|
Петербургский Педагогический Форум Конкурс "Мастерская Учителя" Номинация: Физико-математические науки Особенности преподавания геометрии для учащихся с ОВЗ школы VII вида Чупина Вера Степановна учитель математики 624 202 Свердловская область Город Лесной улица Ленина, 106- 13 Wer1950@rambler.ru Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Свердловской области для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии VII вида «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 70» ^ 1.Значение и задачи изучения геометрического материала. Изучение геометрии в школе для детей с ОВЗ имеет большое значение, т.к. у них формируется достаточно полная система геометрических представлений, что способствует обогащению их математических знаний. В процессе изучения геометрического материала школьники учатся абстрагироваться от свойств конкретных предметов, сравнивать и сопоставлять геометрические формы, отвлекаясь от несущественных признаков сравниваемых форм, дифференцировать и классифицировать геометрические фигуры и тела, в результате чего развивается их способность к обобщениям. Все это помогает формированию приемов умственной деятельности, коррекции недостатков пространственных представлений, активизирует познавательную деятельность школьников, развивает практическую ориентацию в окружающем пространстве, моторику, обогащает словарь, развивает речь и мышление, то есть играет значительную коррекционную роль в процессе обучения и воспитания. Изучение геометрического материала вооружает учащихся практическими навыками измерения, черчения, построения геометрических фигур с помощью различных измерительных и чертежных инструментов, что способствует лучшей подготовке их к повседневной жизни, овладению различными видами профессионального труда, адаптации в условиях современного производства. ^ способствует более успешному изучению таких учебных предметов, как технический труд, рисование, черчение, физкультура, естествознание, география. Изучение геометрии ставит и решает три основные задачи, которыми определяется организация и методика обучения.
^ Содержание геометрического материала в школе VII вида определено программой Министерства образования Р. Ф (Программа для V –VII кл. с недостаточной математической подготовкой.) Психологами и педагогами подвергнут всестороннему анализу процесс развития геометрического мышления, процесс усвоения геометрических знаний, умений и навыков учащимися с ОВЗ. Наблюдения и специальные исследования показывают, что при правильной организации обучения геометрии, учащимся школ VII вида доступно достижение лишь второго уровня геометрического развития и только отдельным учащимся – некоторых элементов третьего уровня.(А.М. Пышкало «Уровни геометрического развития»). Учащиеся школы VII вида, изучая геометрический материал, знакомятся, во-первых:
во-вторых, приобретают навыки измерения, вычерчивания и моделирования фигур; в-третьих, учатся полученные знания связывать с жизнью, например, узнавать в окружающих предметах знакомые геометрические формы, применять полученные геометрические знания при изучении других учебных предметов. Для подготовки детей к усвоению систематического курса геометрии в 7 классе, необходимо заниматься пропедевтикой геометрии в 5 – 6 классах. Семиклассники затрудняются в понимании аксиом, в построении чертежа, у них недостаточно геометрической интуиции и конструктивного мышления. Познавательные возможности у детей младшего школьного возраста намного выше. Пропедевтический курс геометрии – это геометрия без доказательства. В доступной форме учащиеся знакомятся с рядом геометрических понятий, решают разнообразные задачи на измерение и вычисление, построения без рассуждений и доказательств. Ученику не требуется что-либо заучивать. Выполняя последовательно, одно за другим, предлагаемые задания, пятиклассники знакомятся с геометрическими объектами и их свойствами. Геометрический материал в курсе 5 – 6 класса перестает быть обслуживающим арифметико-алгебраические вопросы и приобретает само ценное значение. Увеличивается его доля, расширяется круг рассматриваемых вопросов, полнее используются его возможности в развитии качеств мышления школьников. Основное внимание уделяется приобретению учащимися опыта геометрической деятельности, развитию их пространственных представлений, глазомера, наблюдательности, заинтересованности в дальнейшем изучении геометрии. Геометрические понятия возникают в естественном контексте из практической деятельности ассоциируются со зрительным образом. Их рассмотрение не предполагает формализации. Усвоение материала будет более эффективным, если опираться на особенности соотношения конкретного и абстрактного мышления данного контингента учащихся. При изучении геометрического материала умственная деятельность учащихся на уроках должна подкрепляться конкретной материальной деятельностью. Значительное место занимают упражнения, в которых требуется начертить, перерисовать, измерить, найти на рисунке и предмете, вырезать, разрезать, составить фигуру и др. Это позволяет стимулировать развитие у учащихся наглядно – действенного мышления и на его основе в дальнейшем – образного мышления. Ведущей целью обучения является интеллектуальное развитие школьников, которое сочетается с обязательным овладением строго отобранным, ограниченным кругом специальных математических умений, являющихся опорными для последующего материала. Особенностью программы является перенос акцентов с формального на содержательное, формирование знаний на наглядно-интуитивной основе. В курс включен довольно разнообразный по содержанию геометрический материал, предполагающий рассмотрение как плоских, так и пространственных фигур. Этот материал структурно-мозаичен, а его изучение организуется как процесс интеллектуально-практической деятельности. Овладение какой-либо геометрической теорией в традиционном смысле не предполагается. Изучение систематического курса геометрии начинается с I четверти Преподавание опирается на практическую деятельность учащихся в процессе изучения ими теоретического материала и при решении задач, а также на полезные советы, помогающие учащимся при работе с определениями, решении задач и доказательстве теорем. Требования к умению решать задачи и доказывать теоремы снижены. Эффективнее доказывать теоремы в классе, особенно те, доказательство которых представляет собой образец типичного рассуждения. Учитель включает школьников в процесс доказательства утверждений. После того, как теорема доказана, рассматриваем ее, как важный теоретический факт, на который учащиеся будут часто опираться, и в дальнейшем не углубляться в изучение вопроса «А на чем основывается истинность самой теоремы?». Требуем от учащихся знания основных теоретических положений, но умения их доказывать в 7 классе не считаем обязательными. К этому, естественно, стремимся, всячески поощряем желание учащихся воспроизвести доказательство теоремы, но не требуем от них доказательства в обязательном порядке. Главный упор делаем на решение задач, разнообразие типов которых уменьшаем без ущерба для дела. Когда же учащиеся научатся решать задачи, в том числе и задачи на доказательство, то и сами теоремы будут восприниматься ими как задачи на доказательство. Целью изучения курса геометрии в 7 – 9 классах является систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости, формирование пространственных представлений, развитие логического мышления и подготовка аппарата, необходимого для изучения смежных дисциплин (физика, черчение и т.д.). Курс характеризуется рациональным сочетанием логической строгости и геометрической наглядности. Увеличивается теоретическая значимость изучаемого материала, расширяются внутренние логические связи курса, повышается роль дедукции, степень абстрактности изучаемого материала. При изучении геометрии 8 – 9 классах главный упор делается на решение задач. Одним из важнейших умений, приобретаемых в курсе планиметрии, является умение понимать текст задачи, выделять условие и заключение, читать и делать чертежи, сопровождающие условие и решение задачи, а при чтении чертежа, выделять конфигурацию, необходимую на данном шаге (этапе) решения. Не все темы курса планиметрии равнозначны, анализ разделов «Требования к математической подготовке учащихся» и «Тематического планирования» позволил выделить семь ключевых тем:
По этим темам проводится тестирование и контрольные работы. Итоговое повторение ориентировано непросто на закрепление, упрочение уже достигнутого уровня знаний и умений, а на их качественное улучшение, на ликвидацию возможных пробелов.
Изучение практически каждого фрагмента курса геометрии требует определенных опорных знаний по предыдущему материалу, которые, как правило, сформированы плохо. Используя действующие учебники, учителя, вынужденно идут на исключение из содержания всех сколько–нибудь сложных вопросов, снижают уровень изложения до примитивизма. Полноценную реализацию программных требований, возможно обеспечить лишь в том случае, если учитель самостоятельно сможет подобрать дополнительный учебный материал: составить задачи, задания к имеющимся в учебниках, подобрать упражнения на измерение, вычерчивание геометрических фигур, чтобы обеспечить формирование геометрических представлений, систематизацию и обобщение геометрических знаний, выработку умений и навыков. Преподавание геометрического материала в 5 классе ведем с учетом тех ЗУН, которыми учащиеся овладели в начальной школе. Обобщенные ЗУН объединили с новыми понятиями формируемыми в 5 классе, и оформили их в сводной карте. Практика показала, что формирование новых знаний с опорой на знакомый учащимся материала, с использованием известных им оборотов речи, дает хороший результат. Дети активнее воспринимают новый материал, знания становятся прочнее, самостоятельная работа при выполнении заданий увеличивается. Дети спокойнее воспринимают новую математическую терминологию, при этом у них развивается логическое и аналитическое мышление, умение обобщать и делать выводы, их знания выводятся на новый качественный уровень и дополняются новыми теоретическими сведениями. Учитель может использовать перечень знаний, умений и навыков полученных учащимися в начальной школе и новые понятия формируемые в 5 классе по темам: ^ Площадь. Отрезок. Длина отрезка. Треугольник.
|
![]() | Справка по результатам тематического контроля о состоянии преподавания физической культуры в специальных (коррекционных) классах VII вида Цель: проверить готовность учителя физкультуры к проведению уро- ков в специальных (коррекционных) классах VII вида; работу по охране... | ![]() | Viii в. Ф. И Психологическая карта изучения социально-психологической адаптации к школе учащегося моу «Усть-Нерская (специальная) коррекционная... |
![]() | Рабочая программа по математике для 3 класса (VII вида) Разработана: Фроловой Е. А. учителем начальных классов Рабочая программа по математике составлена на основе программы 3 специального (коррекционного) класса VII вида (Москва «Школьная... | ![]() | Нарушения чтения у детей с умственной отсталостью. Особенности логопедической коррекции дислексий в школе VIII вида |
![]() | П. А. Словцов как писатель и краевед Образовательный и воспитательный потенциал литературного краеведения. Особенности преподавания литературного краеведения в средней... | ![]() | Вопросы по методике преподавания русского языка в татарской школе Методика русского языка как наука. Ее предмет и задачи. Развитие методики преподавания русского языка в татарской школе |
![]() | И. В. Краснова Из опыта преподавания биологии в школе, в условиях реализации компетентностной модели обучения Ти. В статье раскрывается опыт преподавания биологии в школе при переходе на компетентностную модель обучения. Рассматриваются принципы... | ![]() | Лобачевский Таким образом, все предложения абсолютной геометрии сохраняют свою силу и в геометрии Лобачевского. Абсолютная геометрия есть общая... |
![]() | Пояснительная записка Рабочая программа,первого вида, учебного курса по геометрии для 10 класса разработана на основе Рабочая программа,первого вида, учебного курса по геометрии для 10 класса разработана на основе | ![]() | Особенности преподавания русского языка и литературы в русской школе Езерская Н. И. зам директора по учебно-воспитатель-ной работе, учитель русского языка и литературы |