Переход к рыночной экономике icon

Переход к рыночной экономике



НазваниеПереход к рыночной экономике
Дата конвертации04.12.2012
Размер103.5 Kb.
ТипПримерная программа
скачать >>>

Переход к рыночной экономике.

9 класс (1 час)


Стандарт

Переход к рыночной экономике. Российское общество в условиях реформ.


Примерная программа Министерства образования по истории

Переход к рыночной экономике. Экономические реформы 1992-1993 гг. Приватизация. Дефолт 1998 г. Российское общество в условиях реформ.


Краткое описание: Предполагается, что школьники могут оперировать обществоведческими терминами (модуль «Экономика»), могут объяснять особенности рыночной и командно - административной экономики, знают даты и могут давать характеристики политическим лидерам периода.

В занятии используется работа с текстами, заполнение таблицы, работа с понятийным аппаратом, проведение исследования.


^ Ресурсы занятия: таблица «Реформы экономики» (в результате самостоятельной работы), таблицы «Денежные реформы 1990-х годов», «Основная направленность экономических реформ Е.Т. Гайдара», таблица 8 « Руководители правительства России в 1990-е годы»

(таблицы могут быть предложены как материал для работы ученикам или использованы учителем для объяснения содержания темы урока) (см. приложение)


^ Цель занятия: Сформировать представление о сути экономических реформ 90-х годов, объяснить причины и последствия реформ, сформировать и закрепить представление о влиянии реформ на социальное развитие граждан РФ в указанный период.

На основании внутрипредметных связей со всеобщей историей новейшего времени определить закономерности и особенности экономического развития стран социалистического блока в 90-ые годы ХХ века.


^ Ожидаемые результаты:

В результате проведения занятия участники смогут:

- сформулировать и применять понятия: реформы, приватизация, ваучер, шоковая терапия, девальвация, либерализация, дефолт, конвертируемая валюта, внутренний долг, внешний долг, бартер, плановая экономика, рыночная экономика, типы экономических систем, др ;

- называть причины и последствия экономических кризисов;

- анализировать документы, выделять основные положения, находить общие черты и различия на основе сравнения документов и событий истории и РФ и стран социалистического блока;

- представлять собственные оценочные суждения.

-сформулировать собственное мнение, выразить отношение к событиям истории и роли личности


^ Основные понятия: реформы, приватизация, ваучер, шоковая терапия, девальвация, либерализация, дефолт, внутренний долг, внешний долг, бартер, плановая экономика, рыночная экономика, типы экономических систем, др

.

Форма проведения занятия – урок – школьная лекция. Работа с таблицами.

План работы определяется структурой таблицы по теме урока.

^ ХОД ЗАНЯТИЯ:


МОТИВАЦИОННЫЙ БЛОК.


Обсуждение цитаты:

«Либерализовать цены – это тяжелая в политическом отношении мера, которая делает тебя политическим самоубийцей, но технически она легко реализуема». (Е. Т. Гайдар)

(Е.Т. Гайдар, - российский государственный и политический деятель, экономист. Один из основных идеологов и руководителей экономических реформ начала 1990-х в России. В 1991—1994 годы занимал высокие посты в правительстве России -и.о. председателя правительства).

В конце урока предлагается вернуться к цитате и на основании выполненной работы прокомментировать ее содержание, объясняя свое мнение: почему автор и руководитель программы реформ называет принятые меры «политическим самоубийством»?


^ ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ


II. ПРОБЛЕМНЫЙ БЛОК


В конце 80 –х годов ХХ века стало очевидным нарастание системных кризисов в экономике стран социалистического лагеря. Во всех странах, в том числе и в СССР, возникают программы экономических реформ (предлагается вспомнить авторов программ и кратко обозначить направления реформ), но они не принесли конкретного результата.

Основные преобразования произошли уже в самостоятельных государствах, после распада СССР. В Российской Федерации экономические реформы произошли в течение длительного времени и сделали возможным формирование нового типа экономической системы.

Какие меры способствовали переходу к рыночной экономике? Каковы были их социально – экономические последствия? - основной вопрос урока


^ III. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК


(рассмотрение информации по проблемному вопросу)


Рекомендации организации работы:

При изучении темы в течение 1 урока оправдана форма школьной лекции, - при которой основные положения реформ представляет учитель, объясняя значение терминов. По ходу представления темы ученики заполняют столбцы «период реформ» и «основные положения реформ». Понятия, сформулированные в ходе урока, выделяются в таблице.

Заполнение последнего столбца «социально – экономические итоги преобразований» в зависимости от уровня подготовки школьников возможно в нескольких вариантах:

А) в ходе беседы и формулировки выводов, которые уточняет учитель

Б) в ходе работы учеников с текстом учебника и самостоятельного заполнения таблицы в качестве домашнего задания

В) в результате выполнения домашнего задания по исследованию (см. задание 1) и представления его результатов в классе. При этом варианте необходимо обратить внимание учащихся на то, что данные соцопроса не могут быть основными данными при заполнении столбца «социально – экономические итоги реформ», необходимо обращение к статистическим данным по итогам реформ, представленным в учебных текстах.


^ Таблица 1. Материалы для ученика

Таблица «Реформы экономики»


Глава правительства

Период реформ

Основные положения реформ

Социально-экономические итоги преобразований

Е.Т. Гайдар












В.С. Черномырдин












С.В. Кириенко












Е.М. Примаков












С.В. Степашин












В.В. Путин












Этап рефлексии и контроля


Методы - Контрольно-проверочная беседа:

Задание 1. Дайте определение понятия, объясните суть проявлений в ходе реформ

Либерализация –

Приватизация –

Ваучер –

«шоковая терапия» -

Дефолт -

Задание 2. Назовите главные отличия командно- административной и рыночной экономики. Подтвердите примерами на основании изученного материала.

Задание 3. Ответьте на вопросы:

  1. Перечислите основные меры, предпринятые правительством РФ для перехода к рыночной экономике.

  2. Какие социальные последствия имели экономические преобразования?

  3. Какие политические последствия имели экономические преобразования?

  4. Почему, на ваш взгляд переход к рыночной экономике был болезненным для общества?

Задание 4: Объясните цитату Е.Т. Гайдара (см. мотивацию к уроку). Согласны ли Вы с утверждением? Ответ поясните.


^ Объяснение домашнего задания:

Задание 1. Выполняется на выбор учащимися (вариант 1 или вариант 2):

«Исследования общества»:

1. Проведите социологический опрос среди представителей старшего поколения, которые получили ваучеры. Расскажите в классе о том, что Вам удалось узнать о процедуре вложения ваучеров:

- наиболее распространенный вариант использования ваучеров;

- самый удачный, на Ваш взгляд, опыт вложения ваучера;

- самый оригинальный способ применения ваучера;


2. Проведите социологический опрос на тему «Влияние приватизации на социальное положение в стране». На основании полученных ответов составьте диаграмму.


^ Задание 2. (выполнение возможно при интегрированном изучении курса истории «новейшего времени» или после изучения всеобщей истории новейшего времени):

Сравните экономические реформы в Российской Федерации и ход экономических преобразований в любой стране стран социалистического блока. Определите критерии сравнения, назовите не менее 3 сходств и не менее 3 различий.

^ Приложение: материалы для учителя


Таблица 8. Руководители правительства России в 1990-е годы

Даты

Руководитель

6 ноября 1991г. – 15 июня 1992г.

^ Борис Николаевич Ельцин, возглавлял Правительство России как Президент России (в связи с проведением радикальной экономической реформы).

15 июня — 14 декабря 1992г.

^ Егор Тимурович Гайдар, исполняющий обязанности председателя Совета Министров – Правительства РФ.

14 декабря 1992г. — 23 марта 1998г.

^ Виктор Степанович Черномырдин, одновременно 5 ноября—6 ноября 1996г. был и.о. Президента РФ в связи с операцией на сердце Ельцина; повторно 23 августа—11 сентября 1998 года и.о. председателя Правительства (не утвержден Государственной Думой РФ).

24 апреля — 23 августа 1998г.

^ Сергей Владиленович Кириенко, с 23 марта исполняющий обязанности.

11 сентября 1998г. — 12 мая 1999г.

Евгений Максимович Примаков.

19 мая — 9 августа 1999г.

^ Сергей Вадимович Степашин, с 12 мая исполняющий обязанности.

16 августа 1999г. — 7 мая 2000г.

Владимир Владимирович Путин, с 9 августа и.о. Председателя Правительства; с 31 декабря одновременно и.о. Президента Российской Федерации



Таблица. Основная направленность экономических реформ Е.Т. Гайдара

Направление

Содержание

Реформа ценообразования

С 1 января 1992 г. отпускались цены на большинство товаров и услуг, позволив им складываться в результате игры спроса и предложения. Постепенная адаптация производителей и потребителей к рынку

Приватизация

Большая часть государственных предприятий перешли в частные руки. Всем гражданам России выдана часть государственной собственности стоимостью 10.000 руб. в ценах 1984 г. Реальная цена ваучера колебалась от 2 до 40 тыс. руб. в ценах 1993 г.

Монетаризм

Жесткая кредитно-финансовая политика, ограничение дефицита бюджета, прекращение финансирования убыточных предприятий (главный метод).

Децентрализация

Упразднены централизованная система распределения ресурсов, Госплан и Госснаб. Саморегулирование в результате конкуренции методом спрос/предложение.

Разрушение «железного экономического занавеса»

Появление товаров зарубежного производства, насыщение рынка и повышение конкуренции, в результате которой многие отечественные производители были на грани разорения. Политика либерализации внешней торговли (фритредерства) и насыщение рынка товарами первой необходимости.

Конвертируемость рубля

Интеграция в мировое хозяйство. Усиление экономической зависимости России от развитых капиталистических стран и МВФ.

Многообразие форм собственности

Колхозы превращаются в фермерские хозяйства и акционерные общества, соседствуют различные формы собственности. Появляются предприятия и фирмы с различной формой собственности.


^ Таблица «Денежные реформы 1990-х годов».

Дата

Содержание реформы

Результаты и последствия

22 января 1991г.

Председатель Совета Министров СССР В.С. Павлов издал распоряжение об изъятии банкнот в 50 и 100 рублей в ограниченный во времени период и замену их на купюры нового образца

Ажиотаж среди населения, очереди в отделения Сбербанка и рост недовольства в стране. Недоверие к финансовой политике правительства.

Январь 1992г.

Правительство под руководством Е.Т. Гайдара начало либерализацию цен на основе монетаризма.

Ослабление государственного регулирования в области ценообразования. Передача предприятий из государственной собственности в частные руки. Экономическая политика, направленная на стабилизацию положения в стране в основном за счет кредитно-финансовых механизмов.

1997-1998гг.

4 августа 1997 года вышел Указ Президента Российской Федерации №822 «Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен». Реформа проводилась правительством В.С. Черномырдина.

Деноминация была проведена с коэффициентом 1000:1, то есть одному новому рублю соответствовали 1000 старым (образца 1993 и 1995гг.). Все неденоминированные монеты ЦБ России (1, 5, 10, 20, 50, 100 рублей и коллекционные), вопреки традиции двух предыдущих деноминаций, прекратили быть законным платёжным средством. Новые банкноты и монеты поступили в обращение с 1 января 1998 года. Обмен старых купюр был возможен до 2002 года (затем продлено до 2003г.).

17 августа 1998г.

Правительство С.В.Кириенко объявило о дефолте (отказе от уплаты долгов как внутренних так и внешних) и девальвации рубля.

Раздутый рынок государственных ценных бумаг (ГКО и ОФЗ), ухудшение мировой экономической конъюнктуры, падение цен на мировых рынках на традиционные российские экспортные товары (нефть, цветные металлы) привели к обвалу российской валюты и последовавшему за ним отказу государства от выполнения своих обязательств по внешним и внутренним долгам.




Похожие:

Переход к рыночной экономике iconПереход к рыночной экономике в России и задачи овд

Переход к рыночной экономике iconПереход России к рыночной экономике в опыте мирового контекста

Переход к рыночной экономике iconВозникновение пост-индустриального общества Де-индустриализация
Западом, вступление в мировое сообщество, демократизация жизни общества и переход к социально-ориентированной рыночной экономике....
Переход к рыночной экономике iconКонтрольная работа №1 по экономической теории на тему №25: «Несовершенная конкуренция: олигополия»
В преддверии ХХI века наша страна начала переход к рыночной экономике, хозяйственному рыночному механизму. Многие проблемы нам приходится...
Переход к рыночной экономике iconЧетыре основные модели рынка
Поэтому во второй части своей работы я постарался обсудить меры по демонополизации, без которых невозможно осуществить переход к...
Переход к рыночной экономике icon“Допустить к защите”
Переход России к рыночной экономике, повышение эффективности ее функционирования, создание необходимой инфраструктуры невозможно...
Переход к рыночной экономике iconМеханизм ценообразования в рыночной экономике
Целью курсовой работы является изучение механизма и способовценообразования в рыночной экономике, его влияние на функционирование...
Переход к рыночной экономике icon«Сбережения и инвестиции в рыночной экономике»
Данная работа будет посвящена функциям сбережений и инвестиций в рыночной экономике. Самое общее определение указанных понятий можно...
Переход к рыночной экономике iconКонтрольная работа по Экономике организаций (предприятий) Организация (фирма) в рыночной экономике. Цель, задачи, функции
...
Переход к рыночной экономике iconКурсовая работа по экономической теории на тему: «Сбережения и инвестиции в рыночной экономике»
В данной курсовой работе будут рассмотрены функции сбережений и инвестиций в рыночной экономике. Самое общее определение данных понятий...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы