Викторина по русскому языку «Путешествие в страну Филологию». (9-10 классы). Составила М. Н. Дрявичева по материалам книги «Язык мой друг мой». Цели проведения icon

Викторина по русскому языку «Путешествие в страну Филологию». (9-10 классы). Составила М. Н. Дрявичева по материалам книги «Язык мой друг мой». Цели проведения



НазваниеВикторина по русскому языку «Путешествие в страну Филологию». (9-10 классы). Составила М. Н. Дрявичева по материалам книги «Язык мой друг мой». Цели проведения
Дата конвертации26.04.2013
Размер55.36 Kb.
ТипВикторина
скачать >>>

Игра-викторина по русскому языку

«Путешествие в страну Филологию».

(9-10 классы).

Составила М. Н. Дрявичева по материалам книги «Язык мой – друг мой».


Цели проведения:

1)обобщение и систематизация знаний по русскому языку, полученных за время обучения в 5-9 классах;

3)развитие умений и навыков быстро и правильно ориентироваться в учебном материале, вспоминать и выбирать главное;

4) развитие эрудиции и творческого мышления при разгадывании анаграмм и загадок по филологической теме.


^ Ход викторины.

Путешествие осуществляется по составленной карте страны Филология по остановкам. Обязательно присутствие на карте: остров Фонетика, рядом полуостров Орфоэпия, королевство Морфология, в нём отмечаем города Словообразование и Морфемика, королевство Лексикология, в нём отмечаем село Фразеология, королевство Синтаксис.

Каждый правильный ответ обучающихся поощряется символом (например, кружком, вырезанным из цветного картона). За дополнение или неполный ответ можно вручит другой символ (например, кружок другого цвета, он будет считаться за половину целого ответа). Набравший наибольшее количество символов считается выигравшим в игре-викторине.


Первая остановка: «Остров Фонетика».

Есть звуки в речи,

Мы их долго изучали.

Раздел о них в науке

КАК назвали?

Вопросы:

1.Как обозначаются звуки на письме?

2.Чем звук отличается от буквы?

3.Какие звуки в речи бывают?

Задания:

1.Назовите примеры слов, в которых букв больше, чем звуков. Наоборот.

2.Какую букву надо «вставить» в имя мальчика, чтобы оно превратилось в «название коротких шестов с заострёнными концами»? (Коля – колья)

3.Игра «Угадай словечко»:

Слово это состоит из трёх слогов, ударный – первый, имеет 7 букв и 7 звуков. Обозначает предмет одежды.

1.Название шипящей буквы (ША).

2.Ударный слог в слове «поезд» (ПО).

3.Сочетание согласных, в которых не пишется мягкий знак (ЧК).

4.Первая гласная буква алфавита (А).


Вторая остановка: «Полуостров Орфоэпия».

Стихотворение «Рассказ школьного портфеля»(возможно чтение учеником):

Третья остановка: «Королевство Морфология».

1.Чтение отрывка из комедии 18 века Д. И.
Фонвизина «Недоросль»

(возможна сценка):

«Правдин:

Дверь, например, какое имя – существительное или прилагательное?

Митрофан:

Дверь? Котора?

Правдин:

Котора дверь? Вот эта!

Митрофан:

Эта? Прилагательна.

Правдин:

Это почему же?

Митрофан:

Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит ещё не навешена, так та покамест существительна.

Правдин:

Так поэтому у тебя слово «Дурак» прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?

Митрофан:

И ведомо.

Правдин:

Да, в грамматике он силён!»

Вопросы:

1.Прав ли Митрофан? Почему?

2.Что такое имя прилагательное? Имя существительное?

3.Какие ещё части речи вы знаете?

2.Игра «Ступенька слов».

Задание:

Прибавляя по одной букве, чтобы получилась «ступенька» написать на указанную букву только существительные определённой формы (например, на букву Г написать существительные 2 склонения).

3.Есть слова удивительные:

Не то глаголы, не то существительные.

Назовите их. (СЕЧЬ, ПЕЧЬ, ТЕЧЬ, СТАТЬ).


Четвёртая остановка: «Королевство Лексикология».

Вопросы:

1.Что изучает эта наука?

2.Как называются слова, близкие по значению? Противоположные по значению?

3.Игра «Кто быстрей?»

Задание:

Подобрать по одному синониму и одному антониму к словам:

^ ПРОСТОЙ, РАБСТВО, ВЫСОТА.


Пятая остановка: «Город Словообразование».

Вопрос:

  1. Что изучает эта наука?

  2. Игра «Составь словечко».

1.В «списке» вы мой обнаружите корень,

Суффикс в «собрании» встретите вскоре.

В слове «рассказ» вы приставку найдёте,

В целом – по мне на уроки пойдёте. (РАСПИСАНИЕ)

2.Корень мой находится в «цене»,

В «очерке» – найди приставку мне,

Суффикс мой в «тетрадке» все встречали,

Вся же – в дневнике я и в журнале. (ОЦЕНКА)


Шестая остановка: «Село Фразеология».

Вопросы:

  1. Что такое фразеология как раздел науки о языке? Что она изучает?

  2. Почему эта остановка является селом в королевстве Морфологии?

  3. Знаете ли вы происхождение некоторых фразеологизмов?

  4. Рассказ о происхождении фразеологизмов: СПУСТЯ РУКАВА, НА ВОРЕ ШАПКА ГОРИТ, ОСТАТЬСЯ С НОСОМ (возможно инсценирование).

  5. Игра «Кто больше?»

Задание:

Подберите как можно больше фразеологизмов с конкретными словами:

- ГОЛОВА (сломя голову, повесить голову, очертя голову, голова садовая, голова на плечах, как снег на голову, голова с плеч долой);

- НОС (остаться с носом, держать нос по ветру, выше нос держать, повесить нос, столкнуться нос к носу).


^ Седьмая остановка: «Королевство Синтаксис».

Вопрос:

  1. Что изучает синтаксис?

Задания:

1.Исправьте ошибку в предложении:

«Учитель ОДЕЛ очки и начал читать». (одел – надел).

Иллюстрирую картинкой и поясняю:

Шуба надета на деда. Дед надел её на себя, НО Дед одет. Деда одели.

Делаем вывод: НАДЕТЬ НА… кого? Что? (действие обращено на производителя)

ОДЕТЬ… кого? Что? (действие обращено на предмет)

2.^ Игра «Синтаксические шарады».

Составить предложения по следующим характеристикам (возможны другие):





1 часть

2 часть

3 часть

характеристика предложения

1.

Сущ. 3 скл., синоним сущ. «конь» во мн. числе

Глагол «остановиться» во мн. числе пр. времени.


___

Простое, личное, нераспр., повеств.

2.

Синоним сущ «учащиеся» ( во мн. числе)

Сказуемое, выраженное глаголом сов. вида, соответствующего глаголу несов. вида «выполнять» в прош. времени


Прямое дополнение, выраженное сущ. среднего рода, являющегося синонимом сущ «поручение»

Простое, двусоставное, повествовательное

3.



____

Неопред. форма глагола сов. вида, соответствующего глаголу несов. вида «решать»

Прямое дополнение, выраженное сущ. «задача»

Безличное, вопросительное


Должны получиться следующие предложения:

1.Лошади остановились.

2.Ученики выполнили задание.

3.Как решить задачу?


Подведение итогов игры-викторины. Награждение победителей.




Похожие:

Викторина по русскому языку «Путешествие в страну Филологию». (9-10 классы). Составила М. Н. Дрявичева по материалам книги «Язык мой друг мой». Цели проведения iconHttp://idioms chat ru Григорян Л. Т. Язык мой – друг мой: Материалы для внеклассной работы по русскому языку. М.: Просвещение, 1988
Григорян Л. Т. Язык мой друг мой: Материалы для внеклассной работы по русскому языку. М.: Просвещение, 1988
Викторина по русскому языку «Путешествие в страну Филологию». (9-10 классы). Составила М. Н. Дрявичева по материалам книги «Язык мой друг мой». Цели проведения iconВикторина по русскому языку «поговорим сегодня мы о маме» (6 7 классы) Вступление. Викторина по русскому языку посвящена Дню Матери
Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными
Викторина по русскому языку «Путешествие в страну Филологию». (9-10 классы). Составила М. Н. Дрявичева по материалам книги «Язык мой друг мой». Цели проведения iconИнтеллектуальная игра для знатоков русского языка «Мой царь! Мой раб! Родной язык!» Цель игры
Цель игры: воспитание чувства любви к родному языку, расширение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления
Викторина по русскому языку «Путешествие в страну Филологию». (9-10 классы). Составила М. Н. Дрявичева по материалам книги «Язык мой друг мой». Цели проведения iconИнтеллектуальная игра для знатоков русского языка «Мой царь! Мой раб! Родной язык!» Цель игры
Цель игры: воспитание чувства любви к родному языку, расширение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления
Викторина по русскому языку «Путешествие в страну Филологию». (9-10 классы). Составила М. Н. Дрявичева по материалам книги «Язык мой друг мой». Цели проведения iconСлово о значении литературы 18 века здравствуй, мой юный друг!
Известна ли тебе, друг мой, литература прекрасной поры, века 18-ого? Если же нет, то много благ душевных предстанет пред тобою, когда...
Викторина по русскому языку «Путешествие в страну Филологию». (9-10 классы). Составила М. Н. Дрявичева по материалам книги «Язык мой друг мой». Цели проведения iconПрезентация эссе «Язык мой – моя душа, мой мир»

Викторина по русскому языку «Путешествие в страну Филологию». (9-10 классы). Составила М. Н. Дрявичева по материалам книги «Язык мой друг мой». Цели проведения iconВикторина Для детей средней группы «Путешествие в страну сказок» Задачи. Развивать внимание, сообразительность, память
Материал. Большие иллюстрации к сказкам, книги с авторскими и народными сказками
Викторина по русскому языку «Путешествие в страну Филологию». (9-10 классы). Составила М. Н. Дрявичева по материалам книги «Язык мой друг мой». Цели проведения iconИнформатика Компьютер – мой друг
Элективный курс «Компьютер – мой друг» рассчитан на учащихся 9-х классов, владеющих основами компьютерной грамотности (т е изучавших...
Викторина по русскому языку «Путешествие в страну Филологию». (9-10 классы). Составила М. Н. Дрявичева по материалам книги «Язык мой друг мой». Цели проведения iconРабочая программа по русскому языку учителя 2 квалификационной категории моу «Лицей №110» Фазлуллиной Фариды Мирзануровны по русскому языку в 8 классе
В. В. Бабайцева, А. П. Еремеева, А. Ю. Купалова, и др. // программно-методические материалы: Русский язык 5-9 классы/ Сост. Л. М....
Викторина по русскому языку «Путешествие в страну Филологию». (9-10 классы). Составила М. Н. Дрявичева по материалам книги «Язык мой друг мой». Цели проведения iconМой царь! Мой раб! Родной язык! Интеллектуальная игра
Орган в ротовой полости человека и животных, способствующий пережевыванию пищи, орган вкуса
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы