Методические рекомендации по выполнению заданий. Методические рекомендации предназначены для студентов педагогического вуза для прохождения учебной психологической практики на 2 курсе icon

Методические рекомендации по выполнению заданий. Методические рекомендации предназначены для студентов педагогического вуза для прохождения учебной психологической практики на 2 курсе



НазваниеМетодические рекомендации по выполнению заданий. Методические рекомендации предназначены для студентов педагогического вуза для прохождения учебной психологической практики на 2 курсе
Дата конвертации02.03.2013
Размер376.28 Kb.
ТипМетодические рекомендации
скачать >>>


Министерство образования Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тобольский государственный педагогический институт

имени Д. И. Менделеева»


Кафедра психологии

Утверждаю

Зав. кафедрой психологии

_____________Бостанджиева Т.М.


Алфёрова Е.И.


Методические материалы

по психологической практике студентов 2 курса


Психологическое сопровождение подростков в условиях предпрофильного обучения


Тобольск

^ 2008

Печатается по решению

кафедры психологии ТГПИ им. Д.И. Менделеева


УДК

ББК

А 53


Алфёрова Е.И. Методические материалы по психологической практике студентов 2 курса: Психологическое сопровождение подростков в условиях предпрофильного обучения. - Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2008. – с. 16 – 100 экз.


Методические материалы включают задания, схемы их выполнения и методические рекомендации по выполнению заданий. Методические рекомендации предназначены для студентов педагогического ВУЗа для прохождения учебной психологической практики на 2 курсе.


Рецензент: Кожевникова Э.П. – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии ТГПИ им. Д.И. Менделеева.


© Алфёрова Елена Ивановна, 2008

© ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2008
^

Пояснительная записка


Психологическая практика является важным аспектом общей профессиональной подготовки студентов. Существенной задачей психологической практики студентов в школе является приобретение навыков, необходимых для выяснения особенностей личности учащихся и психологического анализа урока как основной формы учебно-воспитательной работы. Изучая психологические особенности личности школьников и психологические причины поведения учащихся на уроках и во внеурочное время, студенты учатся наблюдать педагогические явления, анализировать их и делать обоснованные психолого-педагогические выводы. Это помогает им глубже понять возрастные и индивидуальные особенности школьников, осмыслить психологические основы организации педагогического процесса.

Содержание заданий определяется государственным образовательным стандартом. С содержанием заданий по психологии, основными требованиями к их выполнению, критериями оценок и сроками сдачи работ студенты знакомятся на установочной конференции по педагогической практике. Организация контроля за работой студентов проводится в форме групповой и индивидуальной консультации в институте.

В процессе прохождения психологической практики студенты работают в классах парами или тройками.

^ Групповая работа включает в себя:

  1. Подготовка к проведению необходимой диагностической работы, обработку результатов исследования по классу, анализа результатов диагностик.

  2. Подготовка к психологической беседе в классе.

^ Индивидуальная работа заключается в том, что каждый студент имеет своего испытуемого и пишет самостоятельно отчёт - Дневник психологической практики – на основе наблюдений и проведённых диагностических исследований.

Индивидуальный отчёт должен включать:

  1. Общую характеристику класса (по итогам беседы с школьным психологом, классным руководителем и на основе собственных наблюдений);

  2. Изложение наблюдения по плану практики;

  3. Результаты (протоколы) наблюдений и использованных диагностических методов: в дневнике должны быть отражены таблицы сводных результатов (первичные материалы сдаются школьному психологу), расчёты;

  4. Анализ результатов испытуемого;

  5. Выводы по выполненным заданиям.

Критерии оценки качества выполнения заданий:

  1. Уровень оперирования теоретическими знаниями;

  2. Логичность, доказательность рассуждений о личности ученика (факты, события школьной жизни, признаки поведения учеников, опыт общения с ними), раскрытие связей между параметрами;

  3. Качество обработки прилагаемого исследовательского материала;

  4. Раскрытие своеобразия, индивидуальности личности;

  5. Психологическая содержательность педагогических рекомендаций;

  6. Оформление отчёта.

Содержание заданий

Задание состоит из двух частей:

  1. Изучение личности школьника;

  2. Психологический анализ урока.


Рефлексия выполнения психологических заданий

Обязательным этапом работы студентов является рефлексия, направленная на качество выполнения заданий, собственные впечатления на события, которые обратили на себя внимание, отношение к ним и к заданию в целом. В рефлексивном анализе могут помочь вопросы:

  1. Какие впечатления остались у вас от подготовки микрогруппы к выполнению задания?

  2. Какие трудности и чувства возникли в процессе работы над заданием?

  3. Что вам дала работа над ними?

  4. Можно ли сказать, что задание вам понравилось? Почему?

  5. Если задание не понравилось, то чем именно?

  6. Что вы узнали нового во время выполнения этой работы?



Методические рекомендации к выполнению психологических заданий


  1. Изучение личности школьника

Для составления психологической характеристики учащегося необходимо следовать следующему плану:

1. Цель изучения личности учащегося.

На этом этапе нужно описать, почему именно личность этого ученика стала предметом Вашего анализа. Что заставило Вас обратить внимание на этого ребёнка. Какие трудности Вы испытывали во взаимоотношениях с ним.

2. История развития ребёнка.

В этой части характеристики важно описать историю школьной жизни ребёнка. Какие события в прошлом могли повлиять на формирование характера ребёнка, его отношения с окружающими. Здесь же опишите, что Вам известно о семье и близких людях ребёнка.

3. Методы изучения личности.

При диагностике важно соблюдать инструкцию и всю процедуру исследования, указанную в методике. Мотивация выполнения теста зависит от того, находитесь ли вы в контакте с испытуемым. Результаты тестов (бланк ответов) прилагаются к характеристике. По ним преподаватель может судить о правильности обработки данных. После основных выводов нужно проанализировать результаты и описать, насколько они совпадают с Вашими наблюдениями за учеником. Далее нужно выделить рекомендации по индивидуальной воспитательной работе с этим ребёнком.


^ 1. 1. Методика на определение доминирующей направленности личности


Инструкция: Тебе нужно внимательно слушать высказывания и отмечать свое отношение к ним следующим образом:


да, это так

- 1

пожалуй, так

- 2

не знаю

- 3

пожалуй, не так

- 4

нет, это не так

- 5


Рядом с номером высказывания ты должен поставить цифру, обозначающую твое отношение к нему. Постарайся как можно реже пользоваться выражением «не знаю» (3).


  1. Когда мне нужно кому-то помочь, я всегда бросаю свои дела, даже очень важные, и помогаю.

  2. Мне безразличны проблемы и интересы других ребят, мне все равно, какие у меня с ними взаимоотношения, да и сам себе я безразличен.

  3. Я одинаково радуюсь и своим успехам, и успехам других людей.

  4. Я всегда говорю только правду.

  5. Я считаю, что человек должен всегда иметь свое мнение и отстаивать его несмотря ни на что.

  6. Мне очень важно, что думают обо мне окружающие, и мне хочется заслужить их уважение.

  7. Меня всегда радует больше успехи других людей, чем свои собственные.

  8. Я не нарушаю свои обещания.

  9. Я думаю, что я врун, обманщик, в других людях чаще всего я вижу тоже только ложь и обман.

  10. Мне нравятся такие коллективы, где каждый может выделиться, показать, на что он способен.

  11. У меня никогда не возникает раздражение против моих родителей.

  12. Я с уважением отношусь не только к своим интересам, мнениям, убеждениям, но и к интересам, мнениям, убеждениям других людей.

  13. Если бы у меня было больше свободного времени, я бы не тратил его на себя, а постарался сделать как можно больше хорошего для других людей.

  14. Большинство людей совершает больше гадких поступков, я – не исключение.

  15. Когда взрослые научатся уважать меня, тогда и я стану ува­жительно к ним относиться.

  16. Я всегда выполняю просьбы родителей о помощи.

  17. Больше всего я расстраиваюсь, когда люди не могут отложить свои дела, чтобы сделать что-то важное для класса.

  18. Иногда я плохо веду себя с окружающими (грублю, нарушаю дисциплину) не потому, что я ─ плохой человек, а потому, что они не понимают меня, да и не хотят понять.

  19. Я чаще всего работаю хорошо только тогда, когда знаю, что мои усилия принесут в первую очередь мне какую-то пользу.

  20. Я всегда выполняю домашние задания.

  21. Я люблю заниматься такими делами, где я могу проявить свои способности так, чтобы их отметили окружающие.

  22. Иногда бывают минуты, когда мне не хочется жить, потому что я сам себе становлюсь противен и вижу, насколько от­вратительны люди, которые меня окружают.

  23. Когда я играю в какую-нибудь игру, я запросто могу под­даться, зная, что мой соперник, если проиграет, очень рас­строится.

  24. Я избегаю общения со взрослыми, так как они относятся ко мне и обращаются со мной как с малышом, а я взрослый, и уверен, что нужно считаться и с моими взглядами, и с мои­ми интересами.

  25. Я никогда не сплетничаю.

  26. Я не буду поднимать руку для ответа, если увижу, что кто-то тоже хочет ответить, потому что я знаю, что этот чело­век расстроится, если его не спросят.

  27. Бывает, что я выполняю порученное мне дело, не задумыва­ясь, кому и зачем это нужно. Поручили ─ и выполняю, что­бы не приставали или чтобы избежать наказаний.

  28. Я думаю, что люди должны прежде всего думать о других, а уже потом о себе.

  29. Я всегда сначала делаю уроки, а уже потом играю, гуляю и т.д.

  30. Когда я буду взрослым, я хочу зарабатывать много денег, но тратить я их буду не только на себя, но и на других, например, помогать бедным.

  31. Вообще-то взрослые правы, когда говорят, что я плохой че­ловек, только они должны понимать, что я о них думаю так же.

  32. Мне многим не нравится наша компания, зато я чувствую се­бя на равных со всеми, я чувствую себя взрослым человеком.

  33. Для меня хорошим другом является тот, кто ради меня может пожертвовать своими убеждениями, интересами, желаниями.

  34. У меня часто возникает мысль, что ничего хорошего из меня не получится, думаю, что и из большинства моих приятелей вряд ли получится что-то путное.

  35. Когда хвалят других, мне тоже хочется добиться каких-то успехов, чтобы отметили и меня.

  36. Мне легче преодолеть препятствие на пути к достижению це­ли, если я знаю, что то, что я делаю, важно не столько для меня, сколько для других людей.

  37. Когда меня толкают или обругивают в транспорте, мне бы­вает очень обидно, но я не отвечаю грубостью, т.к. счи­таю, что уроню свое достоинство, и к тому же, мне жалко людей и не хочется еще больше портить им настроение.

  38. Я никогда не опаздываю.

  39. Я часто бываю безответственным, лживым, поступаю непоря­дочно, но для большинства людей «ответственность», «поря­дочность», «честность» ─ это только красивые слова, а на деле они такие же, как я.

  40. Я думаю, что люди, которые говорят, что для них важнее интересы общества, чем свои собственные, чаще всего лгут.


Обработка результатов:


Ключ:

  1. Я-0+

  2. Я-0-

  3. Я+0+

  4. Л

  5. Я+0-

  6. Я+0+

  7. Я-0+

  8. Л

  1. Я-0-

  2. Я+0+

  3. Л

  4. Я+0+

  5. Я-0+

  6. Я-0-

  7. Я+0-

  8. Л

  1. Я-0+

  2. Я+0-

  3. Я+0-

  4. Л

  5. Я+0+

  6. Я-0-

  7. Я-0+

  8. Я+0-




  1. Л

  2. Я-0+

  3. Я-0-

  4. Я-0+

  5. Л

  6. Я+0+

  7. Я-0-

  8. Я+0-




  1. Я+0-

  2. Я-0-

  3. Я+0+

  4. Я-0+

  5. Я+0+

  6. Л

  7. Я-0-

  8. Я+0-





Необходимо подсчитать сумму положительных ответов по каждой группе направленности отдельно.





Гуманистическая направленность «Я +, О + »

Эгоистическая направленность «Я + , О - »

Депрессивная направленность «Я - , О + »

Деструктивная направленность «Я - , О - »

№ вопросов

3, 6, 10, 12, 21, 30, 35, 37

5, 15, 18, 19, 24, 32, 33, 40

1, 7, 13, 17, 23, 26, 28, 36

2, 9, 14, 22, 27, 31, 34, 39


При подсчёте и в анализе учитываются ответы испытуемых, обозначенные цифрами 1 и 2 («Да, это так» и «Пожалуй, так»). Дифференциации по этим ответам не производится. Большое количество вариантов да­но для того, чтобы подростку было проще определиться с ответом, особенно в тех случаях, когда у него возникают сомнения.

Л ─ шкала лжи; Я ─ отношение к себе; 0 ─ отношение к обществу. Определяется положительное или отрицательное отношение к себе и к обществу: в зависимости от преобладания того или другого выделяются следующие типы направленности:

  1. ^ Гуманистическая направленность ( «Я +, О + » - отношение личности к себе и к обществу является положительным).

Внутри этого типа вычленяются следующие подтипы:

- гуманистическая направленность с альтруистической акцен­туацией (при положительном отношении к себе и к обществу для подростка все же большую ценность представляет общество, окружающие, их взгляды, позиции, интересы);

- гуманистическая направленность с индивидуалистической ак­центуацией (для подростка наиболее ценным является он сам, его проблемы, интересы, взгляды, окружающие при этом не игнорируют­ся, но их ценность для подростка, по сравнению с его собствен­ной, гораздо ниже).

  1. ^ Эгоистическая направленность («Я +, О -» - для подростка более значимым, по сравнению с обществом, является он сам, его отношение к себе, безусловно положительное, тогда как к общест­ву ─ отрицательное). Внутри этого типа также выделяются подти­пы:

- эгоистическая направленность с индивидуалистической акцентуацией (ценность для подростка собственной личности так же высока, как и при гуманистической направленности с индивидуалистической акцентуацией, но при этом ценность окружающих людей более низкая – скорее отрицательное отношение к окружающим, ─ хо­тя об абсолютном отвержении окружающих, игнорировании их при этом типе направленности личности речи нет);

- эгоистическая направленность с эгоцентрической акценту­ацией (общество для подростка не представляет почти никакой ценности, личность концентрируется только на самой себе, од­нако концентрация личности на самой себе идет не за счет очень положительного отношения личности к самой себе (это отношение ниже, чем отношение личности к самой себе при эгоистической направленности с индивидуалистической акцентуацией), а за счет четко отрицательного отношения к обществу.

  1. ^ Депрессивная направленность личности («Я -, О + » - ценности для са­мой себя личность никакой не представляет, отношение личности к обществу можно охарактеризовать как положительное, однако его нельзя назвать положительным в прямом смысле).

  2. ^ Деструктивная направленность личности («Я -, О - » - ни общество, ни личность для самой себя не представляет никакой ценности).


На основе обработки материала сделать анализ направленности личности испытуемого, соотнося эмпирические результаты с наблюдениями. Дать педагогические рекомендации.


Результаты по классу оформить в Сводную таблицу результатов:


Ф. И. ученика

Гуманистическая направленность «Я +, О + »

Эгоистическая направленность «Я + , О - »

Депрессивная направленность «Я - , О + »

Деструктивная направленность «Я - , О - »
















Сумма баллов













Среднее по классу














^ 1.2. Изучение психологических причин трудностей в обучении


А. Изучение мотивов учебной деятельности школьника

методом наблюдения.

Информативным источником относительно успешности учебной деятельности школьника по различным предметам является классный журнал. Сведения об особенностях его учебной деятельности дадут посещения уроков, анализ до­машних заданий, его суждения об учебе. Более скрытой сто­роной учебной деятельности школьника являются ее моти­вы, которые могут различаться в зависимости от учебного предмета.

Есть груп­пы мотивов учения, которые к настоящему времени выделе­ны отчетливее других: 1) познавательные мотивы, ле­жащие, можно сказать, внутри учебной деятельности, проявляющиеся в привлекательности самого ее содержания для школьника, и 2) социальные мотивы, имеющие место тогда, когда учение побуждается как бы извне, взаи­моотношениями учащегося с другими людьми.

Первая группа мотивов в свою очередь может быть поде­лена на две подгруппы: 1) широкие познавательные моти­вы, раскрывающиеся в общей привлекательности для школь­ника самого процесса приобретения знаний, решения задач, выполнения упражнений и т.д., и 2) учебно-познавательные мотивы, выражающиеся в специальном интересе к спосо­бам добывания знаний, выполнения заданий, самоорганиза­ции учебной работы.

Аналогичным образом можно различить две подгруппы социальных мотивов: 1) широкие социальные мотивы, в которых отражается факт влияния на учение гражданской позиции школьника, чувства ответственности перед обще­ством за результаты своей учебной деятельности, и 2) уз­кие социальные мотивы, «состоящие в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружаю­щими, получить их одобрение, заслужить у них автори­тет».


Наблюдая за испытуемым на уроках и на переменах (в его высказываниях, в высказываниях учителей и товарищей о нем и т.д.), беседуя с ним и другими, охарактеризуйте сложившиеся у него мотивы учебной деятельности, занесите их в таблицу, ориентируясь на следующие проявления мотивации учения школьника.


  1. Склонен задавать учителю вопросы, стремясь уточнить
    сведения по изучаемому материалу.

  2. Часто интересуется отношением товарищей к выполнен­ному им заданию.

  3. Проявляет интерес к анализу собственных ошибок.

  4. Решает задачи, чтобы показать, что он не хуже других.

  5. Учится по причине хорошего понимания общественной
    значимости учения.

  6. Испытывает удовольствие от оказания помощи товари­щам в выполнении заданий.

  7. Справившись с задачей, ищет другие способы ее решения.

  8. С удовольствием берется за новые задачи и задачи повы­шенной трудности.

  9. Учится ради одобрения родителей.

  10. Выполняет задание, чтобы избежать неприятностей.


Таблица распределения мотивов обучения

Мотивы учения

познавательные

социальные

Широкие позна­вательные

Учебно -познава­тельные

Широкие соци­альные

Узко-социальные














Сформулируйте педагогические рекомендации по воспи­танию, обучению, развитию личности учащегося на основе наблюдения и анкетирования. Главное в том, чтобы они были психологически обоснованы ходом и результатами проведенного исследования.


^ Б. Изучение интересов к школьным предметам методом анкетирования.


Инструкция: Укажите степень вашей заинтересованности в учебных предметах.

.

Что привлекает на уроке?

Школьные предметы













Момент проверки домашнего задания

Слушать ответы товарищей













Отвечать на вопросы учителя













Предмет интересен сам по себе













Интересные дополнительные задания, которые даёт учитель













Слушать объяснение учителя













Совместно с учителем обсуждать новый материал













Лично формулировать выводы, определения













Формулировать способы выполнения задач













Самостоятельно изучать заданное по учебнику













Выполнять контрольную работу













Выполнять лабораторно-практическую работу













Решать творческие задачи













Возможность сделать что-то своими руками













Показать свои способности













Узнать о себе что-то новое













Научиться чему-то новому, что пригодиться в жизни














^ Обработка и анализ: подсчитать сумму баллов по каждой ситуации, найти среднее арифметическое. сделать сводную таблицу результатов.

Если индивидуальные бланки исследования дают возможность определить изучаемое явление относительно каждого ученика, то сведение их в сводную матрицу дает возможность определить познавательное отношение к уроку со стороны всех учащихся класса. При этом средние арифметические показатели будут свидетельствовать о предпочтительном отношении класса к определенному виду деятельности на уроке. Например, по графе "Момент проверки домашних заданий" среднеарифметический индекс для всего класса составляет 0,16 балла, а "Совместное обсуждение вопросов учителя" -0,7 балла из единицы возможного. Это дает основание говорить о том, что традиционные формы опроса домашних заданий для учащихся непривлекательны, потому непродуктивны.


^ В. Изучение мотивов учебной деятельности школьников

методом анкетирования.


Инструкция: Что помогает тебе в учёбе по тем или иным учебным предметам? В таблице расположены разные утверждения. По каждому предмету дай свою оценку этим утверждениям. Если согласен с утверждением (например, по иностранному языку), то рядом с таким номером поставь знак «+», если нет - знак «-». Если не можешь ответить - «0».


Ответы

Изучаемые предметы
















1. Интерес к предмету

















2. Желание быть полезным людям

















3. Желание получить аттестат

















4. Требования со стороны родителей

















5. Стремление получить прочные знания

















6. Сознание важности и необходимости этого предмета


















7. Стремление быть в передовиках

















8. Уроки доставляют удовольствие

















9. Чувство стыда за свое "не знаю"

















10. Стремление доказать свои способности

















11. Чтобы не огорчать родителей

















12 Приятно узнавать новое

















13. Ответственность перед учителем

















14. Желание получить хорошие отметки

















15. Нравится ходить .в школу

















16. Боязнь наказания

















17. Быть не хуже других

















18. Не хочу оставаться на второй год


















Предлагаемая методика позволяет изучить мотивы учения по любому предмету. Вопросы утверждения подобраны и расположены так, что ответы ученика группируются по 4-м видам отношений к учению, что и составляет мотивационную основу учебного труда школьника, следовательно, они обнаруживаю 4 вида мотивов учения:

I - положительное отношение как мотив

II - ответственное отношение как мотив

III - престижное отношение как мотив

IV - отрицательное отношение как мотив.


Виды мотивов


№ вопроса


Итоги %


Занимаемое место


I


1


5


8


12


15











II


2


6


9


13














III


3


7


10


14





17








IV


4





11





16


18









Обработка: подсчитать сумму баллов по каждому мотиву в целом и по предметам отдельно. Подсчитать процент и занимаемое место.


^ Г. Причины трудностей в учении

Что мешает учиться лучше?


Ответы


Изучаемые предметы

Недоступность учебного материала

















Неумение самостоятельно работать с книгой

















Отсутствие приемов учебной работы

















Неверие в свои силы

















Увлечение другими делами

















Плохие взаимоотношения с родителями

















Плохие взаимоотношения с учителем

















Плохие домашние условия

















Другие причины


















Обработка анкеты производится аналогично другим анкетам: подсчитать сумму баллов построчно в индивидуальных анкетах; составить сводную таблицу результатов на класс; вычислить среднее арифметическое по классу; проанализировать полученные результаты.


Сводная таблица результатов.

№ п/п

Ф.И.

Причины трудностей в обучении

1

2

3

4

5

6

7

8

9


































Сред. арифм.






























^ Содержание отчёта по 1 части практики:

  1. Исходные данные об ученике (школа, класс, фамилия, имя, другие сведения);

  2. Наблюдение и анализ ситуаций, поступков школьника на уроках; предположения относительно его мотивации учебной деятельности;

  3. Описание организации исследования:

- проведение, обработка анкет, сводные таблицы результатов по классу и на ученика отдельно, анализ результатов, характеристика школьника на основе полученных результатов;

4. Педагогические рекомендации;

5. Рефлексия студента.


^ 2. Психологический анализ урока


Предлагаемая «Схема психологического анализа урока» предполагает анализ учебной мотивации, внимания, восприятия, памяти, мыслительной деятельности учащегося. Для работы со схемой анализа урока необходимо вспомнить фактические знания по психологии. Анализ мотивации требует понимания, что мотив – это побуждение к деятельности, то, ради чего учащийся совершает ту или иную деятельность. Основным компонентом мотива является чувство необходимости. В зависимости от того, каков мотив деятельности, она приобретает для ученика свой смысл. В анализе мотивации следует отразить, как мотивы оказывают влияние на особенности учебной деятельности, и что делает учитель для создания учебной мотивации детей на конкретном уроке.

Мотивация учебной деятельности определяет избирательность сознания ребёнка. Именно интерес к предмету является основной причиной внимания. Внимание – это психологическое состояние, необходимое для умственной деятельности. Внешние впечатления ребёнка определяют его непроизвольное внимание. В анализе очень важно описать, что он увидел новое, необычное на уроке, что могло сосредоточить ребёнка; как учитель развивает умение работать целенаправленно, какие приёмы активизации произвольного и непроизвольного внимания использует на уроке.

Далее, анализируя восприятие, следует учесть, что это – психический познавательный процесс, который зависит от возрастных и индивидуальных особенностей человека, его установок и интересов. Важно описать, как влияют на восприятие особенности самого предмета, педагогическое мастерство учителя, его речь, способность выделить главное, существенное отношение. Какие причины оказывают влияние на избирательность восприятия в ходе урока.

От особенностей внимания и восприятия зависит продуктивность памяти. Чем меньше психологическая трудность урока, больше ассоциативных связей, тем выше уровень запоминания учебного материала. В процессе урока очевидно, какие приёмы активизации и развития памяти использует учитель, насколько рациональны эти приёмы. Если для усвоения материала необходимо заучивание, носит ли оно характер механического или осмысленного заучивания. При смысловом заучивании всегда происходит мыслительная перестройка материала. Он упорядочивается, организуется, опирается на опыт, отбрасывается второстепенное, выделяются смысловые опорные точки. При этом целые обширные куски заменяются их обобщёнными обозначениями. Таким образом, происходит переработка учебной информации.

При анализе нужно описать, как учитель доносит до детей не сам материал, а его смысл. И если смысл определяется опытом и знаниями человека, то как учитель на уроке переводит единицы учебного материала в единицу опыта, умения ребёнка.

Анализ развития процессов памяти ребёнка непосредственно связан с мыслительной переработкой учебного материала. «Обучение – это управление развитием умственных действий ученика». Развиваются ли на уроке те умственные действия, которые помогают усвоению учебного материала, что способствует на уроке превращению внешней умственной активности во внутреннюю, совпадают ли смысловые единицы, выделенные учителем со смысловыми единицами, выделенными учениками.

И, наконец, наблюдая урок, интересно отметить, до какой степени целесообразно управление мыслительной деятельностью детей и какие условия создаются для самореализации, совместной деятельности, самостоятельного управления своей умственной активностью, послепроизвольного внимания, творческого интуитивного мышления. Известно, что именно эмоциональная привлекательность урока, аффективные свойства учебного материала способствуют развитию творческого подхода к обучению. Учитель, способный вызывать сильные эмоционально-положительные чувства, помогает ученику относиться к учёбе увлечённо и легко принимать учебный материал.

Нужно отметить, что при работе над психологическим анализом урока студенты допускают ряд типичных ошибок:

1. Часто происходит только описание хода урока, перечисление отдельных фактов, без необходимого анализа.

2. Иногда студенты увлекаются психологической характеристикой одной из частей анализа без описания ситуации, происходящей на уроке.

3. Недостаточно раскрывают причинные связи при анализе фактического материала.

Психологический анализ урока проводится на основе наблюдения и чёткой протокольной записи хода урока. Объектом наблюдения должна быть деятельность учителя и учеников на уроке. Фиксацию наблюдения рекомендуется проводить по «Схеме протокола урока», стремясь к максимальной полноте записи. На основе протокольной записи и её психологической интерпретации даётся аналитическая и синтетическая характеристика урока по прилагаемым вопросам.


Схема протокола урока

  1. школа____________

  2. предмет___________

  3. учитель_____________________________________________

  4. класс________________

  5. тема урока__________________________________________

  6. дата_________________




Время (мин.)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Психологическая интерпретация наблюдаемых явлений

0-5


6-10











В колонке «психологическая интерпретация наблюдаемых явлений» следует опираться на «Схему психологического анализа урока» (анализ организации познавательной деятельности учащихся на уроке)


^ Вопросы для дальнейшего анализа

(аналитическая характеристика урока)


  1. Как на уроке осуществлялось формирование устойчивого и действенного интереса к учебному предмету и учению в целом?

  2. Организация учителем восприятия учебного материала и его работа по формированию наблюдательности учащихся

  3. Приёмы привлечения и поддержания внимания и развития внимательности учащихся

  4. Что делал учитель для более успешного запоминания материала учащимися и какие особенности произвольного и непроизвольного, механического и осмысленного запоминания проявились у школьников на уроке

  5. Назовите основные представления и понятия, которые формировались на уроке и дайте оценку условий их формирования

  6. Какие качества ума (активность, самостоятельность, творчество) проявились и формировались на данном уроке?


(синтетическая характеристика урока)

    1. Соотношение памяти, мышления и воображения в умственной деятельности учащихся на уроке: какое место занимали память, мышление и воображение в умственной деятельности учащихся; как проявилась их взаимосвязь, какой из этих процессов преимущественно активизировал учитель.

    2. Как осуществлялся учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся на данном уроке?


Содержание отчёта по второй части практики:

  1. Основные параметры урока (школа, класс, учебный предмет, тема урока);

  2. Протокольная запись урока;

  3. Собственный психологический анализ урока с использованием протокольной записи;

  4. Заключение (основные выводы;

  5. Рефлексия студента, посетившего урок).


Рекомендуемая литература для студентов


  1. Мухина В.С. Возрастная психология. – М. 2003

  2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Логос. 2003

  3. Ананьев Б.Г. Психологическая ситуация оценки на уроке в классе. // Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. М.: «ACADEMIA», 2005. С. 101-111

  4. Бреслав Г.М. Подростковый период. // Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. М.: «ACADEMIA», 2005. С. 270-272

  5. А.К. Маркова. Мотивация учения в среднем и старшем возрасте // Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. М.: «ACADEMIA», 2005. С. 303-308

  6. А.К.Маркова, Т.А.Матис, А.Б.Орлов. Формирование мотивации учения. М. «Педагогика». 1990.

  7. Н.Ф.Талызина. Педагогическая психология. М. «Академия».1999.

  8. Дубровина И.В., Круглов Б.С. Особенности обучения и психического развития школьников 12-17 лет // Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. М.: «ACADEMIA», 2005. С. 293-303

  9. Чудновский В.Э. Возрастные психологические особенности нравственной саморегуляции поведения // Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. М.: «ACADEMIA», 2005. С. 350-352


Используемая литература для подготовки методических материалов.

  1. Бостанджиева Т.М. Психологический практикум для студентов. Учебное пособие. – Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2007. – 104 с.

  2. Методические материалы по педагогической практике студентов: Психологический анализ урока как основной формы учебно-воспитательной работы. // Отв. редактор А.И. Щербаков. Л. 1969.

  3. Психологические задания к педагогической практике студентов: Пособие для преподавателей высш. пед. учеб. заведений / Под ред. проф. А.Э. Штейнмеца. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 2002. – 128 с. – (Педагогическая мастерская).

^ Методические материалы

по психологической практике студентов 2 курса


Е.И. Алфёрова


Психологическое сопровождение подростков в условиях предпрофильного обучения


Лицензия на издательскую деятельность

ЛР №040287 от июля 1997года


Отпечатано с оригинал-макета. Подписано в печать .2008

Формат . Усл. печ. л. : 1 Тираж 100 экз. Заказ № _________


Отпечатано в минитипографии

Тобольского государственного педагогического института,

626150, г. Тобольск, ул. Знаменского, 58.






Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Методические рекомендации по выполнению заданий. Методические рекомендации предназначены для студентов педагогического вуза для прохождения учебной психологической практики на 2 курсе iconМетодические рекомендации Издательство
...
Методические рекомендации по выполнению заданий. Методические рекомендации предназначены для студентов педагогического вуза для прохождения учебной психологической практики на 2 курсе iconМетодические рекомендации по подготовке, выполнению и оформлению курсовых работ для студентов специальности 080105. 65 «Финансы и кредит»
Методические рекомендации предназначены для студентов экономического факультета всех форм обучения и разработаны в помощь студенту...
Методические рекомендации по выполнению заданий. Методические рекомендации предназначены для студентов педагогического вуза для прохождения учебной психологической практики на 2 курсе iconМетодические рекомендации по выполнению контрольных работ 7 Рекомендации по выполнению контрольной работы 7
Методические указания предназначены для самостоятельного изучения студентами заочной формы обучения дисциплины «Теория организации»....
Методические рекомендации по выполнению заданий. Методические рекомендации предназначены для студентов педагогического вуза для прохождения учебной психологической практики на 2 курсе iconМетодические рекомендации по выполнению курсовой работы по курсу «Экономика отрасли»
Методические рекомендации предназначены для изучения дисциплины «Экономика отрасли». Подготовлены в соответствии с Государственным...
Методические рекомендации по выполнению заданий. Методические рекомендации предназначены для студентов педагогического вуза для прохождения учебной психологической практики на 2 курсе iconМетодические указания для студентов дисциплины/ практики (рекомендации по планированию, организации и проведению занятий)
Охватывают весь материал, изучаемый студентами. Методические рекомендации по практическим занятиям обеспечивают формирование необходимых...
Методические рекомендации по выполнению заданий. Методические рекомендации предназначены для студентов педагогического вуза для прохождения учебной психологической практики на 2 курсе iconМетодические рекомендации по организации практик Методические рекомендации для студентов исторического факультета, обучающихся по специальности «050402-65-юриспруденция»
Система заданий по самостоятельной работе студентов по разделу «Педагогическая психология»
Методические рекомендации по выполнению заданий. Методические рекомендации предназначены для студентов педагогического вуза для прохождения учебной психологической практики на 2 курсе iconМетодические рекомендации по организации и проведению фольклорной практики для студентов дневной и заочной форм обучения
Зык и литература ). Данные методические рекомендации представляют собой приложение к основному тексту пособия и содержат все необходимые...
Методические рекомендации по выполнению заданий. Методические рекомендации предназначены для студентов педагогического вуза для прохождения учебной психологической практики на 2 курсе iconМетодические рекомендации для студентов по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине «География» для специальностей педагогического и экономического профиля
Методические рекомендации для студентов по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине «География»
Методические рекомендации по выполнению заданий. Методические рекомендации предназначены для студентов педагогического вуза для прохождения учебной психологической практики на 2 курсе iconМетодические рекомендации по написанию курсовой работы по экономической теории для студентов дневного отделения
Методические рекомендации предназначены для студентов дневного отделения специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», также...
Методические рекомендации по выполнению заданий. Методические рекомендации предназначены для студентов педагогического вуза для прохождения учебной психологической практики на 2 курсе iconМетодические рекомендации по выполнению выпускных квалификационных работ для студентов тгспа им. Д. И. Менделеева по специальности 050501. 65 Профессиональное обучение (дизайн)
Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы / Боцман М. С., Купрякова Н. В. – Тобольск: тгспа им. Д....
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы