Повышение грамотности учащихся на основе индивидуализации учебного процесса icon

Повышение грамотности учащихся на основе индивидуализации учебного процесса



НазваниеПовышение грамотности учащихся на основе индивидуализации учебного процесса
Дата конвертации07.05.2013
Размер184.36 Kb.
ТипДокументы
скачать >>>



Повышение грамотности учащихся на основе индивидуализации учебного процесса.


(из опыта работы Русаковой Г.Г)


Дифференцированное обучение.

Что же такое дифференциация обучения?

В словаре иностранных слов дифференциация рассматривается как разделение, расчленение, расслоение целого на части, формы и ступени. Аналогичное определение дается и в словаре русского языка, но при этом подчёркивается, что дифференциация, то есть расчленение, различение происходит при рассмотрении, изучении какого-либо объекта. Дифференциация процесса обучения предполагает, прежде всего, разделение учащихся на группы по каким-либо признакам, которое осуществляется для последующего группирования, то есть в дифференциации обязательно присутствует интеграция, выражающаяся в объединении учащихся. При этом необходимо учесть, что разделение учеников и объединение их в группы может быть явным, то есть группы будут четко определены, отделены друг от друга, и неявным, когда границы между группами размыты, стерты, реален переход учеников из группы в группу.

Однако разделение учащихся на группы – существенный признак дифференциации, но не единственный. Другим, не менее важным аспектом является различное построение процесса обучения в выделенных группах. В условиях дифференциации обязательно должно происходить изменение процесса обучения. Данное положение подтверждается фактами педагогической практики, когда создание классов различного уровня подготовленности детей без внесения изменений в учебный процесс не давало результата: не наблюдалось развития мотивации учащихся, роста уровня усвоения знаний.

Для того чтобы дать определение понятию дифференциации, необходимо решить еще один важный вопрос – о тех признаках, которые будут положены в основу деления учащихся на группы. Это особенности учащихся, прямо или косвенно влияющие на процесс обучения. Особенности учащихся, на основании которых они группируются в условиях дифференциации, называют индивидуально-типологическими.

Дифференциация обучения – это учет индивидуально-типологических особенностей личности в форме группирования учащихся и различного построения процесса обучения в выделенных группах.

Говоря о дифференциации обучения, делают акцент на процессе внесения определенных изменений в ход учебного процесса для отдельных групп учеников. Дифференцированное обучение – результат таких изменений.

Понятие «дифференцированный подход» определяется как подход к процессу обучения, в русле которого предполагается дифференциация в различных видах и формах. Когда говорят «дифференцированный подход к учащимся», это предполагает предъявление различных требований к различным группам учеников в овладении ими содержанием образования.

^ Классификация форм дифференцированного обучения.

Организуя в школе дифференцированное обучение, встаем перед проблемой, какие формы выбрать. Прежде всего, нужно знать, из чего выбирать, то есть должны ясно представить себе совокупность возможных форм дифференцированного обучения, определенным образом систематизированных и классифицированных.

Отбирая индивидуально-типологические особенности учеников, которые могут служить основаниями дифференциации, можно руководствоваться следующими критериями:

- значимость индивидуально-типологических особенностей для процесса обучения;

- возможность выявления и учета особенностей в образовательной школе;

- широта распространения среди учащихся.

Как основания дифференциации выявились: психофизиологические особенности личности, обученность, способности, интересы, профессиональные ориентации, этнокультурные особенности личности.

Конкретные проявления дифференциации в практике обучения называют формами. В основу классификации положены виды дифференциации и уровни ее реализации.

^ Виды дифференциации определяются в соответствии с основаниями дифференциации.

Охарактеризуем кратко основные формы дифференциации на уровне класса. Начнем с дифференциации по психологическим особенностям личности. Это учет особенностей познавательных процессов учащихся: мышления, памяти, внимания, который может проявляться в специальных заданиях на развитие сосредоточенности, переключаемости внимания для отдельных групп учащихся, заданий на развитие логической памяти и т.д. При этом, руководствуясь принципом адаптационно-развивающего характера дифференциации, предлагается не идти полностью вслед за индивидуально-типологическими особенностями личности, а учитывая их, развивать недостаточно развитые. Например, учет преобладания у группы учеников образного мышления над логическим предполагает включение в процесс объяснения нового материала образных средств, и вместе с тем необходимы специальные задания на развитие логического мышления у этой группы учеников.

^ Дифференциация по обученности предполагает задания, устраняющие пробелы в знаниях. На уровне школы к дифференциации по обученности можно отнести классы, сформированные по успеваемости учащихся, однако такую форму дифференцированного обучения считают нецелесообразной, так как обученность является гибкой, меняющейся характеристикой учебной деятельности ученика и учет ее не требует выделения жестких, резко разграниченных групп учащихся.

Данный вид дифференциации сопутствует и ряду новых педагогических технологий: модульной, полного усвоения знаний. В последней, после изучения темы и сдачи зачета, ученики делятся на две группы: усвоившие и не усвоившие материал. Дальнейшая работа с этими группами, естественно, строится по-разному. Ученики, усвоившие материал, получают возможность углублять и расширять свои знания. С учениками другой группы организуется работа по отработке, коррекции изученного содержания.

В дифференциации по специальным способностям выделяются подвиды: по познавательным, художественным, музыкальным, коммуникативным способностям и т.д. Это учет специальных способностей ученика, которые проявляются при выполнении дополнительных заданий, например, нарисовать что-либо к уроку, исполнить музыкальное произведение для создания определенного эмоционального настроя и т.д.

Наиболее широкое распространение в практике получила дифференциация по интересам и склонностям учащихся. Этот вид дифференциации проявляется в выполнении учениками творческих, исследовательских заданий в соответствии со своими интересами и склонностями. Основанием данного вида дифференциации наряду с интересами учеников являются их познавательные способности к определенным областям познания (естественным, математическим, гуманитарным наукам). Такие способности чаще всего совпадают с интересами и склонностями детей.


Следует помнить: учет психофизических особенностей детей (внимание, памяти и т.д.) при организации учебного процесса в классе наиболее уместен в начальной и средней школе, когда коррекция познавательных функций реальна. Коррекционно-развивающее обучение наиболее эффективно в начальной школе и может быть сохранено в средней.

В любой возрастной группе присутствует дифференциация по общим познавательным способностям учеников: выполнение заданий различного уровня сложности, дозирование помощи учителя ученикам. А уровневая дифференциация, построенная полностью в соответствии с идеями ее авторов и включающая право выбора учениками уровня обучения, приемлема в старшем школьном возрасте. На старший школьный возраст рассчитаны и классы, спрофилированные на вуз, профильные, классы углубленного изучения предметов, хотя они могут опускаться ив среднюю школу (8-9 классы), когда интересы и склонности детей уже проявились.
^
Ответив на вопрос «Что такое дифференциация обучения», позвольте перейти к своему опыту.
Каждый учитель в процессе своей педагогической деятельности встречает немало учащихся, которые испытывают трудности при усвоении учебного материала. Без выявления причин этих трудностей, носящих в значительном числе случаев психологический характер, невозможна эффективная работа по их преодолению и, в конечном итоге, повышение грамотности учащихся.
Психологические причины, вызывающие отставание в учении, многообразны и находятся в сложной взаимосвязи с внешними проявлениями трудностей. Педагог должен знать своего ученика и ни в коем случае не подходить ко всем с одинаковыми мерками.

Обучение детей, разных не только по уровню подготовки, но даже по учебным возможностям, пожалуй, самая сложная задача, стоящая перед учителем. И решить её невозможно без дифференцированного подхода к их обучению. При любом коллективном или фронтальном обучении усвоение знаний и умений происходит индивидуально в соответствии:

  • с уровнем работоспособности и темпом учащихся;

  • с особенностями восприятия, памяти, мышления.
^
Принимая в начале учебного года новый класс, сразу выявляю наиболее слабых учеников, чтобы проводить с ними индивидуальную работу.
Работая в тесном сотрудничестве со школьным психологом, который определил с помощью тестов виды памяти учащихся, выяснила, что в классах у 14% учеников более развита слуховая память, зрительная преобладает у 31% учащихся, моторная – у 21%, зрительно-слуховая – у 21% ребят и моторно-слуховая – у 13% учащихся. Более того выяснилось, что 51% учеников, так называемые правополушарные учащиеся, 31% - левополушарные, 18% - равнополушарные. Поэтому дальнейшую работу с учащимися строю с учётом проведенных исследований: на уроках стараюсь больше использовать наглядности, больше внимания уделяю самостоятельной работе, включаю творческие задания.

Выяснилось, что у слабых учеников плохо развита слуховая память. Для развития слуховой памяти использую:

  • чтение скороговорок, чистоговорок;

  • письмо по памяти на слух;

  • экспозиционное письмо с комментированием (читается предложение, закрывается, несколько детей прочитывают, самостоятельно записывают).

Некоторые ученики, читающие ниже нормы, имеют низкий уровень зрительной памяти. Для развития зрительной памяти провожу следующее:

  • зрительные словарные диктанты;

  • зрительные диктанты, состоящие из предложений;

  • нахождение предложения в тексте “Кто быстрее?”;

  • конструирование предложения из набора слов.

Дифференцированный подход необходим на всех этапах усвоения знаний и умений.

^ I этап – изложение новых знаний и умений.

Во-первых, провожу более тщательную подготовку к усвоению нового материала именно с теми детьми, которые в этом нуждаются. Во-вторых, после первичного фронтального объяснения его повторяю. В-третьих, использую схемы, таблицы, учу составлять ОК. Использую и такой приём: объясняю материал кратко на высоком уровне сложности в расчёте на группу детей с повышенной обучаемостью. Затем провожу объяснение того же материала более развёрнуто и доступно. Во время объяснения нового материала учитываю психофизиологические особенности учеников: задаю дополнительные вопросы ученикам со слабой слуховой памятью; невнимательным, рассеянным. Ученикам с хорошей зрительной памятью помогает наглядность, с моторной – практическая работа на доске.

Очевидна ограниченность возможности применения дифференцированного подхода на этапе изложения новых знаний (невозможно учесть пробелы в знаниях в любой момент объяснения, не всегда можно зафиксировать тот миг, в который ученик отвлёкся, что-то упустил).

^ II этап – закрепление и применение знаний и умений.

На этом этапе основой дифференцированного подхода является организация самостоятельной работы. Здесь более всего содержится возможностей для учёта особенностей учащихся.

Решающую роль играет дифференциация заданий по степени оказания помощи ученику со стороны учителя, по степени самостоятельности учащихся при выполнении задания. Это особенно важно для слабых учеников. Задача учителя - довести этих учащихся до уровня средних, обучить их приёмам рациональной умственной деятельности. Работу стараюсь организовать так, чтобы со временем степень самостоятельности школьников возрастала, а доза помощи учителя постепенно снижалась. Сильные учащиеся нуждаются в заданиях повышенной трудности, нестандартных работах творческого характера, - именно это позволит им максимально реализовать и развить свои учебные возможности. Поэтому готовлю 2-3 варианта заданий, предназначенных определённой группе учеников. Отдельным группам разъясняю возможные затруднения с целью предотвращения ошибок. На этапе закрепления и применения знаний и умений слабым учащимся предлагаются следующие задания:

  • простое и осложнённое списывание;

  • объяснение готовых текстов по алгоритму с фиксацией примеров;

  • выборочное списывание и т.п.

Сильные же ученики выполняют задания повышенной сложности или творческие:

  • исследование текста (предполагает группировку и анализ изученных языковых явлений);

  • преобразование текста (например, изменить форму глагола или составить из простых предложений сложные);

  • дубль-диктант (учитель задаёт грамматическую форму, а ученики дублируют эту форму и пишут второе предложение по этой структуре);

  • творческий диктант и т. п.

Наиболее удобным считаю задания в форме индивидуальных карточек, которые подобраны в соответствии со школьной программой и различны по трудности и характеру. Слабым учащимся для самостоятельной работы нередко даю облегчённые карточки-задания.

^ III этап – проверка и оценка знаний и умений.

Здесь важно чётко выяснить, на каком уровне усвоено каждым учеником одно и то же знание, умение.

Все контрольные работы содержат одинаковые для всех задания, т.е. одной трудности, соответствующей программным требованиям. Оценка знаний, умений и навыков ученика должна отражать объективно достигнутый уровень успеваемости. Но сильные ученики получают дополнительное задание под*, которое выполняют по желанию (как правило, никто не отказывается).

Промежуточные проверочные работы готовлю двух или трёх уровней: для сильных учеников, средних и слабых, давая тем самым реализовать свои возможности каждому.

Таким образом, для осуществления дифференцированного подхода необходимы следующие условия:

а) знание индивидуальных и психологических особенностей отдельных учащихся;
б) умение анализировать учебный материал, выявить возможные трудности, с которыми встретятся разные группы учащихся;
в) составление развёрнутого плана урока, включая вопросы разным группам и отдельным учащимся;
г) умение “спрограммировать” обучение разных групп учащихся;
д) осуществление оперативной обратной связи;
е) соблюдение педагогического такта.

Дифференцированный подход к учащимся позволяет каждому школьнику работать в своём оптимальном темпе, даёт возможность справляться с заданиями, вселяет уверенность в собственных силах, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения.


Дидактический материал по теме «Глагол»

^ Списать, выделить окончание глаголов.

Волк во..т (1 спр.), щенок упира..тся (1 спр.), легко дыш..тся (2 спр.), дождь вымоч..т (2 спр.), мама напева..т (1 спр.), друг плава..т (1 спр), мы покрас..м (2 спр.), дом стро..тся (2 спр.), ученик тороп..тся (2 спр.), мальчик рису..т (1 спр.), малыш плач..т (1 спр.), колесо верт..тся (2 спр.)

^ Составить с любыми словосочетаниями два простых предложения.



Списать, вставить пропущенные буквы, указать спряжение.

Всё вытерп..шь (вытерпеть), лес стон..т (стонать), воробей щебеч..т (щебетать), туман стел..тся (стелить), ручей бормоч..т (бормотать), пахн..т (пахнуть) мёдом, собака ла..т (лаять), поезд пронос..тся (проноситься), малыш хлопа..т (хлопать), луна сия..т (сиять), дверь не скрипн..т (скрипнуть), ветер листья гон..т (гнать), солнце поднима..тся (подняться).

^ С любыми словосочетаниями составит два предложения.



Списать, графически объяснить выбор букв в личных окончаниях глаголов.

Та..т, сия..т луна в облаках. Сгустились тучи, ветер ве..т, трава пустынная шумит. На мокрый песок набега..т волна и пену им под ноги стел..т. Заунывный ветер гон..т стаю туч на край небес, ель надломленная стон..т, глухо шепч..т тёмный лес. Кто с вечера плач..т, тот поутру смеяться буд..т. На дорожке лужи морщ..тся от стужи, под навесом пряч..тся грустные грачи.

^ Составить схемы сложных предложений.

Составить по одной из схем своё предложение.


Списать, добавляя к глаголам окончания, графически объяснить орфограмму.

В ноябре зима с осенью бор..тся. В ноябре рассвет с сумерками среди дня встреча..тся. Ярко блещ..т звёзды – к холодам. Туман спуска..тся к оттепели. Появление комаров поздней осенью предвеща..т мягкую зиму. Домашняя птица пряч..т голову под крыло – буд..т холодно. Первый прочный снег выпада..т ночью.




^ Списать, употребляя глаголы, данные в скобках, в 3-м лице.

Графически объяснить правописание личных окончаний глаголов.

Капель у нас (просыпаться) раньше людей. По розовой сосульке (скользить) прозрачная капелька. Она висит и (покачиваться) на острие, потом (срываться) и звонко (шлёпаться) о затвердевший лёд. Когда капелька (наливаться), (покачиваться), в ней (отражаться) и барак, и небо, и остаток луны. Потом (начинать) скользить и вытягиваться капель, за ней другая и ещё. Вот они уже побежали вдвоём. И вот уже (светлеть), (делаться) прозрачной розовая на заре сосулька.



^ Списать, заменить у глаголов прошедшее время настоящим или будущим. Графически объяснить правописание личных окончаний глаголов.

Несколько лет подряд мы ездили по туристической путёвке на юг. Каждый раз мы видели много интересного. Нас водили на экскурсии. Мы любовались чудесными горными вершинами, слушали беспрерывный шум моря.

Осень. Слабее грело солнце. Ночью подмораживало, слышалось похрустывание льда под ногами. Днём всё таяло. Легко дышалось утренним морозным воздухом. Все надеялись, что скоро выпадет снег.


^ Прочитать, озаглавить текст. Списать, поставив глаголы во 2-м лице единственного числа. Определить спряжение глаголов.

Иду в лес рано утром. Если увижу белоствольные берёзы, ищу под ними подберёзовики. Если услышу беспокойный лепет осин, значит, здесь найду красноголовый грибок. Нагибаюсь к рыжей, усыпанной хвоей земле и сразу положу в корзину несколько молодых скользких маслят. Начинает припекать солнце, и я поворачиваю к дому. Дома приподниму широкие листья папоротника, которыми закрываю грибы, и покажу лукошко.




Дидактический материал по теме «Правописание наречий»

^ Списать, раскрыть скобки.

(По) зимнему небу плыли наперегонки облака. Одетые (по) зимнему дети играли в прятки. (По) летнему платью нашиты вязанные вручную цветы. На улице тепло (по) летнему. (По) умному лицу ученика учитель вмиг всё понял. Мой друг всегда поступает (по) умному. (По) старинному обычаю гостям преподнесли хлеб да соль. На улице свежо (по) утреннему. (По) твоему, наверно, не получится. (По) утреннему ветру нельзя судить обо всём дне. На балу все гости были одеты (по) старинному. (По)твоему лицу было видно, что тайна разгадана.



^ Списать, раскрыть скобки.

(По) зимнему небу плыли наперегонки облака. Одетые (по) зимнему дети играли в прятки. (По) летнему платью нашиты вязанные вручную цветы. На улице тепло (по) летнему. (По) умному лицу ученика учитель вмиг всё понял. Мой друг всегда поступает (по) умному. (По) старинному обычаю гостям преподнесли хлеб да соль. На улице свежо (по) утреннему. (По) твоему, наверно, не получится. (По) утреннему ветру нельзя судить обо всём дне. На балу все гости были одеты (по) старинному. (По)твоему лицу было видно, что тайна разгадана.



^ Списать, раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы.

(По) зимнему небу плыли (на) перегонки облака. Одетые (по) зимнему дети играли (в) прятки. (По) летнему платью нашиты вяза..ые (в) ручную цветы. На улице тепло (по) летнему. (По) умному лицу ученика учитель (в) миг всё понял. Мой друг всегда поступает (по) умному. (По) стари..ому обычаю гостям преподнесли хлеб да соль. На улице свежо (по) утре..ему. (По) твоему, наверно, не получится. (По) утре..ему ветру нельзя судить обо всём дне. На балу все гости были одеты (по) стари..ому. (По)твоему лицу было видно, что тайна разгадана.




Дидактический материал по теме

«Безударные гласные в корне слова»



^ Списать, графически обозначить орфограммы.

Детское в..дёрко, тяжело б..леть, затр..щали морозы, л..вушка для мышки, зап..сать в тетрадь, прим..рить платье, уг..щать пирогами, вып..кать хлеб, з..лотая осень, пров..жать друга, р..дная ст..рона, прибл..жаться к огню, упр..влять машиной, к..рмушка для синиц.



^ Списать, графически обозначить орфограммы. Объединить в группы слова с общим проверочным словом.

В..дёрко, в..ртеть, в..ртишейка, ор..шение, в..ршина, зам..щать, в..рховодить, р..са, в..сенний, в..дро, в..рхолаз, осв..щать (парк), сл..дчайший, погл..щать, св..тлячок, б..глец, б..готня, б..дняга, насл..ждаться, приб..жать, просв..щение, приб..дняться, прогл..тить, вм..стительный, р..синка.



^ Группировать слова по видам орфограмм.

Ф..соль, приб..рать, ор..шать, акв..рель, р..стение, распрод..вать, к..тлета, пок..заться, к..росин, расст..лить, п..рог, вгл..деться, пор..жать, ст..реть, ск..сить (траву), р..сточек, пол..жение, прик..саться, м..терия, подст..лать, заг..реть, в..теран, г..ревать, зам..реть (от страха), в..лнение, в..лосипед, уд..вление, з..рница, обск..кать, ук..ротить, ф..рватер.


^ Списать, графически обозначить орфограммы, записать проверочные слова.

Прибл..жается зима. Заметно сокр..тился день. Воздух плотно прогр..вается и не сохр..няет тепла. Ночи ст..новятся долгими и тёмными и часто заставляют др..жать от хол..да. Уже не расп..хнёшь окно и не насл..дишься вечерней свежестью и зап..хом цветов. Отпылали солнечные восходы и закаты. Весь день низко в..сят тяжёлые тучи и гр..зят дождём или мокрым снегом. Они погл..щают солнечные лучи и не дают им осв..щать и согр..вать землю. Мокрые кроны д..ревьев от..желели, пригнулись к земле. Ветер сотр..сает их и грубо срывает листву. Листья л..тят по воздуху, и прил..пают к крышам, и обл..пляют кусты. Всем хол..дно и т..скливо осенью.




^ Выписать слова в два столбика, графически обозначить орфограмму. Записать по три своих примеров.

Проверяемые б/г в корнях слов

Чередующиеся гласные в корнях слов



Однажды ночью меня разбудили необычные звуки: грохот, треск, крики. Я посп..шила раств..рить окно. Вся улица наполнилась зап..хом дыма и г..релого дер..ва и оз..рялась уд..вительным светом. На соседнем участке я ув..дала сарай, и заг..ревшийся от него забор, и г..рящую траву. Пламя м..талось по ветру, на минуту притв..рялось уг..сающим и потом вырывалось с новой силой. Языки огня кл..нились то в одну, то в другую стор..ну и л..зали землю. Яркие искры ул..тали в тёмное небо и сверкали там з..рницами. Два грозных великана: огонь да ветер – вместе могут натв..рить много зла и бед. На з..ре св..ей истории люди узнали повадки огня и оп..сались его коварства и силы.




^ Выписать слова с безударной гласной в корне слова, сгруппировав их по видам орфограмм.

Ночь начинает клониться к рассвету. Заря занимается на востоке. Ночная тьма уступает место приближающемуся дню. Звёзды угасают и пропадают одна за другой и над самой головой, и вдалеке на горизонте. Солнце медленно поднимается за отдалённым лесом. Первые лучи уже коснулись верхушек вековых сосен и елей, торопливо и весело озарили всё вокруг и заблестели отражённым светом в зеркале речки. Пока ещё все живые существа: лягушки, и птицы, и звери - безмолвно затаились и присмирели в своих гнёздах и норах. А заря разгорается всё сильнее и украшает мир удивительно и волшебно. Вот прошелестел в кустах и замер вдали ветерок, оживлённо бормочет речная вода и журчит по камешкам. И вот уже всё: и многовековой лес, и цветущая равнина, и заросли ивняка - залиты солнечным светом. С далёкого полустанка гулким эхом отдаётся паровозный гудок. Зарождается новый день!




Дидактический материал по теме «Причастие»

^ Списать, графически обозначить орфограммы.

Расставить запятые, графически обозначить причастные обороты.

Два подростка невидимые в сумерках спутывали л..шадей. С..бака л..жавшая возле Володи наст..рожилась а через секунду вскочила и скрылась в темн..те. Полено прин..сённое Митюшей г..рело жарко сухо потрескивало, издавая запах хвои. Лодка подхваченная т..чением поплыла от берега. Ленивая волна зал..зывала на отмели след оставленный лодкой. На угли тускло светящ..ся Гриша бросал последние сучки. Охотники любовались степью остывшей за ночь. Мы побежали к п..латке поставленной у самой воды.



^ Спишите. Раскрывая скобки, замените глаголы в неопределённой форме причастиями. Расставьте недостающие знаки препинания. Обозначьте суффиксы причастий.

Тима нёс в руке деревя..ый к..раблик (сделать) по всем правилам к..рабельных мастеров. На мостике (построить) у самой воды стоял морской к..питан в белом кит..ле. Поднять якоря громко скоманд..вал к..питан (стоять) на мостике. Большая нарядная лодка вся (украсить) флагами тихо плавала по самой середине реки. Вся река была (усеять) плавающими заводными пар..ходиками. К..рабли (скользить) по воде в разные стороны качались на волнах давали сигналы пускали дым из труб. Они бежали к большой полотня..ой палатке (раскинуть) на берегу реки. На мостовой было (не)большое отверстие (накрыть) чугу..ой решёткой.



Сначала выпишите предложения, в которых причастный оборот стоит после определяемого слова, затем перед определяемым словом. Подчеркните только те причастные обороты, которые вы будете выделять запятыми.

  1. У к..стра на траве лежали сваленн.. в кучу пи..жаки и полушубки приехавш.. в ночное ребят.

  2. Невдал..ке на фоне темнеющ… неба с первыми (не)яркими звёздочками казавш…мися воздушными вырисовывались могучие дубы.

  3. Гриша отогнал от себя Трезвого и опустился на освещен.. пламенем землю.

  4. Володя вскинул на юношу просиявш.. от возбуждения глаза.

  5. Ствол старого дерева расщ..плённый молнией был похож на фигуру горбатого человека.

  6. Коля ударил пяткой по торчавш.. из песка обломку корня не то сосны, не то ели.

  7. Я долго стоял на старой дороге и гл..дел на реч..нку раскинувш..ся передо мной.




Дидактический материал по теме «Имя существительное»

Списать, обозначить орфограммы.

  1. Пусть никакие (не) взгоды (не) омр…чают вашей жизн…!

  2. Пусть этот день пр…несет Вам много хорошего, пусть м..нуют Вас (не) приятности, (не) дуги, разоч…рования!

  3. (Не) знакомец (не)слышал вопроса; он (не)ответил и даже (не)взглянул на меня.

  4. Мы ценим (не)преданность, а труд.

  5. Дурное слово друга делает (не)другом.

  6. (Не)честность всегда вр..дит.

  7. (Не)вежа тот, кто позв..ляет себе грубить.

  8. Дружба крепка (не) лестью, а правдой и честью.

  9. (Не) кусок п..рога, а честь дорога.

  10. Ум определяя..ся (не) возр..стом, а головой.

  11. (Не)правдой (не) проживешь.

  12. Каждая (не)удача пр..бавляет ума.



Определите, как пишутся данные ниже слова с НЕ. Разделите их на две группы (по какому признаку вы это сделаете?)

(Не)взгоды, (не)решительность, (не)приятель, (не)вежа, (не)друг, (не)доумение, (не)лепость, (не)ряшливость, (не)приветливость, (не) видимка, (не)опрятность, (не)достаток, (не)приязнь, (не)удача, (не)одобрение, (не) уважение, (не0радивость, (не)разбериха, (не)правда, (не)благозвучие, (не)аккуратность, (не)везение.



Заменить данные словосочетания существительными с приставкой НЕ, составить с ними словосочетания.

  1. Плохой урожай –

  2. Отсутствие внимания –

  3. Отсутствие вежливости –

  4. Неудачное, несчастливое стечение обстоятельств –

  5. Отсутствие самостоятельности –

  6. Недостаток организованности –

  7. Отсутствие знаний –

  8. Вымысел –

  9. Чувство сильнейшей вражды –

  10. Возмущение –

  11. Болезненное состояние –

  12. Отсутствие свободы –




Похожие:

Повышение грамотности учащихся на основе индивидуализации учебного процесса iconДоклад моу «Гимназия №18 с татарским языком обучения»
Задачи: Повышение качества образования путем дифференциации, интеграции и индивидуализации учебно-воспитательного процесса
Повышение грамотности учащихся на основе индивидуализации учебного процесса iconВнеклассная работа по географии как условие развития учащихся на основе индивидуализации обучения

Повышение грамотности учащихся на основе индивидуализации учебного процесса iconРеферат роль учебного словаря в повышении эффективности учебного процесса преподавания иностранного языка Содержание
Повышение эффективности учебного процесса преподавания иностранного языка с помощью учебного словаря
Повышение грамотности учащихся на основе индивидуализации учебного процесса icon1. Цели: Выполнение Закона об образовании Принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости и качества знаний учащихся. Задачи
...
Повышение грамотности учащихся на основе индивидуализации учебного процесса iconПоложение
Целью проведения олимпиады является повышение интереса студентов к фундаментальным гуманитарным знаниям, совершенствование учебного...
Повышение грамотности учащихся на основе индивидуализации учебного процесса iconПримерная программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования
Го стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов...
Повышение грамотности учащихся на основе индивидуализации учебного процесса iconПримерная программа по английскому языку составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования
Ндует последовательность изучения тем и языкового материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся,...
Повышение грамотности учащихся на основе индивидуализации учебного процесса iconПримерная программа по немецкому языку составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования
Ндует последовательность изучения тем и языкового материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся,...
Повышение грамотности учащихся на основе индивидуализации учебного процесса iconПримерная программа по испанскому языку составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования
Ндует последовательность изучения тем и языкового материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся,...
Повышение грамотности учащихся на основе индивидуализации учебного процесса iconОбеспечение всеобщей компьютерной грамотности Ядром методической системы обеспечения всеобщей компью­терной грамотности является новый учебный предмет «Основы информатики и вычислительной техники»
Содержание курса определялось из целей и задач обеспе­чения всеобщей компьютерной грамотности учащихся, а также с уче­том следующих...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы