Методические рекомендации по изучению дисциплины (для студентов) Учебно-методические материалы по основным видам деятельности icon

Методические рекомендации по изучению дисциплины (для студентов) Учебно-методические материалы по основным видам деятельности



НазваниеМетодические рекомендации по изучению дисциплины (для студентов) Учебно-методические материалы по основным видам деятельности
страница1/3
Дата конвертации03.03.2013
Размер0.49 Mb.
ТипМетодические рекомендации
скачать >>>
  1   2   3

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗРВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ»

__________________________________________________________________


КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ:


«ЧЕЛОВЕК И ЕГО ПОТРЕБНОСТИ»


для направления / специальности:


«Социально-культурный сервис и туризм»


Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры

от « 18 » ____мая____ 2008 года


Санкт-Петербург

2008


Структура УМК


1. Рабочая программа дисциплины

2. Методические рекомендации по изучению дисциплины (для

студентов)

^ 3. Учебно-методические материалы по основным видам деятельности

3.1. Учебно-методические материалы лекционного курса:

- учебники, конспекты (тексты, схемы) лекций в печатном или

электронном виде – электронный учебник, файл с содержанием

материала, излагаемого на лекции, файл с раздаточными материалами;

- тесты и задания по отдельным темам лекций (разделам учебной

дисциплины) для самоконтроля и самостоятельной работы студентов;

- списки учебной литературы по темам лекций (основной и

дополнительной)

^ 3.2. Учебно-методические материалы семинарских / практических

занятий:

- методические указания по подготовке семинарских\практических

занятий (для студентов)

- методические указания для преподавателей, ведущих семинарские/

практические занятия

^ 3.3. Словарь терминов и персоналий.

3.4. Формы текущего, промежуточного, рубежного и итогового

контроля.

3.5. Курсовые работы, рефераты (методические указания).




Вид учебной работы

Всего часов

Семестры


3










Общая трудоемкость дисциплины

100













Аудиторные занятия

51

51










Лекции

36

36










Практические занятия (ПЗ)
















Семинары (С)

15

15










Лабораторные работы (ЛР)
















и (или) другие виды аудиторных занятий
















Самостоятельная работа
















Курсовой проект (работа)
















Расчетно-графические работы
















Реферат

*

*










и (или) другие виды самостоятельной работы
















Вид итогового контроля

(зачет, экзамен)




Экза­мен












^ 1. Цели и задачи дисциплины


Цель курса ­­– создание системы знаний о человеке и его потребностях, средствах и способах формирования новых потребностей, методах удовлетворения социальных и культурных потребностей индивида, семьи и общества.

Задачи курса - изучение системы потребностей, их динамики, способов формирования и средств удовлетворения.


^ 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины


В результате освоения дисциплины студенты должны:

- знать содержание ключевых понятий о потребностях человека (“потребно­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­сти”, “классификация потребностей”, “структура потребностей”, “динамика потребностей”, “способы и средства удовлетворения потребностей”, “интерес”, “стимул”, “мотив”, “индивидуальные и коллективные потребности”, “процесс удовлетворения потребностей”), основные подходы понимания и описания поведения человека в потребностном поле в процессе формирования и удовлетворения потребностей;

- понимать социальное и культурное значение и роль потребностей в жизнедея­­­тельности человека;

- иметь представление о теоретических и эмпирических законах, способах и средствах удовлетворения потребностей человека, о месте сервиса в жизнедея­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­тельности человека, о способах практического применения знаний в области удовлетворения потребностей человека;

- овладеть навыками анализа различных социальных феноменов, прогнозирования и управления процессом удовлетворения потребностей человека.

Изучение программы необходимо в целях подготовки студентов к курсам, основой которых является сервисная направленность.


^ 3. Объем дисциплины и виды учебной работы


4. Содержание дисциплины


4.1. Разделы дисциплин и виды занятий




Раздел дисциплины

Лекц.

ПЗ (С)

ЛР

1

Раздел 1. Человекознание – система наук о человеке

*

*




2

Тема 1.1. Проблема потребностей и ее значение в человекознании

2

*




3

тема 1.2. О природе и сущности человека

2

2




4

Тема 1.3. Развитие представлений о человеке в философии

4

2




5

Тема 1.4. Представление о человеке как социально-природном существе

2

*




6

Раздел 2. Основные аспекты теории потребностей

*

*




7

Тема 2.1. Развитие представлений о потребностях в истории философии

4

2




8

Тема 2.2. Содержание понятия “потребность”

2

*




9

Тема 2.3. Структура и классификация потребностей человека

2

2




10

Тема 2.4. Потребности и интересы как детерминанты производительной деятельности

2

2




11

Тема 2.5. Человеческие потребности и теория ценностей

2

*




12

Тема 2.6. Деятельность как процесс удовлетворения человеческих потребностей

2

2




13

Тема 2.7. Труд как средство удовлетворения человеческих потребностей

2

*




14

Тема 2.8. Динамика человеческих потребностей

2

2




15

Раздел 3. Способы и средства удовлет­­­­­­­­­­­­­ворения потребностей человека

*

*




16

Тема 3.1. Роль теории производства и потребления в системе потребностей человека

2

*




17

Тема 3.2. Место и роль сервиса в удов­­летворении человеческих потре­бностей

2

*




18

Тема 3.3. Потребности человека и их обслуживание

2

1




19

Тема 3.4. Потребность в образовании

2

*






^ 4.2 Содержание разделов дисциплины


Раздел 1. Человекознание – система наук о человеке.


Тема 1.1. Проблема потребностей и ее значение в человекознании.

Потребности и условия жизни человека. Сложность человека и его потребностей. Философское осмысление потребности в ракурсе бытия и сущность человека. Индивидуальные основные потребности и психофизиологические возможности человека. Общая характеристика индивидуальных и общественных потребностей. Потребности и деятельность человека. Человеческие потребности и общественные интересы. Потребности человека в общении и самореализации, собственности и статусе. Смысл богатства человека: быть или иметь.

Тема 1.2. О природе и сущности человека.

Проблема уникальности человека. Роль философии в комплексном изучении человека. Место человека в иерархии живых существ. Отличительные признаки человека. Человек между Богом и зверем. Дуальность природы человека. Единство биологического и социального. Человек как существо разумное. Че­­­­­­­ловек как политическое животное. Человек как “плененный дух”. Происхождение человека. Естественное и сверхъестественное. Религиозные интерпрета­­ции антропогенеза. Антропогенез как часть эволюции. Связь человека с животным в концепциях В.Ф. Поршнева: сверхживотное и человек; ­З. Фрейда: “жи­вотное, испытывающее раскаяние”; Э. Кассирера: “человек – символи­чес­кое животное”. Человек как тело, как животное, как машина. Природа и сущность человека и его потребностей. Человеческая природа и ее признаки.


Тема 1.3. Развитие представлений о человеке в философии.

Философская антропология и ее истоки. Конкурирующие установки: теоцентризм, логоцентризм, социоцентризм, антропоцентризм. Философская антропо­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­логия и философия человека.


Тема 1.4. Представление о человеке как социально-природном существе.

Комплексный подход к исследованию человека как целостности. Человек как социально-природное существо. Роль природной и социальной среды в формировании потребностей человека. Основное противоречие в биологических явлениях. Противоречие между наследственностью и приспособлением как основное противоречие жизни. Человеческая индивидуальность: наследствен­ность и среда. Наследственное и социальное в человеке и его потребностях. Значение понятий индивид, личность, человек в решении проблемы потребностей. Проблема жизни и смерти через потребности человека. Содержание понятия. Проблема индивидуального и социального в смысле жизни. Смысл и ценности жизни. Любовь. Потребности человека в любви. Искусство жизни. Вера как потребность человека и как состояние души. Потребность человека в личном общении. Эрос как страсть. Эрос и любовь. Классификация любви. Проблема идеальной любви и потребность человека в ней. Смерть как тайна человеческого бытия. Смысл жизни и проблема смерти: потребности и культы.


Раздел 2. Основные аспекты теории потребностей.


Тема 2.1. Развитие представлений о потребностях человека в истории философии.

Философы Древнего мира и Средневековья о человеческих потребностях (Гераклит, Ксенофонт, Демокрит, Протагор, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур, гедонизм Аристиппа, антигедонизм Сенеки).

Средневековые философы: Аврелий Августин, Фома Аквинский. Гуманистическая антропология Ренессанса (Ф.Петрарка, Л.Валла, Л.да Винчи).

Философы Нового Времени и мыслители Просвещения о природе и сущности потребностей. Новое Время (Ф.Бэкон, Т.Гоббс, этическое учение Д.Локка). Просветители второй половины XVIII века (Монтескье, Вольтер, Руссо, П.Гольбах).

Буржуазная классическая политэкономия о потребностях и потреблении (А.Смит, Д.Рикардо).

Немецкая классическая философия и вопросы потребностей (И.Кант, идеалистическая философия Г.Гегеля, Л.Фейербах: содержание и функции потребностей).

Русские мыслители о потребностях человека (М.В.Ломоносов, Н.Г.Чернышевский и др.)


Тема 2.2. Содержание понятия “потребность”.

Определение понятия потребности через анализ мира с помощью философских категорий: явление и сущность, форма и содержание, жизнь и смерть. Биологические и социальные потребности. Зависимость потребностей от уровня развития общества и условий деятельности. Потребности социальных групп, классов, общества. Динамический характер потребностей. Основные факторы, влияющие на процесс формирования потребностей.


Тема 2.3. Структура и классификация потребностей человека.

Потребности в структуре личности и ее образе жизни. Потребности уровня жизни и качества жизни. Классификация потребностей человека в психологии. Основные потребности человека. Теории мотивации личности по З. Фрейду и А. Маслоу. Структура потребностей по У. Маслоу. “Общепринятая” классификация.

Философская классификация.

Естественные (витальные) потребности. Потребности в пище, жилище, жизненно важные потребности организма, сексуальные потребности.

Материальные потребности. Материальные потребности как основа мотивации. Потребности, доходы и уровень жизни. Планирование материальных потребностей. Качество жизни.

Духовные потребности. Специфика духовных потребностей. Духовность как стремление подняться выше повседневного бытия, преодолеть себя, подняться на новую ступень свободы. Потребность в созерцании природы. Потребность в преодолении границ земного бытия, религиозная духовность и светская духовность. Способы удовлетворения духовных потребностей.

Социальные потребности. Потребность в общении, самоутверждение в коллективе, в обществе. Потребность в обретении власти. Оптимальная модель совокупных потребностей.

Разумные потребности. Возвышенные потребности. Извращенные потребности. Информационные потребности. Рекреационные потребности человека. Взаимодействие общественных, групповых и индивидуальных рекреационных потребностей.


Тема 2.4. Потребности и интересы как детерминанты деятельности человека.

Понятие “интерес”. Общественный и индивидуальный интерес. Групповые, клановые интересы и их роль в формировании потребностей группы. Механизм превращения индивида в заложника интересов групп. Формирование способностей ­­– объективная предпосылка удовлетворения потребностей. Реализация схемы: потребности – способность – труд – самореализация.


Тема 2.5. Человеческие потребности и теория ценностей.

Аксиология. Ценность и истина. Ценность и полезность. Ценность и цель. Исходные детерминанты многообразия ценностей. Ценности социальных групп – правовые, политические, религиозные. Эстетические и нравственные ценности личности. Два уровня нравственных ценностей – межличност­­­­­­ный и личностно-коллективный. Иерархия ценностей в социокультурном пространстве. Диалектика социализации, культурации и самоопределения инди­вида.


Тема 2.6. Деятельность как процесс удовлетворения потребностей.

Потребность человека в деятельности. Содержание деятельности. Структура человеческой деятельности. Отношение человека к действительности и к самому себе в историческом процессе антропо-социо-культурогенеза. Культурация и социализация человека. Переход от биологической организации жизнедеятельности к социокультурной организации деятельности человека. Внеинстинктивное управление человеческой деятельностью. Структура деятельности на уровне практики, на уровне духовной регуляции, и на уровне ее практически-духовного, художественно-образного удвоения. Субъект и объект деятельности. Продукт деятельности. Средства овладения целью как объектом. Деятельность материальная и идеальная. Управ­­­­­­­­ление потребностями через управление деятельностью субъекта.


Тема 2.7. Труд как средство удовлетворения человеческих потребностей.

Труд – определяющая составная образа жизни. Гуманистический идеал образа жизни: превращение труда в свободную деятельность. Взаимодействие человека с природой через труд. Решающая роль труда в формировании челов­­­­­­­ека. Потребность и труд. Существует ли потребность человека в труде? Труд как частное проявление деятельности. Труд есть средство удовлетворения челове­ческих потребностей.


Тема 2.8. Динамика человеческих потребностей.

Потребление и проблема развития потребностей человека. Влияние потребительства на динамику потребностей. Потенциал развития потребностей в духовной деятельности. Социальный способ рождения новой потребности. Становление творческих потребностей человека в жизненном процессе.


Раздел 3. Способы и средства удовлетворения потребностей человека.


Тема 3.1. Роль теории производства и потребления в системе потребностей человека.

Потребность – стимул развития производства. Роль взаимоотношения процесса производства и процесса потребления при формировании потребностей человека. Единство производства и человеческих потребностей. Удовлетворение потребностей как процесс потребления. Производство и формирование новых потребностей. Принцип социализации человеческих потребностей.


Тема 3.2. Сервис и его роль в удовлетворении человеческих потребностей.

Сервис как система услуг. Выявление потребностей человека. Комплексный характер принятия решений потребителем. Анатомия процесса принятия решения. Личностные факторы влияния на поведение потребителя: роль внутреннего “Я”. Потребности и мотивы. Индивидуальность восприятия. Самопредставление и роли. Манипуляция подсознанием: факт или фантазия? Внешние факторы влияния на поведение потребителя. Семья. Общество: социаль­ные группы. Контрольные группы (друзья, коллеги). Авторитеты. Культура.


Тема 3.3. Потребности человека и их обслуживание.

Структура бытового обслуживания. Учет природных и социальных факторов в структуре обслуживания человеческих потребностей. Социальная и экономическая зависимость различных видов бытового обслуживания. Жизненностилевые группы. Ожидание от обслуживания. “Любители” с высокими запросами. Обеспечение оптимальной инфраструктуры обслуживания с учетом природных и социальных факторов. Основные методы бытового обслуживания населения.


Тема 3.4. Потребность в образовании.

Социализация как результат реализации потребностей через деятельность. Исторические формы организации общества и реализации человеческих потребностей в нем. Постановка цели как необходимое условие для формирования жизненных стратегий человека. Социализация и образование. Образование и процесс самореализации человека. Влияние образования на потребность взрослого человека в самоопределении и саморазвитии. Потребность общества в развитии образовательных систем и модернизации образовательных структур. Формирование потребности человека в непрерыв­­­­ном образовании. Специфика формирования и функционирования потребности в непрерывном образовании.

Планы семинарских занятий

Тема 1. Развитие представлений о человеке в истории философии

1. Человек как микрокосм в соотношении с макрокосмом в ан-

тичной культуре.

2. Человек и Бог в Средневековье: формирование самосозна-

ния.

3. Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения как осно-

ва формирования личностной индивидуальности.

4. Природа человека в творчестве мыслителей эпохи Нового

времени.

5. Исследование субъектности человека классиками немецкой

школы.

6. Природа и сущность человека в современной философии:

марксизм, фрейдизм, экзистенциализм, позитивизм, праг-

матизм, феноменология, постмодернизм.

7. Философская антропология в русской культуре.

Тема 2. Природа и сущность человека.

1. Система атрибутов бытия человека.

2. Соотношение категорий «человек», «индивид», «личность»,

«индивидуальность».

3. Социальная сущность человека.

4. Свобода как атрибут человека.

Тема 3. Деятельность как процесс удовлетворения человеческих потребностей.

1. Категория «деятельность» в общенаучном и в общесоцио-

логическом смысле.

2. Структура деятельности.

3. Диалектика субъективного и объективного факторов как

основное внутреннее противоречие деятельности.

4. Классификация видов деятельности.

Тема 4. Развитие представлений о потребностях в истории философии.

  1. Проблема потребности в натурфилософии и высокой классике античности.

  2. Потребности человека в контексте сущности и существования Средневековья.

  3. Творческая потребность в самореализации в эпоху Возрождения.

  4. Потребность в научном познании и идеология Просвещения.

  5. Немецкая классика о тайне потребности в структуре деятельности.

  6. Философская рефлексия о структуре потребностей современного человека.

Тема 5.Структура и классификация потребностей человека.

  1. Потребность на уровне явления и на уровне сущности.

  2. Соотношение биологических, психологических и социальных потребностей.

  3. Структура социальных потребностей.

Тема 6. Потребности и интересы как детерминанты производительной деятельности.

1. Соотношение потребностей и интересов в структуре дея-

тельности.

2. Ценности и идеалы в процессе превращения потребности

в интерес.

3. Специфика производительной деятельности и система её

детерминант.

Тема 7. Динамика человеческих потребностей.

1. Возрастная динамика потребностей.

2. Закон возрастания уровня человеческих потребностей.

3. Динамика человеческих потребностей в истории культу-

ры.

Тема 8. Потребности человека и их обслуживание.

  1. Место и роль сервиса в удовлетворении человеческих

потребностей.

2. Закон соотношения уровня развития производства и

уровня потребления.

3. Первичная и целостная установка личности.

^ 5. Лабораторный практикум.


Лабораторный практикум не предусмотрен.

  1   2   3




Похожие:

Методические рекомендации по изучению дисциплины (для студентов) Учебно-методические материалы по основным видам деятельности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины (для студентов) Учебно-методические материалы по основным видам деятельности
Учебно-методические материалы лекционного курса: учебники, конспекты (тексты, схемы) лекций в печатном или электронном представлении...
Методические рекомендации по изучению дисциплины (для студентов) Учебно-методические материалы по основным видам деятельности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины для студентов 60 >YI. Методические рекомендации для преподавателей 65
Охватывают контроль знаний по нескольким темам. В этой связи при использовании учебно-методического комплекса рекомендуется особое...
Методические рекомендации по изучению дисциплины (для студентов) Учебно-методические материалы по основным видам деятельности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины для студентов 50 yii. Методические рекомендации для преподавателей
Охватывают контроль знаний по нескольким темам. В этой связи при использовании учебно-методического комплекса рекомендуется особое...
Методические рекомендации по изучению дисциплины (для студентов) Учебно-методические материалы по основным видам деятельности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины для студентов 50 yii. Методические рекомендации для преподавателей
Охватывает туристов, путешествующих в одиночку, самостоятельно планирующих свой маршрут, называется
Методические рекомендации по изучению дисциплины (для студентов) Учебно-методические материалы по основным видам деятельности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины для студентов 50 yii. Методические рекомендации для преподавателей Пояснительная записка
Охватывают контроль знаний по нескольким темам. В этой связи при использовании учебно-методического комплекса рекомендуется особое...
Методические рекомендации по изучению дисциплины (для студентов) Учебно-методические материалы по основным видам деятельности iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины для студентов 50 yii. Методические рекомендации для преподавателей 52 Пояснительная записка
Охватывают контроль знаний по нескольким темам. В этой связи при использовании учебно-методического комплекса рекомендуется особое...
Методические рекомендации по изучению дисциплины (для студентов) Учебно-методические материалы по основным видам деятельности iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины методические рекомендации для преподавателей; методические указания для студентов с перечнем тем для самостоятельного изучения, вопросов к зачету

Методические рекомендации по изучению дисциплины (для студентов) Учебно-методические материалы по основным видам деятельности iconМетодические указания для студентов дисциплины/ практики (рекомендации по планированию, организации и проведению занятий)
Охватывают весь материал, изучаемый студентами. Методические рекомендации по практическим занятиям обеспечивают формирование необходимых...
Методические рекомендации по изучению дисциплины (для студентов) Учебно-методические материалы по основным видам деятельности iconМинистерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет Философский «Индийская философия древности и средневековья»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности «Философия»(520400). Комплекс содержит организационно-методические...
Методические рекомендации по изучению дисциплины (для студентов) Учебно-методические материалы по основным видам деятельности iconМетодические рекомендации для самостоятельной работы школьников старших классов (смг) и студентов 1-4 курсов средних специальных и высших учебных заведений
Данные учебно- методические рекомендации представляют собой разработку комплексов упражнений для глаз
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы