Урок литературы в 10 классе по теме «Петербургские повести Н. В. Гоголя» icon

Урок литературы в 10 классе по теме «Петербургские повести Н. В. Гоголя»



НазваниеУрок литературы в 10 классе по теме «Петербургские повести Н. В. Гоголя»
Дата конвертации19.07.2013
Размер133.92 Kb.
ТипУрок

Уважаемая редакция! Разрешите отправить Вам мой урок литературы в 10 классе по теме «Петербургские повести Н.В. Гоголя» (творческое название «Тайны «Петербургских повестей»).

Есть в практике учителя уроки, которые он проводит, а имеются и такие, которые учитель проживает вместе со своими учениками. Эти уроки не проходят бесследно как для учителя, так и для учеников. Хочу рассказать об одном из таких уроков. Данный урок нигде не печатался.

Форма урока – семинар с применением информационных технологий

Цель урока:

- обобщить ранее полученные знания о «петербургских повестях»;

-определить место повести «Портрет» в данном цикле.

Задачи:

Образовательная:

- проанализировать повесть «Портрет» и осмыслить одну из центральных для писателя тем: содержание и назначение искусства.

Развивающие:

-формировать умение глубокого анализа текста;

-вырабатывать коммуникативные навыки в обсуждении проблемных вопросов урока;

-развивать творческие способности, монологическую речь.

Воспитательные:

-вызвать интерес к творчеству Н. В. Гоголя;

-формировать нравственные ценности личности.


.


За две недели до проведения урока учащиеся по группам получают задания: прочитать произведение, собрать материал по теме, составить мини - презентацию, продумать проблемный вопрос.

Первая группа – Образ Петербурга (по повести «Невский проспект»),

вторая группа – Тема «маленького человека» (по повести « Шинель»),

третья группа – Видение мира через фантастику (по повести «Нос»).

Учитель в период подготовки проводит с каждой группой консультации, где даются рекомендации по оформлению презентации. На данном этапе работы учащиеся распределяют обязанности по интересам и способностям.

Работа на уроке объединена следующей целью:

углубляясь в содержание «петербургских повестей», понять гоголевское видение мира.

Во вступительном слове учитель отмечает, что «Петербургские повести» - третий цикл произведений Н.В.Гоголя. Через все повести проходит образ Петербурга. В письме матери Гоголь говорит о своем представлении о городе: «Тишина в нем необыкновенная, никакой дух не блестит в народе, все служащие да должностные, все толкуют о своих департаментах да коллегиях, все подавлено, все погрязло в ничтожных трудах, в которых бесплодно издерживается жизнь их».

Слово учителя, сопровождаемое иллюстративным материалом, помогает учащимся погрузиться в мир Гоголевского Петербурга.


На первом этапе урока – обобщение ранее полученных знаний о «петербургских повестях» - учащиеся выступают в роли учителя, которая возлагает на них большую ответственность.

Подготовленная презентация, включающая в себя сообщения учащихся по теме, выразительное чтение отрывков из произведений, просмотр составленных учениками слайдов, ответы на проблемные вопросы, дает возможность не только обобщить знания, но и проверить глубину понимания изученных произведений.

Из презентации 1 группы учащихся узнаем, каким предстает образ Петербурга на страницах повести «Невский проспект» и приходим к выводу, что за парадной пышностью Петербурга скрывается холодный, жестокий мир человеческого бесправия. Город равнодушен к судьбе «маленького человека».

Сообщение учащихся 2 группы дает ответ на вопрос: «Кто же такой «маленький человек»»?

^ Интересен проблемный вопрос данной группы:

-Сопоставьте иллюстрации по повести Гоголя «Шинель» Бориса Кустодиева и Саввы Бродского.

  • Кто из художников подошел ближе к пониманию глобальности поднятой Гоголем проблемы?

Не менее интересен и ответ:

Считаем, что таковым художником является Савва Бродский. Он представил мир «маленького человека» в виде шинели, которая стала смыслом жизни. Изображение на пуговицах двуглавого орла - символ самодержавия, которому нет дела до «маленького человека». Тоненькая фигурка с поднятыми вверх руками беззащитна и одинока. «Маленький человек» просит помощи, сочувствия, сострадания. Но нет уверенности, что он будет услышан.

Вывод: Гоголь от истории маленького человека подводит читателя к сознанию трагизма пребывания человека в мире, независимо даже от его «значительности»: на героя «нестерпимо обрушилось несчастье, как обрушивалось на царей и повелителей мира».


Из сообщения 3 группы узнаем, каков характер фантастики повести «Нос» и приходим к выводу:

Повесть «Нос»- пародия на чинолюбцев, для которых характерна пустота. Это главная нелепость, показанная через фантастику: поклонение не уму, а пустышке в мундире.


Импульсом к началу познания идейного содержания произведения Н.В.Гоголя «Портрет» служит проблемный вопрос, который вытекает из ответа писателя на критику В.Г.Белинского относительно 2 части повести «Портрет»: «…если сочинение заключает в себе две, три еще не сказанные истины, то уже автор не вправе скрывать его от читателя, и за две, три верные мысли можно простить несовершенство целого».

-Так какие же истины кроются за страницами данного произведения?

- Каким образом Гоголь подводит читателя к пониманию, что на художника возлагается великая ответственность за свое творение?

В ходе беседы приходим к выводу, что писатель создает два типа художника: первый, талантливый художник Чартков, под влиянием власти денег и жажды быстрой славы проходит путь деградации, а другой - создатель дьявольского портрета - путь восхождения.)

Проблемные вопросы вызывают интерес к изучаемому произведению, побуждают к исследовательской работе, которая организуется

на втором этапе урока – анализ художественного текста повести Николая Васильевича Гоголя «Портрет». Работа осуществляется в группах, состав которых определяет учитель, учитывая способности учащихся. Перед учениками стоит более сложная задача - ограничены временные рамки выполнения заданий - поэтому успех будет зависеть от слаженности работы в команде.

^

Групповые задания обладают разным уровнем сложности.

Задания


Первая группа. Выпишите из текста произведения цитаты, отражающие моральное падение Чарткова, и соотнесите их с иллюстрациями Кукрыниксов

^ Вторая группа. Сжато перескажите историю создания таинственного портрета и его влияния на людей.

Третья группа: Дайте сопоставительную характеристику двух художников – Чарткова и художника, создавшего портрет ростовщика.

^ Четвертая группа. Внимательно прочитайте отрывок из статьи В.Г. Белинского «О русской повести и повестях г.Гоголя»: «Портрет» есть неудачная попытка г.Гоголя в фантастическом роде … Первой части этой повести невозможно читать без увлечения… Но вторая часть решительно ничего не стоит: в ней совсем не видно г.Гоголя. Это явная приделка, в которой работал ум, а фантазия не принимала никакого участия».

Подумайте, прав ли В.Г.Белинский. Подтвердите или опровергните мнение критика, доказывая свою точку зрения цитатами из второй части повести.


Задания 1и 3 группы выполняются на компьютере, что способствует быстроте выполнения, наглядности, эстетичности. Ответы выводятся на экран. Они органично вплетается в общую канву презентации, которая в целом имеет практическую ценность. Представленный материал может быть использован как учителем на уроке в качестве наглядного пособия, так и учеником в целях самообразования.


Ответы 2 и 4 группы устные.


Интересен ответ 4 группы.

Считаем, что В.Г. Белинский прав.

Вторая часть повести – это проповедь нравственного

очищения, которую можно представить в виде свода

нравоучительных правил:


1. «Талант есть драгоценнейший дар бога – не погуби его».

2. «Исследуй, изучай все, что ни видишь, покори все кисти, но во всем умей находить внутреннюю мысль и пуще всего старайся постигнуть высокую тайну созданья».

  1. «Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою».





Итог урока – рассуждение над проблемным вопросом:

- Так к каким же размышлениям подводит Гоголь современного читателя своими повестями?


Н.В.Гоголя страшила надвигающаяся власть денег. Бальзак в своем произведении «Гобсек» также прослеживает их разрушительную силу. Отсюда домашнее задание – сопоставить повесть Н.В.Гоголя «Портрет» с повестью Оноре де Бальзака «Гобсек».


•Составление мини-презентации урока развивает познавательную самостоятельность учащихся, творчество, коммуникативные навыки; умение распределять обязанности в группе с учетом индивидуальных особенностей, интересов, способностей;

•иллюстративный материал способствует развитию наглядно- образного мышления, созданию эмоционального настроя.

•Урок с компьютерной поддержкой достиг желаемого результата: художественное произведение прочитано и глубоко осмыслено, вызван интерес к творчеству Н.В. Гоголя.

•Предложенная модель урока основывается на традиционных формах обучения, но использование медиаресурсов дает современный импульс уроку, который, бесспорно, интересен ученикам.





^ Класс: 10 «Б», МБУ СОШ №47 г. Тольятти

Учитель высшей категории Ерохина Татьяна Федоровна

Тема урока: « Петербургские повести» Н.В. Гоголя

^ Творческое название урока: Тайны «Петербургских повестей»

Цель урока:

- обобщить ранее полученные знания о «петербургских повестях»;

-определить место повести «Портрет» в данном цикле.

Задачи:

Образовательная:

- проанализировать повесть «Портрет» и осмыслить одну из центральных для писателя тем: содержание и назначение искусства.

Развивающие:

-формировать умение глубокого анализа текста;

-вырабатывать коммуникативные навыки в обсуждении проблемных вопросов урока;

-развивать творческие способности, монологическую речь.

Воспитательные:

-вызвать интерес к творчеству Н. В. Гоголя;

-формировать нравственные ценности личности.


.

Тип урока: комбинированный урок с использованием медиаресурсов

^ Форма урока: проблемно- поисковый семинар с опережающими заданиями

Используемые педагогические технологии:

-традиционная педагогическая технология;

- технология метода проекта;

-информационно – коммуникационная технология;

- элементы технологии исследовательской деятельности обучающихся и элементы дифференцированного подхода к обучению.

Продолжительность: 80 мин (спаренные уроки)

Средства обучения: проектор, компьютеры, иллюстрации к произведениям, портрет Гоголя

^ Подготовительная работа:

1 группа - Образ Петербурга (повесть «Невский проспект»).

2 группа - Тема «маленького человека» (повесть «Шинель»).

3 группа - Видение мира через фантастику (повесть «Нос»).

Этапы подготовительной работы:

  • прочитать художественное произведение;

  • собрать материал по теме;

  • составить мини-презентацию;

  • создать слайды.



Ход урока

1.Сообщение темы и цели урока. Вступительное слово учителя.

Цель нашего урока: понять гоголевское видение мира, определить место повести «Портрет» в цикле «петербургские повести», осмыслить одну из центральных для писателя тем – назначение искусства.

«Петербургские повести»- третий цикл произведений Гоголя, объединенных общим идейным замыслом. Через все повести проходит образ столицы русского государства.

Тема Петербурга не являлась в 1830-е годы чем-то новым и неожиданным. В поэме «Медный всадник» Пушкин изобразил Петербург как город русской славы (чтение учащимся отрывка:

Красуйся, град Петров, и стой

Неколебимо, как Россия,

Да умирится же с тобой

И побежденная стихия;

Вражду и плен старинный свой

Пусть волны финские забудут

И тщетной злобою не будут

Тревожить вечный сон Петра!)

и одновременно как город социальных контрастов (чтение отрывка из поэмы:

Итак, домой пришед, Евгений

Стряхнул шинель, разделся, лег,

Но долго он заснуть не мог

В волненье разных размышлений.

О чем же думал он? О том,

Что был он беден, что трудом

Он должен был себе доставить

И независимость и честь…)

(На экране слайд №1)


Тема Петербурга, наметившаяся в творчестве Пушкина, была расширена и углублена Гоголем.

(На экране слайд №2)

Когда Николай Васильевич приехал в 1829 году в Петербург, он написал матери о том представлении, которое у него сложилось о городе: «Тишина в нем необыкновенная, никакой дух не блестит в народе, все служащие да должностные, все толкуют о своих департаментах да коллегиях, все подавлено, все погрязло в ничтожных трудах, в которых бесплодно издерживается жизнь их». Значительную часть своей жизни Гоголь провел в Петербурге. Это не могло не отразиться на его произведениях. Петербург у Гоголя - это царство роскоши и власти, где богатая часть города полностью подчиняет себе бедную.

По словам Набокова, «Петербург обнаружил всю свою причудливость, когда по его улицам стал гулять самый причудливый человек во всей России».

  1. ^ Работа по теме урока.

Учитель: Сегодня на уроке, углубляясь в содержание «петербургских повестей», попытаемся понять гоголевское видение мира.

-Из презентации 1 группы учащихся узнаем, каким предстает образ Петербурга на страницах повести «Невский проспект».

(Презентация каждой группы включает в себя сообщение учащихся по теме, сопровождаемое выразительным чтением отрывков из произведений, просмотр составленных учениками слайдов, проблемные вопросы и ответы учащихся.)

1.Сообщение учащихся по теме «Образ Петербурга в повести

«Невский проспект» »

(На экране слайд №3)

Вывод: За парадной пышностью Петербурга скрывается холодный, жестокий мир человеческого бесправия. Город равнодушен к судьбе «маленького человека».

2.Сообщение 2 группы учащихся – Тема «маленького человека» в повести «Шинель».

(На экране слайд №4)

-Сопоставьте иллюстрации по повести Гоголя «Шинель» Бориса Кустодиева и Саввы Бродского.

- Кто из художников подошел ближе к пониманию глобальности поднятой Гоголем проблемы?

(Считаю, что таковым художником является Савва Бродский. Он представил мир «маленького человека» в виде шинели, которая стала смыслом жизни. Изображение на пуговицах двуглавого орла - символ самодержавия, которому нет дела до «маленького человека». Тоненькая фигурка с поднятыми вверх руками беззащитна и одинока. «Маленький человек» просит помощи, сочувствия, сострадания. Но нет уверенности, что он будет услышан.)

  • В произведениях каких писателей в дальнейшем отражена тема «маленького человека»?

( В повести Ф.М.Достоевского «Белые ночи», рассказе А.П. Чехова «Тоска»)

-Впоследствии Достоевский скажет: «Все мы вышли из гоголевской «Шинели».

Вывод: Гоголь от истории маленького человека подводит читателя к сознанию трагизма пребывания человека в мире, независимо даже от его «значительности»: на героя «нестерпимо обрушилось несчастье, как обрушивалось на царей и повелителей мира».

Учитель: Петербург Гоголя - это город, в котором фантастическое и реальное находятся в неразрывном единстве. Здесь возможны самые необыкновенные происшествия.

-Каков характер фантастики повести «Нос», вы узнаете из сообщения 3 группы.

( На экране слайд №5)

- Какой художественный прием применяет Гоголь для показа абсурдности Петербурга? (гротеск)

- Почему иллюстратор Алимов не показывает лица носа?

( Нос- это существо пустое, это даже не существо, а носитель мундира, чина. Лицо обретает личность.)

Вывод: Повесть «Нос»- пародия на чинолюбцев, для которых характерна пустота. Это главная нелепость, показанная через фантастику: поклонение не уму, а пустышке в мундире.

Учитель: Все сдвинуто в мире. Всюду царит хаос, рушатся привычные представления о добре и зле.

В «петербургских повестях» Н.В. Гоголь вновь обращается к проблеме внешней красоты и внутренней порочности. Писатель пытается постичь воздействие безобразного на мир и найти пути борьбы со злом. Главную роль при этом он отводит искусству.

«…если сочинение заключает в себе две, три еще не сказанные истины, то уже автор не вправе скрывать его от читателя, и за две, три верные мысли можно простить несовершенство целого», - так заявляет Н.В.Гоголь в ответ на критику В.Г.Белинского относительно второй части повести « Портрет».

  • Так какие же истины кроются за страницами данного произведения?

Н.В.Гоголя, как и многих писателей и поэтов, волновала тема ответственности художника перед людьми и перед собой за свое творчество. В повести «Портрет» писатель дает свое представление о назначении искусства.

-Каким образом Гоголь подводит читателя к пониманию, что на художника возлагается великая ответственность за свое творение?

( Писатель создает два типа художника. Первый, талантливый художник Чартков, под влиянием власти денег и жажды быстрой славы проходит путь деградации, а другой - создатель дьявольского портрета - путь восхождения.)

^ III. Анализ текста художественного произведения.

(Работа по анализу текста ведется в группах, задания разного уровня сложности)

Задания


Первая группа. Выпишите из текста произведения цитаты, отражающие моральное падение Чарткова, и соотнесите их с иллюстрациями Кукрыниксов.

( Работа выполняется на компьютере, ответ данной группы на слайде №7-9)

^ Вторая группа. Сжато перескажите историю создания таинственного портрета и его влияния на людей.

Третья группа: Дайте сопоставительную характеристику двух художников – Чарткова и художника, создавшего портрет ростовщика.

(Работа на компьютере, ответ- слайд № 10-11)

Четвертая группа. Внимательно прочитайте отрывок из статьи В.Г. Белинского «О русской повести и повестях г.Гоголя»: «Портрет» есть неудачная попытка г.Гоголя в фантастическом роде … Первой части этой повести невозможно читать без увлечения… Но вторая часть решительно ничего не стоит: в ней совсем не видно г.Гоголя. Это явная приделка, в которой работал ум, а фантазия не принимала никакого участия».

Подумайте, прав ли В.Г.Белинский. Подтвердите или опровергните мнение критика, доказывая свою точку зрения цитатами из второй части повести.

^ Ответ четвертой группы – Мы считаем, что В.Г.Белинский прав. Страстное стремление Гоголя найти пути борьбы со злом приводит его к утопии. Вторая часть повести – это проповедь нравственного очищения, которую можно представить в виде свода нравоучительных правил:

  1. «Талант есть драгоценнейший дар бога - не погуби его».

  2. «Исследуй, изучай все, что ни видишь, покори все кисти, но во всем умей находить внутреннюю мысль и пуще всего старайся постигнуть высокую тайну созданья».

  3. «Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою».

^ Слово учителя:

В повести Н.В. Гоголь формулирует предназначение искусства: «…для успокоения и примирения всех нисходит в мир высокое созданье искусства. Оно не может поселить ропота в душе, но звучащей молитвой стремится вечно к Богу». Писатель сравнивает истинное произведение с молитвой. Действительно, смысл того и другого в идее спасения. Но Гоголь себе противоречит: в окончательном тексте повести портрет ростовщика исчезает, и зло опять пошло бродить по свету. Миропониманию Гоголя свойственны противоречия.

^ IY. Подведение итогов урока.

  • Так к каким же размышлениям подводит Гоголь современного читателя своими повестями?

( Вечное противостояние добра и зла, их бесконечная борьба в человеческой душе. Человек ответственен за содеянное зло.

Перед каждым всегда открыт путь, ведущий к духовной победе над злом. Право выбора остается за человеком.

Нельзя ставить материальные ценности превыше духовных.

К сожалению, на сегодняшний день остается актуальной проблема «маленького человека».)

Y. Домашнее задание.

Сопоставьте повесть Н.В.Гоголя «Портрет» с повестью Оноре де Бальзака «Гобсек».

Добавить документ в свой блог или на сайт



Похожие:

Урок литературы в 10 классе по теме «Петербургские повести Н. В. Гоголя» iconУрок по повести Н. В. Гоголя «Шинель», которая является завершением всех повестей Гоголя
Внеклассное чтение по повести Н. В. Гоголя «Шинель». Трагическая судьба маленького человека в повести «Шинель» (8 класс)

Урок литературы в 10 классе по теме «Петербургские повести Н. В. Гоголя» iconТема урока: «Сочетание реалистического и мистического в повести Н. В. Гоголя «Вий»
Сценарий урока литературы в 6 классе (Авторы учебника Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева)

Урок литературы в 10 классе по теме «Петербургские повести Н. В. Гоголя» iconМетодическая разработка по литературе в 8 классе учителя русского языка и литературы Стынга Н. К. Защита проектов по теме: «Художественные особенности повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель»
Охватывает ощущение необыкновенной поэтичности и свежести

Урок литературы в 10 классе по теме «Петербургские повести Н. В. Гоголя» iconТема. Мудрый автор, мудрый рассказчик, мудрый Антипыч
Урок литературы в 5-ом классе по повести М. М. Пришвина «Кладовая солнца» (Образовательная система «Школа 2100»)

Урок литературы в 10 классе по теме «Петербургские повести Н. В. Гоголя» iconРеферат по теме: Размышления о феномене панночки (по повести Гоголя Н. В. «Вий»)
Цель моего реферата показать на примере произведения Гоголя «Вий», что анализ любого произведения может превратиться в увлекательнейшее...

Урок литературы в 10 классе по теме «Петербургские повести Н. В. Гоголя» iconКонспект урока по методике преподавания литературы: «По страницам Н. В. Гоголя» Урок-игра
Гоголя «Мёртвые души», и на сегодняшнем уроке, который пройдёт у нас в форме игры, мы вспомним с вами всё, о чём говорили на уроках,...

Урок литературы в 10 классе по теме «Петербургские повести Н. В. Гоголя» iconН. В. Гоголя «Вий» изучается после темы «Баллада В. А. Жуковского «Лесной царь». В начале данного урок
Урок по повести Н. В. Гоголя «Вий» изучается после темы «Баллада В. А. Жуковского «Лесной царь». В начале данного урока вернемся...

Урок литературы в 10 классе по теме «Петербургские повести Н. В. Гоголя» iconУрок литературы в 6 классе на тему «Преступление ли ?»
Урок литературы в 6 классе на тему «Преступление ли ?» (по рассказу В. Г. Распутина «Уроки французского»). Автор программы – В. Я....

Урок литературы в 10 классе по теме «Петербургские повести Н. В. Гоголя» iconУрок литературы в 11-м классе по теме "Поэзия, опаленная войной". (Урок-презентация с применением групповой формы работы)
Используемые технологии: информационно-коммуникационные технологии, технология “Дебаты”, развитие критического мышления через чтение...

Урок литературы в 10 классе по теме «Петербургские повести Н. В. Гоголя» iconТезисы. Урок истории в 8 классе по теме «Россия накануне крепостного права»
Урок истории в 8 классе по теме «Россия накануне крепостного права», является первым в теме «Великие реформы 60-70 годов XIX века....

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы