Учебная программа дисциплины «основы экологического воспитания» icon

Учебная программа дисциплины «основы экологического воспитания»



НазваниеУчебная программа дисциплины «основы экологического воспитания»
Дата конвертации11.04.2013
Размер212.88 Kb.
ТипДокументы
скачать >>>


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тобольский государственный педагогический институт

имени Д.И.Менделеева»


Кафедра социальной педагогики


УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»

Специальность «050711.65 - Социальная педагогика»

«050706.65- Педагогика и психология»


Программу составил:

доцент, канд. пед. наук,

А.А. Ниязова


Утверждена

на заседании кафедры

от _________________

Зав. каф. ___________


Тобольск, 2006


Пояснительная записка

Курс «Основы экологического воспитания» является одной из дисциплин национально-регионального компонента в блоке общепрофессиональных дисциплин основной образовательной программы подготовки студентов по специальности «Педагогика и психология» и «Социальная педагогика».

Изучается на 2 курсе в 4 семестре. Общая трудоемкость дисциплины составляет 32 часа, из которых 14 часов отводится на лекционный курс; 16 часов вынесено на самостоятельную работу студентов. Изучение курса заканчивается зачетом.


^ 1. Цели и задачи дисциплины.

Изучение дисциплины направлено на подготовку студентов к выполнению следующих видов профессиональной деятельности:

- учебно-воспитательная;

- научно-методическая.

- культурно-просветительская:

Для подготовки к этим видам профессиональной деятельности студент должен уметь решать следующие профессиональные задачи:

учебно-воспитательная деятельность:

- обеспечивать психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса;

- организовывать субъект-субъектное взаимодействие участников образовательного процесса;

- использовать современные научно обоснованные и наиболее адекватные приёмы, методы и средства обучения и воспитания с учётом индивидуальных особенностей;

- формировать у студентов духовные, нравственные ценности и патриотические убеждения на основе индивидуального подхода.

научно-методическая деятельность:

- выполнять научно-методическую работу;

- участвовать в работе научно-методических объединений учителей;

- рефлексировать (анализировать собственную деятельность) с целью совершенствования собственной деятельности и повышения своей квалификации.

культурно-просветительская:

- формирование общей культуры учащихся;

- организация культурного пространства образовательного пространства.

Обострением глобальных проблем современной цивилизации, ухудшением экологической ситуации во многих точках земного шара обусловлено сегодня всевозрастающее внимание общества к вопросам экологического воспитания подрастающего поколения. В связи с этим на повестку встаёт необходимость глубокого переосмысления опыта экологического воспитания и поиск принципиально новых подходов к его организации.

В основу программы положена идея о том, что реализация экологического воспитания подрастающего поколения невозможна без работы педагога над собственной личностью, в связи, с чем часть занятий направлена на развитие экологической культуры студента-педагога.

^ Задачи дисциплины:

      • формирование представлений о концептуальных основах экологического воспитания на современном этапе, обусловленных новой философско-экологической картиной мира;

      • формирование системного представления об экологической проблематике, проблемах взаимодействия общества и природы, отдельного человека с природой.

      • раскрытие сущности экологического воспитания как целенаправленного воздействия на развитие экологической культуры подрастающего поколения;

      • изучение специфики экологического образования с учётом возрастных особенностей обучающихся;

  • повышение общей и экологической культуры студентов.


2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Студент должен иметь представление о философских, методологических и социальных и экологических основаниях социальной экологии.

1. Студент должен знать:

  • категориальный аппарат курса;

  • ретроспективу экологического воспитания;

  • цель, содержание и основные направления современного экологического образования;

  • сущность экологического образования и воспитания;

  • методы и логику экологического образования и воспитания;

  • основные законы и условия, обеспечивающие жизнь на планете.

^ 2. Студент должен уметь

  • ориентироваться в учебной информации по экологическому образованию,

  • поиска способов разрешения экологических проблем в социальной работе;

  • оценки состояния здоровья населения, состояния окружающей среды по имеющимся данным.

^ 3. Студент должен владеть навыками:

  • конспектирования;

  • анализа научной и специальной литературы;

  • оформления результатов исследований в виде методических разработок;

  • осуществления рефлексивной деятельности, корректировки цели и хода своего профессионального образования в области экологического образования;

  •  применения различных психолого-педагогических методик по изучению уровня экологических знаний обучающихся, их экологической воспитанности и т.д.

  • организации педагогического сопровождения детей;

  • проведения доступных эколого-педагогических исследований;

  • организации игровой деятельности школьников.


^ 3. Объём дисциплины и виды учебной работы.

Виды учебной работы

Всего часов

(ДО)

Семестр

Общая трудоемкость дисциплины

32

1

Аудиторные занятия

14

1

Лекции

14

1

Практические занятия

-

1

Самостоятельная работа:

16

1

  • написание реферата

2




  • конспектирование литературы и первоисточников

2




  • составление словаря

2




  • аннотирование учебно-методических пособий по экологическому воспитанию

2





  • изучение опыта работы образовательных учреждений по экологическому образованию

2




  • выполнение творческих работ

2




  • разработка экологических проектов

2




  • изучение нормативно-правовой по экологическому образованию

2




Вид итогового контроля

зачет

4


4. Содержание дисциплины.

^ 4.1. Разделы дисциплины и виды занятий.




п\п
^

Разделы дисциплины


(название)

ОДО

Всего

Лекции

Практ.

СРС

1.

История развития экологического воспитания.

6

2

-

2

2.

Особенности экологического воспитания.

4

4

-

-

3.

Психолого-педагогические основы экологического воспитания.

4

4

-

-

4.

Педагогические технологии в области экологического образования и воспитания.

6

4

-

2

5.

Темы, вынесенные на самостоятельное изучение

12




-

12

6.

Итого:

32

14

-

16



^ 4.2. Содержание разделов дисциплины.

4.2.1. Лекционный курс



лекции

Раздел, тема учебного курса,

содержание лекций (см. УМК, приложение 1)

^ Кол-во

часов




Раздел 1. История развития экологического воспитания.

4



1

^ Тема: Проблемы взаимодействия человека с окружающей средой.

Историческая ретроспектива развития экологических взглядов. О природо- и культуросообразности из истории педагогической мысли: Я.А.Коменский, Ж.-Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, А.Дистервег. Основные идеи К.Д. Ушинского, проблема естественного воспитания Л.Н. Толстого. Система С.Т.Шацкого и проблема «педагогики среды». Школа радости В.А. Сухомлинского.

2



2

^ Тема: Основные подходы к проблемам экологического воспитания на современном этапе.

Уровни организации и управления экологическим воспитанием. Анализ основных подходов ученых к проблемам экологического воспитания. Подходы, используемые в учебно-воспитательном процессе при формировании экологической воспитанности: коэволюционный, ценностный, культурологический, гуманистический, целостный, деятельностный, средовой.

2

3

^ Раздел 2. Особенности экологического воспитания.

4




Тема: Современные концепции экологического воспитания и образования.

Сущность понятия «концепция», «концепция экологического образования». Ведущие направления экологического образования и воспитания: техническое, политическое, социальное, игровое, натуралистическое. Модели экологического образования и воспитания. Основные принципы экологического образования и воспитания: гуманизации, междисциплинарности, принцип единства познания, переживания и действия и другие.

2


4



^ Тема: Сущность и содержание экологического воспитания.

Сущность понятия «экологическое воспитание». Экологическое воспитание как новое направление в педагогике. Цель и основные задачи экологического воспитания. Содержание экологического воспитания. Отношение - конечный результат экологического воспитания.

2




^ Раздел 3. Психолого-педагогические основы экологического воспитания.

4



5

Тема. Своеобразие мировосприятия в дошкольном, школьном и подростковом возрасте.

Психолого-педагогические основы начального экологического воспитания. Дошкольный период - период формирования человеческих чувств. Формы общения детей с природой. Образные средства воспитания у детей интереса и любви к природе. Особенности экологического воспитания детей в условиях детских дошкольных учреждений. Значение семьи в воспитании бережного и гуманного отношения к живому. Создание экологической среды в начальной школе. Начальная школа - как основной этап формирования представлений. Младший школьник как субъект процесса экологического воспитания. Формирование экологического мировоззрения подростков.

2


6

^ Тема. Критерии, показатели и уровни экологической воспитанности.

Сущностная характеристика понятия «экологическая воспитанность». Подходы учёных к проблеме определения критериев и показателей экологической воспитанности (И.Д Зверев, ИТ. Суравегина, А.П. Сидельковский, В А Игнатова).

Показатели экологической воспитанности: экологические знания, умения и навыки; качества личности, связанные с отношением к природе (С.И. Фомина, Т.Д. Замбалова), системы оценки познавательного, эмоционального, ответственного отношения к природе; системы оценки уровня сформированности экологической культуры, экологических отношений (Л В Моисеева).

Когнитивный, оценочно-эмоциональный, мировоззренческий, поведенческий критерий. Градация уровней экологической воспитанности (Г.Н. Каропа» Л.С. Глушкова и др.).

2




^ Раздел 4. Педагогические технологии в области экологического образования и воспитания.

2

7

Тема 7. Педагогические технологии в экологическом образовании и воспитании.

Понятие педагогической технологии. Формы организации экологического образования и воспитания. Экскурсия как одна из форм организации взаимодействия учащихся с миром природы. Игра как метод экологического воспитания. Организация и содержание игровой деятельности детей. Структура проведения этических бесед по экологии. Организация практической деятельности учащихся.

2



8

^ Тема 8. Технология гуманизации личности в процессе экологического воспитания.

Идеи гуманизма и гуманистически ориентированное воспитание с философско-психологической точки зрения. Гуманистическая направленность личности в экологическом воспитании. Взаимодействие системы «педагог-ученик», педагог – ученик - природа». Гуманистические воспитательные системы как пространство для использования мира природы в воспитании.







Итого

14

*¹ – Тезисы лекции приведены в Приложении 1 УМК.


^ 4.2.2. Практические (семинарские) занятия не предусмотрены.


4.2.3. Задания для самостоятельной работы студентов

Разделы и темы программы для самостоятельного изучения

Перечень домашних заданий и других вопросов для самостоятельного изучения

^ Сроки выполнения

Количество часов

ОДО/ОЗО

Раздел 1.

«История развития экологического воспитания».

Тема: «Проблемы взаимодействия человека с окружающей средой».

Изучение литературы и конспектирование первоисточников.

^ По расписанию занятий

2 /2

Раздел 1.

«История развития экологического воспитания».

Тема: «Основные подходы к проблемам экологического воспитания на современном этапе»

.

Подготовка к контрольной работе (тест).

Изучение литературы и конспектирование первоисточников

По расписанию занятий

-/2
^

Раздел 2.

«Особенности

экологического воспитания»


Тема: «Современные концепции экологического воспитания и образования»

Подготовка к срезовой контрольной работе (тест).

Изучение литературы и конспектирование первоисточников

По расписанию занятий

-/2
^

. Раздел 2.

«Особенности

экологического воспитания»


Тема: «Сущность и содержание экологического воспитания».

Подготовка к срезовой контрольной работе (тест).

Изучение литературы и конспектирование первоисточников

^ По расписанию занятий

-/2

Раздел 3.


«Психолого-педагогические основы экологического воспитания».

Тема: «Своеобразие мировосприятия в дошкольном, школьном и подростковом возрасте».

Подготовка к срезовой контрольной работе (тест).

Изучение литературы и конспектирование первоисточников

^ По расписанию занятий

-/2












Раздел 3.


«Психолого-педагогические основы экологического воспитания».

Тема: «Критерии, показатели и уровни экологической воспитанности».


Подготовка к срезовой контрольной работе (тест).

Изучение литературы и конспектирование первоисточников

^ По расписанию занятий

-/2

Раздел 4.

«Педагогические технологии в области экологического образования и воспитания».

Тема: «Педагогические технологии в экологическом образовании и воспитании».

Подготовка к срезовой контрольной работе (тест).

Изучение литературы и конспектирование первоисточников

^ По расписанию занятий

2 /2

Раздел 4.

«Педагогические технологии в области экологического образования и воспитания».

Тема: «Технология гуманизации личности в процессе экологического воспитания».

Подготовка к срезовой контрольной работе.

Изучение литературы и конспектирование первоисточников

^ По расписанию занятий

-/2

Система работы общеобразовательных учреждений по экологическому воспитанию.

Изучение тем, вынесенных на самостоятельное изучение

Изучение литературы и конспектирование первоисточников

^ По расписанию занятий

3/3

Формы экологического образования и воспитания школьников.

Изучение тем, вынесенных на самостоятельное изучение

Изучение литературы и конспектирование первоисточников

^ По расписанию занятий

3/3

Экологическое воспитание в летнем оздоровительном и трудовом лагере.

Изучение тем, вынесенных на самостоятельное изучение

Изучение литературы и конспектирование первоисточников

^ По расписанию занятий

3/3

Методическое руководство экологическим воспитанием в образовательных учреждениях

Изучение тем, вынесенных на самостоятельное изучение

Изучение литературы и конспектирование первоисточников

^ По расписанию занятий

3/3




Итого:




16/ 28

    *³ - Содержание самостоятельной работы студента и методические указания к ее выполнению приведены в приложении 2


График контроля самостоятельной работы студентов

1. Срезовая контрольная работа - во время полусеместровой аттестации.

2. Полусеместровая аттестация - середина семестра.

3. Терминологический диктант - за неделю до зачётной недели.

4. Проверка конспектов тем, вынесенных на самостоятельное изучение - в процессе проведения практических занятий.


^ 4.2.4. Лабораторный практикум – не предусмотрен.


5.Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

5.1. Рекомендуемая литература.

а) основная

  1. Гагарин А.В. Воспитание природой. Некоторые аспекты гуманизации экологического образования и воспитания.- М: Московский городской психолого-педагогический институт, 2000.-232с.

  2. Глазачев С.Н Экологическая культура учителя: Исследования и разработки экогуманитарной парадигмы:- М: Современный писатель, 1998.-432с.

  3. Гусейнов А. А. Природа как ценность. Экология, культура, образование. - М, 1989.

  4. Дерябо С.Д, Ясвин В.Н. Экологическая педагогика и психология. -Ростов-на Дону. Изд. «Феникс», 1996.-480с.

  5. Егоренков Л. И Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. - М.:АРКТИ, 1999. -128 с.

  6. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду.- М.: Карапуз, 2001. - 432 с.

  7. Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников: Теория и методика внеурочной работы- - М: Педагогическое общество России, 2000.- 176с.

б) дополнительная

  1. Зверев ИД Экология в школьном обучении. Новый аспект образования. М: Знания, W80.-96C.

  2. Игнатова В.А Основы экологической культуры учащихся. Концепции, программа и методические рекомендации. - Тюмень: ТГУ, 1998. -70с.

  3. Концепция общего среднего экологического образования// Зелёный мир, 1994. №13.-С. 12-14.

  4. Лихачев Б. Т. Экология личности // Педагогика- 1993.-№2.- с. 19-23.

  5. Моисеев Н.Н. Экология и образование. – М.: Юнисам, 1996.- 192с.

  6. Моисеева А В., Колтунова ИР. Диагностика уровня экологических знаний и сформированности экологических отношений у школьников: Методическое пособие для учителей. - Екатеринбург. Уникум, 1993. -38с.

  7. Симонова Л.М. Экологическое образование в начальной школе: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений. - М: Академия, 2000. -160с.

  8. Петросова Р. А Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М: Академия, 1999.-176 с.


^ 5.2. Средства обеспечения освоения дисциплины:

Для обеспечения освоения данной дисциплины имеются:

- контролирующая (тестовая) компьютерная программа, разработанная для проведения срезовой контрольной работы;

- мультимедийные лекции по некоторым темам;

- нормативно-правовые акты в области охраны природы и окружающей среды и экологического образования;

- учебная и справочная литература и др.


^ 6. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Для обеспечения освоения данной дисциплины имеются:

- компьютерный мультимедийный класс;

- стенды;

- схемы;

- видеофильмы по экологическим проблемам России и г. Тобольска.


7. Содержание текущего и промежуточного контроля (содержание текущего и промежуточного контроля и методические указания к его проведению приведены в приложении 4 учебно-методического комплекса):


^ 7.1. Текущий контроль за результатами процесса обучения:

- контрольные вопросы по темам;

- срезовая контрольная работа по темам;

- коллоквиум (терминологический диктант).


^ 7.2. Примерный перечень вопросов к экзамену.

  1. Историческая ретроспектива развития экологических взглядов.

  2. О природо– и культуросообразности из истории педагогической мысли: Я.А.Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Пестолоцци, А. Дистервег.

  3. Основные идеи К.Д. Ушинского, проблема естественного воспитания Л.Н. Толстого.

  4. Основные подходы к проблемам экологического воспитания на современном этапе.

  5. Уровни организации и правления экологическим воспитанием. Анализ основных подходов ученых к проблемам экологического воспитания.

  6. Подходы, используемые в учебно-воспитательном процессе при формировании экологической воспитанности: коэволюционный, ценностный, культурологический, гуманистический, целостный, деятельный, средовой.

  7. Современные концепции экологического воспитания и образования.

  8. Ведущие направления экологического образования и воспитания: техническое, политическое, социальное, игровое, натуралистическое.

  9. Модели экологического образования и воспитания.

  10. Основные принципы экологического образования и воспитания: гуманизации, междисциплинарности, принцип единства познания, переживания и действия и другие.

  11. Своеобразие мировосприятия в дошкольном, школьном и подростковом возрасте.

  12. Психолого-педагогические основы начального экологического воспитания. Дошкольный период - период формирования человеческих чувств.

  13. Формы общения детей с природой.

  14. Значение семьи в воспитании бережного и гуманного отношения к живому.

  15. Создание экологической среды в начальной школе. Начальная школа – как основной этап формирования представлений.

  16. Младший школьник как субъект процесса экологического воспитания.

  17. Формирование экологического мировоззрения подростков.

  18. Сущность понятия «экологическое воспитание».

  19. Цель и основные задачи экологического воспитания. Содержание экологического воспитания.

  20. Отношение – конечный результат экологического воспитания.

  21. Критерии, показатели и уровни экологической воспитанности.

  22. Сущностная характеристика понятия «экологическая воспитанность».

  23. Подходы ученых к проблеме определения критериев и показателей экологической воспитанности (И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина, А.П. Сидельковский, В.А. Игнатова).

  24. Показатели экологической воспитанности: экологические знания, умения и навыки; качества личности, связанные с отношением к природе (С.И. Фомина, Т.Д. Замбалова), системы оценки познавательного, эмоционального, ответственного отношения к природе; системы оценки уровня сформированности экологической культуры, экологических отношений (л.В. Моисеева).

  25. Градация уровней экологической воспитанности (Г.Н. Каропа, Л.С. Глушкова и др.).

  26. Педагогические технологии в экологическом образовании и воспитании.

  27. Формы организации экологического образования и воспитания.

  28. Экскурсия как одна из форм организации взаимодействия учащихся с миром природы.

  29. Игра как метод экологического воспитания. Организация и содержание игровой деятельности детей.

  30. Структура проведения этических бесед по экологии.

  31. Организация практической деятельности учащихся.

  32. Идеи гуманизма и гуманистически ориентированное воспитание с философско-психологической точки зрения.

  33. Гуманистическая направленность личности в экологическом воспитании.

  34. Взаимодействие системы «педагог-ученик», «педагог-ученик-природа».

  35. Гуманистические воспитательные системы как пространство для использования мира природы в воспитании.


^ 7.3.Тематика рефератов и курсовых работ

  1. Научно-теоретические основы экологического образования в начальной школе.

  2. Начальная школа в системе непрерывного экологического образования.

  3. Особенности экологического воспитания младших школьников.

  4. Формирование ответственного отношения к природе у подростков.

  5. Экологическая культура педагога.

  6. Экологическая компетентность: сущность понятия.

  7. Экологическая культура как часть общей культуры человека.

  8. Методологические основы экологического образования специалистов.

  9. Формы и методы экологического воспитания.

  10. Роль дополнительного образования в процессе формирования экологической позиции.

  11. Психолого-педагогические основы экологического воспитания и образования учащихся в условиях общеобразовательной школы.

  12. Значение семьи в воспитании бережного и гуманного отношения к живому.

  13. Экологический лагерь как новая форма экологического воспитания.

  14. Организация экологического образования учащихся в специализированной коррекционной школе.

  15. Формирование экологических ценностей в дошкольном и школьном образовании.

  16. Гуманистическая модель экологического образования.

  17. Воспитание гуманистической направленности личности учащихся в процессе экологического образования.

  18. Особенности гуманизации личности студента в процессе экологического образования.

  19. Новые образовательные технологии в экологическом образовании и воспитании подрастающего поколения.

  20. Основные формы общения детей с природой.

  21. Формирование экологического мировоззрения подростков.

  22. Основные направления экологического воспитания.

  23. Роль природы в процессе воспитания детей.

  24. Экологические игры.

  25. Особенности взаимоотношений в системе «человек-природа».


7.4. Методика проведения срезовой контрольной работы приведена в приложении 4 учебно-методического комплекса.

8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины (методические рекомендации для преподавателя и студентов приведены в приложениях 5-6 учебно-методического комплекса).


9. Учебная практика по дисциплине не предусмотрена





Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Учебная программа дисциплины «основы экологического воспитания» iconПсихологические аспекты экологического воспитания
В россии в этот период формировалась концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного...
Учебная программа дисциплины «основы экологического воспитания» iconРазработка учебного занятия учебная
Учебное занятие по естествознанию, методике преподавания и экологического воспитания с кро
Учебная программа дисциплины «основы экологического воспитания» iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 14 Основы психологии семьи и семейного консультирования (указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с гос и учебным
Раскрыть основы воспитания детей, влияние родительских установок на личность ребенка
Учебная программа дисциплины «основы экологического воспитания» iconУчебная программа «социальная педагогика»
Взаимодействие в социальном воспитании. Жизнедеятельность институтов социального воспитания. Семья как субъект педагогического взаимодействия...
Учебная программа дисциплины «основы экологического воспитания» iconУчебная программа дисциплины «основы социальной работы» Специальность «050711. 65 – социальная педагогика» Составитель
Изучение курса в каждом семестре завершается экзаменом. Отдельные разделы и темы дисциплины «Основы социальной работы» выносятся...
Учебная программа дисциплины «основы экологического воспитания» iconПримерный перечень вопросов к зачёту по дисциплине «Основы экологического воспитания»
О природо- и культуросообразности из истории педагогической мысли: Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Пестолоцци, А. Дистервег
Учебная программа дисциплины «основы экологического воспитания» iconРабочая учебная программа дисциплины, содержащая: цели изучения дисциплины, соотнесенные с общими целями основной образовательной программы, в том числе имеющие междисциплинарный характер или связанные с задачами воспитания
О показателях государственной аккредитации "Методическая работа" и их критериях]
Учебная программа дисциплины «основы экологического воспитания» iconРабочая учебная программа дисциплины, содержащая: цели изучения дисциплины, соотнесенные с общими целями основной образовательной программы, в том числе имеющие междисциплинарный характер или связанные с задачами воспитания
О показателях государственной аккредитации "Методическая работа" и их критериях]
Учебная программа дисциплины «основы экологического воспитания» iconУчебная программа дисциплины «Профессионально-этические основы социальной работы» Специальность
Изучение курса завершается экзаменом. Отдельные разделы и темы дисциплины «Профессионально-этические основы социальной работы» выносятся...
Учебная программа дисциплины «основы экологического воспитания» iconРабочая программа дисциплины математические основы общей теории систем
Указываются цели (1…N) освоения модуля (дисциплины) в области обучения, воспитания и развития, соответствующие целям ооп
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы