Е. И. Алферова тгспа им. Д. И. Менделеева, г. Тобольск Стратегии формирования ответственности в процессе профессионального становления личности icon

Е. И. Алферова тгспа им. Д. И. Менделеева, г. Тобольск Стратегии формирования ответственности в процессе профессионального становления личности



НазваниеЕ. И. Алферова тгспа им. Д. И. Менделеева, г. Тобольск Стратегии формирования ответственности в процессе профессионального становления личности
Дата конвертации13.04.2013
Размер45.64 Kb.
ТипДокументы
скачать >>>

Е. И. Алферова

ТГСПА им. Д. И. Менделеева, г. Тобольск


Стратегии формирования ответственности в процессе профессионального становления личности


Профессиональная ответственность выступает как эталон профессионального выполнения деятельности – она показывает, как должен действовать человек, чтобы обеспечить разумное сочетание общественного и личного именно в данном виде профессиональной деятельности (Н. П. Соколова, 1969). Ответственность понимается как творческое осуществление специфической профессиональной роли в соответствии с практическими требованиями общества, предполагает развитое чувство долга, заботу о профессиональной чести и охрану трудовых традиций, постоянное совершенствование в своей работе, стремление воспитывать у других людей уважение к ней (Л. И. Грядунова, 1977; А. Ф. Плахотный, 1982).

Профессиональная ответственность носит социальный характер: в контексте общественного труда социально ответственно действует тот, кто не только имеет в виду свою конкретную производственную и профессиональную деятельность, не только предусматривает последствия, которые вытекают отсюда для него самого, но и учитывает их воздействие на других людей в свете прескриптивных норм, ценностей и принципов (Т. Л. Александрова и др., 1996). Анализ философских и психолого – педагогических исследований показывает, что ответственность не является универсальным качеством личности, она может выступать и как особая организация деятельности, и как характеристика поведения, и как свойство, качество личности. Она может быть устойчивым качеством личности, проявляющимся в отношении к делу, людям, самому себе; а может быть ситуативным – проявляющимся в отдельных действиях или поступках субъекта. Тем не менее, ответственность является целостной характеристикой личности.

К числу переменных, влияющих на ответственность, исследователи относят опыт, возраст, занимаемый пост (В. Ф. Сафин, 1986), развитие профессионального мастерства (Е. М. Борисова, 10981), смена этапов обучения (М. Н. Демина, 1999; А. А. Деркач, 2004; Н. Н. Семененко, 1998).

Ю. К. Стрелков (2001) профессиональный опыт связывает с профессиональным мастерством – всем, как отмечает автор, что позволяет специалисту успешно выполнить сложную профессиональную задачу. Основой формирования профессионального опыта является социальный контроль, но только в том случае, если для индивида представляет ценность его деятельность и профессия. Профессиональный опыт, по Ф. С. Исмагиловой (2000), выполняет мотивационную, оценочную и операциональную (инструментальную) функции. Как «достаточно мощный мотивационный блок», он побуждает личность к активности; позволяет оценить субъективную новизну деятельности и свои способности выполнять её с заданными характеристиками; позволяет человеку, используя (в отдельности или комбинируя) и развивая имеющиеся знания, умения, навыки, выступать активным субъектом профессиональной деятельности.


Процесс профессионального становления Э.Ф. Зеер (2003), Е.А. Климов (1993), А.К. Маркова (1996), Ю.П. Поваренков (1999) рассматривают поэтапно. Периодизация профессионального становления Э.Ф. Зеера (2003; 2009), критериями развития которого является социальная ситуация и уровень реализации ведущей деятельности, включает в себя стадии аморфной оптации, профессиональной подготовки, профессиональной адаптации, первичной профессионализации, второго уровня профессионализации, профессионального мастерства.

Становление профессиональной ответственности начинается ещё на стадии профессиональной подготовки и зависит от личной ответственности, которая сформировалась у субъекта на ранних этапах взросления и от отношения к будущей профессии. Характерными тенденциями развития профессиональной ответственности будущих специалистов по результатам исследований М. Н. Деминой (1999), Н. Н. Семененко (1998) являются: углубление уровня знаний о сущности профессиональной ответственности, рост эмоциональной устойчивости и стабильности, неровность (нелинейность) в развитии локуса контроля и уровня выраженности ответственного поведения в процессе обучения .

Однако, действенная ответственность развивается в процессе регулярного самостоятельного выполнения профессиональной деятельности, начиная со стадии профессиональной адаптации. Профессиональная адаптация – это приспособление имеющегося личного опыта к требованиям профессии, освоение профессиональной роли, новой системы отношений в трудовом разновозрастном коллективе, усвоение профессиональных функциональных обязанностей и самостоятельное их выполнение, приобретение профессионального опыта в ходе выполнения профессиональных задач. Важным фактором в развитии профессиональной ответственности является активность субъекта в освоении системы профессиональных требований и обязанностей в процессе самостоятельной трудовой деятельности. На стадии адаптации, активное освоение исполнительской части нормативно одобряемой деятельности, которое приводит к формированию умений и навыков, тесно связано с исполнением профессиональных функций. Формирование профессиональных умений на успешном или оптимально необходимом для исполнения профессиональных обязанностей уровне позволяет молодому специалисту самостоятельно организовывать свою работу и выступать субъектом профессиональной ответственности, которая осуществляется в форме самоконтроля в профессиональной сфере. Ответственность выступает здесь как профессионально важное качество, необходимое для овладения профессией. Оно способствует освоению профессиональной роли и развитию профессиональной активности и направленности, в которых отражается нравственно-этическое отношение, формирующееся у молодого специалиста.

На стадии первичной профессионализации происходит погружение личности в профессиональную среду. Реализация деятельности осуществляется относительно устойчивыми и оптимальными для работника способами. Такая стабилизация профессиональной деятельности приводит к формированию новой системы отношений личности к окружающей действительности и самому себе. На стадии вторичной профессионализации субъект профессиональной деятельности обладает немалым опытом решения профессиональных проблем на основе образованных профессиональных умений и качеств. На этой стадии, по мнению Э. Ф. Зеера (2003), уровень профессиональной активности зависит от психологических особенностей личности. Таким образом, степень погружения в профессиональную среду, идентификация с профессиональным сообществом формируют психологические свойства личности, которые отражаются в профессиональной направленности специалиста. Личная и профессиональная ответственность всё более сближаются, прежде всего, в мотивационной сфере в направленности ответственности на результат - лично или социально - значимый.

Таким образом, в процессе профессионального становления ответственность формируется в контексте активной или пассивной стратегии субъекта профессиональной деятельности. На стадии оптации и адаптации активность проявляется в стремлении субъекта к освоению профессии во всей ее полноте – деятельностной и нормативной части, на последующих стадиях – в активной или пассивной реализации ответственности в профессиональной деятельности.




Похожие:

Е. И. Алферова тгспа им. Д. И. Менделеева, г. Тобольск Стратегии формирования ответственности в процессе профессионального становления личности iconЗ. Х. Саитова > г. Тобольск, тгспа им. Д. И. Менделеева
Педагогические условия формирования исследовательской компетентности студентов-бакалавров физико-математического образования
Е. И. Алферова тгспа им. Д. И. Менделеева, г. Тобольск Стратегии формирования ответственности в процессе профессионального становления личности iconУчебный план основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования тгспа им. Д. И. Менделеева по отрасли по специальности
«Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д. И. Менделеева» (тгспа им. Д. И. Менделеева)
Е. И. Алферова тгспа им. Д. И. Менделеева, г. Тобольск Стратегии формирования ответственности в процессе профессионального становления личности iconФизическая культура как фактор всесторонне развитой личности О. А. Гурьянова тгспа им. Д. И. Менделеева, г. Тобольск
В личностном плане она является мерой и способом всестороннего физического развития человека
Е. И. Алферова тгспа им. Д. И. Менделеева, г. Тобольск Стратегии формирования ответственности в процессе профессионального становления личности iconМетодические рекомендации по выполнению выпускных квалификационных работ для студентов тгспа им. Д. И. Менделеева по специальности 050501. 65 Профессиональное обучение (дизайн)
Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы / Боцман М. С., Купрякова Н. В. – Тобольск: тгспа им. Д....
Е. И. Алферова тгспа им. Д. И. Менделеева, г. Тобольск Стратегии формирования ответственности в процессе профессионального становления личности iconМетодические рекомендации по выполнению выпускных квалификационных работ для студентов тгспа им. Д. И. Менделеева по специальности 050501. 65 Профессиональное обучение (дизайн)
Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы / Боцман М. С., Купрякова Н. В. – Тобольск: тгспа им. Д....
Е. И. Алферова тгспа им. Д. И. Менделеева, г. Тобольск Стратегии формирования ответственности в процессе профессионального становления личности iconО. С. Зайцева, В. С. Сулимов тгспа им. Д. И. Менделеева, г. Тобольск
Для удовлетворения потребностей туристов, прибывающих в г. Тобольск, необходимо обеспечить их путеводителями, каталогами, проспектами,...
Е. И. Алферова тгспа им. Д. И. Менделеева, г. Тобольск Стратегии формирования ответственности в процессе профессионального становления личности iconПарламентские дебаты среди первого курса тгспа им. Д. И. Менделеева
«А ну-ка, первокурсник» ппос тгспа им. Д. И. Менделеева провели «Чемпионат Парламентских дебатов» среди первокурсников тгспа им....
Е. И. Алферова тгспа им. Д. И. Менделеева, г. Тобольск Стратегии формирования ответственности в процессе профессионального становления личности iconД. Б. Кабаева тгспа им. Д. И. Менделеева, г. Тобольск Дидактическая игра в процессе активизации познавательной активности на урок
Дидактическая игра в процессе активизации познавательной активности на уроках «Окружающий мир»
Е. И. Алферова тгспа им. Д. И. Менделеева, г. Тобольск Стратегии формирования ответственности в процессе профессионального становления личности iconПоложение о студенческом центре культуры и досуга тгспа им. Д. И. Менделеева Положение о студенческом центре культуры и досуга тгспа им. Д. И. Менделеева
И. Менделеева), удовлетворения потребностей студентов, сотрудников тгспа им. Д. И. Менделеева в интеллектуальном, культурном и нравственном...
Е. И. Алферова тгспа им. Д. И. Менделеева, г. Тобольск Стратегии формирования ответственности в процессе профессионального становления личности iconТгспа им. Д. И. Менделеева, г. Тобольск
Некоторые вопросы современной отечественной антропонимики достаточно хорошо освещены в научной литературе. Нам известны многие статьи...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы