Урок мхк в 5 классе на тему «Перун бог грома и молнии» из раздела «Древнеславянская мифология» icon

Урок мхк в 5 классе на тему «Перун бог грома и молнии» из раздела «Древнеславянская мифология»



НазваниеУрок мхк в 5 классе на тему «Перун бог грома и молнии» из раздела «Древнеславянская мифология»
Хасина Ирина Владимировна
Дата конвертации04.03.2013
Размер73.12 Kb.
ТипУрок
источник

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 52


Урок МХК в 5 классе

на тему
«Перун – бог грома и молнии»


из раздела

«Древнеславянская мифология»



Выполнила: Хасина Ирина Владимировна,

учитель музыки и МХК

МОУ СОШ № 52.


ВОЛГОГРАД, 2007.


Психолого-педагогическое обоснование.

Данный урок построен на принципе художественно-образного мышления как основы развития личности, эмоционально-ценностного отношения к явлениям окружающего мира и искусства.

Это первый урок в разделе «Древнеславянская мифология» и в четвёртой четверти. На уроке мною используются элементы самостоятельной поисковой деятельности по материалам из разных источников.

Тема урока «Перун – бог грома и молнии».


Цель урока:

Познакомиться с главным богов славянского пантеона – Перуном-громовержцем, с главным праздником - Ильиным днем.


Задачи:

  • разобраться в характерных особенностях изображения и выявить сходство с Ильей Пророком, Ильей Муромцем в самостоятельной работе с научно-популярной книгой;

  • проанализировать рассказ С.Земцова «Ильин день» с точки зрения отношения народа к этому богу (пословицы, поговорки);

  • научиться работать над собой (уметь побороть страх).


Содержательно-методическое обеспечения урока

направлено на решение проблемы «Герои и сюжеты древнеславянской мифологии в мировом искусстве» в рамках учебника и методических рекомендаций Даниловой Г.И. «МХК» 5класс.


Ведущий метод:

Эвристический


Тип урока: урок новых знаний.


Проектируемый результат:

Воссоздать образ Перуна в русском фольклоре.


Дидактическое оборудование:

компьютер, экран, мультимедийный проектор.


Вступление учителя: В жизни мы часто попадаем в ситуации, когда нам становится страшно. Нет людей, которые ничего не боятся. Даже самые смелые герои честно признаются, что испытывают страх. Но герои потому и стали героями, что сумели справиться со своим страхом, правильно оценить ситуацию и поступить так, как того требовали обстоятельства. А чего боитесь вы?

Дети: (ответы детей).

Учитель: Почему?

Дети: (ответы детей).

Учитель: Вот видите как много всевозможных страхов! Практически каждый из вас чего-нибудь или кого-нибудь боится. А что же такое страхи? Почему они возникают и как их можно преодолеть?

Рассуждения вместе с детьми: Есть страхи, основанные на собственном опыте: кого-то в детстве укусила собака, и теперь он боится собак. Есть страхи, вызванные незнанием. Есть страхи внушенные и нафантазированные.

Учитель: Всегда ли страх – это плохо? Давайте подумаем! А что если страх – это средство познания окружающего нас мира, защита, позволяющая избежать встречи с опасностью?!

^ Звучит вступление к балету «Весна священная» И.Стравинского.

Учитель: В глубокой древности люди тоже познавали окружающий мир. Как они пытались объяснить происходящие в нем явления? Из каких источников мы можем об этом узнать?

Дети: мифы, сказки, пословицы, поговорки.

Учитель: Мифы – предания, сказания о богах и героях, отражающие фантастические представления людей о мире и природе.

Тема нашего сегодняшнего урока звучит так:

«Перун – бог грома и молнии».

И сегодня мы поговорим с вами о верховном божестве древних славян Перуне и его соотнесении с именем одного из христианских святых Ильи пророка и об отношении к ним наших предков.

^ Анализ изображения бога Перуна.

Учитель: Каким его увидел художник?

Дети: грозным, величественным, строгим, суровым, сильным и т.д.

Учитель: Почему в руках у него молния?

Дети: с помощью молний он может обрушить на землю проливные дожди, иссушить все палящим зноем и засухой.

Учитель: Символом чего она является?

Дети: символом власти, превосходства над человеком.

Учитель: Где вы ещё встречали бога с этим символом?

Дети: Зевс – верховный древнегреческий бог; Юпитер – верховный древнеримский бог.

Учитель: Почему именно у верховных богов молния является главным атрибутом?

Дети: превосходство не только над человеком, но и над другими богами-язычниками.

Учитель: Перун – верховный языческий славянский бог, но в христианскую эпоху имя Перуна ушло из народной памяти, и постепенно было соотнесено с именем святого Ильи Пророка, то есть с «огненным Ильей».

^ Ребята рассматривают изображение Ильи Пророка.

Учитель: Почему так произошло? Давайте проведем исследование.

Класс делится на 2 группы и каждой группе даётся задание

по разным источникам.

группы

Задание

Материал

1 группа:


Выберите самую интересную, самую важную информацию о Перуне

научно-популярная книга «Древние арийцы. Славяне. Русь»

2 группа:

Выберите самую интересную, самую важную информацию об Илье Пророке

научно-популярная книга «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия»

^ Отчёт групп.

Учитель: А теперь давайте вместе попробуем ответить на вопрос: «Почему имя Перуна было соотнесено с именем Ильи Пророка?»

Дети записывают в тетрадь, учитель на доске.

^ ПЕРУН – ВЕРХОВНЫЙ БОГ

ИЛЬЯ ПРОРОК – ПОЧИТАЕМЫЙ В НАРОДЕ СВЯТОЙ

МОЛНИЯ И ОГОНЬ

МОЖЕТ ВЫЗВАТЬ ДОЖДЬ, НАКАЗАТЬ ЗАСУХОЙ

ВЫВОД: (дети) У Перуна и Ильи Пророка было очень много общего. Умилостивить хотели, потому что боялись.

Учитель: Сейчас я предлагаю обратиться к литературному источнику. Сегодня, когда уходят многие праздники, юбилейные даты, нелишне будет вспомнить о праздниках вековых. Предлагаю прочитать рассказ «Ильин день» Степана Земцова, нашего земляка, сельского учителя, краеведа, собирателя донского фольклора.

^ Перед прочтением вслух даётся задание группам:


Найдите пословицы и поговорки об этом дне.

Группы

Задание

Ответы детей

1 группа

Какие природные изменения проходили после Ильина дня.

холодно, купаться нельзя, дожди, но гроз уже не было

2 группа

Чем было принято заниматься в этот день.

не работали, накрывали столы, наряжались, резали скот



Ильин день. Степан Земцов.

Мама в раннем детстве горела от грозы. Душной ночью раскололось небо, и полыхнула молния прямо им в хату, стоявшую на отшибе. Людей вытащили, спасли, а хатасгорела. С той поры мама боялась грозы. Может, поэтому она и ждала так праздника – Ильин день: с этого дня умолкают грозы и уходят в тартарары раскатистые, огневые громы.

Она празднует этот день по-настоящему: принарядится, посветлеет лицом, подобреет голосом.

- На Ильин день в поле не работают: спалит гроза. Илья грозы держит. На огненной колеснице разъезжает пророк, копны считает – оттого и гром по небу.

И пойдет, пойдет в приговор с присказкой:

- На пророка Илью – баранью голову к столу.

И время уточнит:

- Первый Спас – час припас, Пётр и Павел два прибавил, а Илья-пророк – три приволок. И приметы скажет:

- До Ильина дня казак купается, а с Ильина дня – с Доном прощается.

На ильин день и камень прозябает.

До обеда – лето, а с обеда – осень.

И погоду к Илье прислонит:

- До Ильина дня батюшка дождя не умолит, а с иЛьина дня баба запоной нагонит.

Придет Илья – принесет питья.

До Ильина дня в сене – пуд мёду, а после – пуд навозу.

Вот и выходит: казак, не ленись, до Ильина дня уберись.

…На хлебной меже выросла мама. Пот с детства ветром сушила. Скажет радостно:

- Новая новина – на Ильин день.

Петр с колобком, а Илья с бурсаком.

- Завяжем, бывало, бороду Илье – оставим клок жнивья птице небесной в притешку – и хоровод вокруг него:

Лети, птица-щегливица,

Чтоб родилася пшеница,

Чтобы людям – богата,

Чтобы миру – красота.

На приманку дудакам,

На веселье казакам,

На приданое невесте,

Запевайте, девки, песни!

И загудит тогда степь от веселых голосов: хлебушко-то убрали, сусеки не пусты - пусть и матушка-земля отдохнет, понежится.

Хороший был праздник, веселый. Трудовой. Лето провожали, радость припасали, счастье зазывали. И все это с благодатью в душе.

Слово учителя: Посмотрите, какой хороший был праздник.

Дети читают последний абзац.

Учитель: Какое значение имел этот праздник для мамы Степана Николаевича Земцова?

Дети: она горела от грозы, с тех пор боялась и ждала этот праздник, так как после него, согласно приметам умолкали грозы.

Учитель в подтверждение может прочитать 2 абзац.

Учитель: Когда вы работали с книгами, называли, что и Перуну и Илье Пророку люди приносили жертвы. Почему они это делали?

Дети: пытались умилостивить, обезопасить себя, боялись, из страха.

Учитель: А мы с вами как сегодня боремся со своими страхами?

Дети: ответы.

Учитель даёт инструкцию:

1)Нарисуйте свой страх на листке, как сумеете.

2)Скомкайте его или порвите, бросьте в корзинку. (Прохожу с корзинкой по классу).

3)У древних язычников был культ огня. Пламя считалось очистительной процедурой. И я предлагаю вам, после урока собраться во дворе и сжечь все наши страхи. Очистить таким способом свою душу.

Итог:

Учитель: Что сегодня на уроке узнали нового? Чему научились?

Дети: узнали славянского бога Перуна, о его связи с христианским святым Ильей Пророком, учились работать с источниками и выбирать нужную информацию, работать над собой, как бороться со страхами.


Домашнее задание: Сравнить Перуна с греческим богом Зевсом и римским Юпитером.

Добавить документ в свой блог или на сайт



Похожие:

Урок мхк в 5 классе на тему «Перун бог грома и молнии» из раздела «Древнеславянская мифология» iconУрок мхк в 5 классе на тему «Сквозь тысячелетия вперед смотрящий» (Прометей) из раздела «Античная мифология»
Данный урок построен на принципе художественно-образного мышления как основы развития личности, эмоционально-ценностного отношения...

Урок мхк в 5 классе на тему «Перун бог грома и молнии» из раздела «Древнеславянская мифология» iconУрок по мхк на тему «Чудное мгновенье» (Образ женщины в живописи Леонардо да Винчи икт на уроках мхк. 10-й класс)
Возрождения Леонардо да Винчи, оставившим заметный след в истории мировой художественной культуры

Урок мхк в 5 классе на тему «Перун бог грома и молнии» из раздела «Древнеславянская мифология» iconДокументы
1. /МХК 11 класс/Пояснительная к МХК.doc
2. /МХК...

Урок мхк в 5 классе на тему «Перун бог грома и молнии» из раздела «Древнеславянская мифология» iconДокументы
1. /МХК 10 класс/Пояснительная к МХК.doc
2. /МХК...

Урок мхк в 5 классе на тему «Перун бог грома и молнии» из раздела «Древнеславянская мифология» iconДокументи
1. /МХК 11 класс/Пояснительная к МХК.doc
2. /МХК...

Урок мхк в 5 классе на тему «Перун бог грома и молнии» из раздела «Древнеславянская мифология» iconДокументи
1. /МХК 10 класс/Пояснительная к МХК.doc
2. /МХК...

Урок мхк в 5 классе на тему «Перун бог грома и молнии» из раздела «Древнеславянская мифология» iconУрок-лабораторная работа в 8 классе на тему «Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова»
Б. И. Турьянская, Е. В. Комисарова. Литература в 8 классе. Урок за уроком. – 3-е изд., М.: «Торгово-издательский дом «Русское слово...

Урок мхк в 5 классе на тему «Перун бог грома и молнии» из раздела «Древнеславянская мифология» iconУрок литературы в 6 классе на тему «Преступление ли ?»
Урок литературы в 6 классе на тему «Преступление ли ?» (по рассказу В. Г. Распутина «Уроки французского»). Автор программы – В. Я....

Урок мхк в 5 классе на тему «Перун бог грома и молнии» из раздела «Древнеславянская мифология» iconГипотезы о природе шаровой молнии
Все теории (гипотезы) о природе шаровой молнии разделяются на два класса по признаку места энергетического источника, поддерживающего...

Урок мхк в 5 классе на тему «Перун бог грома и молнии» из раздела «Древнеславянская мифология» iconУрок литературы, английского языка и мхк в 8 классе
Тема. У. Шекспир. Писатель и его эпоха. Трагедия «Ромео и Джульетта». Конфликт живого чувства и семейной вражды

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы