Д. Б. Кабаева тгспа им. Д. И. Менделеева, г. Тобольск Дидактическая игра в процессе активизации познавательной активности на урок icon

Д. Б. Кабаева тгспа им. Д. И. Менделеева, г. Тобольск Дидактическая игра в процессе активизации познавательной активности на урок



НазваниеД. Б. Кабаева тгспа им. Д. И. Менделеева, г. Тобольск Дидактическая игра в процессе активизации познавательной активности на урок
Д.Б.Кабаева<> <> ТГСПА им. Д.И.Менделеева, г. Тобольск<><><><>Д
Дата конвертации13.04.2013
Размер34.88 Kb.
ТипУрок
скачать >>>

Л.З.Атнагулова, Д.Б.Кабаева

ТГСПА им. Д.И.Менделеева, г. Тобольск


Дидактическая игра в процессе активизации познавательной активности на уроках «Окружающий мир»


Активизация познавательной активности учащихся на всех этапах развития образования была одной из актуальных, так как активность является необходимым условием формирования умственных качеств личности.

Несомненно, младший школьный возраст несет в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Плодородной почвой для этого является учебная деятельность, как источник для целенаправленной работы мысли, развития жизненно важных свойств личности и активности ребенка.

Активизация познавательной активности младших школьников рассматривалась в различных трудах педагогов и психологов, таких как Я.А.Коменский, К.Д.Ушинский, Д.Локк, Ж-Ж.Руссо и другие. Они определяли познавательную активность как естественное стремление учащихся к познанию [5].

В настоящее время дидакты и психологи (А.К.Маркова, В.И.Лозовая, Ж.Н.Тельнова, Г.И.Щукина и другие) пытаются найти наиболее эффективные методы обучения для активизации и развития у учащихся познавательной активности к содержанию обучения. Наиболее приемлемым, по нашему мнению, является применение дидактических игр на уроках «Окружающий мир» [3].

Дидактическая игра – это активная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Основным типом деятельности в дидактической игре является учебная деятельность, которая вплетается в игровую и приобретает черты совместной игровой учебной деятельности. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера – обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но облекают её в занимательную для детей форму [2].

Наличие дидактической задачи или нескольких задач подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной активности детей. Дидактическая задача определяется учителем и отражает его обучающую деятельность. Игровая задача, осуществляемая детьми в игровой деятельности. Эти две задачи – дидактическая и игровая – отражают взаимосвязь обучения и игры. В отличие от прямой постановки дидактической задачи на занятиях в дидактической игре она осуществляется через игровую задачу, определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия [4].

Использование дидактических игр в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому предмету, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает процесс обучения занимательным для ребенка.


Применение дидактических игр может:

– активизировать учебную работу в классе, повысить активность и инициативу школьников;

– научить подчиниться правилам;

– дать ощущение свободы и раскованность, особенно нервным, слабым и неуверенным в себе детям;

– способствовать формированию основных психических процессов и свойств личности,

– сформировать у детей правильное представление об окружающем мире;

– укрепить дружеские отношения в классе.

К дидактической игре предъявляются психологические требования:

– игровая деятельность на уроке должна быть мотивирована, а учащимся необходимо испытывать потребность в ней;

– психологическая и интеллектуальная готовность к участию в дидактической игре;

– для создания радостного настроения, взаимопонимания, дружелюбия учителю необходимо учитывать характер, темперамент, усидчивость, организованность, состояние здоровья каждого участника игры;

– содержание игры должно быть интересно и значимо для её участников; игра завершается получением результатов, представляющих ценность для них [14].

Таким образом, дидактическая игра в младшем школьном возрасте в процессе изучения предмета «Окружающий мир» продолжает занимать значительное место, способствуя освоению учебной деятельности, которая складывается постепенно и в наиболее полном виде формируется лишь к концу обучения в начальной школе.

Список использованной литературы:

1. Занков Л.В. Дидактика и жизнь. – М.: Просвещение, 2001. – 115 с.

2. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальной школе. – Ярославль: Академия развития, 2007. – С.34–55.

3. Коменский А.Я. Великая дидактика. Приложение к журналу // Начальная школа. – 1999. – № 3. – С.108-155.

4. Лисина М.И. О механизмах смены ведущей деятельности у детей // Вопросы психологии. – 2008. – № 5. – С. 73–75.

5. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – М.: Педагогика, 2006. – С.77–86.








Похожие:

Д. Б. Кабаева тгспа им. Д. И. Менделеева, г. Тобольск Дидактическая игра в процессе активизации познавательной активности на урок iconДидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности младшего школьника

Д. Б. Кабаева тгспа им. Д. И. Менделеева, г. Тобольск Дидактическая игра в процессе активизации познавательной активности на урок iconЭ. Кабаева тгспа им. Д. И. Менделеева, г. Тобольск
Шагыйрьнең әсәрләре метафораларга, стилистик фигураларга, кабатлауларга бай. Без мәкаләбездә Ф. Яруллин иҗатында очраган кайбер чагыштырулар...
Д. Б. Кабаева тгспа им. Д. И. Менделеева, г. Тобольск Дидактическая игра в процессе активизации познавательной активности на урок iconТема опыта
Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности младшего школьника
Д. Б. Кабаева тгспа им. Д. И. Менделеева, г. Тобольск Дидактическая игра в процессе активизации познавательной активности на урок iconТема опыта
Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности младшего школьника
Д. Б. Кабаева тгспа им. Д. И. Менделеева, г. Тобольск Дидактическая игра в процессе активизации познавательной активности на урок iconТема: Игра как средство активизации познавательной активности учащихся
Яшенкова Алла Витальевна- преподаватель спецдисциплин высшей квалификации гоу нпо ло «Профессиональный лицей №45»
Д. Б. Кабаева тгспа им. Д. И. Менделеева, г. Тобольск Дидактическая игра в процессе активизации познавательной активности на урок iconМетодические рекомендации по выполнению выпускных квалификационных работ для студентов тгспа им. Д. И. Менделеева по специальности 050501. 65 Профессиональное обучение (дизайн)
Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы / Боцман М. С., Купрякова Н. В. – Тобольск: тгспа им. Д....
Д. Б. Кабаева тгспа им. Д. И. Менделеева, г. Тобольск Дидактическая игра в процессе активизации познавательной активности на урок iconМетодические рекомендации по выполнению выпускных квалификационных работ для студентов тгспа им. Д. И. Менделеева по специальности 050501. 65 Профессиональное обучение (дизайн)
Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы / Боцман М. С., Купрякова Н. В. – Тобольск: тгспа им. Д....
Д. Б. Кабаева тгспа им. Д. И. Менделеева, г. Тобольск Дидактическая игра в процессе активизации познавательной активности на урок iconТема: Дидактические игры на уроках истории как средство развития познавательной и творческой активности учащихся
Зволяющих сделать интересной и увлекательной работу учащихся в курсе изучения истории, является дидактическая игра. Игра на уроке...
Д. Б. Кабаева тгспа им. Д. И. Менделеева, г. Тобольск Дидактическая игра в процессе активизации познавательной активности на урок iconО. С. Зайцева, В. С. Сулимов тгспа им. Д. И. Менделеева, г. Тобольск
Для удовлетворения потребностей туристов, прибывающих в г. Тобольск, необходимо обеспечить их путеводителями, каталогами, проспектами,...
Д. Б. Кабаева тгспа им. Д. И. Менделеева, г. Тобольск Дидактическая игра в процессе активизации познавательной активности на урок iconПарламентские дебаты среди первого курса тгспа им. Д. И. Менделеева
«А ну-ка, первокурсник» ппос тгспа им. Д. И. Менделеева провели «Чемпионат Парламентских дебатов» среди первокурсников тгспа им....
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы