История россии темы контрольных работ icon

История россии темы контрольных работ



НазваниеИстория россии темы контрольных работ
Дата конвертации30.04.2013
Размер304.55 Kb.
ТипКонтрольная работа
скачать >>>

ИСТОРИЯ РОССИИ


Темы контрольных работ


Работая над контрольными (домашними) работами, студенты-заочники исторического факультета получают дополнительную возможность работы с исторической литературой, учатся самостоятельно анализировать исторические источники. Кроме того, они отрабатывают навыки правильного оформления письменного текста: сносок, списка литературы, титульного листа контрольной работы и т.д.

Все это позволяет считать выполнение контрольных работ весьма важным элементом обучения студента-заочника, подготавливающим его к выполнению курсовых и выпускных квалификационных работ.

^ Требования к написанию и оформлению контрольной работы студента-заочника.

Контрольная работа студента-заочника исторического факультета обычно носит реферативный характер. Выполняя ее, автор должен продемонстрировать свое умение работать с историческими источниками и литературой.

Контрольная работа традиционно состоит из плана, введения, основной части, заключения и списка использованных источников и литературы. План приводится на отдельной странице в начале работы и определяет структуру контрольной. Во введении обосновывается выбор темы, определяются цели и задачи работы. В основной части рассматривается материал, собранный автором по избранной теме. Материал излагается в соответствии с планом работы. Контрольная работа завершается заключением, в котором содержатся основные выводы по теме работы.

Контрольная работа может быть оформлена как в рукописном, так и в машинописном виде. Объем ее составляет 10-15 страниц машинописного текста или 12-18 тетрадных листов рукописного.

Титульный лист контрольной работы оформляется по образцу, разработанному в соответствии с Положением о рецензировании контрольных и курсовых работ студентов заочной формы обучения ТГПИ им. Д.И. Менделеева.

Напомним, что, высказывая в прямой или косвенной форме мысли кого-либо из исследователей, цитируя приведенные ими источники, материалы, таблицы и т.д., автор контрольной работы должен сослаться на использованную им книгу или статью, а не на оригинальный источник. Ссылки на использованные источники и литературу обычно помещают внизу страницы под основным текстом, отделив их короткой чертой.

Допустимо использовать и другой способ оформления ссылок. Он заключается в том, что в тексте после цитаты или в конце изложенной мысли цитируемого автора в скобках пишут номер цитируемой книги или статьи по списку литературы, а через запятую - номер страницы, перед которым стоит прописная буква «с». Если в первоисточнике текст цитаты расположен на нескольких страницах, то номера страниц пишутся через тире. Например, (3, с.89) или (3, с.89-90). В списке литературы:

3. Жилин П.А. Гибель наполеоновской армии в России. - М., - 1974.

В конце контрольной работы приводится список использованных источников и литературы. В начале списка в алфавитном порядке приводятся использованные источники, затем следует перечень литературы, также выстроенный в алфавитном порядке. Отметим, что учебную литературу (учебники, учебные пособия, курсы лекций и т.п.) в список литературы включать не принято.

^ Образец оформления титульного листа приводится ниже.


Министерство образования и науки РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Тобольская государственная социально-педагогическая

академия им. Д.И. Менделеева»


Кафедра истории и МПИ


^ Контрольная работа по истории России

Тема

Вариант №.


Студента (ки)_______курса

заочной формы обучения

исторического факультета

направления СЭО

профиля подготовки

«юриспруденция»

Ф.И.О.__________________

указать полностью

№ зачетной книжки

Домашний адрес

с указанием индекса


преподаватель:

К.и.н., доцент Суслова Л.Н.




Тобольск 2011




^ 1. М. М. Сперанский и его план государственных преобразований.

При анализе данной темы наиболее важным представляется рассмотрение проекта государственных преобразований ММ. Сперанского. Следует обратить внимание на ограничение самодержавия, связанное с введением принципа разделения властей; имеет смысл выделить изменения в полномочиях императора, а также во взаимодействии основных государственных органов. Характеризуя вопрос об опале М.М. Сперанского, нужно раскрыть причины его отставки. Несомненным достоинством работы будет рассмотрение историографического аспекта проблемы.

План:

1. М.М. Сперанский: личность и краткие биографические сведения.

2. «Введение к уложению государственных законов» М.М. Сперанского.

3. Реализация планов государственного преобразования ММ Сперанского.

4. Опала М.М. Сперанского.

Литература и источники:

Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до 1861 года. М., 1987. С. 314-315.

Луковская Д. И, Гречишнин С.С., Морозов В.М. М.М Сперанский. М., 2000.

Мироненко СВ. Самодержавие и реформы. Политическая борьба в России в начале XIX в. М., 1989.

Томсинов В. А. Светило российской бюрократии. М., 1991.

Чибиряев С.А. Великий русский реформатор: жизнь, деятельность, политические взгляды М.М. Сперанского. М., 1993.

^ 2. Отечественная война 1812 года.

Рассматривая тему, студент должен большее внимание обратить не на изложение крайне объемного конкретно-исторического материала, а на его осмысление. Более четко должны быть проанализированы причины и характер войны, выделены и кратко охарактеризованы ее основные этапы. Фактический материал позволит лучше понять значение каждого из этапов боевых действий в целом и отдельных сражений в частности. В последнем вопросе нужно отметить не только национальное, но и международное значение Отечественной войны 1812 г, ее влияние на последующие события российской истории. Имеет смысл остановиться и на историографической проблематике войны 1812 г.

План:

1. Причины и характер войны 1812 года.

2. Подготовка к войне. Планы сторон.

3. Отступление русской армии.

4. Бородинское сражение.

5. Оставление Москвы и Тарутинский маневр.

6. Контрнаступление русской армии.

7. Значение Отечественной войны 1812 года.

Литература и источники.

Бескровный Л.Г. Хрестоматия по русской военной истории. М, 1947.

Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до 1861 года. М., 1987. С 326-335.

Бескровный Л. Г. Отечественная война 1812 года. М.,1968.

Гарнич Н. Ф. 1812год. М, 1956.

Жилин ПА. Гибель наполеоновской армии в России. М., 1974.

Жилин ПА. Контрнаступление Кутузова в 1812 году. М., 1950.

Орлик О.В. «Гроза двенадцатого года...». М., 1987.

Тарле Е. В. нашествие наполеона на Россию. 1812 год. М., 1943.

Троицкий НА. 1812 - великий год России. М., 1988.

^ 3. Движение декабристов.

При анализе данной темы следует попытаться дать общую характеристику движения декабристов, обращая внимание, прежде всего, на причины возникновения, сущность и особенности декабризма. При рассмотрении вопроса об истоках декабристской идеологии нужно раскрыть как внутренние, связанные с российской действительностью, так и внешние факторы его возникновения. Желательно также проследить изменение тактических установок декабристов в период 1816-1825 гг. При анализе программных документов декабристов наиболее подробно надо остановиться на решении П. Пестелем и Н. Муравьевым проблемы государственного переустройства России и крестьянского вопроса. Говоря о значении восстания декабристов, имеет смысл остановиться на политических и моральных последствиях их выступления.

План:

1. Истоки декабристской идеологии.

2. Ранние организации декабристов.

3. Южное и Северное общества, их программные документы

4. Восстание декабристов.

5. Историческое значение восстания декабристов.

Литература и источники:

Восстание декабристов. Документы. Материалы. М; Л., 1925-1986.

Захарова Л.Ф., Кузнецов И.В. Практикум по истории СССР XIX века. М., 1980. С. 37-108.

Материалы по истории СССР. Освободительное движение и общественная мысль в России в XIX веке. М., 1991. С. 39-142.

Гордин Я.А. Мятеж реформаторов 14 декабря 1825 года. Л., 1989.

Дружинин Н. Революционное движение в России ХIХ века. Избранные труды. М., 1985.

Йосифова Б. Декабристы. М., 1989.

Нечкина М.В. Декабристы. М., 1982.

Нечкина М.В. День 14 декабря 1825 года. М., 1985.

^ 4. Западники и славянофилы.

При рассмотрении данной темы студент заочник должен раскрыть понятие либерализма, остановиться на проблемах его формирования в России, дать представление о взглядах западников и славянофилов. Учитывая неоднородность западничества и особенно славянофильства, имеет смысл остановиться не только на общей характеристике указанных направлений, но и подобрать материал по взглядам наиболее ярких их представителей (например, А.С. Хомякова, КС. Аксакова, Т.Н. Грановского, В.Г. Белинского и т.д.). Логическим завершением работы станет выявление роли славянофильства и западничества в развитии российской общественной мысли.

План:

1. Становление буржуазного либерализма.

2. Западники.

3. Славянофилы.

4. Историческое значение либерального движения второй четверти XIX в.

Литература и источники:

Воспоминания Б.Н. Чичерина. М., 1991.

Записки АИ. Кошелева. М.,1991.,

Дьяков В.А. Освободительное движение в России 1825-1861 гг. М., 1999.

Цимбаев Н. И. Славянофильство. М., 1986.

5. Петрашевцы.

Рассмотрение данной темы следует начать с краткой характеристики биографии и личности лидера кружка М. В. Буташевича-Петрашевского. Характеризуя истоки идеологии петрашевцев, нужно остановиться как на влиянии идей утопического социализма и, прежде всего, взглядов Ш. Фурье, так и на явлениях российской действительности, вызывавших неприятие у будущих участников кружка. При анализе деятельности кружка имеет смысл выделить ее этапы, выявить эволюцию взглядов кружковцев. При анализе программы стоит обратить внимание на критику современной России, на планы ликвидации самодержавия и крепостного права, проблему будущего политического строя страны, а также на пути осуществления преобразований и в связи с этим - на разницу во взглядах умеренного и радикального крыла общества петрашевцев. В заключение работы нужно отметить значение деятельности петрашевцев для дальнейшего развития общественного движения в России.

План:

1. Истоки идеологии петрашевцев.

2. Создание и деятельность кружка.

3. Программные положения петрашевцев.

4. Значение деятельности кружка M.B. Петрашевского.

Литература и источники:

Дело петрашевцев (Памятники общественной мысли). В 3-х томах. М.; Л., 1937-1955.

Захарова Л.Ф., Кузнецов ИВ. Практикум по истории СССР XIX века. М., 1980. С. 132-155.

Первые русские социалисты: воспоминания участников кружков петрашевцев в Петербурге / сост. Егоров Б.Ф. Л., 1984.

Егоров Б.Ф. Петрашевцы. Л, 1988.

Иллерицкий B. E. Революционная историческая мысль в России. М., 1974.

Лейкина-Свирская В.Р. Петрашевцы. М.,1965.

^ 6. Крымская война.

Тема подразумевает общую характеристику событий Крымской войны 1853-1856 гг. Наиболее подробно следует рассмотреть вопрос о причинах и предпосылках Крымской войны, проанализировать внешнеполитическую ситуацию, связанную с обострением противоречий между Османской империей и Россией с одной стороны и Россией, Англией и Францией - с другой. Ход боевых действий имеет смысл обрисовать в общих чертах, выделив и кратко охарактеризовав основные этапы войны на различных театрах и наиболее значимые военные операции. Последствия заключения Парижского мира должны быть рассмотрены как во внешнеполитическом (сложение «Крымской системы»), так и во внутриполитическом аспекте.

План:

1. Причины войны.

2. Начало военных действий против Турции.

3. Вступление в войну Англии и Франции.

4. Оборона Севастополя

5. Военные действия на других театрах.

6. Парижский договор

7. Последствия Крымской войны.

Литература и источники:

Пирогов Н.И. Севастопольские письма и воспоминания. М., 1950.

Семин ГЛ. Оборона Севастополя 1854-1855. М, 1962.

ТарлеЕВ. Крымская война. В. 2т. М.-Л., 1950.

Героическая оборона Севастополя в 1854-1855 гг. -Ист. архив. 1955. № 6.

Зверев Б.И. Севастопольская оборона 1854-1855 гг. М., 1956.

Киняпина Н.С. Внешняя политика России в I половине ХГХ века. М., 1963.

Тарле Е.В. Крымская война. М.; Л., 1950.

^ 7. Отмена крепостного права в России

При изложении этой темы особое внимание следует обратить на значение отмены крепостного права для дальнейшего развития России. Рассматривая первый вопрос, студент должен раскрыть внешние и внутренние причины отмены крепостного права, определиться во взглядах исследователей на крестьянское движение конца 1850 - начала 1860 гг. как одну из предпосылок реформы 1861 г. При анализе вопросов, раскрывающих положения реформы, особое внимание нужно уделять рассмотрению основных документов реформы 19 февраля 1861 г. Говоря о значении отмены крепостного права, студент должен продемонстрировать понимание роли реформы как определенного рубежа, позволившего перейти к развитию экономических отношений нового типа.

План:

1. Причины и предпосылки крестьянской реформы.

2. Разработка проектов освобождения крестьян.

3. Наделение крестьян землей по реформе 1861 г.

4. Выкупная операция.

5. Роль реформы в модернизации экономики России.

Литература и источники:

Хрестоматия по истории СССР 1861 -1917 г. М, 1990. Гл. 3.

Практикум по истории СССР XIX в. (состав. Акашев Ю.Д., Сучков ИВ), М., 1988. Вып. 2.

Зайончковский ПА. Отмена крепостного права в России. М., 1968.

Зайончковский ПА. Проведение в жизнь крестьянской реформы 1861 г М, 1958.

Захарова Л.Т. Самодержавие и отмена крепостного права в России. 1856-1861 гг. М., 1984.

Литвак Б.Т. Реформа 1861 г. в России. М., 1991.


^ 8. Идеология революционного народничества 70-начала 80-х гг. ХIX в.

При рассмотрении данной темы студент-заочник должен рассмотреть идеологию революционного народничества 70 гг. XIX в., истоки ее формирования и причины популярности. При этом следует охарактеризовать взгляды народников как единое явление и одновременно показать, что русское народничество представляло собой весьма широкий спектр самых различных течений. Для этого нужно на основании источникового материала рассмотреть взгляды главных идеологов народничества по указанным ниже проблемам и провести их сравнительный анализ. Сопоставление поможет сформулировать и общую характеристику народничества и одновременно более четко выделить различия отдельных течений. В результате студент может сделать выводы о специфике социально-экономического развития России этого периода, о роли народников в процессе формирования революционной идеологии в России и т.д.

План:

1. Идеология народничества: общая характеристика.

2. М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев о цели, подготовке и осуществлении революции в России и послереволюционном устройстве российского общества.

3. Причины популярности народнических идей в России. Социальная сущность народничества.

Литература и источники:

Практикум по истории СССР XIX в.

Утопический социализм в России. Хрестоматия. М, 1985.

Хрестоматия по истории СССР 1861 -1917. М., 1990. Гл.7.

Антонов В.Ф. Народничество в России: утопия или отвергнутые возможности // Вопросы истории 1991. №1.

Виленская Э.С. Н.К. Михайловский и его идейная роль в народническом движении 70 - начала 80-х годов ХГХ в. М., 1974.

Итенберг B.C. П.Л. Лавров в русском революционном движении. М, 1988.

Общественное движение в пореформенной России. М., 1965.

Пирумова Н.М. Бакунин. М., 1970.

Революционеры 1870-х гг. Л., 1986.

10. Революционеры и либералы в России. М, 1990.

Рудницкая Е.Л. Петр Ткачев: русский бланкизм// История СССР. 1991. №3.

Штурманы будущей бури. М, 1987.


^ 9. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.

При рассмотрении данной темы следует кратко охарактеризовать основные этапы восточного кризиса второй половины ХIХ в. и охарактеризовать русско-турецкую войну 1877-78 гг. как его составную часть. В рамках первого вопроса нужно рассмотреть положение балканских народов в составе Османской империи, их национально-освободительную борьбу, а также цели России в этом регионе. Второй вопрос подразумевает характеристику российской и турецкой армий, тактических и стратегических планов обеих сторон, третий - поэтапное рассмотрение основных событий войны. Далее следует охарактеризовать условия Адрианопольского перемирия и Сан-Стефанского мира, обратив внимание на изменение программы России по отношению к балканским народам. В рамках шестого вопроса следует остановиться на причинах созыва Берлинского конгресса, на содержании Берлинского трактата и его значении для международного положения России. В качестве основных источников могут быть использованы выдержки из текста декабрьской ноты России, Германии и Австро-Венгрии 1875 г., Берлинского меморандума 1876 г., Лондонского протокола 1877 г. и Берлинского трактата.

План:

1. Причины и предпосылки войны.

2. Силы и планы сторон.

3. Военные события на Балканском и Кавказском театрах боевых действий.

4. Адрианопольский мир.

5. Сан-Стефанский мирный договор.

6. Берлинский конгресс.

Литература и источники:

Освобождение Болгарии от турецкого ига. Документы: В 3 т. М, 1961-1967.

Киняпина НС. Внешняя политика России второй половины ХГХ века. М, 1974.

Русско-турецкая война1877-1878 гг. Коллективная монография / Под ред. И.И. Ростунова. М.,1977.


^ 10. Русско-японская война 1904-1905 гг.

Целью данной работы должно стать рассмотрение значения событий русско-японской войны 1904-1905 гг. для внутреннего и внешнего положения России. В первом вопросе нужно кратко охарактеризовать дальневосточную политику России, обозначив экономические, внутри- и внешнеполитические предпосылки русско-японской войны. Второй вопрос подразумевает характеристику российской и японской армий накануне войны, тактических и стратегических планов обеих сторон. В рамках второго вопроса должны быть кратко рассмотрены основные события русско-японской войны, включая боевые действия на Квантунском полуострове, оборону Порт-Артура, операции в Манчжурии (битва под Ляоляном, операция на р. Шахэ, Мукденское сражение), а также Цусимскую битву. Далее следует изложить условия Портсмутского мира. Его историческое значение должно быть рассмотрено как во внутриполитическом (одна из предпосылок революции 1905-907 гг.), так и во внешнеполитическом аспекте.

План:

1. Причины и предпосылки русско-японской войны.

2. Силы и планы сторон.

3. Основные боевые операции на суше и на море.

4. Портсмутский мир и его историческое значение.

Литература и источники:

Бескровный Л. Г. Хрестоматия по русской военной истории. М.,1947.

История русско-японской войны 1904-1905 гг. М., 1977.

Левицкий Н. А. Русско-японская война 1904-1905 гг. М., 1936.

Легенды и мифы падения крепости Порт-Артур. // Военно-исторический журнал. 2001. № 2.

Романов Б. А. Очерки дипломатической истории русско-японской войны 1904-1905 гг. М.-Л., 1955.

Ростунов И. И. История русско-японской войны 1904-1905 гг. М.,1977.

Сорокин А. И. Оборона Порт-Артура. Русско-японская война 1904-1905 гг. М., 1952.


^ 11. Революция 1905-1907 гг.

При рассмотрении данной темы студенту-заочнику следует большее внимание обратить не на изложение фактического материала, а на его осмысление. В начале работы следует дать представление о нарастании кризисных явлений в российском обществе, раскрыть социально-экономические и политические предпосылки революции. Затем нужно выделить основные этапы революции и кратко рассмотреть основные события каждого из них, останавливаясь на значении этих событий для развития ситуации в стране. В этом случае фактический материал позволит лучше понять значение каждого из этапов революции в целом и отдельных событий в частности. В конце работы следует четко определить результаты революции (разрешенность /неразрешенность основных вопросов революции), раскрыть ее последствия и историческое значение в целом.

План:

1. Причины и предпосылки революции 1905-1907 гг.

2. Начало революции.

3. Массовое революционное движение весной - летом 1905 г.

4. Высший подъем революции (октябрь-декабрь 1905 г.)

5. Отступление революции (1906 - лето 1907 г.)

6. Государственный переворот 3 июня 1907 г.

7. Результаты и значение революции 1905-1907 гг.

Литература и источники:

Первая русская... Сб. воспоминаний активных участников революции. М, 1975.

Хрестоматия по истории СССР 1861 -1917 гг. М., 1990. Гл. 14.

Волобуев О.В. Идейно-теоретическая борьба по вопросам революции 1905 -1907 гг. М., 1984.

Революция 1905-1907 гг. в России. М., 1975.

Семанов С.Н. "Кровавое воскресенье" как исторический феномен// Вопросы истории. 1991. №6.

Черменский Е. Д. Буржуазия и царизм в первой русской революции. М, 1970.


^ 12. Социалистические партии в России в начале XX в.

Данная тема подразумевает рассмотрение процесса формирования и деятельности социалистических партий в России в начале XIX в. Кратко охарактеризовав предпосылки их возникновения, студент-заочник должен дать представление о возникновении, составе и основных программных положениях партий. Кроме того, необходимо рассмотреть стратегию и деятельность социал-демократов (большевиков и меньшевиков) и эсеров в ходе революции 1905-1907 гг. и провести их сравнительный анализ по указанным ниже направлениям. Сопоставление поможет получить более четкое представление о различиях во взглядах эсеров и социал-демократов на дальнейшее развитие России, что позволит лучше понять их взаимоотношения в последующий период истории.

План:

1. Образование РСДРП. Программа партии. Большевики и меньшевики.

2. Образование партии эсеров. Программа партии.

3. Участие социалистических партий в революции 1905-1907 гг.:

а) стратегия партий в революции;

б) деятельность партий в деревне;

в) работа партий среди рабочих

г) отношение к вооруженному восстанию.

Литература и источники:

Хрестоматия по истории СССР. 1861-1917. М, 1990. Гл.14

Волобуев О.В. Идейно-теоретическая борьба по вопросам революции 1905-1907 гг. М, 1984.

Ерофеев Н.Д. Народные социалисты в первой русской революции. М., 1991.

Политические партии России. Конец ХГХ - первая треть XX вв. Энциклопедия. М., 1996.

Революция 1905-1907 гг. в России. М, 1975.

Россия на рубеже веков: исторические портреты. М, 1991.


^ 13. Столыпинская аграрная реформа.

При рассмотрении данной темы следует раскрыть сущность и значение столыпинской аграрной реформы. Начать работу нужно с изложения предпосылок реформы. Для этого имеет смысл остановиться на положении крестьян в России в начале XIX в., идеях СЮ. Витте по поводу крестьянской реформы, на крестьянском движении в ходе революции 1905-1906 гг. и т.д. Далее следует охарактеризовать правительственную программу преобразований, опубликованную 25 августа 1906 г., и, наконец, обратиться к реализации ее на практике. В рамках третьего вопроса нужно рассмотреть процесс разрушения общины, проанализировав указы от 9 ноября 1906 г., 15 ноября 1908 г. и 14 июня 1910 г., деятельность Крестьянского банка и переселенческую политику П.А. Столыпина. Раскрыв вопрос об отношении различных партий и крестьянства к реформе, студент должен придти к выводам о степени популярности столыпинских идей в российском обществе и о политической и социальной базе реформатора. Затем, обращая внимание на историографию проблемы, следует оценить результаты реформы и раскрыть ее историческое значение.

План:

1. Причины и предпосылки реформы.

2. Аграрная программа П.А.Столыпина.

3. Основные положения реформы.

4. Отношения различных партий и крестьянства к реформе.

5. Результаты и значение столыпинской аграрной реформы.

Литература и источники:

Степанский А. Д. П.А. Стодынин. Программа реформ. Документы и материалы. // Вопросы истории. 2002. .№ 12.

Аврех А. Я. П.А. Столыпин и судьбы реформ в России. М, 1991.

Анфимов АН. Тень Столыпина над Россией//История СССР. 1991. №4.

Ефремов Г. Н. Столыпинская аграрная политика. М., 1941.

Зырянов П.Н. Петр Аркадьевич Столыпин // Вопросы истории . 1990. №6.

Казарезов В. В. О Петре Аркадьевиче Столыпине 1862-1911. М., 1991.

Селезнев ФА. О переговорах П.А Столыпина с кадетами в апреле-июне 1907 года // Вопросы истории. 2003. №. 12.

Сидельников С. М. Аграрная реформа Столыпина. М., 1973.


^ 14. Октябрьское вооруженное восстание (путь к однопартийной диктатуре)

При написании контрольной работы необходимо осветить современный подход к проблеме установления большевистской диктатуры и попытаться ответить на вопрос: почему мы сейчас говорим «октябрьский переворот»? Охарактеризовать внутрипартийную борьбу в большевистском ЦК по вопро­су о вооруженном восстании. Обратить внимание на особую позицию по это­му вопросу Л.Б. Каменева и Г.А. Зиновьева. Охарактеризовать расстановку сил на II съезде Советов, выявить сторонников и противников Советской вла­сти. Выяснить, какова основная цель принятия Декретов, раскрыть их содер­жание и популистский характер. Рассматривая проблему формирования пер­вого Советского правительства, следует заострить внимание на его составе, так как это сразу покажет стремление новой власти к складыванию однопар­тийной системы. Необходимо проанализировать причины трагических собы­тий, связанных с установления Советской власти в Москве, и причины фор­мирования в провинции коалиционных органов власти, в обход Советам, по­казав отношение различных слоев общества к новой власти (на примере То­больской губернии). Необходимо рассмотреть возможные альтернативы фор­мирования демократического государства с многопартийной системой. Пока­зать, что разгон Учредительного собрания привел к расколу общества и к Гражданской войне.

План:

1. Октябрьское вооруженное восстание. Борьба в ЦК большевистской пар­тии по вопросу о восстании.

2. II Всероссийский съезд Советов. Декреты о Мире и о Земле.

3. Создание и состав первого Советского правительства.

4. Установление Советской власти в Москве и других регионах России. Первые кризисы новой власти.

5. Учредительного собрания как демократическая альтернатива.


Источники

Декрет о земле / Коммунистическая партия Советского союза в резолю­циях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т. 2. М., 1970.

Декрет о мире / Коммунистическая партия Советского союза в резолю­циях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т. 2. М, 1970.

Ленин В.И. Апрельские тезисы; Марксизм и восстание; Большевики должны взять власть. Собрания соч.

Тезисы ЦК РСДРП (б) об Учредительном собрании / Коммунистическая партия Советского союза в резолюциях и решениях съездов, конферен­ций и пленумов ЦК. Т. 2. М., 1970.

Литература

Гимпельсон Е.Г. Путь к однопартийной диктатуре // Отечественная ис­тория, 1994. № 4 — 5.

Деникин А.И. Очерки русской смуты // Вопросы истории, 1991. № 1 - 12.

Журавлев В.В., Симонов Н.С. Причины и последствия разгона Учреди­тельного собрания // Вопросы истории, 1992. № 1.

Карр Э. История Советской России. М, 1990.

Карр Э. Русская революция от Ленина до Сталина(1917 - 1919 гг.). М., 1990.

Керенский А.Ф. Россия на историческом повороте // Вопросы истории, 1991. №1 -11.

Кувшинов Т. Возвращение Ленина из эмиграции // Преподавание исто­рии в школе, 1991. № 2.

Октябрь глазами зарубежных исследователей // Преподавание истории в школе, 1991. № 1.

Розенберг У. Формирование новой российской государственности // Отечественная история, 1994. № 1.

Россия 17 г. От Февраля к Октябрю // Вопросы истории, 1998. № 1.

Шелохаев. Либеральная альтернатива общественного развития России в начале XX в. // Преподавание истории в школе, 1991. № 2.


^ 15. Гражданская война в России

Студенту необходимо дать определение понятию «Гражданская война», вы­явить специфические особенности Гражданской войны в России начала XX в., а также привести различные точки зрения на периодизацию данного события. Проанализировать объективные и субъективные причины Гражданской вой­ны в России, попытаться ответить на вопрос: «Можно ли было предотвратить Гражданскую войну в России? Какие для этого существовали альтернативы». Особое внимание следует уделить проблеме истоков «белого» движения, вы­делить его сильные и слабые стороны. И ответить на вопрос: «В чем кроется сновная причина поражения белого движения?» Необходимо дать оценку роли внешнего фактора в Гражданской войне в России. Попытайтесь рас­крыть причины военной интервенции на территории России. Политика «во­енного коммунизма», этапы становления. «Красный террор» как форма госу­дарственного управления большевиков.

План:

1. Причины, предпосылки Гражданской войны в России.

2. Белое движение и его экономическая политика в годы войны.

3. Проблема иностранного вмешательства в дела России в годы Граждан­ской войны.

4. Предпосылки победы «красных». Эволюция политической системы в го­ды Гражданской войны.

Источники

Декрет «Об аресте вождей гражданской войны против революции» от 28 ноября 1917г. / Коммунистическая партия Советского союза в резолюци­ях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т. 2. М., 1970.

Конституция Уфимской директории;

Постановление СНК от 5 сентября 1918 г. «О красном терроре» / Комму­нистическая партия Советского союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т. 2. М., 1970.

Приказ Главнокомандующего Вооруженными Силами на Юге России о земле от 25 мая 1920 г.

Деникин А. Очерки русской смуты. М., 1990.

Литература

Бровкин B.C. Россия в гражданской войне: власть и общественные силы // Вопросы истории, 1994. № 5.

Гимпельсон Е.Г. Формирование советской политической системы. М., 1995.

Кораблев Ю.И. Гражданская война 1918-1920 гг.: новые подходы /Страницы истории советского общества. М., 1989.

Мельгунов СП. Красный террор в России. М., 1990.

Поликарпов В.Д. Военная контрреволюция в России. М., 1990.

Поляков А.Ю. Гражданская война в России (поиск нового видения) // История СССР, 1990. № 2.

Поляков А.Ю. Гражданская война в России: возникновение и эскалация // Отечественная история, 1992. № 6.

Шевоцуков П.А. Страницы истории гражданской войны: Взгляд через десятилетия. М., 1992.


^ 16. Новая экономическая политика

В первую очередь, необходимо обратить внимание на обострение эконо­мической и политической ситуации в стране (проявление массовых недовольств политикой большевиков, мятеж в Кронштадте, восстание крестьян в Западной Сибири в 1921г., дискуссии о профсоюзах, X съезд РКП (б) и дру­гие события). Раскрыть основные причины, приведшие к неизбежному пере­ходу к новой экономической политике. Необходимо отметить, что переход к данной политике был вызван тяжелейшими последствиями политики военно­го коммунизма.

Началом перехода к НЭП принято считать постановление Совнаркома об отмене продразверстки. Охарактеризуете данное нововведение и его послед­ствия. В начале 1920-х гг. заметно оживились товарно-денежные отношения и возрождается частное предпринимательство. Развитие рыночной экономики уже в первые годы НЭПа дали свои положительные результаты. В чем они заключаются и что дали экономике страны? В этот период государственные предприятия переходят на хозрасчет, но теоретические представления боль­шевиков расходились с практикой НЭП, поэтому неизбежно должно было начаться принудительное вытеснение элементов рыночной экономики. Все это следует показать в работе, также необходимо отразить отношение раз­личных слоев общества и политических партий к НЭПу.


План:

1. Экономическое положение и политический кризис в России в 1920 —1921 гг.

2. Переход к НЭПу: сущность и задачи.

3. Успехи НЭП и борьба за власть в партийном руководстве.

4. Внутренняя противоречивость НЭП и ее свертывание.


Источники

Резолюции X съезда РКП (б) «О замене продразверстки продналогом», «О единстве партии» / Коммунистическая партия Советского союза в резолюци­ях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т. 2. М, 1970.

Литература

Волкогонов Д. Триумф и трагедия. Сталин. Политический портрет. М., 1989.

Гимпельсон Е.Г. Политическая система и нэп: неадекватность реформ // Отечественная история, 1993. № 2.

Данилов Л.С., Дмитриенко П.Ф., Лельчук А.С. НЭП и его судьба / Исто­рики спорят. М., 1988.

Дмитриенко В.П. Советская экономическая политика в первые годы про­летарской диктатуры. М, 1988.

Зеленин И.Е. Был ли «колхозный неонэп» // Отечественная история, 1994. № 2.

Карр Э. История Советской России. М., 1989.

Кацва Л. Россия нэповская // История, 1998. № 37 - 38.

Коэн Э. Бухарин. Политическая биография. М., 1988.

Московкин В.В. Восстание крестьян в Западной Сибири // Вопросы ис­тории, 1998. №6.

Наше Отечество. Опыт политической истории. М, 1991. Т. 2.

Павлюченко 3. С чего начинается НЭП. Трудные вопросы истории. Но­вый взгляд на события и факты. М., 1991.


^ 17. Осуществление политики коллективизации и раскулачивания

Начать работу следует с раскрытия сущности понятия «коллективизация». Показать, что политика коллективизации находится в неразрывном единстве с другими элементами ленинского плана построения социализма. Создание общественной собственности на средства производства в промышленности шло за счет осуществления индустриализации, в сельском хозяйстве - за счет слияния единоличных крестьянских хозяйств в крупные коллективы. Изло­жить сущность, цели и задачи коллективизации. Необходимо показать сопро­тивление крестьянства политике коллективизации и их нежелание идти в колхозы. Следует обратить внимание на те беззакония, которые применялись властью по отношению к крестьянству. Последствия, которые вызвала эта политика (и экономические, и политические). В работе необходимо коснуться проблемы массовых репрессий, «раскулачивания». Освятить проблему, свя­занную с пребыванием в Западной Сибири раскулаченных или спецпересе­ленцев. Проанализировать причины падения уровня сельскохозяйственного производства и его последствия (голод 1932 - 1933 гг., введение карточной системы распределения).


План:

1. Коллективизация - одна из составляющих ленинского плана построения социализма

2. Осуществление I этапа сплошной коллективизации сельского хозяйства в конце 1920-х-и 1930 гг.

3. II этап коллективизации: тактика меняется, цель остается неизменной.

4. «Раскулачивание» - составная часть плана коллективизации. «Спецпереселенцы».

5. Социально-экономические последствия политики сплошной коллективизации.


Источники

Постановление Президиума ЦИК СССР от 1 декабря 1934 г. О порядке ведения дел о подготовке или совершении террористических актов / Коммунистическая партия Советского союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т. 3. М., 1970.

Постановление ЦК ВКП (б). О темпах коллективизации и мерах помощи госу­дарства колхозному строительству / Коммунистическая партия Советского союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т. 2. М., 1970.

Сталин И.В. Год великого перелома Соб. соч. М, 1934.

Резолюции XII съезда РКП (б) / Коммунистическая партия Советского союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т. 2. М., 1970.

Литература

Буртин Г.Д. Налоговая политика в деревне // Октябрь, 1990. № 2.

Быстрова Т.С. Государство и экономика в 1920-е гг. // Отечественная ис­тория, 1993. №3.

Вожогонов Д. Триумф и трагедия И.В. Сталина Политический портрет. М., 1989.

Данилов В.П. Коллективизация: как это было / Страницы истории Совет­ского общества. М, 1989.

Ивницкий НА. Коллективизация и раскулачивание (начало 1930-х гг.). М., 1994.

Кондрашин Л.П. Голод 1932 - 1933 гг. в деревнях Поволжья // Вопросы истории, 1991. № 6.

Наше Отечество. Опыт политической истории. Т. 2. М., 1991.

Осокина Т.С. СССР в конце 1920-х - начале 1930-х гг. // Отечественная история, 1992. № 5.

Плотников И.Е. Как ликвидировали кулачество на Урале // Отечествен­ная история, 1993. № 4.

Шашков В.Я. К вопросу о выселении раскулаченных семей в Северный край (1930 - 1933 гг.) // Отечественная история, 1996. № 1.


^ 18. Начальный период Великой Отечественной войны (июнь 1941- 1942 гг.)

Задача студента - показать характер и цели Великой Отечественной вой­ны. Дать периодизацию войны. Раскрыть сущность плана «Барбаросса». На­звать объективные и субъективные причины неудач советского народа в на­чале войны. Показать реакцию союзников СССР на открытие II фронта. Вы­светить трудности советской военной экономики и процесс тотальной моби­лизации экономики. Следует обратить внимание на внутриполитический курс, проводимый сталинским руководством в начальный период войны. По­казать героические эпизоды этого периода войны и роль военачальников.

План:

1. Начало Великой Отечественной войны. Причины катастроф в начальный период войны.

2. Перестройка государственных органов. Первые мероприятия по организации отпора фашистской агрессии.

3. Битва под Москвой: ход, итоги и значение.

4. Военная кампания 1942 г., ее итоги. Причины катастроф.

Литература

Великая Отечественная война. 1941 - 1945 гг. Энциклопедия. М., 1985.

Готовил ли Сталин наступательную войну против Гитлера? М., 1995.

Гриф секретности снят: Потери Вооруженных Сил СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах: Статистические исследования. M, 1996.

Жуков В.К. Воспоминания и размышления. В 3-х т. М., 1992.

Канун и начало войны: Документы и материалы. Л., 1991.

Москва военная. 1941- 1945. Мемуары и архивные документы. М., 1995.

От «Барбароссы» до «Терминала»: Взгляд Запада на трагические страни­цы истории второй мировой войны. М., 1992.

Панов В.И. Это было. О тружениках тыла в годы Великой Отечествен­ной войны. М., 1989.

Соколов Б. Цена победы. Великая Отечественная: неизвестное об из­вестном. М., 1991.

Союзники в войне. 1941 - 1945. М., 1995.

^ 19. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны (ноябрь 1942 - декабрь 1943 гг.)

Студент должен раскрыть сущность понятия «коренной перелом» в ходе войны. Осветить периодизацию всей Великой Отечественной войны и выделить место настоящего периода. Раскрыть упорный характер боев за Сталинград, роль фронтов и мирных жителей в организации обороны города. Рас­крыть план, подготовку, ход и итоги наступательной операции Красной Ар­мии мод Сталинградом. Показать изменения в соотношении сил двух сра­жающихся сторон. Доказать на конкретных примерах, что для СССР начался коренной перелом в ходе войны.

Раскрыть планы и замыслы двух воюющих сторон на лето 1943 г. Объяс­нить сущность понятия «реванш за поражение». Осветить ход и значение Курской битвы, а также результаты контрнаступления советских войск. Показать героизм солдат и командиров, действия командования.

План:

1. Сталинградская битва и контрнаступление советских войск.

2. Операция « Кольцо». Общее наступление Красной Армии.

3. Курская битва. Итоги и значение.

4. Освобождение Левобережной Украины.

Литература

Великая Отечественная война. 1941 - 1945 гг. Энциклопедия. М., 1985.

Гриф секретности снят: Потери Вооруженных Сил СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах: Статистические исследования. М, 1996.

Жуков В.К. Воспоминания и размышления. В 3-х т. М., 1992.

Кривошеее Г.Ф. и др. Полвека назад. Отечественная война. Цифры и факты. М.,1995.

Самсонов A.M. Вторая мировая война. М., 1989.

Соколов Б. Цена победы. Великая Отечественная: неизвестное об известном. М., 1991.

Тигшельских К. История второй мировой войны. М, 1995.


^ 20. Завершающий этап Великой Отечественной войны (январь 1944 - 9 мая 1945 гг.)

Начать работу следует с периодизации Великой Отечественной войны и определить место настоящего периода. Основное внимание следует уделить росту мощи и могущества военной экономики СССР, армии, а также повы­шению боевого опыта советского командования в проведении решающих операций. Следует показать основную роль Советского Союза в разгроме фашистской Германии, несмотря на открытие II фронта в Европе. Обратить внимание на ожесточенное сопротивление врага и огромные потери совет­ских войск. Необходимо показать роль партизанских соединений в освобож­дении оккупированных территорий, привести примеры героических действий советских солдат и офицеров, мирных жителей.

План:

1. Победа под Ленинградом и Новгородом. Освобождение Правобережной Украины и Крыма.

2. Операция «Багратион».

3. Ясско-Кишиневская операция.

4. Взятие Берлина.

Литература

Великая Отечественная война. 1941 — 1945 гг. Энциклопедия. М., 1985.

Верт А. Россия в войне 1942 - 1945 гг. М., 1967.

Гриф секретности снят: Потери Вооруженных Сил СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах: Статистические исследования. М., 1996.

Жуков В.К. Воспоминания и размышления. В 3-х т. М., 1992.

Кривошеее Г.Ф. и др. Полвека назад. Отечественная война. Цифры и факты. М, 1995.

Самсонов A.M. Вторая мировая война. М., 1989.

Соколов Б. Цена победы. Великая Отечественная: неизвестное об из­вестном. М., 1991.

Типпельских К. История второй мировой войны. М., 1995.


^ 21. Советский Союз в 1945 - 1953 гг.

Раскрытие данной темы начать с изменения обстановки в мире, показать смену лидеров капиталистического мира и образование мировой социалистиче­ской системы, раскол мира на два противоборствующих лагеря. Раскрыть сущ­ность политики «холодной войны» и принципы мирного сосуществования.

Следует показать ущерб, нанесенный войной и трудности восстановитель­ною периода, особенно в сельском хозяйстве. Обратить внимание на предпо­лагаемые руководством государства пути (модели) экономического развития общества и политическую борьбу вокруг них. Вскрыть причины и последствия победы сталинского варианта развития экономики. Показать причины, проявления и последствия критического настроя в обществе.

Раскрыть политику властей в области культуры, акцентируя внимание на чуховном облике советского человека.

План:

1. Изменение международной обстановки после второй мировой войны.

2. Состояние советской экономики и проблема выбора модели экономиче­ского развития.

3. Ужесточение политического режима и новый виток массовых репрессий 1940-х- 1950-х гг.

4. Наука, образование и духовной мир советского человека послевоенной поры.

Литература

Волкогонов Д.А. Триумф и трагедия. Политический портрет И.В. Стали­на. Кн.2. 4.2. М., 1989.

Дело об «отравлении». Михаил Зощенко объясняется с начальством // Неизвестная Россия. XX век. М., 1992.

Жуков Ю.Н. Борьба за власть в руководстве СССР в 1945 — 1952 гг. // Вопросы истории, 1995. №1.

Зубкова Е.Ю. Общественная атмосфера после войны (1945 - 1946 гг.) // Свободная мысль, 1991. № 6.

Попов В.П. Российская деревня после войны (июнь 1945 — март 1953 гг.) Сборник документов. М., 1993.

Послевоенный сталинизм: удар по интеллигенции // Кентавр, 1991. № 10 — 12.

Симонов К. Глазами человека моего поколения. М, 1989.

Советская внешняя политика в годы «холодной войны» (1945 - 1985). Новое прочтение. М., 1995.

Хрущев Н.С. Воспоминания (Любое издание).


^ 22. СССР в 1953 - 1964 гг.

В первую очередь, необходимо раскрыть значение XX съезда КПСС, в част­ности, начало критики сталинизма, показать ее ограниченный характер.

Раскрыть содержание курса на «развернутое строительство коммунизма», сущность и основные направления экономических реформ, их значение, противоречивость и непоследовательность. Показать успехи и проблемы в развитии литературы и искусства, показать противоречия властей в отношении культуры. Осветить новые формы идеологического воздействия на интеллигенцию.

Показать необходимость перемен во внешней политике СССР. Раскрыть концепцию, основные направления, достижения и противоречия политики мирного сосуществования. Вскрыть причины и проявления обострения отношений СССР- Запад.

План:

1. XX съезд КПСС: Развенчание культа личности.

2. Экономические реформы.

3. «Оттепель» в развитии литературы и искусства.

4. Внешняя политика и международное положение СССР.

Литература

Аксютин Ю.В., Волобуев О.В. XX съезд КПСС: новации и догмы. М, 1991.

Арбатов Г.А. Затянувшееся выздоровление (1953 - 1985). Свидетельство современника. М., 1991.

Барсуков Н. Как был смещен Н.С. Хрущев / Трудные вопросы истории. М., 1991.

Берия: конец карьеры. М., 1991.

Берия С. Мой отец - Лаврентий Берия. М., 1994.

Бурлацкий Ф. Вожди и советники: О Хрущеве, Андропове и не только о них. М., 1990.

ЗубковаЕ.Н. Общество и реформы. 1945 - 1964 гг. М, 1993.

Каганович Л.М. Памятные записки. М., 1996.

Медведев Р.А. Н.С. Хрущев: Политическая биография. М., 1990.

Никита Сергеевич Хрущев: Материалы к биографии. М., 1989.

Опенкин Л.А. Оттепель: как это было (1953 - 1955 гг.). М., 1991.

Свет и тени « великого десятилетия»: Н.С. Хрущев и его время. Л., 1989.

Ханин Г.И. Динамика экономического развития СССР. Новосибирск, 1991.

Хрущев Н.С. Воспоминания (Любое издание).

Хрущев С.Н. Никита Хрущев: Кризисы и ракеты. В 2-х т. М., 1995. 16. Чуковский К. Дневник. 1930 - 1969 гг. Л., 1993.







Похожие:

История россии темы контрольных работ iconТемы контрольных работ по дисциплине «Геополитика» Выбор темы контрольной работы осуществляется следующим образом
...
История россии темы контрольных работ iconТемы контрольных работ по курсу «История финансов»

История россии темы контрольных работ iconТемы контрольных работ по дисциплине «История России»
Кроме того, они отрабатывают навыки правильного оформления письменного текста: сносок, списка литературы, титульного листа контрольной...
История россии темы контрольных работ iconТемы контрольных работ по предмету «История»
Монголо-татарское нашествие на Русь в 13 веке. Правовое положение русских княжеств
История россии темы контрольных работ iconТемы контрольных работ по предмету «История»
Монголо-татарское нашествие на Русь в 13 веке. Правовое положение русских княжеств
История россии темы контрольных работ iconТемы контрольных работ по предмету «Отечественная история»
Монголо-татарское нашествие на Русь в 13 веке. Правовое положение русских княжеств
История россии темы контрольных работ iconТемы контрольных работ по дисциплине «Территориальная организация населения»
Административно – территориальное устройство и проблемы развития федерализма в России
История россии темы контрольных работ iconТемы контрольных работ по дисциплине «история стран запада в средние века» Пояснительная записка
Студент самостоятельно выбирает тему контрольной работы в соответствии со своими интересами, возможностями
История россии темы контрольных работ iconТемы контрольных работ по дисциплине «Валютное право»
Валютные ограничения в отношении юридических и физических лиц на расчёты в иностранной валюте на территории России
История россии темы контрольных работ iconПримерные темы выпускных квалификационных работ для обучающихся по специальности «Преподаватель высшей школы»
Интегральная диагностика качества выполнения письменных контрольных работ по
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы