Кузнецова М. С., учитель русского языка и литературы icon

Кузнецова М. С., учитель русского языка и литературы



НазваниеКузнецова М. С., учитель русского языка и литературы
Дата конвертации04.03.2013
Размер44.62 Kb.
ТипУрок
скачать >>>

Урок литературы 10 класс

Кузнецова М.С.,

учитель русского языка и литературы

МОУ «Лицей № 38» г. Белгорода

Тема: «Три портрета, три предыстории» (Павел Петрович, Николай Петрович, Базаров).

Цели:

Образовательные: организовать деятельность учащихся в работе над портретной характеристикой героев через анализ художественных деталей и анализ текста, способствовать пониманию обозначенной в романе проблемы;

Развивающие: способствовать развитию коммуникативных и познавательных способностей учащихся, навыков работы с текстовым материалом;

Воспитательные: формировать самостоятельность и креативность мышления в условиях групповой работы.

^ Оборудование урока: портрет И.С. Тургенева, иллюстрации к роману, мультимедийная презентация.

Учебник: Ю.И. Лыссый «Литература. 10 класс».

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления материала.

Методические приемы: индивидуальные сообщения, домашнее сочинение-впечатление, работа в группах, аналитическая работа с текстом, приемы сравнения, самостоятельная работа, речевая характеристика.

Формы организации учебной деятельности на уроке: групповая работа, индивидуальная работа.

Ход урока

  1. Запись темы, работа с эпиграфами, постановка проблемного вопроса урока: Как характеристики героев помогают понять суть конфликта между отцами и детьми? Слайды 1-4.

Эпиграфы:

- Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю ли я его или ненавижу! Вот тебе и тенденция!

- Они лучшие из дворян – и именно потому и выбраны мною, чтобы доказать их несостоятельность.

Словарь: нигилизм, пореформенная эпоха, метафизика, гегелизм.


  1. Проверка д/з. Индивидуальное сообщение – выразительное чтение и комментирование 3 главы «Социальный и исторический фон романа». Слайд 5.




  1. Работа в группах. Три портрета в социальном и историческом контексте.

Аркадий – вне полемики. Почему? – по крови и по убеждениям он и с Кирсановыми, и с Базаровым.

    1. Группы выбирают героя, угадывают его через речевую характеристику. Слайд 6,7.

«Мы приблизительно знаем, отчего происходят телесные недуги; а нравственные болезни происходят от дурного воспитания, от всяких пустяков, которыми сызмальства набивают людские головы…»


«Пилюля горька - а проглотить ее нужно. Вот теперь настала наша очередь, и наши наследники могут сказать нам: вы, мол, не нашего поколения, глотайте пилюлю.»


«Личность, милостивый государь, - вот главное; человеческая личность должна быть крепка, как скала, ибо на ней все строится».


^ Какие особенности речи помогают узнать героя? - Аристократизм, принципы Павла Петровича; мягкость, образность речи Николая Петровича; материалистический подход, презрение к душевным переживаниям Базарова.

    1. 3.2. Сообщения о предысториях героев- братьев Кирсановых. Отвечает представитель группы. - Как и зачем в предысториях обозначен ход времени? Слайд 8,9.

    2. 3.3. Почему нет предыстории Базарова? – Базаров – человек нового времени, он не дворянин и не оглядывается в прошлое, более того, отрицает его. (сочинения-впечатления о Базарове).

    3. 3.4. Тургенев – мастер художественной детали. Создание портретной характеристики через работу по карточкам. На карточках – детали портрета, группам необходимо обозначить черты характера. - Раскрывает ли портрет характер? Есть ли в портрете социальные черты героя? Слайд 10.


Карточка № 1.

Базаров.

1.Длинный балахон с кистями

2.Обнаженная красная рука

3.Длинное и худое, с широким лбом лицо

4.Крупные выпуклости просторного черепа

5.Книга Бюхнера «Материя и жизнь»

6.Медик, отец – лекарь

7. «У него все дети тихо сидят»


Карточка № 2.

Николай Петрович.

1.Барин лет сорока с небольшим

2.Запыленное пальто

3.Совсем седой, пухленький и немного сгорбленный

4. «Не отличался храбростью»

5.Виолончель

6.Стихи Пушкина

7. «Ферма»


Карточка № 3.

Павел Петрович.

1.Облик изящный и породистый

2.Красивая рука с длинными розовыми ногтями

3.Гибкий стан

4.Тугие, «будто каменные», крахмальные воротнички

5.Кольцо со сфинксом

6.Серебряная пепельница в виде лаптя

7.Стремление вверх, прочь от земли


    1. 3.5. Углубление и конкретизация характеристики на основе анализа 6 главы. Каждая группа выбирает ремарки по своему герою, анализирует их, делает вывод о поведении, взаимоотношениях персонажей. Как характеризует героев их поведение во время беседы, кто ищет «схватки» и почему? Слайд 11.

Резкость суждений Базарова во многом спровоцирована Павлом Петровичем: «руки не подал и даже положил ее обратно в карман», «кто сей?», «этот волосатый».

Базаров тоже настроен критически: «ногти хоть на выставку посылай», каменные воротнички, «архаическое явление».

Эпизод с лягушками: «вы их едите или разводите». Базаров отвечает равнодушно: «для опытов».

Град вопросов Павла Петровича – небрежно отвечает Базаров.

Павел Петрович иронизирует, манерничает, ведет себя неестественно. Базаров подавляет зевок, желая прекратить словопрение.

Когда дело коснулось пренебрежительного отношения к людям науки «все какие-то химики да матерьялисты», Базаров перебивает, отвечает с презрительной усмешкой. «Я уже доложил вам», «что это, допрос?».

Спор Базарову был навязан. Он не сумел уклониться от разговора с Кирсановым. Различные общественные воззрения оппонентов делают спор острым.


  1. Подведение итогов работы с текстом романа. Речевая характеристика, художественные детали, весь ход повествования, авторские ремарки в 6 главе показывают неизбежность, неотвратимость конфликта отцов и детей, причем инициатором конфликта является не нигилист Базаров, а аристократ Павел Петрович. Суть конфликта понятна: дворянство как класс уходит в прошлое, им нечего дать обществу, они бездеятельны, ленивы, барственны, но «глотать пилюлю» не хочется, и «будет схватка», о которой речь еще впереди. Слайд 12 создается на уроке вместе с учениками.

  2. Домашнее задание. Читать 10 главу, задания учебника 8,9,10 стр.218-221.

  3. Рефлексия. Ваши симпатии на стороне Базарова, Павла Петровича, Николая Петровича? ( прикрепить цветной стикер под портретом героя)

  4. Подведение итогов урока, выставление оценок.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Кузнецова М. С., учитель русского языка и литературы iconТворчество учащихся Сборник 6 г. Сертолово 2011 г
Составители и литературные редакторы сборника: учитель русского языка и литературы Булка М. В., учитель русского языка и литературы...
Кузнецова М. С., учитель русского языка и литературы iconЕвдокимова А. И., учитель русского языка и литературы Евдокимова А. И., учитель русского языка и литературы
Какое лексическое средство использовано в этом стихотворении: Ты богат, я очень беден
Кузнецова М. С., учитель русского языка и литературы iconУрок литературы в 11 классе Кузнецова Мария Сергеевна, учитель русского языка и литературы моу «Лицей №38»
Образовательные: показать русского писателя И. А. Бунина в исторической и социальной среде, организовать деятельность учащихся в...
Кузнецова М. С., учитель русского языка и литературы iconОсобенности преподавания русского языка и литературы в русской школе
Езерская Н. И. зам директора по учебно-воспитатель-ной работе, учитель русского языка и литературы
Кузнецова М. С., учитель русского языка и литературы iconИкт на уроках русского языка и литературы
Султанова Алиса Фаилевна, г. Бавлы, моу гимназия №4, учитель русского языка и литературы
Кузнецова М. С., учитель русского языка и литературы iconАналитическая справка учителя русского языка и литературы I. Общие данные
Образование – высшее педагогическое, окончила специальности учитель русского языка и литературы, год окончания
Кузнецова М. С., учитель русского языка и литературы iconУрок по истории и литературе в 8-х классах ( в рамках декады мо учителей гуманитарного цикла) Проводили: Задорожная Н. А., учитель русского языка и литературы, Короткова Е. В., учитель истории
Проводили: Задорожная Н. А., учитель русского языка и литературы, Короткова Е. В., учитель истории
Кузнецова М. С., учитель русского языка и литературы iconПушкинский праздник в школе. Л. И. Гусельникова, учитель русского языка и литературы, руководитель шмо учителей русского языка и литературы моу «Петуховской средней общеобразовательной школы №1»
Л. И. Гусельникова, учитель русского языка и литературы, руководитель шмо учителей русского языка и литературы моу «Петуховской средней...
Кузнецова М. С., учитель русского языка и литературы iconСагдиева Гульназ Фирдависовна
Образование егпи, филологический факультет, учитель русского языка и литературы, татарского языка и литературы, 1995 год; егпу, факультет...
Кузнецова М. С., учитель русского языка и литературы iconПлан-конспект урока русского языка в 8 классе. Учитель русского языка и литературы мбоу «Карагайская средняя общеобразовательная школа №1» Пермского края Тетенова Нина Николаевна
Учитель русского языка и литературы мбоу «Карагайская средняя общеобразовательная школа №1» Пермского края
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы