Социально-педагогическое консультирование детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в системе начального профессионального образования icon

Социально-педагогическое консультирование детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в системе начального профессионального образования



НазваниеСоциально-педагогическое консультирование детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в системе начального профессионального образования
Дата конвертации25.11.2012
Размер111.13 Kb.
ТипДокументы
скачать >>>

Государственное бюджетное образовательное учреждение

начального профессионального образования

Индустриально-судостроительный профессиональный лицей №116 Кировского района Санкт-Петербурга


Социально-педагогическое консультирование детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

в системе начального профессионального образования


Розанова Ю.А., социальный педагог

ГБОУ НПО ИСПЛ №116


Санкт-Петербург

2012


Процесс консультирования - это форма социально-педагогической помощи человеку в целях поддержки его возможностей по самостоятельному преодолению трудностей в различных сферах жизнедеятельности; совместный поиск способов решения проблемы.

Организация консультативной помощи чаще всего требуется в таких направлениях социально-педагогической деятельности как профилактика явлений социальной, педагогической дезадаптации; повышение уровня социальной адаптации, социальной реабилитации детей и взрослых.

^ Предметом социально-педагогического консультирования могут являться вопросы сферы жизнеобеспечения клиента, организации быта, духовного и морального здоровья, воспитания и образования, коммуникаций и т.п.

Консультативная помощь может осуществляться в разных формах и видах. Существует широкое разнообразие форм консультативных практик и классификаций этих форм:


- по критерию объекта помощи различают индивидуальное, групповое и семейное консультирование;


- по критерию возраста дифференцируют работу с детьми и взрослыми;


- пространственная организация консультирования может быть осуществлена в форматах контактного (очного) или дистантного (заочного) консультирования;


- по критерию продолжительности консультирование может быть экстренным, краткосрочным и долгосрочным.


Ещё одним основанием для выделения видов социально-педагогического консультирования является целевая установка клиента, то есть цели, которые он преследует, обратившись за помощью к социальному педагогу. В этом случае можно говорить о следующих видах рассматриваемой деятельности:

  • ^ Рефлексивное консультирование, то есть совместное с клиентом анализирование какой-либо жизненной ситуации, поиск возможностей её изменения. Процесс консультирования в этом случае превращается в совместное размышление.

  • ^ Проектное консультирование, включающее поиск и построение возможной программы (проекта) преобразования сложившейся ситуации, её гармонизации и улучшения.


  • ^ Технологическое консультирование, предполагающее поиск оптимальной последовательности действий для решения конкретной проблемы или задачи. Это консультация - рекомендация, где консультант - это человек, обладающий необходимыми знаниями и необходимым опытом.

  • ^ Прогностическое консультирование, представляющее собой построение идеальной модели возможного, вероятного состояния конкретной ситуации при сохранении или отсутствии каких-либо тенденций. Это консультация - предвидение, где консультант - это человек, который способен подняться над ситуацией, и её нынешним состоянием, способный увидеть скрытые в ней возможности развития, как позитивного, так и негативного характера.

В социально-педагогической работе может использоваться и консультация информационного типа. Уяснив суть проблемы, социальный педагог совместно с клиентом разбирают возможные направления установления взаимодействия с необходимыми специалистами, службами, учреждениями.

В настоящее время в социально-педагогической практике в целом и консультирования в частности используются следующие формы и способы деятельности:

- монолог клиента и его последующий анализ совместно с консультантом;

- диалог, свободная беседа клиента и консультанта;

- ответы консультанта на прямые вопросы клиента;

- разнообразные тестирования;

- различные тренинги и обучения и т.п.

Эффективность и результативность процесса социально-педагогического консультирования зависит от соблюдения следующих принципов.

^ Принцип доверительности и сотрудничества – создание атмосферы взаимного доверия между социальным педагогом и клиентом является возможностью решения проблемы клиента. Соблюдение этого принципа является залогом того, что при возникновении подобных проблем в будущем, клиент вновь обратится за помощью к социальному педагогу.

^ Принцип уважения личности клиента.

Принцип компетентности и профессионализма - наличие необходимых знаний, умений и навыков для проведения консультации.

^ Принцип конфиденциальности - полученная в процессе консультации информация не должна быть распространена и обнародована без согласия и разрешения клиента).

Условно консультативную беседу можно разделить на четыре этапа.


1. Знакомство, начало беседы. На этом этапе важно создание атмосферы поддержки, которая будет способствовать достижению доверия между социальным педагогом и клиентом, от этого зависит успех консультирования. Не следует слишком суетиться, «заигрывать» с клиентом, с первых минут пытаться вступить с ним в активный контакт.


2. Расспрос клиента, формулирование и проверка консультативных гипотез. На этом этапе необходимо поддерживать контакта с клиентом, стимулировать на дальнейший рассказ, структурировать беседу.


3. Воздействие. Задача на данном этапе – анализ особенностей поведения клиента, лежащие в основе проблем, помощь в формулировании возможных вариантов реагирования и поведения, выбор наиболее подходящего варианта поведения.


4. Завершение беседы. Подведение итогов беседы, обсуждение вопросов, касающихся дальнейших отношений клиента с социальным педагогом, прощание.


Для осуществления практической социально-педагогической работы необходимо владеть базовыми консультативными навыками. К таким навыкам можно отнести следующие:

  • направленное внимание, активное слушание, безоценочное принятие;

  • открытость, установление причинно-следственных связей;

  • целеполагание, решение проблем, техники фокусировки;

  • понимание языка тела;

  • избегание оценочных и морализаторских суждений;

  • способность конструктивно говорить на трудные темы;

  • умение предоставлять обратную связь, владение техниками снятия напряжения, техниками консультирования.

В осуществлении социально-педагогического консультирования в учреждении начального профессионального образования необходимо учитывать особенности подросткового и юношеского возраста:

    • ключевое противоречие этого возраста – подростки в физиологическом плане достигают практически зрелости, а в социальном плане еще долго остаются зависимыми от взрослых;

    • сложностью подросткового возраста является исключительно быстрый темп изменений, которые происходят в этот период: в физическом и психическом состоянии подростка;

    • у подростков активно формируется система представлений о себе и своем месте в мире, поиск идентичности приобретает такие формы поведения как «проверка границ дозволенного», желание следовать моде, подражание, нарушение принятых норм поведения, существенно меняется его общественная позиция, его положение в системе общественных отношений;

    • повышается эмоциональная чувствительность;

    • у подростков появляется способность к абстрактному мышлению, они начинают оперировать отвлеченными категориями, ведут себя так, как будто объективная реальность должна подчиняться их умостроениям, а не наоборот (А.Г.Гревцов, Е.Г.Попова);

    • подросткам свойственна полярность психики: настойчивость может смениться апатией, отсутствием стремлений и желаний что-либо делать, развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью, нежность, ласковость бывают на фоне жестокости;

    • характерными чертами этого возраста являются любознательность, пытливость ума, стремление к познанию информации, подросток стремится овладеть как можно большим количеством знаний.

В социально-педагогическом консультировании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей необходимо учитывать наиболее волнующие проблемы детей данной категории и искать пути их решения:

1. Для оптимизации процесса развития самосознания, отношения к себе следует вести активную работу по следующим направлениям:

- стимулировать процесс рефлексии, самопознания, для этого полезно проводить индивидуальные и групповые беседы («Что я знаю о себе?», «Что я люблю и ненавижу?», «Что я умею?»);

- обращать особое внимание на развитие автономности представлений подростка о себе, их относительной независимости от суждений и оценок окружающих;

- формировать правильное отношение подростка к себе.


2. Социально-педагогическое консультирование должно вестись в плане активизации самопознания воспитанников в связи с выбранной профессией. Для этого подходят все традиционные методы профконсультационной работы, методики и тесты, позволяющие подростку раскрыть свои способности, склонности.


3. Для подготовки воспитанников к будущей семейной жизни их следует учить практике взаимоотношений не только со сверстниками и взрослыми, чему уделяется, как правило, определенное внимание, но и со старшими и с младшими детьми.


4. Проблема формирования личности в подростковом и юношеском возрасте, нельзя обойти вниманием вопрос об оптимизации общения со сверстниками и взрослыми.


Практические рекомендации по

социально-педагогическому консультированию



  • Выбор времени, подготовка места для проведения консультации.

Место, в котором должна проводиться консультация, должно быть достаточно изолировано, важно, чтобы можно было разговаривать приватно.


  • ^ Установление контакта и доверительный диалог.

При встрече клиент внимательно отслеживает состояние и настрой социального педагога, его желание и готовность помочь. Если клиент оценивает его положительно, то только тогда раскрывается сам. На установление доверительных отношений влияет терпимость, поддержка и позитивное отношение помогающего взрослого.


  • ^ Постановка вопросов.

Начинать лучше с простых вопросов, нейтральных по смыслу. Более сложные вопросы, требующие размышлений, анализа, каких-либо фактов из жизни, лучше задавать в середине беседы, когда уже сформировалась позитивная настройка на разговор. Начинать беседу следует с вопросов, позитивно значимых для собеседника, а не с вопросов, вызывающих негативные переживания.


  • ^ В процессе беседы:

- важно следить за точностью формулировок (своих и клиента);

- вопросы не должны быть внушающими, ставиться в форме утверждения;

- внимательно слушать, не прерывать высказывания;

- можно начинать с расспроса, постепенно переходя к активному слушанию.

-следует избегать вопросов «в лоб», малораспространенных слов, формулировок, внушающих определенные ответы;

- необходимо ставить альтернативные вопросы для контроля правильности ответов (клиент может давать социально желательные ответы, чтобы произвести положительное впечатление);

- следует избегать критики, выговоров, обвинений, нотаций.


Техники консультирования


1.Постановка вопросов.


Использование открытых и закрытых вопросов (закрытых вопросов должно быть значительно меньше, чем открытых). Преимущества открытых вопросов заключаются в предоставлении собеседнику возможности выбора, побуждении собеседника отвечать, ни в чем его не ограничивая, возможности говорить о своих чувствах, комментировать события, анализировать свои поступки. На закрытые вопросы требуется только утвердительный или отрицательный ответ – «Да», «Нет». Закрытые вопросы не стимулируют развитие беседы, но в некоторых случаях дают возможность справиться с волнением.


2. Подбадривание, поддержка, успокаивание.


Приободрить клиента можно краткой фразой, означающей согласие или (и) понимание. Такая фраза побуждает клиента продолжить повествование. Например: "Продолжайте", "Да, понимаю", "Хорошо", "Так", «Очень важно то, о чем ты сейчас говоришь…», «Я с интересов слушаю…». Невербальный аспект подбадривания включает в себя мимические реакции, выражающие заинтересованность, кивки головой и иные жесты, выражающие внимание и одобрение.


3.Пауза или молчание.


Прием заключается в том, что, если клиент умолкает, социальный педагог не спешит заполнить возникшую паузу каким-либо вопросом, задерживая свою реакцию. Часто использование молчания ведет к спонтанному расширению ответов. Молчание иногда подразумевает глубокое обобщение без слов, оно тогда более осмысленно и красноречиво, чем слова. Но если молчание затягивается, нужно тактично помочь клиенту.


4. Отражение или «эхо».


Суть этого приема заключается в повторении с вопросительной интонацией последней фразы говорящего. Прием «эха» не должен применяться слишком часто, имеет смысл использовать для отражения важных фраз.


5. Вопросы-синонимы.


Задавание фактически одного и того же вопроса, слегка меняя его формулировку.


6. Перефразирование и обобщение.


Данный прием представляет собой упрощенное и переформулированное высказывание собеседника для прояснения ответа или убеждения в правильном понимании: «Если я тебя правильно понял, ты имел в виду, что…», «Так ли я понял, что…». Уточнение позволяет собеседнику почувствовать, что его слушают, а также понять, что именно он хочет сказать.


7. Прямая просьба расширить ответ.


Это вопросы типа: «Что случилось потом?», «Что ты имеешь в виду?», «Расскажи об этом подробнее...», «Не хочешь ли ты что-нибудь добавить?», «Можешь привести примеры?»


8. Конкретизирующие вопросы (просьба о пояснении высказываний).


9. Суммирующий вопрос.


Используется для подведения итогов значительной части беседы, может применяться в случае, когда клиент не может завершить беседу, возвращаясь к одному и тому же.


10. Изменение темы.


Постановка вопроса, служащего введением к новой теме, которая не является развитием или уточнением предыдущих ответов. Используется этот прием, когда клиент хочет, но не знает, с чего начать обсуждение волнующего его вопроса: «Я думаю, тебе важно обсудить…», «У меня создалось впечатление, что ты хочешь поговорить о…».


Литература


1.Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию. - Екатеринбург: Деловая книга, 1995.


2.Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидере А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. - М.: МГУ, 1990.


3.Гревцов А.Г., Попова Е.Г. Беседы с подростками о них самих. Книга для учителя. – Спб.: СПбНИИ физической культуры, 2005.


4.Дети социального риска и их воспитание/ Под науч. ред. Л.М.Шипицыной. СПБ.: Речь, 2003.


5.Комплексное сопровождение детей-сирот/ Под науч. ред. Л.М.Шипицыной. Материалы научно-практической конференции. СПБ., 2003.


6.Олиференко Л.Я. и др. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: М. – 2002.


7.Психическое развитие воспитанников детского дома/ Под ред. И.В.Дубровиной, А.Г.Рузской; М.: Педагогика, 1990.




Похожие:

Социально-педагогическое консультирование детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в системе начального профессионального образования iconРоссийская федерация федеральный закон о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Настоящий Федеральный закон определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без...
Социально-педагогическое консультирование детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в системе начального профессионального образования iconПостановление От 16 февраля 2012 г. N 40-пп об утверждении положения о порядке предоставления лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
Об отдельных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей,...
Социально-педагогическое консультирование детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в системе начального профессионального образования iconПравительство иркутской области постановление от 4 июля 2012 г. N 369-пп об утверждении положения о материальном обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
Об отдельных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей,...
Социально-педагогическое консультирование детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в системе начального профессионального образования iconЗакон о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей
Настоящий Федеральный закон определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без...
Социально-педагогическое консультирование детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в системе начального профессионального образования iconЗакон о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей
Настоящий Федеральный закон определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без...
Социально-педагогическое консультирование детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в системе начального профессионального образования iconSheet 1: а общие сведения
Обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,...
Социально-педагогическое консультирование детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в системе начального профессионального образования iconСоциализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Хочу поделиться с вами своими наработками в написании воспитательной программы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения...
Социально-педагогическое консультирование детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в системе начального профессионального образования iconГарантия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на образование
Фз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Законом Алтайского...
Социально-педагогическое консультирование детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в системе начального профессионального образования iconОт 22 июня 2010 года №50-оз
«О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся...
Социально-педагогическое консультирование детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в системе начального профессионального образования iconПисьмо службы государственного финансового контроля
Разъяснения о порядке формирования начальной (максимальной) цены контракта при размещении заказов на приобретение жилых помещений...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы