Учение с увлечением icon

Учение с увлечением



НазваниеУчение с увлечением
Дата конвертации09.05.2013
Размер98.62 Kb.
ТипДокументы
скачать >>>

Учение с увлечением

Однажды старый башмачник обнаружил, что если вечером перед сном он вырежет из кожи заготовки для обуви и разложит их на столе, то утром на столе будут стоять башмаки. Пока он спал, кто-то выполнял за него часть работы. И это случалось только тогда, когда мастер вечером подготавливал выкройки из кожи для завтрашнего дня. Ему стало очень любопытно, как же это происходит, что к утру у него уже есть несколько пар готовой обуви. И однажды ночь он, как обычно, разложил заготовки на столе и спрятался И когда часы пробили полночь, откуда ни возьмись, на столе появились маленькие человечки-гномы, которые быстро сшили из подготовленных кусочков новые туфли. На следующее утро пришёл подмастерье и удивился, когда же это мастер успел сделать столько отличных башмаков. И тогда мастер сказал ему: «Всё дело в заготовках. Сделай их сегодня, и завтра твои дела пойдут успешнее».

Эта психологическая метафора не только о старом и мудром башмачнике, но и о нас, учителях.

Одна из задач, стоящих перед нами, подготовить выпускников к успешной сдаче ЕГЭ.

Поэтому очень важно думать о том, какими будут наши «заготовки», предлагаемые ученикам.

Мне кажется, главное, чтобы они не превратили детей в стандартно мыслящие существа, лишённые индивидуальности. Значит, уроки должны быть интересными, настраивающими школьников на изучение русского языка и литературы.

Рассмотрим некоторые приёмы успешного обучения языку.

Известный французский писатель Анатоль Франс сказал: «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке». Знакомя с толковыми словарями, стараемся пробудить интерес к отдельно взятому слову. На помощь приходит игра.

^ I Игра «Паутина слов»

Задание: соедините слова нужной линией.

Слова с противоположным значением: _____________

Слова, близкие по значению: _ _ _ _ _ _ _

  1. Бессердечность
    Жестокость
    Равнодушие

  2. Верность
    Преданность

  3. Вежливость

  4. Жадность
    Скупость

  5. Искренность
    Правдивость
    Честность
    Доброта
    Отзывчивость
    Сердечность
    Чуткость
    Измена
    Неверность
    Предательство
    Грубость
    Невежливость
    Щедрость
    Лживость
    Неискренность
    Нечестность

Игра «Паутина слов» помогает детям реально представить семантические связи слов, что способствует усвоению новой лексики.

^ II Игра «Аналогии»

Задание: подобрать по аналогии подходящее по смыслу слово.


  1. Не дать игрушку - … (жадность)
    Подарить игрушку - … (щедрость)

  2. Друг - … (верность)
    Предатель - … (неверность, измена, предательство)

  3. Говорить правду - … (правдивость)
    Лгать - … (лживость).

^ III Игра «Продолжи строку»

Задание: дополни строку новыми словами-определениями, словосочетаниями, красивыми небольшими предложениями.

Природа осенью

а) погода – тёплая, великолепная

б) деревья, кустарники – с пышной золотой листвой, …

в) птицы – взволнованны, печальны, …

г) поля – одиноки, пусты, …

Цветы – весело красуются, дополняют сочными красками художницу-осень, …

е) водоёмы – серые, непроглядные, …

Эти виды работы нравятся учащимся. Дети рады творить и делают это с удовольствием. А учитель понимает и знает, что такой вид деятельности способствует расширению кругозора, учит вдумчивости, развивает мышление, пополняя словарный запас.

^ IV Игра «Кто быстрее»

Ассистенты.

Группа 1

  1. Потренируйтесь в использовании синонимов и замените повторяющиеся слова в тексте:

Встретился мне один молодой писатель.

  • Хочешь, я прочту тебе мой новый рассказ? – сказал он.

  • Конечно, - сказал я.

  • Ну как, нравится? – сказал он, кончив чтение.

  • Я скажу тебе правду, - сказал я.

  • Скажи, сказал он.

  • Во-первых, у тебя в каждой строчке «сказал я», да «сказал он», - сказал я ему.

  • Сейчас можно говорить «сказал я» и «сказал он», - сказал он.

  • Во-вторых, тебе нечего сказать, - сказал я.

  • Я сказал всё, что хотел сказать, - сказал он.

  • Чем такое говорить, лучше вообще ничего не говорить, - сказал я.

  • Ну что сказать о человеке с таким вкусом? – сказал он.

  • Я сказал, что думал, - сказал я.

  • Правду мне сказали, что ты кретин, - сказал он.

  • Повтори, что ты сказал? – сказал я.

  • Что сказал, то и сказал, - сказал он.

  • Ещё слово скажешь? – сказал я.

  • Скажу ещё больше, - сказал он.

  • Ну что такому скажешь! – сказал я сам себе. – С ним бесполезно говорить: он всё равно скажет, что всё сказанное им бесспорно.

  1. Отгадайте загадки с использованием омонимов:

В тетради я бываю

Косая и прямая.

В другом своём значении

Я планка для черчения.

И, наконец, порою

В шеренгу вас построю.

Первая в норке иль в щёлке живёт,

Кот её выхода радостно ждёт.

Дружит вторая с компьютером нашим,

Держат в руках её Кати и Маши.

Ну а под третью, коль что-то болит,

Градусник ставит всегда Айболит.

  1. Исключите лишнее слово и объясните свой выбор:

Алфавит, азбука, чистописание.

  1. Найдите антонимы:

Велик телом, да мал делом.

Язык длинный, мысли короткие.

Группа 2

  1. О каком языковом явлении говориться в стихотворении Я. Козловского? Свой ответ аргументируйте.

День вступил в свои права,

Постучались в дверь слова.

Я открыл им.

Что за чудо?

Предо мною близнецы.

Я спросил их:

- Вы откуда появились, молодцы?

Отвечали мне слова:

- Заверяем, голова, что и раньше с нами встречи

Ты имел наверняка.

Мы слова из русской речи,

Из родного языка.

Одинаково нас пишут, одинаково нас слышат.

Но важна не только внешность,

Потому не торопись,

Не всегда нужна поспешность,

Ты до смысла доберись.

Наподобие начинки,

Смысл запрятан в серединке.

Скажем лицам вопреки,

Мы по смыслу далеки.

- Как называются эти «слова из русской речи»?

-Что они обозначают?

- Приведите примеры таких слов.

  1. Отгадайте загадки с использованием омонимов:

Первые все мы в игре набираем,

Если их больше – в игре побеждаем.

Зренье вторые нам все улучшают,

Летом от солнца глаза защищают.

Первое шумно из пушки стреляет.

Ну а второе спортсмены метают.

Третье в скорлупке ореха найдёшь,

Если зубами его разгрызёшь.

  1. Исключите лишнее слово и объясните свой выбор:

Ураган, дождь, буря.

  1. Найдите антонимы:

Личико беленько, да ума маленько.

Молодость плечами покрепче, старость головою.

Группа 3

  1. Исправьте ошибки в предложениях с паронимами:

    • Олег одел плащ и поспешил на работу.

    • Через три года мы встретились с Петей, но он меня не признал.

    • Личность моего друга изменилась за эти годы до неузнаваемости.

    • Туристы блудили в лесу полдня.

    • Книга – источник познания, её добротное содержание будет воспитывать нашу молодёжь, прививать душевность.

  2. Отгадайте загадки с использованием омонимов:

Первую находим, вычисляем,

Много формул для неё мы знаем.

На второй же митинги, парады,

Погулять по ней всегда мы рады.

Первую утром девчонки плетут,

Сено косить все вторую берут,

Третья у речки песчаной бывает.

Кто это слово быстрей отгадает?

  1. Исключите лишнее слово и объясните свой выбор:

Шалун, тихоня, озорник.

  1. Найдите антонимы:

Маленькое дело лучше большого безделья.

Стар дед, да душа молода.

Группа 4

  1. Найдите в стихотворении слова, близкие по смыслу. Как в русском языке называют такие слова? Что они обозначают?:

Бураны, вьюги и метели,

Как много с ними канители,

Как много шума, толкотни,

Как надоели мне они! –

Как ворчал мороз угрюмый

И речку в лёд сковал без шума.

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мёрзнет в жару.

Дуб дождя и ветра вовсе не боится.

Кто сказал, что дубу страшно простудиться?

Ведь до поздней осени дуб стоит зелёный,

Значит, дуб выносливый, значит, закалённый.

  1. Отгадайте загадки с использованием омонимов:

Первая ярко на небе сверкает,

Дождь и грозу нам она предвещает.

А вот вторую в одежде найдёте,

Быстро со скрипом её застегнёте.

Первый можно завязать,

Если папин галстук взять.

А второй, словарь листая, -

Мера скорости морская.

  1. Исключите лишнее слово и объясните свой выбор:

Бросать, кидать, ловить.

  1. Найдите антонимы:

Смелый там найдёт, где трус потеряет.

Старых почитай, молодых поучай.

^ V «Слово магнит»

Оригинальный приём, позволяющий по-новому представить слово – слово живое, очеловеченное.

Суть игры

Договоримся отмечать добрые слова знаком «+», а злые – знаком «-». Произнесите любое слово и запишите его. Какой у него знак? Что помогло сделать такой вывод? Представьте, что это слово превратилось в магнит. Какие слова он притянет?

    • Когда ученик соберёт слова, он должен объяснить, почему подобрал именно эти слова, и, опираясь на «поле слов» написать небольшой текст.

    • Оттолкнувшись от пословицы, данной учителем, написать небольшой рассказ, поучительную сказку, текст-рассуждение.

    • Дети любят фантазировать. Предложим им: превратись в дом или мяч и т.д. Что чувствуешь, превратившись в столь неожиданный предмет? Запиши свои мысли в форме маленького рассказа.

^ VI Проба пера

На доске записываются две стихотворные строчки. За определённое количество времени нужно продолжить, завершить начатое.

VII От цитаты-высказывания к собственному тексту-рассуждению

Цитат нужно давать несколько, чтобы каждый мог найти интересную для себя.

^ VIII Рассказы из серии «Почемучка»

О чём могут рассказать дома? Что вызовет улыбку? Может ли плакать Земля? И т.п. Умные темы творческих работ заставляют учеников мыслить серьёзно, глубоко, по-взрослому.

^ IX Диктант на одну букву

Придумать и записать текст, используя в нём только слова, начинающиеся на одну букву (за исключением служебных слов).

X Зарубежный друг собирает русские пословицы и поговорки

Представь, что у тебя есть друг из Америки (страна любая). Постарайся объяснить ему в простой, доходчивой форме на конкретном примере смысл пословицы, которой он заинтересовался.

Введение элементов игры в обычную учебную деятельность учащихся повышает их заинтересованность, формирует положительные мотивы учения. Игры позволяют отрабатывать практические умения и навыки, обеспечивают высокий уровень мыслительной, эмоциональной, поведенческой активности учащихся.

Ученик в процессе игры получает удовольствие от расширения своего кругозора, от умения воспользоваться своими знаниями и обогатиться знаниями других. Любая игра сплачивает, рождает сотрудничество, создаёт условия для взаимопомощи. Особенную помощь игра приносит слабоуспевающим детям, так как в процессе игры и подготовки к ней у них появляется повышенная учебная мотивация.

У игры свои правила. В финале всегда выявляются «лучшие», которые обязательно отмечаются похвалой или поощрительными призами. Высокую эффективность приносят игры, если они проводятся не от случая к случаю, а систематически.

Игра помогает учителю оценить: как усвоена тема, каковы возможности учащихся, кому следует в большей или меньшей мере оказать педагогическую поддержку.

^ И как итог работы со словом - проект «Энциклопедия слова». Само слово «проект» означает, по мнению учёных, «помеху, препятствие, задачу, вопрос». Помеха на пути идущего заставляет остановиться, задуматься и принять какие-то меры.

Мои ученики также остановились перед задачей: увидеть как через родное, такое, казалось бы, знакомое слово, в языке отражается жизнь народа.

Слова подбирали сами, задача учителя – следить за тем, чтобы слова не повторялись.

Каждому была дана схема-план работы со словом.

Следующий этап – поиск информации. Учились работать со словарями разных видов, с художественной литературой. Поняли, что компьютер – это не только игры, но и серьёзный помощник в работе. Сделали некоторые «открытия, касающиеся Интернета. Узнали, что существуют библиотечные каталоги, что обмен информацией с другими людьми (библиотекарями, учителями, родителями) весьма продуктивен.

Всесторонне исследовав слово, некоторые ученики написали не сочинение, а стихотворение (так заинтересовала работа).

Затем, после обработки материала, презентация проектов, так как именно на презентации появляется ощущение завершённости. Этот этап необходим для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов.

Данная работы по использованию проектного метода у меня первая, но хотелось бы отметить достоинства этой технологии:

  • повышение мотивации учащихся в учёбе,

  • получение навыков самостоятельного поиска и обработки информации,

  • повышение самооценки учащихся,

  • развитие творческих способностей,

  • получение навыков презентации себя и своей работы.

Для учителя – горящие глаза его учеников.


Приложение – исследовательские проекты учащихся:

в печатном виде – Энциклопедия слова «Семья»,

в электронном - Энциклопедия слова «Лошадь», «Семья».






Похожие:

Учение с увлечением iconСимон Львович Соловейчик. «Учение с увлечением»
Да какой это роман! — возмутится читатель, пере­листав страницы книги. — Это не роман, а обман!
Учение с увлечением iconАнимация один из наиболее интересных для детей способов работы с изображением. Учащиеся часами готовы сидеть у телевизора и с увлечением смотреть любимые мультфильмы
Учащиеся часами готовы сидеть у телевизора и с увлечением смотреть любимые мультфильмы. С не меньшим увлечением ребята занимаются...
Учение с увлечением iconДокументы
1. /Русский с увлечением/Синонимы.doc
2. /Русский...

Учение с увлечением iconТомский государственный педагогический университет Центр новых образовательных технологий
Учащиеся часами готовы сидеть у телевизора и с увлечением смотреть любимые мультфильмы. С не меньшим увлечением ребята занимаются...
Учение с увлечением iconДистанционное обучение на основе Интернета: где мы и куда идём? Учение с Увлечением Аннотация
А ведь именно информационно-коммуникационные технологии при правильном и рациональном их применении на уроках и во внеурочное время...
Учение с увлечением iconРабочая программа дисциплины геоэкология
Пререквизиты: биология, география, почвоведение и экология почв, общая экология, экология человека и социальная экология, учение...
Учение с увлечением iconРабочая программа дисциплины ландшафтоведение
Пререквизиты: «География», «Учение об атмосфере», «Учение о гидросфере», «Учение о биосфере»
Учение с увлечением iconРабочая программа дисциплины учение об атмосфере
Кореквизиты: «Почвоведение и экология почв», «Учение о гидросфере», «Учение о биосфере»
Учение с увлечением iconС. Соловейчик Учение с увлечением
Ну, скажем, катание на коньках, Если мы лю­бим кататься, значит, мы вполне прилично держимся на льду, не хуже других, и уж, во всяком...
Учение с увлечением iconРабочая программа дисциплины основы природопользования
Пререквизиты: «Геоэкология» «География», «Ресурсы земли», «Учение об атмосфере», «Учение о гидросфере», «Учение о биосфере»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы