«Причины речевых нарушений» icon

«Причины речевых нарушений»



Название«Причины речевых нарушений»
Дата конвертации10.05.2013
Размер31.46 Kb.
ТипДокументы
скачать >>>

Консультация для родителей на тему:

«Причины речевых нарушений»


Различные по степени тяжести отклонения от возрастных норм развития речи ребенка–дошкольника определяются причинами, имеющими либо биологическую, либо социальную природу, которые воздействуют на ребенка непосредственно или опосредованно, начиная с беременности матери, младенчества, раннего, младшего, среднего или старшего дошкольного возраста. Возникая как следствие воздействия широкого спектра причин, речевые нарушения имеют определенный механизм образования.

Причины отклонений от нормы бывают органическими и функциональными. К органическим относятся серьезные анатомо-физиологические нарушения механизма речи. Они могут быть обусловлены:

  • недостаточной степенью зрелости коры головного мозга;

  • отклонениями в строении и координированной работе голосовых и дыхательных систем, органов артикуляции (укороченная подъязычная связка, массивный или слишком маленький язык, недостатки зубочелюстной системы: неправильный прикус, недостатки строения небной занавески и др.)

Причинами этого могут быть неблагоприятные факторы, воздействующие в период внутриутробного развития, младенческом или раннем дошкольном возрасте, такие как:

  • внутриутробная патология (токсикозы, вирусные и эндокринные заболевания матери, прием лекарственных препаратов, несовместимость по резус-фактору, алкоголизм, курение, наркомания);

  • поражение мозга во время родов (узкий таз, затяжные или стремительные роды, преждевременное отхождение вод, обвитие пуповиной, неправильное предлежание плода, различные акушерские манипуляции и др.);

  • заболевания, перенесенные в первые годы жизни ребенка (частые инфекционно-вирусные заболевания, менинго-энцефалиты, ранние желудочно-кишечные расстройства, травмы головного мозга);

  • наследственные факторы.

Функциональные нарушения возникают вследствие воздействия социальных причин:

  • подражания старшим,

  • плохих социально-бытовых условий;

  • при неправильном воспитании (гиперопеке или педагогической запущенности);

  • стрессов и психических заболеваний;

  • при недостатке эмоционального, речевого общения и контактов со взрослыми.

Развитие речевой системы характеризуется как последовательное и скачкообразное одновременно. Наиболее интенсивное развитие звеньев речевой системы происходит в определенные возрастные сроки, так называемые критические периоды. В это время отмечается повышенная неустойчивость нервных механизмов речевой деятельности и возникает риск появления нарушений. Критические периоды развития речи играют роль предрасполагающих факторов, они могут быть самостоятельными и возможно их сочетание с другими неблагоприятными факторами – генетическими заболеваниями, соматической ослабленностью, нарушениями в работе нервной системы. Такими критическими периодами являются:

  • 1 – 2 года, когда формируются предпосылки речи и начинается речевое развитие. В этом возрасте происходит наиболее интенсивное развитие корковых речевых зон, поэтому любые, даже как будто незначительные неблагоприятные факторы, действующие в этом периоде, могут отразиться на развитии речи ребенка.

  • 3 года, когда интенсивно развивается связная речь, что требует большой согласованности в работе центральной нервной системы. Возникающая некоторая рассогласованность в ее работе приводит к изменению поведения, наблюдается упрямство. Все это определяет большую ранимость речевой системы. Могут возникать заикание, отставание речевого развития, отказ от речевого общения. Возникающее на этом этапе заикание может быть обусловлено возрастной неравномерностью созревания отдельных звеньев речевой системы и различных психических функций (внимания, памяти, мышления и др.).

  • 6 – 7 лет – начало развития письменной речи. Возрастает нагрузка на центральную нервную систему ребенка. При предъявлении повышенных требований могут происходить «срывы» нервной деятельности с возникновением заикания.

Любые нарушения речи, имеющиеся у ребенка, в эти критические периоды проявляются наиболее сильно.

Отклонения речевого развития имеют свои особенности в каждом возрастном периоде. Оценивая недостатки в речевом развитии, важно учитывать: возраст, в котором появилось расстройство; причины, непосредственно вызвавшие отклонение и наличие предрасполагающих условий.


Литература:

  1. Большакова С.Е. Речевые нарушения и их преодоление. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

  2. Давидович Л.Р., Резниченко Т.С. Ребенок плохо говорит? Почему? Что делать? – М.: ГНОМ и Д, 2007.

  3. Логопедия. / Под ред. Л.С. Волковой. – М.: ВЛАДОС, 2004.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

«Причины речевых нарушений» iconПреодоление речевых нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций
Автоматизация звуков в результате запоминания большого количества речевого материала
«Причины речевых нарушений» iconСоставитель: Фадеева Ю. А
По данным мировой статистики, число речевых расстройств неуклонно растёт, поэтому актуальность проблемы своевременного выявления...
«Причины речевых нарушений» iconПрограмма по преодолению недостатков письменной речи у учащихся 5 9 х
Современная эпоха предъявляет высокие требования к личности человека. Он должен быть гармонично развит во всех сферах жизни. По данным...
«Причины речевых нарушений» iconПервый этап системы деятельности по профилактике и коррекции речевых нарушений у первоклассников
У детей, нуждающихся в логопедической помощи, различаются особые образовательные потребности
«Причины речевых нарушений» iconЕлецкая О. В., Горбачевская Н. Ю. Организация логопедической работы в школе
В своей книге авторы предлагают новый подход к организации работы школьного логопеда и представляют эффективную систему методов коррекции...
«Причины речевых нарушений» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Логопедия (дислалия) (название) Специальность: 050715 логопедия
Теоретические и методологические основы специальной педагогической науки об обучении, воспитании лиц с нарушениями речи, этиологии,...
«Причины речевых нарушений» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Логопедия (дислалия) (название) Специальность: 050715 логопедия
Теоретические и методологические основы специальной педагогической науки об обучении, воспитании лиц с нарушениями речи, этиологии,...
«Причины речевых нарушений» iconБахтин М. М. Проблемы речевых жанров бахтин м. М. "Проблема речевых жанров" I
Речевые жанрыорганизуют нашу речь так же, как и грамматические формы(синтаксические). Если бы не существовало речевых жанров, то...
«Причины речевых нарушений» iconКонспект урока с использованием икт тема: «Анализаторы слуха и равновесия»
Сформировать знания о значении слуха в жизни человека, о строении и функциях слухового анализатора, о слуховом восприятии; рассмотреть...
«Причины речевых нарушений» iconЛогоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений автор: Багдеева Наталья Сазонова Светлана Анатольевна, старший преподаватель кафедры логопедии Образовательное учреждение: ано впо «Московский гуманитарный институт»
Образовательное учреждение: ано впо «Московский гуманитарный институт», г. Москва
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы