Содержание программы по курсу «философия» Тема 1 icon

Содержание программы по курсу «философия» Тема 1



НазваниеСодержание программы по курсу «философия» Тема 1
Дата конвертации03.03.2013
Размер91.84 Kb.
ТипДокументы
скачать >>>

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

по курсу «ФИЛОСОФИЯ»


Тема 1. Философия, ее предмет и роль в обществе


Философия и мировоззрение. Понятие и структура мировоззрения. Жизненно-практическое и теоретическое миропонимание. Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия.

Специфика философских проблем и основной вопрос философии. Философия и наука. Научная обоснованность философского разума и его ценностная ориентация. Место и роль философии в системе культуры. Основные разделы философского знания: онтология, гносеология, логика, этика, эстетика и др. Функции философии в обществе и значение философского образования.

Тема 2. Основные этапы развития философии


Генезис философской мысли, его социальные и культурно-исто­ри­ческие предпосылки.

2.1. Философия Древнего Востока. Формирование и особенности древнего восточного мировоззрения. Древнеиндийская философия: джайнизм, буддизм, чарвака. Философские школы в древнем Китае: конфуцианство, даосизм. Человек в философии и культуре Древнего Востока.

^ 2.2. Античная философия. Космологизм ранней греческой философии. Милетская школа. Учение пифагорейцев. Диалектика Гераклита Эфесского. Философия Элейской школы. Философия античной классики. Атомистический материализм Демок­рита. Учения софистов и Сократа. Объективный идеализм Платона. Философское учение Аристотеля. Позднеантичная философия: скептицизм, эпикуреизм, стоицизм, неоплатонизм.

^ 2.3. Философия Средневековья. Религиозный характер философской мысли. Апологетика, патристика и схоластика. Учение Аврелия Августина. Природа и человек как творение бога. Разум и воля. Учение о «священной истории». Проблема разума и веры, сущности и существования. Особенности средневековой схолас­тики. Философия Фомы Аквинского. Проблема доказательства бытия Бога. Спор о природе универсалий: номинализм и реализм. Концепция двух истин: соотношение теологии и философии.

^ 2.4. Философия Возрождения. Культурно-исторические особенности Ренессанса и их отражение в философской мысли. Антропоцентрический характер философии Возрождения. Гуманизм и проблема че­ловеческой индивидуальности. Эстетика Ренессанса: апофеоз искусства и культ художника-творца. Политическое учение Н. Мак­­­иавел­ли. Социальные утопии Т. Мора и Т. Кампанеллы. На­турфилософия Возрождения. Онтология и диалектика Н. Ку­занского. Пантеизм и новая космология (Н. Коперник, Дж. Бруно, Г. Гали­лей).


^ 2.5. Философия Нового времени. Социокультурные и исторические особенности философии Нового времени. Критика средневековой схоластики. Научная революция XVII века и создание механистической картины мира (И. Ньютон). Проблема метода познания в философии: эмпиризм и рационализм (Ф. Бекон, Р. Де­карт). Проблема субстанции (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц). Иррационализм Б. Паскаля. Проблема человека и общества: теория общественного договора Т. Гоббса и либерализм Д. Локка.

^ 2.6. Философия Просвещения. Социально-исторические предпосылки и национальные особенности идеологии Просвещения. Английское Просвещение: деизм Д.То­­ланда и А.Коллинза. Субъективный идеализм Дж.Беркли и Д.Юма. Французский материализм XVIII века: природа, общество, человек (Ж.Ла­метри, К.Гель­веций, П.Гольбах, Д.Дидро). Социально-философские взгляды Ф.Вольтера, М.Монтескье, Ж.Ж.Руссо. Философия немецкого Просвещения (Г.Лессинг, И.Гёте, И.Гердер, Ф.Шиллер).

^ 2.7. Немецкая классическая философия. Активно-деятельностное понимание человека в немецком идеализме. Докритический и критический период творчества И.Канта. Гносеология Канта, его учение о формах и границах познания. Этическое учение И.Кан­та: соотношение науки и нравственности. Эстетика и философия искусства И.Канта. Субъективный идеализм И.Фихте. Система трансцендентального идеализма Ф.Шеллинга. Философская система Г.В.Ф.Гегеля. Проблема тождества бытия и мышления. Идеалистическая диалектика Гегеля, ее основные принципы, законы и категории. Антропологический материализм Л.Фейерба­ха и гуманизм.

^ 2.8. Основные направления зарубежной философии XIX-XX вв. Возникновение и развитие марксистской философии. Диалектический материализм К.Маркса и Ф.Энгельса, его отношение к диалектике Г.Гегеля. Материалистическое понимание истории. Основные принципы, законы и категории исторического материализма. Теория общественно-экономической формации.

Отношение к разуму и науке в философии XIX-XX века: борьба рационализма и иррационализма. Волюнтаризм А. Шо­пенгауэра, интуитивизм А.Бергсона, “философия жизни” (Ф.Ниц­ше, В.Дильтей). Проблема человека в экзистенциализме (М.Хай­деггер, Ж.-П.Сартр). Психоанализ З.Фрейда, К.Юнга, Э.Фромма. Исторические формы позитивизма (О.Конт, Э.Мах, Б.Рассел, К.Поп­пер). Феноменология Э.Гуссерля. Прагматизм Ч.Пирса, У.Джемса, Дж.Дьюи. Анализ языка и методов науки в аналитической философии, структурализме и герменевтике (Л.Витген­штейн, К.Леви-Стросс, Х.-Г.Гадамер)

^ 2.9. Традиции и особенности русской философии XIX-XX вв. Социальные и культурно-исторические предпосылки русской философии. Дилемма западничества (В.Белинский, П.Чаадаев, А.Гер­цен и др.) и славянофильства (И.Киреевский, А.Хомя­ков и др.) Учения революционного народничества (М.Бакунин, И.Лав­ров, Н.Ткачёв и др.) Философия марксизма в России (Г.Пле­ха­нов, В.Ленин) и ее исто­рическое значение. Основные идеи и особенности русской религиозной философии (Л.Толс­той, В.Соловь­ёв, П.Флоренский, Н.Бердяев и др.) Русский космизм (Н.Фёдоров, В.Вер­надский). Философия хозяйства С.Бул­гакова.


^ Тема 3. Онтология - философское учение о бытии.

Проблема субстанции: материя и сознание.


Категория бытия, ее смысл и специфика. Мир как совокупная реальность: единство природы и общества, материального мира и человеческого духа. Основные формы бытия. Бытие вещей, процессов и состояний природы. Специфика человеческого бытия. Бытие духовного (идеального) и его формы. Социальное бытие как единство индивидуального и общественного бытия.

Проблема субстанции: монизм, дуализм и плюрализм. Материалистический и идеалистический монизм. Представление о субстанции как первоначале и праматерии, его связь с уровнем развития естествознания. Диалектико-материалистическое понятие субстанции, его мировоззренческое значение.

Формирование научно-философского понятия материи и его методологическое значение. Современная наука о сложной системной организации материи. Основные уровни организации неживой и живой природы. Общество как высший уровень организации материи. Философия о многообразии и единстве мира.

Понятие движения. Устойчивость и изменчивость, прерывность и непрерывность движения. Движение и покой. Движение и развитие. Основные формы движения материи. Современная наука и проблема классификации форм движения. Единство материи и движения.

Пространство и время. Субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени. Свойства пространства и времени. Единство материи, пространства и времени в свете теории относительности. Пространство и время в микро-, макро- и мега-мире. Специфика пространственно-временных отношений в природных и социальных процессах.

Проблема сознания в философии. Генезис сознания. Понятие отражения. Развитие форм отражения в неживой и живой природе. Отражение и информация. Возникновение сознания и его общественная природа. Структура сознания и формы психической деятельности – чувства, эмоции, память, воля, воображение, мышление. Сознание и язык. Знаково-символические системы. Бессознательное, сознание и самосознание. Проблема идеального и формы его бытия.


^ Тема 4. Диалектика как метод философии и учение

о всеобщей связи и развитии явлений


Диалектика как учение о всеобщих связях, изменении и развитии. Диалектика и догматическое мышление. Софистика, эклектика, метафизика как альтернативы диалектики. Критико-рефлексивная функция диалектики.

Универсальные связи бытия и их выражение в категориях диалектики. Единичное, особенное и общее. Явление и сущность. Закон и закономерность. Форма и содержание. Часть и целое. Элементы и структура. Система и функция. Принцип системнос­ти и типы системных объектов. Причинные связи и детерминация. Причина и следствие. Необходимость и случайность. Возможность и действительность. Концепция детерминизма.

Диалектика количественных и качественных изменений. Качество (свойство), количество, мера. Переход в новое качество. Скачки. Закон меры. Противоречивость бытия и познания. Диалектика и логические противоречия. Тождество, различие, противоположность, противоречие. Диалектические противоположности. “Единство и борьба” противоположностей. Закон противоречия. Основные типы противоречий. Диалектические отрицания и синтезы. “Отрицание отрицания” как выражение преемственности, цикличности и поступательности изменений. Закон диалектического отрицания.

Понятие развития. Прогресс и регресс. Диалектика и социально-научные теории развития. Принцип историзма. Критерии прогресса.

^ Тема 5. Гносеология - философское учение о познании

Научное познание, его формы и методы

Концепции познания в истории философии. Познание как социально-опосредованное, исторически развивающееся отношение человека к миру. Познание как отражение реальности. Субъект и объект познания. Чувственное отражение как деятельность социально-исторического субъекта. Формы чувственного познания. Рациональное познание и формы логического мышления. Единство чувственного и рационального в познании.

Проблема истины в философии и науке. Объективность истины. Диалектика абсолютной и относительной истины. Конкретность истины. Критерии истины; практика как основной и всеобщий критерий истины. Истина, ценность и оценка, их роль в познании. Вненаучные формы познания: обыденное, религиозное, художественно-эстетическое.

Наука как специализированная форма познания. Специфические признаки и основания научного знания. Философия и методология науки. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их различие по предмету, методам и формам знания. Особенности естественнонаучного, технического и социального познания.


^ Тема 6. Природа как предмет философского познания


Понятие природы. Живая и неживая природа, их качественное различие и взаимосвязь. Проблема жизни в условиях Земли, её уникальности или множественности во Вселенной. Философия и специальные науки о познании живого. Природные предпосылки возникновения и существования человека. Человек как живой организм. “Естественная” и “искусст­венная” среда оби­­тания человека (“первая” и “вторая” природа). Изменение форм практики, познавательных образов, нравственного и эстетического отношения человека к природе в ходе истории.

Противоречия в системе “общество - природа” в современную эпоху. Экологическая проблема, ее научные и социально-философские аспекты. Проблема формирования экологического сознания. Учение В.И.Вернадского о ноосфере. Актуальные проблемы современной глобализации.


^ Тема 7. Общество: основы философского исследования


Общество как элемент объективной реальности, целостная саморазвивающаяся система, продукт взаимодействия людей и социальный способ бытия человека. Деятельность как специфический способ существования социального.

Философские основания теоретической модели общества: идеализм, материализм. Материальное и идеальное в обществе. Категории “общественное бытие” и “общественное сознание”. Понятие общественно-исторической практики. Диалектика общественных потребностей, интересов и целей. Соотношение понятий “матери­альное”, “духовное”, “практическое”. Категории объективного и субъективного, их соотношение с понятиями материального и идеального. Проблема объективности идеального в обществе. Объективная закономерность и сознательная деятельность людей. Роль субъективного фактора в истории.

Общественное и индивидуальное сознание. Общественное сознание и его структура. Обыденный и теоретический уровни общественного сознания; социальная психология и идеология. Формы общественного сознания: политическое, правовое, нравственное, художественно-эстетическое, религиозное и научно-философское сознание.

Понятие общественных отношений, их исторические типы, формы и виды. Теория общественно-экономических формаций. Уровни организации общественной жизни. Материальные и идеологические отношения. Общественные организации и учреждения как «орудия» социальной практики. Политика и власть как средства социального управления. Соотношение экономики и политики. Современные концепции социального управления.

Проблема закономерностей социально-исторического раз­­­вития. Единство и многообразие мировой истории. Концепции формационного анализа, “индустриального общества” (Р.Арон), “информационного общества” (Д.Белл), “локальных цивилиза­­ций” (А.Тойнби, Н.Данилевский и др.) и замкнутых структур.


^ Тема 8. Человек как центральная проблема философии


Природа, сущность и предназначение человека. Феномен человека в различных историко-философ­ских концепциях. Антропосоциогенез и проблема происхождения человека. Труд как центральный фактор антропосоциогенеза. Роль языка в формировании сознания и предметно-практической деятельности. Единство биологического и социального, телесного и духовного в человеке. Труд, сознание, коллективность – воплощение родовой сущности человека.

Противоречивость жизни человека как биосоциального существа. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества. Социальная и биологическая продолжительность человеческой жизни, смерть и бессмертие. Самоценность человека и смысл его жизни.

Индивидуальное и социальное бытие человека. Понятие личности как объекта и субъекта общественной жизни. Человек, личность, индивидуальность. Сущность идеологии индивидуализма и конформизма в современном обществе. Деятельная сущность человека. Творчество как высшая форма самореализации человека. Роль личности в истории. Проблема свободы и ответственности личности. Труд и свобода. Проблема отчуждения в философии: причины, сущность, исторические формы. Человек в системе культуры. Культура как мир человека, как способ самоопределения и развития личности. Гуманистический идеал всестороннего развития человека.




Похожие:

Содержание программы по курсу «философия» Тема 1 iconУчебно-методические указания Специальность 0200100 Философия
Уму по курсу «История зарубежной философии», раздел «Философия Древнего Востока», подраздел «Индийская классическая философия» предназначены...
Содержание программы по курсу «философия» Тема 1 iconПрограмма минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки» «Философия техники и технических наук» Введение
Программа кандидатского экзамена по курсу "Философия науки" разработана для аспирантов и соискателей всех научных специальностей
Содержание программы по курсу «философия» Тема 1 iconПрограмма минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки» «Философия социально-гуманитарных наук» Введение
Программа кандидатского экзамена по курсу "Философия науки" разработана для аспирантов и соискателей всех научных специальностей
Содержание программы по курсу «философия» Тема 1 iconПрограмма минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки» «Философия техники и технических наук» Введение
Программа кандидатского экзамена по курсу "Философия науки" разработана для аспирантов и соискателей всех научных специальностей
Содержание программы по курсу «философия» Тема 1 iconПрограмма минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки» «Философия естественных наук» Введение
Программа кандидатского экзамена по курсу "Философия науки" разработана для аспирантов и соискателей всех научных специальностей
Содержание программы по курсу «философия» Тема 1 iconПрограмма минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки» «Философия естественных наук» Введение
Программа кандидатского экзамена по курсу "Философия науки" разработана для аспирантов и соискателей всех научных специальностей
Содержание программы по курсу «философия» Тема 1 iconПрограмма минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки»
С. И. Вавилова ран. В основу настоящей программы положены разделы: «Механика и ее роль в возникновении научного знания», «Механика...
Содержание программы по курсу «философия» Тема 1 iconЗадания для испытания составлены по пройденным разделам дисциплины «Философия»: Тема «Возможности и границы познания»
Цель: Испытания (в форме тестирования) имеют цель выявить уровень подготовки студентов для учебного курса «Философские вопросы егтн»...
Содержание программы по курсу «философия» Тема 1 icon1. содержание тем программы тема Сущность и содержание менеджмента Различные подходы к определению понятия «менеджмент»
Программа вступительного междисциплинарного экзамена для поступающих в магистратуру по программе «Управленческий консалтинг»
Содержание программы по курсу «философия» Тема 1 iconПрограмма минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки» «История механики» Введение
С. И. Вавилова ран. В основу настоящей программы положены разделы: «Механика и ее роль в возникновении научного знания», «Механика...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы