Национальная финансовая политика в обеспечении экономической безопасности россии icon

Национальная финансовая политика в обеспечении экономической безопасности россии



НазваниеНациональная финансовая политика в обеспечении экономической безопасности россии
страница1/3
ХЛУТКОВ АНДРЕЙ ДРАГОМИРОВИЧ
Дата конвертации18.11.2012
Размер0.53 Mb.
ТипДокументы
скачать >>>
  1   2   3


На правах рукописи


ХЛУТКОВ АНДРЕЙ ДРАГОМИРОВИЧ


НАЦИОНАЛЬНАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ


Специальность 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (экономическая безопасность)


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени доктора

экономических наук


Санкт-Петербург - 2011


Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов».


^ Научный консультант - доктор социологических наук, профессор Сигов Виктор Ивглафович


Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор

Харламов Андрей Викторович

доктор экономических наук, профессор

^ Колесников Вадим Вячеславови


доктор экономических наук, профессор

Дрогобыцкий Иван Николаевич

Ведущая организация – Федеральное государственное

образовательное учреждение высшего

профессионального образования «Санкт-

^ Петербургский государственный

университет»


Защита состоится «_____» марта 2012 г. в ________ часов на заседании диссертационного совета Д 212.237.02 при Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов» по адресу: 191023, Санкт-Петербург, ул. Садовая, дом 21, ауд. ______.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов».

Автореферат разослан «______» февраля 2012 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета Сигов В.И.

^ I. Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования.

Защита национальных интересов в сфере экономики имеет особое значение в условиях стремительного роста финансовых рынков (валютных, кредитных, фондовых), которые приобрели самостоятельное и самодовлеющее значение, не коррелирующее к сфере производства и торговли, а эксплуатирующее в основном принципы финансовых спекуляций. И в России, и в мире специалисты говорят о том, что финансовая глобализация зашла настолько далеко, а в распоряжении крупных международных фондов сегодня сосредоточены настолько крупные финансовые ресурсы, что они способны обрушить экономику любой страны.

Международные экономические процессы переросли уже из межнациональных, более или менее эффективно регулировавшихся в двустороннем и многостороннем порядке национальными государствами, в наднациональные, почти или совсем не поддающиеся государственному правовому регулированию.

В складывающихся условиях нестабильности мировой экономики, учащения региональных финансовых кризисов, ускорения процессов глобализации и усиления конкуренции на мировых рынках, перерастающей порой в «торговые войны», защита национальных интересов и обеспечение национальной безопасности России в сфере экономики приобретают важнейшее значение и требуют системных и скоординированных действий всех ветвей власти, предпринимательского сообщества и широких слоев общественности.

По мере нарастания масштабов глобализации все большая часть государственного суверенитета перераспределяется между региональными, наднациональными и всемирными регулирующими институтами, приобретающими функции субъектов международного права.

Значительно возросла роль транснациональных компаний (ТНК), которые своими действиями могут свести на нет ожидаемый эффект от предпринимаемых правительствами экономических мер либо даже использовать их во вред данной стране. Самые крупные ТНК уже сейчас способны влиять не только на политику государства, в котором они обосновались, но и на финансовую и иную конъюнктуру мирового хозяйства в целом.

Таким образом, сегодня в мире существует очень следующая финансовая система: несколько стран Запада рисуют на бумаге красивые картинки, которые считаются деньгами, покупают на них реальные блага, а остальной мир их коллекционирует. При этом у всего мира жизнь идет по возможностям. У США и у тех стран, чьи валюты стали резервными, жизнь идет по потребностям.

В то же время дальнейшее углубление процессов финансовой глобализации и растущая оторванность финансовых рынков от реальной экономики увеличивают риски возникновения кризисных ситуаций в финансовой сфере. Как результат, возрастает потребность государства в разработке и внедрении действенных механизмов обеспечения национальной экономической безопасности, способных предотвратить или сгладить последствия валютно-финансовой дестабилизации.

В настоящее время оба эти условия нарушены. Отсутствие экономического роста, значительная неравномерность доходов, как по отраслевой вертикали, так и по территориальной, и по демографической горизонталям, являются косвенными индикаторами нарушения условий сбалансированного функционирования национальной экономики.

В современных условиях финансовая безопасность является одним из ключевых видов национальной экономической, поскольку, как справедливо отмечает профессор Ю.М. Осипов, с учетом господствующего положения, занимаемого финансовой составляющей в современной экономике, мы вправе характеризовать последнюю как экономику, управляемую в основе своем финансовым образом, через финансовые механизмы, с помощью финансовых рычагов, финансовых стимулов и в финансовых целях.

Однако самое важное в последних событиях, как отмечает пресса, то, что именно из сердцевины глобального финансового капитала – с Уолл-стрит – «вдруг» прозвучал лозунг к свержению его глобального господства. Ничего удивительного здесь нет. Америка – вовсе не родина тупых идиотов, как об этом любит рассуждать по телевизору М.Задорнов. США – родина Первомая – праздника международной солидарности трудящихся. И вот 125 лет спустя Америка вновь дала миру лозунг, из всех основных языков лучше всего переводимый на русский. Очень важно и то, что восстал не «третий мир», а «золотой миллиард», 99 его процентов.

Проблемы обеспечения отдельных видов экономической безопасности должны рассматриваться в разрезе различных уровней национальной безопасности. В этой связи можно говорить о выделении, например, в составе национальной финансовой безопасности финансовой безопасности государства и общества (с выделением в структуре последних региональной финансовой безопасности и финансовой безопасности хозяйствующих субъектов), а также финансовой безопасности личности.

Сущность финансовой составляющей экономической безопасности государства можно определить как состояние ее экономики и финансовых институтов, при котором обеспечивается формирование государственных финансовых потоков в объемах, необходимых для выполнения государственных задач и функций, и их адекватное использование государством. Таким образом, национальная финансовая политика приобретает приоритетное значение с точки зрения обеспечения экономической безопасности государства. Это также предполагает готовность и способность финансовых институтов создавать и реализовывать механизмы защиты национальных интересов в экономической сфере. Важным аспектом является отделение общенациональных интересов от интересов мировой финансовой элиты.

Все вышесказанное обосновывает актуальность темы диссертационного исследования и тех задач, которые поставлены в работе.

Степень разработанности научной проблемы.

Теоретические исследования проблем национальной и экономической безопасности находят свое отражение в монографиях В.К.Сенчагова, Ю.И.Аболенцева, Л.С.Аникина, И.Я.Богданова, Н.П.Ващекина, А.Д.Урсула, М.А.Дзлиева, Е.Н.Ведуты, В.С.Загашвили, А.В.Колосова, Г.В.Коржова, В.И.Лукашина, В.П.Новикова, Е.А.Олейникова, Т.Д.Ромащенко и других российских ученых. Следует также выделить работы Афонцева С., Вечканова Г., Гельвановского М., Глазьева С., Гусакова Н., Делягина М., Дзлиева М., Егорова В., Елецкого Н., Зотовой Н., Илларионова А., Колпаковой Т., Корнилова М., Кричевского Н., Лисова В., Лонского Г., Олейникова Е., Петренко И., Проскурина С., Прохожева А., Рябовой Т., Сенчагова В., Степашина С., Яковца Ю.

Между тем в теоретических разработках проблем национальной безопасности пока еще нет специальных работ, посвященных исследованию роли финансовой политики в обеспечении национальных экономических интересов, а также особенностям создания конкурентного преимущества страны в связи с необходимостью сохранения ею финансовой независимости.

При разработке именно этого направления заслуживают внимательного изучения научные работы зарубежных экономистов и социологов И.Валлерстайна, А.Франка, Ф.Броделя, С.Амина, Р.Пребиша, Г.Ван дер Вее, М.Портера, Дж.Кейнса, П.Кругмана, Р.Манделла, М.Пебро, П.Самуэльсона, Дж.Стиглица, М.Фридмана.

Однако крупные западные экономисты не дают четкого определения финансовой политики. Например, Фишер, Дорнбуш и Шмалензи не выделяют финансовую политику как самостоятельное понятие, подчеркивая, что фискальная политика представляет собой решения, принимаемые государством относительно своих расходов и доходов. Аналогично рассматривают указанную проблему и некоторые другие представители зарубежных экономических школ. В частности, Кэмпбелл Р., Макконелл и Стэнли Л. Брю совмещают понятия финансово-бюджетной и фискальной политики. Несомненно, такая трактовка вызывает ряд неопределенностей в сознании сущности финансовой политики.

Среди отечественных авторов интересны работы А.В.Аникина, А.И.Бажана, В.Б.Белова, C.М.Борисова, О.В.Буториной, М.В.Ершова, С.Ю.Глазьева, В.В.Ивантера, А.В.Илларионова, В.Л.Иноземцева, Ю.А.Константинова, И.С.Королева, Л.Н.Красавиной, О.И. Лаврушина, Л.Н.Макаревича, В.Е.Маневича, С.Р.Моисеева, А.Г.Наговицына, Н.Я.Петракова, В.В.Попова, Д.В.Смыслова, С.С.Сулакшина, Е.С.Хесина, И.П.Фаминского, В.П.Федорова, Г.Г.Чибрикова, В.Г.Шемятенкова,

Таким образом, высокая актуальность взаимозависимости международной финансовой системы и безопасности национальной экономики в условиях глобализации послужили для автора предпосылкой выбора научных задач, решаемых в диссертационном исследовании, а необходимость разработки принципов национальной финансовой политики с учетом обеспечения национальных экономических интересов обусловила выбор темы данного диссертационного исследования.

Объект и предмет исследования.

Объектом диссертационного исследования выступают национальные интересы Российской Федерации в сфере экономической безопасности.

Предметом исследования – система научных положений и методологическая база реализации национальной финансовой политики в обеспечении экономической безопасности России.

Цель и задачи исследования.

Целью исследования является разработка принципов, моделей и методов реализации национальной финансовой политики в обеспечении экономической безопасности России. Эта цель предопределила постановку следующих задач:

  • изучить и обобщить основные тенденции и направления глобальных экономических и политических процессов;

  • изучить и проанализировать опыт зарубежных стран в разработке стратегии экономической безопасности, обобщить имеющиеся в международной практике подходы к формированию защитных механизмов;

  • дать определение и оценку понятию «глобализация», выявить положительные стороны этого процесса и макроэкономические проблемы с ним связанные;

  • определить степень влияния процессов финансовой глобализации на национальную экономическую безопасность России других стран, выявить положительные и отрицательные моменты этого влияния;

  • обосновать стратегические задачи национальной финансовой политики России;

  • выявить и обосновать приоритетные направления совершенствования финансовых механизмов в обеспечении экономической безопасности России;

  • разработать меры по стабилизации платежного баланса страны в условиях финансового кризиса, а также индикаторы устойчивости финансовой системы;

  • разработать принципы оптимизации инвестиционной политики России в рамках реформирования финансовой системы и с учетом задач обеспечния экономической безопасности;

  • выявить принципы взаимодействия финансовых и хозяйственных механизмов в стране и разработать стратегические ориентиры конкурентных преимуществ российской экономики в аспекте обеспечения экономической безопасности.

Теоретико-методологическая основа исследования. Теоретико-методологическую основу исследования составили системный подход, методы сравнительного анализа, логического моделирования и экспертных оценок, а также фундаментальные положения теории управления социально-экономическими и финансовыми системами. Выполненные в диссертации исследования базируются на достижениях экономической науки, науки об управлении, на современных концепциях и исследованиях проблем обеспечения национальной безопасности государства. При разработке решений и рекомендаций использовались различные взаимодополняющие методологические подходы, включая когнитивный и синергетический подходы; методы и приемы научного исследования, в том числе экономическая диагностика и мониторинг, ситуационный, структурный и динамический анализ, концептуальное моделирование, табличная и графическая интерпретация фактологической информации.

Информационная база исследования формировалась на основе официальных данных и результатов исследований, представленных в печатных изданиях и в сети Интернет. В качестве источников использовались также официальные материалы, характеризующие экономическое положение России, внешнеэкономическую деятельность, состояние научно-технической, промышленной и экономической политики России. Информационно-статистическую базу работы составили документы и материалы Правительства РФ, Министерства финансов РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ, Банка России, Федеральной службы государственной статистики России, Международного валютного фонда (МВФ), Банка международных расчетов, Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Всемирного банка, Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Института Европы

В ходе работы над диссертацией были использованы положения действующего законодательства и нормативно-правовые документы, касающиеся реализации стратегии обеспечения экономической безопасности РФ.

Научная новизна исследования заключается в том, что в ней сформулированы основы государственной политики обеспечения экономической безопасности России в условиях глобализации.

Наиболее существенные результаты исследования, составляющие его научную новизну, состоят в следующем:

  • В работе обоснован подход к рассмотрению процесса глобализации как международного мегапроекта, который требует выработки для России основных направлений ее собственного глобального позиционирования и принципов обеспечения национальной экономической безопасности. В соответствии с этим подходом разработаны стратегические основы формирования системы обеспечения экономической безопасности России в условиях глобализации, включая: определение путей обеспечения финансовой независимости страны как одной из основных форм реализации экономического суверенитета; формирование Россией своей собственной концепции конкурентоспособного экономического пространства; выработка управленческих решений на основе государственной концепции национальной безопасности России; обнародование национальных интересов России в сфере экономики.

  • Обоснован вывод о том, что основными причинами, вызывающими возникновение глобальных угроз и кризисов, являются неустойчивость финансового положения государств и предприятий, неблагоприятный инвестиционный климат, сохранение инфляционных процессов и других проблем, связанных с финансовой дестабилизацией в национальных экономиках, разработаны цели и задачи формирования адекватной финансовой политики государства как инструмента обеспечения национальной экономической безопасности.

  • Сделан вывод о целесообразности нормализацией финансовой системы. Таким образом, необходимость реформирования финансовой системы определяется стратегически важными вопросами выживания России в современном мире. При этом основой реформирования финансовой системы России должна стать национализация рубля посредством создания механизма государственного контроля над ЦБ и частными банками.

  • Обоснованы стратегические задачи национальной финансовой политики, которые позволяют дать соответствующую оценку теоретическим и практическим исследованиям, связанным с идеей так называемых «свободных денег», и сделать вывод о целесообразности национализации рубля, т.е. отвязывания рубля от мировых резервных валют.

  • Разработаны меры по стабилизации платежного баланса страны, которые на основе продвижения региональных валют позволят активизировать механизмы индикативного мониторинга в системе обеспечения экономической безопасности России. На основе использования предложенной системы индикаторов проанализировано состояние российского финансового сектора, сделан вывод о снижении его устойчивости и формировании предпосылок финансовой дестабилизации в случае ухудшения состояния платежного баланса страны.

  • Разработаны методологические основы внедрения в финансовую систему государства механизмов, позволяющих оптимизировать инвестиционную деятельность на территории страны. Сформулированы задачи обеспечения национальной экономической безопасности в инвестиционной сфере РФ, которые позволят обеспечить условия устойчивого воспроизводства производственных фондов в масштабах национального технологического контура. Таким образом, обоснован вывод о том, что сбалансированная, устойчиво воспроизводящаяся экономика возможна только при условии однородности комплекса всех ее функциональных элементов по отношению к нормам их материального и финансового обеспечения.

  • На основе анализа механизмов и процессов, оказывающих непосредственное воздействие на национальную экономическую безопасность выделены критические звенья во взаимодействии финансовых и хозяйственных механизмов, влияющие на экономическую ситуацию в стране и определены параметры конкурентных преимуществ России.

Теоретическая значимость результатов исследования определяется актуальностью цели исследования и достигнутым уровнем разработанности задач, анализом и обобщением зарубежного опыта решения сходных проблем, обоснованием концептуально-методологических подходов, направленных на повышение эффективности стратегии обеспечения экономической безопасности России. Теоретические результаты исследования позволяют расширить горизонты научного поиска в особенности в сфере развития принципов формирования и реализации финансовой политики, обеспечивающей национальные интересы государства.

Практическая значимость результатов исследования определяется разработкой прикладного инструментария, включающего методики, рекомендации, алгоритмы, показатели оценки макроэкономической эффективности мер финансового воздействия в системе обеспечения экономической безопасности, которые могут быть использованы государственными службами для реализации национальных интересов России. Практическое значение имеют рекомендации по формированию критериев и индикаторов эффективности национальной финансовой политики в аспекте обеспечения экономической безопасности государства.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования нашли отражение в публикациях автора. Материалы диссертации, ее выводы и рекомендации нашли применение в учебном процессе Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов при подготовке лекций и учебных программ курса «Экономическая безопасность государства». Основные теоретические положения и выводы диссертационного исследования докладывались автором на межвузовских научно-практических конференциях, на научных семинарах ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов».

По теме диссертации опубликовано 30 научных трудов общим авторским объемом 33,7 печатных листа.

Структура диссертации последовательно раскрывает цель и задачи исследования. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографии.

^ II. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ


Рассмотрение глобализации как международного мегапроекта, требует выработки для России основных направлений ее собственного глобального позиционирования и принципов обеспечения национальной экономической безопасности.

Как объект финансово-экономической глобализации Россия обрела за 90-е годы беспрецедентную зависимость от внешних займов и кредитов, а также от доллара США. Для России, экономика которой является высоко долларизованной, динамика курса американской валюты, к сожалению, имеет существенное значение в качестве фактора экономического роста. Наблюдается весьма активный процесс концентрации финансового капитала, слияния и поглощения тех или иных транснациональных финансовых структур, банков в результате образования так называемых глобальных финансовых центров (ГФЦ). Важным компонентом ГФЦ являются оффшорные и иные льготные зоны, позволяющие уходить от государственного регулирования и своевременно переливать капиталы в безопасные места. ГФЦ концентрируют огромный финансовый, информационный и интеллектуальный потенциал. Они во все возрастающих масштабах регулируют кругооборот капитала и потоки инвестиций, изымают из национально-хозяйственных комплексов финансовые ресурсы, спекулируют на курсах валют и т.д. Сила ГФЦ возрастает в связи с их взаимосвязью с ведущими государствами, в то же время они практически неподконтрольны каким-либо национальным органам и все чаще преследуют узкокорпоративные интересы. Резко обостряется конкуренция между ведущими государствами мира на мировых товарных, фондовых и валютных рынках особенно в периоды экономических и валютно-финансовых кризисов, депрессий, рецессии, стагнации.

Основными элементами глобального позиционирования России в этой ситуации должны стать:

  • выработка стратегии конкурентоспособности и экономической безопасности в условиях глобализации (государственная концепция национальной безопасности России должна рассматриваться как основной принцип принятия управленческих решений в любой сфере);

  • определение путей обеспечения финансовой независимости страны как одной из основных форм реализации экономического суверенитета;

  • формирование Россией своей собственной концепции конкурентоспособного экономического пространства (выдвижение конкурентных преимуществ, региональных и международных).

Сердцевиной, основным идеологическим стержнем новой экономической системы должен стать принципиальный отказ от применения широко распространенных в мире моделей экономических отношений, в которых главенствует спекулятивно-ростовщический интерес и подавлен производственно-торговый. Должно быть все наоборот: нужен финансово-экономический и экономико-правовой механизм всемерного поощрения интереса производителей и тех, кто участвует в доведении товаров до конечного потребителя, а финансовые и иные посредники и спекулянты должны занять свое (второстепенное!) место, соответствующее их статусу по значимости в реальном воспроизводственном процессе.

До сих пор не начались реформы в обществе, нацеленные на построение цивилизованной правовой экономики, в которой реализуются в экономической и трудовой деятельности принципы свободы, равенства и справедливости. Речь идет об экономике, в которой действуют и развиваются социальность, ассоциативность, демократизм и гуманизм – те идеалы, которые должны выступать в XXI столетии главным вектором осуществления цивилизованного экономического развития. Такая экономическая модель должна быть подчинена целям реализации национальных интересов России в сфере экономики – обеспечению способности экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства, повышать уровень благосостояния и качества жизни населения, поддерживать единство и устойчивость финансово-банковской системы, сбалансированность и пропорциональность развития ключевых отраслей народного хозяйства, рациональность структуры внешней торговли, независимость России на стратегических направлениях научно-технического прогресса, создавать экономические, правовые и иные условия для сохранения единого экономического пространства, исключения факторов криминализации общества, оптимизировать участие государства в макроэкономическом регулировании и др.

Мировая практика показывает, что вопросы обеспечения национальной экономической безопасности рассматриваются в одних государствах в рамках самостоятельной концепции (СШЛ, Казахстан, Белоруссия), в других – как составная часть более широкой доктрины национальной (государственной) безопасности (Франция, Китай, Япония). Во многих странах подходы к обеспечению экономической безопасности не выделяются в самостоятельную концепцию, но, по сути, находят свое отражение в ориентирах и направлениях государственной политики (Германия, Великобритания, Италия, Канада, Бразилия, Индия). В ряде стран (США, Франция, Казахстан) вопросы экономической безопасности отражены в специальных документах, однако в большинстве государств они прописаны законодательно в виде мер, способствующих обеспечению устойчивости, стабильности и независимости национальной экономики, а также противодействующих дестабилизирующему влиянию внутренних и внешних условий и факторов. Китай, и Индия последовательно реформируют национальные экономики, сочетая политику открытости с зашитой стратегических отраслей и государственным контролем за иностранным капиталом. Их экономическая политика подчинена общей национальной стратегии, главным приоритетом которой является быстрый экономический рост. С этой целью Китай и Индия шире, чем другие страны применяют государственное вмешательство, главным образом в форме промышленной, торговой и валютно-финансовой политики. Сочетание структурных реформ и политики развития дало в этих странах положительные результаты: средние темпы роста экономики Китая в 1990-е годы – начале 2000-х годов составляли более 10% в год, Индии – более 6%.

Что касается России, то высокая степень открытости ее экономики пока не оказывает положительного влияния на темпы обновления и модернизации национального хозяйства. Более того, за последние пятнадцать лет она в значительной мере утратила экономический потенциал, доставшийся ей от Советского Союза. В международных сопоставлениях по таким критериям, как качество жизни, занятость, конкурентоспособность, производительность, уровень развития рыночных институтов, производственной инфраструктуры, финансово-банковской системы, научно-технический потенциал, размер капиталовложений, объем прямых иностранных инвестиций, уровень защиты прав собственности и др. Россия оказалась позади многих развивающихся стран. В докладе Всемирного экономического форума о сравнительной конкурентоспособности экономик 80 стран, на долю которых приходится более 95% мирового ВВП, Россия по большинству показателей располагается лишь в четвертом-шестом десятке государств. Наметилась тенденция, когда даже развивающиеся страны все чаще стремятся получить от российских производителей товары низкой степени переработки, а затем самостоятельно изготовить из них конечную продукцию.

Как представляется, главными задачами системы обеспечения экономической безопасности России на данном этапе должны стать модернизация и укрепление производственной и научно-технической базы экономики путем активизации внутренних факторов роста, стимулирование производства и экспорта высокотехнологичной продукции, в том числе за счет использования денежно-кредитных и бюджетно-налоговых рычагов, а также усиление государственного контроля над природными ресурсами, стратегическими отраслями производства и финансовой сферой.

Основные направления обеспечения национальной безопасности должны быть нацелены на создание законодательной, политической и экономической основ для выхода России их глубокого и всестороннего кризиса, в котором она оказалась; восстановление базы экономического и научно-технического развития страны; предотвращение обострения политического противостояния и обеспечение гражданского мира в обществе, укрепление демократической, правовой, федеративной государственности; повышение жизненного уровня населения на основе успешного проведения рыночных реформ и подъема производства, снижение остроты социальных противоречий и предотвращение дальнейшей социальной поляризации; создание здорового социально-психологического и нравственного климата в обществе, надежной защиты жизни, здоровья, имущества, прав и свобод человека.

Реализации названных целей может обеспечиваться с помощью решения следующих задач:

  • оздоровление национальной экономики в части минимизации явлений монополизации, милитаризации, гипертрофии спекулятивного сектора, слабой социальной ориентированности, плутократизации экономической власти и управления, криминализации экономической деятельности и коррупциализации системы управления экономикой, бюрократизации и дегенератизации макроэкономического управления;

  • выявление и устранение (элиминирование) либо минимизация факторов детерминации криминальных явлений в национальной экономике;

  • восстановление монополии государства на производство чистых общественных благ (безопасность, право, правопорядок, правоприменение, правоохранительная и военно-охранная деятельность и др.) и восстановление важнейших свойств этих благ – свойств несоперничества и неисключаемости, восстановление их доступности, повышение качества и оптимизация издержек на их воспроизводство;

  • обеспечение свободы экономической деятельности и свободы для ее субъектов в производительном и ином законном применении капиталов, осуществлении инвестиционной деятельности, приобретении, защите и сохранении частной собственности, свободы для субъектов наемного труда продавать свою рабочую силу по ценам не ниже ее стоимости и обеспечивать как минимум простое ее воспроизводство, и т.п.;

  • ликвидация «административных барьеров», бюрократического, чиновнично-коррупционного саботажа внедрению криминологически, экономически и социально приемлемых моделей экономического поведения и хозяйственного механизма;

  • развитие институтов правового государства и гражданского общества в целях установления действенного контроля над властью и системой управления в экономике со стороны общества; и др.

Важную роль в определении приоритетов экономической безопасности играют четкое определение национальных экономических интересов России и публичное обнародование их. Только в этом случае можно разработать систему адресных мер по защите российской экономики от внутренних и внешних экономических угроз. Отсутствие четко сформулированных экономических интересов делает размытой и малопонятной систему мер по отражению угроз в кредитно-финансовой сфере, инвестиционном комплексе, банковской системе и т.д. Поэтому необходимо проведение политики, нацеленной на минимизацию, или оптимизацию и даже гармонизацию системы национальных экономических интересов.

  1   2   3




Похожие:

Национальная финансовая политика в обеспечении экономической безопасности россии icon«Угрозы экономической безопасности России»
Западной Европы выступили за использование экономических методов обеспечения национальной безопасности. Одной из главных задач экономической...
Национальная финансовая политика в обеспечении экономической безопасности россии iconКурсовая работа по дисциплине "основы экономической теории" тема: Проблемы экономической безопасности России в условиях перехода к рынку
Общее понятие экономической безопасности и характеристики основных ее показателей. 4
Национальная финансовая политика в обеспечении экономической безопасности россии iconКурсовая работа по дисциплине "основы экономической теории" тема: Проблемы экономической безопасности России в условиях перехода к рынку
Общее понятие экономической безопасности и характеристики основных ее показателей. 4
Национальная финансовая политика в обеспечении экономической безопасности россии icon«Финансовая система и финансовая политика государства»
Из предложенных мне трех тем я выбрала «Финансовая система и финансовая политика государства». Она очень интересна, так как финансы...
Национальная финансовая политика в обеспечении экономической безопасности россии iconНациональная политика в имперской России

Национальная финансовая политика в обеспечении экономической безопасности россии iconНациональная политика в имперской России

Национальная финансовая политика в обеспечении экономической безопасности россии iconПрограмма учебной дисциплины «Краткосрочная финансовая политика»
Краткосрочная финансовая политика является одним из механизмов управления финансами фирмы и реализуется через текущую операционную...
Национальная финансовая политика в обеспечении экономической безопасности россии iconСовременная финансовая политика России

Национальная финансовая политика в обеспечении экономической безопасности россии iconВнешнеэкономическая политика России в механизме обеспечения экономической безопасности (на примере сотрудничества РФ и ес в Северо-западном Федеральном округе)
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный...
Национальная финансовая политика в обеспечении экономической безопасности россии iconАнтиинфляционная политика как многофакторный процесс
Проблема инфляции занимает важное место в экономической науке, поскольку ее показатели и социально-экономические последствия играют...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы