Изучение влияние массы школьного портфеля на развитие заболеваний опорно-двигательной системы учащихся icon

Изучение влияние массы школьного портфеля на развитие заболеваний опорно-двигательной системы учащихся



НазваниеИзучение влияние массы школьного портфеля на развитие заболеваний опорно-двигательной системы учащихся
Ежов К. В
Дата конвертации08.05.2013
Размер107.46 Kb.
ТипРеферат
скачать >>>


Региональная научно-практическая конференция обучающихся Оймяконского улуса

«Шаг в будущее»


Изучение влияние массы школьного портфеля на развитие заболеваний опорно-двигательной системы учащихся


Выполнили: Лыгина Алена,

Нарсеев Николай

учащиеся 10 б класса

МОУ «Усть-Нерская гимназия» Руководитель: Ежов К. В.

учитель химии и биологии

МОУ «Усть-Нерская гимназия»


Усть-Нера - Томтор

2010


Содержание Стр.

  1. Введение .......................................................................................3-4

  2. Литературный обзор ....................................................................5-8

  3. Результаты работы .......................................................................9-11

  4. Выводы .........................................................................................12

  5. Список литературы ......................................................................13

  6. Приложение



Введение

К нагрузкам на растущий организм предъявляются особые требования. Формирование скелета при чрезмерных нагрузках может происходить с нарушениями, ведущими к появлению таких серьезных заболеваний опорно-двигательной системы как сколиоз лордоз, кифоз. Медики связывают рост количества ортопедических заболеваний у школьников именно с превышением норм веса ранцев вместе с содержимым. Избыточный вес портфеля увеличивает опасность искривления позвоночника, заболеваний суставов рук, плоскостопия, повышает травмоопасность, а утомление плохо сказывается на трудоспособности учеников. Для учащихся школ, основную нагрузку на систему опоры и движения оказывает вес школьного портфеля и вес верхней одежды. Очевидно, что в условиях «Крайнего Севера», где зимой температура опускается ниже 60 градусов, усталость организма учащихся наступает раньше, чем у сверстников, проживающих в иных климатических условиях. Причины разнообразны кислородное голодание, большая масса верхней одежды, невозможность длительных прогулок после школы на свежем воздухе. Для снижения общей массы нагрузки, важно внимательно относиться к той части массы, которую возможно регулировать. В нашем случае это масса портфеля. Основной содержательный компонент портфеля это учебники. Исследуя соотношения массы обязательных и необязательных компонентов составляющих школьный портфель, массу верхней одежды, можно определить степень риска как для класса в целом, так и для отдельного ученика, а главное, разработать ряд действий и мероприятий, направленных на уменьшение нагрузки на формирующуюся опорно-двигательную систему.



Поэтому целью нашей работы является исследование соответствия веса школьного портфеля, весу ученика и влияние такого показателя на развитие опорно-двигательной системы учащихся проживающих в экстремальных условиях «Полюса Холода».


Исходя из цели проекта, были сформулированы следующие задачи:

  • Изучить литературу по данному вопросу

  • Разработать методику определения соответствия массы ученика массе портфеля и одежды с учетом проживания в особых условиях Полюса Холода;

  • Измерить вес: учащихся, учебников, вес портфелей без книг и вес в верхней одежде вместе с портфелями;

  • По результатам работы дать рекомендации: учащимся, педагогам, родителям или законным представителям;


^ Гипотеза исследовательской работы:

С помощью разработанной методики, произведя соответствующие измерения можно определить группу риска, в которой, в случае исполнения рекомендаций, возможны положительные изменения, т.е. снижение опасности возникновения заболеваний опорно-двигательной системы.


^ Методы исследования:

Измерение веса школьников производилось электронными напольными весами. При этом школьники находились в обычных условия в учебной одежде и в сменной обуви. В эксперименте принимали участие обучающиеся с 1 по 6 класс, для изучения динамики показателей использовались учащиеся 8,10,11 классов. Вес портфелей измерялся безменом. Для измерения веса учебников - использовались рычажные весы.


К системе органов движения относят кости (скелет), связки, суставы и мышцы. Кости, связки и суставы являются пассивными элементами органов движения. Активной частью аппарата движения являются мышцы. Система органов движения - единое целое: каждая часть и орган формируются и функционируют в постоянной связи и взаимодействии друг с другом. Скелет образует структурную основу тела и определяет в значительной мере его размер и форму. Такие части скелета, как череп, грудная клетка и таз, позвоночный столб, служат вместилищем и защитой жизненно важных органов - мозга, легких, сердца, кишечника и др. Еще недавно считалось, что роль скелета в организме человека ограничена функцией опоры тела и участием в движении. Отсюда произошел термин «опорно-двигательный аппарат». В настоящее время установлено, что функции скелета значительно шире. Скелет активно участвуют в обмене веществ, в частности в поддержании на определенном уровне минерального состава крови. Кроме того, ряд веществ, входящих в состав костей (кальций, фосфор, лимонная кислота и др.), при необходимости легко вступает в обменные реакции. Большинство мышц прикрепляется к костям. Мышцы включают кости скелета в движение и совершают работу. Многие мышцы, окружая полости тела, защищают внутренние органы. В организме человека насчитывают около 600 скелетных мышц. Мышечная система составляет значительную часть обшей массы тела человека. Если у новорожденных масса всех мышц составляет 23% массы тела, а в 8 лет - 27%, то в 17-18 лет она достигает 43-44%, а у спортсменов с хорошо развитой мускулатурой - даже 50%. За весь период роста ребенка масса мускулатуры увеличивается в 35 раз. В период полового созревания (12-16 лет) наряду с удлинением трубчатых костей удлиняются интенсивно и сухожилия мышц. Мышцы в это время становятся длинными и тонкими, а подростки выглядят длинноногими и длиннорукими. В 15-18 лет продолжается дальнейший рост поперечника мышц. Развитие мышц продолжается до 25-30 лет Мышцы ребенка бледнее, нежнее и более эластичны, чем мышцы взрослого человека. С помощью сухожилий мышцы прикрепляются к костям, однако некоторые мышцы могут прикрепляться и к различным органам (глазному яблоку), к коже (мышцы лица и шеи) и т.д. В мышцах новорожденного сухожилия развиты слабо. Лишь к 12 -14 годам устанавливаются те мышечно-сухожильные отношения, которые характерны для взрослого.(1)

Нарушения осанки у дошкольников и школьников, к сожалению, уже принимает масштабы эпидемии. Если нарушения осанки у дошкольника вызваны тем, что, как правило, он в 5-6 лет, а то и раньше, уже посещает подготовительные занятия и на неподготовленный организм обрушивается серьезная нагрузка, с которой он не всегда может справиться, то нарушения осанки у школьника возникают уже в процессе самого обучения в школе и, если ничего не делать и оставить все как есть, то по ее окончанию в придачу к аттестату ребенок получит нарушение осанки.(2)

У детей до завершения окостенения скелета позвоночник очень гибкий и пластичный. Вследствие разновременных процессов роста и развития организма развитие мышечной ткани отстает от роста скелета. Первые признаки нарушения осанки часто остаются незамеченными, и к хирургу-ортопеду дети попадают со значительными отклонениями, с трудом поддающимися исправлению. Не всегда удается регулярно посещать врача-ортопеда, а нарушения желательно обнаруживать как можно раньше.(3)

Формирование осанки происходит под влиянием многих условий: характера строения и степени развития костной системы, связочно-суставного и нервно-мышечного аппарата, особенностей условий труда и быта, нарушения деятельности и строения организма вследствие некоторых заболеваний, особенно перенесенных в раннем детстве. Осанка в любом возрасте имеет нестабильный характер, она может улучшаться или ухудшаться. У детей количество нарушений осанки возрастает в период активного роста в 5–7 лет и в период полового созревания.(3)

Изгибы позвоночника тесно связаны между собой, и увеличение одной кривизны приводит к изменению другой. Вместе с позвоночником деформируются грудная клетка и ребра, что вызывает изменения мышц самого позвоночника, межреберных мышц и мышц туловища. Дыхание становится поверхностным, затрудняется работа сердца. Из-за недостаточного поступления кислорода могут быть головные боли, малокровие, сниженный аппетит, нарушение сердечной деятельности, ухудшение зрения. Ухудшение сердечной деятельности может привести к застою крови в области черепа, брюшной полости и таза. Слабость мышц может содействовать нарушениям пищеварения и местного кровообращения, опущению внутренней брюшной полости. Поэтому при малейшем подозрении на нарушение правильной осанки ребенка нужно показать врачу-ортопеду, чтобы, вовремя установить характер и степень нарушения и назначить курс лечебной физкультуры. Чем раньше обнаружено нарушение осанки, тем легче его исправить. На формирование неправильной осанки большое влияние оказывает состояние нижних конечностей, в частности плоскостопие. При этом нарушении под влиянием длительных чрезмерных нагрузок опускается продольный или поперечный свод стопы.(3)

Сводчатое расположение костей стопы поддерживается большим количеством крепких суставных связок. При длительном стоянии и сидении, переносе больших тяжестей, при ношении узкой обуви связки растягиваются, что приводит к уплощению стопы. И тогда говорят, что развилось плоскостопие. Главный принцип сохранения здоровья – профилактика.(4)

Главный санитарный врач России Геннадий Онищенко определил максимальный вес школьного ранца. Согласно новым требованиям, вес ранца или портфеля для учащихся начальных классов должен быть не более 600 – 700 грамм, а для учащихся средних и старших классов – 1 кг .(5)

Одной из причин медики называют чересчур тяжелые ранцы. Научно доказано, что всего 100 граммов лишнего веса в портфеле негативно сказываются на осанке ребенка. В начальных и средних классах вес ранца вместе с учебниками не должен превышать 10% от веса ребенка. Вес учебников, из расчета на один учебный день, в комплекте с письменными принадлежностями (без веса ранца или портфеля) не должен превышать допустимых норм переноса тяжестей на расстояние до трех километров: учащимся I–III классов – от 1,5 до 2,0 кг, IV–V – от 2,0 до 2,5 кг, VI–VII – от 3,0 до 3.5 кг, VIII–X – от 4,0 до 4,5 кг.(5)

Младшеклассники, кроме учебников, берут с собой пеналы, средний вес которых 165 г, воду для питья в пластиковых бутылках – 120-130 г, бутерброды – 50-70 г. Плюс альбомы, пластилин, краски и проч. Частенько малыши, не желая расставаться с любимыми игрушками, книгами и другими милыми сердцу предметами, прихватывают их с собой в школу. К тому же три раза в неделю учащимся приходится носить спортивную форму, а весит она больше чем полкило – 590 г.(6)


^ Результаты исследования

Средний вес портфеля по классам




1. Расчет 1-го коэффициента (К1), показывающего отношение средней массы портфелей класса, средней массе учащихся, который, согласно санитарно-гигиеническим нормам не должен превышать 10%.

Общий расчет в абсолютных процентах.





2. Расчет 2-го коэффициента (К2), показывающего отношение массы необязательного компонента портфеля (находится вычитанием средней массы учебников от средней массы портфеля по классам), к массе портфеля. Проводилось для учащихся младших классов, по причинам указанным в методе проекта.




3. Расчет 3-го коэффициента (К3), показывающего отношение максимального веса портфеля средней массе учащихся по классу. Именно он, наиболее наглядно демонстрирует неправильное соответствие веса портфеля весу учащихся, которое способствует развитию заболеваний опорно-двигательной системы.


4. Расчет 4-го коэффициента (К4), который можно назвать абсолютным, так как он показывает отношение массы учащегося в верхней одежде с портфелем, к средней массе учащегося.




Выводы


  1. Средний вес портфелей в исследуемых классах гимназии не превышает установленных санитарных правил и норм выраженных в килограммах, в то же время, коэффициент К1, выраженный в процентах, показывает превышение этих норм во 2 классе, что указывает на то, что более точным методом является используемый нами.

  2. Масса необязательных компонентов портфелей младших классов превышает массу обязательных (учебников и рабочих тетрадей) более чем на половину, кроме 4 класса. Использование современных, эргономичных портфелей, пеналов и других школьных принадлежностей, изготовленных из современных, облегченных материалов позволит снизить массу портфеля, а соответственно нагрузку на развивающуюся опорно-двигательную систему младших классов.

  3. Коэффициент К3 позволяет выявлять наличие в определенных классах учащихся относящихся к группам риска, в нашей работе это в большей степени относится к ряду учащихся 1,2,4 классов и в меньшей степени к учащимся 5а, 5б и 8 классов.

  4. Коэффициент К4 специфичен для нашего района, поскольку позволяет увидеть особенности кратковременной нагрузки на систему опоры и движения учащихся именно нашего улуса, поскольку в экстремальных условиях «Полюса Холода» масса верхней одежды, по объективным причинам, отличается от таковой в других улусах. Полученные результаты показывают увеличение нагрузки на позвоночник учащихся 1,3,4 классов на 20%, а учащихся 2-го класса на 25%, т.е. на четверть их собственного веса!


Рекомендации


Список используемой литературы и других источников информации.

  1. ru.wikipedia.org/.../Опорно-двигательная_система

  2. www.rusmedserver.ru/med/.../1.html

  3. Батуев А. С. и др. Биология. Человек. Учеб. для 9 кл. общеобразовательных учреждений (М.: Дрофа).

  4. Электронный учебник по биологии. Человек. Опорно-двигательная система»

  5. Основы патологической физиологии - Михайлов В.В. - Практическое руководство 2001

  6. Данные Алчевской городской санитарно-эпидемиологической станции

  7. http://www.proskolioz.info



Приложение

1. Общие показатели исследовательской работы.


Численность участников исследования по классам




Общая масса учащихся принявших участие в исследовании по классам





Средний вес по классам




Таблица максимума веса




Таблица минимума веса



Общий вес портфелей по классам







Похожие:

Изучение влияние массы школьного портфеля на развитие заболеваний опорно-двигательной системы учащихся iconУрока: «Опорно-двигательная система» 8-е классы. Цели урока : Раскрыть основные функции опорно-двигательной системы
Каждый ученик из первой группы, перед тем, как сесть на свое место говорит по одному о том, что он помнит из строения и функций зрительного...
Изучение влияние массы школьного портфеля на развитие заболеваний опорно-двигательной системы учащихся iconУрок по теме: «Опорно-двигательная система. Строение, состав и свойства костей»
Цель урока: изучить состав и функции опорно-двигательной системы, химический состав, строение и свойства костей
Изучение влияние массы школьного портфеля на развитие заболеваний опорно-двигательной системы учащихся iconТезисы Нарушение зрительной системы наносит огромный ущерб формированию психических процессов и двигательной сферы ребёнка, его физическому и психическому развитию,
Вследствие малой двигательной активности мышцы рук детей с нарушениями зрения оказываются вялыми или слишком напряжёнными. Всё это...
Изучение влияние массы школьного портфеля на развитие заболеваний опорно-двигательной системы учащихся iconКультура физического здоровья Добыть и сохранить здоровье может только сам человек
Физическое здоровье это показатель физического развития человека. Оно оценивается по состоянию опорно-двигательной системы
Изучение влияние массы школьного портфеля на развитие заболеваний опорно-двигательной системы учащихся iconПлан-конспект по внеклассной работе с учащимися 8-х классов моу сош №3 учителя физической культуры Вакуловой О. В. Тема: «Соединение элементов линейным методом и согласование их с музыкой»
Цель: Гармоничное развитие форм тела и функций организма человека, защита от сердечнососудистых заболеваний, развитие опорно-двигательного...
Изучение влияние массы школьного портфеля на развитие заболеваний опорно-двигательной системы учащихся iconПодготовка к зачету по опорно-двигательной системе
В чем причина снижения подвижности суставов по мере увеличения возраста человека
Изучение влияние массы школьного портфеля на развитие заболеваний опорно-двигательной системы учащихся iconО. К. Платонова Положение о проведении школьного фотоконкурс
Цели и задачи фотоконкурса: 1 Изучение истории школы. 2 Развитие у учащихся гражданских чувств. 3 Объединение усилий школы, семьи,...
Изучение влияние массы школьного портфеля на развитие заболеваний опорно-двигательной системы учащихся iconПротокол №2 школьного тестирования уровня физического развития и двигательной подготовленности учащихся Общеобразовательное учреждение
Общеобразовательное учреждение: моу «Рунгинская средняя общеобразовательная школа Буинского района рт»
Изучение влияние массы школьного портфеля на развитие заболеваний опорно-двигательной системы учащихся iconВлияние агроэкологических факторов на развитие корневой системы amaranthus cruentus
Влияние агроэкологических факторов на развитие корневой системы amaranthus cruentus L. При интродукции в природно-климатических условиях...
Изучение влияние массы школьного портфеля на развитие заболеваний опорно-двигательной системы учащихся icon4. Пусть шарик массы
Пусть шарик массы т, движущийся по горизонтальной поверхности со скорость v1, испытывает абсолютно упругое соударение с шариком массы...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы