Нггу, г. Нижневартовск культура как фактор интеграции российского общества icon

Нггу, г. Нижневартовск культура как фактор интеграции российского общества



НазваниеНггу, г. Нижневартовск культура как фактор интеграции российского общества
Дата конвертации14.04.2013
Размер64.48 Kb.
ТипДокументы
скачать >>>

Л.Г. Скульмовская

НГГУ, г. Нижневартовск

КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР ИНТЕГРАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Культура как фактор интеграции российского общества приобретает в современных условиях важное значение. Особенно существенна ее роль в становлении гражданского общества, в котором отношения между людьми строятся на основе сотрудничества и диалога.

Важным морально-этическим принципом культуры гражданственности выступает толерантность – стремление к созданию или сохранению общественных условий, дающих возможность каждому индивиду и каждой группе свободно придерживаться определенных ценностей. Толерантность является основанием для солидарности, ориентация на которую означает преодоление взаимного отчуждения между представителями различных групп, движений и властных уровней, готовность к совместной деятельности, сотрудничеству во имя реализации ценностей гражданской культуры. Наиболее широкое в содержательном плане понятие – «межкультурная толерантность», которая означает терпимое отношение к ценностям, нормам, традициям другой культуры, признание ее значимости и права на существование и полноценное развитие [Шапко 2004: 15].

Для российского общества толерантность становится условием стабилизации и устойчивости межличностных и межгрупповых социальных отношений, обеспечивая их конструктивность и высокую степень согласия на общественном, региональном и локальном уровнях [Петров, Донцова 2005: 116-117]. В обществах с большим количеством свободных ассоциаций, движений, субкультур, конфессий толерантность делает возможным их мирное существование, способствует диалогу и взаимообогащению культур и в целом – развитию культуры общества.

В современных условиях проблема социального согласия становится одной из наиболее актуальных. Уровень социального согласия во многом определяет динамику развития общества, его целостность и благополучие. Необходимость развития социальной интеграции, социального партнерства, сотрудничества по-новому ставит проблему социального согласия. Как считает М.М. Акулич, управление социальными процессами, в том числе и согласием, осуществляется с учетом многих условий и факторов с целью формирования согласованного поведения социальных субъектов. В отечественной науке разрабатывается новое направление – социология социального согласия (консенсусология), где выявление и разрешение конфликтов ассоциируется как один из способов достижения социального согласия [Акулич 2002: 4].

В полиэтничном регионе человек, приобщаясь к культуре, подвергается семиотизации, при этом разные языки, заполняющие культурное пространство региона, собирают, сохраняют, транслируют исторический опыт и формируют на данной основе систему ценностных ориентаций регионального социума.
Это означает регулирование норм жизнедеятельности людей, поддержание исторической миссии и особенностей культуры каждого народа, идентификацию с ними личности, воспроизводство культуры в процессе деятельности каждого и возвращение человеком приобретенных духовных сил общественной практике. В результате, в регионе возникают участки семиосферы, которые приобретают жёстко организованный характер и, одновременно, достигают саморегулирования [Генова 2010: 5].

Реализация этнического аспекта культуры наиболее ярко проявляется при общении, поэтому его успех в процессе межэтнического общения обеспечивает знание особенностей чужой культуры. Поскольку целью любой коммуникации является успешное общение, то обучение особенностям культуры общения и знание социальной культуры того или иного этноса чрезвычайно важно для социокультурных контактов [Карымова 2009: 173].

В теоретико-методологическом анализе межкультурных коммуникаций общей для большинства теорий и направлений является культурная составляющая как элемент обособления этносов. В эмпирических исследованиях выделяют региональные особенности организации межэтнического взаимодействия на уровне территориальных образований. Так, основным культурным событием в сфере реализации национальной политики в Свердловской области является областной праздник «День народов Среднего Урала», в котором принимают участие представители различных национально-этнических групп. Кроме того, в Свердловской области значительное внимание уделяется повышению квалификации специалистов культурно-досуговой сферы, занимающихся вопросами развития национальных культур: проводятся семинары по выявлению своеобразия национальных культур, единые информационно-методические дни, где рассматриваются вопросы гармонизации межнациональных отношений.

В качестве основных результатов диалога этнонациональных культур в регионе Л.С. Карымова [Карымова 2009: 172] называет культурное обогащение регионального социума, поддержку национального разнообразия, удовлетворение национально-культурных интересов и потребностей многонационального населения Свердловской области; формирование национально-этнической толерантности населения; профилактику межэтнических конфликтов.

Представляет интерес анализ состояния межэтнических отношений на юге Тюменской области, проведенный Н.С. Ога [Ога 2009: 99], где указывается на особую роль учреждений культуры в воспроизводстве культуры и межэтнического взаимодействия. Одна из наиболее важных задач, которая стоит перед властными структурами Тюменской области, – создание благоприятных условий для сохранения и развития этнической, языковой и культурной самобытности народов, проживающих на ее территории. Развитию межкультурных коммуникаций способствует проведение таких мероприятий, как Дни национальных культур, ежегодный областной фестиваль «Мост Дружбы», национальный фестиваль «Радуга» и др.

Н.Ф. Хилько, [Хилько 2009: 125] анализируя особенности межкультурного взаимодействия, указывает в качестве основных задач Правительства Омской области сохранение уникального культурного наследия народов Омского Прииртышья. Развитие национального языка, гармонизация культурных отношений, поддержка форм культурного развития, сохранение национальных традиций способствуют формированию пространства национально-культурного единения и этнокультурному возрождению регионов Сибири. Основной формой интеграции национальной культуры в творческую деятельность региона стало функционирование национально-культурных объединений, включающих национально-культурные центры и автономии.

Целям реализации государственной национально-культурной политики на территории Омской области служит межрегиональное национальное объединение «Сибирь» («Дом дружбы»). В его деятельности приоритетным является укрепление межнационального согласия, гражданского мира и общественно-политической стабильности в регионе. Регулярно проходящий уже свыше десяти лет фестиваль национальных культур «Единение» направлен на укрепление доверия, добрососедских и толерантных отношений, расширение деловых и дружеских связей с разными регионами России, странами ближнего и дальнего зарубежья в форме участия в нем художественных коллективов из других регионов. Особенностью фестиваля стало возрождение традиций народных праздников, сосредоточенных в пространстве компактного проживания людей одной национальности, при одновременном увеличении межнациональных мероприятий.

Национальное и межэтническое сотрудничество – одно из важных направлений региональной культурной политики, осуществляемое Центрами национальных культур, основная задача которых на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры заключается в сохранении национального достояния каждого народа, создании наиболее благоприятных условий для развития народного творчества, возрождения национальных традиций и обрядов, привлечения подрастающего поколения к изучению культуры своего народа.

Особым признанием пользуются учреждения культуры, занимающиеся сохранением и развитием традиционной культуры коренных народов Севера, основными направлениями их работы являются сбор фольклорного материала, популяризация знаний о культуре северных народов посредством туристско-экскурсионной деятельности, национальных праздников и обрядов, мастер-классы по традиционным ремеслам северных народов, а также изготовление сувенирной продукции, изучение забытых ремесел и их возрождение. С целью популяризации знаний о бытовом укладе северных этносов, особом образе жизни в традиционных условиях проводятся праздники-обряды «Вороний день» и «День обласа», ежегодные фестивали народных культур.

Таким образом, деятельность национальных общественных организаций способствует гармонизации межнациональных культурных отношений и формированию культурного наследия, а культурный потенциал полиэтничного выступает важным фактором его развития и саморазвития.


Список литературы:

    1. Культура гражданственности / Под общ. ред. проф. В.Т. Шапко. – Екатеринбург: Изд-во АМБ, 2004.

    2. Петров В.Н., М.В. Донцова, Н.М. Нос Этнические мигранты в принимающем обществе. Ч.1. Методология и теория исследования толерантности и мигрантофобии / Под ред. В.Н. Петрова. - Краснодар: Изд-во «Просвещение-Юг», 2005.

    3. Акулич М.М. Социология согласия. - Тюмень: Изд-во ТГУ, 2002.

    4. Генова Н.М. Культурная политика региона как самостоятельный феномен // Социум. Культура. Нравственность. Досуг: Материалы Международ. науч.-практ. конференции. – Тюмень: РИЦ ТГАКИСТ, 2010. С. – 5-6.

    5. Карымова Л.С, Диалог этно-национальных культур как элемент национальной политики региона // Социокультурные аспекты развития регионов: сб.науч.трудов. – Челябинск: НОУ ЧИЭП им. М.В. Ладошина, 2009. – С. 171-172.

    6. Ога Н.С. Межкультурные коммуникации в многонациональном социуме // Социально-культурная деятельность в региональном пространстве: тенденции, процессы и перспективы: материалы Всероссийской науч.-практ. конференции – Тюмень: РИЦ ТГАКИ, 2009. – С. 98-99.

    7. Хилько Н.Ф. Основные направления и формы сохранения и развития национальной культуры и народного творчества в Омском Прииртышье // Социально-культурная деятельность в региональном пространстве: тенденции, процессы и перспективы: материалы Всерос. науч.-практ. конференции. – Тюмень: ТГАКИ, 2009. – С. 125-127.




Похожие:

Нггу, г. Нижневартовск культура как фактор интеграции российского общества iconГ. А. Гумерова нггу, г. Нижневартовск особенности свадебного обряда сибирских татар
У сибирских татар конца XIX – начала XX вв., как и у большинства других народов того времени, преобладал брак по сватовству
Нггу, г. Нижневартовск культура как фактор интеграции российского общества iconОбразование его виды и функции содержание
Образование – “активное” зеркало общества. Оно не только отражает то, что происходит в обществе, но и активно воздействует (как следствие...
Нггу, г. Нижневартовск культура как фактор интеграции российского общества iconГ. А. Гумерова, нггу, г. Нижневартовск Образ Шурале в мифологическом представлении сибирских татар
Комичную нескладную фигурку Шурале можно увидеть в парках и скверах, в сувенирных магазинах, на страницах различных развлекательных...
Нггу, г. Нижневартовск культура как фактор интеграции российского общества iconПрогнозное управление муниципальным образованием как фактор его развития
Особенности современного этапа развития российского общества усиливают значимость и необходимость преобразования различных сфер жизнедеятельности,...
Нггу, г. Нижневартовск культура как фактор интеграции российского общества iconКультура как фактор общения

Нггу, г. Нижневартовск культура как фактор интеграции российского общества iconТематика рефератов по дисциплине «Политология»
Политическая культура российского и западного общества: опыт сравнительного анализа
Нггу, г. Нижневартовск культура как фактор интеграции российского общества iconПолитический центризм как фактор стабилизации общества

Нггу, г. Нижневартовск культура как фактор интеграции российского общества icon«Тенденции развития российского общества в XXI веке» г. Чистополь, 29 апреля 2011 г. Цель конференции
Цель конференции: анализ проблем современного российского общества и государства
Нггу, г. Нижневартовск культура как фактор интеграции российского общества iconНародная культура как фактор гуманистического воспитания участников любительского театрального коллектива

Нггу, г. Нижневартовск культура как фактор интеграции российского общества iconЗакон Российской Федерации «Об образовании», книги, статьи, исследования о современной школе ключевыми в идеологии новой школы называют идею развития, выделяя три важных постулата
Школа должна превратиться в действенный перспективный фактор развития российского общества
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы