Методические указания для студентов Раздел Наука в культуре современной цивилизации Тема: Наука как феномен культуры icon

Методические указания для студентов Раздел Наука в культуре современной цивилизации Тема: Наука как феномен культуры



НазваниеМетодические указания для студентов Раздел Наука в культуре современной цивилизации Тема: Наука как феномен культуры
Дата конвертации12.04.2013
Размер79.09 Kb.
ТипМетодические указания
скачать >>>

Костецкая Е.В., ассистент кафедры философии и культурологии


Содержание семинарских занятий и методические указания для студентов


Раздел 1. Наука в культуре современной цивилизации

Тема: Наука как феномен культуры

План

  1. Наука как предмет исследования

  2. Наука как часть духовной культуры общества. Взаимодействие науки с различными сферами культуры

  3. Функции науки в системе культуры (мировоззренческая, образовательная, конструктивно-проективная, прагматическая, когнитивная, производительная, социальная)

  4. Научное и ненаучное познание

а) Научное и мифологическое познание (понятие, черты, функции мифа, типы мифов, современные религиозные, идеологические, научные, псевдонаучные мифы)

б) Особенности научного познания в сравнении с обыденным, религиозным, художественным

в) Научное и вненаучное познание (паранаука, антинаука, лженаука, квазинаука, псевдонаука)

Литература:

  1. Планк М. Религия и естествознание // Вопросы философии. – 1990. - № 8-35

  2. Миронов В.В. Образы науки в современной культуре и философии

  3. Наука и культура. («Материалы круглого стола») // Вопросы философии. – 1998. - № 10

  4. Псевдонаучное знание в современной культуре («Материалы круглого стола») // Вопросы философии. – 2001. - № 6

  5. Холтон Дж. Что такое антинаука? // Вопросы философии. – 1992. - № 2


Раздел 1. Наука в культуре современной цивилизации

Тема: Классификации наук. Специфика естественных и социально-гуманитарных наук

План

  1. Структура науки

  2. Классификации наук

  3. Естественные и гуманитарные науки. Специфика объекта, предмета, методологии социально-гуманитарного знания. Сходство и различие наук о природе и наук о духе

  4. Современные исследования о предмете, специфике, проблематике культурологи как социогуманитарной дисциплины

Литература:

  1. Бауман З. Философия и постмодернистская социология// Вопросы философии. – 1993. - № 3

  2. Дильтей В. Введение в науки о духе// Зарубежная эстетика и теория литературы XIX – XX вв.

  3. Кассирер Э. Логика наук о культуре// Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. – М., 1998

  4. Риккерт Г. Науки о природе и о культуре. – М., 1998

  5. Сноу Ч. Две культуры и научная революция

  6. Культура в современном социогуманитарном знании// Социс. – 1998. -№8

  7. Галинская И.Л. Кризис гуманитарного знания//Культурология: дайджест. – 2006. – 2 (37)

  8. Сток Б. Этика и гуманитарное знание//Культурология: дайджест. – 2006. – 2 (37)

  9. Стюарт С.
    Мысли о роли гуманитарного знания//Культурология: дайджест. – 2006. – 2 (37)


Раздел 1. Наука в культуре современной цивилизации

Тема: Наука в измерении общества и культуры

План

  1. Связь типов цивилизаций и науки

  2. Ценности науки в составе традиционалистского и техногенного типов цивилизаций. Сциентизм и антисциентизм

  3. Роль науки в современной цивилизации. Наука и кризис цивилизации

  4. Влияние науки на образ жизни современного человека. Роль науки в современном образовании и формировании личности. Научное образование и его перспективы в современном обществе

Литература:

  1. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна, 1998

  2. Миронов В.В. Образы науки в современной культуре и философии. – М., 1997

  3. Философия, наука, цивилизация. – М., 1999

  4. Айер А. Человек как предмет научного исследования// Философские науки.- 1990.- №5

  5. Хейзинга Й. В тени завтрашнего дня. Гл.VI. Наука у предела возможностей мышления. М., 1992, с.267 -273

  6. Российская наука и молодежь («Материалы круглого стола»)//Вопросы философии. – 2004. - № 8

  7. Юрьевич А.В., Цапенко И.П. Функциональный кризис науки // Вопросы философии.- 1998. - № 1

  8. Кара-Мурза С.Г. Наука и кризис цивилизации//Вопросы философии. – 1990. - №9

  9. Гайденко П.П. Проблемы науки на исходе XX в.// Вопросы философии. – 1991. - № 6

  10. Степин В.С. Научное познание и ценности техногенной цивилизации//Вопросы философии. – 1989. - №10


Раздел 1. Наука в культуре современной цивилизации

Тема: Личность и этика ученого

План

  1. Наука как профессиональная деятельность

  2. Безличность в науке и значение личности в науке

  3. Идеалы, нормы, ценности научного исследования

  4. Тип идеального ученого. Реальные типы ученых

  5. Этические ценности и нравственные качества ученого

  6. Биоэтика и ее задачи. Проблемы компьютерной, инженерной, экологической этики

Литература:

  1. Косарева Л.М. Ценностные ориентации и развитие научного знания// Вопросы философии. – 1987. - № 8

  2. Мюллер-Хилл Б. Наука, истина и другие ценности//Знание – сила. – 1995. – №10

  3. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч 2 / Фролов И.Т. и др. – М., 1989

  4. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. – М., 1992, с. 198, с.227

  5. Селье Г. Типы личности ученого // Хрестоматия по философии. - М., 2005


Раздел 1. Наука в культуре современной цивилизации

Тема: Образ науки и ученого в европейской и русской культуре

План

  1. Образ ученого в художественной литературе

  2. О проблемах науки в современном кино

Литература:

  1. Филатов В.П. Образы науки в русской культуре// Вопросы философии.- 1990. - №5

  2. Бурда Б. Эти смешные ученые// Электронный ресурс

  3. Аграновский А.А. Большой старт: Повесть.- М.: Сов. писатель, 1964.-123 с.

  4. Бабаян С. Без возврата: (Негерой нашего времени): Повесть // Континент .- 2001. –N108.– С.14- 105.

  5. Бек А.А. Талант (Жизнь Бережкова): Роман. – М.: Сов. писатель, 1983.- 496 с.

  6. Бек А.А., Лойко Н. Молодые люди: Роман. – М.: Трудрезервиздат, 1954.-342 с.

  7. Бондаренко Б.Е. По собственному желанию.- М.: Сов. писатель, 1985.-464 с.

  8. Борщаговский А.М. Остров всех надежд: Повесть.- М.: Сов.Россия, 1960.- 163 с.

  9. Гомазков О.А. Доминанта: Рассказы. Эссе. Очерки.- М.:ИПГМ, 1994.-136 с.

  10. Гранин Д.А. Зубр: Повесть.- М.: Профиздат, 1989.-302с.

  11. Гранин Д.А. Иду на грозу: Роман.- М.: Профиздат, 1988.- 367 с.

  12. Гранин Д.А. Искатели: Роман.- М.: Высш. шк.,1987 .- 414 с.

  13. Гранин Д.А. Кто-то должен: Повести и рассказы.- Л.: Сов. писатель; Ленингр. отд-ние, 1970.-256 с.

  14. Гранин Д.А. Однофамилец: Повести и рассказы.- М.: Сов. Россия, 1983.- 443 с.

  15. Гранин Д.А. Эта странная жизнь: [Документ. повести].- М.: Сов. Россия, 1982.-254 с.

  16. Грекова И. Кафедра: Повести.-М.: Сов. писатель, 1983.-542 с.

  17. Давыдова Н.М. Вся жизнь плюс ещё два часа: Роман; Рассказы.- М.: Сов. писатель, 1968.- 288 с.

  18. Добровольский В.А. Август, падают звёзды: Повесть.- М.: Сов. писатель, 1967.- 239 с.

  19. Домбровский Ю.О. Хранитель древностей: Роман.- М.: Сов. Россия, 1966.-256 с.

  20. Дудинцев В.Д. Белые одежды: Роман.- М.: Современник, 1989.-606 с.

  21. Залыгин С.П. Тропы Алтая: Роман. - М. : Мол. гвардия, 1972.- 381 с.

  22. Каверин В.А. Открытая книга: Роман. – Минск: Юнацтва, 1988. – 750 с.

  23. Крон А.А. Бессонница: Роман.– М.: Сов. писатель, 1980.– 447с.

  24. Маканин В.С. Прямая линия: Роман. – М.: Сов. писатель, 1967. – 254 с.

  25. Никольский Б. Формула памяти: Роман. – Л.: Сов. писатель, 1982. – 320 с.

  26. Пришвин А.С. Хозяйка таёжной речки: Повесть. – М.: Мол. гвардия, 1960.

  27. Троепольский Г.Н. Кандидат наук: Повесть отчасти сатирическая. – М.: Сов. Россия, 1962. – 210 с.

  28. Черных И.В. Высота неизвестности: Роман. – М.: Моск. рабочий, 1986. – 222 с.

  29. Черных И.В. Мгновенья вечный след: Роман. – М.: Сов. писатель, 1990. – 416 с.

  30. Штемлер И. Гроссмейстерский балл; Уйти, чтобы остаться: Романы.- Л.: Сов. писатель; Ленингр. отд-ние, 1983. – 432 с.

  31. Синклер Льюис Эроусмит

  32. Митчел Уилсон Живи с молнией

  33. Митчел Уилсон Брат мой, враг мой

  34. Роберт Юнг Ярче тысячи солнц

  35. Моруа А.Флемминг

  36. Булгаков (рассказы и повести «Собачье сердце», «Роковые яйца», «Записки сельского доктора»)

  37. Умберто Эко Оно

  38. Шкловский Иосиф Эшелон

  39. Городницкий Вблизи и вдали

  40. Кастере Норбер Моя жизнь под землей

  41. Саган Карл Контакт

  42. Левинштейн М. Когда физики еще шутили

  43. Сноу Чарльз Наставники

  44. Ярослав Голованов Этюды об учёных

  45. Улицкая Казус Кукоцкого

  46. Художественные фильмы («Корабль пришельцев», «Игры разума» и др.)


Раздел 1. Наука в культуре современной цивилизации

Тема: Формирование и развитие научных сообществ

План

  1. Понятие научного сообщества в работах Мертона Р. и Куна Т.

  2. Особенности научных сообществ и механизм их возникновения

  3. Историческое формирование научных сообществ в западной Европе XVI-XVII вв.

    • Лондонское королевское сообщество (1660)

    • Парижская академия наук (1666)

    • Академия наук в Берлине (1700)

    • Возникновение Санкт-Петербургской академии наук (1725)

  4. Многообразие форм исследовательских объединений и сообществ в современной науке. Роль симпозиумов, конференций, семинаров и других форм коллективной работы в развитии науки.

  5. Премии в области науки

Литература:

  1. Российская академия наук// Государство и право. – 2005. - № 6, с.75

  2. РАН//ОНС. – 1999. - № 5, с.5

  3. Научные центры// Экономист. – 2004. - № 3, с.69

  4. РАО// Народное образование. – 2003. - № 8, с.416

  5. Научные фонды //Новая и новейшая история – 1996. - № 5, с.238

  6. Гориллу я и не приметил (премии в области науки) //Культурология: дайджест. – 2005. - № 2 (168)

  7. Ведущие университеты США и стран Запада//Социогуманитарное знание. – 2003. - №4

Раздел 1. Наука в культуре современной цивилизации

Тема: Проблема государственного регулирования науки. Наука и экономика

План

  1. Науки власть. Органы руководства и управления наукой. Изменение отношения государства к науке. Автономия научного сообщества и необходимость государственного регулирования и финансирования научных исследований. Проблема «утечки мозгов».

  2. Авторитарно-тоталитарные режимы и наука. Феномен «идеологизированной» науки.

  3. Проблема секретности и закрытости научных исследований в прошлом и настоящем.

  4. Контролируемые и неконтролируемые последствия научных открытий. Роль науки в решении глобальных проблем современной цивилизации (проблема войны и мира, экологического кризиса, охраны здоровья и т.д.)

Литература:

  1. Социс. – 2002. - №2, с. 72 (феминизация науки)

  2. Социогуманитарное знание. – 2000. - №5, с. 54 (проблема «утечки мозгов»)

  3. Свободная мысль. – 2004. - №9, с. 116 (проблема «утечки мозгов»)

  4. Учительская газета. – 2004. - №12, с. 4 (проблема «утечки мозгов»)

  5. Народное образование. – 2003. - №2, с. 140 (проблема «утечки мозгов»)

  6. Культурология: дайджест. – 2005 (2), с. 151 (глобальные проблемы)

  7. Человек. – 2005. - №6, с.5 (наука и жизнь в современном мире)

  8. Знание - сила. – 1997. - №12, с.65

  9. Знание - сила. – 2004. - №4, с.48 (наука в современном мире)

  10. Химия и жизнь. – 2002. - №9, с.8

  11. Свободная мысль. – 2005. - №8, с.129 (власть и наука)

  12. Свет. – 2005. - №7, с.32 (науки и власть)

  13. Литературная газета. – 2005. - №9, с.14 (организации науки)


Раздел 1. Наука в культуре современной цивилизации

Тема: Методология научного исследования

План

  1. Виды учебно-исследовательских заданий

  2. Методические рекомендации к написанию выпускной квалификационной работы. Требования к выполнению ВКР.

    • Требования к оформлению работы (У.Эко)

    • Технология выполнения. Составление плана работы (постановка проблемы, опыт предшественников, наша гипотеза, данные, которыми мы располагаем, анализ этих данных, доказательство гипотезы, выводы и перспективы продолжение данного исследования)

    • Библиографическая разведка. Разметка и конспектирование источников. Цитирование. Опасности и ошибки в научной работе. (У.Эко)

    • Содержательная характеристика исследования (актуальность, объект, предмет, гипотеза, цель и задачи, методологические основы и методы исследования, научная новизна, практическая значимость, апробация результатов)

    • Критерии оценки квалификационной работы выпускника

Литература:

  1. Эко У.Как написать дипломную работу// Электронный ресурс: http://www.philosof.onu.edu.ua/elb/echo/page_2.htm

  2. Методические рекомендации к написанию научной работы по культурологии




Похожие:

Методические указания для студентов Раздел Наука в культуре современной цивилизации Тема: Наука как феномен культуры iconМетодические указания для студентов Раздел Психология человека Семинар Психология как наука. Предмет психологии План
Ананьев Б. Г. О методах современной психологии. / Психологические этюды. Л., 1976
Методические указания для студентов Раздел Наука в культуре современной цивилизации Тема: Наука как феномен культуры iconМетодические указания для студентов Раздел Религия и религиоведение Тема: Теории происхождения религии План
Наука и культура. («Материалы круглого стола») // Вопросы философии. – 1998. №10
Методические указания для студентов Раздел Наука в культуре современной цивилизации Тема: Наука как феномен культуры iconМетодические указания для студентов Раздел Морфология культуры. Уровни и отрасли культуры. Тема: Культура познания и отражения мира. Религиозная культура. Философская культура. Научная культура. Художественная культура (4 ч.)
...
Методические указания для студентов Раздел Наука в культуре современной цивилизации Тема: Наука как феномен культуры iconСущность, структура и функции культуры. Культорология от греч и лат. «наука о культуре»
Культорология (от греч и лат. «наука о культуре») – это относительно самостоятельная логически обоснованная совокупность знаний о...
Методические указания для студентов Раздел Наука в культуре современной цивилизации Тема: Наука как феномен культуры iconВопросы по истории и философии науки и по специальности
Наука как познавательная деятельность. Наука как социальный институт. Наука как особая сфера культуры
Методические указания для студентов Раздел Наука в культуре современной цивилизации Тема: Наука как феномен культуры icon1. Культурология как интегративная наука о культуре
Культурология – это гуманитарная наука о сущности, закономерностях существования и развития, человеческом значении и способах постижения...
Методические указания для студентов Раздел Наука в культуре современной цивилизации Тема: Наука как феномен культуры icon1. Культурология как интегративная наука о культуре
Культурология – это гуманитарная наука о сущности, закономерностях существования и развития, человеческом значении и способах постижения...
Методические указания для студентов Раздел Наука в культуре современной цивилизации Тема: Наука как феномен культуры iconЛекция №1 «Социология как наука. Её характеристика»
Этимологическое значение – наука об обществе. Составлено из греческого и латинского слов. Социология, как наука, очень молодая. Как...
Методические указания для студентов Раздел Наука в культуре современной цивилизации Тема: Наука как феномен культуры iconКультурология как интегративная наука о культуре
На современном этапе культурология предстаёт, как наука, изуч культуру как сложную систему, находящуюся в постоянном развитии и во...
Методические указания для студентов Раздел Наука в культуре современной цивилизации Тема: Наука как феномен культуры iconРеферат по дисциплине "Социальная Философия" на тему: «Наука и техника»
Основные стороны бытия науки: наука как система знаний, как процесс получения нового знания, как социальный институт и как особая...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы