Учебная программа дисциплины «Профессионально-этические основы социальной работы» Специальность icon

Учебная программа дисциплины «Профессионально-этические основы социальной работы» Специальность



НазваниеУчебная программа дисциплины «Профессионально-этические основы социальной работы» Специальность
Дата конвертации10.05.2013
Размер248.78 Kb.
ТипДокументы
скачать >>>


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тобольский государственный педагогический институт

имени Д.И.Менделеева»


Кафедра социальной педагогики


УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Профессионально-этические основы

социальной работы»

Специальность «040101.65– Социальная работа»


Составитель:

Ст. преподаватель,

С.А.Бармина


Утверждена

на заседании кафедры

от _________________

Зав. каф. ___________


Тобольск, 2006


Пояснительная записка

Дисциплина относится к блоку ОПД и изучается на 1 курсе в 1 семестре. Общая трудоёмкость дисциплины составляет 108 часов, из которых: 36 часов отводится на лекционный курс; 18 часов – на семинарские занятия; 54 часа – на самостоятельную работу студентов. Изучение курса завершается экзаменом. Отдельные разделы и темы дисциплины «Профессионально-этические основы социальной работы» выносятся на государственную аттестацию.


^ 1. Цели и задачи дисциплины.

Изучение дисциплины направлено на подготовку студентов к выполнению следующих видов профессиональной деятельности:

- социально-воспитательная;

- научно-методическая;

Для подготовки к этим видам профессиональной деятельности студент должен уметь решать следующие профессиональные задачи:

социально-воспитательная деятельность:

  • анализировать собственную деятельность с целью её совершенствования, повышения своей квалификации;

  • осуществлять диагностику социальных проблем, особенностей использования современных научно обоснованных и наиболее адекватных приемов, методов и средств разрешения трудных жизненных ситуаций с учетом индивидуальных особенностей клиента и социальной ситуации его развития

  • - организовывать субъект-субъектное взаимодействие участников социальных отношений, детско-родительских отношений в профессиональной деятельности социальных педагогов и социальных работников;

  • психолого-педагогическому обеспечению процесса взаимодействия социального работника и клиента;

научно-методическая деятельность;

- выполнять научно-методическую работу;

- участвовать в работе научно-методических объединений;

- рефлексировать и анализировать собственную деятельность с целью совершенствования своей квалификации.


Цель – формирование у студентов целостного представления об этике социальной работы как системе принципов и нравственных норм профессиональной деятельности.

  • ^ Задачи дисциплины:

  • познакомить студентов с историей становления этических традиций на Руси, принципами допрофессиональной помощи и особенностями социокультурного контекста становления этой профессии;

  • дать общее представление о профессионально – этических основах социальной работы: критерии нравственности, этические принципы и приоритеты интересов в социальной работе;

  • рассмотреть главные ценности, сформулированные в профессионально – этическом кодексе социальных работников;

  • познакомить студентов с особенностями профессионального этикета социальных работников.


^ 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Курс предполагает освоение студентами – будущими социальными работниками, профессионально – этических основ социальной работы.

Студент, изучивший дисциплину,

должен знать:

  • определения основных понятий и категорий курса;

  • исторические предпосылки становления этики социальной работы;

  • теоретические аспекты и методологию этики социальной работы

  • этические нормы, регулирующие профессиональную деятельность социальных работников;

  • нормы этикета в типичных ситуациях профессиональной деятельности социального работника;

  • профессиональные этические кодексы социальных работников России и зарубежных стран, их основные функции и базовые принципы;

  • этические нормы оказания социальной, психологической, бытовой помощи, принимать во внимание этические аспекты исследований в социальной работе;

должен уметь:

  • уметь разрешать этические противоречия и дилеммы в социальной работе;

  • прогнозировать развитие социальных, личностных и профессиональных отношений;

  • работать с клиентом, в коллективе, налаживать контакты между личностью и семьёй, между различными общественными и государственными структурами на основе этических принципов, моральных норм и правил;

  • работать в условиях неформального общения, способствуя проявлению инициативы и активной жизненной позиции личности;

  • заниматься самообразованием, анализировать свои возможности, планировать и организовывать рациональный режим работы и отдыха.

  • совершенствовать свои личностно – нравственные качества и позиции, необходимые в будущей профессиональной деятельности.

должен владеть:

  • базовыми умениями и способами деятельности в области теории и практики профессиональной этики социальной работы, а именно:

методологическими – определять объект и предмет этики социальной работы, этические принципы и содержание профессиональной деятельности, выбирать оптимально эффективные формы и методы работы с различными категориями населения, индивидами, находящимися в трудной жизненной ситуации, критически переосмысливать личностно-нравственные качества и профессионально-ценностные установки, осваивать принципы и нормы профессиональной этики.

исследовательскими – видеть и формулировать социально-педагогические проблемы различных категорий населения, отбирать и применять с учетом профессиональной этики методы социальной диагностики и социального исследования, работать с дополнительной литературой, оформлять результаты исследований в виде курсовых и домашних контрольных работ.

должен иметь представление:

  • о долге и ответственности социального работника перед обществом, профессией и коллегами, клиентами и его близкими, перед самим собой;

  • о способах восстановления социальной справедливости, достижения равенства возможностей и соблюдения прав клиентов.

  • об основных направлениях и проблемах социальной работы;

  • о субъектах изменения социальной реальности, т.е. о социальных работниках;

  • о клиентах и факторах, приводящих к изменению их жизненной ситуации.

  • о необходимости этической регламентации профессиональной деятельности социальных работников.



3. Объём дисциплины и виды учебной работы.

^ Вид учебной работы

Всего часов

Семестр

1

Общая трудоёмкость дисциплины

108

108

Аудиторные занятия

Лекции

Практические (семинарские) занятия

Контроль за самостоятельной работой студентов

54

36

18


54

36

18


^ Самостоятельная работа:

Конспектирование литературы и первоисточников

Подготовка к срезовой контрольной работе (тест), терминологическому диктанту

Изучение тем, вынесенных на самостоятельное изучение

Подготовка и защита рефератов

Выполнение творческого задания

54

20

10


14


10

54

20

10


14


10

Вид итогового контроля экзамен





4. Содержание дисциплины.

^ 4.1. Разделы дисциплины и виды занятий.

п/п

Разделы дисциплины

(название)


Всего часов

Лекции

Практические (семинарские) занятия

1

Методологические основы этики социальной работы

6

4

2

2

Становление и развитие ценностных оснований социальной работы и этических традиций.


6



4


2

3

Этико-ценностное регулирование профессиональной деятельности и отношении в системе социальной работы.


18


12


6

4

Профессиограмма социального работника.


12

8

4

5

Деонтология социальной работы


12

8

4

4

Итого


54

36

18



^ 4.2. Содержание разделов дисциплины.


4.2.1. Лекционный курс (содержание лекционного курса (тезисы лекций) приведены в приложении 1 учебно-методического комплекса).

Семестр

лекции


Раздел дисциплины,

тема учебного курса, содержание лекции

Кол-во часов

1

1-2

Раздел 1 «Методологические основы этики социальной работы»

^ Тема: «Профессиональная этика социального работника».

Понятия «этика», «мораль», «моральные нормы», «профессиональная этика».

Цель и задачи, объект и предмет этики социальной работы.

Основные категории этики социальной работы:

  • этические отношения;

  • этическое сознание;

  • этические действия;

  • профессиональный долг специалиста.

Мотивы поведения и деятельности социального работника. Уровни этики социальной работы.

Основные функции этики социальной работы. Категории моральности социальной работы

4

1

3

^ Раздел 2 «Становление и развитие этических традиций и ценностных оснований социальной работы».

Тема: «История становления этических традиций на Руси»

Мораль как одна из наиболее ранних форм общественного сознания и регуляторов человеческого поведения. Происхождение морали и первых социальных норм. Появление первых форм взаимопомощи людей. Нравственное регулирование отношений между людьми в разные исторические периоды.

Этика взаимоотношений в славянских племенах. Догматы православия как основа этических воззрений верующих.

Библия, Ветхий и Новый Заветы. Православная религиозная мораль.

Светские этические кодексы. Этические традиции русского народа в воззрениях древних славян, православных богословов (С.Саровсикй, Феофан Затворник) и светских философов (В.Ф. Одоевский, В.Ф. Соллогуб, П.Я. Чаадаев, Н.Г. Чернышевский и др.).

Взгляды общества на социальное обеспечение в советский период и настоящее время.

2

1

4


^ Раздел 2 «Становление и развитие этических традиций и ценностных оснований социальной работы»

Тема «Предпосылки возникновения профессии в России и за рубежом».


Допрофессиональные формы социальной помощи. Акции милосердия. Благотворительность частных лиц и организаций. Церковная благотворительность. Формирование американской и европейской теорий социальной работы. Теории дарения и обмена.

Государство как субъект помощи. Церковная помощь. Добровольческие общественные организации Появление профессиональных социальных работников.

2

1

5

^ Раздел 3 «Этико-ценностное регулирование профессиональной деятельности и отношении в системе социальной работы»

Тема «Этическая регламентация профессиональной деятельности работников социальной сферы».

Тенденции развития современного общества: социальная направленность деятельности государства, этическая регламентация различных отраслей профессиональной деятельности. Основные причины этической регламентации профессионального поведения в социальной работе.

2

1

6

^ Раздел 3 «Этико-ценностное регулирование профессиональной деятельности и отношении в системе социальной работы».


Тема «Этические принципы и приоритеты интересов в профессиональной деятельности социального работника».

Интересы клиента, ответственность социального работника, права клиента, сотрудничество социального работника и клиента. Основы нравственной культуры.

Виды интересов, представленных в социальной работе.

Выбор приоритетов в профессиональной деятельности социального работника. Позиции социального работника по отношению к клиенту.

2

1

7

^ Раздел 3 «Этико-ценностное регулирование профессиональной деятельности и отношении в системе социальной работы».

Тема «Этический кодекс социального работника»

Понятия «кодекс», «профессиональный кодекс». Цель и задачи этического кодекса социального работника.

Функции этического кодекса. Основные источники этических нормативов социальной работы.

Требования к этическому кодексу. Моральные нормы и моральные правила как основа этического кодекса социального работника.

Содержание основных разделов профессионально-этического кодекса социального работника России.


Особенности зарубежных кодексов специалистов по социальной работе...

2

1

8-9

^ Раздел 3 «Этико-ценностное регулирование профессиональной деятельности и отношении в системе социальной работы»

Тема «Этические аспекты работы социальных служб».


Этика взаимодействия социальных служб между собой и со сторонними организациями и структурами.

Этические аспекты исследований в социальной работе. Этическое воспитание социального работника.

Этические нормы и правила оказания социальных, психологических и социально-бытовых услуг.

Участие в разработке социальной политики.

4



10

^ Раздел 3 «Этико-ценностное регулирование профессиональной деятельности и отношении в системе социальной работы»

Тема: «Профессиональный этикет социального работника».

Понятия «этикет», «профессиональный этикет».

История возникновения и развития этикета. Принципы этикета.

Этикет типичных ситуаций профессиональной деятельности социального работника: знакомство; повседневное общение; общение с окружением; телефонный разговор; контакты со спонсорами; работа с представителями учреждений и организаций.


2

1

11-12

^ Раздел 4 «Профессиограмма социального работника»

Тема «Личностно-нравственные качества социального работника».


Призвание и профессия. Уровень моральности социального работника. Нравственность как основа личности специалиста.

Основные компоненты нравственного сознания:

  • нравственные знания;

  • нравственные убеждения;

  • нравственная потребность.

Личностные качества социального работника. Гражданская позиция специалиста.

4

1

13-14

^ Раздел 4 «Профессиограмма социального работника»

Тема «Функции и подходы профессиональной деятельности социального работника».


Функции социального работника. Воспитательный, фасилитативный, адвокативный подходы, используемые социальным работником при решении социальных проблем. Критерии профессиональной компетентности социального работника. Должностные обязанности специалиста.

4

1

15-16

^ Раздел 5 «Деонтология социальной работы»

Тема «Долг, ответственность и этические дилеммы в социальной работе».


Понятия «деонтология», «деонтология социальной работы», «долг», «ответственность», «дилемма».

Этические дилеммы в социальной работе: конфиденциальность и интересы общества; необходимость говорить правду и интересы клиента; патернализм и самоопределение; обязательство придерживаться законов и защита клиента; коллегиальность и доносительство; принцип равенства и неравное распределение ограниченных ресурсов; личные и профессиональные ценности.

4

1

17-18

^ Раздел 5 «Деонтология социальной работы»

Тема «Деонтология отдельных видов взаимодействия в социальной работе».


Ответственность и долг социального работника перед обществом и государством. Ответственность и долг социального работника перед профессией. Ответственность и долг социального работника перед коллективом и коллегами. Ответственность и долг социального работника перед клиентом и его близкими. Ответственность и долг социального работника перед самим собой

4

^ 4.2.2. Практические (семинарские) занятия (содержание практических (семинарских) занятий и методические указания для подготовки к ним приведены в приложении 2 учебно-методического комплекса).

занятия

Наименование темы практического занятия

Раздел, тема дисциплины

^ Кол-во часов

1

Профессиональная этика социального работника

Раздел 1

«Метологические основы этики социальной работы»

Тема: «Профессиональная этика социального работника».

2

2

История становления этических традиций и предпосылки формирования профессии

Раздел 2

«Становление и развитие этических традиций и ценностных оснований социальной работы»

Тема

«История становления этических традиций и предпосылки формирования профессии».

2

3

Этические принципы и приоритеты интересов в профессиональной деятельности социального работника

Раздел 3


«Этико-ценностное регулирование профессиональной деятельности и отношении в системе социальной работы»

Тема

«Этические принципы и приоритеты интересов в профессиональной деятельности социального работника»

2

4

Отечественный и зарубежный этические кодексы социального работника

Раздел 3


«Этико-ценностное регулирование профессиональной деятельности и отношении в системе социальной работы»

Тема

«Отечественный и зарубежный этические кодексы социального работника»

2

5

Этические аспекты работы социальных служб

Раздел 3

«Этико-ценностное регулирование профессиональной деятельности и отношении в системе социальной работы»


Тема

«Этические аспекты работы социальных служб»

2

6

Профессиональный этикет социального работника

Раздел 3

«Этико-ценностное регулирование профессиональной деятельности и отношении в системе социальной работы»


Тема

«Профессиональный этикет социального работника»

2

7

Личностные качества, ценностные ориентации и должностные обязанности социального работника

Раздел 4

«Профессиограмма социального работника»


Тема

«Личностные качества, ценностные ориентации и должностные обязанности социального работника»


2

8-9

Деонтологические вопросы социальной работы

Раздел 5

«Деонтология социальной работы»

Тема


«Деонтологические вопросы социальной работы»

4


^ 4.2.3. Задания для самостоятельной работы студентов (содержание самостоятельной работы студентов и методические указания к её выполнению приведены в приложении 3 учебно-методического комплекса).

^ Разделы и темы программы для самостоятельного изучения

Перечень домашних заданий и других вопросов для самостоятельного изучения

^ Сроки выполнения

Кол-во часов

Раздел 1

«Метологические основы этики социальной работы»

Тема: «Профессиональная этика социального работника»

Подготовка к семинарским занятиям

Подготовка к срезовой контрольной работе

Подготовка к коллоквиуму

Изучение литературы и конспектирование первоисточников

^ По расписанию занятий

6

Раздел 2

«Становление и развитие этических традиций и ценностных оснований социальной работы»

Тема: «Взгляд русских философов на развитие благотворительности»

Изучение тем, вынесенных на самостоятельное изучение

Изучение литературы и конспектирование первоисточников

^ В течение семестра

6

Раздел 2

«Становление и развитие этических традиций и ценностных оснований социальной работы»

Тема «Предпосылки становления и развития социальной работы за рубежом».

Изучение тем, вынесенных на самостоятельное изучение

Подготовка к семинарским занятиям

Изучение литературы и конспектирование первоисточников

^ По расписанию занятий

6

Раздел 3


«Этико-ценностное регулирование профессиональной деятельности и отношении в системе социальной работы»

Тема

«Отечественный и зарубежный этические кодексы социального работника»

Подготовка к семинарским занятиям

Подготовка к срезовой контрольной работе

Подготовка к коллоквиуму

Изучение литературы и конспектирование первоисточников

Выполнение творческого задания (сравнительный анализ)

^ По расписанию занятий

6












Раздел 3


«Этико-ценностное регулирование профессиональной деятельности и отношении в системе социальной работы»

Тема

«Этические принципы и приоритеты интересов в профессиональной деятельности социального работника»


Подготовка к семинарским занятиям

Изучение литературы и конспектирование первоисточников

Анализ и моделирование ситуаций

^ По расписанию занятий

4

Раздел 3


«Этико-ценностное регулирование профессиональной деятельности и отношении в системе социальной работы»

Тема

«История развития этикета. Профессиональный этикет»


Изучение тем, вынесенных на самостоятельное изучение

Изучение литературы и конспектирование первоисточников Выполнение творческого задания

^ В течение семестра

6

Раздел 4


«Профессиограмма социального работника»

Тема

«Синдром «эмоционального сгорания» в профессиональной деятельности социального работника»


Изучение тем, вынесенных на самостоятельное изучение

Изучение литературы и конспектирование первоисточников Анализ и моделирование ситуаций

^ В течение семестра

6

Раздел 4


«Профессиограмма социального работника»

Тема

«Личностные качества, ценностные ориентации и должностные обязанности социального работника»

Подготовка к семинарским занятиям

Изучение литературы и конспектирование первоисточников

Подготовка к срезовой контрольной работе

Подготовка к коллоквиуму

Выполнение творческого задания

Моделирование ситуаций

^ По расписанию занятий

6

Раздел 4


«Профессиограмма социального работника»

Тема

«Проблема профессиональной пригодности в социальной работе»


Изучение тем, вынесенных на самостоятельное изучение

Изучение литературы и конспектирование первоисточников

^ В течение семестра

4

Раздел 5

«Деонтология социальной работы»


Тема

«Деонтологические вопросы социальной работы»

Подготовка к семинарским занятиям

Подготовка к коллоквиуму

Изучение литературы и конспектирование первоисточников

Выполнение творческого задания Анализ и моделирование ситуаций

^ По расписанию занятий

4



График контроля самостоятельной работы студентов

1. Срезовая контрольная работа – во время недели полусеместровой аттестации.

2. Полусеместровая аттестация – середина семестра.

3. Коллоквиум– за неделю до зачётной недели.

4. Проверка конспектов тем, вынесенных на самостоятельное изучение – до зачётной недели включительно.


^ 4.2.4. Лабораторный практикум – не предусмотрен.


5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

5.1 Рекомендуемая литература:

Основная литература

  1. Антология социальной работы./Сост.: М.Ф. Фирсов. – М., 2000. В 5т.

  2. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение: Учеб. Пособие. – Минск, 2000.

  3. Гуслякова Л.Г., Кувишникова В.А., Синцова Л.К. Сборник задач и упражнений по социальной работе. – М.: Наука, 2005.

  4. Курбатов В.И. Социальная работа для студентов вузов. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 156 с.

  5. Основы конфликтологии. Учебное пособие /Под ред. В.Н. Кудрявцева. – М.: Юристъ, 2001.

  6. Основы социальной работы: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / Под ред. Н.Ф. Басова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

  7. Основы социальной работы: Учебник /Отв.ред. П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА – М., 2002. – 368 с.

  8. Социальная работа: понятия и определения (Глоссарий). / Сост. В.А. Румянцев. – М.: СОТИС, 2002.

  9. Теория и методика социальной работы / под ред. П.Д. Павленка. – М.: ГАСБУ., 1993. Вып. 1, 1995 – выш.2.

  10. Теория и методика социальной работы /под ред. С.И. Григорьева. – М. – 2004

  11. Теория и методика социальной работы: Краткий курс /Под ред. В.И. Жукова. – М.: Союз. 2002.

  12. Теория социальной работы /отв. ред. Е.И. Холостова. – М.: Юрист, 2005.

  13. Теория социальной работы: Учебник /Под ред. Проф. Е.И. Холостовой. – М.: Юристъ, 1998. – 334 с.

  14. Тетерский С.В. Введение в социальную работу: Учебное пособие. – М.: Академический Проект, 2000. – 496 с.

  15. Холостова Е.И. Практикум по социальной работе. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007

  16. Фирсов М.В., Студенова Е.Т. Теория социальной работы: Учебн. пособие для студентов высш. учебн. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 432 с.

Дополнительная литература.

  1. Анисимов С.Ф. Мораль и поведение. – М., 1985.

  2. Беклешов Д.В. Манеры и поведение делового человека. – М., 1993.

  3. Белякова Г.И. Профессиональный этикет. – М., 1975.

  4. Бербешкина З.А. Этика социального работника //Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии. – М., 1993.

  5. Благотворительность и милосердие. – Саратов: ПФ РУЦ, 1997.

  6. Бодалев А.А. Технология общения. М. – Воронеж, 1996.

  7. Волченко Л.Б. Гуманность, деликатность, вежливость и этикет. – М., 1992.

  8. Всеобщая декларация прав человека. – М: Интерпракс, 1994.

  9. Гололев Л.Д. Беседы об этикете поведения.. – Киев, 1990.

  10. Гусейнов А.А. Великие моралисты. М., 1994.

  11. Данакин Н.С. Смысл и профессиональные особенности социальной работы //Российский журнал социальной работы. 1995, №1.

  12. Демидов Н.В. Деловой протокол и этикет. – М., 1994.

  13. Демидова Т.Е. Профессиональное общение социального работника. – М., 1994.

  14. Джунусов М.С. Достоинства человека и опасность их превращения в недостатки //Российский журнал социальной работы. 1996, №2.

  15. Дробницкий О.Г. О нравственности. – М., 1977.

  16. Дробницкий О.Г. Понятие морали. – М., 1974.

  17. Козыревская Л.П., Анисимова Л.М., Гуревич Н.Ю. Этическое поведение и культура поведения. Манера поведения. – Горький, 1980.

  18. Крутов Н.Н. Мораль в действии: о закономерностях влияния морали на поведение личности. – М., 1977.

  19. Курочкина И.Н., Черник Т.В. Этикет в нашей жизни: исторический и методический аспекты. – М., 1994.

  20. Курочкина И.Э. Современный этикет. Методическое пособие для преподавателей. – Калуга, 1993.

  21. Лихачев Л.С. Школа этикета: поучения на всякий случай. – Екатеринбург, 1995.

  22. Медведева Г. П. Этика социальной работы: Учебное пособие для студ. высш. учебн. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 208 с.

  23. Мур Дж. Э. Принципы этики. – М., 1984.

  24. Назаров В.Н. Энциклопедия нравственной мудрости. – М., 1993.

  25. Психотехнологии в социальной работе. – Ярославль, ЯрГУ, 1997.

  26. Профессионально-этические нормы социальной работы. – М., Социальное здоровье России, 1993.

  27. Ример Г.Ф. Ценности и этика //Энциклопедия социальной работы. В 3-х т., Т.3 – М., Центр общечеловеческих ценностей, 1994. – с. 385-392.

  28. Сафьянов В.И. Этика общения. – М., 1991.

  29. Сенченко И. Этика и этикет деловых отношений //Основы менеджмента. – М., 1993.

  30. Склярова Т.В. Этические ценности социальной работы //Социальная работа: методология, теория, технологии. Учебн. пособие в 2-х частях. Ч.1. – Саратов, Изд-во ПМУЦ, 1998. – с.30-37.

  31. Словарь по этике //Под ред. Кона И.С. – М., 1981.

  32. Фирсов М.В. Введение в специальность и основы профессиональной этики социального работника. – М., 1993.

  33. Фром Э. Психоанализ и этика. – М., 1993.

  34. Шрейдер С.-Э. Гуманистические ценности социальной работы. – М., 1996.

  35. Ягодинский В.Н. Как себя вести: практический курс культуры поведения. – М., 1991.

  36. Ярская-Смирнова Е. Профессиональная этика социальной работы: Учебник. – М., Ключ. – С., 1998. – с. 96.

*Кроме указанной литературы, рекомендуется использовать также: Российский журнал социальной работы, Вестник социальной работы (М.: Союз); Социальная работа: теория, технология, образование (МГСУ, Союз); Социальная защита; Семья в России; Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы; Бюллетень. Департамент проблем семьи, женщин и детей; Социологические исследования; Социальное обеспечение; Психологический журнал; Педиатрия и другие журналы.


^ 5.2. Средства обеспечения освоения дисциплины:

Для обеспечения освоения данной дисциплины имеются:;

- нормативно-правовые акты в сфере социальной работы;

- учебная и справочная литература и др.


^ 6. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Для обеспечения освоения данной дисциплины имеются:

- компьютерный мультимедийный класс;

- стенды;

- схемы;

- сравнительные таблицы.


7. Содержание текущего и промежуточного контроля (содержание текущего и промежуточного контроля и методические указания к его проведению приведены в приложении 4 учебно-методического комплекса):


^ 7.1. Текущий контроль за результатами процесса обучения:

- срезовая контрольная работа по темам;

- коллоквиум (терминологический диктант)

- вопросы к тесту


^ 7.2. Вопросы к экзамену по дисциплине

  1. Основные причины этической регламентации профессионального поведения в социальной работе.

  2. История становления этических традиций на Руси.

  3. Понятия «этика» и «мораль». Феномен профессиональной этики.

  4. Объект, предмет, цели и задачи этики социальной работы.

  5. Основные категории этики социальной работы.

  6. Функции этики социальной работы.

  7. Критерии нравственности (моральности) в социальной работе.

  8. Этические принципы в социальной работе.

  9. Интересы в социальной работе. Приоритеты интересов в профессиональной деятельности.

  10. Позиции социальных работников по отношению к клиенту.

  11. Нравственность как основа личности социального работника. Внутреннее качество человека.

  12. Личностно-нравственные качества социального работника.

  13. Этические кодексы социальной работы: понятие, функции, требования.

  14. Моральные нормы и моральные правила как основа этического кодекса социальной работы.

  15. Зарубежные кодексы этики социальной работы.

  16. Профессионально-этический кодекс социальных работников России.

  17. Этические аспекты исследований в социальной работе.

  18. Основные направления этического воспитания социального работника.

  19. Этические нормы оказания социальных, психологических и социально-бытовых услуг.

  20. Трактовка понятия «деонтология». Деонтология социальной работы.

  21. Ответственность и долг социального работника перед обществом и государством.

  22. Ответственность и долг социального работника перед профессией и коллегами.

  23. Ответственность социального работника перед клиентом и его близкими.

  24. Долг социального работника перед самим собой.

  25. Понятие «этики». Принципы этикета социального работника (по Л.С. Лихачеву).

  26. Нормы этикета в типичных ситуациях профессиональной деятельности социального работника. Знакомство.

  27. Консультирование и постоянное общение. Телефонный разговор.

  28. Работа с клиентом в медицинском учреждении. Общение в социальном окружении клиента.

  29. Работа с представителями учреждений и организаций. Контакты учреждений и организаций. Контакты со спонсорами.

  30. Этические дилеммы в социальной работе.


8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины (методические рекомендации для преподавателя и студентов приведены в приложениях 5-6 учебно-методического комплекса).

Программа составлена в соответствии с ГОС ВПО по специальности «350500 – социальная работа».


9. Учебная практика не предусмотрена.





Похожие:

Учебная программа дисциплины «Профессионально-этические основы социальной работы» Специальность icon«томский политехнический университет» Е. В. Рубанова профессионально-этические основы социальной работы
Профессионально-этические основы социально работы: учебное пособие/ Е. В. Рубанова. ­– Томск: Изд-во Томского политехнического университета,...
Учебная программа дисциплины «Профессионально-этические основы социальной работы» Специальность iconУчебная программа дисциплины «основы социальной работы» Специальность «050711. 65 – социальная педагогика» Составитель
Изучение курса в каждом семестре завершается экзаменом. Отдельные разделы и темы дисциплины «Основы социальной работы» выносятся...
Учебная программа дисциплины «Профессионально-этические основы социальной работы» Специальность iconПримерный перечень вопросов к экзамену по дисциплине «Профессионально-этические основы социальной работы»
Основные причины этической регламентации профессионального поведения в социальной работе
Учебная программа дисциплины «Профессионально-этические основы социальной работы» Специальность iconОпыт организационно-административной работы в системе социальных служб, учреждений и организаций
Пререквизиты: «Правовое обеспечение социальной работы», «Экономические основы социальной работы», «Этические основы социальной работы»,...
Учебная программа дисциплины «Профессионально-этические основы социальной работы» Специальность iconУчебная программа дисциплины «Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы» Специальность «040101. 65 – социальная работа» Составитель
...
Учебная программа дисциплины «Профессионально-этические основы социальной работы» Специальность iconУчебная программа дисциплины «Технологии социальной работы» Специальность «040101. 65 – социальная работа» Составитель
Изучение курса в каждом семестре завершается экзаменом. Отдельные разделы и темы дисциплины «Технологии социальной работы» выносятся...
Учебная программа дисциплины «Профессионально-этические основы социальной работы» Специальность iconУчебная программа дисциплины «теория социальной работы» Специальность «040101. 65 – социальная работа» Составитель
Учебный курс «Теория социальной работы» представляет собой дисциплину, в которой представлена систематизация знаний, касающихся
Учебная программа дисциплины «Профессионально-этические основы социальной работы» Специальность iconУчебная программа дисциплины «История социальной работы»
Курс «История социальной работы» направлен на знакомство с зарубежным опытом развития социальной работы и историческим прошлым этого...
Учебная программа дисциплины «Профессионально-этические основы социальной работы» Специальность iconУчебная программа дисциплины «психодиагностика в социальной работе» Специальность «040101. 65» – социальная работа» Составитель
Срс, 44 часа – на самостоятельную работу студентов. Изучение курса завершается зачётом. Отдельные разделы и темы дисциплины «Психодиагностика...
Учебная программа дисциплины «Профессионально-этические основы социальной работы» Специальность iconУчебная программа дисциплины «Содержание и методика педагогической деятельности в системе социальной работы»
«Содержание и методика педагогической деятельности в системе социальной работы». Педагогика все больше проникает в социальные службы...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы