Программа по дисциплине «физическая культура» для всех направлений и специальностей icon

Программа по дисциплине «физическая культура» для всех направлений и специальностей



НазваниеПрограмма по дисциплине «физическая культура» для всех направлений и специальностей
Дата конвертации11.04.2013
Размер253.2 Kb.
ТипПрограмма
скачать >>>


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Тобольский государственный педагогический институт им. Д.И. Менделеева»




УМК обсужден

и утвержден

на заседании кафедры

___________________


УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»


ДЛЯ ВСЕХ НАПРАВЛЕНИЙ И СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ


УМК подготовили:

Петрова Л.Ю.

Шестакова Г.В.


Тобольск – 2006

^ Пояснительная записка

Дисциплина «Физическая культура» изучается в соответствии с ГОС ВПО направлений и специальностей в объеме 408 часов аудиторной нагрузки в течение всего периода теоретического обучения (1-4 курсы) и предусматривает 406 часов – методико-практической направленности. По курсу предусмотрена организация самостоятельной работы студентов и различные формы текущей и промежуточной аттестации.


  1. ^ Цели и задачи дисциплины

Целью физической культуры студентов является формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности.

Дисциплина ориентирует на учебно-воспитательный, воспитательный и культурно-просветительный виды профессиональной деятельности, ее изучение способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности:

- понимание социальной роли физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности;

- знание научно-биологических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни;

- формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;

- овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре;

- обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность студента к будущей профессии;

- приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.


  1. ^ Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студент, изучивший дисциплину, должен:

- знать основы физической культуры и здорового образа жизни. Владеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей и качеств (с выполнением установленных нормативов по общей физической и спортивно-технической подготовке);

- понимать роль физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста;

- приобрести личный опыт использования физкультурно-спортивной деятельности для повышения своих функциональных и двигательных возможностей, для достижения личных жизненных и профессиональных целей.


  1. ^ Объем дисциплины и виды учебной работы

^ Вид учебной работы

Всего

часов

Семестры

1

2

3

4

5

6

7

8

Общая трудоемкость

408

72

60

72

44

72

30

54

-

Аудиторные занятия

лекции,

практические занятия



404



72



60



72



44



72



30



54



-

Самостоятельная работа

рефераты,

домашнее задание,

подготовка к сдаче нормативов




























Контроль за самостоятельной работой

4




2




2













Вид отчетности по дисциплине

Зачет




зач

зач

зач

экз
















  1. ^ Содержание дисциплины

    1. Разделы дисциплины и виды занятий

п/п

Разделы дисциплины

Всего часов

Лекции

Практические занятия

1

Легкая атлетика

100

-

100

2

Волейбол

52

-

52

3

Лыжная подготовка

152

-

152

4

Баскетбол

50

-

50

5

Туризм

50

-

50




    1. Содержание разделов дисциплины




      1. Лекционный курс не предусмотрен




      1. Практические занятия

^ Раздел дисциплины

Номер занятия

Тема практического занятия

Курс

Количество часов

Легкая атлетика

(100 часов)

1

Легкая атлетика в системе физической культуры

1

2

2-12

Бег на короткие дистанции

1-4

22

13-19

Бег на длинные дистанции

1-4

14

20-26

Кросс (бег по пересеченной местности)

1-4

14

27-31

Прыжки в длину с разбега

1-2

10

32-50

Контрольные нормативы

1-4

38

Волейбол

(52 часа)

1

Методика занятий по волейболу

1

2

2-3

Техника нападения, стойки и перемещения

1

4

4-8

Техника подачи мяча

1-4

10

9-15

Техника передачи

1-4

14

16-18

Техника приема мяча

1-2

6

19-22

Элементы тактики игры

2-4

8

23-226

Контрольные нормативы

1-4

8

Лыжная подготовка (152 часа)

1-2

Лыжный спорт в системе физической культуры

1-2

4

3

Строевые приемы на лыжах.

1

2

4-14

Попеременно-двухшажный ход

1-4

22

15

Одновременный бесшажный ход

1

2

16-19

Одновременный одношажный ход

1-2

8

20-26

Одновременный двухшажный ход

1-4

14

27-32

Комбинированные ходы

1-4

12

33-38

Техника спусков

1-4

12

39-45

Техника подъемов

1-4

14

46-51

Техника торможений

1-4

12

52-57

Техника поворотов на лыжах

1-4

12

58-59

Техника ступающего шага

1-2

4

60-62

Техника скользящего шага

1-2

6

63-71

Коньковый ход

2-4

18

72-76

Контрольные нормативы

1-4

10

Баскетбол

(50 часов)

1

Методика занятий по баскетболу.

1

2

2-3

Техника перемещений, остановок и поворотов.

1-2

4

4-6

Техника ведения мяча.

1

6

7-8

Техника передач мяча.

1-2

4

9-12

Техника бросков мяча в корзину.

1-4

8

13-16

Техника игры в нападении

2-4

8

17-21

Техника игры в защите.

2-4

10

22-25

Контрольные нормативы.

1-4

8

Туризм

(48 часов)

1

Туризм в системе физической культуры.

1

2

2-3

Оздоровительное и оборонное значение туризма. Задачи туризма. Виды туризма.

1-2

4

4

Индивидуальное и групповое туристическое снаряжение.

1

2

5-6

Питание в туристическом походе.

1-2

4

7

Личная гигиена, одежда и обувь туриста.

1

2

8

Укладка и ношение рюкзака.

1

2

9-10

Выбор места и разбивки бивуака, установление палаток, организация бивака без палаток, разжигание костра, приготовление пищи. Уборка места отдыха

1,4

4

11-12

Чтение топографической карты, составление схемы маршрута, ориентирование на местности (на открытой местности и в лесу) по карте, с компасом и без компаса.

2-3

4

13

Изучение маршрута похода, составление графика похода.

2

2

14

Азимут, умение ходить по азимуту.

2

2

15

Техника передвижения и меры безопасности.

2

2

16

Оказание первой медицинской помощи при травмах и несчастных случаях.

2

2

17

Правила заполнения маршрутной книжки и маршрутного листа.

3

2

18

Методика проведения туристических мероприятий (слетов, соревнований). Организация туристического кружка в школе.

3

2

19

Преодоление естественных препятствий.

4

2

20

Охрана природы и соблюдение техники безопасности.

4

2

21-24

Сдача зачетных требований по туристической технике.

1-4

8




      1. ^ Задания для самостоятельной работы студентов (СРС)

Разделы и темы рабочей программы самостоятельного обучения

Перечень домашних заданий и других вопросов для самостоятельного изучения

^ Сроки выполнения

Кол-во часов

Раздел 1. Теоретические сведения

Тема: Основы здорового образа жизни школьников


Тема: Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом



Подготовить сообщение для выступления перед учащимися 5-6 классов.

Изучить литературу и подготовить сообщение.

По графику СРС



3


3

^ Раздел 2. Легкая атлетика

Тема: Кроссовая подготовка


Тема: Общая физическая подготовка


Подготовка к выступлению во внутриинститутских и общефакультетских соревнованиях по кроссу.

Подготовка к сдаче контрольных нормативов: прыжок в длину с места, поднимание туловища из положения лежа (девушки),

подтягивание (юноши), прыжки через скакалку, тест на гибкость


6


4

^ Раздел 3. Волейбол

Тема: Правила соревнований

Тема: Техника передачи и подачи мяча


Тема: Сдача контрольных нормативов


Проанализировать изменения в правилах соревнований

Дополнительные занятия в спортивной секции и спорт.часе факультета

Подготовка к сдаче контрольных нормативов: передачи и подачи мяча


2


3



^ Раздел 4. Лыжная подготовка

Тема: Предупреждение переохлаждения, заболеваний, обморожения и травм.

Тема: Развитие выносливости

Тема: Организация и проведение соревнований по лыжным гонкам



Подготовить сообщение для выступления


Прохождение дистанции 3-5 км

Участие в соревнованиях: Лыжня России, День здоровья, межфакультетские и внутриинститутские соревнования по лыжным гонкам



3


6


4



^ Раздел 5. Баскетбол

Тема: История развития баскетбола

Тема: Методика обучения элементам баскетбола


Тема: Сдача контрольного норматива


Подготовить сообщение для выступления

Организация и проведение подвижных игр с элементами баскетбола для 3-4 классов.

Подготовка к сдаче контрольных нормативов: штрафной бросок, бросок в кольцо после ведения.


3


2


4



^ Раздел 6.Туризм

Тема: Туризм в системе физической культуры

Тема: Организация питания в туристском походе


Тема: Туристские слеты и соревнования


Изучить литературу и подготовить реферат

Составить меню и рассчитать продукты для многодневного похода

Подготовка и проведение конкурсов в походе


3


2


4




      1. Лабораторный практикум не предусмотрен




  1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

    1. Рекомендуемая литература

Основная:

  1. Анохин П.К. Теория функциональных систем. – М., 2001.

  2. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. – М., 2000.

  3. Белинович В.В. Обучение физическим упражнениям. – М., 2004.

  4. Белкин А.А. Идеомоторная подготовка в спорте. – М., 2000.

  5. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. – М., 2003.

  6. Вежевич Т.Е. Педагогические условия развития лидерских качеств учащихся. – Улан-Удэ, 2001.

  7. Верхошанский Ю.В. Динамическая структура двигательных действий и ее элементы. – М., 2004.

  8. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. – М., 2000.

  9. Верхошанский Ю.В. Экспериментальное обоснование средств скоростно-силовой подготовки в связи с биодинамическими особенностями спортивных упражнений. – М., 2001.

  10. Гальперин С.И. Физиологические аспекты спортивного обучения детей и подростков. – М., 2002.

  11. Евсеев Ю.И. Физическая культура. – М., 2004.

  12. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. – М., 2001.

  13. Ильин Е.П. Ловкость - миф или реальность. – М., 2004.

  14. Ильинич В.И. Физическая культура студента. – М., 2001.

  15. Козлов А.И. Возрастные особенности развития координации движений у детей школьного возраста и пути ее совершенствования в процессе физ. воспитания. – М., 2003.

  16. Ляха В.И. Физическое воспитание. – М., 2004.

  17. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. – М., 2003.

  18. Менхин Ю.В. Физическая подготовка спортсмена: методологические основы. – М., 2002.

  19. Менхин Ю.В. Физическое воспитание: теория, методика, практика. – М., 2006.

  20. Новиков А.Д. Средства и методы физического воспитания. – М., 2001.

  21. Овсянкин В.А. Методика физического воспитания детей. – М., 2000.

  22. Пуни А.Ц. О состоянии психической готовности спортсмена к соревнованию. – М., 2003.

  23. Физическая культура студента. Учебник / Под ред. В.И.Ильинича. - М.: Гардарики, 2001.

Дополнительная:

  1. Атлет // Спорт. жизнь России. – 1994г. - №8. - С.14-17.

  2. Амосов Н.М., Муравов И.В. Сердце и физические упражнения. - Киев, 1985.

  3. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М., 1988.

  4. Боген М.М. Обучение двигательным действиям. – М., 1999.

  5. Бутин И.М. Лыжный спорт. Учебное пособие для учащихся педагогических училищ. - М., 1988.

  6. Вайнбаум Я.С. Гигиена физического воспитания. - М., 1986.

  7. Зеленцов Ю. Йога для ленивых // Физич.культура и спорт. - 1995. - №5. - С. 11.

  8. Индра Дэви. Йога – путь к здоровью и жизнелюбию // Спорт.жизнь России.- 1994. - №1.

  9. Виленский М.Я. Физическая культура в научной организации процесса обучения в высшей школе. - М., 1982.

  10. Гимнастика с методикой преподавания. Учебное пособие для учащихся пед. училищ / Под ред. Н.К. Мельникова. - М., 1990.

  11. Гумаловский А.А. Стадион во дворе. – Минск, 1991.

  12. Дубровский В.И. Все виды массажа. - М., 1992.

  13. Железняк Ю.Д., Слупский Л.Н. Волейбол в школе. - М., 1989.

  14. Ильинич В.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов вузов. - М., 1978.

  15. Куду Э.Я., Яансон Л.А. Гимнастика. Учебно-методическое пособие для групп подготовительного отделения. - М., 1978.

  16. Купер К. Аэробика для хорошего самочувствия. Перевод с английского. - М., 1989.

  17. Алабин В.Г. Исследование средств и методов начальной спортивной подготовки детей и подростков. – М., 1999.

  18. Ильинич В.И. Студенческий спорт и жизнь. - М., 1999.

  19. Манжогов В.Н., Огольцов И.Г., Смирнов Г.А. Лыжный спорт. Учебное пособие для вузов. - М., 1979.

  20. Методические рекомендации по физическому воспитанию. Выпуск 6. - М., 1988.

  21. Организация и содержание факультативного курса по подготовке учителей физической культуры. Учебное пособие. - М., 1984.

  22. Остапенко А.И., Селиверстов Б.И., Чистяков Ю.Н. Легкая атлетика. Учебное методическое пособие. - М., 1980.

  23. Синяков А.В. Самоконтроль физкультурника. - М., 1987.

  24. Станкин М.И. Психолого-педагогические основы физического воспитания. - М., 1987.

  25. Фидман М.Г. Спортивно-оздоровительная работа в детских лагерях отдыха. - М., 1991.




    1. Средства обеспечения освоения дисциплины

Видеофильмы:

  • Гигиена питания;

  • Кожа и гигиена одежды;

  • Регуляция дыхания.




  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины

1. Спортивные залы 30х15 - 15х8 2

2. Лыжехранилище на 180 пар – 50 пар 2

3. Волейбольные мячи 80

4. Баскетбольные мячи 40

5. Байдарки 5

6. Секундомеры 10

7. Коврики 10

8. Обручи 15

9. Скакалки 70

10. Раздевалки 4

11. Стадион «Совершенство» 1

12. Стадион «Нефтехимик» (л/атлетический) 1

13. Лыжная база (трассы для учебно-тренировочных занятий) 1

14. Рулетки 6

15. Громкоговоритель 1

16. Магнитофон 1

17. Компьютер 1

18. Теннисные столы 2

19. Ракетки 4 комплекта

20. Шахматы 4


  1. Содержание текущего и промежуточного контроля

    1. Вопросы к зачету

  1. Цель, задачи и принципы физической культуры.

  2. Физическая культура в школе.

  3. Основные документы планирования учебной работы по физической культуре в школе.

  4. Урок – основная форма занятий по физической культуре.

  5. Организация и содержание внеклассной работы по физической культуре.

  6. Организация и содержание внешкольной работы по физической культуре.

  7. Организация туристической работы в школе.

  8. Физическая культура в детском лагере отдыха.

  9. Организация и проведение занятий по плаванию в детском лагере отдыха.

  10. Организация и проведение спортивных соревнований.

  11. Подготовка мест соревнований и их оборудование.

  12. Размеры баскетбольной площадки и правила соревнований.

  13. Размеры волейбольной площадки и правила соревнований.

  14. Организация и проведение подвижных игр.

  15. Лыжные хода, спуски, подъемы (назвать).

  16. Причины и профилактика спортивного травматизма.

  17. Составить положение о соревнованиях по любому виду спорта.

  18. Физическая нагрузка на уроке.

  19. Устройство мест для занятий физическими упражнениями.

  20. Медицинский контроль по физической культуре учащихся.

  21. Организация и проведение утренней гигиенической гимнастики.


7.2. Контрольные тесты для оценки физической подготовленности для студентов основного и спортивного учебных отделений

Женщины

Тесты

Оценка в очках

5

4

3

2

1

1. Бег 3000м (мин., сек.)

19.15

20.30

21.20

22.20

23.00

2.Бег на лыжах 3 км (мин.),

5 км (мин., сек.)

18.00

31.30

19.00

33.00

20.00

34.30

20.30

36.30

21.30

38.00

3. Прыжки в длину с места (см)

190

180

165

155

145

4.Прыжки в длину или высоту с разбега (см)

360

115

345

110

320

105

295

100

275

95

5.Подтягивание в висе лежа (перекладина на высоте 90 см)

20

16

10

6

4

6.Приседание на одной ноге, опора о стену (количество раз на каждой)

10

8

6

4

2

7.Профессионально-прикладная подготовка.

Упражнения и тесты разрабатываются кафедрами физического воспитания с учетом направлений и специальностей высшего профессионального образования.

Мужчины

Тесты

Оценка в очках

5

4

3

2

1

1. Бег 5000м (мин., сек.)

21.45

22.45

23.45

25.00

26.00

2.Бег на лыжах 5 км (мин., сек.)

10 км (мин., сек.)

23.50

50.00

25.15

52.00

26.45

55.00

28.00

58.00

29.00

60.00

3.Прыжки в длину с места (см)

245

235

230

225

215

4.Прыжки в длину с разбега (см)

640

440

430

410

390

5.Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях (количество раз)

15

12

9

7

5

6.Силой переворот в упор на перекладине (количество раз)

8

5

3

2

1

7.В висе поднимание ног до касания перекладины (количество раз)

9

7

5

3

2

8.Профессионально-прикладная подготовка

Упражнения и тесты разрабатываются кафедрами физического воспитания с учетом направлений и специальностей высшего профессионального образования.


^ 7.3. Тематика рефератов для временно освобожденных студентов от занятий физической культурой

1 СЕМЕСТР. Диагноз и краткая характеристика заболевания студента. Влияние заболевания на личную работоспособность и самочувствие.

2 СЕМЕСТР. Медицинские противопоказания при занятиях физическими упражнениями и применение других средств физической культуры при данном заболевании (диагнозе).

3 СЕМЕСТР. Кинезиотерапия и рекомендуемые средства физической культуры при данном заболевании (диагнозе).

4 СЕМЕСТР. Составление и обоснование индивидуального комплекса физических упражнений и доступных средств физической культуры (с указанием примерной дозировки).


  1. ^ Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

Социогуманитарная направленность физической культуры вообще и, особенно, в образовательных учреждениях всех уровней в стране является основным принципиальным положением Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

Это положение принято за основу и конкретизировано в специальных приказах Минобразования России.

В высших учебных заведениях «Физическая культура» представлена как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности. Являясь компонентом общей культуры, психофизического становления и профессиональной подготовки студента в течение всего периода обучения, «Физическая культура» входит в число обязательных дисциплин цикла «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины».

Свои образовательные и развивающие функции «Физическая культура» наиболее полно осуществляет в целенаправленном педагогическом процессе физического воспитания, который опирается на основные общедидактические принципы: сознательности, наглядности, доступности, систематичности и динамичности.

Именно этими принципами пронизано все содержание примерной учебной программы для вузов по педагогической учебной дисциплине «Физическая культура», которая тесно связана не только с физическим развитием и совершенствованием функциональных систем организма молодого человека, но и сформированием средствами физической культуры и спорта жизненно необходимых психических качеств, свойств и черт личности.

Все это в целом находит свое отражение в психофизической надежности будущего специалиста, в необходимом уровне и устойчивости его профессиональной работоспособности.


  1. Учебная практика

Учебная практика не предусматривается.





Похожие:

Программа по дисциплине «физическая культура» для всех направлений и специальностей iconПримерная программа наименование дисциплины Физическая культура
Рекомендуется для всех направлений подготовки (специальностей) и профилей подготовки
Программа по дисциплине «физическая культура» для всех направлений и специальностей iconРабочая программа дисциплины физическая культура
Рабочая программа составлена на основе примерной учебной программы для высших заведений, утвержденного Комитетом Российской Федерации...
Программа по дисциплине «физическая культура» для всех направлений и специальностей iconРабочая программа по дисциплине «Экономическая безопасность» Для всех специальностей (направлений) ртф, ркф, фэт, фсу, гф, фвс, эф
Рабочая программа составлена в рамках выполнения инновационной программы тусура для студентов всех специальностей и направлений ртф,...
Программа по дисциплине «физическая культура» для всех направлений и специальностей iconРабочая программа по учебной дисциплине 6 Рекомендации по самостоятельной работе обучающегося 12
Учебное пособие предназначено для студентов специальностей «Юриспруденция», «Налоги и налогообложение» идругих специальностей и направлений,...
Программа по дисциплине «физическая культура» для всех направлений и специальностей icon1. Рабочая программа по дисциплине «Немецкий язык для всех направлений и специальностей тпу (2 курс)»
«Немецкий язык» для студентов технических специальностей дневного отделения тпу (3, 4 семестры)
Программа по дисциплине «физическая культура» для всех направлений и специальностей iconПрограмма физическая культура для специальностей

Программа по дисциплине «физическая культура» для всех направлений и специальностей iconПрограмма физическая культура для специальностей

Программа по дисциплине «физическая культура» для всех направлений и специальностей iconПрограмма физическая культура для специальностей

Программа по дисциплине «физическая культура» для всех направлений и специальностей iconПрограмма физическая культура для специальностей

Программа по дисциплине «физическая культура» для всех направлений и специальностей iconПрограмма физическая культура для специальностей

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы