С. Л. Мирошниченко Индивидуализация обучения как условие индивидуального развития студента icon

С. Л. Мирошниченко Индивидуализация обучения как условие индивидуального развития студента



НазваниеС. Л. Мирошниченко Индивидуализация обучения как условие индивидуального развития студента
Дата конвертации01.05.2013
Размер46.14 Kb.
ТипДокументы
скачать >>>

С.Л. Мирошниченко

Индивидуализация обучения как условие индивидуального развития студента.


Образование играет решающую роль в жизни каждого человека. Возрастающий динамизм социальных и культурных процессов становится основой формирования новой стратегии – учиться на протяжении всей жизни. Постоянное обновление знаний, увеличивающийся объем информации, и ее разнообразие приводят к возрастанию роли учения в жизни человека. Для того чтобы образование отвечало на запросы времени, необходимо рассматривать процесс учения не только с точки зрения увеличения объема передаваемой информации, но и с позиции создания такой системы обучения, которая бы обеспечивала образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Необходимо учитывать не только возрастные особенности учащихся, но и их индивидуальные особенности.

Идея о необходимости индивидуализации обучения как условие индивидуального развития каждого обучающегося не нова, но в настоящее время она получила другое звучание. Изучение специальной литературы показало, что среди ученых нет единого мнения не только в вопросах реализации процесса индивидуализации как школьного, так и профессионального образования, но и в определении самого термина «индивидуализация».

Индивидуализация, это не только учет индивидуальных особенностей обучающегося, но и адаптация к ним учебного процесса, оказание педагогической помощи с целью развития и саморазвития ее возможностей, способностей и интересов. Это предполагает учет их знаний, умений, интуиции и эвристических процессов. В представленной статье индивидуализация рассматривается в аспектах, которые в современных условиях приобретают особую актуальность: признание обучающегося субъектом и изменение к нему отношения, принятие его таким, каков он есть.

Нельзя отрицать, что на учебных занятиях преподаватель осуществляет индивидуальный подход, но сегодня важно индивидуализировать учебный процесс, используя и самостоятельность студента.

Если рассматривать возникновение и развитие индивидуального обучения, то первоначально оно и предполагало, что ученик независимо от учебных успехов получал отдельное задание, посильное для его личных знаний и умений, соответствующее его склонностям и способностям. Классно – урочная система, пришедшая на смену индивидуальному обучению и упростившая организацию учебного процесса, сделала его единообразным и усредненным. Индивидуальная направленность учебного занятия сохранилась в основном в формах домашней и дополнительной работы. В школах в последнее время фактически свелась к подготовке выпускников к поступлению в высшие учебные заведения. В настоящее время мы согласились с личностно - ориентированным процессом познания, приближенным к потребностям, интересам, склонностям и способностям обучаемых, что невозможно без индивидуализации учебного процесса.
В то же время, рыночные отношения, ожидающие выпускника, заставляют думать о воспитание конкурентоспособной личности. Желание решить эти задачи приводит к переосмыслению роли самостоятельной работы на занятиях, воспитанию самостоятельности студентов.

Опыт и практика работы показывают, что успешность обучения студентов зависит от многих факторов, среди которых можно назвать педагогическое мастерство преподавателя, индивидуальные способности обучающихся, уровень их развития. Развитие самостоятельности студента зависит от уровня его познавательной деятельности. По мнению ведущих специалистов, ученых и педагогов-практиков процесс индивидуализации учебно-познавательной деятельности является идеологической основой развития индивидуальных способностей обучающихся, без которых нельзя приобрести знания и умения.

Нами выделены основные элементы индивидуализации учебного процесса.

1. Своевременное выявление, оценивание и анализ течения учебного процесса с помощью различных групп методик психологического и педагогического характера.

Индивидуальные особенности студентов оцениваются вполне доступными, приемлемыми и достаточно легко реализуемыми на практике методами комплексной (психолого-педагогической) диагностики на всех этапах учебного процесса. Индивидуальный подход к студентам осуществляется более успешно, если на занятиях широко практикуется самостоятельная учебная работа, которая позволяет преподавателю видеть те трудности, с которыми сталкиваются отдельные студенты, и своевременно оказывать им необходимую педагогическую помощь в учебной работе. Такой же характер имеет индивидуальная работа со студентами при организации работы с учебной, дополнительной литературой, а также лабораторных, практических занятий по осмыслению нового материала и его закреплению.

2. Дифференцированный подход преподавателя к каждому студенту.

Студенты с недостаточным развитием и пробелами в школьном образовании нуждаются не столько в контроле, сколько в оказании действенной индивидуальной помощи педагога, успешно занимающимся студентам необходимо давать больше материала на размышление, рекомендовать для изучения дополнительную литературу с тем, чтобы их учение проходило на высоком уровне трудности, и развивались их способности.

3. Осуществление индивидуальной работы со студентами на занятии в процессе проверки и оценки знаний.

4. Индивидуализация воспитательной работы со студентами в процессе учебных занятий через привлечение в коллективные формы работы и формирование здоровых мотивов учения.

Умелое и правильное сочетание индивидуальной и групповых форм учебной деятельности на занятиях обеспечивают успешное обучение студентов предмету, формирование социально зрелого человека. Групповая форма работы способствует воспитанию многих специфических качеств: преодоления присущей ребенку ситуативности поведения и формирования устойчивой коллективистической направленности личности, формирования научно-диалектического мировоззрения как стержневого свойства личности, взглядов и убеждений, воспитания мотивационной готовности и интеллектуальных умений для отстаивания своих убеждений и взглядов и т.д. Воспитание всех этих качеств возможно двумя основными путями: субъективным и объективным. Искусство преподавателя, учителя состоит в оптимальном сочетании обоих этих путей, в использовании методов, как субъективного характера, так и объективного.

Различные технологии, применяемые преподавателями, позволяют проектировать образовательный процесс, обеспечивающий индивидуализацию образования.

Индивидуализировать учебный процесс можно и при фронтальной форме организации учебной деятельности, когда все студенты выполняют одинаковую для всех работу, вовлекаясь в обсуждение и решение общей проблемы. Индивидуальные, групповые и коллективные формы организации учебного процесса взаимно дополняют и обогащают познавательную деятельность студентов, развивая самостоятельность, и способствуют индивидуализации образования.









Похожие:

С. Л. Мирошниченко Индивидуализация обучения как условие индивидуального развития студента iconГутова Ирина Васильевна, учитель истории и обществознания моу «Гимназия №26» Индивидуализация процесса обучения на урок
Индивидуализация процесса обучения на уроках истории и обществознания с учетом индивидуальных стилей познания обучающихся
С. Л. Мирошниченко Индивидуализация обучения как условие индивидуального развития студента iconАнали з работы моу сош пос. Новоколхозное за 2010 11 учебный год в течение пяти лет с 2006 по 2010 год моу сош пос. Новоколхозное работала над проблемой «Индивидуализация
В течение пяти лет с 2006 по 2010 год моу сош пос. Новоколхозное работала над проблемой «Индивидуализация и разноуровневая дифференциация...
С. Л. Мирошниченко Индивидуализация обучения как условие индивидуального развития студента iconПлан Введение Основные этапы развития индивидуального обучения слепоглухонемого ребенка Особенности организации и педагогические принципы индивидуального обучения слепоглухонемых детей Заключение Список литературы Введение
Особенности организации и педагогические принципы индивидуального обучения слепоглухонемых детей
С. Л. Мирошниченко Индивидуализация обучения как условие индивидуального развития студента iconДороднева Н. В., Пушкарева Е. М. Егэ как неотъемлемая часть современных средств оценивания результатов обучения иностранному языку
Реформирование школьного образования и внедрение новых педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшее...
С. Л. Мирошниченко Индивидуализация обучения как условие индивидуального развития студента iconВнеклассная работа по географии как условие развития учащихся на основе индивидуализации обучения

С. Л. Мирошниченко Индивидуализация обучения как условие индивидуального развития студента iconИспользование компьютерных технологий для развития навыков аудирования и устной речи
Пьютерные технологии заняли прочное место в процессе обучения иностранным языкам. Практика показывает, что они имеют много преимуществ...
С. Л. Мирошниченко Индивидуализация обучения как условие индивидуального развития студента iconМедиакультура в онтологии образования
Как образование в широком смысле есть условие сохранения и развития культуры, так и медиаобразование есть условие сохранения и развития...
С. Л. Мирошниченко Индивидуализация обучения как условие индивидуального развития студента iconВсе дети могут успешно учиться, если школа умеет учить. Д. Г. Левитас
Дифференциация и индивидуализация обучения как один из факторов повышения качества образования
С. Л. Мирошниченко Индивидуализация обучения как условие индивидуального развития студента iconФормирование положительной мотивации учебно-познавательной деятельности как условие развития активности и самостоятельности учащихся на уроках
Формирование положительной мотивации учебно-познавательной деятельности как условие развития
С. Л. Мирошниченко Индивидуализация обучения как условие индивидуального развития студента iconСистема работы с одаренными детьми как условие развития творческой индивидуальности. И. А. Падерина, моу «Раскатихинская сош»
Система работы с одаренными детьми как условие развития творческой индивидуальности
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы