Этапы работы Содержание этапа icon

Этапы работы Содержание этапа



НазваниеЭтапы работы Содержание этапа
Дата конвертации28.11.2012
Размер67.71 Kb.
ТипДокументы
скачать >>>

Этапы работы

Содержание этапа

Организационный момент.


Актуализация опорных знаний.


Формирование новых знаний.


Закрепление учебного материала.


Подведение итогов урока.



Музыкальное приветствие учителя и обучающихся. Звучит «Прогулка» М. П. Мусоргского.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Сейчас, когда вы заходили в класс, звучала музыка. Но звучала она неспроста. Мелодия эта рисует нам портрет человека, занятого очень интересным и необычным делом. Откуда он и что делает? Давайте послушаем ещё раз и представим себе этого человека..

^ Звучит «Прогулка» М. П. Мусоргского.

Дети: Это русский человек, который очень размашисто ходит; он рассматривает что- то, останавливается и снова прохаживается.

Учитель: Итак, мы на выставке, на которой много посетителей, в их числе композитор, написавший эту музыку. Можно ли по ее интонации узнать национальность композитора? Его внешность, характер? Постарайтесь обосновать свое мнение.

Учитель: А теперь давайте посмотрим на портрет композитора.

Кто мне скажет, что такое портрет?


Дети: Портре́т— означает «воспроизводить что-либо черта в черту», изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности, в том числе художественными средствами (живописи, графики, гравюры, скульптуры, фотографии, полиграфии), а также в литературе и криминалистике (словесный портрет).

В изобразительном искусстве портрет — это самостоятельный жанр, целью которого является отображение визуальных характеристик модели. «На портрете изображается внешний облик (а через него и внутренний мир) конкретного, реального, существовавшего в прошлом или существующего в настоящем человека».
Портрет — это повторение в пластических формах, линиях и красках живого лица, и одновременно при этом его идейно-художественная интерпретация.


Учитель: Но здесь два портрета, на одном изображён ещё достаточно молодой и приятный человек, а на другом - зрелый мужчина, он не причёсан, у него усталый вид, видно, что он очень болен. Что же случилось с этим человеком?

^ История и анализ портрета М.П. Мусоргского кисти И. Репина.

Но это портрет живописный, а может ли существовать портрет музыкальный?


Дети: отвечают (как правило, ответы носят противоречивый характер).


Учитель: пока этот вопрос остаётся открытым, а мы вернёмся к началу нашей экскурсии.

Эй, сюда, заходи, народ честной!
Заходи, погляди на картины дивные!

Модест Петрович Мусоргский отправился на выставку картин своего друга – художника Виктора Александровича Гартмана. Ходил по выставке от картины к картине, задерживаясь на том, что его волновало. Из представленных на выставке 400 рисунков, архитектурных планов, проектов, эскизов Мусоргского заинтересовали 10 сюжетов:

  1. «Гном»;

  2. «Старый замок»;

  3. «Тюильрийский сад»;

  4. «Быдло»;

  5. «Балет невылупившихся птенцов»;

  6. «Два еврея – богатый и бедный»;

  7. «Лиможский рынок»;

  8. «Катакомбы»;

  9. «Избушка на курьих ножках» (Баба Яга);

  10. «Богатырские ворота».

Эти 10 сюжетов Гартмана и вдохновили Мусоргского на создание фортепианной сюиты «Картинки с выставки». Нарисованные картины превратились в музыкальные, зажили новой жизнью, музыкальные картины зазвучали намного ярче и красочнее, чем нарисованные. Композитор первоначально назвал свое произведение «Гартман». Название «Картинки с выставки» появилось позже.

А что такое сюита?

^ Дети: Слово сюита обозначает музыкальное произведение, состоящее из самостоятельных пьес, объединенных общим замыслом.

Учитель: Но сегодня нас будут интересовать не все 10 пьес, а только портреты. Как вы думаете, какие из пьес будут портретами?


Дети: «Гном», «Баба Яга», «Два еврея».


Учитель: Слышите, звучит музыка, давайте закроем глаза и представим, портрет какого сказочного персонажа композитор «нарисовал» в одной из пьес цикла.


^ Звучит «Гном»


Дети: «Гном»


Учитель: Каким вы его представили?


Дети: Гном маленький, неуклюжий. Характер - угрожающий, мрачный. Он зол на всех.


Учитель: Рисунок Гартмана изображал щипцы для орехов в виде неуклюжего гнома. Мусоргский наделяет в своей музыке гнома чертами человеческого характера, сохраняя при этом внешний облик сказочного и причудливого существа.


Учитель. А теперь мы перейдём к следующему портрету и послушаем музыкальную зарисовку. Послушайте и определите характер музыки, сколько здесь разных характеров? Что вы представите слушая эту музыку?


«Два еврея богатый и бедный» (фортепиано) - слушание

Дети. Два образа (героя). Один человек уверенный, высокомерный, наглый. Другой образ - дрожащий, робкий, тихий, между ними происходит разговор (диалог).


Учитель. Пьеса называется «Два еврея богатый и бедный».

У Мусоргского 1-ая тема, характеризующая богатого еврея - крепкая, уверенная, повелительная, звучит на ff, в низком регистре. Властная интонация.

2-ая тема бедного еврея - она однотипна, дрожащая, трепещущая, почти без движения. В высоком регистре. В последней части звучит диалог обоих лиц одновременно. Тема богатого еврея звучит еще крепче, уверенней, а тема бедного осталась неизмененная. Заключительная реплика принадлежит богатому еврею, последнее слово остается за ним.


Учитель. Чтобы окончательно убедиться, что Мусоргский – великолепный портретист, мы послушаем еще одну зарисовку. Я вам умышленно не говорю название этой зарисовки, может вы сами предложите какое – либо название. Я вам дам подсказку это может быть сказочный персонаж, а сказочные персонажи могут быть не только положительные, но и отрицательные.


«Избушка на курьих ножках» - прослушивание.


Учитель: Нарисуйте при помощи красок портрет персонажа. Какой характер, интонации?


Дети рисуют.


^ Дети: (Показывают рисунки) Кляксы, растрепанный, искаженный, полет на метле.


Учитель: Почему вы изобразили именно Бабу Ягу, а не Василису прекрасную?


^ Дети: Потому что это подчеркивается музыкой, характером, интонациями. Музыка не лирическая.


Учитель: Пьеса называется «Избушка на курьих ножках». Гартман сделал рисунок - эскиз бронзовых настольных часов, украшенной разноцветной эмалью, часы изображают избушку на курьих ножках. Мусоргский изобразил хозяйку этого жилища.


Учитель: Давайте вспомним наш разговор в начале урока, когда мы описывали М.П. Мусоргского ещё не видя его портрет. Как можно назвать это описание?

^ Дети: Мы не видели этого человека, а описали его по звучащей музыке, значит это музыкальный портрет.

Учитель: попробуйте дать определение музыкального портрета.

^ Дети: музыкальный портрет – это изображение характера героя.

Учитель: Главное в музыке- это выражение эмоционального состояния, настроения и характера. Однако, каждый человек, в силу своего воображения и фантазии, может представить себе зрительные образы. Если произведение программное, то и зрительные образы будут совпадать в главном, но при этом отличаться в деталях. Это высказывание выражает сущность жанра музыкального портрета.


В конце урока обучающимся предлагается назвать моменты урока, которые вызвали затруднения, или наибольший интерес в процессе решения проблемы.


Оценивание работы на уроке. Обучающиеся сами дают оценку работы на уроке своих одноклассников.


Домашнее задание: учебник параграф 23, ДМН стр. 18 - 19






Похожие:

Этапы работы Содержание этапа icon7 этапы реализации стратегии
Реализация Стратегии рассчитана на два этапа в соответствии с предложенными горизонтами планирования. На протяжении всего периода...
Этапы работы Содержание этапа iconКонтрольные вопросы по курсу "физиология адаптации" Понятие об адаптации. Значение адаптации для нормальной жизнедеятельности и при развитии патологии. Факторы среды. Условия развития адаптации
Этапы адаптации. Особенности и значение срочного этапа адаптации. Значение долговременного этапа адаптации. Условия формирования...
Этапы работы Содержание этапа iconПлан работы гэп-2 «Основы предпринимательской деятельности на старшей ступени образования» 2009-2012 г г. № п/п Содержание этапа Сроки
Обучение в системе повышения квалификации миоо основам эпос и образовательной программе по основам предпринимательства
Этапы работы Содержание этапа iconСистема работы социального педагога с семьями, находящимися в социально опасном положении. Содержание
Этапы работы социального педагога с семьей, находящейся в социально опасном положении
Этапы работы Содержание этапа iconРеорганизация: этапы и методы содержание
Она должна предусматривать целый ряд этапов, охватывающих подготовку, сбор информации, определение направлений работы и их последствий,...
Этапы работы Содержание этапа iconПереводческий глоссарий Содержание работы
Содержание работы: сбор и систематизация наиболее частотных межъязыковых соответствий в сфере основного словарного запаса
Этапы работы Содержание этапа icon1 Сущность и содержание бухгалтерского учета применительно к условиям современного этапа экономики
Сущность и содержание бухгалтерского учета применительно к условиям современного этапа экономики
Этапы работы Содержание этапа iconПлан экспериментальной работы на 2008 2011 учебные годы № Содержание этапа 1 этап. Подготовительный 2008/2009 учебный год
Выявление и анализ имеющихся программ, образовательных технологий, опыта педагогической деятельности, связанных с разработкой и апробацией...
Этапы работы Содержание этапа icon1 Этапы проектирования базы данных и их процедуры
Цель этапа концептуального проектирования создание концептуальной модели данных исходя из представлений пользователей о предметной...
Этапы работы Содержание этапа iconУрок на тему: Этапы развития физики элементарных частиц. Физика элементарных частиц
Основное содержание учебного материала. Основные исторические этапы развития физики элементарных частиц: первый – от электрона до...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы