Челобитная как особый вид документа XVI – XVII вв icon

Челобитная как особый вид документа XVI – XVII вв



НазваниеЧелобитная как особый вид документа XVI – XVII вв
Дата конвертации13.04.2013
Размер54.12 Kb.
ТипДокументы
скачать >>>

Ширяева Е.А.

(Нижневартовский государственный

гуманитарный университет, студентка)


Челобитная как особый вид документа XVI – XVII вв.


Формуляры различных видов документов складывались на протя­жении многих веков. Уже в глубокой древности каждый вид докумен­та оформлялся по-разному, но определенный вид имел однотипное оформление его отдельных реквизитов, устойчивую форму изложения содержания. В XVI–XVII вв. с образованием иерархии учреждений по­является и иерархия документов.

Одним из таких документов в период позднего средневековья являлись челобитные, которые в России были важной связью между народом и государственной властью, персонифицированной в лице царя.

В России до начала XVIII века челобитной считалось индивидуальное или коллективное письменное прошение, при котором «челом били». Данный документ, по всей видимости, является предком современных заявлений.
Термин «челобитная» являлся родовым наименованием определенной группы актов (прошений, официальных заявлений, жалоб, доносов по «государеву слову и делу» и др.). В то же время слово «челобитная» использовалось и как видовое название прошения или жалобы (собственно челобитная), и как эквивалент разновидностей челобитных: управная челобитная (иск) – «заявление о назначении судебного разбирательства»; явочная челобитная (явка) – «официальное уведомление властей о чем-либо»; изветная челобитная (извет) – «донос по государеву слову или делу»; повинная челобитная – «признание своей вины и просьба о смягчении наказания»; мировая челобитная (мировая) – «заявление о достижении соглашения спорящих сторон до суда»; отсрочная челобитная – «просьба о переносе срока судебного разбирательства»; ставочная челобитная (ставка) – «заявление о явке на суд и об отсутствии противной стороны». Анонимные челобитные или с вымышленной подписью, в которых чаще всего содержались обвинения в адрес должностных лиц, называли «подметным письмом» [4, с. 15].

Текст челобитных в XVII в. имел определенную структуру, сложившуюся в течение нескольких веков, на основании традиций и обычаев документирования того времени. Верх листа именовался «головой», а площадь под текстом – «исподом». В этой части письма размещались отдельные реквизиты документа. Тексты лицевой и оборотной сторон имели четкие различия. На оборотной стороне проставлялись пометы, а адресат писался на лицевой. В начале указывался полный царский титул (титло), далее обозначался автор челобитья и перечислялись заслуги челобитчика. В заголовочной части челобитья слова «бьет (бьют) челом» (или «бьет челом и извещает», «бьет челом и являет») всегда располагались между адресатом (царским титулом) и сведениями о челобитчике. Словосочетание «бить челом» имело разные значения: либо обращаться с низким поклоном, с почтением, либо жаловаться, предъявлять иск.


Важным элементом заголовка в челобитных являлись сведения о челобитчике: его имя (обычно в уничижительно-пренебрежительной форме – «полуимя», как говорили в то время), отчество (или наименование по отцу), фамилия или прозвище, а также социальный статус. Эти сведения о челобитчике всегда сопровождались формулами, выражающими вассальные отношения, и были строго регламентированы. Уже в конце XV в. ставился знак равенства между отношением государя всея Руси к боярину и отношением боярина к своим холопам [3, с. 22].

Содержание текста челобитных, как правило, состояло из двух частей. В первой части содержалось изложение обстоятельств и причин вопроса, которые заставили челобитчика обратиться с официальным заявлением о чем-нибудь или предъявлением исковых претензий к кому-нибудь, либо с жалобой или просьбой. Во второй (просительной) части излагалась просьба или сообщалось о действиях, желательных для челобитчика для разрешения изложенных обстоятельств. Текст челобитной, связанный с изложением обстоятельств дела, не регламентировался и имел произвольный характер. Тем не менее, выделяются несколько видов зачинов челобитий. Во-первых, текст мог начинаться с датировки: указывался год, могли указываться месяц и день, когда происходило описываемое дело (въ девятый ден), на церковно-религиозные праздники и другие памятные дни или события. Во-вторых, изложение обстоятельств дела могло начинаться с глагола-сказуемого, подлежащее следовало за ним, что свойственно повествовательному стилю речи: «Жил отец мой в …» или «Се аз…». В-третьих, челобитная могла начинаться с обстоятельства, имеющего значение соответствия чему-нибудь, и причины, обусловливающей совершение действия («По твоему (вашему) указу…»). Часть текста челобитной, в которой заключалось содержание прошения и излагалась сама просьба, как правило, начиналась с полного титула царя («Царю государю и Великому князю…» или «Государю царю и Великому князю…») с эпитетами «милосердый» или «милостивый», в титул царицы включался эпитет «благоверная». После этого следовало предложение со сказуемым – глаголом «пожаловать» («оказать милость», «вознаградить») с обязательным дополнением «меня», «нас». В качестве второго однородного сказуемого в просьбе использовался глагол «велеть» («приказать», «повелеть») в сочетании с указанием желаемого действия: «…вели государь мне дать» [1, с. 97].

Заключительная часть большинства челобитных, как правило, имела единообразную формулировку. Концовка состояла из обращения (титул царя, царицы, патриарха и т. д.) и двух глаголов «смиловаться» и «пожаловать», в результате чего челобитчик стремился усилить воздействие на адресата, например: «царь государь смилуйся пожалуй» [2, с. 121].

Челобитные были заручные и подписные. Заручные челобитные – это всякого рода прошения «за руками» челобитчиков, т.е. за их подписью на обороте челобитной. В отличие от них подписная челобитная подписывалась челобитным дьяком по личному приказу царя. Уложением 1649 г. устанавливалась смертная казнь за составление поддельных грамот и печатей или подделку грамот и приказных писем и приставление печати к «воровским», т. е. подложным, письмам, которые именовались «нарядными письмами» [5, с. 83].

Челобитные подавались на рассмотрение в тот приказ, в ведомстве которого находился челобитчик, или в приказ, в сферу компетенции которого входило разрешение упомянутого в челобитной вопроса. Духовенство, служилые люди, посадские, волостные и «всяких чинов» люди били челом царю о своих тяготах, обидах и разореньях. Посадские и крестьянские старосты, выборные люди несли и везли свои челобитья в Москву в царские приказы или самому царю. Но это было возможно лишь в преддверии больших праздников – на Пасху, Троицу и в Рождество, когда «холопья и простецы» могли подавать царю челобитные [5, с. 43].

Таким образом, челобитные как документы официально-делового характера отражали сущность правового патернализма российского самодержавия, означавшего, что без отеческой опеки царя, подданные не способны сами позаботиться о собственных делах. По законам того времени всякое обращение в правительственные органы адресовалось на имя царя-самодержца. Челобитные представляли собой либо документы судебной (юридической) практики, либо такие, на основе которых верховная власть принимала определенное решение и издавала соответствующий официальный акт (указ), выдавала жалованную, льготную или какую-нибудь другую грамоту, давала указание «подписать» челобитную, т. е. сделать на ней имеющую силу указа помету о принятом решении, или же официально регистрировала чье-то заявление о чрезвычайном событии (побеге, неожиданной смерти, недостойном поведении, угрозе убийством или пожаром и т. п.), тем самым снимая с заявителя вину за возможные последствия произошедшего или предупреждая возможность преступления (явочная челобитная).


Источники и литература


  1. Абдрашитова Н.А., Милованова М.В. Челобитные как особый вид документа в истории официально-делового стиля // Делопроизводство. – 2003. – № 2. – С. 95–100.

  2. Бахревский В.А. Василий Шуйский / В.А. Бахревский, П.Н. Полевой. – М., 2002. 

  3. Зимин А.А. Формирование боярской аристократии в России во второй половине XV – первой трети XVI в. – М., 1988. 

  4. Майоров А.П. Русские челобитные XVII в. (явочные, изветные и другие). – Улан-Удэ, 1998.

  5. Соборное Уложение царя Алексея Михайловича 1649 года / Под ред. докт. юрид. наук К.А. Софроненко. – М., 1952. 






Похожие:

Челобитная как особый вид документа XVI – XVII вв iconОраторське мистецтво на україні в XVI xvii ст
Провідним жанром ораторської прози на Україні в xvi—xvii ст був проповідниць­кий. Проповідь відігравала роль наймасовішого пропагандистського...
Челобитная как особый вид документа XVI – XVII вв iconСоциальная работа как особый вид деятельности

Челобитная как особый вид документа XVI – XVII вв iconЗемские соборы русского государства в XVI xvii веках
Краткая характеристика основного источника книги Л. В. Черепнина «Земские соборы Русского государства в XVI xvii веках»
Челобитная как особый вид документа XVI – XVII вв iconДержавність І культурні традиції у XVII-XVIII ст
Боротьба за національно-релігійні права, яка пожвавилася у останніх десятиріччях XVI і на самому початку XVII ст., супроводжувалася...
Челобитная как особый вид документа XVI – XVII вв iconРозглядаючи розвиток образотворчого мистецтва І архітектури на Україні в XVI xviii ст., треба відмітити, що він відбувався у особливих історичних умовах
Взагалі цей період можна розділити на 2 етапи: 1 XVI – I пол. XVII ст., коли більшість українських земель знаходилась під владою...
Челобитная как особый вид документа XVI – XVII вв iconСодержание курса литература XVII века I. XVII
Европы в XVII веке. Формирование науки в XVII веке как формы общественного сознания. Философская мысль (учения Ф. Бэкона, Б. Паскаля,...
Челобитная как особый вид документа XVI – XVII вв iconРеферат Быт и нравы русской семьи XVI-XVII веков
Быт и нравы русской семьи XVI – XVII веков в отечественной историографии
Челобитная как особый вид документа XVI – XVII вв iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности 09. 00. 08 «Философия науки и техники» по философским наукам
Онтологический статус современной науки определяется тем, что она выступает одновременно и как познание законов объективного мира...
Челобитная как особый вид документа XVI – XVII вв iconПримерный перечень вопросов к экзамену по дисциплине «Основы социальной работы»
Понятие «профессиональная деятельность». Социальная работа, как особый вид профессиональной деятельности
Челобитная как особый вид документа XVI – XVII вв iconМеркантилізм (XVI-XVII ст.)

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы