Литература как учебная дисциплина. Цели и задачи курса. Детская литература и круг детского и юношеского чтения icon

Литература как учебная дисциплина. Цели и задачи курса. Детская литература и круг детского и юношеского чтения



НазваниеЛитература как учебная дисциплина. Цели и задачи курса. Детская литература и круг детского и юношеского чтения
Дата конвертации02.05.2013
Размер94.53 Kb.
ТипДокументы
скачать >>>

  1. Детская литература как учебная дисциплина. Цели и задачи курса. Детская литература и круг детского и юношеского чтения.

  2. Зарубежная литература эпохи классицизма. Сказки Ш.Перро: своеобразие салонной сказки эпохи XVII в. («Сказки моей матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времен с поучениями»).

  3. Своеобразие жанра приключенческий роман эпохи Просвещения в детском чтении: проблематика и поэтика романов Д.Дефо («Приключения Робинзона Крузо») и Дж.Свифта («Путешествия Гулливера»).

  4. Развитие русской детской литературы в XVII – XVIII вв. Детские переводные и периодические издания. Басни И.А.Крылова в детском чтении.

  5. Русская детская литература эпохи романтизма. Актуализация жанра литературной сказки: особенности жанра, основные представители, главные тенденции развития. Своеобразие сказок В.И.Даля.

  6. Русская детская литература эпохи романтизма. Жанр сказки-поэмы (поэтической сказки) в детском чтении: особенности жанра, основные представители, главные тенденции развития. Идейно-художественное своеобразие сказок В.А.Жуковского («Спящая царевна», «Сказка об Иване Царевиче и Сером Волке»).

  7. Русская детская литература эпохи романтизма. Особенности жанра сказки-поэмы (поэтической сказки) в детском чтении: основные тенденции развития сказочного идеала в сказках А.С.Пушкина («Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке»). Сказка-поэма П.П.Ершова «Конек-Горбунок» как произведение, завершающее развитие жанра.

  8. Открытия русского романтизма: жанр волшебной (сказочной) повести. «Черная курица, или Подземные жители» А.Погорельского: история создания, своеобразие художественного конфликта и композиционного решения, дидактика и мораль в сказке, специфика образа ребенка. Традиции Гофмана и рыцарского романа в сказке.

  9. Вклад В.Ф.Одоевского в детскую литературу первой половины XIX в. «Городок в табакерке» – первый образец художественно-познавательной сказки для детей.

  10. Развитие детской периодики и критики детской литературы в первой половине XIX в. Взгляд В.Г.Белинского на детскую литературу и круг детского чтения. Детские журналы и детские писатели первой половины XIX в.

  11. Художественные открытия романтизма и зарубежная детская литература. Своеобразие романтического конфликта в сказке Э.-Т.-А.Гофмана «Щелкунчик и Мышиный Король».

  12. Художественные открытия романтизма и зарубежная детская литература. Идейно-художественное своеобразие альманахов В.Гауфа («Маленький Мук», «Карлик Нос», «Холодное сердце»).

  13. Литературная сказка Г.-Х.Андерсена («Дикие лебеди», «Огниво», «Снежная королева», «Соловей», «Русалочка», «Маленький Клаус и Большой Клаус»).

  14. Жанр исторического романа в детской литератур первой половины XIXв. История и вымысел в романах А.Дюма («Три мушкетера», «Двадцать лет спустя», «Десять лет спустя»). Философская и нравственная проблематика романа «Граф Монте-Кристо».

  15. Жанровое своеобразие романа о науке. Поэтика и проблематика романов Ж.Верна («Дети капитана Гранта», «Двадцать тысяч лье под водой», «Таинственный остров»).

  16. Своеобразие русской детской литературы в эпоху реализма. Проблема воспитания и формирования личности человека в детской литературе. Деятельность К.Д.Ушинского.
  17. ^

    Педагогическая деятельность Л.Н.Толстого. Жанровое и тематическое разнообразие произведений, входящих в состав «Азбуки» и «Русских книг для чтения» писателя.


  18. Автобиографическая проза второй половины ХIХ века в детском чтении (С.Аксаков «Детские годы Багрова-внука», Н.Гарин-Михайловский «Детство Темы»): проблематика и поэтика.
  19. Детская тема в творчестве Н.А.Некрасова («Дед Мазай и зайцы», «Дядюшка Яков», «Школьник», «Плач детей», «Генерал Топтыгин», «Крестьянские дети» «Стихотворения, посвященные русским детям»). Произведения поэтов второй половины ХIХ века в детском чтении (Ф.И.Тютчев, А.Фет и др.).


  20. Идейно-художественное своеобразие автобиографической трилогии Л.Н.Толстого «Детство. Отрочество. Юность».

  21. «Мальчик у Христа на ёлке» Ф.М.Достоевского: традиции рождественского рассказа в произведении.

  22. Идейно-художественное своеобразие повести В.Г.Короленко «Дети подземелья».

  23. Жанровое своеобразие «Аленушкиных сказок» Д.Н.Мамина-Сибиряка: использование фольклорных сюжетов и образов, тяготение к жанру детского рассказа и рассказа о животных. Усиление литературного начала в сказках, использование аллегории, акцентирование юмористического начала.
  24. ^

    Сказка в творчестве В.М.Гаршина. Традиции Андерсена в сказках «О Жабе и Розе», «Лягушка-путешественница».


  25. Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина в детском чтении («Как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пескарь»): соединение фольклорных и литературно-книжных приемов изобразительности.

  26. Жанровое и тематическое многообразие произведений для детей А.П.Чехова («Детвора», «Ванька», «Событие», «Мальчики», «Белолобый», «Каштанка»). Мир детства в изображении писателя.

  27. Развитие русской детской периодики и критики о детском и юношеском чтении. Н.Г.Чернышевский и Н.А.Добролюбов о воспитательной роли детской литературы и ее основополагающих качествах. Структура журналов для детей и юношества и тематика публикуемых материалов (журналы «Звездочка», «Лучи», «Подснежник», «Рассвет», «Детское чтение», «Родник» и др.).

  28. Зарубежная детская литература второй половины XIX века в развитие: тенденции к расширению стилевых и жанровых возможностей, активное формирование национальных детских литератур. Жанр повести-сказки для детей в итальянской литературе. Творчество К.Коллоди: соединение фантастики и современной автору действительности в «Приключениях Пиноккио, или Истории одной марионетки». Традиции итальянского театра масок, кукольного театра. Вольный пересказ книги Коллоди на русский язык.

  29. Своеобразие английской детской литературы и традиция литературной игры, основанной на свойствах языка и фольклора. Поэтика литературы нонсенса: сказки Л.Кэрролла «Приключения Алисы в Стране Чудес» и «Алиса в Зазеркалье». Переводы «Алисы» на русский язык. Традиции Л.Кэрролла в мировой литературе (А.Милн, П.Треверс). Традиции «абсурдной логики» и приключенческого романа, элементы литературной пародии как основополагающие принципы создания книги «Питер Пэн» Дж.М.Барри.

  30. Детский реалистический роман: творчество М.Твена в контексте развития американской литературы ХIХ века. Идейно-художественное своеобразие романа «Приключения Тома Сойера»: новаторство в создании образа ребенка, своеобразие художественного конфликта. Изображение положительного героя в романе «Приключения Геккльберри Финна».

  31. Историко-литературная ситуация конца ХIХ – начала XX века и ее отражение в детской литературе. Явление неоромантизма и творчество Р.Киплинга: проблема противостояния мира природы и человека в «Книге джунглей».

  32. Творчество А.Милна: образ счастливого детства, своеобразие дидактики и обучающего начала в книге «Винни-Пух и все-все-все»; принцип построения системы персонажей и символическое звучание сказки. «Винни-Пух» в русских переводах.

  33. Неоромантический приключенческий роман в детском чтении. Творчество Т.Майн Рида («Всадник без головы»), Р.Л.Стивенсона («Остров сокровищ»), Р.Хаггарда («Дочь Монтесумы»).

  34. Сказки О.Уайльда в детском чтении: проблема истинной красоты, философский смысл произведений («Счастливый Принц», «Соловей и Роза», «Мальчик-звезда», «Великан-эгоист»).

  35. Русская детская литература рубежа ХIХ – ХХ веков: своеобразие историко-литературной ситуации, ее отражение в произведениях о детях и для детей. Творчество поэтов-модернистов в детском чтении (К.Д.Бальмонт «Фейные сказки», А.Блок «Круглый год», «Сказки», Н.Гумилев «Детство», «Мик», «Маркиз де Карабас», «Два сна», «Дерево превращений»).

  36. Проза рубежа ХIХ – ХХ вв. в детском чтении. Тема детства и образ ребенка в произведениях А.И.Куприна («Ю-ю», «Сапсан», «Барбос и Жулька», «Слон», «Белый пудель»), Ф.Сологуба («Свет и тени», «Червяк», «В плену»), Л.Андреева («Петька на даче», «Ангелочек»).
  37. Творчество М.Горького в детском чтении. Образ ребенка и тема детства в рассказах М.Горького («Дед Архип и Ленька», «Встряска»). Своеобразие сказок М.Горького («Воробьишко», «Случай с Евсейкой», «Самовар», «Про Иванушку-дурачка»). Неоромантические произведения М.Горького: проблема выбора судьбы, «подвига» в произведении «Старуха Изергиль»; своеобразие композиции. Жанр автобиографической повести («Детство», «В людях»).


  38. Детские журналы рубежа веков («Игрушечка», «Тропинка», «Маяк», «Северное сияние» и др.). Развитие массовой детской литературы.

  39. Развитие детской литературы в 20–30-е годы ХХ века. Дискуссия о сказке. Периодические издания для детей. Основные жанры детской литературы этого периода.

  40. Основные представители и особенности поэтики и проблематика детской поэзии 20 – 30-х годов XX века. Творчество поэтов группы «ОБЭРИУ»: Д.Хармс, А.Введенский, Н.Олейников и др. Поэзия и проза для детей С.Черного: специфика поэтических образов в сборнике «Детский остров», зоологический «остров» прозы писателя. Обращение к детской литературе А.Ахматовой, О.Мандельштама, Б.Пастернака и др.

  41. Произведения В.В.Маяковского для детей («Сказка о Пете, толстом ребенке, и о Симе, который тонкий», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Кем быть?», «Что ни страница – то слон, то львица», «Хорошее отношение к лошадям»).

  42. Творчество А.Грина в детском чтении: проявление неоромантического мировосприятия в художественном конфликте романов писателя («Бегущая по волнам», «Блистающий мир», «Золотая цепь»). Феерия «Алые паруса»: своеобразие жанра.

  43. Идейно-художественное своеобразие повести-сказки Ю.Олеши «Три толстяка».

  44. Творчество А.Н.Толстого в детском чтении. Идейно-художественное своеобразие научно-фантастических романов писателя («Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина»). Сказка «Золотой ключик, или Приключения Буратино»: особенности перевода. Своеобразие автобиографической прозы («Детство Никиты»).

  45. Тематическое и жанровое многообразие творчества для детей К.И.Чуковского («Муха-Цокотуха», «Федорино горе», «Бармалей», «Мойдодыр», «Путаница», «Бибигон», стихи для детей). «От двух до пяти»: своеобразие проблематики.

  46. Научно-фантастические произведения Г.Уэллса в детском чтении: проблематика и поэтика («Человек-невидимка», «Машина времени»).

  47. Идейно-художественное своеобразие научно-фантастических романов А.Беляева («Человек-амфибия», «Голова профессора Доуэля»).

  48. Тема детства и образ подростка в рассказах и повестях писателя А.П.Гайдара («Дальние страны», «Военная тайна», «Судьба барабанщика», «Голубая чашка», «Дым в лесу», «Чук и Гек»). Создание положительного героя в трилогии «Тимур и его команда». Тема войны и образ ребенка как героической жертвы в творчестве Гайдара. Современное восприятие произведений писателя.

  49. Детская поэзия 30-х годов: стихи для детей А.Барто; жанровое и тематическое многообразие творчества для детей С.Я.Маршака («Кошкин дом», «Двенадцать месяцев», стихи для детей).

  50. Познавательно-художественная литература для детей. Творчество Б.С.Житкова («Что я видел?»), В.Бианки («Первая охота», «Как Муравьишка домой спешил», Мышонок Пик»), Е.Чарушина («Волчишко и другие», «Медведь-рыбак»), К.Г.Паустовского («Кот-ворюга», «Дремучий медведь», «Теплый хлеб») в детском чтении.

  51. Творчество М.М.Пришвина в детском чтении: жанровое и тематическое многообразие («Лисичкин хлеб», «Золотой луг», «Сухостойное дерево», «Кладовая солнца»).

  52. Жанровые и стилевые особенности сказа. «Малахитовая шкатулка» П.П.Бажова: своеобразие композиции, тематики, фольклорное начало, система образов. «Каменный цветок»: проблема создания совершенного произведения искусства, тема противопоставления жизни уральских мастеровых людей и жизни столицы..

  53. Детская литература периода Великой Отечественной войны и послевоенного десятилетия: жанровое и тематическое своеобразие. Образ ребенка на войне в произведениях В.Катаева («Сын полка»), А.Платонова («Маленький солдат»), В.Богомолова («Иван»).

  54. «Два капитана» В.Каверина: проблематика и поэтика.

  55. Творчество В.Осеевой: проблема положительного героя в повестях «Васёк Трубачев и его товарищи», «Динка».

  56. Жанровое и тематическое многообразие творчества С.Михалкова («Дядя Степа», «Дядя Степа – милиционер», «Дядя Степа и Егор», «Дядя Степа – ветеран», «Веселое сновидение», Праздник непослушания», стихи для детей).

  57. Идейно-художественное своеобразие романной трилогии о Незнайке Н.Носова («Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», Незнайка на Луне»; «Приключения Толи Клюквина»).

  58. «Денискины рассказы» Е.Драгунского: проблематика и поэтика.

  59. Детская поэзия 60-90-х годов ХХ века. Творчество Е.Благининой, И.Токмаковой, Б.Заходера, Г.Остера и др.

  60. Своеобразие автобиографической прозы в творчестве писателей-«шестидесятников»: «Конь с розовой гривой» В.Астафьева и «Уроки французского» В.Распутина.

  61. «Белый пароход» Ч.Айтматова: проблема жанра, синтез фольклорного начала и реальной действительности в произведении.

  62. Образ юного современника, нравственная проблематика повестей А.Алексина («Сигнальщики и горнисты», «Третий в пятом ряду», «Безумная Евдокия», «Сердечная недостаточность»).

  63. Жанровое и тематическое многообразие творчества для детей В.Крапивина («Пять повестей из жизни Джонни Воробьева», «Дети синего фламинго»). Роман для детей и взрослых «Журавленок и молнии»: романтизация героя в произведении. Фантастическое в цикле повестей «В глубине Великого Кристалла». Сказки Крапивина.

  64. Повесть-сказка в русской литературе второй половины ХХ века: творчество А.Волкова («Волшебник Изумрудного города», А.Шарова («Мальчик Одуванчик и три ключика»), Э.Успенского («Крокодил Гена и его друзья», «Дядя Федор, пес и кот»).

  65. Детская научная фантастика в творчестве К.Булычева. «Девочка с Земли» и «Сто лет тому вперед»: образ идеального будущего. Проблематика и поэтика повести «Любимец», сказки «Убежище».

  66. Жанровое и тематическое многообразие, философская проблематика научно-фантастических произведений Р.Брэдбери («4510 по Фаренгейту», «Марсианские хроники», «И духов зла явилась рать…»).

  67. Жанр сказочной повести в современной скандинавской литературе: творчество А.Линдгрен («Малыш и Карлсон», «Пеппи Длинный чулок», «Рони, дочь разбойника»), Т.Янссон («Шляпа волшебника», «Мемуары папы Муми-тролля»).

  68. Жанр фэнтези в детской литературе. Философская проблематика трилогии Р.Р.Толкиена «Властелин колец». Семантика возможных миров в «Хрониках Нарнии» К.Льюиса.

  69. Основные тенденции развития современной зарубежной детской литературы.

  70. Основные тенденции развития отечественной литературы для детей. Детская периодика XX столетия.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Литература как учебная дисциплина. Цели и задачи курса. Детская литература и круг детского и юношеского чтения iconПрограмма по дисциплине «детская литература» Для специальности дефектология
Учебная программа «Детская литература» предназначена для обучения студентов 3 курса педагогического высшего учебного заведения, специальности...
Литература как учебная дисциплина. Цели и задачи курса. Детская литература и круг детского и юношеского чтения iconАнаньева Марина Венедиктовна, преподаватель методики музыки Образовательное учреждение: гоу спо «Куртамышский педагогический техникум» Область применения: дисциплина «Музыкальная литература
Область применения: дисциплина «Музыкальная литература» и «Детская музыкальная литература»
Литература как учебная дисциплина. Цели и задачи курса. Детская литература и круг детского и юношеского чтения iconIVкурс I семестр Литература как способ отражения и средство познания действительности. Понятия «детская литература»
Литература как способ отражения и средство познания действительности. Понятия «детская литература» и «детское чтение». Специфика...
Литература как учебная дисциплина. Цели и задачи курса. Детская литература и круг детского и юношеского чтения iconТема: «Библейские мотивы в творчестве Б. Пастернака». (Семинарское занятие, 2 часа) Цели и задачи урока
Межпредметные связи: изобразительное искусство и литература, музыка и литература, история и литература
Литература как учебная дисциплина. Цели и задачи курса. Детская литература и круг детского и юношеского чтения iconЛитература с практикумом по выразительному чтению
Литература как способ отражения и средство познания действительности. Понятия «детская литература» и «детское чтение». Специфика...
Литература как учебная дисциплина. Цели и задачи курса. Детская литература и круг детского и юношеского чтения iconВ. Г. Белинский и К. И. Чуковский о детской литературе
Детская литература органическая часть общей литературы, но она специфична. Детская литература является средством воспитания, формирования...
Литература как учебная дисциплина. Цели и задачи курса. Детская литература и круг детского и юношеского чтения iconСодержание дисциплины «Социальная политика» Тема Социальная политика как учебная
Социальная политика как учебная дисциплина: теоретические знания, методы работы с различными группами общества. Предмет курса. Цели,...
Литература как учебная дисциплина. Цели и задачи курса. Детская литература и круг детского и юношеского чтения icon«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) Программа дисциплины дпп. Ф. 14 Детская литература Пояснительная записка
Госстандарт специальности определяет следующий содержательный объём дисциплины «Детская литература»
Литература как учебная дисциплина. Цели и задачи курса. Детская литература и круг детского и юношеского чтения iconПояснительная записка Литература базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения.
Литература базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее...
Литература как учебная дисциплина. Цели и задачи курса. Детская литература и круг детского и юношеского чтения iconКруг чтения в 11 классе. Отечественная литература
Бунин И. А. «Деревня», «Антоновские яблоки», рассказы из цикла «Тёмные аллеи»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы