Элективный курс по физике «Физический практикум по решению задач» icon

Элективный курс по физике «Физический практикум по решению задач»



НазваниеЭлективный курс по физике «Физический практикум по решению задач»
Дата конвертации28.04.2013
Размер152.1 Kb.
ТипЭлективный курс
скачать >>>

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 24


АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«ФИЗИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ»


СОСТАВИЛА:

УЧИТЕЛЬ ФИЗИКИ МОУ СОШ № 24

МЕЗИНА ОЛЬГА ОЛЕГОВНА


2008


г. Краснодар

Элективный курс по физике « Физический практикум по решению задач»


Пояснительная записка


к авторской программе « Физический практикум по решению задач» элективного курса по физике для 9 класса.

Данная программа составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, рекомендованной Департаментом общего и дошкольного образования Министерства Образования Российской Федерации автор Е.М. Гутник , А.В. Перышкин и минимума содержания образования по физике «Дрофа» Москва 2004 года.


Цель курса:

  • создание условий для осознанного выбора дальнейшего профиля обучения;

  • расширить представления учащихся об окружающем мире;

  • развивать познавательный интерес учащихся к явлениям и процессам, происходящим в природе. Показать роль человека в изучении природы.

  • развить навыки работы учащихся с дополнительной литературой, расширить кругозор мировоззрения;

  • совершенствование навыков решения задач в нестандартной ситуации с техническим и экологическим содержанием.

  • прививать интерес к физике;

  • развивать способности учащихся к исследовательской деятельности.



Задачи курса:

  • закрепление навыков и умений учащихся;

  • развитие познавательной активности и самостоятельности, стремления к саморазвитию и самосовершенствованию;

  • показать межпредметную связь биологии, химии, географии, литературы;

  • получение навыков по решению качественных задач, а так же задач повышенной сложности;

  • решение возникающих учебных и самообразовательных проблем.

Элективный курс «Физический практикум по решению задач» прежде всего ориентирован на развитие у школьников интереса к занятиям, на организацию самостоятельного познавательного процесса и самостоятельной практической деятельности. Программа курса предназначена для учащихся 9 класса, выбирающих дальнейший профиль обучения, и рассчитана на 17 часов. При изучении элективного курса «Физический практикум по решению задач» опора производится на ранее изученный материал. Программа состоит из пяти блоков: механика (кинематика), давление жидкостей и газов, молекулярная физика , электродинамика и оптика . В программе курса прослеживается связь физики с такими науками как: биология, медицина, математика, химия, география.
В теоретической части курса учащимся кратко напоминаются базовые знания и умения, которые дополняются необходимыми знаниями из программ для изучения физики и других естественных наук. В практической части предлагаются задачи как качественного содержания, так и задачи, требующие углубленного решения.

Программа рассматривает некоторые темы курса физики основной школы. В основу выбора тем положены следующие принципы:

  • в основном курсе некоторые моменты темы не могли быть рассмотрены ранее или были рассмотрены только на ознакомительном уровне;

  • в программе профильной школы на изучение темы выделяется недостаточное количество учебного времени или тема вовсе отсутствует;

  • на выпускном экзамене тема спрашивается на высоком уровне;

  • курс ориентирован на предпрофильную подготовку учащихся и в нем делается акцент на интенсивное развитие учебно-познавательных способностей обучающихся.

При изучении данного элективного курса следует особо обратить внимание на значимость физической теории при решении задач. Решение задач в процессе обучения физики имеет несколько функций:

  • овладение теоретическими знаниями;

  • овладение понятиями о физических явлениях и величинах;

  • развивает умственную способность, творческое мышление;

  • знакомит учащихся с новыми достижениями науки и техники;

  • воспитывает трудолюбие, целеустремленность, настойчивость;

  • является средством контроля знаний учащихся.

Все задачи следует квалифицировать на качественные и количественные задачи. Качественные задачи - не требуют математических расчетов и по типу условия делятся на словесные , графические и экспериментальные. Цель качественных задач — объяснять физические явления и процессы на имеющихся знаниях, различать физические процессы в природе и технике. Количественные задачи — для решения требуют математических расчетов. По типу решения их можно классифицировать на аналитические, графические, оценочные, экспериментальные.

При решении задач необходимо придерживаться определенных требований и этапов.

Правила решения физических задач.

  1. Понять суть задачи.

  2. Внимательно прочитать условие задачи. Разбить текст задачи на такие фрагменты, в каждом из которых речь идет только об одной теме, об одном физическом явлении, об одной физической величине.

  3. Выяснить смысл всех непонятных слов и выражений.

  4. Записать дано и что требуется найти.

  5. Сделать (если необходимо) рисунок. Указать все необходимые величины на рисунке, выбрать систему отсчета.

  6. Составить план решения задачи.

  7. Провести анализ задачи. Пояснить все буквенные обозначения.

  8. Найти решение задачи в общем, алгебраическом виде, проверить размерность.

  9. Провести необходимые расчеты, соблюдая правила приближенных вычислений.

  10. Оценить правдоподобность полученного результата.

  11. Записать полученный результат.



Сборник задач, используемых при проведении элективного курса.

  1. Тема «Механика»(«Кинематика»)

1. Автомобиль проехал первую половину пути со скоростью 10 м/с , а вторую половину пути — со скоростью 15 м/с. Найдите среднюю скорость на всем пути.

  1. Если автомобиль, имеющий начальную скорость 36 км/ч при торможении останавливается за время 2с, то с каким ускорением и какое расстояние он проедет до полной остановки?

  2. На пути проезжаем большой железнодорожный туннель, длина которого 480 м. Наш поезд длиной 120 м. Мы движемся по туннелю равномерно со скоростью 18 км/ч. За сколько времени наш поезд пройдет туннель?

  3. Во время автомобильного пробега Ленинград — Тифлис в 1924 г. крестьяне кавказских селений приветствовали проносящиеся мимо них автомобили, кидая пассажирам арбузы, дыни, яблоки. Действия этих невинных подарков оказались вовсе не приятными: арбузы и дыни вдавливали, сминали, ломали кузов машины, а яблоки, попав в пассажиров, причиняли серьезные увечья. Объясните почему?

  4. Во время Первой мировой войны, как сообщали газеты, с французским летчиком произошел совершенно необычный случай. На высоте 2 км, летчик заметил, что близ его лица движется какой- то легкий предмет. Думая, что это насекомое, летчик проворно схватил его рукой.

  5. Представьте изумление летчика, когда оказалось, что он поймал боевую пулю! Возможно ли такое? Если возможно, то когда и как?

  6. Вычислите тормозной путь автомобиля, имеющего начальную скорость 60 км/ч, при двух значениях ускорения 3 м/с2 (мокрая дорога), 7 м/с2 ( сухая дорога)

  7. Чему будет равен тормозной путь (см. предыдущею задачу), если учесть время реакции водителя, равное 0,8 с?

  8. На каком минимальном расстоянии от перекрестка должен начинать тормозить водитель при красном сигнале светофора, если автомобиль движется со скоростью 100 км/ч , а коэффициент трения между шинами и дорогой равен 0,4?

  9. Машина едет со скоростью 72 км/ч. Определите скорость в верзней точке обода колеса относительно дороги.

  10. Машина делает поворот радиусом 10 м, двигаясь со скоростью 54 км/ч определите отношение линейных скоростей передних колес машины, если расстояние между ними 1,6 м и ее центростремительное ускорение.

  11. Почему при движении колеса велосипеда верхние спицы сдавливаются, а нижние видны отчетливо?

Тема «Давление жидкостей и газов»

  1. В цилиндрический сосуд с поперечным сечением 10 см2 налиты не смешивающиеся жидкости: масло массой 400 г, и вода массой 500 г. Определите давление на дно сосуда, если атмосферное давление нормальное.

  2. Оцените, во сколько раз давление на дне моря и на глубине 100 м превышает нормальное атмосферное давление.

  3. Бревно, имеющие длину 3,5 м и диаметр 30 см, плавает в воде. Какова масса человека, который может стоять на бревне, не замочив ноги. Плотность дерева 700 кг/м3, воды-1000 кг/м3.

  4. Однородное тело плавает на по поверхности керосина так, что объем погруженной части составляет 0,92 всего объема тела. Определите объем погруженной части тела при плавании на поверхности воды.

  5. В мире несколько стран (Боливия, Мексика, Перу, Эфиопия, Афганистан), в которых большинство населения проживает на высоте свыше 1000 м над уровнем моря. В Боливии, Перу, Китае граница обитания человека превышает 5000 м над уровнем моря. Ла-Пас - столица Боливии- находится на высоте 4500 м. Это самая высокая столица государства на земном шаре. Нормальное атмосферное давление на этой высоте равно 430 мм. рт. ст. Каково это давление в Паскалях.

  6. Действует ли закон сообщающихся сосудов в условиях невесомости?

  7. Строители Заполярья используют в качестве строительного материала ледобетон. Так называют лед с вмерзшей в него галькой. Ледобетон настолько прочен, что при работе с ним нередко ломаются даже стальные зубья эскалаторов. Другим вариантом ледобетона является лед с добавлением к нему древесной пульпы ( ледопласт). Материал этот выдерживает давление до 50 Н/см2 и может быть использован в качестве заменителя цемента при постройке плотин на реках Заполярья. Какую силу надо приложить к 2 см2 ледопласта, чтобы его разрушить?

  8. «Азазелло, который сидел, отвернувшись от подушки, вынул из кармана брюк черный автоматический пистолет, положил дуло его на плечо и, не поворачиваясь к кровати, выстрелил, вызвав веселый испуг в Маргарите...» (М. А. Булгаков, Мастер и Маргарита). Назовите физические процессы, которые происходят при выстреле. Почему давление пороховых газов передается пуле? Какой закон это объясняет?

  9. У костистых рыб есть орган, называемый плавательным пузырем и являющийся своеобразным гидростатическим устройством. Как рыба использует свой плавательный пузырь? Как при этом изменяется сила Архимеда?

  10. Определите силы Архимеда, действующей на тела неправильной формы используя мензурку, таблицу плотностей, сосуды с разными жидкостями.

  11. Какие жидкости «утонут» в воде?

  12. Баржа длиной 20 м, шириной 5 м опустилась в воду на 10 см, когда на борт погрузили груз. Определите вес груза, принятого баржей.

Тема «Молекулярная физика»

  1. Воду испарили. Как при этом изменилась скорость движения молекул, расстояние между ними, внутренняя энергия?

  2. Резервуары для хранения нефти и нефтепродуктов имеют клапаны для выхода газов. Откуда в резервуарах появляются газы?

  3. Что произойдет, если космонавт, выйдя из корабля в открытый космос, откроет сосуд с водой?

  4. ...На месте славного побега

Весной растопленного снега

Потоки мутные текли

И рыли влажну грудь земли... (А.С. Пушкин. Руслан и Людмила)

О каком тепловом процессе идет речь? При какой температуре тает снег? Как она называется?

  1. Сколько воды при 100 0С можно испарить, если считать, что вся энергия выделяемая при сгорании 100 г бензина, идет на этот процесс?

  2. Туристы решили приготовить обед. Для этого они взяли 4 кг льда при температуре - 100С . Какое количество теплоты потребуется для приготовление пищи при 100 0 С?

  3. 100 г льда, взятого при 00С, бросили на плиту, и он испарился. Температура пара 1000 С. Какую энергию поглотил лед?

  4. В организме человека насчитывается около 600 мышц. Если бы все мышцы человека напряглись, они вызвали бы усилие, равное приблизительно 25 тонн. Считается, что при нормальных условиях работы человек может развивать мощность 70 -80 Вт, однако возможна моментальная отдача энергии в таких видах спорта, как толкание ядра или прыжки в высоту. Наблюдения показали, что при прыжках в высоту с одновременным отталкиванием обеими ногами некоторые мужчины развивают в течение 0,1 с среднюю мощность около 3700 Вт, а женщины — 2600 Вт. КПД мышц человека равен 20%. Что это означает? Какую часть энергии мышцы тратят в пустую?

  5. Свинцовая дробинка с температурой 127 0С врезается в препятствие и расплавляется. С какой скоростью летела дробинка , если 50 % кинетической энергии превратилось во внутреннюю?

  6. Реконструкция Краснодарской ТЭЦ со строительством ПГУ входит в число крупнейших приоритетных проектов инвестиционной программы ОАО «ЮГК ТГК — 8», реализацию которого компания начинает в 2007 году. Сооружение ПГУ планируется на базе газотурбинных установок последнего поколения ведущих мировых производителей с электрическим КПД 58%.. В настоящее время коэффициент используемой установленной мощности филиала ТГК — 8 «Кубанская генерация» составляет 99, 06%. Определите температуру холодильника, если температура нагревателя 4500С.

Тема «Электродинамика»

1. Лампочка рассчитана на напряжение12В и на мощность 6 Вт. Определите силу тока в лампочке при нормальной эксплуатации.

2. Во внешней цепи при силе тока 5А выделяется мощность 9,5 Вт, а при токе 8А мощность 14,4 Вт. Вычислите ток короткого замыкания.

3. Чему раве КПД электродвигателя мощностью 360 Вт, если он работает при силе тока 4А, а напряжение от сети 120 Вт.

4. Определите силу тока в кипятильнике, если, подключенный к аккумулятору с напряжение 12 В, он нагревает 200мл воды от 20СС до 100 0С за 5 мин.

5. Сколько стоит за сутки горение лампочки мощностью 60 Вт в подъезде дома, если стоимость электроэнергии 2,58р за кВт/ч.

Тема «Оптика»

1.Предмет находится на расстоянии 4F от собирающей линзы. Найдите отношение размеров изображения и предмета.

2. Предмет расположен на расстоянии 1/2F от рассеивающей линзы. Определите положение изображения.

3. У дальнозоркого человека расстояния наилучшего изображения 100см. Какую оптическую силу должны иметь контактные линзы, чтобы от мог читать с расстояния 25 см.

4.Луч падает на границу раздела двух сред под углом 300. Показатель преломления первой среды 2,4 . Определите показатель преломления второй среды, если преломленный и отраженный лучи перпендикулярны друг другу.

5.Почему Венера в телескоп видна в виде серпа?

6. «Погода стояла прекрасная : белые круглые облака высоко и тихо неслись над нами, ясно отражаясь в воде; тростник шушукал кругом; пруд местами, как сталь сверкал на солнце...» Тургенев И. С. «Записки охотника» В следствии чего так ярко сверкал пруд?


Содержание программы:

1. Механика (кинематика). ( 4 часа)

Механическое движение. Основная задача механики. Скорость. Равномерное и неравномерное движение. Ускорение. Применение законов механики в расследовании дорожно - транспортного происшествия.

^ 2.Давление жидкостей и газов. (3 часа)

Давление твердых тел. Давление жидкостей. Давление газов. Атмосферное давление. Плавание тел. Воздухоплавание. Расчет силы Архимеда в Военно- морском флоте.

^ 3.Молекулярная физика. ( 3 часа)

Внутренняя энергия. Количество теплоты. Сгорание топлива. Плавление и кристаллизация. Испарение и кипение . Относительная и абсолютная влажность воздуха. Тепловые двигатели. КПД тепловых двигателей. Расчет КПД Краснодарской ТЭЦ.

^ 4. Электродинамика. (4 часа)

Закон Ома для участка цепи. Соединения проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля – Ленца. Расчет стоимости электрической энергии, потребляемой человеком. Физиологическое действие тока.

^ 5. Оптика. (3 часа)

Закон отражения света. Закон преломления света. Линзы. Глаз. Зрение. Очки. Применение законов оптики в быту и технике.


Календарно- тематическое планирование

№ п\п

Тема урока

Количество часов по авторской программе




1.Кинематика

4

1/1

Механическое движение. Основная задача механики. Решение задач на нахождение координат тела в любой момент времени.

1

2/2

Равномерное движение. Скорость. Решение задач на определение средней скорости движения тела.

1

3/3

Неравномерное движение. Ускорение. Решение задач на определение тормозного пути автомобиля.

1

4/4

Решение задач на равномерное и неравномерное движение тел по окружности.

1




^ 2. Давление жидкостей и газов

3

5/1

Давление твердых тел. Решение задач на вычисление давления твердых тел в промышленности.

1

6/2

Давление жидкостей. Давление газов. Атмосферное давление. Решение задач на расчет давления жидкостей и газов в морских глубинах и в авиации.

1

7/3

Плавание тел. Воздухоплавание. Решение задач на вычисление силы Архимеда в ВМФ.

1






^ 3.Молекулярная физика



3

8/1

Внутренняя энергия. Количество теплоты. Сгорание топлива. Решение задач на расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тел.

1

9/2

Плавление и кристаллизация. Испарение и кипение . Относительная и абсолютная влажность воздуха. Решение задач на расчет относительной влажности воздуха

1

10/3

Тепловые двигатели. Решение задач на расчет КПД тепловых двигателей Краснодарской ТЭЦ.

1




4. Электродинамика

4

11/1

Закон Ома для участка цепи. Решение задач на закон Ома для участка цепи.

1

12/2

Соединение проводников. Решение задач на виды соединения проводников.

1

13/3

Работа и мощность электрического тока. Решение задач на расчет работы и мощности электрического тока

1

14/4

Закон Джоуля – Ленца. Решение задач на расчет количества теплоты, выделяющегося при работе электрического тока, и расчет стоимости потребляемой энергии.

1




5. Оптика

3

15/1

Закон отражения света. Решение задач на закон отражения света в быту и технике.

1

16/2

Закон преломления света. Решение задач на закон преломления света в быту и технике.

1

17/3

Линзы. Глаз. Зрение. Очки. Решения задач на построение в тонких линзах.

1



Список литературы

  1. Алексеев В. А. 300 вопросов и ответов о животных.-Ярославль:Академия развития 1997

  2. Балаш В. А. Задачи по физике и методы их решения.- М:Просвещение 1994

  3. Богданов К. Ю. Физик в гостях у биолога. -М.:Наука, 1986

  4. Гольдфарб Н. И. Сборник вопросов и задач по физике.- М.:Высшая школа 1973

  5. Зверева С. В. В мире солнечного света.- Л.: Гидрометеоиздат.1088

  6. Партфентьева Н. А., Фомина М. В. Решение задач по физике. М.: Мир 1993

  7. Семке А. И. Занимательные материалы к урокам М.:Издательство НЦ ЭНАС, 2006

  8. Остроумов Г. А. Взаимодействие электрических и гидродинамических полей. М.: Наука 1979




Похожие:

Элективный курс по физике «Физический практикум по решению задач» iconЭлективный курс по теме: «Как делаются открытия в физике» мини-проект «Сборник задач по физике: Физика в быту»

Элективный курс по физике «Физический практикум по решению задач» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Практикум по решению профессиональных задач
Практикум по решению профессиональных задач составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего...
Элективный курс по физике «Физический практикум по решению задач» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Практикум по решению профессиональных задач
Практикум по решению профессиональных задач составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего...
Элективный курс по физике «Физический практикум по решению задач» iconЭлективный курс по физике «Физика для всех»
Элективный курс предназначен для учащихся 9классов. Курс рассчитан на 12 часов
Элективный курс по физике «Физический практикум по решению задач» iconЭлективный курс «Моделирование в физике»
Знакомство учащихся со становлением и развитием понятий модели и метода моделирования в физике
Элективный курс по физике «Физический практикум по решению задач» icon«Практикум по решению математических задач» 4 курс, направление подготовки «Физико-математическое образование»
Продолжите предложение: область определения функции у=f(х), заданной формулой, называется …
Элективный курс по физике «Физический практикум по решению задач» iconПрограмма элективного курса по биологии «Решение генетических задач»
Элективный курс предназначен для обучающихся 9-11 классов. Элективный курс включает материал по разделу биологии «Основы генетики....
Элективный курс по физике «Физический практикум по решению задач» iconПорядок проведения вступительного испытания по физике в форме собеседования
Абитуриенты, поступающие на сокращенную форму обучения, должны знать основные физические законы, перечисленные в программе, и уметь...
Элективный курс по физике «Физический практикум по решению задач» iconСборник задач по общему курсу физики 1973и др г
Ларионов В. В., Веретельник В. И., Тюрин Ю. И., Чернов И. П. Физический практикум, Ч. 2, 2004
Элективный курс по физике «Физический практикум по решению задач» icon«Практикум по решению математических задач» для студентов 4 курса, направление подготовки «Физико-математическое образование»
Геометрические построения в пространстве. Примеры решения задач на посторенние сечений многогранников
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы