Класс: Предмет: обучение грамоте. Программа icon

Класс: Предмет: обучение грамоте. Программа



НазваниеКласс: Предмет: обучение грамоте. Программа
Дата конвертации09.03.2013
Размер70.97 Kb.
ТипУрок
скачать >>>

Звуки [г], [г’], буквы г, Г. Крючкова О. В.

Преподаватель: Крючкова Ольга Владимировна, учитель начальных классов

Образовательное учреждение: МОУ СОШ №34 пос. Джубга, МО Туапсинский район, Краснодарского края.

Класс: 1.

Предмет: обучение грамоте.

Программа: Обучение грамоте/ Авторы В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, А. Ф. Шанько

УМК: «Школа России»

Продолжительность: 40 минут.

Тема: звуки [г], [г’] и буква, которая их обозначает.

Цель урока:

познакомиться со звуками [г], [г’], и буквой, которая их обозначает;

учиться отличать звуки [г], [г’] и букву, которая их обозначает от других звуков и букв; учиться читать слоги, слова с новой буквой.


Задачи урока:

1)Обеспечить высокий уровень вовлеченности школьников в учебную деятельность.

2) Развитие внимания, распределения внимания, памяти, наблюдательности.

3)Учить сравнивать, сопоставлять, находить общее, логически рассуждать, аргументировано, обоснованно выражать свои мысли, формулировать определения понятий.

4) Формирование навыка чтения.


Оборудование:

1. Картинки: гусь, филин, дятел, груша, ежевика, нарцисс, арбуз.

2. Карточки: познакомиться, учиться отличать, учиться читать.

3. Книга «Азбука».

4. Слова: гитара, гармошка, гусли, орган.

5. Карточки для звуковых схем.

6. Домики для звуков



1 2 3 4 5 6


1) Домик, в котором «живут» буквы, обозначающие гласные звуки (а, о, у, ы, и, э).


2) Домик, в котором «живут» йотированные гласные (я, ю, е, ё).


3) Домик, в котором «живут» буквы, обозначающие два согласных звука – твердый и мягкий (н, м, л, р, б, в, г, д, з, п, ф, к, т, с, х).


4) Домик, в котором «живут» буквы, обозначающие твердые согласные звуки (ж, ш, ц).


5) Домик, в котором «живут» буквы, обозначающие мягкие согласные звуки (й, ч, щ).


6) Домик, в котором «живут» буквы, не обозначающие звуков (ь,ъ).


^ 1.Мобилизующий этап.

На доске с помощью рисунков изображены следующие предметы: гусь, филин, дятел, груша, ежевика, нарцисс, арбуз.

- Назовите изображенные на доске предметы и постарайтесь их запомнить. (Дети хором называют предметы, после этого учитель просит детей закрыть глаза и делает 4 перестановки.)

- Откройте глаза. Скажите, в каком порядке были изображены предметы первоначально, в какой последовательности они находятся после перестановки, какие предметы поменяли свои места?

- Разделите предметы на 2 группы по самостоятельно найденному признаку. (В 1 группе: гусь, филин, дятел – это птицы. Во 2 группе: груша, ежевика, нарцисс, арбуз – это растения.)


^ 2. Актуализация знаний учащихся.

- Назовите предметы, изображенные в 1 группе, во 2 группе.

- С помощью чего мы назвали изображенные предметы? (С помощью слов.)

- Чем отличается предмет от слова? (Словами можно назвать все, что нас окружает: предметы, признаки, действия и т. д.)

- Исключите одно слово из 1 группы по нескольким признакам одновременно. (Слово гусь, т. к. в нем 1 слог, а в словах филин и дятел 2 слога. В слове гусь 3 звука, а в словах филин и дятел 5 звуков. В слове гусь последний согласный мягкий, а в словах филин и дятел – твердый.)

- Прочитайте кличку гуся по первым звукам слов 2 группы. (Гена.)

- Сегодня в гостях у нас на уроке гусенок Гена.


^ 3. Формулирование учащимися темы и цели урока.

- Произнесите первые звуки получившихся слов и сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Слово гусенок начинается со звука [г], а слово Гена со звука [г’]. Значит, тема сегодняшнего урока «Звуки [г], [г’] и буква, которая их обозначает.»)

- Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель нашего урока. (Цель нашего урока – познакомиться со звуками [г], [г’] и буквой, которая их обозначает. Учиться отличать звуки [г], [г’] и букву, которая их обозначает от других звуков и букв. Учиться читать слоги, слова с новой буквой.)


^ 4.Знакомство с новыми звуками.

- Произнесите слово гусь, выделяя в нем первый звук. (Г-г-гусь.)

- Назовите первый звук. (Это звук [г].)

- Повернитесь друг к другу и произнесите звук [г]. Расскажите, как располагаются видимые органы речи при произнесении. Произнесите звук [г] еще раз, определите, как проходит воздух через горлышко при его произнесении, каков характер его звучания, какой звук следует за ним и сделайте выводы. (При произнесении звука [г] воздух встречает преграду. Значит, он согласный. При его произнесении слышится голос и шум. Значит, он звонкий. Звук [г] произносится твердо, за ним следует звук [у]. Значит, он твердый.)

- Дайте краткую характеристику звука [г]. (Звук [г] согласный, звонкий, твердый.)

- Назовите первый звук в слове Гена.

- Произнесите звук [г’] несколько раз, дайте его характеристику, обосновывая свой ответ. (При произнесении звука [г’] воздух встречает преграду. Значит, он согласный. При его произнесении слышится голос и шум. Значит, он звонкий. Звук [г’] произносится мягко. Значит, он мягкий.)

- Коротко охарактеризуйте звук [г’]. (Звук [г’] согласный, звонкий, мягкий.)

- Запомните слова со звуками [г], [г’], которые встретятся вам в истории про гусенка Гену. Называется она «Генерал Гена».

Гусенок Гена мечтал стать генералом. Однажды, оставшись дома один, он открыл гардероб, надел папин галстук и галоши, на голову громадную шляпу из газеты, а под крыло вместо сабли сунул большой гвоздь.

Глянул в зеркало – настоящий генерал получился!

Вышел Гена гордой походкой во двор, а там галчата в городки играют.

- Эй, галчата! Смотрите, какой генерал к вам пришел!

А галчата как загалдят:

- Это ты-то генерал? А где твоя сабля?

- А вот же, под крылом, - говорит Гена.

- А мы думали, что это у тебя градусник! Никакой ты не генерал, а просто гусь в газетной шляпе.

- Эх вы, глупенькие, - грустно сказал Гена. – Нет у вас фантазии.

(Г. Юдин)

Назовите слова со звуками [г], [г’], дайте характеристику новых звуков.

(Гусенок, Гена, генерал, гардероб, галстук, галоши, голова, громадную, газета, гвоздь, глянул, гордой, галчата, городки, загалдят, где, говорит, градусник, глупенькие, грустно.)


5.Физкультминутка.

Домик.

Дети делятся на группы по рядам. Каждая из групп имитирует звуки знакомых птиц или животных. Например:

I - гуси II - голуби III - собачки

(га-га-га) (гуля-гуля-гуля) (гав-гав)

Учитель, проходя мимо каждого ряда, стучит по парте и спрашивает: «Кто – кто в этом домике живет?» (Дети отвечают.)

Потом он говорит: «Гуси, встаньте! Вытяните шейки и покрутите ими 3 раза».

«Голуби, помашите своими крылышками».

«Собачки, сделайте 3 прыжка вперед и 2 шага назад».


^ 6. Знакомство с новой буквой.

Что за книга на скале,

На скале,

Как на столе?

Говорят, что журавли

Эту книгу

Принесли.

- Это любимая книга гусенка Гены, по которой он учит буквы. Давайте мы ее полистаем и прочитаем. А как только вы увидите букву, обозначающую звуки [г], [г’], сразу хлопайте в ладоши.

Аист крылья расправляет,

Аист книгу раскрывает.

В книге – буквы и слова,

Аист видит букву «А».

И, надев очки на нос,

Он читает:

- АБ-РИ-КОС.


Прочитал Индюк:

-ИН-ДЮК.

Это я! -

Сказал Индюк.


Два цыпленка запищали –

Отыскали букву «Ц».

В слове «ЦАПЛЯ» -

^ Ц в начале,

В слове «СОЛНЦЕ» -

Ц в конце.


- Что же, Чижик,

Ты молчишь?

- ЧЕРВЯЧОК? –

Читает Чиж.


В книгу смотрит

Грач ученый,

Рядом с ним сидит

Галчонок.

- Букву «Г»,

Малыш, учи.

Это Г –

ГЕНЗДО,

ГРАЧИ.


Аист крылья расправляет,

Аист книгу закрывает.

Книга очень велика.

Это АЗ-БУ-КА. (Г. Сапгир)

- Составьте звуковую схему слова грачи. Дайте характеристику нового звука.

Учитель показывает страницу «Азбуки».

- Как называется эта буква? (Это буква «г».)

- Гусенок Гена сказал, что у галчат нет фантазии. А у вас она есть? Скажите, на что похожа буква «г»?


Перед нами буква Г

Стоит подобно кочерге. (С. Маршак)


И подобно кочерге,

Горбит спину буква Г. (А. Шибаев)


Букву на плече носил.

На лугу траву косил. ( Е. Тарлапан)


- Встаньте и изобразите букву Г.

- В какой домик поселим букву Г? Почему? (В сине-зеленый, т. к. буква Г обозначает 2 согласных звука. Один [г] – твердый, другой [г’] – мягкий.)


^ 7.Чтение слогов, слов, текста с новой буквой.

- С буквой Г мы познакомились. Что теперь мы можем делать? (Мы можем читать слоги.)

- Гусенок Гена предлагает нам прочитать слоги, добавляя по одной букве.


ГИ ГИ ГИ ГИ

ГУ ГУ ГУ ГУ

ГА ГА Д ГА НД ГА Б

ГЕ ГЕ ГЕ ГЕ

ГО ГО ГО ГО


ГРИ

ГРУ

ГРА Б

ГРЕ

ГРО

- Гусенок Гена очень любит играть на музыкальном инструменте и петь. Соотнесите слова со схемой, исключите лишние и назовите музыкальный инструмент гусенка Гены.


ГИТАРА

^ ГАРМОШКА ГАРМОШКА

ГУСЛИ






















ОРГАН


- Прочитайте веселое стихотворение, повторяя дважды слова с буквой Г, и рисуя г в воздухе.

Гусь купил себе гармошку,

Но дырявую немножко.

Хорошо гармошка пела,

По гусиному шипела. (Г. Виеру)


Гусь гуляет по дорожке,

Гусь играет не гармошке,

И гордится гармонист:

«Я га-га-га-голосист». (Г. Сапгир)

^ 8.Итог урока.

- С какими новыми звуками и новой буквой познакомились? (Мы познакомились со звуками [г], [г’] и буквой Г.)

- Дайте краткую характеристику звукам [г], [г’].


Использованы материалы:

Занимательное азбуковедение: Кн. для учителя / Сост. В. В. Волина. – М.: Просвещение. 1991.

Веселая азбука: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Сост. Л, Е, Стрельцова; Художник Б, Л, Рытман. – М.: Просвещение, 1994.

Начальная школа. Ежемесячный научно-методический журнал. №4. 2002. стр. 33







Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Класс: Предмет: обучение грамоте. Программа iconКласс: Предмет: обучение грамоте. Программа
Образовательное учреждение: моу сош №34 пос. Джубга, мо туапсинский район, Краснодарского края
Класс: Предмет: обучение грамоте. Программа iconКонспект урока Предмет : обучение грамоте
Тема урока: «Начало работы над орфографической зоркостью в период обучения грамоте»
Класс: Предмет: обучение грамоте. Программа iconКукевич Светлана Федоровна
Предмет преподавания: обучение грамоте и программа «Разговор о правильном питании»
Класс: Предмет: обучение грамоте. Программа iconРабочая программа по курсу «Литературное чтение» (обучение грамоте) на 2009-2010 учебный год Предмет
Программа, по которой ведется обучение: Программа разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской...
Класс: Предмет: обучение грамоте. Программа iconОбучение грамоте (дидактический материал) Педагогический колледж №5
Обучение дошкольников грамоте/Л. Е. Журова, Н. С. Варенцова, Н. В. Дурова, Л. Н. Невская/Под ред. Н. В. Дуровой. М.,2001г
Класс: Предмет: обучение грамоте. Программа iconОбучение грамоте (чтение) Обучение грамоте (Письмо)

Класс: Предмет: обучение грамоте. Программа iconКомиссарова Елена Владиленовна Предмет: русский язык (обучение грамоте: письмо), 1 класс, умк «Перспективная начальная школа» Тема урок
Учитель начальных классов боу гмр во «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Грязовца» Комиссарова Елена Владиленовна
Класс: Предмет: обучение грамоте. Программа iconДокументы
1. /обучение грамоте/Пояснительная записка.doc
2. /обучение...

Класс: Предмет: обучение грамоте. Программа iconДокументи
1. /обучение грамоте/Пояснительная записка.doc
2. /обучение...

Класс: Предмет: обучение грамоте. Программа iconДокументи
1. /Пермь О Ю Казанцева Рабочая тетрадь по обучению грамоте 1 класс/ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы