Программа дисциплины «Педагогическая психология» относится к дисциплинам предметной подготовки, предназначена для студентов специальности «050706. 65 Педагогика и психология». Дисциплина изучается на 3 курсе в 5, 6 семестрах icon

Программа дисциплины «Педагогическая психология» относится к дисциплинам предметной подготовки, предназначена для студентов специальности «050706. 65 Педагогика и психология». Дисциплина изучается на 3 курсе в 5, 6 семестрах



НазваниеПрограмма дисциплины «Педагогическая психология» относится к дисциплинам предметной подготовки, предназначена для студентов специальности «050706. 65 Педагогика и психология». Дисциплина изучается на 3 курсе в 5, 6 семестрах
страница1/6
Дата конвертации12.04.2013
Размер0.6 Mb.
ТипПрограмма дисциплины
скачать >>>
  1   2   3   4   5   6


Министерство образования Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования


"Тобольский государственный педагогический институт

имени Д. И. Менделеева"


Кафедра практической психологии и педагогики


Программа дисциплины


Педагогическая психология


Специальность «050706.65 - Педагогика и психология»


Программа утверждена

на заседании кафедры

«___» __________200__г.

(протокол №___
^

Тобольск 2007

ДПП.Ф.02

Педагогическая психология


Предмет и задачи педагогической психологии, концепции педагогиче­ского процесса и их психологические основания. Профес­сиональная подготовка и личностное развитие учителя. Педагогическая деятельность: мотивы, структура, стили, способности. Психология педагогического кол­лектива. Психологические основы организации педагогической дея­тельности. Психология педагогического воздействия. Приемы и техника управления учащимися на уроке. Психология воспитания. Психология обучения. Концепции обучения и их психологические основания. Учебная деятельность. Мотивы учения. Соотношение обучения и воспитания


^ Пояснительная записка

Педагогическая психология - одна из центральных профилирующих дисциплин в системе подготовки психологов. Она направлена как на создание общих теоретических основ мировоззрения психологов, так и на формирование интереса к специализации в исследованиях по психологии обучения и в прикладной деятельности практического психолога.

Программа дисциплины «Педагогическая психология» относится к дисциплинам предметной подготовки, предназначена для студентов специальности «050706.65 - Педагогика и психология». Дисциплина изучается на 3 курсе в 5, 6 семестрах.

Курс «Педагогическая психология» связан с такими дисциплинами учебного плана, как: "Основы общей педагогики", "Общая психология", "Методология и методы психолого-педагогических исследований", "Возрастная психология", "Психодиагностика", "Социальная психология", "История психологии". Названные учебные дисциплины уже изучены студентами или осваиваются параллельно с курсом «Педагогической психологии».

В соответствии с учебным планом для изучения дисциплины выделяется 182 часа:

  • аудиторных – 96 часов, из них лекционных – 48, семинарских (практических) – 48;

  • самостоятельная работа – 86 часов.


Изучение курса заканчивается промежуточной аттестацией – зачет в 5 семестре, экзамен в 6 семестре.

^ Основное содержание курса представлено в четырех разделах.

В первом разделе студенты знакомятся с предметом, задачами и проблемами педагогической психологии. Рассматриваются концептуальные подходы к решению проблемы взаимосвязи обучения и развития. Здесь студенты знакомятся с основными методами и категориями педагогической психологии.

Во втором разделе рассматриваются разные аспекты психологии обучения. Студенты изучают основные виды, условия и механизмы научения, зарубежные подходы к исследованию законов усвоения социального опыта, современные отечественные концепции научения. Большое внимание уделяется изучению возрастных особенностей усвоения социального опыта, структуры учебной деятельности, а также взаимосвязи различных психологических теорий научения с теоретическими моделями обучения.

^ Третий раздел посвящен вопросам психологии воспитания, формирования личности, ее мировоззрению в учебной деятельности.

Последний, четвертый раздел посвящен ознакомлению студентов с психологической сущностью педагогической деятельности, проблемой педагогических способностей, изучению основных стилей педагогической деятельности, а также специфике педагогического общения и его психологическим характеристикам.

Конечная дидактическая задача курса заключается в том, чтобы подвести студентов к решению задач психолого-педагогического анализа и конструирования разного рода учебно-воспитательных ситуаций в качестве средств управления интеллектуальным и личностным развитием.

В конце каждой темы указан список основной и дополнительной литературы, а также список вопросов и заданий для самостоятельного, более углубленного изучения темы.


  1. ^ Цели и задачи дисциплины

Цели дисциплины:

    • помочь студентам в освоении аналитического подхода к современным концепциям учения и формирования личности, к практике конструирования учебно-воспитательной ситуации;

    • заложить в систему профессиональной подготовки педагога-психолога основы современных психологических знаний, необходимых для осуществления индивидуализации содержания образования.

Задачи дисциплины:

  • ввести студента в круг важных проблем и понятий современной педагогической науки;

  • дать представление о классических и новейших психологических исследованиях, наиболее актуальных для практики школы;

  • показать взаимосвязь и реальное единство возрастной и педагогической психологии, объектом которых является развивающийся и изменяющийся в процессе обучения и воспитания человек, находящийся на той или иной ступени психического развития.

^ Дисциплина ориентирует на развивающую, учебно-воспитательную, научно-методическую и организационно-управленческую виды профессиональной деятельности; её изучение способствует решению следующих типовых задач:

  • психологическая поддержка учителей в образовательном пространстве;

  • выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединений;

  • анализ собственной деятельности с целью её совершенствования, повышения своей квалификации;

  • диагностика уровня психического развития детей;

  • организация субъект – субъектного взаимодействия участников образовательного процесса;

  • психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса;

  • использование современных научно обоснованных и наиболее адекватных приемов, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей.


2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения дисциплины «Педагогическая психология» студент должен:

Знать:

  • психологическую сущность и структуру процесса учения и воспитания;

  • основные концепции обучения, направления воспитания;

  • факторы, способствующие саморазвитию и самовоспитанию;

  • психологическую сущность, специфику и основные компоненты педагогической деятельности педагога;

  • основные методологические подходы к изучению психолого-педагогических явлений;

  • отечественные и зарубежные теории научения и учения;

  • основные подходы к решению проблемы соотношения обучения и психического развития;

  • теорию учебной деятельности;

  • психологические механизмы и закономерности усвоения знаний, формирования умений и навыков;

  • психологические механизмы воспитания;

  • психологические основы педагогической деятельности.

Уметь:

  • применять теоретические знания на практике;

  • самостоятельно проводить психологическое исследование отдельных учащихся и исследование классного коллектива, обрабатывать и анализировать полученные результаты, оформлять психологическую документацию;

  • быть готовым к анализу и самоанализу профессиональной педагогической деятельности;

  • определять связи между уровнем интеллектуального и личностного развития обучаемого и формами, методами обучающего и воспитывающего воздействия;

  • определять особенности организации и управления учебной деятельностью обучаемых и влияния этих процессов на интеллектуальное, личностное развитие и учебно-познавательную активность;

  • определять факты, механизмы, закономерности развивающего обучения, в частности развития научного, теоретического мышления;

  • определять уровни усвоения знаний, сформированности умений и навыков;

  • применять психодиагностические методики для определения уровня интеллектуального и личностного развития в учебно-познавательной деятельности;

  • решать психолого-педагогические проблемные ситуации;

  • конструировать учебно-воспитательные ситуации, выступающие в качестве средств управления интеллектуального и личностного развития.

Владеть:

  • базовыми понятиями курса: личность – обучение – воспитание;

  • навыками исследовательской работы;

  • методами и методиками изучения классного коллектива и личности учащегося.




  1. Объем дисциплины и виды учебной работы
^

Вид учебной работы


Всего часов

Семестры

ДО

ОЗО

5

ДО

3

ОЗО

6

ДО

4

ОЗО

Общая трудоемкость дисциплины

182

182

84

82

98

100

Аудиторные занятия

96

10

36

10

60

-

Лекции

48

8

18

8

30

-

Практические занятия

48

2

18

2

30

-

Самостоятельная работа:

86

168

40

68

46

100

  • конспектирование литературных источников;

66

110

24

50

42

60

  • написание рефератов;

10

28

5

-

5

28

  • выполнение контрольных работ;

10

30

5

-

5

30

Итоговый контроль

Зачет, экзамен

Экзамен

Зачет

-

Экзамен

Экзамен



4. Содержание дисциплины

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий



^ Раздел

дисциплины

Всего часов аудиторных

Лекции

ПЗ (или С)

ДО

ОЗО

ДО

ОЗО

ДО

ОЗО



^ Раздел I. Общие основы педагогической психологии

12

2

6

2

6






^ Раздел II. Психология обучения

46

4

24

2

22

2



^ Раздел III. Психология воспитания

18

2

8

2

10






^ Раздел IV. Психология педагогической деятельности

20

2

10

2

10






Всего:

96

10

48

8

48

2
  1   2   3   4   5   6




Похожие:

Программа дисциплины «Педагогическая психология» относится к дисциплинам предметной подготовки, предназначена для студентов специальности «050706. 65 Педагогика и психология». Дисциплина изучается на 3 курсе в 5, 6 семестрах iconПрограмма дисциплины психология индивидуальности (Курс по выбору опд. В. 02) Специальность «050706. 65 Педагогика и психология»
«Психология индивидуальности» относится к блоку курсов по выбору студента, предназначена для студентов специальностей «050706. 65...
Программа дисциплины «Педагогическая психология» относится к дисциплинам предметной подготовки, предназначена для студентов специальности «050706. 65 Педагогика и психология». Дисциплина изучается на 3 курсе в 5, 6 семестрах icon«Тобольский государственный педагогический институт имени Д. И. Менделеева» Кафедра практической психологии и педагогики Программа дисциплины Социальная психология Специальность «050706. 65 Педагогика и психология»
Программа дисциплины «Социальная психология» предназначена для студентов специальностей «050706. 65 Педагогика и психология» и «050711....
Программа дисциплины «Педагогическая психология» относится к дисциплинам предметной подготовки, предназначена для студентов специальности «050706. 65 Педагогика и психология». Дисциплина изучается на 3 курсе в 5, 6 семестрах iconПрограмма дисциплины тренинг уверенности в себе (Курс по выбору опд. В. 01) Специальность «050706. 65 Педагогика и психология»
«Тренинг уверенности в себе» относится к блоку курсов по выбору студента, предназначен для студентов специальностей «050706. 65 Педагогика...
Программа дисциплины «Педагогическая психология» относится к дисциплинам предметной подготовки, предназначена для студентов специальности «050706. 65 Педагогика и психология». Дисциплина изучается на 3 курсе в 5, 6 семестрах iconПрограмма дисциплины дифференциальная психология (Курс по выбору дпп. В. 01) Специальность «050706. 65 Педагогика и психология»
«050706. 65 Педагогика и психология» осваивается на IV курсе в VII семестре, является логическим практико-ориентированным продолжением...
Программа дисциплины «Педагогическая психология» относится к дисциплинам предметной подготовки, предназначена для студентов специальности «050706. 65 Педагогика и психология». Дисциплина изучается на 3 курсе в 5, 6 семестрах iconПрограмма дисциплины «Психология управления» предназначена для студентов специальности «050706. 65 Педагогика и психология». Данная дисциплина установлена вузом как курс по выбору
Последнее продиктовано необходимостью более полного профессиографического анализа деятельности руководителя образовательного учреждения...
Программа дисциплины «Педагогическая психология» относится к дисциплинам предметной подготовки, предназначена для студентов специальности «050706. 65 Педагогика и психология». Дисциплина изучается на 3 курсе в 5, 6 семестрах iconПрограмма дисциплины Этнопсихология (курс по выбору дпп. В. 02) Специальность «050706. 65 Педагогика и психология»
Педагогика и психология. Изучается на четвертом курсе в 8 семестре. Общая продолжительность данной дисциплины составляет 128 часов,...
Программа дисциплины «Педагогическая психология» относится к дисциплинам предметной подготовки, предназначена для студентов специальности «050706. 65 Педагогика и психология». Дисциплина изучается на 3 курсе в 5, 6 семестрах iconУчебно – методический комплекс дисциплины: «Психология труда» специальность 050706. 65 Педагогика и психология Составитель: Карелина И. М. Автор-составитель: Карелина Ирина Мухамеджановна
...
Программа дисциплины «Педагогическая психология» относится к дисциплинам предметной подготовки, предназначена для студентов специальности «050706. 65 Педагогика и психология». Дисциплина изучается на 3 курсе в 5, 6 семестрах iconУчебно – методический комплекс дисциплины: «Социальная психология» специальность 050706. 65 Педагогика и психология Составитель: Власенкова Е. Г. Автор-составитель: Власенкова Елена Геннадьевна
...
Программа дисциплины «Педагогическая психология» относится к дисциплинам предметной подготовки, предназначена для студентов специальности «050706. 65 Педагогика и психология». Дисциплина изучается на 3 курсе в 5, 6 семестрах iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Специальная педагогика и психология Специальность 050706. 65 «Педагогика и психология»
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, основной образовательной программой по специальности...
Программа дисциплины «Педагогическая психология» относится к дисциплинам предметной подготовки, предназначена для студентов специальности «050706. 65 Педагогика и психология». Дисциплина изучается на 3 курсе в 5, 6 семестрах iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Педагогическая психология (название) Направление: 050706. 65 Педагогика и психология
Дисциплина входит в федеральный компонент цикла дисциплин профессиональной подготовки(дпп. Ф. 02)
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы