Развитие логического мышления детей с нарушением речи icon

Развитие логического мышления детей с нарушением речи



НазваниеРазвитие логического мышления детей с нарушением речи
Дата конвертации19.07.2013
Размер62.89 Kb.
ТипДокументы

Воробьева Галина Андреевна

Учитель-логопед ГБОУ СОШ №5

Василеостровского района

г. Санкт-Петербурга


Развитие логического мышления детей с нарушением речи

Актуальность задачи интеллектуального развития личности,

важнейшим компонентом, которой является развитие логического

мышления, обусловлена рядом следующих обстоятельств:


  • Качество усвоения знаний во многом зависит от уровня

развития мышления учащихся.


  • Использование всевозможных информационных технологий

для качественного изменения содержания, форм, методов обучения, что предполагает формирование у обучаемых алгоритмического

стиля мышления.


  • В единстве и взаимосвязи с развитием мышления происходит развитие речи: любая мысль, формируясь, облекается в языковую форму.

Ряд задач, которые необходимо решать в процессе овладения речью учащихся.


     ^ Это, во-первых, усвоение литературной языковой нормы.

     Во-вторых, это усвоение навыков чтения и письма – важнейших речевых навыков, необходимых каждому члену современного общества. Вместе с овладением чтением и письмом дети овладевают особенностями письменной речи.

     ^ Третья задача– это совершенствование культуры речи учащихся.


Для высказываний детей с нарушениями речи характерны:

  •     нарушения логической последовательности повествования;

  •   нарушение связности, пропуски смысловых звеньев;

  •   возвращение к ранее сказанному;

  •    длительные паузы на границах фраз;

  •    отчетливо выражены лексические затруднения - бедный словарный запас, недостатки в грамматическом оформлении предложений - неправильное оформление связи слов, пропуски слов, дублирование элементов фразы, ошибки в образовании глагольных форм и т. п.


Восприятие речи и ее превращение в мысль



Основные особенности мышления:

  1. Опосредованность

  2. Обобщенность

  3. Проблемность

  4. Взаимосвязь с языком и речью



Основные операции мышления:

Анализ- это мысленное различение чего-либо на части или мысленное выделение отдельных свойств предмета.

Синтез- соединение различных элементов (признаков, свойств, частей) в единое целое, а также мысленное сочетание отдельных свойств.


Сравнение – логический прием умственных действий, требующий выявления сходства и различия между признаками объекта (предмета, группы предметов)

Развивать логическое мышление школьников в процессе обучения – значит развивать следующие умения:

-осуществлять мыслительные операции (выделять в объекте составные части и соединять расчлененные мысленно объекты в одно целое)

-Оперировать понятиями, устанавливать между ними различные отношения (видо-родовые, причинно-следственные, отношения последовательности, части и целого, противоположности и др ), правильно формулировать определения понятий.

-выражать суждения, доказывать истинность, излагая мысли определенно, последовательно.

- строить умозаключения, проверять правильность.

Для эффективного развития логического мышления младших школьников необходимо использовать специальную систему заданий, которую необходимо включать в учебный процесс при изучении различных учебных предметов. При этом сама система заданий должна учитывать специфику восприятия и мышления детей младшего школьного возраста.


^ Некоторые виды упражнений, используемых на логопедических занятиях общеобразовательных школ.





^ Инструкция ребенку: «Прочитай ряд слов, найди лишнее, объясни, почему».



Мак

Ромашка

Роза

Лук

Чашка

Блюдце

Суп

Тарелка

Яблоко

Персик

Огурец

Груша

Помидор

Баклажан

Перец

Слива

Клубника

Груша

Земляника

Малина
^ Сравнение двух объектов по сходному признаку


1.Прочитайте. Определите во втором или третьем предложении столько же слов, сколько в первом.


Неожиданно начался сильный дождь. Капельки росы блестят на траве. Ветер закружил опавшие листья.


(Напишите выбранное предложение.)


2. Прочитайте. Установите, во втором или третьем предложении такой же знак препинания, какой в первом

.

^ Оля и Аня гостили в Сочи. Боря ездил на Байкал. А где вы отдыхали летом?.


Инструкция ребенку: «Отгадай, какое слово к какой схеме относится, соедини слово с соответствующей схемой стрелками».




^ Установление последовательности.


Прочитайте предложения. Установите правильный порядок.


Садовник отнёс скамейку к соснам. Плотник сделал

скамейку.

(напишите предложения в правильном порядке)


^ Установление видо-родовых отношений.

Прочитайте. Установите правильный порядок предложений. Первым должно быть то, в котором есть общее по значению слово, вторым –то, в котором есть менее общие по значению слова.


^ Это рыжики и маслята. Мы любим собирать грибы.

Под сосной грибы.


Сравнение трёх объектов по отличительному признаку.

Прочитайте. Из двух последних предложений выберите то, которое отличается количеством предлогов от первого.


^ В полях зеленела травка. Я шёл из леса по большой дороге. В вышине неба пели птицы.

(Напишите выбранное предложение.)


Установление закономерности расположения объектов.


Прочитайте. Из двух первых выберите то, которое по смыслу предшествует тому, о чем говориться в третьем.


^ Кошка прибежала во двор. 2. Кошка относится к хищным животным. 3. Наседка быстро собрала цыплят.


(Напишите это предложение. Поставьте вопрос к каждому слову).


^ Составление определения понятия из слов в нужной форме с опорой на образец.


Прочитайте предложение. Опираясь на него, составьте предложение из данных слов и запишите его.


^ Еж- это небольшой зверь с иголками на теле.

Хвостом, это, с , небольшой, белка, пушистым, зверь


Построение умозаключения.


Коля и Рома придумали предложения:

^ Рыбак поймал большую щуку. В чаще живут ужи и ежи.


(Коля составил предложение в котором три слова с повторяемыми орфограммами.) какое предложение придумал каждый из мальчиков?


Логическое мышление –это вид мышления, сущность которого заключается в осознанном применении логических операций и логических форм мышления в соответствии с законами логики и в построении мыслительных действий, учитывающих эти законы. Логическое мышление играет важную роль в процессе обучения . Владение основными формами и операциями мышления требуется от обучающихся уже в первом классе. Без целенаправленного обучения логические умения формируются в недостаточной степени.


Список литературы:

  1. Брушлинский А.В. «Психология мышления и проблемное обучение»

  2. Выготский Л.С. «Мышление и речь»

  3. Ишимова О.А « Развитие речемыслительных способностей детей»

  4. Михайлова Н.Н «Становление системы развития логического мышления младших школьников»

  5. Тихомирова Л.Ф «Развитие логического мышления детей»




Похожие:

Развитие логического мышления детей с нарушением речи icon«Формирование грамматического строя речи детей с нарушением зрения вне занятия старшей группы»
Для развития речи детей с нарушением зрения особое значение име­ет усвоение ими родного языка, формирование речи. Развитие речи осуществляется...
Развитие логического мышления детей с нарушением речи icon«Подготовка детей к школе. Развитие речи, логического мышления и познавательных способностей дошкольников с элементами обучения грамоте и использованием математического материала»
Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и познавательных способностей дошкольников с элементами обучения грамоте...
Развитие логического мышления детей с нарушением речи icon«научиться владеть собой»
Коррекция логического мышления через приемы сопоставления и определение прчинно-следственных связей. Развитие внимания через данную...
Развитие логического мышления детей с нарушением речи iconСтруктура и типы проблем
По форме мышления проблему можно охарактеризовать как незнание чего – либо и в процессе логического преодоления этого незнания происходит...
Развитие логического мышления детей с нарушением речи icon1. Цели и задачи дисциплины, её место в учебном процессе, требования к уровню освоения содержания дисциплины
Цель дисциплины: развитие логического мышления, формирование культуры логического мышления и аргументации
Развитие логического мышления детей с нарушением речи iconДидактическая углубление материала по предмету. Развивающая – развитие логического мышления, смекалки, творчества и навыков устного счета.
Развивающая развитие логического мышления, смекалки, творчества и навыков устного счета. Воспитательная воспитание воли и настойчивости...
Развитие логического мышления детей с нарушением речи iconПрограмма для создания презентаций Microsoft Power Point,текстовый редактор Microsoft Word
Стратегическая цель занятия: развитие фонематических представлений, развитие элементов логического мышления (анализа и синтеза)....
Развитие логического мышления детей с нарушением речи iconУрок по теме: «Задачи, решаемые сложением и вычитанием десятичных дробей». (Слайд 2)
Развитие логического мышления,памяти, математической речи, познавательной активности, умения аргументировать свои действия
Развитие логического мышления детей с нарушением речи iconУрок зачет в 5 классе по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей»
Цели урока: отработка навыков сложения и вычитания десятичных дробей; развитие логического мышления, математической речи, расширение...
Развитие логического мышления детей с нарушением речи iconРазвитие речи детей 3 года жизни Характеристика речи детей
Ребенок начинает широко пользоваться местоимениями, предлогами. Таким образом, в речи ребенка третьего года жизни есть почти все...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы