Теоретические подходы к развитию художественного восприятия учащихся на уроках изобразительного искусства icon

Теоретические подходы к развитию художественного восприятия учащихся на уроках изобразительного искусства



НазваниеТеоретические подходы к развитию художественного восприятия учащихся на уроках изобразительного искусства
Дата конвертации03.03.2013
Размер48.05 Kb.
ТипДокументы
скачать >>>

Д.А. Давалёва

Тобольская государственная социально-педагогическая академия

им. Д.И. Менделеева, г. Тобольск, Российская Федерация


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА


Актуальной проблемой художественного образования является развитие художественного вкуса учащихся. Поскольку художественный вкус взаимосвязан со способностью чувствовать, видеть, переживать, самостоятельно оценивать произведения искусства, то исходным этапом в его формировании является развитие художественного восприятия. В связи с этим, возникает необходимость изучения подходов к управлению процессом развития художественного восприятия учащихся, что позволит разработать методологические аспекты развития художественного вкуса.

Понятие восприятия учеными объясняется как целостное отражение предметов и явлений действительности в многообразии их свойств и качеств, непосредственно действующих на органы чувств. В научных трудах художественное восприятие выступает как психический процесс, протекающий под непосредственным воздействием искусства на личность, «благодаря которому формируются чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность творить в искусстве» [5].

Эта мысль получила развитие в трудах В.Б. Блока, Н.Н. Волкова, В.С. Кузина, А.А. Мелик-Пашаева, С.Х. Раппопорта, рассматривающих процесс художественного восприятия во взаимосвязи с такими сторонами психической жизни как мышление, представления, художественные и эстетические эмоции.

Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина отмечают, что по мере развития восприятия общение с произведениями искусства вызывает более глубокое эстетическое переживание, что находит отражение в изобразительной деятельности, постижении образного строя произведения, в результате чего происходит формирование и совершенствование художественного вкуса [3].

Полноценное понимание языка искусства зависит от уровня восприятия, что с особой силой поднимает проблему его развития, которое следует понимать как процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований [7]. В научных трудах описаны различные подходы к решению проблемы развития художественного восприятия учащихся.

Развитие восприятия через процессы переживания и познания рассматривает А.В. Бакушинский. Работа по организации художественного восприятия-созерцания представлена в двух направлениях: переживания (с преобладанием эмоционально-волевых моментов) и познания (с преобладанием логически-мыслительных процессов). Первый акт является основным и изначальным, подлинно художественным, второй содействует выявлению художественного образа.


Процесс общения с искусством, по убеждению автора, должен выстраиваться исходя из ступеней восприятия произведения: от восприятия элементов картины на плоскости переходить к восприятию действия, сюжетно-психологической формы, осмыслению образного строя произведения. Данные этапы восприятия отличаются усложнением познавательной деятельности.

В основе постижения произведения, согласно А.В. Бакушинскому, должно быть глубокое, творческое переживание искусства, поскольку не пережитое до конца художественное произведение не может быть понято, не может быть подлинной, художественной и культурной ценностью [1]. Безусловно, эмоциональная атмосфера в ходе восприятия произведения является необходимым условием понимания изобразительного искусства, но характерные качества художественного образа не могут быть освоены учащимися на должном уровне, поскольку автор ограничивается словесными способами управления процессом восприятия произведений искусства [6]. Однако проникновение в пространство произведения возможно, если у ребенка имеется достаточный опыт изобразительной деятельности. Приобретение опыта творческой деятельности, освоение языка искусства и средств художественной выразительности позволит адекватно оценить художественное произведение и придать личностный смысл воспринятому.

Взаимосвязь особенностей детского рисунка с уровнем восприятия изображаемого предмета в свое время доказал Е.И. Игнатьев. Согласно его исследованиям, целенаправленное восприятие объекта, внимательное наблюдение отражается на качестве рисунков и увеличении в них деталей [2].

Развитие восприятия учащихся во взаимосвязи познавательной и практической деятельности рассматривает Е.М. Торшилова. Автор, изучая проблемы восприятия младших школьников, отмечает необходимость в процессе знакомства с искусством обучения осмысленному восприятию и ценностному отношению к нему, что формирует художественные суждения учащихся, через отзывчивость на единство формы и содержания, развитие художественной эрудиции с привлечением широкого спектра ассоциаций, что находит отражение в художественно-творческой деятельности [8].

В трудах Г.Н. Кудиной, А.А. Мелик-Пашаева, З.Н. Новлянской процесс формирования художественного восприятия базируется на ряде принципов. Принцип понимания языка изобразительного искусства, художественных средств выразительности способствует формированию восприятия художественно-смыслового значения произведения, эмоциональному отношению к нему. Принцип взаимодействия в обучении собственного творчества и художественного восприятия предполагает обучение учащихся приемам и технологии создания художественного образа с опорой на приобретенные знания о специфике языка искусства [4].

Опора на данные принципы предоставляет возможность педагогу организовать адекватное восприятие произведения, знакомить с его языком и средствами выразительности образа, организовывать художественно-творческую деятельность, способствуя развитию восприятия и совершенствованию вкуса.

Таким образом, проблема развития художественного восприятия учащихся на уроках изобразительного искусства является предметом научного интереса многих исследователей. Анализ различных подходов к развитию художественного восприятия учащихся дает основание говорить о противоречивости взглядов на решение данной проблемы. Ряд ученых полагает, что в развитии художественного восприятия доминантна теоретическая деятельность, другие устанавливают определенные соотношения между теорией и практикой. Изучение различных подходов к проблеме развития художественного восприятия имеет существенное значение для совершенствования и методики обучения изобразительному искусству.

Литература

  1. Бакушинский, А.В. Художественное творчество и воспитание. – М.: Карапуз, 2009.

  2. Игнатьев, Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. М.: Учпедгиз, 1961.

  3. Комарова, Т.С., Сакулина Н.П., Халезова Н.Б. и др. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. – М.: Просвещение, 1991.

  4. Кудина, Г.Н. Как развивать художественное восприятие у школьников. М.: Знание, 1988.

  5. Общие вопросы эстетического воспитания в школе / под ред. действ. чл. АПН РСФСР В.Н. Шацкой; Академия пед. Наук РСФСР, Ин-т худ. восп-я. – М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР., 1995.

  6. Протопопов, Ю.Н.. Исследование восприятия произведений живописи у старшеклассников. Восприятие изобразительного искусства школьниками. Сб. науч тр./ АПН СССР НИИ художественного воспитания. М., 1988.

  7. Реан, A.A. Психология изучения личности.. СПб.: Михайлов, 1999.

  8. Торшилова, Е.М. Психолого-педагогические проблемы восприятия классического изобразительного искусства младшими школьниками // Эстетическое воспитание школьников в музее. М., 1986.




Похожие:

Теоретические подходы к развитию художественного восприятия учащихся на уроках изобразительного искусства iconДипломная работа на тему: «Особенности художественного восприятия произведений изобразительного искусства в курсе «Мировая художественная культура»
«Особенности художественного восприятия произведений изобразительного искусства в курсе «Мировая художественная культура»
Теоретические подходы к развитию художественного восприятия учащихся на уроках изобразительного искусства iconОсобенности художественного восприятия произведений изобразительного искусства в курсе Мировая художественная культура

Теоретические подходы к развитию художественного восприятия учащихся на уроках изобразительного искусства iconПримерная программа дисциплины «История изобразительного искусства»
Подготовить студентов к самостоятельному освоению художественного наследия изобразительного искусства
Теоретические подходы к развитию художественного восприятия учащихся на уроках изобразительного искусства iconОсобенности художественного языка изобразительного искусства
Детское творчество отражает окружающий мир, природу, как на основе непосредственного их восприятия, так и в результате знакомства...
Теоретические подходы к развитию художественного восприятия учащихся на уроках изобразительного искусства iconУрок изобразительного искусства в 4 классе с использованием икт тема: Олимпийские игры в Древней Греции. Эпиграф урока «О, спорт – ты мир!»
Урок изобразительного искусства в 4 классе, третьей четверти, автор – учитель изобразительного искусства ноу сош №46, юужд ст. Макушино...
Теоретические подходы к развитию художественного восприятия учащихся на уроках изобразительного искусства iconРабота Новицкой Татьяны вошла в каталог ХII региональной выставки детской художественной выставки Рождественская звезда\ Загодиренко Маргарита стала победителем областного художественного конкурс
Работает над темой «Духовно-нравственное воспитание на уроках изобразительного искусства и во внеурочное время»
Теоретические подходы к развитию художественного восприятия учащихся на уроках изобразительного искусства iconМетодическое пособие для учителей изо уфимцева С. М. учитель изобразительного искусства 2012 Содержание
Данное методическое пособие разработано с целью привлечения внимания к творческому развитию учащихся
Теоретические подходы к развитию художественного восприятия учащихся на уроках изобразительного искусства iconРазвитие творческого потенциала младших школьников на уроках изобразительного искусства

Теоретические подходы к развитию художественного восприятия учащихся на уроках изобразительного искусства iconВопросы к экзамену по дисциплине «история изобразительного искусства»
«история изобразительного искусства» для специальности 050602. 65 изобразительное искусство
Теоретические подходы к развитию художественного восприятия учащихся на уроках изобразительного искусства iconПоложение о городском конкурсе-выставке детского художественного творчества
Целью проведения Конкурса является пропаганда и воспитание чувства патриотизма, любви к Родине средствами изобразительного искусства;...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы