Проблемы, задачи и пути их решения 2012 удк 796/799 ббк 75 а 18 icon

Проблемы, задачи и пути их решения 2012 удк 796/799 ббк 75 а 18



НазваниеПроблемы, задачи и пути их решения 2012 удк 796/799 ббк 75 а 18
Дата конвертации21.11.2012
Размер232.05 Kb.
ТипДокументы
скачать >>>

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»


КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ЦИКЛИЧЕСКИХ ВИДОВ СПОРТА


ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ - ЗДОРОВАЯ РОССИЯ


(проблемы, задачи и пути их решения)


2012


УДК 796/799

ББК 75

А 18


«Здоровье детей – здоровая Россия» - научно-информационный материал. Воронеж: 2012. – 12 с.


Авторы: Аванесов В.У., доктор педагогических наук, профессор, Академик Международной Академии наук педагогического образования, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, Заслуженный тренер России.

^ Гришина Т.С. - соискатель, ст. лаборант кафедры ТиМ ЦВС.


Научно-информационный материал составлен на основании многолетних исследований, проведенных специалистами кафедры ТиМ ЦВС ВГИФК, которые отражают основные проблемы состояния здоровья детей и подростков в Российской Федерации.

Авторами изучены особенности семейного воспитания детей и подростков средствами физической культуры. Исследованы максимальные возможности семьи в процессе физического воспитания детей и уровень готовности родителей к руководству этим процессом. Рассмотрены отношения учащихся и учителей общеобразовательных учреждений к занятиям физической культурой и спортом. Разработаны предложения по улучшению содержания, форм и методов внедрения физической культуры и спорта в быт подрастающего поколения.

Авторы благодарят группу студентов – волонтеров кафедры теории и методики циклических видов спорта за оказание практической помощи в сборе и обобщении данных анкетного опроса, проведении тестирования учащихся общеобразовательных учреждений.

Научно-информационные материалы предназначены для специалистов, работающих в сфере «Физическая культура и спорт», а также для преподавателей и студентов специализированных вузов РФ.


^ ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСОВ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ


Перемены, происходящие с 1991 года в российском обществе, отразились на жизнедеятельности подрастающего поколения, и, прежде всего учащейся молодежи. Эта категория населения представляет собой самую большую общественную группу и составляет более 30 миллиона человек (21.5%) от общего числа граждан России.

Многолетние исследования отечественных ученых показывают, что каждое новое поколение российской молодежи по показателям социального положения и развития уступает предыдущему. Оно менее здорово физически, слабее развито, менее духовно и культурно, более безнравственно и криминально.

Становятся, к сожалению, нормой среди школьников и студентов вредные привычки, такие как курение, алкоголизм. Уже с 13 лет, а в ряде случаев и гораздо раньше, подростки начинают доказывать свою причастность к миру взрослых. Для молодежи это еще и один из способов самоутверждения, приобщения к «модной» манере поведения, повышение своего престижа. Некоторые начинают из любопытства, другие, стремятся испробовать в жизни все. Желание быть своим в компании, жажда новых ощущений, демонстрация своего «Я» – все это впоследствии приводит подростка к самому страшному - употреблению наркотиков. С каждым годом растет детская преступность. Аморальное поведение в социуме – физическое насилие, жестокость, кражи и т.п., становится нормой.

Состояние здоровья, прежде всего детей подростков и молодежи в России приобрело масштабы национальной трагедии. Общая смертность населения России выросла с 1990 на 39.2%. Ее возрастной анализ показал, что среди младшего детского возраста она выросла на 12-17%, у 15-19 - летних подростков - на 36,4%, среди 20-24 - летних - на 52,3%, 22-29 -летних молодых людей – на 61,9%. Молодежь вымирает быстрее, чем люди старшего поколения. Среди причин смерти доминируют несчастные случаи, убийства, синдром физического, психологического и эмоционального «выгорания». Ежегодно в возрасте 14-15 лет самоубийством заканчивают свою жизнь 8 тысяч подростков. Прогнозируется, что к 2020 году от депрессии будет погибать больше, чем от сердечнососудистых и онкологических заболеваний вместе взятых. С каждым годом увеличивается количество болезней, которые ранее не были свойственны детям, подросткам и молодежи. С 1991 года динамично нарастает заболеваемость по таким группам, как болезни эндокринной системы, болезни крови, нарушение обмена веществ и снижение иммунитета. Наблюдается рост особо опасных болезней. Например, число случаев заболеваний детей венерическими болезнями с 1991 по настоящее время увеличилось на 69%. Только за последние три года в Подмосковье количество ВИЧ-инфицированных увеличилось в 250 раз. Резко прогрессируют болезни сердечнососудистой и костно-мышечной систем, которые во многом обусловлены недостаточной двигательной активностью в сочетании с неблагоприятными экологическими условиями и питанием. Сегодня из-за низкого уровня состояния здоровья более 1 миллиона детей школьного возраста полностью освобождены от занятий физической культурой. Более 50% юношей и девушек, оканчивая школу, имеют 2-3 хронических заболевания. В структуре хронических болезней современных подростков первое место стали занимать болезни органов пищеварения. Их удельный вес увеличился вдвое (с 10,8 % до 20,3 %). В 4,5 раза увеличилась доля хронических болезней нервной системы (с 3,8% до 17,3%). По-прежнему третье место занимают болезни костно-мышечной системы. Хронические болезни ЛОР-органов на четвертом ранговом месте. В итоге имеем то, что лишь 14-15% процентов выпускников российских школ считаются «условно-здоровыми», причем, только за период обучения в школе состояние здоровья наших детей ухудшается в 4-5 раз. Гинекологическая патология у девочек-старшеклассниц стала занимать шестое ранговое место. За период 10-ти последних лет сократилось число физически здоровых девушек – репродуктивного возраста. Тревожит факт, что на 1000 родившихся детей всего 23,8% соответствуют статусу здорового ребенка.

Результаты проведенных диспансеризаций в Российской Федерации детей младшего, среднего и старшего возраста общеобразовательных школ и студенческой молодежи показывают, что в режиме учебы, досуге свободного времени, в показателях уровня двигательных способностей, функционального состояния отдельных органов и систем организма имеются существенные просчеты, принципиально влияющие на здоровье подрастающего поколения. Ухудшения состояния здоровья школьников приняла устойчивый характер. Дети много времени проводят за компьютером, возле телевизора, ведут малоподвижный образ жизни. Анкетный опрос детей (74%) школьного возраста показал, что большинство детей и подростков (особенно 5-8 классов - 54%) подвержены заболеваниям нервной, сердечнососудистой, дыхательной и костно-мышечной систем. Наиболее распространенные заболевания среди школьников: синдром нейроциркуляторной дистонии, бронхиальная астма, частые респираторные заболевания, нарушение осанки, неврозы. 87% школьников старшего возраста страдают хроническими заболеваниями. У 93,5% опрошенных детей школьного возраста отсутствует мотивация формирования привычки ежедневных занятий физической культурой и спортом. У учащихся не сформировано ценностное отношение к своему здоровью. Это не только медицинская, но и серьезная педагогическая проблема в России.

Приведенные тревожные данные о состоянии здоровья подрастающего поколения в России должны оставаться в поле пристального внимания государственных и общественных организаций, а так же семьи, в которой растет ребенок.

Общепринято рассматривать семью как первичный воспитательный коллектив. ^ Именно родители - первые воспитатели - имеют самое сильное влияние на детей. Семья отличается своим единством, дружбой, взаимопомощью, в которой сочетается личная жизнь и общественная. Важная роль семейного воспитания – влияние на ценностные ориентации, мировоззрение ребенка в целом, его поведение в разных сферах общественной жизни. Родители в ответе перед обществом и государством за воспитание детей. В этом семейном очаге растут, и формируются новые люди – строители цивилизационного общества.

Свое достойное место в семейном быту может и должна занять физическая культура и спорт. Нет таких родителей, которые не хотели вырастить своих детей здоровыми людьми, способными войти в трудовую жизнь сильными, ловкими, с твердой волей и настойчивым характером. Это гражданский долг родителей, долг, законодательно закрепленный в нашей Конституции. Именно семья располагает возможностями впервые годы жизни ребенка сформировать основу здоровья, привить жизненно необходимые двигательные навыки. Далее, с биологическим ростом ребенка и повышением мотивации к занятиям физической культурой, следует консолидация единства усилий, в которой постоянный дружеский контакт семьи, школы и общественности. Это то, к чему мы должны стремиться, это залог верного успеха в воспитании подрастающего поколения. В тоже время, каким бы замечательным не было воспитание общественное, где конечным назначением является формирование идеалов, формирование личности ребенка закладывается в семье, под воздействием родительской любви во имя его будущего, под воздействием авторитета родителей, семейных традиций.

Где же берут истоки спортивные семьи? Прежде всего, наверное, в здоровье – отца и матери. Здоровые родители гораздо больше и внимания и времени уделяют физическому воспитанию детей. А также спортивное прошлое самих родителей имеющих определенный опыт, навыки и поэтому, проявляющих высокую физкультурно-спортивную активность.

Сколько же времени уделяют сами родители физкультурно-спортивным занятиям с детьми? Социологи выявили, что 12,1 % родителей вообще никаких специальных занятий с детьми не проводят, 45,6% занимаются менее часа и 30,0 % - от одного до двух часов в день. При этом отцы ежедневно специально занимаются с детьми примерно 1 час, а матери - в среднем - 1 час 28 минут. Интересно, что большую часть времени родители затрачивают на разговоры, различные рассказы, совместный просмотр спортивных телепередач или чтение. Подвижные игры в этом общении занимают только последнее место.

Взрослеют дети, а родители все меньше и меньше проводят время с ними. Они ориентируют их в основном на интеллектуальное развитие и забывают о роли физкультуры в гармоничном развитии человека.

Все то, что ребенок видит и слышит в семье, он повторяет, подражает взрослым. А этот этап собственных действий ребенка (именно действий, а не поступка) - ключевой в формировании личности. Благодаря этому совершенному действию ребенок входит в контекст социальных отношений, уже играя определенную социальную роль. Воспитательный процесс в семье не имеет границ, начала или конца. Родители для детей - это жизненный идеал, ничем не защищенный от пристального детского глаза. В семье координируются усилия всех участников воспитательного процесса школы, учителей, друзей. Семья создает для ребенка ту модель жизни, в которую он включается. Влияние родителей на собственных детей обеспечивает их физическое совершенство и моральную чистоту. Семья формирует у ребенка такие области человеческого сознания, которые только ей и дано по-настоящему формировать.

Стало обычным рассматривать семью как очаг мира и любви, где человека окружают самые близкие и дорогие люди. Однако при более пристальном рассмотрении оказывается, что это не совсем так.  Семья  все  чаще  напоминает арену споров, взаимных обвинений  и  угроз,  нередко  доходит  и  до  применения физической силы. Долгое время считалось, что  все это дела деликатные, внутри - семейные. Но слишком тягостны и обширны последствия такого насилия. Слишком широко и глубоко они отзываются на судьбах детей младшего и старшего возраста. Число детей, живущих в неблагополучных семьях, к сожалению, неизвестно, однако есть основания полагать, что оно велико. Вследствие увеличения числа разводов более полумиллиона ребятишек ежегодно остаются без одного из родителей. Постоянно растет число исков о лишении родительских прав. Результаты выборочных исследований показывают, что в последнее время большое распространение получило внутрисемейное насилие, особенно часто страдают дети в возрасте 6 - 7 лет. Из них 70% отстают в умственном и физическом развитии, страдают разными психологическими и эмоциональными расстройствами. Тяжелое социально-экономическое положение, в котором оказалась Россия в результате проводимых в последние десятилетия «реформ», одним из своих последствий имеет колоссальный рост числа беспризорных детей. Многие дети уходят из дома и становятся «социальными - сиротами» из-за жестокого, бесцеремонного обращения своих родителей (алкоголизм, наркомания и другие социальные проблемы). Необходимо вести борьбу не с последствиями, а с первопричиной столь серьёзного явления, каковыми являются беспризорность и социальное сиротство. Для этого нужно пересмотреть всю социальную политику государства в отношении развития и становления института семьи. Ибо никакое сиротское учреждение не может заменить ребёнку родителей. (Необходимо напомнить, что в Европе нет домов для сирот).

В семейном воспитании чрезвычайно важно найти ключ к сочетанию воспитания семейного и общественного, потому что сочетание такое желательно и совершенно необходимо. Ведь в ранние годы жизни ребенка семья нужна для формирования определенных областей человеческого сознания, человеческой психологии, и отсутствие ее влечет за собой печальные и далеко идущие последствия, такие, например, как правонарушения. Того времени, которое дети проведут дома, после яслей, детского сада, школы вполне хватит, чтобы семья сыграла предназначенную ей роль.

В тоже время общественные формы воспитания должны совершенствоваться не в противовес семье, не взамен ее, а как средство, которое, органически сочетаясь с домашним воспитанием, дополняет его, обогащает, необычайно расширяет его «диапазон». И нисколько не освобождает родителей от их родительского долга, нисколько не зачеркивает того, что воспитание детей является основной социальной функцией семьи. Но зато обязывает родителей внимательно координировать свои усилия с внесемейными воздействиями на ребенка, обязывает активно участвовать в работе тех учреждений, где он учится и воспитывается, обязывает помогать педагогам в воспитании детей.

Единство усилий, постоянный дружеский контакт семьи, школы и общественности - это то, к чему мы должны стремиться, это залог верного успеха в воспитании подрастающего поколения. Благодаря этому совершенному действию ребенок входит в контекст социальных отношений, уже играя определенную социальную роль. Воспитательный процесс в семье не должен иметь границ, т.е. начала или конца. В семье координируются усилия всех участников воспитательного процесса школы, учителей, друзей. Семья создает для ребенка ту модель жизни, в которую он включается. Влияние родителей на собственных детей обеспечивает их физическое совершенство и моральную чистоту. Семья формирует такие области человеческого сознания, которые только ей присущи.

Воспитание детей в семье – основная обязанность родителей, которые призваны укреплять авторитет педагога, и вместе воспитывать детей в духе уважения и любви к труду, подготавливать их к общественно полезной деятельности, приучать к дисциплине, заботиться о физическом развитии и укреплении здоровья, стимулировать к учебе и осознанному выбору профессии.

Многие педагоги и психологи отмечают, что основы личностного развития детей закладываются в раннем детстве, в основном до пятилетнего возраста. Вместе с тем процесс влияния родителей на детей продолжается и в годы последующего формирования человека.

^ Путь оздоровления нации - главная задача российского общества. Одним из сильнейших рычагов решения этой проблемы является отношение детей, подростков, молодых людей к занятиям физической культурой и спортом. Именно эта сфера человеческой деятельности является фундаментом здорового образа жизни.

На современном этапе развития человечества отношения родителей к вопросам занятия детей физической культуры и спорта обязаны становиться одной из важнейших проблем.

В Российской федерации рассматривают физкультурное движение как важный участок воспитательной работы, а физическую культуру и спорт – как активное средство воздействия общества на формирование морального и духовного облика современного человека. Социальная эффективность физической культуры очевидна и это вряд ли стоит еще раз доказывать. Условия жизни и деятельности людей уже таковы, что физкультура и спорт стали органическим элементом здорового образа жизни. Их развитие превратилось в важнейшую общественную потребность. И только инерцией стиля, существующего в нашем обществе, недооценка роли и значения физической культуры и спорта можно объяснить тот факт, что благотворное влияние физкультурно-спортивных занятий используется у нас всё ещё недостаточно. Многое здесь зависит от энергии, настойчивости, творческого поиска родителей, тренеров, педагогов, организаторов физкультурного движения.

Планируемые реформы общеобразовательных и профессиональных школ коренным образом должны изменить профессиональные подходы к физическому воспитанию детей и подростков. Назрела необходимость изыскать оптимальные пути обеспечения разумного соотношения интеллектуальной деятельности учащихся, которые содействовали бы гармоническому развитию их физических и умственных способностей.

С учетом масштабности задач возникает необходимость в повышении уровня сознательного вовлечения в физкультурно-спортивную деятельность каждого человека.

Сегодня основная роль в повышении активизации участия детей в физкультурно-спортивных мероприятиях ложится на плечи школы, учителей физического воспитания. Однако этого принципиально недостаточно. Назрела крайняя необходимость активного участия в этом процессе семьи.

Накопленный опыт прошлого совместной работы с общественностью и семьей по развитию физической культуры и спорта школьников давали свои положительные результаты. К сожалению, все значимые моменты в этом направлении на сегодняшний день утрачены из-за безответственного отношения государственных органов к детско-юношескому спорту. Разве можно согласиться с тем, что в Российской федерации огромное количество ДЮСШ просто перестали существовать. Этот факт усугубил и так неоднозначное отношение родителей к спортивному будущему своего ребенка, но и привел к утрате интереса самих детей и подростков в занятиях физической культурой и спортом. Чтобы повысить мотивацию подрастающего поколения к занятиям физической культуры и спортом необходимо сделать очень многое.

В последние годы в России реализуется Федеральная программа развития физической культуры и спорта. Вводятся в строй сотни спортивных сооружений, предназначенных для занятий физической культурой и спортом, благоустраиваются детские спортивные площадки во дворах жилищных массивов. Можно только радоваться этому. Однако, как показывает практика, проходит время, и многие спортивные объекты приходят в негодность. К примеру, городская администрация г. Воронежа в течение 2011 года затратила сотни миллионов денег на благоустройство и создание спортивных комплексов, детских площадок, тренажерных приспособлений в скверах, во дворах жилых домов. Сегодня можно только сожалеть, что более 58% сооружений требуют восстановления, или ремонта. Почему так произошло? На этот вопрос трудно ответить однозначно. По нашему мнению главной причиной является отсутствие штатных работников инструкторов-методистов по организации и проведению физкультурно-массовой и оздоровительной работы. (Хотелось бы напомнить, что в советское время подготовленные молодые специалисты распределялись методистами или инструкторами по физической культуре в домоуправления с высокой заработной платой и им предоставлялись служебные квартиры).

Поэтому воспитание у детей интереса к физической культуре и спорту дело весьма сложное и требует систематического наставления, управления. Оно требует от родителей не только терпения, но и определенных физкультурно-спортивных знаний. Как организовать дело, отвечающее требованиям сегодняшнего дня, как педагогически правильно привлечь детей к систематическим занятиям физической культурой и спортом в каждой семье. Успех этой работы зависит от выбора форм и методов управления этим процессом, максимально учитывающих характер социального, педагогического и культурного окружения.

^ Целью нашего исследования было: научно обосновать и практически разработать формы и методы интенсификации и повышения эффективности и качества работы по внедрению физической культуры и спорта в быт детей и подростков в условиях семьи.

В работе решались следующие задачи:

- изучить особенности семейного воспитания и его значение в развитии физической культуры и спорта среди детей и подростков;

- исследовать максимальные возможности семьи и их уровень готовности к педагогическому руководству за развитием физической культуры и спорта среди детей и подростков;

- разработать предложения по улучшению содержания, форм и методов внедрения физической культуры и спорта в быт детей и подростков.

При проведении исследования нами были использованы следующие методы: педагогические наблюдения за деятельностью различных групп семей, опрос и собеседования, контрольно-педагогические испытания по определению двигательных способностей детей младших, средних и старших классов общеобразовательных учреждений.

В исследовании использовались три разработанные нами анкеты: для родителей «Физкультура в Вашей жизни и семье», для школьников «Физкультура, и я», для учителя физической культуры «Физическая культуры – в семье и школе». Все анкеты содержали следующие основные комплексы вопросов: социально-демографические характеристики респондента; данные о здоровье; показатели физкультурной активности в прошлом и в настоящем; установка на занятиях физкультурой с учетом их времени, месте, вида и формы; уровень физкультурно-спортивных умений и навыков; мотивационная обусловленность уровня физкультурной активности; причины прекращения занятий и некоторые другие.

Нами специально проведен опрос 72 учителей физического воспитания города Воронежа с целью изучения общественного мнения о педагогических возможностях современной семьи в приобщении детей к занятиям физической культурой и спортом. Респонденты по-разному отвечали на главный вопрос: «Как Вы оцениваете роль семьи в воспитании интереса к физической культуре и спорту детей школьного возраста?».

Вот их мнения на сегодняшний день (количество ответов в процентах):

- Семья не в полной мере воспитывает интерес своих детей к занятиям физической культурой и спортом вместе со школой (37,9%);

- Семья играть решающую роль в проявлении интересов у их детей к занятиям физической культурой и спортом (19,1%);

- Школе принадлежит главная роль в приобщении детей к занятиям физической культуры и спорта (23,5%);

- Семья мешает учителям по привлечению детей к физкультурно-спортивным мероприятиям и активным занятиям спортом (19,5%);

- У учителей физического воспитания практически (из-за низкой заработанной платы) отсутствует желание приобщать детей к систематическим занятиям физической культурой и спортом в не учебное время (23,5%);

- Руководители общеобразовательных учреждений, по ряду объективных причин (отсутствие материальных средств, современной материально-технической базы, инвентаря, оборудования и т.д.), не заинтересованы проводить спортивно-массовую работу на базах своих школ (13,0%).

Параллельно с опросом учителей физического воспитания нами проведен опрос родителей, дети которых обучаются в сети общеобразовательных учреждений. Респонденты по-разному отвечали на главный вопрос: «Как родители оценивают роль семьи в воспитании интереса к физической культуре и спорту детей школьного возраста?».

Всего за 5 лет было опрошено 1275 родителей.

Вот их мнения на сегодняшний день (количество ответов в процентах):

- Родители в прошлом занимались физической культурой и спортом (53,2%) и уже более 15 лет у них нет времени на посещение физкультурно-оздоровительных занятий;

- Родители (35,5%) раньше занимались спорта и приобщают своих детей к занятиям физической культурой и спортом, которым занимались сами;

- У родителей (63,5%), дети которых учатся в общеобразовательных учреждениях, практически отсутствует мотивация самим заниматься физической культурой и уделять внимание физическому развитию детей в семье;

- Родители (61,5%) затруднялись составить комплекс физических упражнений для своего ребенка с учетом биологического возраста;

- У родителей (41,2%) нет средств на приобретение для своих детей современного дорогостоящего инвентаря, спортивной формы для занятий спортом;

- Родители (73,2%) затрудняются правильно сориентировать к занятиям спортом своих детей;

- Родителей (48,7%) отрицательно относятся к платным услугам занятий по физической культуре и спортом с детьми;

- У родителей (17,5%) жилищные условия не позволяют заниматься физической культурой дома с семьей.

- Многие родители (37,5%) не работают по специальности из-за отсутствия рабочих мест, стремятся подработать в нескольких местах, чтобы обеспечить прожиточный минимум семьи и оплатить жилищно-коммунальные услуги.

Проведен опрос учащихся общеобразовательных школ города Воронежа. Дети по-разному отвечали на главный вопрос: «Физическая культура в жизни детей».

Всего за 3 года было опрошено 3325 учащихся младших, средних и старших классов.


Вот их мнения на сегодняшний день (количество ответов в процентах):

1. Дети младших классов (89,5%) желают заниматься физической культурой не только на уроках, но и спортом в различных секциях;

2. Дети средних классов (48,5%) активно занимаются разными видами спорта, а (51,5%) подростков не проявляют интереса:

- к урокам физической культуры (и это несмотря на увеличение количества уроков до 3 – Х занятий в неделю) из-за отсутствия современного инвентаря, малогабаритных залов и др.;

- к программе физического воспитания подростков в общеобразовательных школах;

- к сдаче контрольно-нормативных требований по двигательным качествам.

3. Дети старших классов (25,5%) активно занимаются разными видами спорта. У остальных старшеклассников (74,5%) практически отсутствует мотивация к занятиям физической культуры и спортом по причине:

- увеличения учебной нагрузки, факультативов и занятий с репетитором для успешной сдачи ЕГЭ и поступления в ВУЗ.

Кроме проведенного опроса нами изучены двигательные способности учащихся общеобразовательных школ по скоростным и скоростно-силовым показателям (бег на 60 и100 метров, прыжки в длину и высоту с места), показателям выносливости (500 метров для девочек, 1000 метров для мальчиков), а также координации и гибкости. Анализ полученных данных показал, что 78,5% обследуемых уступают в двигательных способностях (в системе изучаемых показателей) в среднем на 7% - 13,5% от уровня должным нормативным требованиям физического развития детей и подростков.

На основании полученных результатов педагогических исследований с учителями, родителями и учениками общеобразовательных учреждений позволили сделать одно из главных заключений, что изучение мотивации в семье к занятиям физической культуры и приобщение детей к здоровому образу жизни необходимо вести не изолировано, а во всех ее связях с общественными и государственными организациями.

В этом аспекте важно выделить характерные признаки семьи, которые имеют непосредственное влияние на процесс развития физического воспитания детей. К ним следует отнести структуру и этнический состав семьи – полная, неполная, неразделенная, однодетная, многодетная. Семья с неродными детьми, моно – и многонациональная, образовательный ценз членов семьи, трудовая занятость. Профессиональный состав, бюджет, общая обеспеченность, сельская и городская семья – общая культура быта, наличие режима дня и недели, планирование времени, формы отдыха и труда, организация свободного времени и т.п. От наличия этих компонентов, в основном, зависит и отношение к физической культуре и спорту в семье.

Наше заключение согласуется с мнениями ведущих ученых, педагогов, родителей – волонтеров, активных пропагандистов физической культуры в семье, которые убеждены, что полноценное физическое воспитание подрастающего поколения может получиться только в результате совместных усилий семьи, школы, государственных и общественных организаций.

Нашим научно-информационным материалом мы обращаемся к Правительству РФ на возможность рассмотрения и внесения коррективов в 41 статью Конституции РФ, которая не в полной мере отражает аспекты здорового образа жизни граждан РФ.


^ Приводим содержание 41 статьи РФ.

1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранениях оказывается гражданам бесплатно за счет соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной. Муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

^ Необходимо рассмотреть возможность внесения коррективов в содержание 2-го пункта данной статьи.

Предлагается следующее её содержание:

2. Каждый гражданин Российской федерации ведет здоровый образ жизни, занимается физической культурой. В государственных и муниципальных учреждениях материально поощряется гражданин, сохраняющий активную жизненную позицию, здоровье и приобщающий к культуре физической граждан по месту работы и жительства.

^ На наш взгляд такая корректировка данной статьи позволит гражданам РФ повысить активную жизненную позицию и вести здоровый образ жизни.

В результате проведенных исследований нами были сделаны следующие выводы:

1. В формировании интересов к физической культуре и спорту у учащихся общеобразовательных учреждений важнейшая роль принадлежит семье.

2. Большая часть опрошенных родителей (65,5%) не располагает необходимым уровнем знаний о пользе физических упражнений, не может составить для себя и членов семьи комплекс физических упражнений и провести простейшие занятия.

3. При всех частных отклонениях развития интереса к физической культуре и спорту, у детей он идет по единой схеме: наибольшим успехом спорт пользуется у детей 1-4 классов, затем в подростковом возрасте происходит резкий спад, а в старших классах интерес еще ниже.

4. Между уровнем развития физической культуры и спорта в семье и характером спортивных семейных традиций, культуры домашнего быта, характером досуга в семье, уровнем организации семейного коллектива существует тесная связь.

5. Внести существенные коррективы в учебные программы по физической культуре в сети общеобразовательных учреждений. Использовать на занятиях инновационные технологии, повышающие мотивацию детей и подростков вести здоровый образ жизни. При этом предусмотреть в начальных классах (1-4 классы) проводить уроки по физической культуре, а в средних и старших классах проводить тренировочные занятия (с учетом интересов учащихся) по избранным видам спорта.

6. Повысить заработную плату специалистам, работающим в сфере «Физическая культура и спорт». Она должна быть в разы выше, чем у специалистов других специальностей. (Только такой подход может поднять престиж специальности и мотивацию в семье и у их детей в получении образования в специализированных вузах РФ).


Литература



  1. Агаджанян, Н.А. Экология человека: здоровье и концепция выживания / Н.А. Агаджанян. – М.: Изд-во РУДН, 1998. – 27 с.

  2. Айзман, Р.И. Здоровье населения России: медико-социальные и психолого-педагогические аспекты формирования / Р.И. Айзман. – Новосибирск, 1996. – 197 с.

  3. Амосов, Н.М. Раздумья о здоровье /Н.М. Амосов. – М.: Молодая гвардия, 1979.-191с.

  4. Алексеев Н.И. Физическая культура: Образовательная программа для учащихся средней общеобразовательной школы / Н.И. Алексеев, В.З. Афанасьев, А.И. Бессуднов. - М.: Радио и связь, 1995.- 216 с.

  5. Ашикова, С. В. Воспитатель и родители / С.В. Ашикова // Дошкольное воспитание. – 2004. – №10 - С.44-47.

  6. Бердыхова, Я. Мама, папа, занимайтесь со мной / Я. Бердыхова. – М.: Физкультура и спорт, 1990.

  7. Вавилова, Е.Н. Укрепление здоровья детей / Е.Н.Вавилова. – М.: Просвещение, 1986.

  8. Варламова, С.И. Здоровье наших учеников / С.И. Варламова // Начальная школа. - 2003. - № 2. - С. 65-66.

  9. Венедиктов, Д.Д., Глобальные проблемы здравоохранения и пути их решения / Д.Д.Венедиктов, А.И. Чернух, Ю.П. Лисицын, В.И. Кричагин // Вопросы философии. – 1979. – № 7. – С. 102–113.

  10. Виленский, М.Я. Социально-психологические детерминанты формирования здорового образа жизни / М.Я. Виленский // Теория и практика физической культуры. -1994. - 9.- С. 9-12.

  11. Виноградова, Н.Ф. Воспитателю о работе с семьей / Н.Ф. Виноградова. – М.: Просвещение, 1989.

  12. Грач, И.С. Здоровый образ жизни: Сущность понятия и содержание работы по его формированию / И.С. Грач // Образование. - 2002. - № 5. - С.88-91. - (Здоровье и образование).

  13. Годик М.А. Сравнительный анализ эффективности различных систем физического воспитания в школах / М.А. Годик // Теория и практика физической культуры. – М., 1990. - № 5. - С. 15-17.

  14. Гребешкова, И.И. Ваш ребенок / И.И. Гребешкова. – М.: Медицина 1990.

  15. Зайцев, Г.К. Школьная валеология / Г.К.Зайцев. – СПб.: Акцидент, 1998. – 159 с.

  16. Зиановский, Ю.Ф. К здоровью без лекарств / Ю.Ф. Зиановский. – М.: Советский спорт, 1990.

  17. Иванюшкин, А.Я. «Здоровье» и «болезнь» в системе ценностных ориентаций человека / А.Я. Иванюшкин // Вестник АМН СССР. – 1982. – Т. 45. – №. 4. – С. 29–33.

  18. Игнатова, Л.Ф. Мониторинг состояния здоровья и факторов риска детского населения / Л.Ф. Игнатова // Школа здоровья. – 2003. - Т. 4. - № 3. - С. 74 – 79.

  19. Казначеев, В.П. Здоровье нации – феномен экологии XXI века / В.П.Казначеев // Материалы I Всероссийского форума «III тысячелетие. Пути к здоровью нации». Москва, 15-17 мая 2001. – 194 с.

  20. Куинджи, Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: Методическое пособие / Н.Н.Куинджи. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 139 с.

  21. Лесгафт, П.Ф. Руководство к физическому образованию детей школьного возраста. Психология нравственного и физического воспитания: избранные психологические труды / П.Ф. Лесгафт. - Воронеж: МОДЭК, 1998. – 410 с.

  22. Лисицын, Ю.П. Санология – наука об общественном здоровье и здоровом образе жизни / Ю.П.Лисицын. – М.: 2001. – 231 с.

  23. Лях В.И. Физическое воспитание учащихся I-XI классов с направленным развитием двигательных способностей: Программа / В.И. Лях, Г.Б. Мейксон. – М.: Просвещение, 1993. – 64 с.

  24. Матвеев, В.Ф. Профилактика вредных привычек школьников / В.Ф. Матвеев, А.С. Гройсман. – М.: Просвещение, 1987. – 114 с.

  25. Настольная книга учителя физической культуры. - 2-е изд., перераб. и доп. / Г.И. Погадаев. - М.: Физкультура и спорт, 2000. - 496 с.

  26. Михайлов, В. Выбираем здоровье! / В. Михайлов, А. Палько. – М.: Молодая гвардия, 1985.

  27. Овчинникова, Л.В. Двигательная активность - неотъемлемый компонент развития личности младшего школьника [Электронный ресурс] / Л.В. Овчинникова // Режим доступа: http://www.conf.muh.ru/ 071025/ thesis_32. htm. – 29.09.2009.

  28. Островская, А.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании/ А.Ф. Островская – М.: Просвещение,1998.

  29. Педагогика здоровья: Программа и методическое руководство для учителей начальной школы / Л.М. Феррои, Е.О. Смирнова, И.В. Вачков и др.; Под ред. В.Н. Касаткина. - М.: Линка-Пресс, 1998. - 336с.

  30. Петренко, В.О. Детский сад и семья – единое образовательное пространство/ В.О. Петренко // Дошкольная педагогика. – 2009. - №3. – С. 61-62.

  31. Савин, Н.В. Педагогика / Н.В. Савин. – М.: Просвещение, 1978.

  32. Татарникова, Л.Г. Валеология - основы безопасности жизни ребенка / Л.Г. Татарникова, Н.Б. Захарович, Т.О. Калинина. - СПб.: PETROC, 1995. - 128 с.

  33. Татарникова, Л.Г. Российская школа здоровья и индивидуального развития детей / Л.Г. Татарникова. – СПб.: Санкт – Пб ГУПМ, 1993. – 118 с.

  34. Теленчи, В.И. Гигиенические основы воспитания детей / В.И. Теленчи. – М.: Просвещение, 1987.

  35. Тонкова-Ямпольская, Ф.В. Ради здоровья детей / Ф.В. Тонкова-Ямпольская, Т.Я. Черток. – М.: Просвещение, 1985.

  36. Формирование здорового образа жизни российских подростков: Учебно-методическое пособие для классных руководителей 5-9 классов /Под ред. Л.В. Баль, С.В. Барканова. - М.: Владос, 2003. - 190 с. - (Здоровьесберегающая педагогика).

  37. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К.Холодов, В.С. Кузнецов. – Москва, 2000.

  38. Чикин, С.Я. Что такое здоровье? / С.Я. Чикин, Г.И. Царегородцев. – М.: Знание, 1976. – 96 с.




Похожие:

Проблемы, задачи и пути их решения 2012 удк 796/799 ббк 75 а 18 iconПроблемы экологии. Возможные пути их решения Проблемы экологии. Возможные пути их решения
На данный момент в мире существует много теорий, в которых большое внимание уделяется нахождению наиболее рациональных путей их решения....
Проблемы, задачи и пути их решения 2012 удк 796/799 ббк 75 а 18 iconИндия. Проблемы и пути их решения Среднеобразовательная Школа №1937 Реферат по географии на тему: «Индия. Проблемы и пути их решения»
Он характеризовался двумя главными чертами. Во-первых, дальнейшим разукрупнением некоторых очень больших по территории штатов по...
Проблемы, задачи и пути их решения 2012 удк 796/799 ббк 75 а 18 iconУчебное пособие для студентов непрофильных вузов. Удк 658. 012. 8 Ббк 65. 290-212. 5 -+- 67. 404. 3 Я76
Охватывает не все аспекты сложной проблемы, а лишь определенные её части
Проблемы, задачи и пути их решения 2012 удк 796/799 ббк 75 а 18 iconПлан мероприятий Комиссии по работе с молодежью Профсоюза ран на 2012 год
«Фундаментальная и прикладная наука глазами молодых ученых. Успехи, перспективы, проблемы и пути их решения», г. Санкт-Петербург
Проблемы, задачи и пути их решения 2012 удк 796/799 ббк 75 а 18 iconПроблемы преемственности между начальной и средней школами и пути их решения
Любые переходные периоды выдвигают специфические проблемы, которые требуют особого решения. Не составляет исключения и переход учащихся...
Проблемы, задачи и пути их решения 2012 удк 796/799 ббк 75 а 18 iconГлобальные проблемы мира и пути их решения содержание
Глобальные проблемы человечества проблемы и ситуации, которые охватывают многие страны, атмосферу Земли, Мировой океан и околоземное...
Проблемы, задачи и пути их решения 2012 удк 796/799 ббк 75 а 18 iconПроблемы экологии. Возможные пути их решения

Проблемы, задачи и пути их решения 2012 удк 796/799 ббк 75 а 18 iconЭкономика и экология : проблемы, пути решения

Проблемы, задачи и пути их решения 2012 удк 796/799 ббк 75 а 18 iconМотивация учения и пути ее повышения на уроках иностранного языка Растемешина Е. В. учитель французского и английского языков
Сложность и многогранность подчеркивают многие методисты и в соответствии с этим предлагают различные подходы к решению этой проблемы....
Проблемы, задачи и пути их решения 2012 удк 796/799 ббк 75 а 18 iconСовременное технологическое общество: проблемы и пути их решения

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы