Программа по дисциплине использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе icon

Программа по дисциплине использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе



НазваниеПрограмма по дисциплине использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе
Дата конвертации11.04.2013
Размер178.8 Kb.
ТипПрограмма
скачать >>>


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тобольский государственный педагогический институт

им. Д.И.Менделеева»


Кафедра информационных технологий в образовании


Утверждена на заседании кафедры ИТО

25 октября 2007 г.

Зав. кафедрой __________ Зайцева О.С.


УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

^ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ


Специальность 040101.65 Социальная работа




Программу составила:

ассистент кафедры ИТО

Петрова А.И.


Тобольск, 2007

^ Пояснительная записка

Дисциплина "Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе" предназначена для студентов высших учебных заведений.

Обучение строится на сочетании лекций и лабораторных занятий.

Лекционные занятия предназначены для теоретического осмысления и обобщения сложных разделов дисциплины.

Лабораторные занятия являются аудиторными и предназначены для закрепления и более глубокого изучения определенных аспектов лекционного материала на практике. А также для развития умений и навыков студентов по использованию служебного и прикладного программного обеспечения в профессиональной деятельности.

Самостоятельная работа является внеаудиторной и предназначена для самостоятельного ознакомления студента с определенными разделами курса по рекомендованным педагогом материалам и подготовки к выполнению индивидуальных заданий по курсу.

Согласно учебному плану изучение дисциплины "Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе" предусмотрено на 4 курсе. По окончании курса запланирован зачет. По учебному плану на изучение дисциплины курса отводится 52 часа.

Тематическое планирование определяет распределение времени на изучение тем и на различные виды аудиторных занятий. Программой допускается перестановка отдельных тем курса с сохранением общего времени для аудиторных занятий и соотношения между лабораторными и лекционными занятиями.


  1. ^ Цели и задачи дисциплины.


Дисциплина ориентирует на учебно-воспитательную, научно-методическую и культурно-просветительскую виды профессиональной деятельности, ее изучение способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности:

в области учебно-воспитательной деятельности:

использование современных научно обоснованных и наиболее адекватных приемов, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей;

в области научно-методической деятельности:

выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединений;

в области культурно-просветительской деятельности:

формирование общей культуры учащихся.


  1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Студент, изучивший дисциплину, должен знать:

  • основные области применения компьютера;

  • взаимодействие ОС и программы пользователя;

  • возможности электронных таблиц;

  • возможности презентационной графики.

Уметь:

  • работы с системным программным обеспечением (на примере наиболее популярных операционных систем);

  • работать с текстовым процессором MS Word;

  • работать с электронным процессором MS Excel;

  • создавать компьютерный тест, используя тестовые оболочки;

  • создавать презентации в MS Power Point;

  • ориентироваться в информационном пространстве сети Интернет.

Владеть навыками:

  • создания собственных электронных учебно-методических комплексов;

  • навыками работы в локальных и глобальных компьютерных сетях,

  • навыками использования в профессиональной деятельности сетевых средств поиска и обмена информацией;

  • работы с прикладными программами, характерными для данной специальности.




  1. ^ Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной деятельности

Стационар


8 семестр

Общая трудоёмкость раздела

52

Аудиторные занятия

24

Лекции

12

Практические занятия




Лабораторные занятия

12

КСР

2

^ Самостоятельная работа

26

Лабораторные занятия

2

Написание рефератов

2

Конспектирование

2

Выполнение индивидуальных заданий

6

Выполнение домашних заданий

4

Работа над темами, выносимыми на самостоятельное изучение

4

Подготовка к зачету

10

Вид итогового контроля

зачет


4. Содержание дисциплины

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий



п/п
^

Раздел дисциплины


Всего часов

Стационар

ЛК

ЛР

СР

1

Информационные и коммуникационные технологии в образовании

4

4







2

Использование информационных и коммуникационных технологий в обучении

20

8

12




Итого

24

12

12





^ 4.2. Содержание разделов дисциплины

4.2.1. Лекционный курс1

Семестр



лекции

Раздел, тема учебного курса, содержание лекции

^ Количество часов

ДО

ЗО

Раздел 1. Информационные и коммуникационные технологии в образовании

5 (ДО)

3 (ЗО)

1

Тема 1. ^ Информатизация образования. Развитие информационных технологий.

Понятие информационных и коммуникационных технологии (ИКТ). Эволюция информационных и коммуникационных технологий. Информатизация общества как социальный процесс и его основные харак­теристики. Гуманитарные и технологические аспекты информатизации. Влия­ние информатизации на сферу образования. Изменение механизмов функционирования и реализации системы общего среднего образования в условиях информатизации. Дидактические свойства и функции информационных и коммуникационных технологий. Фор­мирование информационной культуры как цель обучения, воспитания и раз­вития учащихся.

2

1

5 (ДО)

3 (ЗО)

2

Тема 2. ^ Цели и задачи использования информационных и коммуникационных технологий в образовании.

Образовательные задачи внедрения ИКТ в учебный процесс. Развивающие задачи внедрения ИКТ в учебный процесс. Воспитательные задачи внедрения ИКТ в учебный процесс.

2

1

^ Раздел 2. Использование информационных и коммуникационных технологий в обучении

5 (ДО)

3 (ЗО)

3

Тема 1. ^ Информационные и коммуникационные технологии в активизации познавательной деятельности учащихся.

Использование мультимедиа, гипертекстовых систем и коммуникационных технологий как сред­ства для реализации активных методов обучения. Телеконференции и проекты образовательного и учебного назначения, их типология, структура, содержа­ние, основные этапы проведения. Гипермедиа. Пакеты презентационной графики. Пакет Power Point. Компьютерная анимация.

2

1

5 (ДО)

3 (ЗО)

4

Тема 2. ^ Электронные учебники. Принципы создания и использования в учебном процессе.

Электронные средства учебного назначения. Методические цели исполь­зования электронных средств учебного назначения. Решение дидактических и методических задач с помощью электронных средств учебного назначения. Электронные материалы учебного назначения и инструментальные сред­ства их разработки. Методика использования электронных учебных материалов.

2

1

5 (ДО)

3 (ЗО)

5

Тема 3. ^ Информационные и коммуникационные технологии в реализации сис­темы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся.

Теория и практика создания тестов для системы образования. Компьютер­ные технологии, реализующие диагностические процедуры. Педагогическая информационная система мониторинга качества образования. Методы сортировки и классификации данных опроса и мониторинга. Системы управления базами данных. СУБД ACCESS.

3

-

5 (ДО)

3 (ЗО)

6

Тема 4. ^ Диагностические тестовые задания.

Свойства тестов. Этапы разработки тестового контроля. Уровни тестов и типы тестовых заданий. Master Test 2.0 Beta.

2

-

5 (ДО)

3 (ЗО)

7

Тема 5. Компьютерные технологии, реализующие способы доступа, поиска, отбора и структурирования информации из электронных баз данных информационно-справочного и энциклопедического значения.

Телекоммуникационные технологии. Мультимедиа-технологии. Гипермедиа-технологии. Локальные, региональные и глобальные вычислительные сети. Взаимодействие вычислительных сетей. Модемы. Коммуникационное программное обеспечение. Средства и технологии работы в глобальных сетях. Ресурсы Интернет (передача файлов FTP, электронная почта, поисковые сервера, www). Информационная безопасность личности. Вопросы защиты информации. Возможности современных средств передачи и транслирования по сети. Дистанционное образование в России. Дистанционное обучение.

5

-




      1. ^ Практические (семинарские) занятия. Не предусмотрены.

      2. Задания для самостоятельной работы студентов1

^ Разделы и темы рабочей программы самостоятельного изучения

Перечень домашних заданий и других вопросов для самостоятельного изучения

^ Сроки выполнения

Кол-во часов

ДО

ЗО

3,5

ЗО

5,5

Раздел 2. Использование информационных и коммуникационных технологий в обучении

Тема_1.Информационные и коммуникационные технологии в активизации познавательной деятельности учащихся.

Тема_2.Электронные учебники. Принципы создания и использования в учебном процессе.

Тема_3.Информационные и коммуникационные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся.

Тема_4.Диагностические тестовые задания.

Тема_5.Компьютерные технологии, реализующие способы доступа, поиска, отбора и структурирования информации из электронных баз данных информационно-справочного и энциклопедического значения.

Выполнение лабораторных, индивидуальных и домашних заданий (проектов) по разработке учебно-методических материалов по определенной теме данного общеобразовательного предмета с использованием компьютерных технологий

В течение сессии

13

4

4

По всем разделам

Изучение специальной литературы и конспектирование обучающих программ

В течение сессии

8

35

33

По всем разделам

Написание рефератов

В течение сессии

2

9

9

По всем разделам

Подготовка к, промежуточному тестированию, зачету

В течении сессии, зачет – в конце сессии

13

18

18




      1. ^ Лабораторный практикум1

п/п

Наименование лабораторной работы

Раздел,

тема дисциплины

Количество

часов

ДО

ЗО

3,5

ЗО

5,5

1

Тема: «Программа презентаций PowerPoint. Разработка учебно-методических материалов»

Раздел 2. Использование информационных и коммуникационных технологий в обучении. Тема_1. Информационные и коммуникационные технологии в активизации познавательной деятельности учащихся.

2

1

1

2

Тема: «Текстовый процессор Microsoft Word. Элементы издательской работы, редактор формул. Разработка учебно-методических материалов с использованием компьютерных технологий»

^ Раздел 2. Использование информационных и коммуникационных технологий в обучении.


Тема_2. Электронные учебники. Принципы создания и использования в учебном процессе.

2

-

-

3

Тема: «Создание таблиц и списков, вычисление и построение диаграмм в MS Word»

2

-

-

4

Тема: «Разработка учебно-методических материалов в табличном процессоре MS Excel в с использованием компьютерных технологий»

2

-

1

5

Тема: «Вычисления, построение диаграмм и графиков в MS Excel»

2

-

-

6

Тема: «Разработка учебно-методических материалов в СУБД Access с использованием компьютерных технологий»

Раздел 2. Использование информационных и коммуникационных технологий в обучении. Тема_3. Информационные и коммуникационные технологии в реализации сис­темы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся.

2

-

-

7

Тема: «Графический редактор Adobe Photoshop. Основные возможности. Разработка учебно-методических материалов»

^ Раздел 2. Использование информационных и коммуникационных технологий в обучении. Тема_2. Электронные учебники. Принципы создания и использования в учебном процессе.

2

-

1

8

Тема: «Векторная графика в CorelDraw. Разработка учебно-методических материалов»

2

-

-

9

Тема: «Master Test 2.0 Beta. Разработка теста по заданной теме школьного курса с использованием инструментальных программных средств»

Раздел 2. Использование информационных и коммуникационных технологий в обучении. Тема_4. Диагностические тестовые задания.

2

1

1


^ 5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

5.1. Рекомендуемая литература

Основная:

  1. Безручко В.Т. Практикум по курсу «Информатика». Работа в Windows 2000, Word, Excel: Учеб. пособие. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 544 с.

  2. Информатика. Базовый курс / Симонович С.В. и др. – СПб: Питер, 1999. – 640 с.

  3. Информатика. Начальный курс / Под ред. Н.В.Макаровой. – СПб.: Питер, 2001. –160с.

  4. Компьютеры, сети, Интернет: Энциклопедия. 2-е изд./ Под общей ред. Ю.Н.Новикова. – СПб.: Питер, 2003.

  5. Леонтьев Ю. Самоучитель Word 2000.- СПб: Питер, 2001.- 320с.

  6. Микшина В.С. и др. Лабораторный практикум по информатике: Уч. пос. для вузов / Под ред. В.А. Острейковского. – М.: Высшая школа, 2003. – 376 с.

  7. Михеева Е.В. Практикум по информатике: Учеб. пособие для сред. проф. образования / Е.В. Михеева. – 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2006. – 192 с.

  8. Рабин Ч. Эффективная работа с Microsoft Word 2000.-СПб: Питер,2000.-944с.

  9. Рычков В. Самоучитель Excel 2000.-СПб.: Питер,1999.-336с.

  10. Коцюбинский А.О. Компьютерная графика: Практ. пос. – М.: ТЕХНОЛОДЖИ-3000, 2001. – 752 с.: ил.

  11. Лабораторный практикум по информатике: Учеб. пос. / Ред. В.А. Острейковский. – М.: Высшая школа, 2003.

  12. Роберт И.В. Современные ИТ в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. – М.: Школа-Пресс,1994.-174с.

Дополнительная:

  1. Аладьев В.З. и др. Основы информатики. Учебное пособие. – М.: Филинь, 1998. – 496 с.

  2. Богумирский Б. Windows98: справочник. – СПб.: Питер, 1999. – 447 с.

  3. Богумирский Б. Энциклопедия Windows Millennium Edition. –СПб: Питер, 2001. – 768с.

  4. Журналы: Компьютер пресс, Мир ПК.

  5. Ковалев К.К. Краткий самоучитель пользователя IBM PC. – 2-е изд., доп.–М.: СОЛОН-Р, 2001. – 176 с.

  6. Ковтанюк Ю.С. Моя первая книга о CorelDRAW 12/ Ю.С. Ковтанюк. – М.: Эксмо, 2006. – 432с.

  7. Симонович С.В. и др. INTERNET: лаборатория мастера: Практическое руководство по эффективным приёмам работы в Интернете / С.В. Симонович, Г.А. Евсеев, В.И. Мураховский. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. – 720 с.


^ 5.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

Программные средства:

  1. Операционная система Windows;

  2. Текстовый процессор MS Word;

  3. Электронная таблица MS Excel;

  4. СУБД MS Access;

  5. Программа презентаций Microsoft Power Point;

  6. Программа создания тестов Master Test 2.0 Beta

  7. Графический редактор Adobe PhotoShop;

  8. Графический редактор Corel Draw.

Обучающие программы: Операционная система Windows XP, Microsoft Office, MS Excel. На портале кафедры ИТО находятся электронно-методические материалы, разработанные преподавателями и студентами факультета: Microsoft Office.


^ 6.Материально-техническое обеспечение дисциплины

Компьютерная лаборатория: (СПФ)

  • Компьютер Intel Pentium 4/3,6Ггц/512Мб/80Gb/Cd/LAN – 14 шт

  • Монитор View Sonic E50 15’ – 14 шт


^ 7. Содержание текущего и промежуточного контроля1

7.1. Примерный перечень вопросов к зачету

  1. Информационные технологии. Основные понятия и развитие информационных технологий.

  2. Информационные технологии в обучении. Дидактические функции информационных технологий.

  3. Классификация информационных технологий.

  4. Коммуникационные технологии. Перспективы использования Интернет-технологий в образовании. Дистанционное образование.

  5. Технологии обработки текстовой информации. Основные принципы работы с текстовым процессором MS Word. Обработка табличных данных средствами электронных таблиц. Использование табличного процессора MS Excel.

  6. Элементы компьютерной графики. Виды компьютерной графики. Основные принципы работы в Adobe Photoshop.

  7. Компьютерные технологии, реализующие способы доступа, поиска, отбора и структурирования информации из электронных баз данных информационно-справочного и энциклопедического значения. Мультимедиа-технологии.

  8. Локальные и глобальные вычислительные сети. Основные ресурсы Интернет.

  9. Информационно-поисковые системы и необходимость их использования.

  10. Информационные и коммуникационные технологии в активизации познавательной деятельности учащихся. Использование гипертекстовых систем.

  11. Информационные и коммуникационные технологии в активизации познавательной деятельности учащихся. Программа презентаций Power Point. Основные принципы работы в Power Point.

  12. Электронные учебники. Принципы создания и использования в учебном процессе.

  13. Информационные и коммуникационные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений.

  14. СУБД Access как информационная система. Основные принципы работы с СУБД Access.

  15. Компьютерная диагностика знаний.


^ 7.2. Примерная тематика рефератов1

    1. Исторический обзор процесса внедрения информационных и коммуникационных технологий в образование.

    2. Влияние процесса информатизации общества на развитие информатиза­ции образования.

    3. Цели и направления внедрения средств информатизации и коммуника­ции в образование.

    4. Педагогико-эргономические требования к созданию и использованию программных средств учебного назначения, в том числе реализованных на базе технологии Мультимедиа.

    5. Основные положения теории информационно-предметной среды со встроенными элементами технологии обучения, примеры реализации в обра­зовании.

    6. Педагогико-эргономические условия эффективного и безопасного ис­пользования средств вычислительной техники, информационных и коммуни­кационных технологий в кабинете информатики общеобразовательной школы.

    7. Учебно-методический комплекс на базе средств информационных техно­логий.

    8. Перспективы использования систем учебного назначения, реализован­ных на базе мультимедиа технологии.

    9. Реализация возможностей систем искусственного интеллекта при разра­ботке обучающих программных средств и систем.

    10. Реализация возможностей экспертных систем в образовательных целях.


^ 8.Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.2


9.Учебная практика.

Не предусмотрена.

1 Тезисы лекций прилагаются в УМК приложение №1. Перечень лекционных презентаций - приложение №2.


1 Содержание заданий для самостоятельной работы и методические указания для их выполнения смотри в УМК приложение №3.

1 Содержание лабораторных работ и методические указания к их выполнению представлены в УМК приложение №4.

1 Содержание текущего и промежуточного контроля и методические указания к их организации имеются в УМК приложение 4.

1 Требования к содержанию и оформлению рефератов прилагаются в УМК приложении №5.

2 Методические материалы для преподавателей и методические материалы для студентов прилагаются в УМК приложении №6,7.





Похожие:

Программа по дисциплине использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе iconПрограмма по дисциплине использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе
Дисциплина "Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе" предназначена для студентов...
Программа по дисциплине использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе iconПрограмма по дисциплине использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе
Дисциплина "Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе" предназначена для студентов...
Программа по дисциплине использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе iconПеречень вопросов к зачету по дисциплине «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе» для студентов 4 курса заочной формы обучения специальности «Родной язык и литература»
«Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе»
Программа по дисциплине использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе iconВопросы к зачету по дисциплине «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе» специальность «Изобразительное искусство» хгф, озо
«Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе»
Программа по дисциплине использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе
Учебно-методический комплекс дисциплины Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе...
Программа по дисциплине использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе
Учебно-методический комплекс дисциплины Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе...
Программа по дисциплине использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе iconПримерный перечень вопросов к зачету по дисциплине «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе»
Информационные технологии. Основные понятия и развитие информационных технологий
Программа по дисциплине использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе iconПримерный перечень вопросов к зачёту по дисциплине «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе»
Информационные технологии. Основные понятия и развитие информационных технологий
Программа по дисциплине использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе iconВопросы к зачету по дисциплине «Использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе» Филологический факультет (Иностранный язык), озо
Классификация и характеристика программных средств информационных и коммуникационных технологий обучения
Программа по дисциплине использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе iconI курс, 2 семестр 2010-2011 уч год
Вопросы к зачету по дисциплине «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы