Жинкиной Евгении Владимировны Формирование у учащихся естественнонаучной картины мира при изучении физики в школе посредством развития творческого мышления icon

Жинкиной Евгении Владимировны Формирование у учащихся естественнонаучной картины мира при изучении физики в школе посредством развития творческого мышления



НазваниеЖинкиной Евгении Владимировны Формирование у учащихся естественнонаучной картины мира при изучении физики в школе посредством развития творческого мышления
страница1/2
Дата конвертации04.11.2012
Размер441.15 Kb.
ТипДокументы
скачать >>>
  1   2

Опыт работы учителя физики

Муниципального общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 32

с углубленным изучением английского языка»

Озерского городского округа

Жинкиной Евгении Владимировны


Формирование у учащихся естественнонаучной картины мира при изучении физики в школе посредством развития творческого мышления


Творчество – неотъемлемое свойство

природы человека.

Деревья дают листья,

птицы летают, люди творят.

Абрахам Х. Маслоу

Президент Российской Федерации Д.А. Медведев в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» сформулировал требования к современной школе. Модель современной школы должна соответствовать целям опережающего инновационного развития экономики и социальной сферы, обеспечивать рост благосостояния страны и способствовать формированию человеческого потенциала.

Сегодня образ выпускника школы становится ориентиром для проектирования процессов и условий получения образовательных результатов, главным инструментом развития школы и педагогического коллектива. У выпускника современной школы должны быть сформированы готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, проявлять инициативу, выпускник должен быть конкурентоспособным. Эти личностные качества определяют инвестиционную привлекательность образования (Рис. 1) .

В последнее время растет интерес психологов, педагогов и методистов к проблематике творчества в образовательной деятельности.  Это вызвано объективной и осознаваемой обществом ролью развития творческого мышления в становлении личности и ее самореализации, необходимостью развития в человеке способности  преодолевать проблемы на основе тех или иных (подчас -  нестандартных) подходов и решений, действовать продуктивно с опорой на свой образовательный потенциал. Добавьте к этому острую нехватку в стране квалифицированных инженерных кадров, способных к непрерывному творческому развитию в области высоких технологий, но при этом низкую мотивацию учащихся к изучению предметов естественно-научного цикла.

Отсюда, новое видение получает проблема раскрытия творческих возможностей человека, от решения которой зависят условия его эффективной жизнедеятельности в интенсивно меняющемся мире.




^ Я – гражданин России

Патриот, ощущающий ответственность за настоящее и будущее Отечества

Я – житель Земли

Носитель эстетических установок по отношению к культуре и природе, ориентированный на познание себя, людей, мира

^ Я – свободная личность

Обладающая гуманистическим мировоззрением, видящая личность в себе и других, успешно взаимодействующая с социумом

Я – индивидуальность

Интеллигент, приверженный к общечеловеческим духовным идеалам, способный к саморегуляции, сознательному управлению своим поведением

^ Я – профессионал

Профессионал, способный осознавать значение профессии

Я – семьянин

Ответственный за себя и других, следующий этикету супружеских взаимоотношений



Рис. 1 «Модель выпускника МОУ «СОШ № 32 с углубленным изучением

английского языка»

Иными словами, современная социально-экономическая, культурно-историческая ситуация требует развития творческого потенциала учащихся - ведь  творчество – это наивысший уровень проявления способностей к тому или иному виду деятельности.

Кроме того, актуальность творческой деятельности обосновывается в работах отечественных психологов: Д. Б. Богоявленской (представление о творческой активности как личностной основе всех новаторов, независимо от рода деятельности), В. Н. Дружинина (определение способности к творчеству как общей способности), В. П. Зинченко (представление о творческом характере развития как главном принципе педагогики) и др.

Однако это, уже, казалось бы, доказанное утверждение имеет в современном образовании ряд несоответствий.

С одной стороны, последнее десятилетие двадцатого столетия ознаменовалось появлением личностно-ориентированных моделей обучения, призванных помочь учащимся в реализации их личностного творческого потенциала. 

С другой стороны, еще не разработана концепция образования, определяющая смысл образования человека через его творческую деятельность и включающая в себя систему педагогических условий, стимулирующих креативные проявления учащихся.

С одной стороны, постиндустриальное информационное общество характеризуется ускорением технико-информационного прогресса. С другой стороны, общество переживает глубокий кризис идеалов и ценностей, преодоление которого предполагает выход за рамки экономических и рациональных соображений в область духовности и нравственности. Одной из целей образования в современной школе должно явиться развитие потребности человека в духовном совершенствовании.  Это, в свою очередь, предполагает движение от воспроизводящих к творческим видам деятельности

На основе анализа противоречий сформулирована проблема исследования, которая заключается в поиске, определении и обосновании педагогических условий, способствующих развитию творческого мышления у учащихся.

Проблема определила выбор темы педагогического опыта: «^ Формирование у учащихся естественно-научной картины мира при изучении физики в школе посредством развития творческого мышления».

Объект опыта: творческое мышление учащихся.

^ Предмет опыта: педагогические условия, обеспечивающие развитие творческого мышления у учащихся при обучении физике, направленные на формирование у учащихся естественно-научной картины мира.

Можно ли при изучении физики в средней школе развивать творческий потенциал учащихся? Или с такой задачей справляются только предметы гуманитарного цикла? Ответ очевиден, современная физика содержит в себе мощный гуманитарный потенциал, воздействуя на самый характер мышления, помогая ориентироваться в шкале жизненных ценностей, способствуя, в конечном счете, выработке активной жизненной позиции и адекватного отношения к окружающему миру.

Игнорирование важности изучения предметов естественно – научного цикла опасно в условиях непрерывного обновления всех элементов общественных структур, которые находят свое отражение в образовательном процессе. Личность, развивающаяся односторонне, путем изучения предметов только гуманитарного цикла, не сможет быть востребованной в профессиональном плане в современном обществе. Следовательно, одним из важнейших условий совершенствования образовательной деятельности в целом и развития нравственно сформировавшейся личности в частности, является стимуляция творческой деятельности учащихся на уроках естественно - научного цикла.

Итак, с одной стороны, назрела необходимость развития творческого потенциала учащихся. С другой стороны, мы наблюдаем отсутствие четкой системы педагогических условий, стимулирующих это развитие. Следовательно, проблематика творческой деятельности в педагогике связана с ответом на вопрос, можно ли обучать творчеству, а если можно, то с помощью каких методов. Исследователи полагают, что  дети обладают творческими способностями, и задача педагога – создавать стимулы для конструктивной творческой деятельности, поощрять творческие проявления учеников. Ученые сходятся на том, что творческая деятельность проявляется и развивается в определенных условиях.

Отдельного внимания, на наш взгляд, заслуживает рассмотрение особенностей творческой деятельности учащихся старшего школьного возраста, проявивших интерес к сфере естественно – научного знания. Здесь мы сталкиваемся с недостаточной эффективностью предлагаемых сегодня способов деятельности на уроках естественно – научного цикла, базирующихся,   в основном, на ретрансляции учащимся знаний и достижений, что не способствует индивидуальной творческой самореализации учащихся и приводит, в конечном счете,  к развитию таких негативных явлений, как невостребованность творческого потенциала подрастающего поколения. 

В целом, наблюдается противоречивая ситуация: с одной стороны - в  задачи общего образования в старшей школе входит развитие творческой активности учащихся, что достигается посредством стимулирования творческой деятельности старшеклассников; с другой стороны - технология самостоятельной творческой деятельности учащихся остается неразработанной.  Несмотря на обоснование необходимости творческой деятельности на уроках естественно – научного цикла, присутствующее в учебных программах, до сих пор отсутствует  разработанная система педагогических условий, способствующих реализации творческой деятельности на практике. 

Исходя из ценностей общества, этой задачи школы я вижу своё место в школе. ^ Моя цель как учителя физики – научить учащихся думать, добывать знания, находить нестандартные решения стандартных задач, делать научные открытия.

Всякий учитель раскрывается не только как специалист, но и как человек. Для меня, как для человека, ценны взаимоотношения с моими учениками. Не секрет, что любой школьный предмет ассоциируется у ученика на всю жизнь с лицом, обучавшим его этому предмету. В своей работе стараюсь следовать совету известного советского физика В.А. Фабриканта: «Физика может и должна быть интересным, увлекательным для учащихся предметом. Однако такой ее может сделать только преподаватель, верящий в привлекательность своей дисциплины и умеющий убедить в этом учащихся. Для этого надо уметь каждый раз свежими глазами посмотреть на материал вашего очередного урока и найти в нем прелесть новизны…»

Как для учителя физики, для меня ценно, что физика, являясь обязательной составной частью среднего образования, одновременно образует прочный фундамент всего миропонимания. Она обеспечивает знание основных методов изучения природы, фундаментальных теорий и закономерностей, формирует у учащихся умения исследовать и объяснять явления окружающего мира. Причем делать это с разных точек зрения! Как это делали Ньютон и Гюйгенс, с совершенно разных позиций объясняя природу света.

Из этих двух ценностей и формируются педагогические задач, составляющие основу моей педагогической деятельности. Первая задача - воспитывать свободную личность, имеющую право на свободный выбор, ответственную за свой выбор.

Как я понимаю физику? Физику невозможно понимать как науку, далекую от практики, и использовать только для развития у учащихся абстрактного мышления. Погружать так глубоко в предмет можно скорее во время подготовки учащихся к олимпиаде по физике. В большей степени физика ценна именно своей прикладной стороной. Отсюда вытекает следующая задача: научить учащихся применять полученные знания на практике, при изучении каждой темы учить детей всегда ставить перед собой и перед учителем вопрос: а зачем это надо?

Как рано следует прививать детям любовь к физике? По словам известного педагога С. Соловейчика, «…есть три силы, заставляющие детей учиться: послушание, увлечение и цель. Послушание подталкивает, цель манит, а увлечение движет». Я считаю, что возрастные особенности школьников 5 – 6-х классов таковы, что при достаточно сильном еще послушании увлечение предметом может стать наиболее продуктивной силой. Отсюда вытекает еще одна задача – сформировать такую увлеченность, используя методический арсенал и эвристическую мощь самого предмета.

Хотя физика – моя ведущая профессия, не считаю себя только физиком. Для меня интересны математика, философия, психология, иностранные языки, вижу преимущества, которые дают эти отрасли знания, и поэтому считаю своей задачей заинтересовать своих учеников этими знаниями. У меня особое отношение к иностранным языкам. Изучая классическую механику на языке Ньютона, а квантовую - на языке Планка, мы точнее проследим за ходом гениальной мысли автора, не испытав при этом «трудностей перевода». Отсюда ещё одна задача: научить детей видеть своеобразие иностранных языков, прививать интерес к их изучению.

Иногда задаю себе вопрос: «В каком случае моя миссия Учителя будет успешно выполненной? Что я должна сделать, чтобы потом не было «мучительно больно…». Я вряд ли объясню причину всемирного тяготения или изобрету вечный двигатель. Но буду счастлива, если это сделают мои ученики. Отсюда задача: добиться, чтобы ученик в будущем превзошел учителя в преподаваемой области. Если ни один ученик не превзойдёт своего учителя, то очередное поколение будет знать меньше предыдущего, и цивилизация постепенно придёт в упадок, погибнет, а это недопустимо. Если мы хотим, чтобы Россия стала сильным государством, нам, педагогам, придётся решать эту задачу.

Как добиться, чтобы ученик превзошёл учителя? Ясно, что мало передать сумму знаний и умений, которые есть у нас, учителей. Надо научить каждого ученика думать, самостоятельно добывать знания, научить не бояться делать ошибки (ошибиться может любой), поощрять самостоятельный поиск и творчество.

Надо научить самостоятельно делать научные открытия. Открытие невозможно запланировать. Никто не может сказать: «Завтра после обеда я совершу открытие». Открытие – всегда озарение. Для того чтобы оно родилось, надо постоянно думать, размышлять над проблемой, не останавливаясь на достигнутом. Однажды Эйнштейна спросили, в чем он видит основное различие между собственным интеллектом и интеллектом других людей. Он задумался ненадолго, а затем ответил: «Если люди ищут иголку в стоге сена, то большинство из них останавливается, как только найдут ее. Но я продолжаю поиски, обнаруживая вторую, третью и, возможно, если мне очень повезет, даже четвертую и пятую иголку». Маловероятно, что учащийся средней школы создаст в этом возрасте фундаментальную теорию. Важно другое – субъективная новизна его открытия. «Ученый делает открытие, но открытие делает ученика».

Однако я глубоко убеждена, будущим ученым нужно с детства прививать любовь к Родине. Одна из ценностей для меня – Россия. Хочется видеть Россию сильным и независимым государством. Отсюда вытекает ещё одна задача: воспитывать у учеников здоровый патриотизм.

Можно ли решать эту задачу на уроках физики? Несомненно. Российские физики признаны во всём мире, среди них есть лауреаты Нобелевской премии. Многие фундаментальные открытия и изобретения сделаны нашими учеными. Где же это доказывать, как не на уроках физики?

^ Итак, мы выявили следующие педагогические задачи:

  • воспитывать свободную личность, имеющую право на свободный выбор, ответственную за свой выбор, при преподавании физики;

  • научить учащихся применять полученные знания на практике;

  • сформировать у учащихся 5 - 6-х классов увлеченность физикой;

  • научить детей видеть своеобразие иностранных языков, а значит, прививать интерес к их изучению;

  • добиться, чтобы ученик превзошёл учителя в преподаваемой области;

  • научить самостоятельно делать научные открытия, научить мыслить творчески;

  • воспитывать у учеников здоровый патриотизм.

Для решения поставленных задач мною использованы следующие методы:

- теоретические: анализ философской, психологической, педагогической и научно-методической литературы по теме исследования, документов по вопросам образования, действующих планов и программ по дисциплинам естественнонаучного цикла.

- эмпирические: педагогическое наблюдение, тестирование, анализ ученических работ, опытно-поисковая работа, статистическая обработка результатов исследования, их анализ и интерпретация.

Новизна педагогического опыта заключается в:

- обосновании возможности применения при обучении физики понятия «творческое мышление» в качестве педагогической категории, рассматриваемого как интегративное свойство личности, характеризующееся гибкостью, беглостью и оригинальностью процесса мышления, способностью к детальной разработке, а также высокой степенью новизны (объективной или субъективной) получаемого на его основе продукта;

- выделении и обосновании педагогических условий развития творческого мышления у учащихся при обучении физике, предполагающие реализацию совокупности дидактических средств в педагогическом взаимодействии.


Как же решать поставленные задачи?


Итак, первая задача: воспитывать свободную личность, имеющую право на свободный выбор, ответственную за свой выбор.

Вопрос о свободе - старый и вечно новый вопрос, который всегда стоял перед философами. Свобода - есть познанная необходимость. Такую мысль мы встречаем у И. Канта, а позднее и у других философов, которые рассматривали свободу как подчинение закону, как действие со знанием дела, а значит, и как утверждение личностью самой себя. В этом смысле свобода неизбежно включает в себя два непременных условия. Во-первых, это возможность выбора цели действия, или свобода воли, а во-вторых, это возможность достичь поставленной цели, или свобода самого действия.

Опираясь на такую точку зрения, мы можем решить поставленную задачу, предоставляя ребенку право свободного выбора, всячески поощряя любую инициативу. Ведь многие задачи можно решать разными способами. Творчество всегда свободно. Приветствуются любые идеи, даже самые странные. Один из моих учеников как-то сказал: «Сегодня это абсурдная гипотеза, а завтра – Нобелевская премия». Важно научить детей не бояться делать ошибки – любой человек их делает. Пусть дети свободно выражают свои мысли, суждения без оглядки на возможную ошибку. На первом же уроке мы договариваемся, что принимаем любое мнение без смеха. Не ошибается только тот, кто ничего не делает.

А как сформировать ответственность за свой выбор? Дать возможность ребенку после выбора способа решения задачи объяснить остальным так, чтобы каждый понял. Чем рациональнее способ, тем легче это сделать.

Урок является удобной средой для воспитания свободной личности, ответственной за свой выбор. Дело – за выбором методов. Между тем, метод обучения – более сильное средство, чем содержание обучения. Спросите выпускников школы о том, что им запомнилось больше: чему их обучали или как это происходило? Именно методы деятельности имеют более универсальный общечеловеческий характер, поскольку их можно переносить в различные сферы образования. Применяемый метод всегда относится непосредственно к действиям ученика, тогда как содержание изучаемого предмета может оставаться отчужденным от его реальной жизни.

Для реализации поставленной задачи предпочитаю применять методы, называемые эвристическими. Результатом их применения всегда является создаваемая учениками образовательная продукция: идея, гипотеза, закономерность, эксперимент, конструкция, план своих занятий и т.п.

^ Метод эмпатии означает "вживание" человека в состояние другого объекта. Путем мысленных представлений ученик пытается "переселиться" в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри (Рис. 2).



Рис. 2 «Метод эмпатии»

Условием успешного применения метода эмпатии является определенное состояние учеников, создаваемый учителем настрой. Сначала это может быть игра, на которую дети реагируют, как правило, с некоторым весельем. Затем, когда будут получены и осознаны образовательные результаты, ученики уже не будут относиться к данному методу как экзотическому и примут его в разряд действительно учебных методов.

Вживаться в сущность дерева, камня, кошки, облака, свечи и других образовательных объектов помогает применение словесных предписаний типа: "Представьте себе, что вы то растение, которое стоит перед вами, ваша голова - это цветок, туловище - стебель, руки - листья, ноги - корни ... ". В моменты наилучшего "вживания" ученик задаёт вопросы объекту – себе. Рождающиеся при этом мысли, чувства, ощущения и есть образовательный продукт ученика, который может затем быть выражен им в устной, письменной, знаковой, двигательной или рисуночной форме. Наблюдение объекта в данном случае переходит как бы в самонаблюдение ученика, которому удаётся отождествить себя с объектом.

^ Метод "Если бы ..." . Ученикам предлагается составить описание или нарисовать картину о том, что произойдёт, если в мире что-либо изменится, например: увеличится в 10 раз сила гравитации; все объёмные геометрические фигуры превратятся в плоские; хищники станут травоядными; все люди переселятся на Луну и т.д. Выполнение учениками подобных заданий не только развивает их способность воображения, но и позволяет лучше понять устройство реального мира, взаимосвязь всего со всем в нём, понять фундаментальные основы различных наук.

^ Метод гиперболизации. Увеличивается или уменьшается объект познания, его отдельные части или качества: придумывается самое длинное слово, самое малое число; изображаются инопланетяне с большими головами или малыми ногами; приготавливается самый сладкий чай или очень солёный огурец. Стартовый эффект подобным воображениям могут придать "Рекорды Гиннеса", находящиеся на грани выхода из реальности в фантазию.

^ Метод эвристического наблюдения. Наблюдение как целенаправленное личностное восприятие учеником различных объектов - подготовительный этап в формировании его теоретических знаний. Наблюдение есть источник знаний ученика, способ их добывания из реальности бытия.

Ученики, осуществляющие наблюдение, получают собственный результат, включающий: а) информационный результат наблюдения; б) применённый способ наблюдения; в) комплекс личных действий и ощущений, сопровождавших наблюдение. Степень творчества ученика в ходе его наблюдения определяется новизной полученных результатов по сравнению с уже имеющимися у него ранее.

Одновременно с получением заданной учителем информации многие ученики во время наблюдения видят и другие особенности наблюдаемого объекта, то есть добывают новую информацию и конструируют новые знания. Этот процесс носит либо спонтанный характер, если учитель не организует его, либо целенаправленный - в случае применения педагогом специальной методики обучения наблюдению. Цель данного метода - научить детей добывать и конструировать знания с помощью наблюдений (Рис. 3).



Рис.3 «Метод эвристического наблюдения»

^ Метод сравнения применяется для сравнения версий разных учеников, их версий с культурно-историческими аналогами, которые формулировали великие ученые при сравнении различных аналогов между собой. Для обучения данному методу ученикам предлагаются вопросы: Что значит сравнить? Всегда ли и все можно сравнивать? Укажите, что, на ваш взгляд, не подлежит сравнению, и попытайтесь всё же сравнить несравнимое.

^ Метод исследования. Выбирается объект исследования - природный, культурный, научный, словесный, знаковый или иной: лист дерева, камень, падение капли воды, звук, уравнение, геометрическая фигура. Ученикам предлагается самостоятельно исследовать заданный объект по следующему плану: цели исследования - план работы - факты об объекте - опыты, рисунки опытов, новые факты - возникшие вопросы и проблемы - версии ответов, гипотезы - рефлексивные суждения, осознанные способы деятельности и результаты - выводы. Подобная алгоритмизация деятельности учащихся нисколько не умаляет их творчества. Наоборот, выполнив последовательно все перечисленные шаги, практически любой ученик неизбежно получает свой собственный образовательный результат. Учителю остаётся лишь помогать детей увеличивать объём и качество такого результата. Достигается это путём систематического повторения алгоритмических этапов исследования.

^ Метод конструирования понятий (Рис. 4). Формирование у учеников изучаемых понятий начинается с актуализации уже имеющихся у них представлений. Например, младшим школьникам уже известны термины "число", "слово", "небо", "зима ", "движение"; старшим ученикам – "алгоритм", "величина”, " молекула" и др.

Сопоставляя и обсуждая детские представления о понятии, учитель помогает достроить их до некоторых культурных форм (но не обязательно до тех, которые есть в учебниках!). Результатом такой работы выступает коллективный творческий продукт - совместно сформулированное определение понятия, которое записывается на доске.

Одновременно учитель предлагает детям познакомиться с другими формулировками понятия, которые приведены, например, авторами разных учебников. Различные формулировки остаются в тетрадях учеников как условие их личностного самоопределения в отношении изучаемого понятия.



Рис. 4«Метод конструирования понятий»

Метод гипотез. Учащимся предлагается задание - сконструировать версии ответов на поставленный учителем вопрос или проблему. Первоначальной задачей является выбор оснований для конструирования версий. Ученики предлагают исходные позиции или точки зрения на проблему, усваивают разноплановый подход к конструированию гипотез. Затем учатся наиболее полно и чётко формулировать варианты своих ответов на вопрос, опираясь на логику и интуицию.

Метод гипотез развивается при решении прогностических задач типа "что будет, если …". Это - метод путешествия в будущее, и он эффективен в любой образовательной области как способ развития навыков предвидения, прогнозирования, гипотетичности.


Вторая задача: научить учащихся применять полученные знания на практике. Ценность физики именно в её приложениях, живут только те знания, которые находят применение на практике. В противном случае получится как в басне про кота:

Пока ученый кот над уравненьем бился,

Мышонок-неуч в норке скрылся.

Запомните, друзья, соль истины такой:

Теория мертва без практики живой.

Для решения поставленной задачи я считаю целесообразным познакомить учащихся с такими видами творческой деятельности, которые соответствуют используемым мною методам.

^ 1. Поисковая деятельность

Учебное познание строится как система задач, учитель организует учебно-познавательную деятельность учащихся по следующему алгоритму:

1) осознание проблемности предъявляемой задачи;

2) нахождение личностно-значимых способов разрешения проблемной ситуации;

3) анализ проблемной ситуации;

4) вычисление новых проблем и постановка новых задач.

Рассмотрим в качестве примера организацию поисковой беседы при изучении темы «Недостатки зрения». Начинаю урок с показа демонстрационной установки, имитирующей ход лучей в нормальном глазу человека. Объясняю действие глаза и спрашиваю, какие недостатки зрения известны учащимся. Ученики называют близорукость, дальнозоркость, астигматизм. Задаю вопрос: «В чем проявляется явление близорукости?» Как правило, на этот вопрос учащиеся отвечают правильно, но физической природы явления еще не знают. Объясняю, что явление близорукости может возникнуть за счет чрезмерного искривления хрусталика. Затем выясняем, где будут сходиться световые лучи, если увеличить кривизну хрусталика, и формулируем проблему: «Как исправить этот недостаток зрения?» На опыте проверяем собирающую и рассеивающую линзы. После этого учащиеся легко разрешают следующую проблему: «Как исправить дальнозоркость?»

^ 2. Самостоятельная деятельность (Рис. 5) по усвоению знаний и умений без непосредственного руководства учителя, но направляемая им. При этом возможны следующие формы организации самостоятельной деятельности:

а) индивидуализированную (ученик выполняет по указанию учителя самостоятельное разноуровневое задание по специально разработанным карточкам);

б) индивидуализировано - групповую, когда учителем уделяется внимание нескольким ученикам на уроке в то время, когда другие работают самостоятельно.



Рис. 5 «Самостоятельная деятельность»

^ 3. Проектная (конструкторская) деятельность обеспечивает самостоятельное получение результата в специально организованных учителем условиях дифференциации образовательного пространства. Эта деятельность относится непосредственно к области применения физических знаний.

Например, при изучении мощности тока для учащихся обычно является трудным вопрос о зависимости потребляемой мощности от характера соединения проводников. В этом случае предлагаю своим ученикам следующее задание: «Придумайте конструкцию спирали электрического нагревателя, которая позволяла бы легко изменять его мощность в 2 раза. Возможны различные решения. Постарайтесь найти их и указать наиболее, на ваш взгляд целесообразное».

^ 4. Исследовательская деятельность (Рис. 6) как способ организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем по следующим этапам исследования:

  • наблюдение и изучение физических фактов и явлений;

  • выяснение непонятных явлений, подлежащих исследованию;

  • выдвижение гипотез;

  • построение плана исследования;

  • осуществление плана исследования;

  • практические выводы о необходимом и о возможном применении полученных знаний.



Рис.6 «Исследовательская деятельность»

Например, я прошу своих учеников объяснить результат показанного мною опыта. Для учащихся 9-11 классов задание может быть более сложным: «Предскажите, как будет вести себя тело, полностью погруженное в жидкость в состоянии невесомости. Придумайте проверочный опыт».


Третья задача: формирование увлеченности предметом у учащихся 5 – 6-х классов (Рис. 7). Практика показывает, что для пробуждения живого интереса школьников к явлениям окружающего мира имеет смысл использовать их собственный жизненный опыт. У пятиклассника уже имеются некоторые представления о научных объяснениях этих явлений, они общались с физическими приборами (часы, весы, термометр и т.д.) Это дает возможность для увлечения учащихся в совместное поисковое исследование (Приложение 1).



Рис. 7 «Учение с увлечением»

Познание, творчество, самовыражение в совокупности с интересами и способностями личности воспитанников — основные факторы не только физического образования и воспитания, в то время как самовыражение есть явление, направленное на раскрытие творческого потенциала педагога, развитие его индивидуального стиля педагогической деятельности с личностно-ориентированных позиций.

На мой взгляд, такой подход актуален и перспективен в своей практической реализации. В этой связи хочу поделиться соображениями, основанными на собственном опыте работы. Предназначение педагога создать для ребенка условия, которые, позволят ему самореализоваться.

Для развития и формирования высокого уровня мышления наиболее благоприятным является возраст 10-13 лет. Физическое образование представляет в этом отношении широкие возможности. При изучении физики в 5-6 классах учащиеся не решают задачи, а объясняют обычные, часто встречающиеся явления с научной точки зрения, часто в увлекательной форме.

В своей работе, исходя из образовательных идей и философского ориентира, такого как воспитание гармонически развитой личности, способностей к самообразованию, развитие разносторонних творческих способностей, социальной активности личности, её высоких качеств, я вижу необходимость сделать следующее:

1. на ранних этапах образования сформировать первоначальное представление о физических явлениях, с которыми школьники сталкиваются в повседневной жизни;

2. показать, через эксперименты и исследовательскую деятельность (часто в нетрадиционных условиях) красоту и прелесть науки физики;

3. развивать навыки проведения эксперимента, установления логических связей, побудить к исследованиям;

4. формировать первые представления о физических величинах и их измерениях, знакомство с простейшими измерительными приборами;

5. подготовить школьников к систематическому изучению курса физики в 7-9 классах;

6. развивать речевую деятельность: обоснование собственной мысли, умение участвовать в дискуссиях, высказывание гипотез, защита изобретения или проекта, рассказ об интересных наблюдениях;

7. побуждать к применению полученных знаний в нестандартных ситуациях.

Для того чтобы добиться желаемого результата, стараюсь организовывать занятия в свободной форме, продуктивной и адекватной самой природе, то есть таким образом, чтобы для детей встреча со мной была интеллектуальным событием. Глубоко убеждена в том, что если ребёнок может обнаружить непривычное в привычном, продемонстрировать нетрадиционное в традиционном, если с первых дней жизни с ним разговаривают, играют, то обычно он вырастает талантливым. И считаю, что мои убеждения неким образом перекликаются с « формулой педагогического успеха».

Значит, практическая значимость раскрытого выше подхода заключается в повышении качества учебно-воспитательного процесса в школе, поскольку он может быть взят на вооружение не только преподавателем физики, но и другими учителями – предметниками.

Технология опыта.

Важнейшими формами организации общения учащихся с восприятием мира в школе являются уроки физики и внеклассная деятельность детей. Они в моей педагогической практике способствуют в большей мере формированию нравственно-эстетических основ личности посредством развития стремления к самообразованию, познанию окружающего мира. Следовательно, в работе особое внимание уделяю технологии перечисленных выше форм. Предлагаю методологию, способствующую совершенствованию позитивного опыта.

1. Не предполагаю заучивание материала в форме логически строгих определений.

2. Все сведения и представления учащиеся получают в ходе самостоятельной деятельности, организуемой с моей помощью.

3. С учётом возрастных особенностей задания формируют в живой, увлекательной форме.

4. Особое внимание уделяю эксперименту: предлагаю ребятам много маленьких экспериментальных заданий для работы в классе и дома, особенность которых – доступность, так как для опытов не нужно громоздкого оборудования.

5. Экспериментальные задания использую не столько для проверки законов физики и иллюстраций понятий, сколько для «открытия» физических закономерностей.

6. Занятия строю так, что учащиеся не только проводят и объясняют экспериментальные задания, но и решают качественные задачи, принимают участие в игровых ситуациях.

7. Формы работы – любые, если они обеспечивают, во-первых, свободу, а во-вторых, направление на цель.

8. Часто использую коллективный, учебный диалог, в котором допускается столкновение точек зрения. Моя роль состоит только в том, чтобы помочь прояснить точки зрения, сформулировать их, взвесить все «за» и «против».

9. Домашние задания предлагаю преимущественно творческого характера: изготовление физических приборов, проведение экспериментов, наблюдений, решение полезных в быту практических задач.

Основной мотивацией учебной деятельности является познавательный интерес, и, чтобы он не угас, я предпочитаю сочетать на уроках рациональное и эмоциональное, факты и обобщение, коллективное и индивидуальное, информационное и проблемное, объяснительный и поисковые методы, вовлекать учащихся в различные виды деятельности, использовать дидактические игры.

Формы работы:

1. демонстрации;

2. ученический эксперимент;

3. решение качественных задач;

4. беседы о физике как науке;

5. игра;

6. постановка и решение проблемных вопросов;

7. использование занимательного материала;

8. подготовка публикаций;

9. изготовление приборов;

10. использование мультимедийных программ;


Четвёртая задача: научить детей видеть своеобразие иностранных языков, а значит, прививать интерес к их изучению.

Наше общеобразовательное учреждение имеет статус школы с углубленным изучением английского языка, поэтому у 10-11 классов введен предмет «Технический перевод», на котором школьники учатся грамотному переводу научных текстов. Одной из своих задач при обучении иностранному языку педагоги школы считают «…формирование, расширение и углубление у обучаемых содержательных знаний, позволяющих им более эффективно участвовать в иноязычном общении и повысить их осведомленность в различных областях деятельности за счет использования английского языка в качестве средства получения новой информации». На уроках физики ученик, по желанию, может излагать биографии великих физиков и небольшие исторические справки на английском языке.

И, наконец, необходимость знания иностранных языков приобретает особую актуальность в наш век информационных технологий. Сейчас школа имеет возможность вложить в мировую сокровищницу Internet свой опыт, и пользоваться чужим опытом. Я рекомендую учащимся при поиске информации для докладов, творческих работ и проектов не ограничиваться только русскоязычными сайтами (Рис. 8). Думаю, самое время переделать известную поговорку: кто владеет языками, тот владеет информацией, а кто владеет информацией, тот владеет миром!



Рис.8 «Физика и английский язык»

Пятая задача: добиться, чтобы ученик превзошёл учителя в преподаваемой области.

Эта задача сложная, и не решается вдруг. Более того, трудно заранее предположить, когда ученик превзойдет учителя. Да и случается это не часто, поскольку все-таки кое-что знаю в своем предмете, а если и случается, то это одновременно и радость за успех ученика, и вместе с тем тревожный звоночек: не отставай! Думаю, превосходство ученика над учителем возможно, если ученик сделает открытие, или если выполнит задание более рационально, оригинальнее, чем учитель. Такая «простая» задача для учителя. А как ее решать? На мой взгляд, имеет смысл систематически предлагать учащимся сложные задания. И вместе с тем всячески поощрять свободу в выборе решения. И тогда рано или поздно произойдет чудо: ученик превзойдет учителя. Если ученик превосходит меня, тут же отмечаю это для себя, тотчас показываю это ученику и ненавязчиво рассказываю об этом всем участникам образовательного процесса с гордостью за ученика. Я считаю, что реализация этой задачи требует изменения традиционной методики преподавания. Это побуждает меня к проведению нестандартных, нетрадиционных уроков (Приложение 2).

Школьный урок – это и есть главный плацдарм педагогических идей и педагогического творчества. Именно на уроке реализуется одна из главных учительских потребностей – передать, отдать, обучить.

Урок, построенный по обычной методике, содержит в себе элементы схоластики и созерцательности. Ученику чаще всего предлагают “озвучить” текст учебника, а в лучшем случае “ответить своими словами”, именно такая методика не даёт ученику самостоятельно размышлять или в ходе дискуссий, обсуждений искать ответы на вопросы жизненных изменений, проявление инициативы, творчества, самостоятельного мышления.

Поэтому в обучении особую роль я отдаю нетрадиционным формам урока, использую новые педагогические средства, направленные на развитие лидерских качеств у учащихся.

Использую личностно ориентированный, гуманно- личностный подход в обучении, технологию сотрудничества.

На своих занятиях применяю типы нестандартных уроков, которые обеспечивают активность учащихся, осознанность учения, возможность самостоятельной работы. Такие уроки формируют у учащихся общеучебные и лидерские навыки, развивают интеллектуальные способности и логическое мышление:

  1. Деловая игра

  2. Урок-КВН

  3. Урок соревнование, конкурс

  4. Урок-поиск истины

  5. Урок-практикум

  6. Пресс-конференция

  7. Урок-путешествие

  8. Урок-консультация

  9. Урок-диспут

  10. Защита творческих проектов

  11. Уроки-семинары и др.

В современном мире стремительного развития научно-технического прогресса и новых форм взаимоотношений нужно совершенствовать уже известные проверенные методы, стимулирующие лидерскую деятельность ученика, такие как:

  1. Открытый диалог – свободные мысли на уроке

  2. Эвристический (поисковый метод)

  3. Исследовательский метод

  4. Метод проблемного обучения (изложения), импровизации, игры.

Учебные занятия строю таким образом, чтобы каждый ученик примерил на себя различные роли:

  1. Рядовой участник действия

  2. Разработчик частной творческой идеи

  3. Руководитель творческой группы, инструктор.

На занятиях применяю принципы развивающего обучения, которые обеспечивают активность учащихся на уроках, осознанность учения, возможность самостоятельной работы, решают задачу формирования общеучебных навыков, обеспечивают развитие интеллектуальных способностей и логического мышления.


Шестая задача: научить самостоятельно делать научные открытия, научить мыслить творчески.

Боюсь, нельзя дать готового рецепта, как научить (или самому научиться) делать открытия. Если бы такой рецепт у меня был, сама делала бы открытия каждый день. И все же кое-что в этом направлении сделать можно. На мой взгляд, научить мыслить творчески, не шаблонно помогает проблемное обучение (Рис. 9).

Проблемное обучение – это система развития учащихся в процессе обучения, в основу которой положено использование учебных проблем в преподавании и привлечение школьников к активному участию в разрешении этих проблем. Под учебной проблемой понимают задачу, вопрос или задание, решение которых нельзя получить по готовому образцу; в этом случае от ученика требуется проявление самостоятельности и оригинальности в подходе к решению этих заданий и задач. Проблемное обучение призвано решать не только задачу развития мышления и творческих способностей учащихся, но и формировать их научное мировоззрение.



Рис. 9 «Система учебных проблем по физике»

Организация познавательной самостоятельной деятельности в учебном процессе (именно деятельности) реализуется таким образом, чтобы каждый ребенок стал активным деятелем, чтобы не просто умел применить алгоритм последовательных действий в овладении знаниями и способами действий, а пытался бы найти средства для выражения собственных мыслей, для решения новых задач в новых условиях. Познавательная самостоятельная деятельность реализуется, прежде всего, в рамках урока как традиционная форма обучения. Кроме того, в рамках формирования системы самостоятельных умений и способов действий есть возможность применять нетрадиционные формы обучения (Приложение 3):

  1. «Компетентность» (урок – деловая игра).

Класс делится на несколько групп:

  1. конкуренты – три команды учащихся (состав каждой команды до 6 человек);

  2. наниматели – группа одноклассников, определяющих победителя (до 5 человек). Победителя нанимают на работу;

  3. арбитр (обычно эта роль выполняется учителем), решающий спорные вопросы.

До игры: формируются команды, определяется состав фирмы – нанимателя. Тема игры известна классу заранее. Приготовленные задания проверяются учителем, иногда можно и без проверки.

^ Во время игры: команды обмениваются составленными заданиями (по 5 заданий по этой теме). Тип заданий регламентируется учителем. Например: команды должны приготовить 2 репродуктивных вопроса, 2 частично-поисковых, по 1 творческому (аналогично делается на уроках решения задач).

^ Правила игры:

1. Команды поочередно дают друг другу задания. Соперник его выполняет. Если он не справляется, задающая команда сама должна на него ответить. Одновременно с этим фирма – наниматель оценивает, например, по 5-бальной системе каждое задание и по 10-бальной системе – каждый ответ.

2. Наниматели совещаются и принимают решение – кто принят на работу, учителем в это время делается краткий обзор «разбор полета», обращается внимание на ошибки, делаются выводы.

При большем количестве учащихся игра «закольцовывается», то есть команда А дает задание команде Б, та, в свою очередь, команде В, а последняя – команде А. И каждая пара команд выходит на арену борьбы по очереди.

  1. «^ Фирма знаний». Деловая игра, которая может применяться на уроке любого типа. Заумно поставленный вопрос, правильно выполненное задание, удачное замечание ученик получает жетон. При подсчете количества жетонов определяется вклад ребенка на уроке по шкале:

5 жетонов – Вы – гений!

4 жетона – Вы – настоящий физик!

2-3 жетона – Вы – молодец!

1 жетон — У Вас все впереди!

0 жетонов – У Вас есть шанс! Нужно лишь немного постараться.

При подведении итога урока учителем сразу же оценивается степень активности класса и работа конкретных учащихся.

  1. ^ Урок с использованием компьютерных технологий «Групповой зачет» практикуется в конце изучения темы. Типовые задания по теме сообщаются учащимся (за две недели до проведения зачета).

У консультантов зачет принимается заранее. В зачет включаются три типа заданий (теоретическое, практическое, расчетная задача). Зачет проходит в три этапа:

1) работа консультантов с группой. Каждый ученик, получив дифференцированное задание, выполняет его с начала урока за 30 минут;

2) теоретический мини-опрос за 10-минут осуществляет консультант. Учитель в это время проверяет письменные работы;

3) подведение итогов – 5 минут.

В журнал выставляется оценка. При оценивании учитывается выполнение письменной работы, мини-опрос, практическое задание.

  1. «НИЛ – научно-исследовательская лаборатория» (ролевая игра). Класс делится на несколько групп: «изобретатели», «решатели», «исследователи» и «приемная комиссия» - эту роль выполняют подготовленные 3 ученика, «задачедатель» - роль выполняет учитель или подготовленный ученик. Логика проведения учебного занятия:

до игры: учитель готовит задания. Они подаются учениками в различных формах: мини-сочинение, доклад, мини-спектакль и т.п. Показывается, как важно решить эту задачу.

^ Во время игры: группы решают задачи. Если подходящая задача для мозгового штурма, используется МШ. Задачедатель привлекается как консультант; группы обрабатывают результат: обсуждают, выбирают спикеров, которые представляют ответ классу; приемная комиссия анализирует результаты, принимает (или нет) решение.

Применяется другая разновидность игры «Тендер» - группы решают одну и ту же задачу. Приемная комиссия определяет, чьи решения лучше.

5. Занятие в форме урока- тренинга.

6. «Рой» представляет одну из форм самостоятельной работы длительностью до 45 минут, состоящей из 10 заданий нарастающего уровня сложности. Задания составляются таким образом, чтобы каждое последующее содержало новую мысль. Решив первое задание, ученик подходит к учителю для проверки. Если нет ошибок, он приступает к выполнению задания № 2. Выполнение каждого задания учителем фиксируется в специальном журнале. В конце урока оценки выставляются практически всем. Отличие от обычной разноуровневой самостоятельной работы в следующем:

• предложенные номера выполняются строго по порядку;

• каждое задание решается на одном листе;

• каждое задание проверяется учителем сразу – результат обратной связи;

• при наличии ошибок задание возвращается на доработку;

• учащиеся, справившиеся с работой, становятся консультантами;

• в конце урока в специальном журнале отражается уровень успехов

  1. ^ Индивидуальное или групповое занятие предусматривает самостоятельную работу учащихся с материалом трех уровней сложности. При групповом занятии автор обращает внимание на особенности организации работы в группе или паре:

на первом этапе предусматривается – организация целевого пространства (ввод микрогрупп в ситуацию, постановка проблемы; выбор средств, позволяющих реализовать цели; подготовка к выполнению задания, инструктаж учителя о последовательности действий, раздача дидактического материала); на втором этапе – организация поискового пространства (обсуждение способов решения задачи в группах, реализация путей решения на практике, обсуждение результатов работы, обобщение, подведение итогов); на третьем этапе – организация рефлексивного пространства (осознание методов деятельности, представление результатов работы, анализ познавательной задачи, общий вывод, оценка работы, постановка новой проблемы.

Таким образом, при работе по развитию познавательной самостоятельности учащихся, включающей в себя построение системы формирования умений в выборе элементов познаваемого содержания и способов действий познания, используются различные нетрадиционные методы обучения, приемы стимулирования и контроля педагогической техники.


Седьмая задача: воспитывать у учеников здоровый патриотизм, любовь к своей стране, гордость за нее.

Одной из целей воспитания в процессе изучения естественнонаучного цикла дисциплин является воспитание патриотизма. Лишая урок его главной воспитательной цели – воспитание гражданина и патриота Отечества, мы, во-первых, теряем возможность целенаправленно и регулярно воздействовать на личность ребенка, во-вторых, превращаем изучение предмета в способ приобретения знаний, умений и навыков, неизвестно для чего предназначенных. Для решения этой задачи существует множество приемов. Например,  в классе мы поместили настенный календарь знаменательных дат по физике и технике (Рис. 10). Этот календарь является хорошим помощником и для учителя, и для учеников. Он содержит:

- перечень наиболее знаменательных событий из истории физики и технике в хронологическом порядке и имеющих связь с изучением в курсе физике материалом;

- краткие рассказы о жизни и деятельности ученых, изобретателей, отмеченных в школьной программе, и литература о них для более глубокого ознакомления;

- рассказы о наиболее важных событиях в науке и технике, юбилейных датах, новостях физики и техники из газет, журналов с указанием дополнительной литературы для чтения и обсуждения.



Рис. 10 «Календарь знаменательных дат по физике и технике»

Каким же требованиям должен отвечать современный урок, чтобы действительно способствовать воспитанию патриотических чувств у школьников?

По мнению И. Ф. Харламова “…воспитание патриотизма представляет собой целенаправленный процесс включения учащихся в различные виды учебной и внеурочной работы, связанной по своему содержанию с развитием патриотизма, стимулированием их активности по выработке у себя этого морального качества”.

Важную роль в процессе воспитания патриотизма играет формирование и развитие потребностей и положительных мотивов. Потребность в совершенствовании возникает у человека тогда, когда он под влиянием внешних воздействий или внутренних побуждений переживает противоречия между тем, какой он есть и каким ему надлежит быть, между достигнутым и необходимым уровнем развития личности.

Таким образом, суть учебно-воспитательной работы, в данном случае, должна состоять в том, чтобы создать такие педагогические условия, которые реально способствовали бы возбуждению у учащихся этих внутренних противоречий и побуждали бы их к развитию у себя указанных качеств. Для этих целей я использую самые разнообразные формы и приемы учебной и внеклассной работы.

Рассказывая о научных трудах и открытиях ученых, даю характеристику эпохи, экономического развития страны, обязательно останавливаясь на поступках, характеризующих их как личность. А.С. Попов на неоднократные приглашения жить и работать за границей отвечал “Я русский человек, и все свои знания, весь свой труд, все свои достижения имею право отдать только своей Родине. И если не современники, то, может быть, потомки наши поймут, сколь велика моя преданность нашей Родине, и как счастлив я, что не за рубежом, а в России открыто новое средство связи”.

Каждый год учащиеся посещают музей ПО «Маяк» и слушают историю жизни замечательного человека И.В. Курчатова, патриота своей Родины, историю создания градообразующего предприятия. Наш социальный партнер Информационный центр ФГУП ПО «Маяк» проводит для наших учащихся лекционные занятия:

- История создания первого атомного предприятия;

- Развитие радиохимической технологии на ПО «Маяк»;

- Экологические проблемы ПО «Маяк»;

- Человек и радиация.

Любой урок значительно выигрывает, если слова учителя подтверждаются иллюстративным материалом. Сегодня в качестве иллюстрации используются видеофильмы. Включение в урок видеоматериалов заставляет мыслить, задавать вопросы, ставить проблемы. Важно, чтобы при отработке каждой темы, каждого урока учебный материал, даваемый учителем, отвечал бы на вопрос: “Где это применяется? Как это пригодится для вашей будущей профессии?”

Немалую роль в утверждении правильности выбора, воспитании черт характера, присущих будущему гражданину (трудолюбие, дисциплинированность, высокий уровень ответственности, чувство долга), играет насыщенные научными фактами и примерами уроки физики.

Процесс выработки нравственных представлений в области патриотизма требует умелого учета возрастных особенностей воспитанника. В системе обучения, внеклассной работе акцентирую внимание учащихся на формировании у них представлений об огромном вкладе России в развитие науки, техники, различных отраслей производства. Этот вклад связан с именами таких выдающихся людей, как М.В. Ломоносов, П.Л. Чебышев, А.С. Попов, П.Н. Лебедев, Д.И. Менделеев и другие.

Но устойчивость и степень зрелости морального сознания достигается только тогда, когда знания учащихся по вопросам патриотизма приобретают форму личных взглядов и убеждений и выступают в качестве мотивов и установок поведения. Многое зависит от того, в какой мере эти знания приобретают для человека личностный смысл, прошли через его эмоциональные переживания и превратились в руководящие принципы (мотивы) его действий и поступков. В личном плане эти принципы или мотивы деятельности приобретают форму взглядов и убеждений, формирование которых и составляет задачу воспитания патриотизма.

Это осуществляется на уроках-семинарах. При подготовке к семинару учащиеся получают навыки самостоятельной работы с несколькими источниками, сравнивают освещение одних и тех же вопросов в различных источниках, делают выводы и обобщения на основе анализа различных точек зрения, составляют планы, тезисы, конспекты докладов и рефератов. Выступления на семинаре способствуют развитию монологической речи, умению подбирать и анализировать научные факты, формировать и доказывать собственную точку зрения.

В целом общеобразовательная школа имеет все возможности для осуществления патриотического воспитания учащихся. Они реализуются при создании соответствующих условий (Рис. 11), в том числе и при изучении физики.



Рис. 11 «Условия организации работы

по патриотическому воспитанию школьников»


Опыт работы по предлагаемой системе позволяет сделать выводы о результатах и значении работы по изучению физики посредством развития творческого мышления, которые сводятся к следующему.

Предложенная система работы:

1) способствует развитию научного стиля мышления учащихся;

2) даёт возможность широкого применения учащимися естественнонаучного метода познания;

3) формирует комплексный подход к учебным предметам, единый с точки зрения естественных наук взгляд на ту или иную проблему, отражающую объективные связи в окружающем мире;

4) повышает качество знаний учащихся;

5) повышает и развивает интерес учащихся к предметам естественно-математического цикла;

6) формирует убеждение учащихся, что они могут изучать с пониманием более сложные вещи в сравнении с теми, которые предлагаются в учебнике;

7) расширяет кругозор учащихся, способствует развитию творческих возможностей учащихся, помогает более глубокому осознанию и усвоению программного материала основного курса физики, химии, математики, информатики на уровне применения знаний, умений, навыков в новых условиях;

8) приобщает школьников к научно-исследовательской деятельности.

Таким образом, применяемая мною система работы позволяет увидеть положительную динамику в уровне обученности моих учеников.

  1. ^ Результаты государственной итоговой аттестации 9 – х классов

Таблица 2 «Результаты ГИА 9 классов»

Учебный год

Кол-во сдающих экзамен

5

4

3

2

Абсол успев %

Качеств успев %

2006/07

5

3

1

1

-

100

80

2007/08

9

4

4

1

-

100

89

2008/09

10

7

2

-

-

100

100
  1   2




Похожие:

Жинкиной Евгении Владимировны Формирование у учащихся естественнонаучной картины мира при изучении физики в школе посредством развития творческого мышления iconМеханические волны. 9кл
Образовательная: Начать формирование знаний о механических волнах, видах волн, механизме распространении волн, формирование целостной...
Жинкиной Евгении Владимировны Формирование у учащихся естественнонаучной картины мира при изучении физики в школе посредством развития творческого мышления icon1. Проблемы профориентации в средней школе
Метод проектов как средство развития творческого мышления учащихся при обучении технологии обработки тканей в средней школе
Жинкиной Евгении Владимировны Формирование у учащихся естественнонаучной картины мира при изучении физики в школе посредством развития творческого мышления iconСистемный подход при изучении физической картины мира
Причем, говоря о какой-то системе, человек находил особые законы, которым следует эта система. Говоря о системном подходе и картине...
Жинкиной Евгении Владимировны Формирование у учащихся естественнонаучной картины мира при изучении физики в школе посредством развития творческого мышления icon1. Цель и задачи дисциплины
Целью освоения дисциплины является получение студентами основополагающих представлений о фундаментальном строении материи и физических...
Жинкиной Евгении Владимировны Формирование у учащихся естественнонаучной картины мира при изучении физики в школе посредством развития творческого мышления iconСистемный подход при изучении физической картины мира

Жинкиной Евгении Владимировны Формирование у учащихся естественнонаучной картины мира при изучении физики в школе посредством развития творческого мышления iconЕ. Е. Туник. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. — Спб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2002
Второй части дан адаптированный вариант опросника креативности Д. Джонсона, направленный на изучение уровня развития творческого...
Жинкиной Евгении Владимировны Формирование у учащихся естественнонаучной картины мира при изучении физики в школе посредством развития творческого мышления iconОсобенности экологического образования младших школьников при изучении интегративного курса «Окружающий мир»
Зости с миром живой природы; в школе способствовать пониманию целостной картины мира; в периоды взросления и зрелости развивать экологическое...
Жинкиной Евгении Владимировны Формирование у учащихся естественнонаучной картины мира при изучении физики в школе посредством развития творческого мышления iconПрограмма развития
...
Жинкиной Евгении Владимировны Формирование у учащихся естественнонаучной картины мира при изучении физики в школе посредством развития творческого мышления iconФилософия физики (Вопросы кандидатского экзамена по «Истории и философии науки»)
Проблема предмета физики. Физика как фундамент естествознания. Онтологический статус физической картины мира
Жинкиной Евгении Владимировны Формирование у учащихся естественнонаучной картины мира при изучении физики в школе посредством развития творческого мышления iconФормирование системного восприятия окружающего мира на уроках естествознания как необходимое условие создания целостной картины мира в мировоззрении учащихся
Главная цель разумного изучения природы состоит в том, чтобы в разнообразии узнать единство, в частностях обнять все то, что нам...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы