Программа по хореографии для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста Ритмика, танец icon

Программа по хореографии для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста Ритмика, танец



НазваниеПрограмма по хореографии для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста Ритмика, танец
страница1/4
Дата конвертации26.11.2012
Размер0.6 Mb.
ТипПрограмма
источник
  1   2   3   4
1. /ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА.docПрограмма по хореографии для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста Ритмика, танец

г. Краснодар Средняя Общеобразовательная Школа №16



ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА

« Программа по хореографии для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста»

Ритмика, танец.


Педагог дополнительного образования (Хореография)


Лукьяненко Ирина Анатольевна


Танец - самое возвышенное, самое волнующее и самое прекрасное из всех видов искусств, поскольку он не просто отражение жизни или отвлечение от нее, а сама жизнь.

Хевлок Эллис. «Танец жизни»

Танец - это музыкально-пластическое искусство. Как всякий вид искусства, танец отражает окружающую жизнь в художественных образах. Причем, танцевальное искусство имеет свои особенности. В нем в качестве главного средства создания художественных образов используются движения и положения человеческого тела, которые составляют своеобразный выразительный язык. Истоки этого языка коренятся в характерных движениях и пластических интонациях, рожденных в реальной жизни. Известно что в повседневном общении люди пользуются не только языком слов, но и языком движений. Каждое движение несет какую либо информацию, то есть имеет некоторое значение. Эти содержательные свойства движений сохранились и в танце. Несмотря на то, что в ходе развития танцевального искусства отдельные выразительные движения видоизменялись, становились более условными, тем не менее они не превратились в бессмысленные «схемы»; в каждом из них можно увидеть то или иное значение. В целостной композиции танца в качестве выразительной лексике могут использоваться как специфически танцевальные, так и пантомимические действия. Но в танце, подчиняясь законам этого искусства, пантомима становится танцевальной, ритмизированной.

Использование танцевальных и пантомимических движений, развитие музыкально-танцевальных образов, взаимоотношения разнохарактерных персонажей присущи и детскому танцу. Становление творческих способностей у детей чрезвычайно плодотворно происходит именно в танце. Это обусловлено сочетанием единой деятельности музыки, движения и игры- трех характеристик танца, каждая из которых способствует развитию у детей творчества и воображения. Два раздела движений: музыкальная пантомима (в том числе жесты общения) и танцевальные движения, - определяют основные направления обучения, в процессе которого используются несколько методов.

Выразительный показ движений задает наглядный образец исполнения, формирует у детей представление о правильном способе выполнения движений.

Словесные пояснения, уточнения помогают детям осознавать значения, выразительные нюансы движений и в соответствии с этим корректировать свое исполнение.

Образный рассказ, побуждает детей представлять какую-либо ситуацию, чтобы воссоздать ее в движениях, тем самым способствуя развитию у них фантазии, воображения.

Вслушивание в музыку и простейший ее анализ позволяет осмысливать содержание музыкального произведения

При использовании всех перечисленных методов необходимыми являются следующие условия: чтобы дети не теряли интереса к изучаемому материалу, не следует работать над каждым упражнением дольше двух-четырех занятий подряд.

В процессе обучения используются игрушки, атрибуты с целью побуждения детей к более выразительном исполнению движений. Это должен быть яркий игровой материал.

Доброжелательная обстановка на занятиях, осторожность и мягкость в исправлении ошибок, поддержка и поощрение самостоятельности и положительных индивидуальных проявлений, внимательное отношение детей друг к другу, их умение искренне радоваться достижению своих товарищей, все это создает действительно творческую атмосферу на занятиях, без которой невозможно становление и развитие творчества.


Методические указания к занятиям хореографией

Главная цель раннего обучения - создать прочную основу для воспитания работоспособного и гармонично развитого молодого поколения. В процессе обучения ребёнок воспринимает информацию - основную и дополнительную, решает определённые задачи, осмысливает выразительные средства. Огромная роль педагога состоит в правильном выборе методов и приёмов обучения. Ввиду неравномерности биологического развития ребёнка необходим индивидуальный подход в обучении, который ставит перед педагогом следующие задачи:

  1. Содействовать развитию познавательных интересов, творческой активности и инициативе.

  2. Стимулировать развитие волевых и нравственных качеств.

  3. Помогать в овладении и закреплении разнообразных двигательных навыков и умений.

  4. Обеспечивать эффективный отбор и своевременную профессиональную ориентацию одарённых детей, способных достичь высокого профессионального мастерства.

Определим конкретные задачи отдельного периода на этапе предварительной хореографической подготовки для разного возраста.

Третья возрастная группа (5-6 лет)

  • Разучивание и совершенствование хореографических элементов;

  • Разучивание комбинаций, танцев;

  • Участие в выпускном концерте.


Построение и методика проведения занятий.

Все уроки выстраиваются в комплексе: включают материал из разных разделов и тем, предполагают развитие и закрепление знаний, работу над новым материалом, повторение пройденного, отдельные творческие задания. Существует общепринятая схема урока («методическое пособие для 1 класса»). Однако, педагог может выстроить урок по-иному. Например, можно построить урок на музыке одного композитора или произведений народного творчества, давая задания из разных тем.

Начинать занятие следует с повторения материала и упражнений, в которых будут суммироваться знания и навыки детей, полученные ранее, а затем переходить к новому материалу.

Надо проверить: каков уровень развития детей в рамках поставленных музыкальных и двигательных задач, особое внимание обратить на более слабых детей. Полезно повторить с детьми разные виды ходьбы, бега, подскоков, упражнений на ориентировку в пространстве, гимнастические упражнения, отдельные танцевальные элементы. Новый материал вводится постепенно, поначалу в небольшом количестве. Педагог всегда должен учитывать дидактические принципы систематичности и последовательности обучения. Нельзя перепрыгивать через какие-то этапы. Строгая продуманность каждого урока, отдельных его частей, владение широким арсеналом методических приёмов, индивидуальный подход к каждому ученику является залогом успешного обучения. Педагог должен постоянно помнить о психологических и физиологических особенностях детей каждого возраста и так строить урок, чтобы не переутомлять детей однообразными заданиями, чередовать моменты возбуждения и торможения, учитывать физическую нагрузку, эмоциональный настрой урока.

Схема выстраивания занятий в средней, старшей и подготовительной группах. Два последовательных занятия 1 месяца учебного года.

1 урок. Дети входят в зал и выстраиваются парами друг за другом. Проделав несколько этапов перестроений, дети выстраиваются на поклон. Приветствие, педагог сообщает, что будет проучено на занятии. Далее идёт работа над упражнениями с музыкальным заданием. Вниманию детей предлагается нотный материал, который звучал на прошлом уроке. Ставятся задачи: продирижировать, прохлопать ритмический рисунок, пройти его шагами, пройти его шагами без дирижирования и с дирижированием. Усложнить задание. Разучивается композиция движений. Далее повторяются ранее разученные плясовые движения и предлагаются занятия творческого характера. В конце занятия дети выстраиваются на поклон-прощание и под марш уходят из зала. Педагог даёт анализ урока, ставит оценки.

2 урок. Продолжается проучивание упражнений предыдущего урока. Повторяются уже знакомые детям упражнения по показу преподавателя, затем самостоятельно. Если дети хорошо усвоили данные упражнения, то проводится работа над последующими. Предлагается новый материал. Дорабатывается предыдущий материал. Далее проучивается игра на отработку материала. В конце знакомство с танцем.


Специальная хореографическая подготовка.

«Виды шагов»: специальные и танцевальные шаги в хореографии способствуют воспитанию выразительности, пластичности и грациозности, укрепляют мышечную силу и суставно-связочный аппарат.

Специальные шаги

Мягкий шаг - начинается с постановки пальцев, после чего следует мягкий перекат на всю стопу. Тело прямое, руки свободно опущены.

Высокий шаг - шаг вперёд с энергичным сгибанием ноги вперёд ( бедро и голень образуют прямой угол). Тело выпрямлено, движения рук свободные.

Острый шаг - сгибая ногу, сделать маленький шаг вперёд, поставить на пол сильно оттянутый носок, энергично перекатиться на всю стопу и одновременно вынести другую ногу вперёд.

Пружинящий шаг - из стойки на полупальцах маленький шаг вперёд с энергичным перекатом на всю стопу, быстро разгибая колено, перейти на носок и вынести другую ногу в перёд.

Перекатный шаг - мягкий шаг через полуприсед до стойки на пальцах.

Двойной( приставной) шаг - маленький шаг на полупальцы одной ноги и подтягивание к ней другой.

Методические указания к разучиванию специальных шагов: важно сохранять предложенную последовательность при обучении шагам разного вида. Для повышения интереса и создания условий для возникновения положительных эмоций использовать сюжетные упражнения. Можно спросить: « Кто ходит так тихо?», «Кто так высоко поднимает ноги?» и т. д. Специальные шаги закрепляются при использовании их в фигурных перестроениях в различных сочетаниях.

Танцевальные шаги

Шаг галопа - шаг правой ногой в сторону, подскок. В полёте ногу соединить с правой и обе ноги вытянуть с правой и обе ноги вытянуть. Приземляться на левую ногу, а правую отставить.

Методические указания: разучивается после правильного усвоения приставного шага.

Шаг польки - с правой ноги приставной шаг с подскоком, шаг и подскок на правой, а левую согнуть и разогнуть вперёд. Туловище слегка наклонить вправо. То же с другой ноги.

Методические указания: с начала разучивается приставной шаг, потом шаг, подскок и вынос свободной ноги вперед.

Шаг вальса - состоит из одного перекатного шага и двух шагов на высоких полупальцах. Длина каждого шага равна длине ступни. Туловище слегка наклоняется в направлении движения.

Методические указания: движение расчленяют - сначала разучивают шаги на высоких полупальцах, затем перекатные шаги. Ритмические упражнения вводятся для заучивания вальсового такта. При показе и объяснении делать акцент на счете: «Раз». Пусть девочки на счете «раз» делают двойной взмах руками. Постепенно переходить к целостному исполнению вальсового шага.

Шаг вальса в сторону - перекатный шаг правой ногой в сторону, стопу развернуть вправо, шаг левой на носок скрестный направо, приставить правую, подняться на высокие полупальцы. То же с другой ноги.

Тройной притоп - три последовательных удара пяткой о пол.

Бег имеет те же разновидности, что и соответсвующие шаги, но выполняется с более энергичным отталкиванием и имеет более безопасную фазу. Осанка и движение рук соответствуют характеру бега.

Общие методические указания для правильного разучивания шагов и бега состоят в правильной постановке ног и точном положении рук.

Наклоны. Важнейшие упражнения, требующие широкой амплитуды движения и умение найти правильное положение ОПТ над опорой. Выполняется из различных ИП.

Наклоны из положения стоя или стоя ноги врозь. Мышцы туловища напряжены, голову держать прямо, руки в различных положениях.

Наклоны в сторону - тяжесть тела переносится на опорную ногу, наклон к свободной ноге.

Наклон назад - отставить ногу назад на носок, перенести тяжесть тела на переднюю ногу, максимально прогнуться назад.

Наклоны стоя на коленях - вперед, назад и в стороны.

Методические указания: прежде чем разучить наклоны, включают упражнение на повышение подвижности позвоночного столба. Необходимо следить за правильным переносом ОЦТ, правильным положением свободной ноги и точным движением рук и головы.

Музыкально-ритмическая подготовка

Широкая гамма выразительных средств постигается уже на этапе предварительной подготовки благодаря музыкально-ритмическому обучению. Положительно влияние музыки проявляется в улучшении двигательной реакции, развитие музыкальных способностей, накопление знаний. Музыка активизирует волевые усилия, вызывает сильные эмоциональные переживания и стремление к творчеству.

Уже на первых занятиях дети начинают познавать музыкально-выразительные средства через акцентированный счет, меняющиеся интонации голоса педагога. Положительное влияние оказывает пение при выполнении движения. С введением в занятия музыкального сопровождения расширяет объем средств музыкально-ритмического обучения. Музыкальные пьесы должны быть знакомыми, жизнерадостными и побуждать к движению.

Конкретные задачи музыкально-ритмического обучения состоят в том, чтобы научить детей: точной правильно воспроизводить характер музыки посредством движения, начинать и заканчивать движение в полном соответствии с музыкой; распознать музыкальный и двигательный такт, размер такта; воспроизводить по средствам движения изменения ритма, темпа, динамики музыкального произведения; выделять и передавать в движении музыкальные контрасты; тонко реагировать на музыкальные оттенки.


Пояснительная записка

Программа по предмету Ритмика, танец « Программа по хореографии для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста» является од­ной из составных частей комплексной образовательной программы по теме: «Духовно-нарвственное и патриотическое воспитание детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста». Она способствует решению общих задач и осуществлению целей указанной программы. Занятия по программе « Программа по хореографии для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста» помогают формированию основных двигательных навыков и ка­честв, дают детям первоначальную хореографическую подготовку, помогают формированию творческого воображения, развивают в ребенке природные за­датки, позволяющие ему самореализоваться в различных видах и формах худо­жественно-творческой деятельности, способствуют развитию коммуникативно­сти.

Цель программы - создание условий для открытия в каждом ребенке не­повторимой индивидуальности развития, формирование патриотических и ду­ховно-нравственных качеств посредством музыки и движений.

Новизна и актуальность программы.

  1. Формирование знаний, умений и навыков рассматриваются не как самоцель, а как одно из средств воспитания и психологического развития ребенка.

  2. Программа ориентирована на социально-личностное развитие. Обучение направлено на систематизацию, углубление и обобщение личного опыта ребенка.

  3. Программа базируется на личностно-ориентированной модели общения с детьми дошкольного возраста.

  4. Создается условие для обеспечения единого старта обучения для детей, поступающих из детского сада и семьи.

Общие педагогические задачи программы;

  1. Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества. Для этого:

  • создавать благоприятный эмоциональный климат в группе;

  • организовать процесс обучения по подгруппам, с тем, чтобы осуществлять индивидуальный подход к детям и иметь возможность общаться с каждым ребенком;

  • вовлекать детей в активное обсуждение предстоящей деятельности на занятиях и возможностей использования их двигательно-танцевального опыта в повседневной жизни;

  • создавать условия для совместной танцевальной деятельности детей, обучать правилам и средствам общения, позволяющим вступать в контакты;

  • воспитывать у детей интерес к танцевальной деятельности друг друга, умение замечать затруднения сверстников и оказывать им помощь.

  1. Развивать творческие способности посредством танца. Для это­го:

  • способствовать физическому развитию ребенка, формировать осанку, правильное дыхание, эластичность мышц, подвижность и т.д.;

  • формировать эмоционально-эстетическое восприятие окружающего мира через музыку и движение;

  • учить понимать язык музыки и выражать его в танце;

  • уметь применять элементы танца в импровизации;

  • обучать основам этикета, красивым манерам.

  1. Развивать познавательную активность детей. С этой целью:

  • воспитывать стремление к овладению знаниями и способами дейст­вия, умение делать волевые усилия для достижения поставленной цели;

  • поддерживать взаимосвязь между занятиями хореографией и музы­кой, пением, рисованием.

Возраст детей, участвующих в реализации программы.

Программа рассчитана на обучение детей 5-6 лет.

Формы и режим занятий.

Занятия с группой детей по 8-10 человек 5-6 лет - 2 раза в неделю по 25-30 мин. В связи с тем, что игра является основным видом деятельности, в рамках которой проводятся занятия по программе, предлагаются разнообразные формы прове­дения занятий: путешествия по страницам литературных произведений, игро­вые моменты, помощь сказочным персонажам и др. Личностно ориентирован­ное взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой помогает достичь творческого отношения к совместной деятельности, сделать обучение эмоцио­нально насыщенным, создать на занятии атмосферу радости, раскованности и непосредственности.

Сроки реализации программы.

Программа рассчитана на 1 год:

  • заинтересовать детей самим процессом деятельности (музыкаль­но-ритмические игры, пантомима, тематические танцы и т.д.), от­крывая перспективы дальнейшей работы;

  • познакомить с основными техническими приемами и навыками ритмопластики.

  • совершенствовать навыки и умения в сфере танцевального искус­ства;

  • расширять представление детей о многообразии танцев, работать над эмоциональным восприятием;

  • дать представление об элементах музыкальной грамоты, ритме, темпе, характере музыкального произведения, об элементах на­родного и бального танцев.

  • приобщить детей к творчеству, импровизации, способствовать эмоциональному исполнению творческих заданий;

  • развивать навыки коллективного общения.

Ожидаемые результаты работы.

Результатами работы по развитию творческих способностей детей средст­вами хореографического искусства должны стать:

      • активность и самостоятельность ребенка в танцевальном искусст­ве;

      • умение находить новые способы для художественного изображе­ния заданного образа или персонажа (способность к импровиза­ции);

      • умение передавать свои чувства средствами пластики;

      • снятие мышечного и психологического торможения посредством танцевального движения;

      • развитие коммуникативных навыков общения.

Способы проверки результатов работы.

Для проверки уровня развития творческих способностей ребенка прово­дятся наблюдения и анализ процесса деятельности ребенка во время занятий. В начале и конце учебного года по результатам контрольных заданий заполняется диагностическая карта по предмету «Ритмика, танец».

Формы подведения итогов реализации программы.

Подведение итогов реализации программы проводится в форме тематиче­ских утренников, отчетного концерта или конкурса.

СЕНТЯБРЬ



Содержание

недели

I

II

III

IV

1. Фигурное построение и перестроение:













• Парами по кругу;

+

+

+

+

• Парами через середину зала;

+




+

+

• Расхождения парами направо - налево;

+

+

+

+

• Разучивание по кругу;













• Приглашение.

+

+

+

+

2. Повторение и разучивание разных видов ходьбы,













бега, подскоков, упражнения на ориентировку в













пространстве, гимнастические упражнения:













• Позиции ног (I, Ш, VI);

+

+

+

+

• Представление правильной осанки;













• Подготовительные упражнения к













специальным и танцевальным шагам;

+

+

+

+

• Освоение подготовительных упражнений к













высокому шагу, подскокам;

+

+

+

+

• Изучение техники легкого бега;

+

+

+

+

• Представление о прыжках.













3. Музыкально-ритмические упражнения, разучивания













движений к пляскам и танцам:

+

+

+

+

• Ознакомления с пространственными













отношениями;

+

+

+

+

• Освоение рисунка танца марш-парад;













• Разучивание упражнений с хлопками в

+

+

+

+

сочетании с приставными шагами.













4. Пляски, танцы, хороводы:













• Марш-парад;

+


+

+

+

• Танец с хлопками.

+

+




5. Занятие из серии «Путь к творчеству»:













• Ознакомление с жестами «Прошу» и «Не

+

+

+

+

надо»;

+

+

+

+

• Поклон-приветствие;













• «Закрытый» и «открытый» корпус.

+

+

+

+
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт



Похожие:

Программа по хореографии для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста Ритмика, танец iconКоноваленко В. В., Коноваленко св. Экспресс-обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Пособие для логопедов. — М.: «Гном-Пресс»
Пособие предназначено для оперативного массового обследования звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста...

Программа по хореографии для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста Ритмика, танец iconПрограмма развития муниципального образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста города Мурманска прогимназии №24 на 2010 2012 годы
Программа развития муниципального образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста г. Мурманска прогимназии...

Программа по хореографии для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста Ритмика, танец iconКоноваленко В. В., Коноваленко С. В. Коррекция произношения звука Й. Индивидуальная работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. М.: «Издательство гном и Д»
В пособии дается краткая характеристика звука Й, описываются наиболее распространенные дефекты произношения этого звука у детей дошкольного...

Программа по хореографии для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста Ритмика, танец iconМуниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа детский сад №29 «у лукоморья» Г. Саяногорск ведущему специалисту Гороо юрковец Е. Т
Дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа детский сад №29 «у лукоморья» Г. Саяногорск

Программа по хореографии для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста Ритмика, танец iconПрограмма для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Автор-составитель: педагог дополнительного
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Программа по хореографии для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста Ритмика, танец iconПодвижные игры в школе в помещении и на воздухе для детей младших, средних и старших классов
Характеристика подвижных игр для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста. 12

Программа по хореографии для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста Ритмика, танец iconМуниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста г. Мурманска прогимназия №24

Программа по хореографии для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста Ритмика, танец iconУчебно-тематический план для детей дошкольного возраста Содержание программы Учебно-тематический план для детей младшего школьного возраста
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей центр развития творчества

Программа по хореографии для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста Ритмика, танец iconСоциально-психологический анализ межличностных отношений детей младшего школьного возраста обучающихся в специальной (коррекционной) школе XVIII вида содержание
Теоретические основы изучения межличностных отношений детей младшего школьного возраста с интеллектуальным недоразвитием 10

Программа по хореографии для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста Ритмика, танец iconГрафик посещения уроков в начальных классах компенсирующего обучения
Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Программа по хореографии для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста Ритмика, танец iconПубличный докла д
Муниципальное образ0овательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Краснолесенская начальная школа –...

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы