Общие методические указания для учителя по использованию проектной и исследовательской работы на занятиях icon

Общие методические указания для учителя по использованию проектной и исследовательской работы на занятиях



НазваниеОбщие методические указания для учителя по использованию проектной и исследовательской работы на занятиях
Дата конвертации04.12.2012
Размер274.74 Kb.
ТипОбщие методические указания
скачать >>>
1. /Tema_2/1990s_dubrovsky_HR_and_movements-ВЗ_red.pdf
2. /Tema_2/1990s_dubrovsky_chechnia-ПА.pdf
3. /Tema_2/1990s_gelman_constitution_1993-ВЗ_red.pdf
4. /Tema_2/1990s_gelman_parties-ВЗ_red.pdf
5. /Tema_2/1990s_khapaeva_ideology-ВЗ_red.pdf
6. /Tema_2/1990s_koposov_august_putsch_red.pdf
7. /Tema_2/1990s_starodubtsev_elections_1996-ВЗ_red.pdf
8. /Tema_2/1990s_starodubtsev_putsch_1993-ВЗ_red.pdf
9. /Tema_2/1990s_starodubtsev_raspad-ВЗ-2_red.pdf
10. /Tema_2/1990s_travin_default_red.pdf
11. /Tema_2/Tema_2_MD_1.doc
12. /Tema_2/Tema_2_MD_10.doc
13. /Tema_2/Tema_2_MD_11.doc
14. /Tema_2/Tema_2_MD_2.doc
15. /Tema_2/Tema_2_MD_4.doc
16. /Tema_2/Tema_2_MD_5.doc
17. /Tema_2/Tema_2_MD_6.doc
18. /Tema_2/Tema_2_MD_7.doc
19. /Tema_2/Tema_2_MD_8.doc
20. /Tema_2/Tema_2_MD_9.doc
21. /Tema_2/Альтернативы(рекомендации учителю).doc
22. /Tema_2/Альтернативы(советы учащимся).doc
23. /Tema_2/Аннотации.docx
24. /Tema_2/Дискуссии(мет.рекомендации учителю).doc
25. /Tema_2/Дискуссионный клуб (инструкция).doc
26. /Tema_2/Дискуссия (Политическое развитие).doc
27. /Tema_2/Дискуссия (советы учащимся).doc
28. /Tema_2/Документ (советы учащимся).doc
29. /Tema_2/Документы (Политическое развитие).doc
30. /Tema_2/Документы(мет.рекомендации учителю).doc
31. /Tema_2/Исследовательский проект (интервью).doc
32. /Tema_2/Проект (советы учащимся).doc
33. html">/Tema_2/Проекты (Политическое развитие).doc
34. /Tema_2/Проекты(мет. рекомендации учителю).doc
35. /Tema_2/Таблицы (Политическое развитие).doc
36. /Tema_2/Тесты (Политическое развитие - краткий ответ)-ученик.doc
37. /Tema_2/Тесты (Политическое развитие - краткий ответ)-учитель.doc
38. /Tema_2/Тесты (Политическое развитие - на соотнесение)-ученик.docx
39. /Tema_2/Тесты (Политическое развитие - на соотнесение)-учитель.docx
40. /Tema_2/Тесты (Политическое развитие - несколько ответов)-ученик.docx
41. /Tema_2/Тесты (Политическое развитие - несколько ответов)-учитель.docx
42. /Tema_2/Тесты (Политическое развитие - один ответ)-учитель.doc
43. /Tema_2/Тесты (Политическое развитие - открытый ответ)-ученик.docx
44. /Tema_2/Тесты (Политическое развитие - открытый ответ)-учитель.docx
45. /Tema_2/Тесты (Политическое развитие - последовательность)-ученик.docx
46. /Tema_2/Тесты (Политическое развитие - последовательность)-учитель.docx
47. /Tema_2/Тесты (Политическое развитие-один ответ)-ученик.doc
48. /Tema_2/Цепочка альтернатив (Полит. разв.)-учащийся.docx
49. /Tema_2/Цепочка альтернатив (Полит. разв.)-учитель.docx
Общие методические указания для учителя по проведению дискуссий дискуссионный клуб
Общие методические указания для учителя по подготовке учащимися творческих работ
Политическое развитие России в 1990-е годы
Примерная программа Министерства образования по истории
Урок исследование. 9 (11) класс
Политические партии и движения Российской Федерации (9 класс, 1 час)
Политические партии и движения Российской Федерации (11 класс)
Принятие Конституции Российской Федерации. Россия в мировом сообществе примерная программа
Общие методические указания для учителя по использованию проектной и исследовательской работы на занятиях
Урок первый Стандарт
Анализу альтернатив исторического развития России 1990-х год
Анализу альтернатив исторического развития России 1990-х год
Тезисы для помощи учителя в разработке собственных уроков и отборе содержания
Методические рекомендации по организации дискуссий для учителя (преподавателя)
Дискуссионный клуб (инструкция)
Темы для проведения дискуссий на уроках или занятий в Дискуссионном клубе по истории России 1990-х годов
Советы и рекомендации по проведению дискуссий по современной истории России для учащихся
Советы по анализу документов при изучении исторических событий
Тема Октябрьские события 1993 года
Методические рекомендации для учителя по использованию работы с документом при изучении современной истории России
Интервью Вам предстоит разработать план и провести реальное или виртуальное интервью, посвященное вопросам внешней политики России 1990-х годов. Этапы работы
Советы по проведению исследований и разработке проектов по истории России 1990-х годов
Тема. Политическая пропаганда и реклама 1990-х годов
Методические рекомендации для учителя по использованию проектной и исследовательской деятельности в учебной и внеклассной работе при изучении современной истории России
Дополнительные материалы (таблицы) по теме «Политическое развитие России в 1990-е годы». Политические институты и право в России. 1990-е годы. Таблица. Этапы становления государственной независимости России
Тестовые задания по теме «Политическое развитие России: 1990-е годы»1 Задания по восстановлению пропущенного слова в документе или формулированию краткого ответа (слова, словосочетания или даты)
Тестовые задания по теме «Политическое развитие России: 1990-е годы»1 Задания по восстановлению пропущенного слова в документе или формулированию краткого ответа (слова, словосочетания или даты)
Задания на соотнесение. Соотнесите политические реформы и события в России и их даты
Задания на соотнесение. Соотнесите политические реформы и события в России и их даты
Тестовые задания по теме «Политическое развитие России: 1990-е годы»
Тестовые задания по теме «Политическое развитие России: 1990-е годы»
Тестовые задания по теме «Политическое развитие России: 1990-е годы»1 Задания на выбор одного правильного ответа
Тестовые задания по теме «Политическое развитие России: 1990-е годы»
Тестовые задания по теме «Политическое развитие России: 1990-е годы»
Тестовые задания по теме «Политическое развитие России: 1990-е годы»
Тестовые задания по теме «Политическое развитие России: 1990-е годы»
Тестовые задания по теме «Политическое развитие России: 1990-е годы»1 Задания на выбор одного правильного ответа
Цепочка альтернатив по теме «Политическое развитие России в 1990-е годы»
Цепочка альтернатив по теме «Политическое развитие России в 1990-е годы»

Задания по проектной и исследовательской деятельности в теме «Политическое развитие России в 1990-е годы».

Общие методические указания для учителя по использованию проектной и исследовательской работы на занятиях

Проектную и исследовательскую деятельность подчас трудно разделить. Каждый проект обязательно включает в себя исследование, а исследовательская работа эффективна только при проектном подходе к ее реализации. Поэтому данные направления учебной деятельности мы объединили. Однако следует обратить внимание, что понятие проекта все же представляется более широким, чем исследование. Проекты могут быть индивидуальными и коллективными, ученическими или с привлечением родителей, представителей местного сообщества и властных структур. В каждом разделе помещены формы проведения исследований и проектов на определенную тему. Вместе с тем, этим не ограничиваются возможности исследовательской работы по изучению истории 1990-х годов. Вы можете предложить собственный проект или направление для исследования. Дадим несколько примеров, которые помогут Вам провести такую работу:

Тема «Из жизни замечательных людей: Судьба человека: 1990-е» (исследование об опыте преодоления трудностей и сохранения человеком собственного достоинства);

Тема «Статья» (написание статьи в газету или журнал определенной политической направленности или ориентированных на отдельную группу интересов

Тема «Проект издания номера газеты или журнала (написания книги)». Определить названия статей, придумать заголовки, разработать дизайн и расположение материалов, основные идеи, кого из авторов (известных деятелей) можно привлечь, какие вопросы задали бы в интервью (виртуальное интервью). Разработать выпуск газеты к определенному числу (после важного события) или политического журнала по определенному месяцу (посвященного событиям месяца).

Тема «Памятник историческому деятелю 1990-х (событию)» (придумать памятники, которые надо поставить и их связь с историей 1990-х, обосновать, почему сделан такой выбор).

Тема «Социальная реклама» (придумать плакат с социальной рекламой, проанализировать имеющуюся рекламу).

Дадим некоторые общие рекомендации по проведению проектов и исследований.

Как провести мини- исследование?

Специфика мини- исследования состоит в том, что в ходе выполнения задания достаточно жестко алгоритмизируется поисковая деятельность, которая основывается на определенных типах умственных операций и четко прослеживается логика получения результатов. Основная цель мини-исследования - научить учащихся последовательности и организации своей практической поисковой деятельности.

При проведении мини- исследования можно выделить ряд этапов:

  1. Постановка проблемы, которую необходимо решить в ходе мини- исследования,

  2. Определение главных критериев решения проблемы,

  3. Планирование исследовательской деятельности,

  4. Проведение исследовательской деятельности,

  5. Фиксация результатов исследовательской деятельности,

  6. На основании полученных результатов формулировка выводов и решение проблемы.



Как разработать проект?

Обычно проекты (особенно социальные проекты) связывают с внеклассной воспитательной работой и системой дополнительного образования. Но все чаще обсуждается проектирование и на уроке. Здесь существует два полюса – оптимисты заявляют, что у них каждый урок является проектом, а пессимисты обращают внимание на плотность существующих программ и невозможность в условиях дефицита времени уделять внимание еще и проектированию. Единого подхода к пониманию и определению проектной деятельности в образовании нет. Существует огромное количество классификаций проектов, основанных на разных критериях.

Проекты могут быть:

- практико-ориентированными – нацеленными на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика;

- исследовательскими – напоминающими настоящее научное исследование, включая обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов;

информационными – акцентирующими внимание на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории;

творческими – предполагающими максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов (могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.);

ролевыми – основанными на распределении и выполнении ролей литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. с открытыми до самого окончания проекта результатами.

Основные элементы проектирования:

- определение цели и проблемы, исследование, выбор способа решения проблемы,

- формулирование задач и ожидаемых результатов,

- определение ресурсов, составление плана действий,

- выполнение плана,

- подведение итогов,

- оценивание полученных результатов (соотнесение их с ожидаемыми),

- рефлексия (анализ действий в ходе проектной работы).

Как подготовить реферат?

Слово «реферат» имеет латинские корни и в дословном переводе значит “докладываю, сообщаю”. Практически все словари (“Малая Советская Энциклопедия”, “Российский Энциклопедический словарь”, “Энциклопедический словарь по культурологии” и многие другие) одинаково определяют значение слова “реферат” - “краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания книги, учения, научной проблемы, результатов научного исследования; доклад на определенную тему, освещающий ее на основе обзора литературы и других источников”. Естественно школьники не подготовлены к данной форме работы и поэтому вполне разумно выдвигать другие критерии к написанию школьных работ, распространенных под названием реферата.

Структура работы над рефератом:

1. Выбор темы должен отвечать ряду основных требований:

- тема должна быть сформулирована грамотно (с литературной точки зрения);

- в названии реферата следует поставить четкие рамки рассмотрения темы (например, по истории не следует допускать названия типа «Великая Отечественная война» или «Л.И. Брежнев» и т.п.), которые не должны быть слишком широкими или узкими;

- желательно избегать слишком длинных названий (история культуры показывает, что даже самые гениальные произведения, названные слишком длинно, известны сейчас в сокращенном варианте, например, всемирно известное произведение Д.Дефо официально называется “Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего двадцать восемь лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки, близ устья реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля кроме него погиб, с изложением его неожиданного освобождения пиратами, написанные им самим”, но многие ли из простых читателей помнят об этом?);

- следует по возможности воздерживаться от использования в названии спорных с научной точки зрения терминов, излишней наукообразности, а также чрезмерного упрощения формулировок.

2. Титульный лист можно оформить следующим образом: в центре - название темы реферата, в правом верхнем углу - название учебного заведения, ниже темы справа - фамилия, имя, отчество учащегося, класс, а также фамилия и инициалы учителя, внизу - город и год написания.

3. Оглавление (к сожалению, очень часто учителя не настаивают на этом, кажущимся им формальным, требовании, а ведь именно с подобных “мелочей” начинается культура научного труда).

Школьный реферат следует составлять из четырех основных частей - введения, основной части, заключения и списка литературы, о каждой из которой скажем несколько слов.

4. Введение. Основные требования:

- введение не есть предыстория рассматриваемой проблемы, оно должно включать краткое обоснование актуальности темы реферата, где от учащегося требуется показать, почему данный вопрос может представлять научный интерес и есть ли связь представляемого материала с современностью (например, проблема столыпинской аграрной реформы перекликается с современными спорами о собственности на землю в России), таким образом тема реферата должна быть актуальна либо с научной точки зрения (невыясненность вопроса, многочисленные теории и споры), либо с современных позиций. Так, рассматривая проблему начала Великой Отечественной войны в реферате не нужно давать характеристику международных отношений перед войной или внутреннего развития СССР в 30-е годы, но необходимо остановиться на идеологической актуальности вопроса о виновниках развязывании войны.

-очень важно, чтобы учащийся выделил цель (или несколько целей), а также задачи, которые требуется решить для выполнения цели (например, целью может быть показ разных точек зрения на ту или иную личность, а в качестве задач может выступать описание личных качеств с позиций ряда авторов, освещение общественной деятельности и т.д. и т.п. - обычно одна задача ставится на один параграф реферата);

- введение должно содержать также и краткий обзор изученной литературы, в котором указывается взятый из того или иного источника материал, кратко анализируются изученные источники, показываются их сильные и слабые стороны;

- объем введения обычно составляют 2 страницы текста;

- исходя из всего вышеуказанного, введение необходимо писать в последнюю очередь при работе над рефератом.

5. Основная часть реферата содержит материал, который отобран учащимся для рассмотрения проблемы. Для основной части реферата достаточно 10 страниц (а может быть и меньше) текста. Больше внимания лучше обратить на обоснованное распределение материала по параграфам, умение формулировать их название, соблюдение логики изложения. Необходимо научить школьников правильно делать необходимые сноски (в первую очередь, когда приводятся цифры и чьи-то цитаты). Сноски можно делать двумя разными способами - постранично (все приводимые цифры или цитаты с каждой страницы обозначаются цифрами с 1 и далее или возрастающим количеством звездочек) или в отдельном приложении (каждый использованный источник дается в приложении по номерам, а при ссылках в скобочках ставится номер работы и страница).

Основная часть реферата помимо почерпнутого из разных источников содержания также должна включать в себя собственное мнение учащегося и сформулированные самостоятельные выводы, опирающиеся на приведенные факты.

6. Заключение является следующей частью реферата, в которой формулируются выводы по параграфам, обращается внимание на выполнение выдвинутых во введении задач и цели (целей). Заключение должно быть четким, кратким, вытекающим из содержания основной части. Очень часто учащиеся путают заключение с литературным послесловием, где пытаются представить материал продолжающий изложение проблемы (например, рассматривая проблемы новой экономической политики в курсе Отечественной истории ХХ века, стараются в заключении рассказать о ликвидации нэпа и последствиях этого события).

7. Список изученной литературы. Это последняя частью реферата представляется в той форме, которая используется при сносках. Дополнить ее можно лишь требованием указывать название издательства после места издания. Кроме того, использованные источники должны быть поставлены в алфавитной последовательности (по первым буквам фамилий авторов или по названиям сборников).

Итак, основные требования к написанию реферата:

1. Необходимо соблюдать определенную форму (титульный лист, оглавление, сноски, оформление источников).

2. Выбранная тема должна содержать определенную проблему и быть адекватной (по объему и по степени научности) школьному уровню.

3. Не следует требовать написания очень объемных по количеству страниц рефератов.

4. Введение и заключение должны быть осмыслением основной части работы.

Процедура защиты реферата включает в себя следующие требования:

  • реферат должен быть представлен к рассмотрению не в день экзамена, а за несколько недель до него (этот вопрос должны решить проверяющие учителя),

  • в день экзамена на реферат должна быть написана рецензия учащего (или другого) преподавателя данного предмета, а также желательно ознакомление всех членов экзаменационной комиссии с рефератом предварительно (последнее в современных условиях российского среднего образования никак не может быть обязательным, а становится договором между преподавателями каждой конкретной школы),

  • защищающий реферат в течение 5-15 минут должен рассказать о его актуальности, поставленных целях и задачах, изученной литературе, структуре основной части, сделанных в ходе работы выводах,

  • защищающий должен ответить на несколько вопросов по представленной проблеме.

Критерии оценки реферата:

  1. Соблюдения формальных требований к реферату,

  2. Грамотное раскрытие темы (о критериях говорилось выше),

  3. Умение четко рассказать о представленном реферате,

  4. Способности понять суть задаваемых по работе вопросов и найти точные ответы на них.



Общие советы и рекомендации учащимся по проектной и исследовательской работе

Проектная и исследовательская работа включает в себя проведение мини-исследований, разработку проектов и подготовку рефератов. Существуют и другие формы учебной работы в данном направлении.

Мини-исследование включает ряд этапов учебной работы:

  1. Постановка проблемы, которую необходимо решить в ходе мини- исследования,

  2. Определение главных критериев решения проблемы,

  3. Планирование исследовательской деятельности,

  4. Проведение исследовательской деятельности,

  5. Фиксация результатов исследовательской деятельности,

  6. На основании полученных результатов формулировка выводов и решение проблемы.



Проект представляет собой комплексную работу по решению определенной проблемы. Кстати, мини-исследование может стать частью разработки проекта. Основными элементами проектной деятельности являются следующие:

- определение цели и проблемы, исследование, выбор способа решения проблемы,

- формулирование задач и ожидаемых результатов,

- определение ресурсов, составление плана действий,

- выполнение плана,

- подведение итогов,

- оценивание полученных результатов (соотнесение их с ожидаемыми),

- рефлексия (анализ действий в ходе проектной работы).

Структура работы над рефератом:

1. Выбор темы должен отвечать ряду основных требований:

- тема должна быть сформулирована грамотно (с литературной точки зрения);

- в названии реферата следует поставить четкие рамки рассмотрения темы (например, по истории не следует допускать названия типа «Великая Отечественная война» или «Л.И. Брежнев» и т.п.), которые не должны быть слишком широкими или узкими;

- желательно избегать слишком длинных названий (история культуры показывает, что даже самые гениальные произведения, названные слишком длинно, известны сейчас в сокращенном варианте, например, всемирно известное произведение Д.Дефо официально называется “Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего двадцать восемь лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки, близ устья реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля кроме него погиб, с изложением его неожиданного освобождения пиратами, написанные им самим”, но многие ли из простых читателей помнят об этом?);

- следует по возможности воздерживаться от использования в названии спорных с научной точки зрения терминов, излишней наукообразности, а также чрезмерного упрощения формулировок.

2. Титульный лист можно оформить следующим образом: в центре - название темы реферата, в правом верхнем углу - название учебного заведения, ниже темы справа - фамилия, имя, отчество учащегося, класс, а также фамилия и инициалы учителя, внизу - город и год написания.

3. Оглавление (к сожалению, очень часто учителя не настаивают на этом, кажущимся им формальным, требовании, а ведь именно с подобных “мелочей” начинается культура научного труда).

Школьный реферат следует составлять из четырех основных частей - введения, основной части, заключения и списка литературы, о каждой из которой скажем несколько слов.

4. Введение. Основные требования:

- введение не есть предыстория рассматриваемой проблемы, оно должно включать краткое обоснование актуальности темы реферата, где от учащегося требуется показать, почему данный вопрос может представлять научный интерес и есть ли связь представляемого материала с современностью (например, проблема столыпинской аграрной реформы перекликается с современными спорами о собственности на землю в России), таким образом тема реферата должна быть актуальна либо с научной точки зрения (невыясненность вопроса, многочисленные теории и споры), либо с современных позиций. Так, рассматривая проблему начала Великой Отечественной войны в реферате не нужно давать характеристику международных отношений перед войной или внутреннего развития СССР в 30-е годы, но необходимо остановиться на идеологической актуальности вопроса о виновниках развязывании войны.

-очень важно, чтобы учащийся выделил цель (или несколько целей), а также задачи, которые требуется решить для выполнения цели (например, целью может быть показ разных точек зрения на ту или иную личность, а в качестве задач может выступать описание личных качеств с позиций ряда авторов, освещение общественной деятельности и т.д. и т.п. - обычно одна задача ставится на один параграф реферата);

- введение должно содержать также и краткий обзор изученной литературы, в котором указывается взятый из того или иного источника материал, кратко анализируются изученные источники, показываются их сильные и слабые стороны;

- объем введения обычно составляют 2 страницы текста;

- исходя из всего вышеуказанного, введение необходимо писать в последнюю очередь при работе над рефератом.

5. Основная часть реферата содержит материал, который отобран учащимся для рассмотрения проблемы. Для основной части реферата достаточно 10 страниц (а может быть и меньше) текста. Больше внимания лучше обратить на обоснованное распределение материала по параграфам, умение формулировать их название, соблюдение логики изложения. Необходимо научить школьников правильно делать необходимые сноски (в первую очередь, когда приводятся цифры и чьи-то цитаты). Сноски можно делать двумя разными способами - постранично (все приводимые цифры или цитаты с каждой страницы обозначаются цифрами с 1 и далее или возрастающим количеством звездочек) или в отдельном приложении (каждый использованный источник дается в приложении по номерам, а при ссылках в скобочках ставится номер работы и страница).

Основная часть реферата помимо почерпнутого из разных источников содержания также должна включать в себя собственное мнение учащегося и сформулированные самостоятельные выводы, опирающиеся на приведенные факты.

6. Заключение является следующей частью реферата, в которой формулируются выводы по параграфам, обращается внимание на выполнение выдвинутых во введении задач и цели (целей). Заключение должно быть четким, кратким, вытекающим из содержания основной части. Очень часто учащиеся путают заключение с литературным послесловием, где пытаются представить материал продолжающий изложение проблемы (например, рассматривая проблемы новой экономической политики в курсе Отечественной истории ХХ века, стараются в заключении рассказать о ликвидации нэпа и последствиях этого события).

7. Список изученной литературы. Это последняя частью реферата представляется в той форме, которая используется при сносках. Дополнить ее можно лишь требованием указывать название издательства после места издания. Кроме того, использованные источники должны быть поставлены в алфавитной последовательности (по первым буквам фамилий авторов или по названиям сборников).

Постановка задачи для учащихся

Вам предстоит разработать план и провести реальное или виртуальное интервью, посвященное вопросам политического развития России 1990-х годов. Тема может быть выбрана на основе вопросов, которые даются в разделе «Дискуссионный клуб» или же ставятся в виде проблем в статьях авторов по истории 1990-х годов. Проходя все этапы работы, последовательно заполните предлагаемую ниже форму для проведения исследования. Данная работа предполагает прохождение трех основных этапов. Используйте советы и рекомендации, которые даются по каждому этапу проведения интервью (они даны курсивом и помещены в рамочки).

Шаблон для выполнения задания

1. Подготовительный этап.

Определите для себя, как будет звучать тема интервью или основная проблема:

____________________________________________________________________________

Сформулируйте основную цель, которую Вы перед собой поставите, какие задачи для ее реализации надо выполнить, что Вы ожидаете от этого интервью (они должны быть конкретными, их выполнение Вы сможете проверить):

Цель - ______________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Задачи:

- ___________________________________________________________________________

- ___________________________________________________________________________

- ___________________________________________________________________________

- ___________________________________________________________________________

Ожидаемые результаты (ожидания):

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Теперь определите своего собеседника (это может быть кто-то из Ваших знакомых или известное лицо в истории нашей страны):

___________________________________________________________________________

Ответьте на следующие вопросы:

Почему именно этот человек выбран Вами?

___________________________________________________________________________

Что Вы о нем знаете?

___________________________________________________________________________

Насколько он компетентен в рассматриваемом вопросе?

___________________________________________________________________________

Почему его взгляд интересен по данной проблеме?

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Какие его личностные и профессиональные особенности учитывались при подготовке интервью?

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Поместите его фотографию (в случае согласия интервьюируемого).

___________________________________________________________________________

Договоритесь об удобном времени и месте проведения интервью. Постарайтесь сразу же объяснить, зачем Вы хотите его провести, какие вопросы Вас будут интересовать. Заранее скажите, сколько это займет времени (важно будет придерживаться этих временных рамок, потому что у окружающих, как правило, есть свои дела и заботы – помните об этом).

2. Основной этап.

Попробуйте составить заранее план Вашего интервью (с акцентом внимания на тематике политической истории России 1990-х годов). Пусть в этом плане будут основные пункты и подпункты, примерно по такому образцу:

1. _____________________

2. _____________________

а) _________________________________________________________________________

б) _________________________________________________________________________

3. ____________________________

а) _________________________________________________________________________

б) _________________________________________________________________________

в) _________________________________________________________________________

4. ____________________________

5. ____________________________

Сформулируйте основные вопросы, которые будете задавать собеседнику. Запишите их в логической последовательности (помните об их взаимосвязи с пунктами Вашего плана):

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Определите способ фиксации ответов (диктофон, записи в тетрадь, видеокамера или др.). Приготовьте все необходимое заранее.

Во время интервью тщательно фиксируйте ответы. Не забывайте об ограниченности времени – уложись в обговоренные временные рамки. Если в дальнейшем Вы планируете поместить это интервью в средства массовой информации (печатные или электронные), то надо будет обязательно познакомить Вашего собеседника с текстом и получить его согласие.

Сделайте обобщение по результатам интервью, ответив на следующие вопросы:

Что Вы узнали по исследуемой проблеме исторического развития России 1990-х годов?

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Что было нового и необычного? Что Вас удивило, было неожиданным?

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Какую информацию Вы не смогли бы получить из других источников?

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Какие еще источники можно использовать, чтобы проверить полученную в ходе интервью информацию, уточнить ее?

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

3. Заключительный этап.

Прочитайте интервью. Переведите интервью в текстовый формат (если запись шла на диктофон или видеокамеру). Напишите к нему свою вводную часть (об исследуемой проблеме, своих целях и задачах, что Вы ожидали от данного интервью, почему считаете своего собеседника интересным и ценным источником информации и т.п.)

Вводная часть к интервью

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Далее поместите свои вопросы и ответы. В ряде случаев можете курсивом помещать собственные комментарии (если требуются какие-то уточнения или Вы считаете нужным отреагировать на слова собеседника).

В конце сделайте собственное заключение с анализом результатов интервью. Также можете поместить фактический материал о важных событиях, связанных с политическим развитием России в 1990-е годы (возможно, о тех событиях, которые упоминались в интервью).

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________


Постановка задачи для учащихся

Вам предстоит провести исследование, посвященное сравнению подходов и приемов в политической пропаганде, которые использовались различными партиями и движениями в 1990-е годы и используются сегодня. Можно сосредоточить на исследовании конкретных избирательных кампаний (например, выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы РФ или же народных представителей в местных законодательных органах). Найдите примеры рекламы и пропаганды 1990-х годов. Для поиска информации можно использовать ресурсы интернета, библиотеки, подшивки газет и журналов. Для сравнения обратите внимание на современные приемы политической рекламы и пропаганды. Заполните предлагаемую ниже форму.

Шаблон для выполнения задания

Политическая пропаганда и реклама 1990-х годов.

Какие пропагандистские слоганы для привлечения внимания избирателей использовались кандидатами в 1990-е годы?

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

В каких формах в 1990-е годы использовалась реклама (печатная продукция, телевизионных эфир, интернет, митинги, проведение концертов и т.п.)?

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

На какие группы граждан в большей степени ориентировались политические партии и движения при проведении политической пропаганды и подготовке рекламы в 1990-е годы?

____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Сделайте анализ визуальных изображений (плакатов, клипов, листовок и т.п.).

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Сформулируйте несколько характеристик политической рекламы 1990-х годов

- ______________________________________________;

- ______________________________________________;

- ______________________________________________;

- ______________________________________________;

- ______________________________________________;


Заполните сравнительную таблицу «Приемы политической рекламы: 1990-е годы и современность»

Период

Особенное

Общее

1990-е годы


















Современность
















Сделайте вывод о силе воздействия используемых приемов на избирателей.

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________


Постановка задачи для учащихся

Вам предстоит провести исследование, посвященное оценкам событий августа 1991 года. Вы можете самостоятельно найти современников тех событий и узнать их точку зрения. Или же найти материалы в средствах массовой информации. Примером может служить опрос, проведенный «Пушкинской газетой». Можно ответить на вопросы и выполнить задания по данному материалу или же самостоятельно провести такой опрос и сделать собственные выводы.

Шаблон для выполнения задания

Ознакомьтесь с результатами опроса, проведенного «Пушкинской газетой» и помещенного в №6 от 6 августа 2011 года.

Константин Девятков:

Изначально был взят неверный курс на обновление России. Он был основан на «разрушении, а затем». Но, как иногда случается с революциями, разрушить разрушили, а «затем» не наступило. Сплошные переходные периоды с «хирургией без амнезии».

Никакой настоящей демократической модели управления государством создано не было. Людям нужен порядок, нужно верховенство закона, нужна безопасная жизнь. Всего этого в полной мере обеспечено за последние 20 лет не было.

Уверен, что СССР не исчерпал себя в 1991 году. Многое поддавалось реформированию.

Иван Наседкин:

Мне сорок пять лет. К моменту распада СССР я имел высшее образование, квартиру в наследство от родителей, работу с приличной зарплатой, четкое представление о завтрашнем дне.

Сегодня в моем «активе» - два места работы и постоянная моральная готовность их, как уже было не раз, потерять. Главная цель – доучить дочь в ВУЗе.

Кто сегодня скажет, что он уверен в завтрашнем дне? Стала ли жизнь в обновленной России лучше, чем была в СССР? Я не уверен.

Елена Канаева:

Мне кажется, мы впадаем в прагматизм, когда подходим к оценке такого исторического явления, как распад СССР и, соотвественно, постсоветский период России. Все сводим к собственному материальному положению, социальным благам и прочее. Очевидно, что Советский Союз никто не разрушал – он умер своей естественной смертью, все в нем находилось в стагнации.

Не случись 1991 года, мы могли бы впасть в социальную истерику. А, учитывая характер русского бунта – «бессмысленного и беспощадного», чем бы все закончилось?

А что теперь происходит? Нормальная вещь – медленно, но без крови и истерики, нащупываем свою дорогу. Манна небесная, что обещал нам 1991 год, не пролилась, но страна находится в движении, выбор сделан. Лично меня такое положение вещей устраивает.

Нина Туманова:

События 1991 года прошли мимо меня практически незамеченными. В тот период у меня росла маленькая дочь, мы строили дом, политическими событиями интересовались мало.

Хуже, чем было тогда, быть уже в принципе не могло: продуктовые карточки, которые мы отваривали в девяностом году, произвели на меня глубокое впечатление. После них я уже вообще перестала бояться чего бы то ни было.


Вопросы и задания для обсуждения

Какие позиции представлены в документе?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Зависит ли позиция человека от его социального положения?

_____________________________________________________________________________

Какие социальные группы представлены в этом опросе?

_____________________________________________________________________________

У каких бы еще представителей общества Вы взяли интервью?

_____________________________________________________________________________

Какая из оценок Вам лично более близка? Почему?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Поясните, как Вы определили бы следующие понятия, которые встречаются в интервью:

Обновление России - __________________________________________________________

Революция - _________________________________________________________________

Переходный период - __________________________________________________________

Демократическая модель управления государством - ________________________________

_____________________________________________________________________________

Верховенство закона - __________________________________________________________

Безопасная жизнь - _____________________________________________________________

Реформирование - _____________________________________________________________

Уверенность в завтрашнем дне - _________________________________________________

Прагматизм - _________________________________________________________________

Социальные блага - ____________________________________________________________

Стагнация - ___________________________________________________________________

Социальная истерика - _________________________________________________________

Бунт - ______________________________________________________________________

Выбор - _____________________________________________________________________

Продуктовые карточки - ________________________________________________________

Какие дополнительные вопросы Вы могли бы задать участникам интервью?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Являются ли, на Ваш взгляд, августовские события ключевыми и определяющими в распаде СССР? Почему?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________


Найдите людей, которые помнят события августа 1991 года. Спросите об их оценке этих событий. Постарайтесь, чтобы это были люди разных возрастов, социальных слоев, этнических и других групп. Стоит ограничить объем каждого интервью – например, чтобы оно не превышало 100 слов или же определенное количество знаков с пробелами с установленным шрифтом. Важно, чтобы полученные тексты отражали разные взгляды и оценки, были сконцентрированы на основной теме и главном вопросе, выглядели четкими, отражали личную оценку. При возможности, можно сделать фотографии опрашиваемых (обязательно при их личном согласии, желательно письменном) и иметь их краткие данные (также с согласия на помещение данной информации).

Главный вопрос: Как Вы оцениваете события августа 1991 года?

Разработайте остальные вопросы по теме «Август 1991 года и последующий распад СССР»

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Проведите опрос и обобщите его итоги. Сделайте краткий анализ.

Анализ полученных результатов социологического опроса

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________


Экскурсия в 1990-е годы. Политическое развитие страны.

Постановка задачи для учащихся

Этот проект может быть разработан там, где в 1990-е годы происходили значительные изменения в управлении и появлялись новые интересные законодательные акты. В экскурсии может быть рассказано о новых органах власти, показаны символы данной местности (флаги, гербы, гимны).

Вам предстоит разработать экскурсию в 1990-е годы. Она может быть виртуальной или реальной. Содержание экскурсии и маршрут следует связать с местом, в котором Вы родились и выросли или живете сейчас. Для подготовки экскурсии в 1990-е годы необходимо собрать информацию о том, какие изменения происходили, как они были связаны с изменениями в стране и мире, как влияли процессы глобализации на повседневную жизнь людей и экономические отношения.

Шаблон для выполнения задания

1. Определите тему своей экскурсии: _____________________________________________

____________________________________________________________________________

2. Коротко сформулируйте, почему эта экскурсия может быть интересной:

_____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

3. Определите, какие группы населения (возрастные, профессиональные, этнические и др.) могут особенно заинтересоваться этой экскурсией и почему:

_____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

4. На какое время экскурсия будет рассчитана? Нужна ли будет предварительная подготовка или информирование экскурсантов?

____________________________________________________________________________

5. Можно ли ее провести с использованием интернета (виртуально)? Если «да», то опишите, как можно сделать сайт с этой экскурсией

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

6. Что нужно дополнительно для экскурсии (транспорт, фотографии, открытки и т.п.)?

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

7. Определите ключевые точки Вашего маршрута:

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Рекомендуем не использовать слишком много точек и пунктов для проведения экскурсии, а также стараться избежать слишком большого объема информации

8. На каком расстоянии объекты экскурсии расположены друг от друга?

____________________________________________________________________________

9. Удобно ли будет участникам передвигаться?

____________________________________________________________________________

10. Подготовьте материалы (основные и вспомогательные) для экскурсовода по следующим формам:

А. Экскурсию лучше начать со слов:

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Б. В пункте 1 надо рассказать о …

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

В. В пункте 2 надо рассказать о …

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Г. В пункте 3 надо рассказать о …

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Д. В конце экскурсии надо сказать следующее:

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Е. В ходе экскурсии для привлечения внимания и интереса экскурсантов можно рассказать истории:

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Когда Ваш индивидуальный или коллективный проект будет разработан – проведите одну или несколько экскурсий. Обсудите с участниками, насколько они были интересны. Поместите информацию об этом в электронных или печатных средствах массовой информации. Сделайте описание своей экскурсии, чтобы его можно было поместить в рекламный буклет.




Похожие:

Общие методические указания для учителя по использованию проектной и исследовательской работы на занятиях iconОбщие методические указания для учителя по использованию проектной и исследовательской работы на занятиях
Задания по проектной и исследовательской деятельности в теме «Политическое развитие России в 1990-е годы»
Общие методические указания для учителя по использованию проектной и исследовательской работы на занятиях iconМетодические рекомендации для учителя по использованию проектной и исследовательской деятельности в учебной и внеклассной работе при изучении современной истории России

Общие методические указания для учителя по использованию проектной и исследовательской работы на занятиях iconМетодические рекомендации для учителя по использованию работы с документом при изучении современной истории России

Общие методические указания для учителя по использованию проектной и исследовательской работы на занятиях iconМетодические указания по выполнению студентами дипломной работы общие положения, цели и задачи выполнения дипломной работы
Методические указания к выполнению дипломной работы составлены на основании Учебного плана образовательно-профессиональной подготовки...
Общие методические указания для учителя по использованию проектной и исследовательской работы на занятиях iconЕ. К. Прохорец, М. В. Плеханова, И. Н. Хмелидзе основы проектной работы на занятиях по немецкому языку в техническом вузе
I. Теоретические положения организации и проведения проектной работы
Общие методические указания для учителя по использованию проектной и исследовательской работы на занятиях iconМетодические указания для студентов специальности 220301 "Автоматизация технологических процессов и производств"
Проектирование автоматизированных систем. Общие требования к содержанию и оформлению курсовой работы: Методические указания для студентов...
Общие методические указания для учителя по использованию проектной и исследовательской работы на занятиях iconМетодические указания для студентов дисциплины/ практики (рекомендации по планированию, организации и проведению занятий)
Охватывают весь материал, изучаемый студентами. Методические рекомендации по практическим занятиям обеспечивают формирование необходимых...
Общие методические указания для учителя по использованию проектной и исследовательской работы на занятиях iconМетодические указания по подготовке, написанию и защите выпускной квалификационной работы Для студентов по специальности
Целью дипломной работы является применение комплекса полученных теоретических знаний, а также практических умений и навыков для решения...
Общие методические указания для учителя по использованию проектной и исследовательской работы на занятиях iconМетодические указания по изучению учебной дисциплины в общем случае должна включать следующие разделы
Эти методические указания рекомендуется оформить вместе с заданиями в виде отдельного учебно-методического пособия. В этом случае...
Общие методические указания для учителя по использованию проектной и исследовательской работы на занятиях iconМетодические указания по выполнению лабораторной работы Цель работы
Исследование микроклимата производственных помещений. Методические указания к выполнению лабораторной работы по курсу “Безопасность...
Общие методические указания для учителя по использованию проектной и исследовательской работы на занятиях iconМетодические указания по планированию и учету педагогической нагрузки научно-педагогических работников гоу впо «рэа им. Г. В. Плеханова»
Методические указания предназначены для определения объемов учебной, научно-исследовательской, учебно-методической, организационной,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы