Профессиональная icon

Профессиональная



НазваниеПрофессиональная
страница1/3
А.Д. Ильницкий
Дата конвертации09.05.2013
Размер478.95 Kb.
ТипРеферат
скачать >>>
  1   2   3


Профессиональная

компетентность учителя


Автор: А.Д. Ильницкий


2010

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1. Профессиональная компетентность учителя………………………………....5

    1. Теоретические основы компетентности……………………………………5

    2. Профессиональная компетентность учителя: значение, содержание, сущность………………………………………………………………………….15

    3. Ключевые компетентности………………………………………………...26

    4. Профессионализм, профессиональная культура, творчество – необходимые составляющие педагогической деятельности…………………31

Выводы ………………...………………………………………………………...39

Примечания………………………………………………………………………41

Литература……………………………………………………………………….45


Введение


В теории педагогического образования понятие «профессиональная компетентность» обозначает совокупность профессионально обусловленных требований к учителю и употребляется с такими терминами, как «квалификационная характеристика», «профессиограмма личности», «профессиональная готовность», «профессионализм» (Н.В. Кузьмина, (1) и др.). В общем, характеризуя одну и ту же проблему, названные педагогические категории имеют особые смысловые оттенки и употребляются в разных контекстах. Близким по значению является понятие «педагогическое мастерство», рассматриваемое Н.В. Кухаревым как «совокупность (качеств) свойств личности, которые обуславливаются высоким уровнем психолого-педагогической подготовленности». (2) Исследователь А.К. Маркова (3) рассматривает компетентность как соотношение объективно необходимых знаний, умений, навыков, психологических качеств, которыми обладает учитель, и их влияние на процесс и результат педагогической деятельности. Л.М. Митина пишет: «под педагогической компетентностью учителя мы понимаем гармоническое сочетание знаний предмета, методики и дидактики преподавания, а также умений и навыков (культуры) педагогического общения». (4)

Н.Н. Лобанова характеризует педагогическую компетентность как «системные свойства личности и выделяет три компонента: профессионально-образовательный, профессионально-деятельностный и профессионально-личностный, или точнее теоретический, практический, личностный».(5) В.А. Сластенин считает, что под педагогической компетентностью учителя можно понимать «единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности».(6)


Анализ исследований по данной теме показал, что нет и единого понимания термина «ключевые компетенции», тем более что это словосочетание все шире используется как новый подход к конструированию общеобразовательных стандартов. В одних работах термин «ключевые» выступает как синоним слову «общие», в других исследованиях понятие «ключевые» синонимично понятию «базовые».


Цель данной работы – найти ответы на следующие вопросы:

Что такое профессионально-педагогическая компетентность? Что же считать ключевыми компетентностями? Какими ключевыми компетентностями должен обладать педагог в условиях модернизации образования?


^ Профессиональная компетентность учителя.


    1. Теоретические основы компетентности и компетенции


Использование компетентностного подхода основывается на понимании, что прогресс человечества зависит не столько от экономического роста, сколько от уровня развития личности, что предполагает переход от классического понимания «человеческие ресурсы» к концепции «компетентности человека». В научной литературе нет четкого общепринятого разведения понятий «компетентность» и «компетенция». Так, можно встретить такие словосочетания, как «ключевые компетенции» и «ключевые компетентности», «коммуникативная компетенция» и «коммуникативная компетентность». Во многом это определяется тем, что английские слова «competence» и «competency» в большинстве словарей определяются как синоним и переводятся в двойном значении – «компетенция» и «компетентность». Понятия «компетенция», «компетентность» и производное «компетентный» широко использовались в 60-х годах XX века. Его толкование приводилось в словарях. Так, например, в «Кратком словаре иностранных слов» (М., 1952) приводится следующее определение: «компетентный (лат. competens, competentis - надлежащий, способный) - знающий, сведущий в определенной области; имеющий право по своим знаниям или полномочиям делать или решать что-либо, судить о чем-либо».

Слово «компетентность» имеет латинские корни и происходит от – «compete», что переводится на русский язык как «…добиваюсь, соответствую, подхожу». «Компетентность» же как понятие тесно связано с другой дефиницией – «компетенция». Его толкование в Большом энциклопедическом словаре представлено в двух вариантах: во-первых, круг полномочий, представленных законом, уставом или иным актом конкретному органу или должностному лицу; во-вторых, знания, опыт в той или иной области (7)

В процессе разработки компетентностного подхода исследователи уточняют основные понятия: "компетенция", "компетентность".

Английский психолог Дж. Равен определяет компетентность, как специфическую способность эффективного выполнения конкретных действий в предметной области, включая узкопредметные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, понимание ответственности за свои действия. Он выделяет "высшие компетентности", которые предполагают наличие у человека высокого уровня инициативы, способности организовывать людей для выполнения поставленных целей, готовности оценивать и анализировать социальные последствия своих действий (8). Это явление «состоит из большого числа компонентов, многие из которых относительно независимы друг от друга... некоторые компоненты относятся скорее к когнитивной сфере, а другие — к эмоциональной... эти компоненты могут заменять друг друга в качестве составляющих эффективного поведения» (9) При этом, как подчеркивает Дж. Равен, «виды компетентности» суть «мотивированные способности» (10)

Ниже приводится в сокращении список 37 видов компетентностей, по Дж. Равенну:

  • тенденция к более ясному пониманию ценностей и установок по отношению к конкретной цели;

  • тенденция контролировать свою деятельность;

  • вовлечение эмоций в процесс деятельности;

  • готовность и способность обучаться самостоятельно;

  • поиск и использование обратной связи;

  • уверенность в себе;

  • самоконтроль;

  • адаптивность: отсутствие чувства беспомощности;

  • склонность к размышлениям о будущем: привычка к абстрагированию;

  • внимание к проблемам, связанным с достижением поставленных целей;

  • самостоятельность мышления, оригинальность;

  • критическое мышление;

  • готовность решать сложные вопросы;

  • готовность работать над чем-либо спорным и вызывающим беспокойство;

  • исследование окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов (как материальных, так и человеческих);

  • готовность полагаться на субъективные оценки и идти на умеренный риск;

  • отсутствие фатализма;

  • готовность использовать новые идеи и инновации для достижения цели;

  • знание того, как использовать инновации;

  • уверенность в благожелательном отношении общества к инновациям;

  • установка на взаимный выигрыш и широта перспектив;

  • настойчивость;

  • использование ресурсов;

  • доверие;

  • отношение к правилам как указателям желательных способов поведения;

  • способность принимать решения;

  • персональная ответственность;

  • способность к совместной работе ради достижения цели;

  • способность побуждать других людей работать сообща ради достижения поставленной цели;

  • способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят;

  • стремление к субъективной оценке личностного потенциала сотрудников;

  • готовность разрешать другим людям принимать самостоятельные решения;

  • способность разрешать конфликты и смягчать разногласия;

  • способность эффективно работать в качестве подчиненного;

  • терпимость по отношению к различным стилям жизни окружающих;

  • понимание плюралистической политики;

  • готовность заниматься организационным и общественным планированием (11)

Обращает на себя внимание широкая представленность в различных видах компетентности категорий «готовность», «способность», а также фиксация таких психологических качеств, как «ответственность», «уверенность». Последнее сейчас детально изучается в плане компетентности.

Зимняя И.А. трактует "компетентность" как основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека. В противопоставление, "компетенция" рассматривается как не пришедший в "употребление" резерв "скрытого", потенциального" (12)

А.В. Хуторский рассматривает понятие "компетенция" как совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним (13)

По мнению Э.Ф. Зеера, компетентность предполагает не столько наличие у специалиста значительного объема знаний и опыта, сколько умение актуализировать накопленные знания и умения в нужный момент использовать их в процессе реализации своих профессиональных функций.

В. В. Сериков определяет компетентность как "способ существования знаний, умений, образованности, способствующий личностной самореализации, нахождению воспитанником своего места в мире" (14)

Компетентность – производное, вторичное по отношению к компетенции понятие. По мнению Г. Селевко, это интегральное качество личности, проявляющееся в способности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и социализации и ориентированы на самостоятельное и успешное участие в деятельности.

В контексте исследования профессионально-педагогической компетентности Г.А. Ларионова предлагает следующую интерпретацию: это «системное понятие, которое определяет объем компетенций, круг полномочий в сфере… деятельности. В более узком понимании – круг вопросов, в которых субъект обладает познаниями, опытом, совокупность которых отражает… статус и… квалификацию, а также некие личностные, индивидуальные особенности (способности), обеспечивающие возможность реализации определенной… деятельности».

Таким образом, компетентность понимается в педагогической науке как интегративное качество (характеристика) личности, определяющее круг ее полномочий и функций в сфере той или иной деятельности (15)

Наиболее близки между собой понятия «готовность» и «компетентность», но не тождественны. Если готовность есть характеристика потенциального состояния, позволяющего учителю войти в профессиональное сообщество и развиваться в «профессиональном» отношении, то компетентность может выявиться только в реальной деятельности, воплотившись из внутреннего во внешнее.

По мнению Е.Н.Огарева, компетентность – это категория оценочная, она характеризует человека как субъекта специализированной деятельности в системе общественного труда; она предполагает:

  1. глубокое понимание существа выполняемых задач и проблем;

  2. хорошее знание опыта, имеющегося в данной области, активное овладение его лучшими достижениями;

  3. умение выбирать средства и способы действия, адекватные конкретным обстоятельствам места и времени;

  4. чувство ответственности за достигнутые результаты;

  5. способность учиться на ошибках и вносить коррективы в процесс достижения целей (16)

Достаточно интересной представляется и формула компетентности, разработанная М.А.Чошановым. Она выглядит следующим образом: компетентность – это мобильность знания + гибкость метода + критичность мышления (17). Таким образом, под компетенцией в общем смысле понимают личные возможности должностного лица, его квалификацию (знания, опыт), позволяющие принимать участие в разработке определенного круга решений или решать самому благодаря наличию у него определенных знаний, навыков.

Наряду с понятием «компетентность», а иногда и как его синоним выступает «базовый навык». Так, один из участников проекта ДЕЛФИ Б. Оскарссон приводит список базовых навыков, которые содержательно могут интерпретироваться как компетентности. Согласно Б. Оскарссону, они объемны, «развиваются в дополнение к специфическим профессиональным. Такие ключевые компетентности включают, помимо прочего, способность эффективной работы в команде, планирование, разрешение проблем, творчество, лидерство, предпринимательское поведение, организационное видение и коммуникативные навыки» (18)

К таким базовым навыкам Б. Оскарссон, отнес: «основные навыки», например, грамота, счет; «жизненные навыки», например, самоуправление, отношения с другими людьми; «ключевые навыки», например, коммуникация, решение проблем; «социальные и гражданские навыки», например, социальная активность, ценности; «навыки для получения занятости», например, обработка информации; «предпринимательские навыки», например, исследование деловых возможностей; «управленческие навыки», например, консультирование, аналитическое мышление; «широкие навыки», например, анализирование, планирование, контроль» (19)

Более того, компетентности соотносятся не только с базовыми навыками, но и с ключевыми квалификациями. «Это личностные и межличностные качества, способности, навыки и знания, которые выражены в различных формах и многообразных ситуациях работы и социальной жизни» (20)

В России в 2001 г. в документе «Стратегии модернизации содержания общего образования» были сформулированы основные положения компетентностного подхода в образовании, узловое понятие которого — компетентность.

Компетентность - это «понятие шире понятия знания, или умения, или навыка, оно включает их в себя (хотя, разумеется, речь не идет о компетентности как о простой аддитивной сумме знания—умения-навыки. Это понятие несколько иного смыслового ряда). Понятие «компетентность» включает не только когнитивную и операциональную — технологическую составляющие, но и мотивацинную, этическую, социальную и поведенческую» (21)

Исходя их вышеизложенного выделим три основные группы компетентностей:

  • компетентности, относящиеся к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности;

  • компетентности, относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми;

  • компетентности, относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и формах.

Анализ предлагаемых многими авторами трактовок компетентности, представленный в логике названных выше трех оснований их группировки (с учетом теоретического обоснования), позволяет определить нижеследующую номенклатуру: а) самих компетенций и б) набора входящих в каждую из них компонентов. При этом, принимая во внимание, что компетенции это некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования: знания, представления, программы (алгоритмы) действий, систем ценностей и отношений, которые затем выявляются в компетентностях человека, обозначим, очертим сначала круг этих основных компетенций, имея в виду их дальнейшие проявления в качестве компетентностей. Всего выделяем 10 основных компетенций (видов).

^ 1. Компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения. Они суть:

  • компетенции здоровьесбережения: знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа; знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода; физическая культура человека, свобода и ответственность выбора образа жизни;

  • компетенции ценностно-смысловой ориентации в мире: ценности бытия, жизни; ценности культуры (живопись, литература, искусство, музыка), науки; производства; истории цивилизаций, собственной страны; религии;

  • компетенции интеграции: структурирование знаний, ситуативно-адекватной актуализации знаний, расширения приращения накопленных знаний;

  • компетенции гражданственности: знания и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свобода и ответственность, уверенность в себе, собственное достоинство, гражданский долг; знание и гордость за символы государства (герб, флаг, гимн);

  • компетенции самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии; смысл жизни; профессиональное развитие; языковое и речевое развитие; овладение культурой родного языка, владение иностранным языком.

^ 2. Компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы:

  • компетенции социального взаимодействия: с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами, конфликты и их погашение, сотрудничество, толерантность, уважение и принятие другого (раса, национальность, религия, статус, роль, пол), социальная мобильность;

  • компетенции в общении: устном, письменном, диалог, монолог, порождение и принятие текста, знание и соблюдение традиций, ритуала, этикета; кросс-культурное общение; деловая переписка; делопроизводство, бизнес-язык; иноязычное общение, коммуникативные задачи, уровни воздействия на реципиента.

^ 3. Компетенции, относящиеся к деятельности человека:

  • компетенция познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации - их создание и разрешение; продуктивное и репродуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность;

  • компетенции деятельности: игра, учение, труд; средства и способы деятельности: планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, исследовательская деятельность, ориентация в разных видах деятельности;

  • компетенции информационных технологий: прием, переработка, выдача информации; преобразование информации (чтение, конспектирование), массмедийные, мультимедийные технологии, компьютерная грамотность; владение электронной, интернет-технологией.

Если представить эти компетенции как актуальные компетентности, то очевидно, что последние будут включать такие характеристики, как:

а) готовность к проявлению компетентности (т.е. мотивационный аспект);

б) владение знанием содержания компетентности (т.е. когнитивный аспект);

в) опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (т.е. поведенческий аспект);

г) отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения (ценностно-смысловой аспект);

д) эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности. Как это отмечается всеми исследователями, компетентность и компетенция очень сложны в их измерении и оценивании. В то же время существующие решения, сопоставления оценки компетентности с оценкой общей культуры человека, его воспитанности позволяют оптимистически решать эту проблему – проблему, связанную с повышением качества образования в общем контексте его гуманизации и новой парадигмы результата образования.


    1. ^ Профессиональная компетентность учителя: значение, содержание, сущность.


«Учитель – не только профессия,

суть, которой транслировать знания,

а высшая миссия сотворения личности,

утверждение человека в человеке».

В. А. Сластенин (22)


Исследователем Л.И. Луценко профессиональная компетентность рассматривается как системное, интегративное единство, синтез интеллектуальных составляющих (когнитивного и деятельностного, включая и обобщенные знания, умения, навыки), личностных характеристик (ценностные ориентации, способности, черты характера, готовность к осуществлению деятельности и т.д.) и опыта. (23)

Особенностью подхода А.К. Марковой является то, что поиск оснований профессиональной компетентности осуществлен в психологии труда учителя, хотя по сути дела дается анализ психолого-педагогической компетентности. Она рассматривает компетентность как соотношение объективно необходимых знаний, умений, навыков, психологических качеств, которыми обладает учитель, и их влияние на процесс и результат педагогической деятельности.

Итак, профессионально компетентным является «такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, в котором достигаются хорошие результаты в обученности и воспитанности школьников ... при этом компетентность учителя определяется также соотношением в его реальном труде того, каковы его профессиональные знания и умения, с одной стороны, и профессиональные позиции, психологические качества – с другой». (24)

А.К. Маркова строит многомерную модель профессиональной компетентности учителя. Эта модель может быть названа психологической, ибо главное внимание в ней уделяется оценке психологических характеристик учителя при осуществлении им учебно-воспитательного процесса и качественных изменений в психическом развитии школьников, которые возникают как результат труда учителя.

В таком же аспекте рассматривает профессиональную компетентность Л.М. Митина, которая пишет: «… мы понимаем профессиональную компетентность более широко, чем принято в психологической литературе, не только в деятельном контексте, но и в контексте всего труда учителя ... иными словами, под педагогической компетентностью учителя мы понимаем гармоническое сочетание знаний предмета, методики и дидактики преподавания, а также умений и навыков (культуры) педагогического общения» (25)

Данное определение дает возможность представить в структуре педагогической компетентности учителя две подструктуры: деятельностную (знания, умения, навыки и способы осуществления педагогической деятельности) и коммуникативную (знания, умения, навыки и способы педагогического общения).

Психологическим условием профессиональной компетентности является, по нашему мнению, осознание учителем необходимости повышения своей общечеловеческой и специальной культуры и тщательной организации общения как основы развития и обучения в школе. Динамика развития профессиональной компетентности учителя определяется сменой репродуктивного выполнения действий и операций творческим, гармонизацией и усложнением деятельностных и коммуникативных компонентов педагогической компетентности.

Пользуясь термином профессионально-педагогическая компетентность, Н.Н. Лобанова характеризует ее как системные свойства личности и выделяет три компонента:

профессионально-образовательный, профессионально-деятельностный и профессионально-личностный, или точнее теоретический, практический, личностный. Главным условием профессиональной компетентности является познавательная активность, имеющая педагогическую направленность. (26)

Другие исследователи понимают под профессиональной компетентностью совокупность (качеств) свойств личности, которые обуславливаются высоким уровнем психолого-педагогической подготовленности (Н.В. Кухарев)(27) и обеспечивают «высокий уровень самоорганизации профессиональной педагогической деятельности (Н.Н. Тарасевич).

Достаточно полное определение профессиональной компетентности дают Л.Н. Захарова, В.В. Соколова, В.М. Соколов: «Под профессиональной компетентностью целесообразно понимать способность эффективно решать практические задачи по социализации развивающейся личности, обеспечению внутренних условий, деятельностной интеграции личности в общество за счет развития ценностных ориентаций, ориентированности в природе, обществе, духовном опыте людей, самом себе, формирование практических умений деятельностной социально желаемой, или, по крайней мере, приемлемой самореализации ...».

Педагогические способности это такие индивидуально-личностные особенности педагога, которые позволяют ему быстро достигать высоких результатов в педагогической деятельности. Исследователи выделяют общие и специальные педагогические способности.

Общие – это способности, необходимые учителю любой специализации:

  • педагогические способности воспитывать детей;

  • способность быть примером и образцом для подражания;

  • способность вызывать у ребенка благородные чувства, желание и стремление быть лучше;

  • способность находить нужный стиль общения;

  • способность вызывать к себе уважение и др.

Как отмечает В.Н.Дружинин, интеллект (как общая способность) лежит в основе других способностей и определяет успешность любой деятельности (28)

Специальные способностинеобходимы учителю конкретного предмета:

  • способность видеть и чувствовать, понимает ли учащийся изучаемый предмет;

  • способность по-разному излагать, правильно строить урок;

  • формировать у учащихся нужную мотивацию учения;

  • способность к самообучению;

  • способность передавать свой опыт;

  • способность строить обучение с учетом индивидуальности учащихся;

  • определять оптимальные средства и методы обучения.

Как отмечает Д.Б.Богоявленская «Специальные способности - есть общие способности, приобретшие оперативность (тонкое приспособление свойств личности к требованиям деятельности) под влиянием деятельности» (29)

Таким образом, профессиональная компетентность педагога это способность педагога к эффективному осуществлению профессиональной деятельности.

Естественно, успешность выполнения деятельности определяют и мотивация, и личностные характеристики. Мотивация достижений педагога является объектом управления и самоуправления. Стержневым образованием личности является самооценка.

Исходя из данного определения, можно вести речь, например, о компетентности педагога к развитию творческих способностей учащихся, к формированию общечеловеческих ценностей, к воспитанию здорового образа жизни, к саморазвитию воспитателя, учителя, методиста или в целом педагогического коллектива школы.

Н.В.Кузьмина определяет педагогические способности как индивидуальные психологические предпосылки успешности педагогической деятельности (30)

Компетентности зависят от контекста и связаны с конкретными целями образовательного учреждения, спецификой деятельности и наличным опытом педагога. Как справедливо отмечает Д.Б. Богоявленская «В ходе профессионализации изменяется компонентный состав способностей, детерминирующих успешность деятельности, усиливается теснота связей способностей, входящих в структуру, и увеличивается их общее число». (31)

В теории педагогического образования понятие «профессиональная компетентность» обозначает совокупность профессионально обусловленных требований к учителю и употребляется с такими терминами, как «квалификационная характеристика», «профессиограмма личности», «профессиональная готовность», «профессионализм».

В общем, характеризуя одну и ту же проблему, названные педагогические категории имеют особые смысловые оттенки и употребляются в разных контекстах.

Наиболее близки между собой понятия «готовность» и «компетентность», но не тождественны. Если готовность есть характеристика потенциального состояния, позволяющего учителю войти в профессиональное сообщество и развиваться в «профессиональном» отношении, то компетентность может выявиться только в реальной деятельности, воплотившись из внутреннего во внешнее.

В.А. Сластенин считает, что под педагогической компетентностью учителя можно понимать «единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности».(32) Структура профессиональной компетентности рассматривается в его работе через педагогическое умение, что не совсем верно, потому что умения еще не показывают степень профессиональной компетентности.

И.А. Колесникова (Колесникова И.А. О феномене педагогического мастерства») считает, что профессионально-педагогическая компетентность – это интегральная профессионально-личностная характеристика, определяющая готовность и способность выполнять педагогические функции в соответствии с принятыми в социуме в конкретно-исторический момент нормами, стандартами, требованиями.

Этой же точки зрения придерживается и Н.Е. Костылева. Она утверждает, что профессиональная компетентность учителя – «…это сложное индивидуально-психологическое образование на основе интеграции опыта, теоретических знаний, практических умений и значимых личностных качеств, обуславливающее готовность учителя к актуальному выполнению педагогической деятельности» (33)

По утверждению М.Н. Карпетовой «формирование педагогической компетентности идет по трем направлениям:

а) изменение всей системы деятельности, ее функций и иерархического строения (выработка соответствующих навыков, развитие специфических способов выполнения деятельности).

б) изменение личности субъекта (моторика, речь, формы общения, эмоциональность, внимание, память, мышление, эмоционально-волевая сфера).

в) изменение соответствующих компонентов установки субъекта по отношению к объекту деятельности (интерес к объекту, осознание его значимости, познание своих реальных возможностей влияния на объект» (34)

В.А. Адольф в своей статье «Формирование профессиональной компетентности будущего учителя выделяет мотивационный, целеполагающий и содержательно-опережающий компоненты (35)

Мотивационный компонент профессиональной компетенции учителя детерминирован системой его побудительных сил, определенных потребителей, притязаний, поощрений.

Целеполагающий компонент профессиональной компетенции учителя включает в себя доминанту его педагогического менталитета и мировоззрения, систему его личностных смыслов, содержание которых ориентировано на изменение ценности педагогической деятельности.

Содержательно-операционный компонент в профессиональной компетентности характеризует его как творца, исследователя, конструктора.

Исходный показатель профессионально-педагогической компетентности – отношение к человеку, ибо работа учителя – это работа в системе «человек - человек». Именно поэтому такой компонент, как личностно-гуманистическая ориентация, представлен сегодня центральным в структуре профессионально-педагогической компетентности как интегральной профессионально-личностной характеристики. Подлинного профессионала в сфере образования отличает также умение системно воспринимать педагогическую реальность и системно в ней действовать. Именно это свойство обеспечивает возможность целостного, структурированного видения логики педагогической системы, облегчает конструирование целесообразной деятельности (И.А.Колесникова).

Профессионально-педагогическая компетентность дает свободную ориентацию в предметной области, ограниченной в каждом конкретном случае для носителя педагогической профессии в зависимости от его специальности и специализации. Несомненно, что компетентность предполагает владение современными педагогическими технологиями, связанными, по крайней мере, с тремя моментами, очень важными для учителя:

1) культурой коммуникации при взаимодействии с людьми,

2) умением получать информацию в своей предметной области, преобразуя ее в содержании обучения и используя для самообразования,

3) умением передавать свою информацию другим.

Все названные составляющие профессионально-педагогической компетентности тесно переплетаются, образуя сложную структуру, формирующую «идеальную модель» специалиста, определяя его личностно-деятельную характеристику, поскольку компетентность может быть оценена только в ходе деятельности и только в рамках конкретной профессии.

В качестве основных компонентов профессионально-педагогической компетентности можно рассматривать три блока:

  1. психолого-педагогическую грамотность;

  2. психолого-педагогические умения;

  3. профессионально личностные качества, т. е. такие качества, которые неотделимы от самого процесса педагогической деятельности, которые неизбежно вырастают из характера этой деятельности.

Таким образом, мы будем считать, что профессионально-педагогическая компетентность – это обобщенное личностное образование, включающее в себя высокий уровень его теоретико-методологической, психолого-педагогической, методической и практической подготовки, средство решения педагогических задач и критерий становления педагога-профессионала.

В структуре профессиональной компетентности учителя А.К. Маркова выделяет четыре блока:

«а) профессиональные (объективно необходимые) психологические и педагогические знания;

б) профессиональные (объективно необходимые) педагогические умения;

в) профессиональные психологические позиции, установки учителя, требуемые от него профессией;

г) личностные особенности, обеспечивающие овладение учителем профессиональными знаниями и умениями» (36). В более поздней работе А.К. Маркова уже выделяет специальную, социальную, личностную и индивидуальные виды профессиональной компетенции (37).

В этот же период Л.М. Митиной было продолжено исследование Л.А. Петровской в плане акцента на социально-психологический (конфликтология) и коммуникативный аспекты компетентности учителя. Согласно Л.М. Митиной, понятие «педагогическая компетентность» включает «знания, умения, навыки, а также способы и приёмы их реализации в деятельности (саморазвитии) личности».(38) Соответственно, автор выделяет две подструктуры: деятельностную и коммуникативную.

Профессионально-педагогическая компетентность, по Н.В. Кузьминой, включает пять элементов или видов компетентности (39)

Это:

1. Специальная и профессиональная компетентность преподаваемой дисциплины.

2. Методическая компетентность в области способов формирования знаний, умении учащихся.

3. Социально-психологическая компетентность в области процессов общения.

4. Дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей учащихся.

5. Аутопсихологическая компетентность в области достоинств и недостатков собственной деятельности и личности.

^ Специальная компетентность включает глубокие знания, квалификацию и опыт деятельности в области преподаваемого предмета, по которому ведется обучение; знание способов решения технических, творческих задач.

^ Методическая компетентность включает владение различными методами обучения, знание дидактических методов, приемов и умение применять их в процессе обучения, знание психологических механизмов усвоения знаний и умений в процессе обучения.

^ Психолого-педагогическая компетентность предполагает владение педагогической диагностикой, умение строить педагогически целесообразные отношения с обучаемыми, осуществлять индивидуальную работу на основе результатов педагогической диагностики; знание возрастной психологии, психологии межличностного и педагогического общения; умение пробуждать и развивать у обучаемых устойчивый интерес к выбранной специальности, к преподаваемому предмету.

^ Дифференциально-психологическая компетентность включает умение выявлять личностные особенности, установки и направленность обучаемых, определять и учитывать эмоциональное состояние людей; умение грамотно строить взаимоотношения с руководителями, коллегами, учащимися.

^ Аутопсихологическая компетентность подразумевает умение осознавать уровень собственной деятельности, своих способностей; знание о способах профессионального самосовершенствования; умение видеть причины недостатков в своей работе, в себе; желание самосовершенствования.

Другими исследователями выделяются также:

^ Социальная компетентность – это способность брать на себя ответственность и принимать решения, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем, продуктивно взаимодействовать с представителями других культур и религий.

^ Информационная компетентностьвключает в себя владение новыми информационными технологиями.

Коммуникативная компетентность предполагает знание иностранных языков, высокий уровень культуры речи, способности к общению, специфическим образом выступающей в сфере взаимодействия, связанного с обучением и воспитанием детей.

^ Экологическая компетентностьзнание законов развития природы и общества, экологической ответственности за профессиональную деятельность.

Валеологическая компетентность, означающая наличие знаний и умений в области сохранения здоровья учащихся и своего здоровья, в вопросах здорового образа жизни (40)

Наиболее четкое определение профессионально-педагогической компетентности дано у С.С. Татарченковой, утверждающей, что «профессиональная компетентность – это сложная многогранная характеристика педагога. Это - многофакторное явление, включающее в себя систему знаний, умений учителя, его ценностные ориентации, интересы, речь, стиль общения, отношение к себе, своей деятельности, смежным областям знаний. В структуре компетентности могут быть различные компоненты, такие как:

  • профессионально-личностный, отражающий способности к педагогической деятельности, ценностные ориентации, профессиональные установки, мотивы и другие качества, определяющие творческую активность учителя;

  • образовательный компонент, включающий профессиональные знания по основам наук: предметно-научные, психолого-педагогические, методические, общекультурные и др., сведения о соответствующем опыте практической деятельности;

  • концептуальный, свидетельствующий об умениях учителя проектирования деятельности, т.е. владение учителем системным подходом деятельности;

  • деятельностный компонент, включающий в себя практические умения и навыки, обеспечивающие реализацию замыслов и проектов деятельности учителя, т.е. умение учителя претворять в жизнь идеи.

Повышение профессиональной компетентности учителя должно быть в основе содержания методической работы» (41)



    1. ^ Ключевые компетентности.


Анализ исследований по данной проблеме показал, что нет и единого понимания термина «ключевые компетенции», тем более что это словосочетание все шире используется как новый подход к конструированию общеобразовательных стандартов.

Что же представляют собой ключевые компетентности? Авторы стратегии модернизации содержания общего образования характеризуют ключевые компетентности как набор компетентностей, имеющих следующие признаки: многофункциональность, надпредметность и междисциплинарность, многомерность, требуют значительного интеллектуального развития (42)

К ключевым компетентностям гражданина современного общества исследователи относят:

  • готовность делать осознанный и ответственный выбор,

  • технологическая компетентность,

  • готовность к самообразованию (образованию через всю жизнь),

  • информационная компетентность,

  • социальная компетентность (готовность к продуктивному социальному взаимодействию),

  • коммуникативная компетентность.

Готовность делать осознанный и ответственный выбор:

  • определить свои приоритеты,

  • поставить цели и соотнести их с устремлениями других людей,

  • спланировать результат своей деятельности,

  • разработать алгоритм его достижения,

  • проанализировать ситуацию,

  • оценить результаты своей деятельности в контексте существующей ситуации и соотнести их со своими жизненными планами.

Наличие этой компетентности позволяет выявить проблему, принять взвешенное решение и взять на себя ответственность за него, обеспечить своими действиями воплощение этого решения в жизнь.

Технологическая компетентность:

  • понять инструкцию, описание технологии, алгоритма деятельности,

  • действовать согласно инструкции, описания технологии, алгоритма,

  • иметь установки, не позволяющие нарушать технологию деятельности

Наличие этой компетентности позволяет осваивать и грамотно выполнять любые технологии в профессиональной деятельности и осваивать новые способы деятельности в обыденной жизни.

Готовность к самообразованию:

  • выявлять пробелы в своих знаниях и умениях, возникающие при решении новых задач,

  • грамотно формулировать запрос на информацию,

  • оценивать необходимость той или иной информации для своей деятельности,

  • осуществлять информационный поиск с использованием различных средств,

  • извлекать информацию из источников разных видов, представленных на разнообразных носителях

Наличие этой компетентности позволяет гибко изменять свою профессиональную квалификацию, быть адекватным меняющимся жизненным ситуациям.

Информационная компетентность:

  • интерпретировать, систематизировать, критически оценивать, анализировать полученную информацию с позиции решаемой задачи,

  • использовать полученную информацию при планировании и реализации своей деятельности в той или иной ситуации,

  • представлять имеющуюся информацию ее в различных формах и на различных носителях, в соответствии с запросом потребителя информации.



Наличие этой компетентности позволяет человеку быть успешным в современном информационном обществе, в котором на него «обрушивается» огромный информационный поток, принимать осознанные решения на основе критически осмысленной информацию.

Социальная компетентность:

  • соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп,

  • привлекать других людей и социальные институты к решению поставленных задач,

  • продуктивно взаимодействовать с членами группы (команды), решающей общую задачу,

  • анализировать и разрешать противоречия, препятствующие эффективности работы коллектива.

Наличие этой компетентности позволяет человеку использовать ресурсы других людей и социальных институтов для решения своих задач, достигать результатов в профессиональной деятельности, независимо от личных симпатий и антипатий в коллективе.

Коммуникативная компетентность:

  • ставить цели устной и письменной коммуникации,

  • грамотно оформлять необходимые в профессиональной и обыденной жизни документы,

  • представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т.п.) других людей.

Наличие этой компетентности позволяет человеку и достигать поставленных целей коммуникации: получать необходимую информацию от других людей и организаций, убеждать, влиять на принятие решений и т.п.

В одних работах термин «ключевые» выступает как синоним слову «общие» и тогда возможно противопоставление «ключевых компетенций» «профессиональным компетенциям».

А в других исследованиях понятие «ключевые» синонимично понятию «базовые» и тогда возможно использовать словосочетание «ключевые профессиональные компетенции», что невозможно в первом случае. (43)

В. Н. Введенский характеризует проявление ключевой компетентности "не только в решении узкопрофессиональных задач, но и в том, как человек воспринимает, оценивает, понимает мир за пределами своей профессии".

Разработчики проекта "Модернизация образования: перспективные разработки" выделили в качестве ключевых компетентностей следующие: коммуникативную компетентность и компетентность в решении проблем (выявление причин проблемы, предложение идеи её решения с подбором адекватных средств) (А. Каспржак).

Авторы международного проекта "Определение и отбор ключевых компетентностей" отнесли к ключевым компетентностям: автономное рефлексивное действие, интерактивное использование средств, участие в работе неоднородных групп, критическое мышление, решение задач.

Ключевые компетентности характеризуются тем, что они позволяют решать сложные нестандартные задачи - разные задачи одного поля (полифункциональность), задачи из предметных областей человеческой деятельности (междисциплинарность и надпредметность), что требует от специалиста высокого уровня развития умственных и познавательных способностей (многомерность) - интеллектуальная компетентность.

При переходе к информационному обществу, характеризующемуся постоянным ростом объема знаний (информации), все более важным для педагога становится ориентироваться в информационных потоках - обладать информационной компетентностью. Для эффективной обработки информации, решения профессиональных задач используют компьютерные технологии, которые стали неотъемлемой частью современного общества и оказывают существенное влияние на процессы обучения и систему образования в целом. Педагог как полноценный член общества, активно участвующий в социальной жизни - социальная компетентность.

Для педагога профессионально значимы педагогическое общение, способности эмоционально-волевой сферы, включаемые в коммуникативную и эмоциональную компетентности. Владение и применение навыков целеполагания, планирования, прогнозирования, привлечение адекватных методов, способов определяют педагогическую компетентность.

И. Д. Фрумин считает адекватными для развития ключевых компетентностей проектную работу и различные индивидуализированные формы обучения (44)

Реализация педагогической деятельности требует развития ключевых компетентностей - интеллектуальной, эмоциональной, коммуникативной, социальной, педагогической, что стимулирует профессиональное саморазвитие, самосовершенствование, реализацию творческого потенциала.

  1   2   3




Похожие:

Профессиональная iconПрофессиональная переподготовка профессиональная переподготовка – это
Этим данная форма обучения отличается от второго высшего образования, которое длится несколько лет, значительно дороже и насыщено...
Профессиональная iconДисциплина Профессиональная этика и этикет Число недель
Рейтинг-план освоения дисциплины «Профессиональная этика и этикет» в течение семестра
Профессиональная iconМенеджмент мбо профессиональная переподготовка
Профессиональная переподготовка по Федеральной программе подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ...
Профессиональная iconЦель: ориентация учащихся в мире профессий с учётом соответствующих пвк специалистов. Задачи: образовательная: познакомить обучающихся с понятиями «профессиональная пригодность»
Тема: Профессиональная пригодность и профессионально важные качества или что надо узнать о профессиях
Профессиональная iconРабочая программа дисциплины русский язык как иностранный: профессиональная сфера
Профиль подготовки (специализация, программа) Профессиональная сфера общения на иностранном (русском) языке (подготовка магистров...
Профессиональная iconРабочая программа дисциплины русский язык как иностранный: профессиональная сфера
Профиль подготовки (специализация, программа) Профессиональная сфера общения на иностранном (русском) языке (подготовка магистров...
Профессиональная iconПояснительная записка «Твоя профессиональная карьера»
«Твоя профессиональная карьера» (8 класс) составлена на основе Минимума содержания образования регионального компонента основного...
Профессиональная iconПоложение о Республиканском конкурсе психолого-педагогических программ «Профессиональная перспектива»
Настоящее положение определяет цели и задачи Республиканского конкурса психолого-педагогических программ «Профессиональная перспектива»...
Профессиональная iconСрочная профессиональная помощь! Медкабинет «мир надежды»
Если боль не отпускает ни на минуту… Если она мешает сидеть, стоять, дышать… Если боль в спине мешает жить, Вам необходима срочная...
Профессиональная iconПринципы построения интерфейсов из Глава из книги «Shareware: профессиональная разработка и продвижение программ»
Из книги «Shareware: профессиональная разработка и продвижение программ». Станислав Жарков
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы