надежда Николаевна, учитель начальных классов с. Объячево, Прилузский район, Республика Коми Аннотация Бинарный урок
Бинарный урок-репортаж по теме «Птицы – наши друзья»- это подготовка к сочинению о перелетных птицах. Он проведен в 4 классе для...
Жарова Т. Ю. учитель начальных классов iconЛ. М. учитель начальных классов Минина Г. П. учитель начальных классов Школа 2100 Класс: 1 Предмет: Интегрированный урок
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютеры (для учителя и обучающихся), карточки с заданием (Приложение №4), сигнальные карточки-«шахматные...
Жарова Т. Ю. учитель начальных классов iconР п. Каргаполья «кнош №3», учитель начальных классов Тезисы
Саненко Наталья Ивановна, моу р п. Каргаполья «кнош №3», учитель начальных классов
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы