Методические рекомендации для самостоятельной работы школьников старших классов (смг) и студентов 1-4 курсов средних специальных и высших учебных заведений icon

Методические рекомендации для самостоятельной работы школьников старших классов (смг) и студентов 1-4 курсов средних специальных и высших учебных заведений



НазваниеМетодические рекомендации для самостоятельной работы школьников старших классов (смг) и студентов 1-4 курсов средних специальных и высших учебных заведений
Дата конвертации11.04.2013
Размер92.07 Kb.
ТипМетодические рекомендации
скачать >>>


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тобольский государственный педагогический институт

имени Д.И. Менделеева»


Л.А. Карпова


Упражнения для восстановления зрения


Методические рекомендации для самостоятельной работы школьников старших классов (СМГ) и студентов 1-4 курсов средних специальных и высших учебных заведений


Тобольск

2009


Данные учебно- методические рекомендации представляют собой разработку комплексов упражнений для глаз.

Материалы данных рекомендации могут быть использованы с оздоровительной целью в самостоятельной работе учащихся старших классов школ, студентов средних специальных и высших учебных заведений (специальных медицинских групп).


План

  1. Введение………………………………………………………………4

  2. Комплекс упражнений для глаз № 1………………………………..5

  3. Комплекс упражнений для глаз № 2………………………………..6

  4. Комплекс упражнений для глаз № 3………………………………..7

  5. Приложение…………………………………………………………..8

  6. Литература……………………………………………………………11



Введение

Повышение образовательной функции физической культуры, интерес человека к сознательному участию в формировании своего здоровья и его коррекции является особенно актуальным для молодых людей студенческого возраста, имеющих отклонения в состоянии здоровья.

Учебной программой по физическому воспитанию студентов специальной медицинской группы предусматривается развитие основных физических качеств: выносливости, силы, гибкости, скоростно-силовой подготовленности и т.д. Кроме того, преподаватель должен обучить занимающихся простым и доступным методам контроля за состоянием здоровья и физической подготовленностью, формам и средствам восстановления или компенсации нарушенных болезнью функций организма. Занимающиеся смогут пересмотреть свое отношение к здоровью, внешнему виду и направить усилия на физическое самосовершенствование.

Недостаток движений по любой причине приводит к значительным нарушениям функционального состояния здоровья. Неблагоприятная экологическая среда усугубляет состояние здоровья людей в целом и особенно отрицательно воздействует на растущий организм. Вот поэтому ученые во всем мире отмечают ухудшающееся физическое развитие и здоровье молодежи.

Только 5% выпускников школ являются практически здоровыми,40% хронически больны, 50% имеют морфофизиологические отклонения; 80% страдают нервно-психическими расстройствами (В.Ф.Базарный, 1998).

Количество учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья, увеличивается с каждым годом. Этот контингент относится к специальной медицинской группе, занятия с которой проводятся по определенной методике, учитывая специфику заболеваний.


Комплекс специальных упражнений для глаз №1


  1. И.п. – стоя. Посмотреть на кончик носа (можно приложить палец к носу и смотреть на него)- вернуться в и.п..

  2. И.п.- стоя, ноги на ширине плеч. Посмотреть на правый носок ноги, затем вверх влево, затем на левый носок ноги, затем вверх -вправо и вернуться в и.п. (голову держать прямо).

  3. И.п. – стоя у окна. Расстояние от глаз (в очках) до нитки на стекле 35 см.(метка диаметром 3-5 мм на оконном стекле). Вдали на уровне глаз наметать предмет для фиксации. Переводя взгляд с метки на оконном стекле на предмет фиксации вдали и наоборот. Начинать выполнять упражнение в течение 3 мин., через 3 дня – в течении 5 мин., через 3 дня – в течение 7 мин., затем через 3 дня – в течение 10 мин. Выполнять медленно, стараться четко видеть предмет.

  4. И.п. – лежа на спине, руки в стороны, в правой руке теннисный мяч, переложить мяч из правой руки в левую (рука прямая) и наоборот. Следить глазами за мячом, голову не поворачивать.

  5. И.п.- лежа на спине, мяч в руках, руки опущены, поднять руки вверх и опустить вниз, глаза следят за мячом (максимальная амплитуда).

  6. И.п.- то же, мяч в одной опущенной руке. Попеременные круговые движения по часовой стрелке и обратно.

  7. И.п.- лежа на спине, смотреть прямо, крепко зажмурить глаза на 3-5 с.. а затем открыть глаза на 3-5 с.( число зажмуриваний постепенно довести до 8 раз).

  8. И.п.- то же. Посмотреть вверх-вправо, вниз-влево, вернуться в и.п.

  9. И.п.- Посмотреть вверх-влево, вниз-вправо, вернуться в и.п..

  10. И.п.- лежа на спине, тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко. Спустя 1-2 с. Снять пальцы с век (болезненных ощущений не должно быть).

  11. И.п.- то же, посмотреть в течение 1-2 мин. (в быстром темпе).

  12. И.п.- то же , при закрытых веках поднять глаза кверху, опустить их вниз, повернуть вправо , затем влево (с возможно максимальной амплитудой).


Комплекс упражнений для глаз №2


  1. Медленно поднимать и опускать веки. Повторить 12 раз.

  2. Двумя пальцами слегка нажать на наружный край глаза и энергично 10 раз открыть и закрыть его. То же самое проделать с другим глазом.

  3. Голова неподвижна. Посмотреть вверх, вниз, влево, вправо и в обратном порядке.

  4. Краешком глаза провести влево, вправо, вверх, вниз. Выполнять поочередно то левым, то правым глазом.

  5. Поднять как можно выше веки, опустить.

  6. Широко открыть глаза, напрячь мышцы и кожу лица. Расслабить.

  7. Медленно поворачивать голову справа налево и слева направо, следуя взглядом за движением.

  8. Вытянуть вперед руку с карандашом. Медленно придвигать его к носу, следуя за ним глазами, затем отводить в исходное положение



Комплекс упражнений для глаз №3


  1. Не крутя головой, проводите глазами влево-вправо, вверх-вниз.

  2. Вращайте глазами по кругу сначала в одну, потом в другую сторону. Делайте оба упражнения по 5 раз. Повторите эти упражнения с закрытыми глазами.

  3. Смотрите обоими глазами на кончик носа до легкого утомления.

  4. Также смотрите на переносицу, пока глаза не устанут.

  5. Откройте глаза как можно шире и посмотрите вверх. Сосчитайте до 10. сомкните веки. Следите, чтобы при выполнении упражнения на лбу не образовались морщины.

  6. Закройте глаза, затем широко их откройте и посмотрите вдаль, ненадолго задержав взгляд на каком-нибудь отдаленном предмете. Повторите 5раз.

  7. Выберите вдалеке за окном какой-нибудь предмет, поставьте на расстоянии 15-20 см перед глазами указательный палец так, чтобы он находился на одной линии с выбранным предметом, и переводите взгляд с пальца на дальний предмет и обратно.

  8. Закройте глаза и несколько раз надавите на глазные яблоки подушечками средних пальцев.

  9. Закройте глаза. Зафиксируйте наружные уголки глаз указательными пальцами, внутренние – безымянными, а середину бровей – средними. Преодолевая сопротивление пальцев, прищурьтесь, а потом нахмурьтесь. Повторите 5 раз.

  10. Поморгайте немного слегка прикрытыми веками. Затем закройте глаза и расслабьтесь. Не забывайте перед упражнениями снимать очки и контактные линзы.



Приложение

Глаза и витамины


Красивые. выразительные, живые, блестящие глаза – кому не хочется, чтобы его орган зрения выглядел именно так? Оказывается, это зависит , помимо прочих факторов, и от качества пищи, в частности от содержания в ней очень ценных витаминов А, В и С. Припухлость век по утрам после сна может свидетельствовать о нехватке в рационе питания витамина А. Рекомендуется есть больше петрушки, шпината, моркови – они не только обеспечат организм витамином А , но и улучшат зрение. Чтобы избавиться от синевы под глазами, очень полезно ввести в рацион зеленые салаты. Они содержат разнообразные витамины.

Наличие витамина В определяет живость взгляда и блеск в глазах. Источниками витамина В служат сухие пивные дрожжи и зародыши пшеницы. Что касается витамина С, то им богаты почти все овощи и фрукты, особенно цитрусовые – апельсины, лимоны, грейпфрукты. Благодаря этому витамину сохраняется подвижность глазных мышц.

Причиной усталого взгляда нередко может быть избыток токсинов в организме, выведению которых способствуют минеральные воды.


Научитесь снимать напряжения с глаз


Глаза, как зеркало. Отражают все треволнения прожитого дня, выдают зрительное и нервное напряжение. Попробуйте снять утомление.

Закройте глаза и средними пальцами обеих рук слегка помассируйте их круговыми движениями, начиная от основания носа, продолжая под линией бровей до наружного края глаза и вновь возвращаясь к носу.

На 1-2 минуты приложите ладони к закрытым глазам.


Компрессы


Когда глаза сильно утомлены и под ними образовались синие круги, не поленитесь сделать успокаивающие компрессы. Смочив ватные тампоны охлажденным отваром ромашки или василька, приложите их к закрытым глазам. При появлении мешков под глазами рекомендуются компрессы из тертого картофеля, который надо завернуть в марлю и приложить на 15 минут. Если по утрам сильно припухают веки, необходимо растворить в теплой (лучше всего минеральной) воде столовую ложку крупной морской соли, смочить раствором ватные тампоны и приложить на глаза на 20 минут. Смыть компресс водой.


Рекомендации


Важно помнить о том, что следует избегать упражнений с резким движением головой. Поэтому наклоны головы вперед лучше выполнять в положении сидя на полу. Комплексы упражнений для лиц с близорукостью слабой степени а полной мере могут использоваться и теми, у кого имеется миопия средней степени. Однако общую нагрузку каждый должен регулировать сам, изменяя исходные положения, облегчая или усложняя упражнения, уменьшая или увеличивая амплитуду движений в зависимости от самочувствия.

Людям с высокой степенью близорукости не рекомендуется занятия спортом, но желательно выполнять ежедневно утреннюю гигиеническую гимнастику продолжительностью 8-10 мин. С включением в комплекс специальных упражнений для тренировки наружных и внутренних мышц глаз. Людям с высокой степенью близорукости нежелательны упражнения типа прыжков и подскоков и соскоков, опорные прыжки через снаряды, кувырки и стойки на голове, упражнения на верхних рейках гимнастической стенки, прыжки с подкидного мостика, а также упражнения, требующие длительного напряжения зрения (продолжительная стрельба).

Занятия лечебной гимнастикой продолжительностью до 10 мин. И физкультурную паузу необходимо выполнять ежедневно со средней нагрузкой.

Лицам с близорукостью свыше 8 диоптрий с коррекцией зрения и без патологических изменений в глазу показаны только занятия лечебной физкультурой, которые желательно проводить ежедневно. Комплекс лечебной гимнастики должен содержать 10-12 общеразвивающих, дыхательных и коррегирующих упражнений, выполняемых в медленном темпе без резких движений туловищем и с небольшой нагрузкой. Рекомендуется также ходьба в среднем темпе.


Литература


  1. Аветисов Э.С. «Близорукость» - М.: «Медицина», 1986.

  2. Аветисов Э.С. «Охрана зрения у детей» М.: «Медицина», 1975, - 250 с.

  3. «Ваше здоровье», журнал, 1994.

  4. «Глазные болезни». Учебник/ под редакцией Т.И.Дорошевского, А.А.Бочкаревой. – М. – Медицина, 1983.

  5. Глушкова Е.К. «Берегите зрение». М.: медицина, 1987 – 200с.

  6. Данилевский «Лечебная физическая культура», - М. – Влади, 1999.

  7. Джерри Фридман «Освободи свои глаза». М., 1977.

  8. Лапшин В.А. Пузанов Б.П. «Основы дефектологии». Учеб. Пособие для студентов пед. Ин-тов – М.: Просвещение, 1991. -143 с.

  9. Матюшонок М.Т., Турик Г.Г. Крюкова А.А. «Физиология и гигиена детей и подростков» Минск, «Высшая школа», 1975 – 288 с.

  10. «Особенности физиологии детей». Учеб. Пособие под редакцией проф. В.М.Смирнова. М.: Просвещение, 1993 – 156с.

  11. «Патологическая физиология»/ под ред. А.Д.Адо, Л.М.Ишимовой – «2-е издание, перераб. и доп. – М.: Медицина, 1980, 520 с.

  12. Петровский Б.В. Краткая медицинская энциклопедия. Советская энциклопедия, 1984

  13. Под редакцией Анисимова «Физическая культура при близорукости»

М ., 1993.

  1. Под редакцией Епифанова В.А. «Лечебная физическая культура». Справочник, М., 1988.

  2. Попов «Лечебная Физическая культура» М., Наука.

  3. Стив Шенкман «Можно ли жить без очков?» М., 1992.

  4. Тренируйте зрение: брошюра. Г.Г.Демирчоглян. М.: 1990, 120с.






Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Методические рекомендации для самостоятельной работы школьников старших классов (смг) и студентов 1-4 курсов средних специальных и высших учебных заведений iconУчебно-методическое пособие для самостоятельной работы школьников старших классов, студентов средних специальных и высших учебных заведений
Учебно-методическое пособие адресовано школьникам старших классов, студентам средних, специальных и высших учебных заведений
Методические рекомендации для самостоятельной работы школьников старших классов (смг) и студентов 1-4 курсов средних специальных и высших учебных заведений iconУчебно-методическое пособие для самостоятельной работы школьников старших классов, студентов средних специальных и высших учебных заведений
Данное учебно-методическое пособие представляет собой разработку комплексов утренней гигиенической гимнастики. Разработанные комплексы...
Методические рекомендации для самостоятельной работы школьников старших классов (смг) и студентов 1-4 курсов средних специальных и высших учебных заведений iconЛ. А. Карпова Упражнения для восстановления и профилактики зрения
Методические рекомендации школьникам и студентам средних специальных и высших учебных заведений (специальных медицинских групп),...
Методические рекомендации для самостоятельной работы школьников старших классов (смг) и студентов 1-4 курсов средних специальных и высших учебных заведений iconПовышение квалификации преподавателей высших и средних специальных учебных заведений
Госкомвуза России от 10 апреля 1996 года n 2 "Об утверждении Типового положения о структурных подразделениях дополнительного профессионального...
Методические рекомендации для самостоятельной работы школьников старших классов (смг) и студентов 1-4 курсов средних специальных и высших учебных заведений iconПовышение квалификации преподавателей высших и средних специальных учебных заведений
Госкомвуза России от 10 апреля 1996 года n 2 "Об утверждении Типового положения о структурных подразделениях дополнительного профессионального...
Методические рекомендации для самостоятельной работы школьников старших классов (смг) и студентов 1-4 курсов средних специальных и высших учебных заведений iconПриказ Минобразования РФ от 20 ноября 1996 г. N 344 "Об утверждении Типового положения о структурных подразделениях подведомственных высших учебных заведений,
Об утверждении Типового положения о структурных подразделениях подведомственных высших учебных заведений, осуществляющих дополнительное...
Методические рекомендации для самостоятельной работы школьников старших классов (смг) и студентов 1-4 курсов средних специальных и высших учебных заведений icon«Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений»
Решение этих задач невозможно без повышения роли самостоятельной работы студентов над учебным материалом, усиления ответственности...
Методические рекомендации для самостоятельной работы школьников старших классов (смг) и студентов 1-4 курсов средних специальных и высших учебных заведений iconЛитература для учащихся средних и высших учебных заведений
Библиотекарь. Ру электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным...
Методические рекомендации для самостоятельной работы школьников старших классов (смг) и студентов 1-4 курсов средних специальных и высших учебных заведений iconДанная методическая разработка предназначена в помощь библиотекарям и классным руководителям средних специальных учебных заведений при проведении мероприятий патриотической тематики для студентов I iv курсов

Методические рекомендации для самостоятельной работы школьников старших классов (смг) и студентов 1-4 курсов средних специальных и высших учебных заведений iconПисьмо Минобразования РФ от 27 ноября 2002 г. N 14-55-996ин/15 "Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений"
Решение этих задач невозможно без повышения роли самостоятельной работы студентов над учебным материалом, усиления ответственности...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы